Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование организационно-методического обеспечения профилактики болезней и оздоровления школьников младших классов в Школах Здоровья г. Москвы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перспективным направлением в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей является внедрение организационно-функциональной модели комплексной профилактики болезней и оздоровления школьников в условиях образовательных учреждений. Внедрение разработанной модели, включающей активное выявление школьников с факторами риска и хроническими болезнямиразработку общих и индивидуальных программ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ПУТИ ЕГО УКРЕПЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. Л. Состояние здоровья школьников в Российской Федерации. И
      • 1. 2. Факторы, влияющие на состояние здоровья школьников
      • 1. 3. Школы Здоровья для детей
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Программа, материалы и методика исследования
    • 2. 2. Характеристика баз исследования
  • ГЛАВА 3. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ ЗДОРОВЬЯ Г. МОСКВЫ
    • 3. 1. Состояние здоровья детей перед поступлением в Школу Здоровья
    • 3. 2. Организационно-функциональная модель комплексной профилактики болезней и оздоровления школьников младших классов в Школах Здоровья г. Москвы

    ГЛАВА 4. ДИНАМИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ОСТРЫМИ И ХРОНИЧЕСКИМИ БОЛЕЗНЯМИ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ БОЛЕЗНЕЙ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ г. МОСКВЫ.

    4.1. Анализ структуры заболеваемости хроническими болезнями школьников младших классов, обучающихся в Школе Здоровья.

    4.2. Динамика заболеваемости хроническими болезнями школьников младших классов Школы Здоровья на фоне проводимых профилактических и оздоровительных мероприятий.

    4.3. Динамика заболеваемости острыми болезнями школьников младших классов Школы Здоровья на фоне проводимых профилактических и оздоровительных мероприятий.

    ГЛАВА 5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ БОЛЕЗНЕЙ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ Г. МОСКВЫ.

    5.1.Анализ результатов анкетирования родителей, проведённого с целью выявления факторов риска возникновения заболеваний у детей.

    5.2. Оценка эффективности организационно-функциональной модели комплексной профилактики и оздоровления школьников в Школе Здоровья по результатам анкетирования родителей.

Совершенствование организационно-методического обеспечения профилактики болезней и оздоровления школьников младших классов в Школах Здоровья г. Москвы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема сохранения и улучшения здоровья детей школьного возраста является одной из приоритетных, поскольку именно это поколение в ближайшие десятилетия будет определять интеллектуальный потенциал страны, её экономические возможности и обороноспособность. Исследования последних лет свидетельствуют о неблагоприятной динамике состояния здоровья школьников, о росте заболеваемости по таким классам болезней, как болезни органов дыхания, системы кровообращения, костно-мышечной системы, органов пищеварения, нервной и мочеполовой систем [116, 124, 126, 129, 138]. По данным Министерства здравоохранения России, в 2010 только 20,7% детей, обучающихся в школе, имели первую группу здоровья, 59,2% - относились ко второй группе, 18,3% - к третьей, 1,8% - к четвёртой и пятой. К моменту окончания школы наблюдался рост числа детей со снижением остроты слуха на 44%, со снижением остроты зрения в 2,7 раза, с нарушением осанки на 45% [94].

В 1991 г. Европейская Комиссия, Совет Европы и Всемирная организация здравоохранения приняли решение о реализации проекта по созданию «Школ Здоровья», в основу которого легла «Хартия по развитию здоровья», принятая в 1986 году в г. Оттаве (Канада). В Российской Федерации Школы Здоровья появились в середине 90-х годов прошлого века, а в настоящий момент их насчитывается 13 370, из них 620 — в г. Москве.

Однако, несмотря на первые успешные результаты реализации проекта.

Школа Здоровья" на территории Российской Федерации, в настоящее время не достаточно обобщается и распространяется опыт Школ.

Здоровья, слаба научно-методическая база, способствующая развитию данного проекта, нет чёткого алгоритма действий, которым могут руководствоваться медицинские и педагогические работники при 5 выборе методов оздоровления детей, что и обуславливает актуальность совершенствования организационно-методического обеспечения профилактики болезней и оздоровления школьников младших классов в Школах Здоровья и внедрения разработанной организационно-функциональной модели комплексной профилактики и оздоровления в образовательные учреждения Российской Федерации.

Целью исследования явилось научное обоснование и разработка организационно-методического обеспечения профилактики болезней и оздоровления школьников младших классов в Школах Здоровья.

В соответствии с намеченной целью поставлены задачи:

1) Провести сравнительный анализ показателей состояния здоровья детей перед поступлением в Школу Здоровья и общеобразовательную школу г. Москвы.

2) Разработать и внедрить организационно-функциональную модель комплексной профилактики и оздоровления школьников младших классов в Школе Здоровья.

3) Проанализировать динамику заболеваемости острыми и хроническими болезнями школьников младших классов Школы Здоровья и общеобразовательной школы в процессе проведения оздоровительных мероприятий.

4) Исследовать информированность родителей школьников младших классов Школы Здоровья и общеобразовательной школы в области здорового образа жизни в динамике.

5) Оценить эффективность организационно-функциональной модели комплексной профилактики и оздоровления школьников и разработать предложения по внедрению данной модели в образовательные учреждения.

Научная новизна исследования.

Впервые представлена развернутая структура болезней школьников младших классов, обучающихся в Школе Здоровья, с ранжированием по классам в соответствии с международной классификацией болезней, свидетельствующая о преобладании болезней костно-мышечной системы, органов дыхания, расстройств поведения и психических расстройств и определена динамика заболеваемости острыми и хроническими болезнями в процессе обучения детей.

С учетом полученных данных о структуре болезней у детей, разработана организационно-функциональная модель комплексной профилактики болезней и оздоровления школьников младших классов в Школе Здоровья, основанная на принципах межведомственного подходаотбора детей в соответствии с ведущей и сопутствующей патологиейформирования потоков для проведения мероприятий в условиях школы и поликлиникиразработки общих и индивидуальных программвовлечения семьи в формирование здорового образа жизниконтроля качества и оценки эффективности комплекса.

