Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методология пространственного распределения предпринимательских структур региона на основе развития транспортной инфраструктуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Авторская методология формирования инфраструктуры ТРЦ в регионе учитывает территориальные особенности ресурсного обеспечения кластеров, затраты на перевозки, расходы на содержание запасов, расходы на эксплуатацию центров и управление ими, а также влияние деятельности центров на экономические показатели предприятий кластера. Сокращение совокупных затрат, обоснование производственных мощностей ТРЦ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы пространственного распределения предпринимательских структур в системе региональной экономики
    • 1. 1. Особенности и тенденции развития региональной экономики в современных условиях хозяйствования
    • 1. 2. Классификация регионов для целей формирования стратегии развития предпринимательских систем региона
    • 1. 3. Теоретические подходы к пространственной организации региональной экономики
    • 1. 4. Кластерный подход к организации деятельности предпринимательских структур региона
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Пространственное распределение транспортной инфраструктуры как основа развития предпринимательских структур региона
    • 2. 1. Место и роль транспортной инфраструктуры в системе региональной экономики
    • 2. 2. Современные концепции интеграции транспортной инфраструктуры и предпринимательских структур региона
    • 2. 3. Концептуальные основы размещения транспортно-распределительных центров региона в соответствии с кластерным подходом
    • 2. 4. Разработка моделей организации распределения ТРЦ в регионе
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Концептуальные основы развития промышленно-транспортных кластерных комплексов в регионе
    • 3. 1. Методологические основы управления промышленно-транспортными кластерными комплексами региона
    • 3. 2. Место стратегии развития промышленно-транспортного кластерного комплекса в общей стратегии развития региона
    • 3. 3. Основные направления развития промышленно-транспортного кластерного комплекса региона в условиях модернизации экономики
  • Выводы по третьей главе
  • Глава 4. Развитие региональной экономической системы Республики Карелия на основе совершенствования транспортной инфраструктуры
    • 4. 1. Тенденции и динамика развития региональной экономической системы Республики Карелия
    • 4. 2. Формирование системы транспортно-распределительных центров на примере Республики Карелия
    • 4. 3. Эффективность функционирования промышленно-транспортного кластерного комплекса и его влияние на развитие экономики Республики
  • Карелия
  • Выводы по четвертой главе
  • Глава 5. Методологические основы разработки и реализации региональных программ совершенствования транспортной инфраструктуры
    • 5. 1. Разработка региональных программ развития транспортной инфраструктуры в рамках промышленно-транспортного кластерного комплекса региона
    • 5. 2. Составляющие элементы предпринимательской сферы транспортных систем региона
    • 5. 3. Методика определения интегрального показателя конкурентоспособности автотранспортной предпринимательской структуры как основы формирования рейтинга адресной поддержки
  • Выводы по пятой главе

Методология пространственного распределения предпринимательских структур региона на основе развития транспортной инфраструктуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшей задачей современного общественного развития является обеспечение устойчивого экономического роста как основы формирования высокого качества жизни населения. Ее решение во многом определяется предпринимательской активностью хозяйствующих субъектов, возможностями преодоления сложностей и негативных внешних условий для реализации предпринимательских инноваций. Для России характерной особенностью выступает высокая степень как межрегиональной, так и внутрирегиональной дифференциации социально-экономического развития, в том числе проявляющаяся в неодинаковых условиях организации и ведения предпринимательской деятельности в региональной экономике, что определяет необходимость ее преодоления. С 2005 года произошло кардинальное изменение парадигмы региональной политики федерального центра, связанное с переходом от концепции выравнивания к концепции полюсов, или «локомотивов» регионального роста, сущность которой состоит в выделении регионов-локомотивов роста, выступающих катализаторами роста эффективности региональной и национальной экономики. В рамках этой концепции разрабатывается и активно реализуется кластерный подход к развитию региональной экономики, связанный с пространственным распределением предпринимательских структур.

