ГЛАВА I. ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ В ЭКОНОМИКЕ ТОРГОВЛИ
1.1. Понятие и необходимость наличия товарных запасов в торговых организациях
В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли.
В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства, а именно Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учет материально-производственных запасов“ ПБУ 5/01» (далее ПБУ 5/01), товары признаются частью материально-производственных запасов.
Согласно ГОСТ Р 51 303−99 «…товарные запасы количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату». То есть, товарные запасы это вся товарная масса, находящаяся в сфере обращения и предназначенная для реализации.
Традиционно к товарным запасам торговых организаций не относят: активы, срок использования которых превышает 12 месяцев; а также активы, характеризуемые как незавершенное производство.
Процессам обращения товаров на потребительском рынке должны быть присущи стабильность и непрерывность, что поддерживается постоянным нличием некоторой величины товарных запасов. Пока любой товар не продан, его рассматривают как составную часть товарных запасов. Только при переходе из сферы обращения в сферу потребления товарные запасы перестают быть таковыми. Поэтому можно утверждать, что конечной целью существования товарных запасов является их продажа.
В качестве характерной особенности можно выделить ту, что в торговых организациях товарные запасы присутствуют всегда ни о каких технологиях без наличия товарных запасов (в отличие от производства) в торговле речи не идет; здесь скорее требуется оптимизация их величины, управление размерами товарных запасов.
Товарные запасы не приносят торговым организациям ничего, кроме затрат и издержек. Доходы и прибыль приносит товарооборот (реализация товарных запасов). Учитывая, что товарные запасы это замороженные средства, то продавец объективно заинтересован в скорейшей реализации сокращении времени пребывания товаров в форме запасов. Кроме того, очевидно, что затраты и издержки, связанные с нахождением товаров в форме товарных запасов, будут включаться в цену в максимально возможном объеме. Поэтому и потребитель, пусть и косвенно, но также заинтересован в сокращении времени нахождения товаров в сфере обращения.
С другой стороны, размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торговой организации.
Формирование и поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов одна из наиболее важных задач торговых организаций.
Недостаточная величина запасов вызывает сложности с обеспечением товарооборота. Излишние запасы это дополнительные потери, рост расходов по хранению запасов, увеличение потребности в кредитах и, соответственно, повышение процентных выплат по ним, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние организации.
Необходимость образования товарных запасов вызывается многими факторами:
сезонными колебаниями в производстве и потреблении товаров;
случайными колебаниями спроса и предложения товаров;
несоответствием между производственным и торговым ассортиментом товаров;
особенностями в территориальном размещении производства;
условиями транспортировки товаров;
условиями реализации товаров;
интервалами завоза товаров;
звенностью товародвижения;
состоянием материально-технической базы торговли, предопределяющей возможности для хранения товара.
Таким образом, существование товарных запасов как явления, обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров, его надежности и непрерывности.
Товарные запасы образуются на всех стадиях движения товаров: на складах производственных предприятий1, в пути, на складах оптовых и розничных торговых организаций.
Вопрос местонахождения товарных запасов в последнее время приобретает все большее значение. В данный момент большинство товарных запасов сконцентрировано в розничной торговле, что признать положительным моментом никак нельзя (хотя понять можно: одна из главных причин инфляционные ожидания). Перераспределение запасов должно осуществляться в пользу оптовой торговли, которая более приспособлена и имеет больше материальных возможностей, соответствующих технологии для работы со значительными товарными массами.
Основная цель образования товарных запасов в оптовой торговле работа с большими объемами товаров для обслуживания потребителей (в первую очередь розничных предприятий); а в розничной торговле формирование широкого и устойчивого ассортимента для удовлетворения спроса покупателей физических лиц, но никак не обработка товарных потоков.
Диспропорции в размещении товарных запасов связаны также с разрушением существовавшей ранее системы оптовой торговли. Отсутствие каких-либо альтернатив оптовым торговым предприятиям привело к усложнению системы хозяйственных связей, существенному ухудшению товароснабжения. И хотя в настоящее время многие сетевые торговые структуры создают собственные оптовые подразделения (распределительные центры), но их количество столь мало, что не может оказывать влияние на процессы товародвижения в целом, и размещение товарных запасов в частности.
До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер они постоянно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т. е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.
Кругооборот товаров, смена статичной формы запаса динамичной формой товарооборота составляет экономическое содержание процесса товарооборачиваемости.
1.1. Классификация товарных запасов
Товарные запасы, которые находятся непосредственно в торговых организациях, могут подразделяться в зависимости от местонахождения:
на товарные запасы, проходящие стадию приемки и обработки;
товарные запасы в торговом зале для демонстрации и показа;
страховые товарные запасы и т. д.
Главным признаком классификации товарных запасов является их назначение. По этому признаку можно выделить следующие их группы:
товарные запасы текущего хранения предназначаются для обеспечения по-вседневных нужд торговли, являются самой большой по величине частью товар-ных запасов;
товарные запасы сезонного назначения для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения;
товарные запасы досрочного завоза для обеспечения бесперебойной торгов-ли в отдаленных местностях на протяжении периода между сроками завоза това-ров;
целевые товарные запасы для осуществления определенных целевых меро-приятий (например, для проведения выставок).
— периодического возобновления (стратегические запасы, резервы государства).
Товарные запасы торговых предприятий могут классифицироваться в соответствии с таблицей.
Таблица 1. Классификация товарных запасов
Распределение товарных запасов на группы по признаку назначения актуально потому, что традиционно большинство методов анализа и управления применяется к товарным запасам текущего хранения, в то время как другими группами товарных запасов управляют на основании данных прошедшего периода.