Получены результаты анкетирования родителей школьников младших классов, обучающихся в Школе Здоровья, по вопросам формирования здорового образа жизни в семье, проведенного с учетом полученных данных о структуре болезней у детей и свидетельствующие о недостаточном знании родителями особенностей режима школьника и проведения профилактики болезней костно-мышечной системы.

Доказаны эффективность и целесообразность внедрения разработанной модели профилактики и оздоровления школьников в образовательные учреждения на основе анализа динамики заболеваемости школьников и результатов анкетирования родителей.

Практическая значимость.

Материалы исследования позволяют:

• использовать полученные данные для адекватного планирования и внедрения государственных программ оказания медицинской помощи детям в условиях образовательных учреждений в регионах Российской Федерации;

• внедрить в практику оказания медицинской помощи школьникам разработанную модель организации профилактических мероприятий и оздоровления;

• организовать работу с родителями школьников методом «обратной связи» через анкетирование, дистанционное взаимодействие посредством Интернет-ресурсов;

• применить разработанную модель комплексной профилактики и оздоровления в качестве алгоритма действий для руководителей образовательных учреждений с целью принятия организационных решений по обеспечению межведомственного взаимодействия в целях укрепления здоровья детей в условиях школы.

Апробация результатов исследования:

Основные положения диссертационной работы доложены и обсуждены:

• на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития муниципального здравоохранения на современном этапе»" (Ступинский район, санаторий «Красная заря», апрель 2010 г.);

• на Всероссийской научно-практической конференции «Экономические аспекты здоровья и здравоохранения» (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, май 2011 г.);

• на научно-практической конференции «Новые профилактические технологии в области охраны материнства и детства» (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, октябрь 2011 г.);

• на слушаниях в Общественной Палате «Новые профилактические и информационные технологии в области охраны здоровья матери и ребенка» (Общественная Палата Российской Федерации, июнь 2012 г.);

• на внутриотделенческой конференции (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, сентябрь 2012 г.);

• на конференции «Новые технологии оздоровления школьников России» (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, апрель 2013 г.).

Внедрение результатов исследования в практику:

Разработанная модель комплексной профилактики и оздоровления школьников младших классов используется в работе Школ Здоровья № 48, № 149 г. Москвы.

Материалы исследования используются для совершенствования оздоровительной работы в общеобразовательных школах г. Ступино Московской области и включены в доклад советника губернатора Ступинского района «О состоянии здравоохранения Ступинского района» на ежегодной отчетной конференции (2011 г.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Состояние здоровья школьников характеризуется преобладанием в структуре болезней костно-мышечной системы, органов дыхания, болезней системы кровообращения и психических расстройств.

2. Нед о статочная информированность родителей о факторах риска, обуславливающих возникновение болезней у детей, и недостаточное вовлечение семьи в формирование здорового образа жизни требует внедрения образовательных программ для родителей в условиях общеобразовательных школ.

3.Внедрение организационно-функциональной модели комплексной профилактики болезней и оздоровления детей, включающей разработку общих и индивидуальных программ оздоровления с учётом выявленной ведущей патологии, преемственность в деятельности специалистов образовательного и медицинского блоков, вовлечение семьи в процесс проведения профилактических мероприятий, способствует снижению заболеваемости и является перспективным направлением в решении проблемы оздоровления детей.

Личный вклад автора Автором разработан план, программа, определены объем и методы исследования, проведены выкопировка данных из первичной документации, статистическая обработка первичного материала (заболеваемость детей в динамике по нозологиям), составлена анкета и проведено анкетирование родителей в динамике с анализомразработаны элементы организационно-функциональной модели комплексной профилактики болезней и оздоровления детей (механизм взаимодействия Школы и поликлиники, организация просветительской работы с родителями, выбор технологии для оздоровления детей) — выполнен аналитический обзор зарубежной и отечественной литературыподготовлены публикации и пособие для врачей-организаторов. Все научные положения, представленные в диссертации, являются результатом авторского наблюдения.

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 8 научных работ, из них 2 — в журналах, рекомендованных ВАКпособие для организаторов здравоохранения, медицинских и педагогических работников.

Объём и структура диссертации Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения с обсуждением полученных результатов, выводов, предложений, списка литературы, приложений. Список используемой литературы содержит 182 источника, из них 138 — отечественных и 44 — зарубежных авторов. Общий объём работы составляет 152 страницы машинописного текста. Диссертация иллюстрирована 10 таблицами, 14 рисунками.

ВЫВОДЫ:

• Состояние здоровья школьников характеризуется неблагоприятными тенденциями, особенно связанными с болезнями костно-мышечной системы, которые, согласно проведенному ранжированию, занимают первое место -26,8% (из них 13,5% - нарушение осанки, 10,8% - плоскостопие, 2,5% -врождённая косолапость), на втором — болезни органов дыхания (15,3%), на третьем и четвертом — болезни системы кровообращения (14,6%) и психические расстройства (11,5%).

• Перспективным направлением в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей является внедрение организационно-функциональной модели комплексной профилактики болезней и оздоровления школьников в условиях образовательных учреждений. Внедрение разработанной модели, включающей активное выявление школьников с факторами риска и хроническими болезнямиразработку общих и индивидуальных программ оздоровленияпреемственность в деятельности специалистов образовательного (школа) и первичного медицинского (поликлиника) звеньеванкетирование родителей и вовлечение семьи в процесс проведения профилактических мероприятий способствует снижению заболеваемости детей.

• Установлено, что, несмотря на сохраняющуюся в динамике тенденцию к росту частоты болезней костно-мышечной системы у школьников, темпы ее роста в Школе Здоровья в результате внедрения разработанной организационно-функциональной модели комплексной профилактики болезней и оздоровления были ниже, по сравнению, с контрольной школой (с 17,5 до 25,4 на 100 школьников в основной и с 17 до 50,5 на 100 школьниковв контрольной группах к концу третьего года обучения, р<0,05). Также выявлены достоверные различия по показателям заболеваемости болезнями органов дыхания, расстройствами поведения и психическими расстройствами, р<0,05).