Пространственное распределение системы предпринимательства, с одной стороны, определяется объективно существующими особенностями географии региона, исторически сложившимися ареалами расселения и развития промышленности и транспортной инфраструктурыс другой стороны, органы власти и управления (в первую очередь, региональные), устанавливая стратегические цели и задачи, связанные с поступательным развитием региональной экономики, с улучшением обеспечения жизнедеятельности граждан, оказывает активное влияние на развитие инфраструктуры бизнеса, формируя собственные возможности позиционирования своих территорий для пространственного распределения предпринимательских структур.

Высокая степень развития инфраструктуры в регионе, доступность стратегических ресурсов для основной хозяйственной деятельности предпринимательских структур компенсируют или снижают вероятность проявления негативных воздействий внешней среды, индуцируемых региональной экономикой.

Ключевым фактором, оказывающим влияние на пространственное распределение предпринимательских структур, на создание благоприятных условий для роста предпринимательской активности, выступает транспортная инфраструктура, оказывающая непосредственное влияние на уровень себестоимости продукции и надежность поставок. С позиций кластерного подхода именно транспортные предприятия являются элементами, обеспечивающими связность кластера и целесообразность его формирования.

Поэтому разработка методологии пространственного распределения региональной системы предпринимательства на основе развития транспортной инфраструктуры в современных условиях весьма актуальна, как для развития теории, так и для практических целей обеспечения экономического роста в регионе.

Актуальность исследования состоит в необходимости разработки и совершенствования методологических подходов и стратегических направлений пространственного распределения предпринимательских структур региона, обеспечивающего устойчивый экономический рост и создающего предпосылки модернизации региональной экономики.

Цель диссертационного исследования — разработка методологических основ рационального пространственного распределения предпринимательских структур региона на основе совершенствования транспортной инфраструктуры.

Задачи диссертационного исследования: — на основе систематизации современных подходов к классификации регионов РФ предложить классификационные признаки, определяющие привлекательность регионов для предпринимательства и осуществить типологию регионов на их основе;

— обосновать целесообразность использования постулатов кластерного подхода как основы эффективного пространственного распределения предпринимательских структур, обеспечивающего устойчивый рост экономики региона;

— определить роль региональной транспортной инфраструктуры в формировании зон предпринимательской активности и росте валового регионального продукта;

— дать определение промышленно-транспортного комплекса (ПТК) региона с позиций кластерного подхода, разработать методологические основы управления ПТК;

— определить синергетический эффект от взаимодействия кластеров промышленно-транспортного комплекса региона.

— разработать методологические основы формирования региональных целевых программ развития транспортной инфраструктуры;

— разработать управленческую модель формирования региональной сети транспортно-распределительных центров (ТРЦ) как перспективной организационной формы развития региональной транспортной инфраструктуры;

— определить эффект от создания сети ТРЦ для региональной социально-экономической системы;

— с позиций программно-целевого подхода сформулировать рекомендации по формированию системы региональных ТРЦ;

— доказать положительное влияние развития региональных кластеров, обеспеченных деятельностью ТРЦ, на экономический рост в регионе.

— разработать рекомендации, направленные на совершенствование пространственного распределения предпринимательских структур в Республике Карелия в рамках кластерной политики, учитывающие особенности транспортной инфраструктуры и возможности формирования ТРЦ;

— предложить методику определения интегрального показателя конкурентоспособности предпринимательской структуры, который можно использовать в качестве инструмента получения рейтинга приоритетности адресной поддержки предприятий регионального кластера со стороны органов власти и управления субъекта РФ;

Объект исследования: пространственное распределение предпринимательских структур в системе региональной экономики.

Предмет исследования: процессы управления пространственным распределением предпринимательских структур в системе региональной экономики на основе развития транспортной инфраструктуры.

