Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические и методические основы эффективного импортозамещения на российских промышленных предприятиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие экспортных возможностей российских предприятий в современных условиях хозяйствования является, несомненно, одним из приоритетных направлений деятельности, поскольку именно производство экспортной продукции и ее успешная реализация позволит отечественным товаропроизводителям выйти на качественно новый уровень функционирования. Таким образом, особое значение приобретает повышение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы импортозамещения, его роль и функции в промышленном развитии и международном разделении труда
    • 1. 1. Теория и методология импортозамещения, его место и роль в международном разделении труда
    • 1. 2. Импортозамещение как фактор интеграции промышленности России в сегменты глобального рынка
    • 1. 3. Разработка теоретических основ импортозамещения на промышленных предприятиях: понятия, факторы, классификация, направления реализации импортозамещения российских промышленных предприятий
  • Глава 2. Стратегическое планирование импортозамещения промышленных предприятий
    • 2. 1. Стратегии импортозамещения в системе управления эффективностью деятельности предприятия
    • 2. 2. Разработка системы управления эффективностью импортозамещающей деятельности предприятия на стадиях производства и реализации
    • 2. 3. Разработка алгоритма реализации импортозамещения на основе измерения потенциала рынка и использования оптимизационной модели
  • Глава 3. Оценка эффективности импортозамещения на российских промышленных предприятиях
    • 3. 1. Определение диапазонов импортозамещения с позиции производителя
    • 3. 2. Разработка методического подхода к оценке эффективности импортозамещения промышленных предприятий

Теоретические и методические основы эффективного импортозамещения на российских промышленных предприятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Активное участие хозяйственного комплекса страны и ее регионов в международном разделении труда является необходимым условием становления, развития и рационального использования потенциала национальной экономики.

Развитие экспортных возможностей российских предприятий в современных условиях хозяйствования является, несомненно, одним из приоритетных направлений деятельности, поскольку именно производство экспортной продукции и ее успешная реализация позволит отечественным товаропроизводителям выйти на качественно новый уровень функционирования. Таким образом, особое значение приобретает повышение экспортного потенциала отечественной производственной сферы, который в качестве составных элементов включает в себя, помимо инвестиционной, инновационной деятельности и прямых финансовых вложений, импорт для развития экспорта. В настоящее время доля импорта в себестоимости промышленной продукции довольно высока. В связи с этим развитие импортозамещения становится особенно актуальным, поскольку именно оно позволит избежать напряженности, возникающей вследствие необходимости использования при изготовлении промышленной продукции импортных изделий, компонентов и услуг, в то время как отечественные предприятия не получают потенциальные заказы на изготовление продукции, необходимые для выхода из кризисной ситуации.

Таким образом, исследование возможностей поступательного движения экономики страны в сторону вытеснения отдельных видов импортной продукции и гармоничного его замещения отечественными аналогами является крайне актуальным вопросом для современной российской экономической науки.

Проблема возможности и экономической целесообразности замещения импортной продукции отечественными аналогами многоаспектна и включает в себя уровень качества, который в состоянии обеспечить отечественные предприятия, сложности с нахождением рынков сбыта, необходимость защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и др.

Степень разработанности проблемы. В экономической литературе импортозамещение рассматривается как модель интеграции страны в систему мирохозяйственных связей, ориентированная на экономический рост государства. Эта модель международной торговли, основанная на идее промышленного импортозамещения во главу угла ставит развитие внутреннего рынка промышленных товаров.

Промышленное импортозамещение провозглашалось в качестве одной из целей экономического развития в теоретических моделях, разработанных такими представителями неокейнсианской школы, как X. Ченери, М. Бруно, А. Страуг, Н. Картер.

Теория и методология импортозамещения рассматривалась в трудах современных отечественных и зарубежных ученых. В частности, американский экономист П. Линдерт рассматривает влияние импортозамещающего роста на изменение международных условий торговли. В трудах А. Киреева обосновываются преимущества и механизм импортозамещающего роста. Кадочников П. А. рассматривает влияние макроэкономических процессов на развитие импортозамещения. Исмагилова Л. Р. рассматривает направления и механизм развития импортозамещающих производств в масштабах региона. Зайцев Д. Н. предлагает организацию производства импортозамещающей продукции как направление экономического развития региона. Редько С. И. рассматривает импортозамещение отдельных товарных групп как фактор обеспечения экономической безопасности страны. Терехов А. П. рассматривает проблемы конкурентоспособности импортозамещающей продукции промышленных предприятий.

Необходимо отметить, что проведенные на сегодняшний день исследования импортозамещения носят фрагментарный характер и не рассматривают теоретические основы, принципы организации импортозамещения как бизнес-процесса, направления и модели реализации и критерии эффективности импортозамещения с точки зрения субъектов предпринимательствапромышленных предприятий.