• Результаты анкетирования родителей свидетельствуют о недостаточном знании ими факторов риска возникновения отклонений в здоровье школьника и недостаточном вовлечении семьи в формирование здорового образа жизни: регулярно занимаются спортом только 35,8% детейу большинства детей выявлены вредные привычки, способствующие формированию болезней костно-мышечной системы: привычка постоянно сидеть и лежать в неправильных позах (44,6%>) — ношение сумки и портфеля в одной руке (60%) — привычка постоянно сутулиться (55,4%) — 76,3% родителей признают употребление алкоголя- 50,4% опрошенных родителей курятпитание свое ребёнка рациональным и сбалансированным считают только 21,7% опрошенных родителей.

• Внедрение образовательных программ для родителей в условиях школы и дистанционное обучение через Интернет способствует повышению эффективности профилактических мероприятий и вовлечению в процесс формирования здорового образа жизни не только детей, но и самих родителей: почти вдвое увеличилось количество родителей, которые «прошли диспансеризацию в этом году» (45,8%>) и снизилось количество родителей, которые «проходили диспансеризацию более года назад» (25,4%), при этом в контрольной группе число родителей, которые обращались к врачу с профилактической целью более года назад осталось прежним (50,5%) (р<0,05).

Практические рекомендации.

• Разработанная модель может быть рекомендована как важный элемент совершенствования профилактики заболеваний и оздоровления детей в условиях государственных и частных образовательных учреждений.

• Полученные данные о структуре болезней школьников и динамике заболеваемости могут быть использованы для организации профилактических технологий в раннем дошкольном возрасте детей с целью предотвращения развития болезней.

• Для повышения эффективности оздоровительных мероприятий в условиях образовательных учреждений целесообразно вовлечение семьи в формирование здорового образа жизни через образовательные программы, осуществляемые в условиях школы.