Исследование соответствует разделу 3 Паспорта специальностей ВАК «Региональная экономика» 3.2. «Пространственное распределение экономических ресурсовтеоретические, методические и прикладные аспекты размещения корпоративных структур, фирм малого и среднего бизнеса, экономических кластеров, предприятий общественного сектора, домохозяйств" — 3.22. Эффективность использования материальных и нематериальных факторов развития региональной экономики. Закономерности и особенности организации и управления экономическими структурами в регионах. Абсолютные и относительные преимущества региональных экономических кластеров. Исследование проблем производственной, транспортной, энергетической, социальной и рыночной инфраструктуры в регионах.

Степень разработанности темы исследования. Проблемами пространственной экономики, поляризованного развития занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как Й. Тюнен1, В. Лаунхардт2, А. Вебер3 Д.

1 Й. Тюнен Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии. М.: Пресса, 1995. 254 с.

2 В Лаунхард В. Факторы и принципы размещения производительных сил. Берлин, 1929.

3 Weber А. Uber den Standort der Industrien. Berlin, 1909.

4 Вебер А. Теория размещения промышленности. Л.- М., 1926.

В. Кристаллер5, H.H. Колосовский6, Ф. Перру7, Р. Нижегородцев8, А. Дубнов9, JI. Капустина10, А. Крайнов11, Н. Ларина12, Р. Мельников13, В. Селиверстов14, С. Суспицын15, Ж. Будвиль16, X. Ласуэн17, П. Потье18, М. Бандман19, Б.Х. Алиев20, О. И. Бетин, 21 О.Э. Бессонова22, В.И. Видяпина23, А.И. Добрынин24, В.В.

25 26 27.

Кистанов, П. М. Нестеров, А. Головков и др. Теория кластеров.

5 Christaller W. Die zentralen Orte in Suddeutschland. lena. 1933.

6 Колосовский H. H. Теория экономического районирования. — М.: Мысль, 1969. — 336 с.

7 Perroux F. L’economie du XX siecle. Paris. 1961.

8 Моделирование экономической динамики: риск, оптимизация, прогнозирование/ Под ред. Р. М. Нижегородцева. М.: Диалог-МГУ, 1997. — 151 с. (9,5 п.л.).

9 Дубнов А. Сибирь в геополитических условиях // Теоретические основы региональной экономики. НГУ: 2008 с. 145−156.

10 Капустина JIM. Регион в мировом и национальном экономическом пространстве. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2000. 309 с.

11 Крайнов А. Современный территориальный стандарт Ленинград Наука 1978 — 352.

12 Ларина Н. И. Региональная экономическая политика властей разного уровня: Цели, средства, результат. — Новосибирск: Изд-во ИЭОПП, 2008. — 351 с.

Мельников Б. Инвестиционный рынок: конъюнктура 2008 года/ Б Мельников // Инвестиции в России. 2011. — № 5 с 16−26.

14 Селиверстов В. Анализ состояния стратегического планирования в регионах Сибирского федерального округа // Регион: экономика и социология. — 2011. — № 3. — С. 3−21.

15 Суспицин С. Пространственные трансформации экономики России в контрастных сценариях её развития: постановка проблемы и эмпирические оценки // Регион. — 2006. — № 1. -с. 52−53.

16 Будвиль Ж.-Р. Модель территориального развития новых регионов — эконометрические теории. — М. Наука — 1998 — 246 с.

17 Ласуэн, X. Р. Урбанизация и экономическое развитие: временное взаимодействие между географическими и отраслевыми кластерами // Пространственная экономика. — 2010. — № 1. -С. 68−104.

18 Потье П. Трансформация региональной экономики М.: Союз 1965.

19 Бандман М. К., Чистобаев А. И. Территориально-производственные комплексы: опыт и проблемы формирования. — Л.: «Наука — Ленинградское отделение», 1990. — 215 с.

Алиев Б. Х. Промышленная политика и экономика. — М.: Экономика, 2000. — 103 с.