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования, предмет, цель, задачи и структуру исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических основ импортозамещения на российских промышленных предприятий.

Для реализации поставленной цели в ходе выполнения диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:

— исследовать существующие в отечественной и зарубежной литературе теоретические основы импортозамещения как приоритетного направления экономической политики государства в условиях интеграции страны в систему мирохозяйственных связей относительно субъектов предпринимательствапромышленных предприятий;

— уточнить понятийный аппарат и разработать систему классификационных признаков импортозамещения;

— определить стратегии импортозамещения в системе управления деятельностью предприятия с целью повышения ее эффективности;

— разработать систему управления эффективностью импортозамещающей деятельности предприятия при реализации стратегии импортозамещения;

— разработать алгоритм реализации импортозамещения на промышленном предприятии;

— определить диапазон импортозамещения с позиции эффективности деятельности производителя промышленной продукции;

— разработать и апробировать авторские методики оценки эффективности импортозамещения в условиях деятельности российских промышленных предприятий.

Область исследования. Исследование проведено в рамках п.п. 15.1 «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образования ми промышленности" — п.п. 15.10. «Внешнеторговая деятельность предприятий в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности" — п.п. 15.15. «Теоретические и методологические основы эффективности функционирования предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства» специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленности» Паспортов специальностей ВАК (экономические науки). Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие при организации импортозамещающих процессов в ходе реализации импортозамещающей стратегии развития российских промышленных предприятий. Объектом исследовании являются промышленные предприятия Российской Федерации.

Методические и теоретические основы исследования включают: научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам экономического роста с использованием импортозамещающей модели развития промышленного производства, нормативно-правовые акты РФ, отраслевые инструктивные материалы и методологические разработки, определяющие принципы и условия устойчивого развития промышленных предприятий.

При решении задач исследования на различных этапах проработки использовался комплекс методов, включающий экономический анализ, логический, технико-экономический, факторный анализ, метод экспертных оценок. Научная новизна результатов исследования заключается в разработке теоретических и методических основ эффективного импортозамещения на промышленных предприятиях. Основные результаты, характеризующие научную новизну исследования, заключаются в следующем:

— уточнен понятийный аппарат и дана авторская трактовка понятий «Импортозамещение», «Импортозамещаемые элементы», «Эффективность импортозамещения» и разработана система классификационных признаков импортозамещения промышленных предприятий;

— предложены и обоснованы стратегии импортозамещения в системе управления деятельностью предприятия с целью повышения ее эффективности;

— разработана система управления эффективностью импортозамещающей деятельности промышленного предприятия на стадиях производства и реализации;

— разработан алгоритм реализации импортозамещения на основе измерения потенциала рынка и использования оптимизационной модели;

— определены диапазоны импортозамещения с позиции производителя промышленной продукции;

— предложена методика оценки эффективности импортозамещения применительно к деятельности промышленных предприятий. Теоретическая и практическая значимость. Теоретические положения и практические выводы и рекомендации, полученные в результате исследования вносят значительный вклад в развитие теории импортозамещения российских промышленных предприятий. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности для повышения эффективности импортозамещения на российских промышленных экспортоориентированных предприятиях. Также практическая значимость работы заключается в разработке методики оценки эффективности импортозамещения с позиции предприятия-производителя. Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования: теоретические и методические положения, методика оценки эффективности импортозамещения, выводы и рекомендации были апробированы на ряде промышленных предприятий самарской области: ОАО «Электрощит», ОАО «Волгабурмаш», ОАО «Авиаагрегат».

Полученные в ходе исследования результаты нашли отражение в материалах международных и всероссийских научно-практических конференций и конгрессов в Самаре, Ярославле, Пензе.

По теме диссертации автором опубликовано 12 работ общим объемом 3,8 печатных листа.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из ведения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цели и задачи исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретико-методологические основы импортозамещения, его роль и функции в промышленном развитии и международном разделении труда» систематизированы результаты исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных импортозамещению. Сформулированы авторские понятия «импортозамещение» «импортозамещающий элемент», «эффективность импортозамещения», предложена авторская система классификационных признаков импортозамещения, определены модели и направления реализации импортозамещения российских промышленных предприятий.

Во второй главе «Стратегическое планирование импортозамещения промышленных предприятий» сформулированы стратегии импортозамещения российских промышленных предприятий, разработана система управления эффективностью импортозамещения промышленных предприятий на стадиях производства и реализации.