• Анкетирование родителей, на основе полученных в исследовании данных о структуре болезней школьников, с выявлением ведущих патологий и разработкой вопросов анкеты применительно к этим болезням, может использоваться для оценки эффективности профилактических мероприятий в условиях образовательных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Э. Медицинская активность семьи современного школьника / Александрова И.Э.// Медицинский вестник Северного Кавказа, — 2010. № 3, — С. 104.
  2. И.Э. Оптимизация факторов внутришкольной среды -важнейшее звено первичной профилактики заболеваемости детей и подростков // Охрана здоровья детей и подростков. М.: РАОЗ, 2000. — С .46−57.
  3. И.Э. Регламентация учебной нагрузки как фактор сохранения здоровья школьников / И. Э. Александрова, М. И. Степанова, А. С. Сидова // Российский педиатрический журнал, — 2009. № 2. — С. 11−14.
  4. Л.А. Влияние двигательной активности в процессе академического урока на здоровье и развитие школьников / Л. А. Алифанова // Педиатрия. 2002. — № 6. — С.37−41.
  5. Л. А. Реализация системного подхода к здоровьесбережению и гармоничному развитию школьников / Л.А.Алифанова//Педиатрия. 2007. — Т.86, № 2. — С.106−110.
  6. H.A. Семейные факторы риска частых заболеваний органов дыхания у детей дошкольного возраста / Н. А. Афонина // Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. 2009. -№ 3.- С. 68−71.
  7. И.М. Динамика физической работоспособности учащихся 12 классов школ полного дня в зависимости от режима двигательнойактивности / И. М. Баканов, И. И. Храмцов // Российский120педиатрический журнал. 2007. — № 3. — С.30−32.
  8. A.A. Особенности состояния здоровья современных школьников / A.A. Баранов, JI.M. Сухарева // Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т.5, № 5, Приложение 1.- С. 14−20.
  9. A.A. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: руководство для врачей / А. А. Баранов, Л. М. Кучма, Л. М. Сухарева. М.: Династия, 2004. 168 с.
  10. A.A. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева М.:ГЭОТАР — Медиа, 2008. — 432 с.
  11. A.A. Совершенствование системы медицинского обеспечения детей в рамках первичной медико-санитарной помощи /
  12. A.A. Баранов, А. Г. Ильин, С. Р. Конова, Е. В. Антонова // Справочник педиатра. 2010, — № 1, — С.8−18.
  13. A.A. Современные подходы в изучении заболеваемости детского населения России / A.A. Баранов, В. Ю. Альбицкий, В. И. Бондарь и др. // Российский педиатрический журнал. 2008. — № 5. — С. 4 — 7.
  14. A.A. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / A.A. Баранов, Л. А. Щеплягина // Российский педиатрический журнал. 2005. — № 2. — С. 4 — 8.
  15. A.A. Табакокурение детей и подростков // A.A. Баранов, В. Р. Кучма, И. В. Звездина. М., 2007. — 216 с.
  16. A.A. Чтение, компьютер и здоровье / Баранов A.A., Кучма
  17. B.Р, Текшева Л. М. // Вопросы современной педиатрии. 2008 — Т. 7, № 1211. С. 21−25.
  18. М.М. Здоровьесберегающая образовательная среда и факторы, препятствующие её созданию / М. М. Безруких // Человек и образование. 2012 -№ 2 (31). — С. 10−16.
  19. М.М. Здоровьесберегающая школа / М. М. Безруких. М.: МГПИ, 2008. — 222 с.
  20. М.М. Школа и здоровье детей (100-летний опыт решения проблемы в России) / М. М. Безруких // Проблемы современного образования 2011. — № 4. — С. 5−11.
  21. H.A. Лечебная физкультура и массаж: учебно-методическое пособие для медицинских работников / H.A. Белая.- Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Советский спорт, 2004. — 270 с.
  22. H.A. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях / H.A. Бирюкова // Гигиена и санитария. 2006. — № 1. — С.76−77.
  23. И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе / И. П. Борисова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. — № 10, — С. 84−92.
  24. А.И. Здоровьесберегающие аспекты образовательных технологий / А. И. Бурханов, Т. А. Хорошева // Вестник ВЭГУ. 2007. -№ 1(39). — С.65−70.
  25. А.И. Оздоровительная направленность обучения / А. И. Бурханов, Т. А. Хорошева // Вестник ВЭГУ. 2010. — № 1(45). — С.49−56.
  26. В.П. Научное обоснование системы здоровьесберегающих122технологий у детей в учреждениях образования: автореф. дис. .д-ра мед. наук / В. П. Вавилова, — Екатеринбург, 2003. 47 с.
  27. А.Р. К оценке здоровьесберегающего потенциала современной школы // Актуальные проблемы педиатрии: Материалы X Конгресса педиатров России, — М., 2006. С. 107.
  28. А.Р. Развитие здоровьесберегающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения: Монография / А. Р. Вирабова. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2012. — 292 с.
  29. В.А. Анализ школьного расписания с учетом здоровья детей / В. А. Вишневский // Гигиена и санитария, — 2005. № 1. — С.43−44.
  30. H.A. Курение табака у детей и подростков: влияние на состояние здоровья и профилактика / H.A. Геппе // Атмосфера.-2007, — № 3. С.15−18.
  31. Гигиена и экология человека: Учебник. / В. М. Глиненко, В. А. Катаева, А. М. Лакшин и др. М.: Медицинское информационное агенство, 2010. — 552 с.
  32. Глобальные рекомендации ВОЗ по физической активности для здоровья, 2010. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2010.- 60 с.
  33. Г. А. Особенности нервно-психических нарушений у младших школьников в динамике обучения / Г. А. Гончаров // Российский педиатрический журнал.- 2009. № 2. — С. 23−27.
  34. В.В. Гипокситерапия / В. В. Горанчук, Н. И. Сапова, А. О. Иванов СПБ, 2003. — 536 с.
  35. H.П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности / Н. П. Горбунов // Педагогика.-2003,-№ 8,-С. 9−13.
  36. . Ю. Пути совершенствования организации школьного питания / Ж. Ю. Горелова, В. Р. Кучма, А. В. Мосов // Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904 1959 -2004). М., 2006, — С. 58−62.
  37. A.B. Здоровье и функциональное развитие школьников наевропейском севере России / А. В. Грибанов, Т. В. Волокотина // Вестник национального комитета «интеллектуальные ресурсы России». 2006. -№ 4.-С.71−75.
  38. С.М. Оценка здоровья детей и подростков при массовыхосмотрах / С. М. Громбах // Вопросы охраны материнства и детства. -1973. № 7. — С.3−7.