21 Бетин О. И., Богданов И. Я., Гордеев A.B., Мерзлов A.B., Сергеев И. И. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века, Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2005.-384 с.

22 Бессонова О. Э. Образ будущего России и код цивилизационного развития / ИЭОПП СО РАН. — Новосибирск, 2007. — 123 с.

23 В. И. Видяпин, М. В. Степанов Региональная экономика М «ИНФРА-М» 2008 — 666 с.

24 Добрынин А. И. Экономическая теория. Микро-, макро-, мега-. — СПб.: Питер, 2004. — 544 с.

25 Кистанов В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2002. 584 с.

26 Нестеров П. М., Нестеров А. П. Менеджмент региональной системы — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

27 Головков А. Автореф. диссерт. Социально-экономические мотивы развития пограничных территорий. М. МТСУ 2001 представлена в трудах М. Портера, Д. Хаага, С. Лозинского, С. Соколенко, В. Кутьина, А. Воронова, Р. Коха и др., основы функционирования региональной экономики, проблемы стратегического управления развитием территорий подробно исследовались А.Г. Гранбергом35, М.А. Гусаковым36, C.B. Кузнецовым37, Л.Б. Сульповаром38, О.Т. Лебедевым39, О.Л. Ким40, Г. И Пашигоревой41, Р.Н. Авербухом42, Т.И. Безденежных43, В.Е. Рохчиным44, A.A. Румянцевым45, Ю. Ершовым46, Н. Ибрагимовым47, Л.

28 Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Вильяме, 2000. — 456 с.

29 Хааг Д. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособности кластеров в странах с переходной экономикой, http:// www. krsu. edukg/vestnik/v3 Ial5.html.

30 Лозинский С. О пользе кластеров // Новое время. — 2003. — С. 25.

31 Соколенко С. И. Формирование инновационных кластеров в Украине: Роль Торгово-промышленных Палат.//Международный Форум «Развитие инновационного пространства СНГ. Роль Торгово-промышленных Палат стран содружества». г. Казань изд-во Лига 2008 г -354 с.

32 Кутьин В. М. Территориальная экономическая кластеризация (классификация) регионов России: социально-географический аспект // Безопасность Евразии. — 2003. -№ 1. — с.525.

33 Воронов А. Кластеры — новая форма самоорганизации промышленности в условиях конкуренции/ А. ВороновА. Воронов // Маркетинг. — 2002. — № 5. — С. 37−43.

34 Кох Р. Кластерные принципы взаимодействия на уровне региона / Кох Р. // Современные гуманитарные исследования. — 2005. — № 6. — С. 65 — 69.

35 Гранберг А. Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. — 2001. — № 9. с. 15.

36 Гусаков М. А. Инновационное обеспечение конкурентоспособности регионов: концепция, понятийный аппарат / М. А. Гусаков, Д. В. Проскура // Экономика и управление. — 2007. -№ 6(32).-С. 34−39.

37 Кузнецов С. В. Роль инноваций в социально-ориентированном развитии регионов СевероЗападного федерального округа / С. В. Кузнецов // Экономика и управление. — 2010. — № 1. -С. 34−38.

38 Сульповар Л. Б., Родионов Д. Г. Проблемы управления государственной собственностью в Российской экономике / Проблемы теории и практики управления. — 2005. — № 5. с.52−57.

39 Лебедев О. Т. Экономика отраслевых рынков СПб. -Перспектива. 2008 -356 с.

40 Ким О. Л. Экономическое развитие региона: проблемы и перспективы. // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал- 2007 № 3(23).

41 Пашигорева Г. И. Применение международных финансовых стандартов отчетности в России. / Г. И. Пашигорева, В. И. Пилипенко — СПб: Питер, 2002. — 176 с.

42 Авербух Р. Н. Интеграция учебных заведений в региональной системе образования. Санкт-Петербург, 1998.

43 Безденежных Т. И. Управление занятостью населения на местном уровне М.: Финансы и статистика, 2002. — 192 с.