В третьей главе «Разработка методики оценки эффективности импортозамещения промышленных предприятий» определены диапазоны импортозамещения с позиции производителя, разработана методика оценки эффективности импортозамещения на промышленных предприятиях, приведены результаты оценки эффективности и измерения экономического эффекта импортозамещения на промышленных предприятиях Самарской области.

В заключении автором сформулированы теоретические и практические выводы, полученные в результате диссертационного исследования.

Заключение

.

Проведенное в данной диссертации исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Автором предложены подходы, развивающие теоретические и методические основы исследования импортозамещения на российских промышленных предприятиях.

2. Анализ исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными по теме импортозамещения позволяет судить о том, что в экономической литературе импортозамещение рассматривается как модель интеграции страны в систему мирохозяйственных связей, ориентированная на экономический рост государства.

При этом целесообразность импортозамещения обоснована:

5. возможностью использования выгоды крупного производства и низких издержек;

6. улучшением условий торговли (для промышленно развитых стран);

7. решением проблемы платежного баланса в связи с сокращением импортируемых потребительских товаров и экономией валюты;

8. сокращением внешней уязвимости.

9. выводом на внутренний рынок отечественной продукции, альтернативной импортным аналогам.

3. Проведенные исследования на промышленных предприятиях Самарской области позволяют сделать вывод, что организация процесса импортозамещения носит фрагментарный характерна предприятиях не имеется методологии ее оценки, не рассматриваются принципы организации импортозамещения как бизнес-процесса, направления и модели реализации и критерии эффективности импортозамещения с точки зрения субъектов предпринимательства — промышленных предприятий.

4. В рамках развитии теории импортозамещения автором уточнен понятийный аппарат категории импортозамещение. С точки зрения автора под импортозамещением следует понимать, прежде всего, увеличение производства отечественной продукции при снижении потребления импортных товаров (естественно, только для товаров, для которых такое замещение возможно).

Введены понятия «импортозамещаемый элемент», «импортозамещающий элемент». Под импортозамещаемым элементом автор понимает часть изделия импортного производства, которую можно заменить отечественным аналогом. Соответственно импортозамещающим элементом и выступает такой отечественный аналог.

Эффективность импортозамещения на стадии производства автор определяет соотношением эффекта, полученного в результате экономии ресурсов в денежном выражении при использовании в производстве импортозамещающего элемента с учетом объёмов производства в рамках временного интервала планирования (по сравнению с ресурсами, затрачиваемыми на приобретение импортных аналогов) и инвестиционных затрат на организацию его производства.

5. Разработана система классификационных признаков импортозамещения. включающая в качестве элементов: уровни реализации, направления реализации, стратегии, модели, производственную базу реализации импортозамещения, объекты импортозамещения.

6. Предложены и обоснованы возможные варианты импортозамещающей стратегии применительно к российским промышленным предприятиям:

1.стратегия внутриориентированного импортозамещения — освоение внутренних рынков продовольственных и промышленных товаров;

2.стратегия внешнеориентированного импортозамещениянацеленная на продвижение российских изделий на мировой рынок;

3.стратегия смешанного импортозамещения — реализация импортозамещающей продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке в различных пропорциональных соотношениях.

7. Определены особенности вышеперечисленных стратегических направлений, определены факторы выбора стратегии импортозамещения на промышленном предприятии, которые можно подразделить на две крупные группы: внешние, не контролируемые и внутренние, контролируемые предприятием. Также в рамках обоснования стратегии импортозамещения определены ее ключевые параметры: количество и качество импортозамещающей продукции и целевые рынки, куда будет направлена импортозамещающая продукция.

В качестве основного инструмента планирования и реализации импортозамещения на промышленном предприятии автором предлагается разработка и внедрение программы импортозамещения на уровне предприятий.

8. Разработана система управления эффективностью импортозамещающей деятельности на стадии производства и реализации. В ходе исследования автор пришла к выводу, что различия в системе управления эффективностью импортозамещающей деятельности предприятия при реализации одной из трех вышеописанных альтернативных стратегий импортозамещения касаются исключительно стадии реализации продукции в части выбора инструментов выхода на целевой рынок, построения товаропроводящей сети и т. д.

9. Предложен алгоритм реализации импортозамещения на основе измерения потенциала рынка и использовании оптимизационной модели. Суть авторского алгоритма реализации импортозамещения сводится к последовательному осуществлению следующих мероприятий: анализ предполагаемого рынка сбыта, определение по методике, предложенной автором потенциала рынка с позиции возможности наращивания объемов реализации импортозамещающей продукции, разработка стратегии импортозамещения, анализ и выбор варианта организации импортозамещения, согласование объемов импортозамещения с использованием оптимизационной модели, предложенной автором, планирование импортозамещение, производство импортозамещающей продукции, реализация импортозамещающей продукции.