  39. Гун Г. Е. Здоровьесберегающая направленность модернизациишкольного образования / Г. Е. Гун, Е. В. Головинская // Человек и образование, — 2010, — № 4(25). С.20−24.
  40. В.А. Здоровый образ жизни: научные представления иреальная ситуация / В. А. Гуров // Валеология. 2006.- № 1. -С.53−59.
  41. Т.А. Проблемы обучения младших школьников группыриска / Т. А. Денисова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. -№ 16 (20). — С.123−125.
  42. C.B. Диагностика и восстановительная коррекция структурнофункциональных нарушений при дисплазии соединительной ткани уподростков в условиях регионального санатория: Автореф. дис.124канд. мед. наук / C.B. Добрых.- М., 2011. 26 с.
  43. Доклад о состоянии здравоохранения в Европе, 2009 г. Здоровье и системы здравоохранения, — Копенгаген: Всемирная организация здравоохранения, 2010. 218 с.
  44. В. А. Лечебная физическая культура и массаж: учебник / В. А. Епифанов, — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 528 с.
  45. Л. А. Основные направления деятельности школы, содействующей здоровью/ Л. А. Жданова, Т. В. Русова // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: Мат. Всеросс. конф. с междунар. участием. М., 2002. — СЛ14−116.
  46. А.Л. Иммунопрофилактика и иммунотерапия острых респираторных инфекций у детей / А. Л. Заплатников // Лечащий врач. 2006. — № 9. — С. 27−29.
  47. И.В. Особенности формирования здоровья младших школьников в динамике обучения / И. В. Звездина // Российский педиатрический журнал, — 2009. № 2. — С.8−11.
  48. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывноймолодежи: состояние, проблемы, пути решения: Монография / И. А. Камаев, Т. В. Поздеева, A.B. Дмитроченков, С. А. Ананьин. Нижний Новгород: Издательство НГМА, 2005. — 312 с.
  49. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (19 041 959−2004) / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева и др,-М.: Издат. дом «Династия», 2006. 312 с.
  50. Здоровье: учебно-методическое пособие учителей 1−11 классов / под ред. В. И. Касаткина, Л. А. Щеплягиной. 2-е изд., доп. и испр. -Ярославль: Аверс Пресс, 2003.- 446 с.
  51. Здоровьесберагающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: метод, рекомендации / под ред.: М. М. Безруких, В. Д. Сонькина, — М .: Триада-форм, 2002. 114 с.
  52. Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья» / Т. В. Зенова // Практика административной работы в школе.- 2006. № 1. — С. 25−28.
  53. И.В. К вопросу об оценке здоровья школьников / И. В. Иванова, Н. Л. Черная // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2010.- № 5. — С. 22−25.
  54. Л.Ф. Методология мониторинга образовательной среды и здоровья школьников / Л. Ф. Игнатова // Гигиена и санитария. 2006. -№ 3. — С. 75−79.
  55. И.Н. Воздействие тяжелых металлов и угрозы здоровью школьников жителей центрального административного округа г. Москвы / И. Н. Ильченко, A.A. Самуйленко, С. М. Ляпунов // Социальные аспекты здоровья населения. — 2012. — № 2(24). — С.6−9.
  56. H.A. Гигиеническое обоснование оптимизации медико-педагогического процесса в образовательной школе / H.A.
  57. , С.Е. Квасов // Медицинский альманах. 2009. — № 1 (6).126- С. 36−39.
  58. B.C. Факторы риска и оценка соматического здоровья детей младшего школьного возраста / B.C. Калмыкова, H.A. Федько // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2010. — № 2. — С. 30−33.
  59. В. Н. Здоровье: организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью / В. Н. Касаткин, С. М. Чечельникова, E.JI. Рачевская.- М.: Изд-во Междунар. ин-та «Открытое общество», 2003. 68 с.
  60. РИ. Комплексный анализ физического, психического развития и успешности обучения детей младшего школьного возраста / Р. И. Кирой, JI.M. Кацнельсон, Т. С. Колмакова // Валеология. 2006. № 2. — С.51−55.
  61. О.И. Факторы здоровья детей младшего и среднего школьного возраста / О. И. Кислицина // Социальные аспекты здоровья населения, — 2009, — № 1.
  62. Ю.В. Оценка адаптации к учебной деятельности младших школьников, занимающихся по экспериментальному варианту физического воспитания / Ю. В. Клещина, Ю. Ю. Елисеев // Успехи современного естествознания. 2005. -№ 10.-С. 15−17.
  63. В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер / В. И. Ковалько. М.: ВАКО, 2007. — 304 с.
  64. И.А. Особенности формирования здоровья и физическая подготовленность детей и подростков в период школьного обучения: Автореф. дис.. канд. мед. наук / И. А. Колесникова. Архангельск, 2008. — 26 с.
  65. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в127образовательных учреждениях: медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга: науч.-метод, пособие / под ред. Э. М. Казина. Новокузнецк: ИПК, 2004.169 с.
  66. Комплексная оценка состояния здоровья первоклассников в процессе адаптации к обучению в образовательных учреждениях нового типа / JI.M. Закирова, Т. А. Нагаева, И. И. Балашева и д.р. // Бюллетень сибирской медицины, — 2012.- № 1. С. 206−211.
  67. С.Р. Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в условиях первичного звена здравоохранения: автореф. дис.. докт. мед. наук / С. Р. Конова. М., 2007. — 55 с.
  68. В.Ф. Знаем, но не делаем (к проблеме реализации оздоровительного потенциала физической культуры) / В. Ф. Костюченко, B.C. Степанов // Ученые записки. 2005. -№ 18. -С.30−39.
  69. Ю.Г. Медико-социальные факторы формирования здоровья/нездоровья учащихся / Ю. Г. Кузмичев // Нижегородское образование. 2009, — № 1.- С.43−48.
  70. Курс на оздоровление. Европейская стратегия профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями. Копенгаген: Всемирная организация здравоохранения, 2006.- 65 с.
  71. В.Р. Гигиена детей и подростков / В. Р. Кучма.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 480 с.
  72. В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы / В. Р. Кучма. М.: НЦЗД РАМН, 2002. 280 с.
  73. В.Р. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников / В. Р. Кучма, И. В. Звездина, Н. С. Жигарева // Вопросы современной педиатрии. 2008. — Т7, № 4 — С. 9−12.
  74. В.Р. Международный опыт организации школьного питания / В. Р. Кучма, Ж. Ю. Горелова // Вопросы современной педиатрии -2008. № 2.- С. 14−21.
  75. В.Р. Научные и организационные основы школ, содействующих укреплению здоровья / В. Р. Кучма // Моделирование школы здоровья. Москва, 2001. 178 с.