44 Рохчин В. Е. Система стратегического планирования социально-экономического развития регионов России: теоретико-методологический аспект: монография / В. Е. Рохчин, И. И. Егоров, К. Н. Знаменская. — СПб.: ИРЭ РАН, 2005. — 168 с.

45 Когут А. Е., Литовка О. П., Румянцев А. А., Концепция программы структурной перестройки экономики Санкт-Петербурга. — Спб.: ИСЭП РАН, — 1993.

Мельниковой48, В. Сусловым49, Э. Р. Ахметдзяновой, A.M. Бабашкиной50, O.A. Бияковым51, В.И. Бутовым52, А.И. Гавриловым53, Д.П. Зеркиным54 и др.

Отдельным направлениям решения проблемы организации и функционирования транспортного комплекса региона на основе использования кластерного подхода посвящены работы таких ученых, как Э.М. Браверман55, В.М. Кутьин56, С.Н. Ларин57, С. Лозинский58, A.A. Мигранян59, A.A. Мироедов60, Ю.В. Михеев61, С.И. Соколенко62, Д.А. Ялов63.

Несмотря на то, что проблемы пространственного распределения элементов региональной экономики достаточно широко представлены в.

46 Ершов Ю. С. Регионализация народнохозяйственных таблиц «затраты — выпуск» // ЭКО. -2011. -№ 6. — С. 119−138.

47 Ибрагимов Н. М., Мельникова JI.B. Федеральные округа России: особенности развития экономики и социальной сферы // Регион: экономика и социология. — 2006. — № 4. — С. 41−55.

48 Там же.

49 Суслов Д. В. Региональные особенности государственно-частного партнерства в реализации комплексных инновационных проектов в России // Социально-экономическое пространство России: инновации и современность: Всерос. науч.-практ. конф., 10−12 ноября 2010 г. / ИЭОПП СО РАН. — Новосибирск: Альфа-порте, 2010. — С. 92−93.

50 Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие для вузов.- М.: Финансы и статистика, 2003. 477.

51 O.A. Бияков Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты / М-во образования Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Кузбас. гос. техн. ун-т». — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. — 151 с.

52 Бутов В. И. Основы регионоведения. — Ростов-на-Дону, 1998.

53 Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление Издательство: Юнити, 2002 — 239 с.

54 Зеркин Д. П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. — 512 с.

55 Браверман Э. М., Мучник И. Б. Структурные методы обработки эмпирических данных. -М.: Наука, ГРФМЛ, 1983.

56 Кутьин В. М. Территориальная экономическая кластеризация (классификация) регионов России: социально-географический аспект// Безопасность Евразии. — 2003. — № 1. — с.525.

57 С. Н. Ларин Качество экономического роста и темпы развития региональных инновационных инфраструктур: на примере Краснодарского края / С. Н. Ларин // Региональная экономика: теория и практика, 2008. -N 30. — С. 26−32.

58 Лозинский С. О пользе кластеров // Новое время. — 2003. — С. 25.

59 Мигранян, А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой / А. А. Мигранян // Вестник КРСУ. 2002. № 3. С. 33.

60 Мироедов A.A. Информационное обеспечение механизмов управления регионом. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 126 е.

61 Михеев Ю. В. Инфраструктура союзных государств М.: Союз. 1982.

62 С. И. Соколенко Кластеры в глобальной экономике Киев Логос: 2004 г 190 с.

63 Ялов Д. А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием, subcontract.ru/ Docum/ DocumShowDocumID17. html (по Кластерный подход к экономическому развитию территорий. Дранев Я. Н. В кн. Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. Москва, «Сканрус», 2001). современной экономической литературе, проблемам взаимосвязи пространственного распределения предпринимательских структур, рассматриваемых с позиций кластерного подхода с учетом влияния транспортной инфраструктуры, уделено недостаточно внимания.