10. В практической части диссертационной работы автором рассмотрена структура импорта и экспорта Российской федерации, рассмотрена импортозависимость отдельных товарных групп отраслей промышленности Российской Федерации с целью обоснования необходимости реализации импортозамещающей стратегии на уровне отраслей.

11. На основе исследования импортозамещения на самарских предприятиях ОАО «Электрощит», ОАО «Волгабурмаш», ОАО ПКК «Весна» определены его диапазоны применительно к реальным условиям деятельности данных предприятий.

12. Автором предложена методика оценки эффективности импортозамещения на промышленных предприятиях и проведен расчет эффективности для обследуемых предприятий.

Также автором предложена программа последовательного импортозамещения на 2008 г. для ОАО ПКК «Весна», в результате реализации которой предприятие получит по прогнозам автора эффект, равный 43,3 млн руб.

В целом полученная автором в ходе исследования положительная динамика эффективности импортозамещения на обследованных предприятиях позволила сделать вывод, что внедрение стратегии импортозамещения на отраслевом уровне создаст условия для дальнейшего повышения эффективности производства предприятий указанных отраслей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник/М.: 2002
  2. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 237с.
  3. А. Главная статья экспорта машиностроение // ФК-Новости. -2005.
  4. Анализ состояния парфюмерно-косметического рынка в Российской Федерации // Материалы общего собрания Российской Парфюмерно-косметической ассоциации., 8 февраля 2002 г, М., 2002. — 187с.
  5. В. Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике// Мировая экономика и международные отношения 2000. № 3. С. 14.
  6. В.Д. Россия в мировой экономике: учебное пособие. М.: Владос, 1998.-296 с.
  7. А.Ю., Черковец О. В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов -Ростов н/Д: «Феникс», 2005.-С.46.
  8. С. Производственные мощности российских предприятий //Вопросы экономики. 2003. -№ 5.
  9. С. Экономико-политические проблемы хозяйственных преобразований // Мировая экономика и международные отношения. -2000. № 12.
  10. A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб, пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.
  11. К.А., Бендиков М. А., Хрусталев Е. Ю. Современные методы управления технологическим развитием. М.: РОССПЭН, 2001.
  12. С. Импортозамещающий вектор альтернативной стратегии народнохозяйственного ращвития//Российский экономический журнал, 2002 № 3
  13. С.К. Вступление России в ВТО. // «Косметический рынок сегодня», № 13,2002.-28.
  14. А.И. Экономика современной России и роль внешней торговли // Внешняя торговля России на рубеже веков / Под общ. ред. С. И. Долгова. М., 2001. -Гл. П. — С. 31−56
  15. А.Д., Печерская Э. П. Бизнес малого предприятия / СГЭА, Самара, 1999.
  16. М. Ю., Дронов Р. И. Экономические механизмы государственного регулирования импортозамещения// Наука и промышленность России. 2001. N 2. С. 52−57.
  17. В.А. Введение в анализ российской макроэкономической динамики переходного периода. -М.: ИЭПП, 2003.
  18. В.А. Исследование трансформации ценовых пропорций в процессе российских экономических реформ. М.: ГУ-ВШЭ, 1998.
  19. В.А. Трансформационный спад и структурные изменения в российском промышленном производстве. Научные труды № 30. -М.: ИЭПП, 2001.
  20. В. А. Цухло С.В. анализ динамики российской переходной экономики. Научные труды № 42. — М.: ИЭПП, 2002.
  21. A.JI., Протасова Л. Е. Государственное регулирование экономики и экономическая политика: Учеб. Пособие. Казань: Изд -во КФЭИ, 2000.-264 с.
  22. Ю.В., Швандар В. А. Производство прибыли. М.:ФинансыД998.
  23. И.Я., Калинин А. П., Родионов Ю. Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты 1992 1998. — М.: ОАО «Внешторгиздат», 1999.-292 с.
  24. Большой экономический словарь /Под ред. А. Н. Азршшяна. 4-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1999. — 1248 с.
  25. В.Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения/ Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1997.384 с.
  26. В.Н., Холопов К. В. Внешняя торговля Российской Федерации: Учеб. пособие / Под ред. проф. В. П. Бурмистрова. М.: Юрист, 2001. -С.
  27. Н. Н. Промышленность России в условиях развития конкурентной среды: Регион, аспект / Н. Н. Бурцев. М.: Наука, 2003.-318 с
  28. М.И. Внутрифирменное планирование. М.: ИНФРА-М, 2000
  29. В.Р. «Стратегическое управление». М. 2004.