  76. В.Р. Новые стандарты школьного образования с позиции гигиены детей и подростков / В. Р. Кучма, М. И. Степанова // Вестник Российской академии медицинских наук. 2009. — № 5. — С. 27−29.
  77. В.Р. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева // Гигиена и санитария. 2005. — № 6. — С. 42−50.
  78. В.Р. Формирование активной позиции учащихся в отношении собственного здоровья в здоровьесберегающем пространстве образовательного учреждения / В. Р. Кучма, Е. П. Усанова, P.A. Маткивский // Нижегородское образование. 2009.- № 1, — С.47−53.
  79. В.Р. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность / В. Р. Кучма,
  80. Л.М.Сухарева, И. К. Рапопорт М.: Просвещение, 2012, — 256 с.
  81. В.Р. Школьная медицина. А нужна ли она сегодня? Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях -основа профилактики заболеваний и охраны здоровья детей и подростков / В. Р. Кучма // Школа здоровья. № 1- 2012. — С.3−8.
  82. И.К. Повышение двигательной активности учащихся / И. К. Латыпов // Начальная школа. 2009. — № 9. — С. 68−72.
  83. Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни / Ю. П. Лисицин // Здравоохранение Росссийской Федерации. 1998. — № 3. — С. 49−52.
  84. Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 512 с.
  85. Л.И. Динамика состояния здоровья детей младшего школьного возраста за период обучения в начальной школе / Л. И. Мазур, Е. В. Скородумова // Материалы X конгресса педиатров России. М., 2006. — С. 351.
  86. Л.В. Динамика функционального состояния физиологических систем организма младших школьников в процессе работы на компьютере / Л. В. Макарова, Г. Н. Лукьянец // Школа здоровья. № 1 — 2012. — С. 17−23.
  87. Т.М. Сравнительная оценка здоровья детей по результатам медицинских осмотров и опросов / Т. М. Максимова, В. Б. Белов, Н. П. Лушкина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. 2004,-№ 4.-С. 9−13.
  88. Материалы Первой конференции Европейской сетиздоровых школ (ENHPS), 1−5 мая 1997 г., Солоники. Новосибирск: Изд-во НИП-КиПРО, 2003.-68 с.
  89. Методы оценки качества жизни школьников: учебное пособие / В. Р. Кучма, И. Б. Ушаков, Н. В. Соколова и др,-М., 2006.- 98 с.
  90. H.A. Применение галотерапии для оздоровления детей в общеобразовательных учреждениях : автореф. дис.. канд. мед. наук / H.A. Микитченко, — М., 2009.- 27 с.
  91. В.Н. Общие основы лечебной физкультуры. Особенности частной методики / В. Н. Мошков // ЛФК и массаж. 2005. — № 8. — С. 56−61.
  92. Т.В. Особенности формирования состояния здоровья детей раннего школьного возраста в зависимости от влияния различных учебных и физических нагрузок: Автореф. дис.. канд. мед. наук / Т. В. Мякишева. Смоленск, 2000. — 22 с.
  93. Ю.В. Миссия здоровьесберегающей деятельности школы / Ю. В. Науменко // Валеология.- 2007. № 2. — С. 42−47.
  94. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, В. А. Тутельян, Б. Т. Величковский,-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 120 с.
  95. О комплексной оценке состояния здоровья детей: Приказ Минздрава России от 30.12.2003 № 621. М., 2003.
  96. О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ131от 17 ноября 2011 г.
  97. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2007 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2008.-397 с.
  98. О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в общеобразовательных учреждениях: Приказ Минздрава РФ и Министерства образования РФ от 30.06.92 № 186/272. М., 1992.
  99. О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.04. 2007 № 307.-М., 2007.
  100. Об общем образовании в городе Москве (в ред. Закона г. Москвы от 28.12.2005 № 1): Закон города Москвы от 10.03.2004 № 14, — М., 2004.
  101. Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов: Приказ Минздрава РФ от 14.03.95 № 60.-М., 1995.
  102. Об утверждении Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений: Приказ Минздрава РФ от 03.07.2000 № 241 М., 2000.
  103. Об утверждения примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников образовательного учреждения: Приказ Министерства образования РФ от 15.05.2000 № 1418. М., 2000.
  104. Оздоровительные технологии восстановительной медицины в педиатрии: учебное пособие для врачей / А. Н. Разумов, М. А. Хан,
  105. A.B. Червинская, E.JI. Вахова. М., 2008, — 61 с.
  106. С. А. Комплексное социально-гигиеническое исследование состояния здоровья и образа жизни семей, воспитывающих детей школьного возраста: Автореф. дисс.. канд. мед. наук / С. А. Оприщенко. М., 2003. — 24 с.
  107. Оптимизация системы межведомственного медико-педагогического взаимодействия в охране здоровья учащихся. / JI.A. Жданова, A.B. Шишова, H.H. Нежкина, И. Е. Бобошко // Тихоокеанский медицинский журнал. 2005, — № 3. — С.89−93.
  108. Организационные аспекты деятельности детской поликлиники: Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии. / О. В. Чумакова, А. Г. Ильин, С. Р. Конова и др.- под ред. А. А. Баранова. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006, — С. 41−65.
  109. Перечень профилактических и оздоровительных технологий, реализуемых в образовательных учреждениях: инструкция по применению / В. Р. Кучма, JI. М. Сухарева, И. К. Рапопорт и др. М. ГУ «Научный центр здоровья детей», 2004. — 38 с.
  110. Н.Ф. Современная школа и проблема здоровья учащихся / Н. Ф. Петрова, В. И. Горовая // Успехи современного естествознания. 2005. — № 11- С. 73−75.
  111. О.В. К вопросу о заинтересованности населения всвоем здоровье / O.B. Полозова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2008. — № 5. — С. 5−6.
  112. Н.В. Психологические особенности младших школьников с разными группами здоровья / Н. В. Поляшова, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова // Вопросы современной педиатрии 2008. — Т.7, № 6. — С. 24−27.
  113. Е.А. Пути повышения двигательной активности детей в условиях школы / Е. А. Пометельникова, Т. Ф. Певзнер // Школа здоровья. 2012. — № 1 — С.32−37.
  114. Применение галотерапии в педиатрии / А. Н. Разумов, М. А. Хан,
  115. A.В.Червинская A.B. и др.- М., 2007. 24 с.