Теоретико-методологической основой исследования являются результаты фундаментальных и прикладных исследований в области пространственной экономикиуправления социально-экономическими системами и процессами их развитияфундаментальные положения экономической теории (институционализм, теории эволюционности и инновационности экономики), теории региональной экономики, законодательные и нормативные документы государственных органов РФ и ее субъектов, законодательные акты в области управления развитием регионов.

Диссертационное исследование основано на применении диалектического, аналитического, исторического и логического методов изучения социально-экономических явлений, а также методов анализа и синтеза, индукции и дедукции. В работе были применены принципы системного подхода, структурно-функционального и сравнительного анализов, статистические методы (корреляционно-регрессионный анализ).

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики (Росстата) и ее региональных органовофициальных статистических данных о предпринимательской активности в России и ее регионаханалитических документов Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства регионального развития, Министерства финансов Российской Федерации и других специализированных организацийстатистических сборников, ежегодниковматериалов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, а также документов первичной отчетности предприятий, данных, собранных и обработанных автором в ходе выполнения ряда НИР Министерства образования и науки Российской Федерации. В работе были использованы также материалы международных и отраслевых научно-практических конференций и информация из глобальной сети Интернет.

К защите предлагаются следующие научные положения, составляющие стратегическую идею диссертации:

— эффективное пространственное распределение предпринимательских структур предполагает обоснование признаков классификации регионов, основанных на базисных характеристиках предпринимательского климата с учетом ключевой роли транспортной инфраструктуры, а также формирование типологии регионов исходя из данных признаков;

— концепция кластерного подхода к организации распределения деятельности предпринимательских структур региона, основанная на оптимальном использовании ограниченного ресурса, наиболее полно соответствует принципам обеспечения надежности реализации предпринимательских инноваций и устойчивого развития региональной экономики;

— формирование региональных кластеров основывается на совокупности взаимодействия предпринимательских структур и региональной транспортной инфраструктуры по ключевым товарно-материальным, транспортным, информационным и иным потокам, межкластерное взаимодействие осуществляется в рамках промышленно-транспортного комплекса региона, развитие которого формирует синергетический эффект для региональной экономики;

— ключевым звеном, обеспечивающим связность кластеров региональной экономики, выступает транспортная инфраструктура, пространственное распределение которой определяет зоны роста предпринимательской активности, формируя предпосылки устойчивого экономического роста в регионе, основанного на модернизации экономической системы;

— совершенствование транспортной инфраструктуры должно стать одним из приоритетных направлений региональной кластерной политики, обеспечивающим синергетический эффект роста предпринимательской активности в регионе и увеличивающим тем самым доходы региональных бюджетов.

— транспортно-распределительные центры (ТРЦ) являются элементами региональной транспортной инфраструктурыих количество, особенности их размещения и другие характеристики определяют характер взаимодействия промышленных и транспортных кластеров региона, формируя необходимую ресурсную базу и структуру хозяйственных связей, на основе которых строится пространственное распределение предпринимательских структур региона;

— концепция размещения региональных ТРЦ в рамках кластерного подхода предполагает взаимодействие региональных органов власти и управления, органов местного самоуправления и предпринимательских структур на основе государственно-частного партнерства в области формирования и пространственного распределения ТРЦ как точек роста кластеризации;

— формирование и развитие региональных ТРЦ должно стать составной частью региональных программ развития транспортной инфраструктуры, учитывающих состояние и возможные направления развития транспортного комплекса региона, собственные возможности регионального бюджета и тенденции развития предпринимательства;

— формирование модели пространственного распределения региональных ТРЦ базируется на определении количества ТРЦ, их пространственного распределения в регионемоделировании распределения товарных и иных потоков между ТРЦ и региональными кластерами;

— адресность региональных программ развития транспортной инфраструктуры, а также кластерной политики может быть обеспечена за счет использования интегрального показателя конкурентоспособности предпринимательской структуры как основы формирования рейтингов приоритетности поддержки.