  30. Вигдорчик К, Кашин В., Липсиц И. и др. Промышленная политика: выбор пути развития на ближайшие два года. Доклад экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей. Вып. 16,1996.
  31. С.Л. «Стратегическое управление», ПРОСПЕКТ, 2004.
  32. Ю.Е., Бартенев С. А. Экономика России: эффекты и парадоксы. М.: Издательство БЕК, 1995. — 144 с.
  33. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов М: Междунар, отношения, 2001.-544 с.
  34. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / JI.E. Стровский, С. К. Казанцев, Е. А. Паршина и др.- Под ред.проф. Л, Е. Стровского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 1999
  35. А. Конкурентоспособность промышленной продукции.// Стандарты и качество.-2003. № 5. С. 59.
  36. А. Конкурентоспособность промышленной продукции.// Стандарты и качество.-2003. № 5. С. 59.
  37. Е.Т. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России. -М.: ИЭПП, 2003.
  38. Е.Т. Очерки экономической политики посткоммунистической России. М.: Экономика, 1998.
  39. С. Н. Политика России на мировом рынке в отношениях с международными организациями / С. Н. Гамидуллаев, С.В. Багрикова- Рос. тамож. акад., С.-Петерб. фил. им. В. Б. Бобкова.- СПб.: С.-Петерб. фил. РТА, 2001. 42 с.
  40. И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 334с.
  41. Горбунов А, Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. М.: Издательский центр «АНКИЛ», 1997. — 214с.
  42. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. М.: Изд-воРАГС, 2003
  43. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под общ. В. И. Кушпина, НА Волгина- Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.: Экономика, 2001
  44. Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций / М.:ЗАО «Бизнес-школа „Интел-Синтез“», 2001.
  45. М.В. Инновационная деятельность промышленности / М.: ИМЭиМО, 2001
  46. Е. Государственная политика стимулирования экономического роста // Инструменты макроэкономической политики для России. М.: ТБИС, 2000.
  47. И.Б. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий.// Вопросы экономики.-2005. № 2. С. 40.
  48. И.Б. «Стратегия и структура корпорации». Дело, 2006
  49. Ю.В. Стратегическое управление: Учебное пособие. Часть 1. -М.: МГУ, 2002
  50. А.А. Проблемы и перспективы отечественного производства в различных сегментах косметики // Материалы III Московского косметического форума 5 мая 2002 г. М., 2002 г. -39−45с.
  51. А.А. Союз сильных: новые тенденции международного технологического развития // Рос. предпринимательство. 2003. — N 4
  52. Г. А., Каменецкнй М. И., Остапенко В. В. Инновации: отечественный и зарубежный опыт: Анализ, финансирование, стимулирование. М.: МАКС-Пресс, 2001. — 284 с.
  53. , М. Г. Организационный потенциал инновационного развития регионов России // Региональная экономика. — 2001 .— N 2.—С. 38−40.
  54. Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ: Учеб.пособие.2-е изд.-СПб.:Питер, 2004.-560с.
  55. В. О научно-промышленной политике России на рубеже веков //Проблемы теории и практики управления. 2000. — № I.
  56. Р. Стратегия импортозамещения. // Экономист, 2000, № 10.
  57. О.Е. Скрытые ресурсы управления косметической компанией: от самодиагностики к выработке стратегии // Материалы III Московского косметического форума 5 мая 2002 г. М., 2002 г. -52−61 с.
  58. С.А. Расстановка сил: отечественные и западные компании борются за рынок. // «Косметический рынок сегодня», № 4, 2002. -28.
  59. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики, М.:Инфра-М, 2000.
  60. B.C. Стратегическое управление в контексте организационного развития // Менеджмент в России. 2005. -№ 1. -с.35
  61. П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей и пути их решения. М.: ИНФРА-М, 2003.
  62. В. Интеграция России в мировое хозяйство: структурные проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 7. С. 22−29.
  63. Д.Н. «Организация производства импортозамещающей продукции как направление экономического развития региона» дисс. канд. экон. наук, 2002 г.
  64. H.JI. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М, 2004.-438 с.
  65. Г. Г. Государственно регулирование внешнеторговых отношений как фактор экспортоориентированного роста экономики Российской федерации: Дисс. канд. экон. наук. Самара, 2001 г.
  66. Р.И. Россия: интеграция в мировую экономику. М.: Финансы и статистика, 2003. — 432 с.
  67. Н. П. Производственно-экономические системы в промышленности России: (Трансформация, формирование, развитие) / Н. П. Иващенко- Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. М.: ТЕИС, 2000. — 283 с