  116. Проблемы школьной гигиены: школьные факторы, влияющие на здоровье учащихся: методическое пособие. / Г. Н. Дегтева, О. П. Непомилуева, Н. В. Афанасенкова, Г. Н. Голоухова- под ред. Ю. Р. Теддера. Архангельск: Изд-во СГМУ, 2001. 54 с.
  117. И.К. Выявление учащихся с частыми острыми респираторными инфекциями и их оздоровление. Профилактика простудных заболеваний / И. К. Рапопорт, С. Б. Соколова // Школа здоровья, — 2012, — № 1. с. 52 — 60.
  118. И.К. К вопросу о совершенствовании профилактических осмотров детей / И. К. Рапопорт // Вопросы современной педиатрии, — 2006.-Т.5, № 1, — С. 490−491.
  119. И.К. Условия обучения и состояние здоровья учащихся начальных классов сельских школ / И. К. Рапопорт,
  120. B.В. Чубаровский, А. А. Сергеева // Школа здоровья.- 2012, — № 2. С. 43−51.
  121. Ф.И. Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата школьников с нарушениями осанки / Ф. И. Саломова // Травматология и ортопедия России. 2009. — 1(51). — С. 70−73.
  122. Т.Н. Факторы «риска», влияющие на здоровье обучающихся в процессе обучения / Т. Н. Семенкова, Н. Э. Касаткина, Э. М. Казин // Вестник кемеровского государственного университета. 2011, — № 2(46). — С.98−106.
  123. Е.В. Обоснование здоровьесберегающих технологий у детей в начальный период обучения в школе: Дис.. канд. мед. наук /Е.В. Скородумова.- ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет». Самара, 2007. — 155 с.
  124. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы / Н. К. Смирнов, — М.: АРКТИ, 2003. 272 с.
  125. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2006. — С. 320.
  126. В. А. Проведение медицинских обследований детского населения, проживающего на санитарно-эпидемиологически неблагоприятных территориях / В. А. Соболев, Г. М. Земляная, Ю. А. Ревазова // Гигиена и санитария. 2007. — № 4. — С. 22−27.
  127. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: Пособие для врачей / В. Р. Кучма, JI. М. Сухарева, А. Г. Ильин и др.- М., 2002. 68 с.
  128. Состояние здоровья и возростно-половые особенности физического развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста / Т. М. Параничева, Е. А. Бабенкова, Е. В. Тюрина, К. В. Орлов // Новыеисследования 2011, — № 3(28) — С.33−45.
  129. E.H. Формирование здорового образа жизни у детей в процессе обучения / E.H. Сотникова, М. М. Чазмава // Школа здоровья. 2012, — № 1 — С.27−31.
  130. В.И. Охрана здоровья матери и ребенка как приоритетная проблема современной России / Стародубов В. И., Цыбульская И. С., Суханова Л. П. // Современные медицинские технологии. 2009. — № 2. — С.11−16.
  131. В.И. Управляемые факторы в профилактике заболеваний / В. И. Стародубов, Н. П. Соболева, A.M. Лукашев, — М.: РИО ГУ ЦНИИОИЗ МЗ РФ, 2003. 170 с.
  132. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизаця Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков) / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, Л.С. Намазова-Баранова и др.-М.: НЦЗД РАМН, 2010.-54 с.
  133. Табак и здоровье / Т. И. Андреева, К. С. Красовский.- Киев: УИЦПАН, 2004, — 224с.
  134. О.В. Теоретические основы превентивных здоровьесберегающих технологий в школьной медицине / О. В. Тарасова // Экология человека. 2006. — № 11. — С. 25−28.
  135. O.B. Особенности тревожности первоклассников, проживающих в различных по аэротехногенному загрязнению районах города / О. В. Тулякова, Д. А. Кузнецова, E.H. Сизова // Новые исследования 2011, — № 3(28) — С.46−52.
  136. Физическая активность и здоровье в Европе: аргументы в пользу действий. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2006, — 55 с.
  137. Характеристика нервно-психических расстройств и пути их профилактики у детей в процессе обучения в начальной школе / JI.A. Жданова, М. Н. Салова, И. Е. Бобошко и др. // Вестник Ивановской медицинской академии 2011.- Т16.- № 2. — С. 30−33.
  138. Характеристика среды жизнедеятельности современных российских школьников / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева и др. // Вопросы современной педиатрии 2006. — Т.5, № 5, Приложение 1,-С.31−37.
  139. М. В. Комплексное социально-гигиеническое исследование детей младшего школьного возраста с хроническими заболеваниями и их семей : Дисс.. канд. мед. наук. М., 2011. — 158 с.
  140. Ю.В. Гигиенические аспекты изучения влияния мобильных телефонов и персональных компьютеров на здоровье школьников / Ю. В. Черненков // Гигиена и санитария. 2009. — № 3. -С.84−86.
  141. Школы Здоровья в Европе и России / Г. Бёйс, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева и др. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. — 83 с.
  142. A school programme to promote mental health and reduce stigma results of a pilot study"/ I. Conrad, S. Dietrich, D. Heider et al.// Health Education.- 2009.-Vol. 109 — Iss: 4, — P.314 — 328.
  143. Amey V. Evolution of the perception of smoking by children in Guernsey / V. Amey // Health Education.- Vol. 110, — Iss: 6- P.445 451.
  144. Assessment of the health system and policy environment as a critical complement to tracking intervention coverage for maternal, newborn, and child health / T. Boerma, M. Dal Poz, D. Evans et al. // Lancet. 2008. — № 4. — P. 1284 — 1293.
  145. Barnekow V. Child and adolescent health and development in a European perspective / V. Barnekow, M. Muijen // Int. J. Public Health.- 2009. -Vol. 54,-P. 128−130.
  146. Developing trainee school teachers' expertise as health promoters / V. Speller, J. Byrne, S. Dewhirst et al. // Health Education.- 2010, — Vol. 110.-Iss: 6, — P. 490 507.
  147. Dzewaltowski D.A. Healthy youth places promoting nutrition and physical activity / D.A. Dzewaltowski, P.A. Estabrooks, J.A. Johnston // Health Educ. Res.- 2002. Vol. 17. — № 5. — P.541−551.
  148. Franze M. MindMatters a programme for the promotion of mental health in primary and secondary schools: Results of an evaluation of the Germanlanguage adaptation /M. Franze, P. Paulus // Health Education.- 2009, — Vol.138 109, — Iss: 4,-P.369 379.
  149. Fridrici M. Stress-prevention in secondary schools: online- versus face-to-face-training"/ M. Fridrici, A. Lohaus // Health Education.- 2009. Vol. 109.-Iss: 4,-P. 299−313.
  150. Gabhainn N. The implementation of social, personal and health education in Irish schools"/ N. Gabhainn, S. O’Higgins, M. Barry // Health Education.- 2010, — Vol. 110, — Iss: 6- P.452 470.