Научная новизна исследования определяется следующими результатами теоретического и практического характера:

— разработана классификация регионов, определяющая экономические зоны развития хозяйствующих субъектов на основе учета устойчивости внешней средыналичия ключевых покупателейдоступности ресурсной базыстепени развитости транспортной инфраструктуры региона, и характеризующая возможности роста предпринимательской активности в регионе как основы устойчивого регионального социально-экономического развития;

— обосновано применение кластерного подхода к организации пространственного распределения региональных предпринимательских структур, позволяющего на основе сокращения предпринимательских рисков в рамках интегрированных комплексов обеспечить рост предпринимательской активности в региональной экономике;

— установлены ключевые место и роль транспортной инфраструктуры в развитии предпринимательской активности как основы экономического роста в регионе, которая интенсифицирует размещение предпринимательских структур и расширение их ответственности, а также обеспечивает связность региональных кластеров за счет проявления синергетического эффекта и сокращения рисков, индуцируемых внешней средой региональной экономики;

— определена сущность промышленно-транспортного комплекса (ПТК) региона как системы промышленных кластеров региона во взаимодействии с транспортным кластером того же региона, в рамках которого формируется эффект от межкластерных взаимодействийразработаны методологические основы управления пространственным развитием ПТК региона;

— предложены методологические основы разработки программы формирования и развития региональной транспортной инфраструктуры (РТИ), базирующейся на интеграции и рационализации транспортных потоков с учетом кластерной структуры региона, особенностей регионального транспортного комплекса, определяющие цели, задачи программы и комплексный эффект от ее реализации (с точки зрения развития региональных кластеров, в том числе транспортного, и решения социально-экономических задач);

— разработана концепция формирования инфраструктуры транспортно-распределительных центров в регионе на основе реализации механизмов государственно-частного партнерства, определяющая возможности взаимодействия партнеров в процессе создания ТРЦ и предполагающая установление оптимального количества и области размещения ТРЦ в регионе как ключевых звеньев, формирующих предпосылки интенсивного развития предпринимательских структур и трансформации кластеров из потенциальных и латентных в сильные и устойчивые;

— доказана взаимосвязь развития транспортной инфраструктуры в рамках кластерного подхода, предпринимательских структур и потенциала экономического роста на примере Республики Карелия;

— выявлены кластеры Республики Карелия и дана их характеристика, сформулированы рекомендации по развитию ТРЦ в данном регионе и совершенствованию кластерной политики, базирующиеся на учете особенностей пространственного распределения предпринимательских структур и транспортной инфраструктуры;

— предложено использование интегральной оценки конкурентоспособности предпринимательской структуры в качестве критерия включения организации в адресную программу поддержки (в рамках региональной программы развития транспортной инфраструктуры), а также определения привлекательности для включения в региональный кластер, что позволит повысить эффективность расходования средств регионального бюджета.

— предложены методические основы формирования интегрального показателя конкурентоспособности предпринимательской структуры, учитывающие как внутренние особенности организации, так и влияние внешней среды, определяемое предпринимательским климатом региональной экономикиобосновано применение интегральной оценки конкурентоспособности транспортного предприятия для определения целесообразности его включения в систему региональных ТРЦ.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в расширении и уточнении понятийного аппарата, развитии теоретической базы пространственной экономики с позиций обеспечения устойчивого регионального экономического роста на основе совершенствования транспортной инфраструктуры.

Практическая значимость результатов проведенных исследований состоит в возможности использования разработанных предложений:

— органами власти субъектов Российской Федерации при формировании программ социально-экономического развития, а также поддержки предпринимательской деятельности;

— в учебном процессе для студентов экономических специальностей вузов в курсах «Региональная экономика», «Государственное и муниципальное управление», «Региональная экономическая политика».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в монографиях и научных статьях автора, а также обсуждались на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях. Разработанные в диссертации положения и рекомендации используются в практической деятельности региональными органами власти и управления Республики Карелия, а также в учебном процессе высших учебных заведений.