  68. Л.Р. «Развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств как фактор интеграции региона в систему мирохозяйственных связей» дисс. канд. экон. наук, 2004 г.
  69. Кадочников П., Синельников-Мурылев С., Четвериков С. Импортозамещение в Российской Федерации в 1998—2002 гг.// ИЭПП. Научные труды № 62Р.М.-.2003.
  70. П.А. «Влияние импортозамещения на процессы экономического роста в переходной экономике» дисс. канд. экон. наук, 2005 г
  71. С. Потенциал экономики регионов России как основа их внутренней конкурентоспособности.// Регион: экономика и социология.-2004. № 1. С. 191.
  72. С. Потенциал экономики регионов России как основа их внутренней конкурентоспособности.// Регион: экономика и социология.-2004. № 1. С. 191.
  73. Л. Конкурентоспособность предприятий и их продукции//Машиностроитель. 2003. № 11. С. 15.
  74. JI.M. Трансформация межрегиональных и внешнеэкономических связей региона: Дисс. канд. экон. наук. -Екатеринбург, 2001 г.
  75. Г. Я. Экономика предприятия: Словарь. М.: Юристъ, 2000.-272с.
  76. А.П. Международная экономика. В 2-х ч. 4.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М.: Международные отношения, 1997. -416 с.
  77. А., Смирнов С. Экономический рост в России: амбиции и реальные перспективы // Вопросы экономики. М: 20 002 № 8. с. 420.
  78. Н.Н. Экономика и управление в машиностроении. М.: Академия, 2004. — 205 с.
  79. , Н.Н. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли // Вестн. Белорус, ун-т
  80. А.И. Комментарий Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Хозяйство и право. 1989, № 1,2,3,4,5.
  81. А.В. Парфюмерный оазис // Финансовые известия, № 599. — 2002.-34с.
  82. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. и со вступ. ст. В. А. Максимцева и проф. Габричидзе. 621с.
  83. Ю. Включение российских предприятий в международную кооперацию производства. // М.: Внешняя торговля, 1995, № 5.
  84. Ю. Включение российских предприятий в международную кооперацию производства. // М.: Внешняя торговля, 1995, № 5.
  85. Ю., Кузнецова Н. Международная кооперация крупный резерв развития экономики Росси. // М.: Экономист, 1995, № 4
  86. А. Потенциал роста промышленности: формирование стоимости машин и оборудования.// Проблемы прогнозирования.-2005.№ 1. С. 62.
  87. Э.Г. Ориентиры внешнеэкономической деятельности (национальная экономика и предприятия в системе мирохозяйственных связей). М.: Экономика, 1992. -207 с.
  88. Н.М. Основные вопросы международной торговой политики. М.: Социум, 2002.-479 с.
  89. Н.М. Основные вопросы международной торговой политики. М.: Социум, 2002.-479 с.
  90. Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, М.: Экономика, 1997.
  91. П. Экономика мирохозяйственных связей.: Пер с англ. / под общ. ред. О. В. Ивановой. М.: Прогресс, 1992 — 520 с.
  92. О.Г. Формирование конкурентоспособных систем управления промышленным производством. Самара: Изд-во СГЭА, 1997,227с.
  93. О.Г. Формирование конкурентоспособных систем управления промышленным производством. Самара: Изд-во СГЭА, 1997,227с.
  94. Малое и среднее инновационное предпринимательство: условия развития и международное сотрудничество/М.: ЦИСН, 2003
  95. М.А. Введение во внешнюю торговлю. М.: Технология, 2006.265 с.
  96. Материалы к общему собранию Российской Парфюмерно-косметической ассоциации от 8 февраля 2002 года, М., 2002. 98с.
  97. Ю1.Маховикова Г. А., Ефимова Н. Ф., Павлова Е. Е. Внешнеэкономическая деятельность: СПб.: Вектор, 2006. -224с.
  98. Международный менеджмент. / Под ред. С. Э. Пивоварова, М.: Экономика, 2000.
  99. Место и роль России в трансформирующейся системе международных, отношений: материалы семинара, 4 февр. 2002 г., Москва / науч. ред.: д.полит.н., Г. В. Каменская, к.полит.н., Э. Г. Соловьев. М.: ИМЭМО- Н. Новгород: Б.и., 2002. — 236 с.
  100. Ю4.Микрюков А. В., Мысник В. Г. О показателях устойчивого развития промышленного предприятия. Материалы конференции 12−13 февраля 2003 г. — г. Хабаровск.
  101. Ю5.Микрюков А. В., Мысник В. Г. О показателях устойчивого развития промышленного предприятия. Материалы конференции 12−13 февраля 2003 г. — г. Хабаровск
  102. Юб.Мирзоев Д. М. Интеграция России в мировой рынок новых технологий и наукоемкой продукции // Финансы и кредит. 2003. -N 17.-С. 19−30
  103. П.В. Формирование новой парадигмы развития внешнеэкономической деятельности региона: автореферат дисс. докт. экон. наук. Екатеринбург, 2001 г.