  151. Gerald L.B. Changes in environmental tobacco smoke exposure and asthma morbidity among urban school children / L.B. Gerald, J.K. Gerald, L. Gibson et al.// Chest.- 2009, — № 135(4).- P. 911−916.
  152. Global strategy on diet, physical activity and health. World Health Organization, 2004.
  153. Griebler U. Student councils: a tool for health promoting schools? Characteristics and effects / U. Griebler, P. Nowak // Health Education. -2012, — Vol. 112, — Iss: 2, — P.105 132.
  154. HEPS Tool for Schools. A Guide for School Policy Development on Healthy Eatingand Physical Activity / V. Simovska, K. Dadaczynski, N.G. Viig et al. 2010. — 36 p.
  155. Hoyle T. B. Building Capacity for the Continuous Improvement of Health-Promoting Schools / T.B. Hoyle, B.B. Samek, R.F. Valois // Journal of School Health. January, 2008. — Vol. 78, — P. 1−8 .
  156. Hoyle T.B. Applying the Process of Health Promotion in Schools: A Commentary / T.B. Hoyle, R.T. Bartee, D.D. Allensworth //Journal of School Health. April 2010. — Vol. 80, — P. 163−166.
  157. Implementing a social-ecological model of health in Wales / H.
  158. Rothwell, M. Shepherd, S. Murphy el al. // Health Education.-2010.- Vol. 110, — Iss: 6, — P.471 489.
  159. Ioannou S. Moving from health education to health promotion: Developing the health education curriculum in Cyprus"/ S. Ioannou, C. Kouta, N. Charalambous // Health Education.-2012, — Vol. 112. Iss: 2. — P. 153 — 169.
  160. Is school participation good for children? Associations with health and wellbeing / A. De Roiste, C. Kelly, M. Molcho et al. // Health Education.- 2012, — Vol. 112, — Iss: 2.- P.88 104.
  161. Jerusalem M. Mental health promotion in schools by strengthening self-efficacy // M. Jerusalem, J.K. Hessling / Health Education.- 2009. Vol. 109,-Iss: 4.-P.329 — 341.
  162. Kann L. From the School Health Policies and Programs Study, 2006 / L. Kann, S.K. Telljohann, S.F.Wooley // Journal of School Health. October, 2007 — Vol. 77, — P. 408−434.
  163. Mackett R.L.Children's Physical Activity: The Contribution of Playing and Walking / R. L. Mackett, J. Paskins // Children & Society 2008. — Vol. 22, — P. 345−357.
  164. Marks R. Healthy schools and colleges: what works, what is needed, and why? Part II / R. Marks // Health Education.- 2010, — Vol. 110, — Iss: 6,-P.421 426.
  165. McCormick M.C. Issues in measuring child health / M.C. McCormick // Ambul. Pediatr. 2008. — № 8(2). — P. 77 — 84.
  166. Mennella J.A. Breastfeeding and smoking: short-term effects on infant feeding and sleep /J.A. Mennella, L.M.Yourshaw, L.K. Morgan //
  167. Pediatrics. -2007. 120.- P. 497−502.
  168. Obesity Prevention in Young Schoolchildren: Results of a Pilot Study / W.M. Manger, L.S. Manger, A.M. Minno et al. // Journal of School Health. October, 2012 — Vol. 82, — P. 462−468.
  169. Paakkari L. Health literacy as a learning outcome in schools // L. Paakkari, O. Paakkari / Health Education. 2012, — Vol. 112 .- Iss: 2- P. 133 — 152.
  170. Parsons C. Evaluating health-promoting schools: steps to success / C. Parsons, D. Stears // Health Education.- 2002, — Vol. 102, — Iss: 1, — P.7 15.
  171. Paulus P. Mental health backbone of the soul / P. Paulus // Health Education.- 2009.- Vol. 109, — Iss: 4, — pp.289 — 298.
  172. Physical Education and Physical Activity: Results From the School Health Policies and Programs Study 2006 / S.M. Lee, C.R. Burgeson, J.E. Fulton, C.G. Spain // Journal of School Health. October, 2007 — Vol. 77, — P. 435−463
  173. Prevalence and Trends in Tobacco Smoke Exposure Among Children and Adolescents With Asthma / B.K. Kit, A. E. Simon, D. J. Brody et al. // Pediatrics. March 2013,-Vol. 131 — № 3. — P. 407−414.
  174. Process evaluation of an elementary school health learning intervention in Finland / M. Sormunen, T. Saaranen, K. Tossavainen, H. Turunen // Health Education. 2012. Vol. 112.-Iss: 3, — P. 272 — 291.
  175. Ravens-Sieberer U. School as a determinant for health outcomes a structural equation model analysis / U. Ravens-Sieberer, J. Freeman, G. Kokonyei et al. // Health Education.- 2009, — Vol. 109. — Iss: 4, — P. 342 -356.
  176. Roger F. Health Education Ideas and Activities: 24 Dimensions of Wellness for Adolescents / F. Roger. Puza: Human Kinetics Publishers, 2007. — 243 p.
  177. Rowling L. Strengthening «school» in school mental health promotion / L. Rowling // Health Education.- 2009. Vol. 109.-Iss: 4, — P.357 — 368.
  178. Simovska V. Healthy eating and physical activity in schools in Europe: A toolkit for policy development and its implementation / V. Simovska, K. Dadaczynski, B. Woynarowska // Health Education.- 2012.- Vol. 112 .-Iss: 6, — pp.513 524.
  179. Simovska V. What do health-promoting schools promote?: Processes and outcomes in school health promotion / V. Simovska // Health Education.- Vol. 112, — Iss: 2, — P.84 88.
  180. Statistical release. Take up of school lunches in England 2011−2012 / M. Nelson, J. Nicholas, L. Wood, K. Riley 2012. — P.M.
  181. Subjective health and mental well-being of adolescents and the health promoting school: A cross-sectional multilevel analysis / K. Levin, J. Inchley, D. Currie, C. Currie // Health Education.-2012, — Vol. 112 Iss: 2, P.170 184
  182. Terms of reference SHE network, version 1.1. November 2007.- P. 13.
  183. Thomas M. Understanding the factors that characterise school-community partnerships: The case of the Logan Healthy Schools Project / M. Thomas, F. Rowe, N. Harris // Health Education.-2010, — Vol. 110, — Iss: 6, — P.427 444.
  184. Tobacco Smoke Exposure Among Children and Adolescents: United States, 2003−2006 / C. Marano, S. E. Schober, D. J. Brody et al. // Pediatrics. -2009.- Vol. 124, — № 5.- P. 1299−1305.
  185. Weare K. Promotion mental and emotional health in the European network of Health Promoting schools / K. Weare, G. Gray. 1995, — P.25
  186. Winickoff J.P. Beliefs about the health effects of «thirdhand» smoke and home smoking bans / J.P. Winickoff, J. Friebely, S.E.Tanski et al.// Pediatrics. 2009, — № 123(1).- P. 74−79.
Заполнить форму текущей работой