  104. В.М. Методы и методика оценки конкурентоспособности машиностроительных предприятий// Машиностроитель. 2003. № 8. С.5
  105. Н. К. Аиискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентноспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993. — 211с.
  106. ПО.Назарчук Е. Н. «Влияние девальвации на процессы импортозамещения».// Проблемы развития предприятий: теория и практика: Материалы 5-й Международной научно-практической конференции. Самара: изд-во Самар. гос. экон. унив., 2005.
  107. Ш. Назарчук Е. Н. «Импортозамещающая стратегия развития российских предприятий». Инновационное развитие экономики: Материалы междунар. научно-практич. конф. Ярославль: 2005.
  108. ПЗ.Назарчук Е. Н. «Российская металлургия на пороге вступления в ВТО: проблемы и перспективы».// Проблемы развития предприятий: теория и практика: Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. Самара: изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004
  109. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность /В.И.Волков и др.- под общ. ред. В.И.Лисова- Федер. Служба налоговой полиции РФ- Акад. Налоговой полиции. М.: ОАО «НПО „ЭКОНОМИКА“», 2000. -477 с.
  110. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность /В.И.Волков и др.- под общ. ред.
  111. B.И.Лисова- Федер. Служба налоговой полиции РФ- Акад. Налоговой полиции. М.: ОАО «НПО „ЭКОНОМИКА“», 2000. -477 с.
  112. Пб.Непущенные инвестиции. Иностранцы желают инвестировать в Россию больше, чем могут.// Рос. газета 2006 6 июл.
  113. В. Глобализация мировой экономики и Россия //Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 3.1. C.23−34.
  114. З.М., Фам За Минь. Модель экономического развития Южной Кореи. Путь к процветанию / предисл. Р. И. Хасбулатова, -М.: Финансы и статистика, 1992. 96 с.
  115. В.А. Внешнеэкономический комплекс России проблемы и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. -2001. -№ 5. -С. 31.
  116. Н.В. Влияние торговых сетей на рынок косметики и парфюмерии России. // «Косметический рынок сегодня», № 15, 2002. -24.
  117. Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. М.: Высшая школа, 1990.
  118. Основы внешнеэкономических знаний: Учебник/Под ред. И. П. Фаминского. 2-е изд. М.: Международные отношения, 1994. -343с.
  119. Основы менеджмента. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. М.: Изд. Дело, 1998.-428с.
  120. Официальный вэб-сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru
  121. Официальный вэб-сайт центрального Банка РФ http://www.cbr.ru
  122. Л.Н. Финансы предприятий М.: Финансы, 1998.
  123. А.И., Варданян Т. Д. Экономика снабжения предприятий сегодня и завтра. М.: Экономика, 1990. — 171с.
  124. А.С., Баранников М. Н. Экономика машиностроения. М.: Феникс, 2004.-412 с.
  125. Н.Я. Проблемы стратегического развития российской экономики на современном этапе /Научные труды. Выпуск IV. — М.: Международная академия менеджмента, 2003.
  126. С.В. Ценообразование на мировых рынках. СПб.: СПИЭИ, 1992. -127с.
  127. В. В, Организация и регулирование внешнеэкономической деятельностью М.: Юристь, 1999. — 456с.
  128. В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация: Внешнеторговый практикум. М.: ИНФРА-М, 1996. -521с.
  129. В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник. -М.: Юристь, 2000
  130. Н.Е. Международная конкуренция (пер. с англ.)/Под ред. и с предисл. В. Д. Щетинина. М.: Междунар. Отношения, 1993. — 896 с
  131. Предприятие на внешних рынках. / Под ред. Долгова, Кретова. М., 1997.
  132. Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: Учебник./Под ред. И. И. Кретова, С. И. Долгова. М.: БЕК, 2001.
  133. Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебн. практич. пособие. -М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. 389с.
  134. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.-М., 2003
  135. С.И. «Импортозамещение продуктов питания как фактор обеспечения продовольственной безопасности России» дисс. канд. экон. наук, 2003 г
  136. А.Л. Место России в мировом рынке парфюмерии и косметики с точки зрения зарубежных экспертов. // «Косметический рынок сегодня», № 11,2002. 28.
  137. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия/Менеджмент в России и за рубежом 2004 — № 3 -с.29−44
  138. Россия на мировых рынках: актуальность наращивания высокотехнологичного экспорта остается // Коринф. 2004. — N 17. -С. 2−6. Россия в цифрах: Кратк. Стат. Сб. / Госкомстат России. — М., 2005. -416 с.
  139. Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия. -М.: Издательство ПРОИР, 2001. -298с.
  140. В.Е. Международные экономические отношения. -М.:ЮНИТИ, 2005.-605 с.
  141. Дж. Рыночная экономика и Россия / Пер. с англ. М.: Экономика, 1995.-331 е.
  142. В.Н. Изменения косметического рынка и их влияния на формирование коммерческой стратегии предприятия. // Материалы III Московского косметического форума 5 мая 2002 г. М., 2002 г. -91−117с.
  143. В.Н. Перспективы развития косметической отрасли // Материалы Российской парфюмерно-косметической ассоциации М., 2002, доступен по URL: http://www.pcar.rii/cgi-bin.
  144. В.Н. Результаты исследования по PR-обеспечению деятельности российских, проведенного РПКА совместно с Международным пресс-клубом. // «Косметический рынок сегодня», № 18,2002.-24.
  145. В.Н. Российский косметический рынок: потенциал не исчерпан // Материалы III Московского косметического форума 5 мая 2002 г. -М., 2002 г. 10−19с.
  146. А. Г. Совместное предпринимательство: инвестирование капитала и технологий.
  147. К. А. Международные экономические отношения. М.: 1998.
  148. К. А. Международные экономические отношения. М.: Гардарика, 1998.
  149. А.А. Косметические компании осваивают «демографические рынки» М., 2002, доступен по URL: http://www.intercharm.ru/tendencies/.
  150. А. Исследование о природе и причинах богатства народа. В 2 т. -М.: Соцэкгиз, 1962.- 684 с.
  151. Современный внешнеэкономический словарь / Под ред. проф. Р. А. Хасбулатова. М., Экономика, 2001. 387с.
  152. Современный внешнеэкономический словарь / Под ред. проф. Р. А. Хасбулатова. М., Экономика, 2001. 387с.
  153. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2002.
  154. Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты. Изд. 3-е, испр. и доп.— М.:ИНФРА-М, 1998. 613с.
  155. Стратегическое планирование: Учеб. пособие / Под ред. А. Н. Петрова. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003
  156. И. Глобализация и новые информационные технологии в международном экономическом пространстве // Пробл. Дал. Востока. М., 2003. — N 2. — С. 101−107
  157. Л.Е. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. М.: ЮНИТИ, 2004. — 847 с.
  158. Н.П. Организация и техника внешнеторговых операций.'Текст лекций. Самара, СГЭА, 1999. -231с.
  159. Н.П. Организация и техника внешнеторговых операций. :Текст лекций. Самара, СГЭА, 1999. -231с.
  160. Таможенное право / Под ред. проф. Б. Н. Габричидзе. М., 2001. -428с.
  161. А.П. «Повышение конкурентоспособности импортозамещающей продукции промышленных предприятий» дисс. канд. экон. наук, 2000 г.
  162. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ, под ред. ЛТ. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -576с.
  163. Томпсон, Стрикленд. Менеджмент М., 2000.
  164. Г. Механизмы импортозамещения на уровне отраслей // Институт финансовых исследований. М.: 2002, доступен по URL: http://finanserv.ifs.ru/body/memo/2002/Mar/18 0302t.htm
  165. Управление внешней экономической деятельностью хозяйственных субъектов в России. / Под ред. Батизи. М., 1998.
  166. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление.-М.: ИНФРА-М, 2000.-С. 103
  167. Р. А., «Управление конкурентоспособностью организации», ЭКСМО, 2004.
  168. Ф.С. Импортозамещающая стратегия структурных сдвигов в экономике России // М.: 2002, доступен по URL: доступен по URL: http://ok-russia.narod.ru/stat/stat002.htm.
  169. Формирование рыночного механизма экономического роста в России //Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 2.
  170. В. Потенциал и проблемы инновационного развития промышленных предприятий.// Инновации.-2001. № 7. С. 37.
  171. Ш. Цухло С. В. Конкуренция в российской промышленности (95−02). -Научные труды № 57. М.: ИЭПП. 2003.
  172. Цыганков П, А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2004. — 590 с.
  173. А.Н. Важнейший приоритет промышленной политики // «Эксперт», №№ 1−2,2002. 167с.
  174. Г., Пресняков В., Фиминский И. Регулирование внешнеэкономических связей. М.: ИНФРА-М, 1997. — 240с
  175. Эптов Р, Луговой О. Факторы экономического роста. Научные труды № 70. — М: ИЭПП, 2004.
  176. А.Ю. Конкуренция: теория и практика.: Учеб. пособие, 3-е изд. М.: Гном-Пресс, 2000.
  177. Г. И. Проблемы формирования рыночной стратегии промышленных предприятий в открытой экономической системе (внешнеэкономический аспект).: Научное издание/Под ред. проф. Н. Н. Османкина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. -160с
  178. Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста //Общество и экономика. 2002. — № 2.
Заполнить форму текущей работой