Публикации. Основные положения диссертации изложены в 44 публикациях общим объёмом 49,1 п.л. (лично автора — 46,9 п.л.), в том числе 3 монографии, 13 статей в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы, приложений.

Список литературы

включает 241 наименование.

Выводы по пятой главе.

Приоритеты развития предприятий транспортной инфраструктуры современных региональных экономических систем являются объектом исследования множества отраслей современной экономической науки. В то же время следует отметить что региональная экономика в свою очередь рассматривает процессы формирования инфраструктурного развития регионов, неотъемлемой частью которой является деятельность частных предпринимательских структур на рынке транспортных услуг.

В проведенном исследовании речь идет именно о предпринимательской активности, которая реализуется в транспортной составляющей региональной инфраструктуры, как о предприятиях реализующих новые технологические возможности и управленческие инновации, которые стали возможны за счет оптимизации кластерного подхода к организации производственных сил в регионе через политику формирования ПТК.

Как отмечалось ранее, программы развития ПТК служат развитию теории пространственного распределения производственных сил региона, тогда как предпринимательские структуры используются для развития конкретных инноваций на ранее не развитых локациях, получивших такую возможность за счет рационального перераспределения конечных продуктов деятельности предприятий, входящих в кластеры региона, через систему ТРЦ.

Доступ к квотируемым или строго ограниченным ресурсам региона формируется на уровне принятия решения о перераспределении ресурсов внутри региона, таки образом выбор инноваций, которые будут активно продвигаться предпринимательскими структурами региона определяется системой управления ТРЦ региона, в редких случаях административной надстройкой самого ПТК.

В нашем понимании грамотная организация работы ТРЦ, должна способствовать развитию новых локаций, ранее не активных в инновационной политике региона, именно за счет перераспределения предпринимательской активности о ядер кластеров к транспортным узлам, сформированным в виде ТРЦ.

Структурно политика выбора будущего для инновационного развития предпринимательства, реализуется через прогнозирование и оценку конкурентоспособности существующих и потенциальных инновационно активных предприятий.

Предложенные автором методические положения нашли свое отражение в оценке конкурентоспособности автотранспортных предпринимательских структур для ранжирования приоритетов привлечения к активной инновационной деятельности предприятий в системе инфраструктурного обеспечения региона транспортными услугами.

Ранжирование субъектов предпринимательской деятельности позволяет структурным элементам экономики региона с достаточной степенью достоверности развивать социально-экономические программы развития отраслей хозяйствования в регионе, а так же способствует оптимизации социальной удовлетворенности граждан региона, за счет обеспечения доступности благ первой необходимости и высококачественных продуктов деятельности инновационно активных участников рыночных отношений.

Заключение

.

1. В условиях высокой степени дифференциации уровней социально-экономического развития субъектов РФ регионы индуцируют неравные условия обеспечения предпринимательской активности (следовательно, и неравномерное пространственное распределение предпринимательских структур), что требует осуществления типологии регионов по этому критерию на основании дополнительных признаков (устойчивости внешней средыналичия ключевых покупателейдоступности ресурсной базыстепени развитости транспортной инфраструктуры региона).

2. Предпринимательские структуры региона осуществляют взаимодействие с целью получения дополнительных выгод, роста прибыли, причем интенсивность такого взаимодействия определяется факторами внешней среды и влияет на региональный экономический рост. Таким образом, эффективное пространственное распределение предпринимательских структур обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие региона.

3. Постоянные взаимодействия предпринимательских структур формируют региональные кластеры, участники которых получают дополнительные выгоды в бизнес-деятельности, поэтому обеспечение устойчивого экономического роста в регионе должно базироваться на превращении потенциальных и латентных кластеров в сильные и устойчивые.

4. С позиций кластерного подхода можно говорить о промышленно-транспортном комплексе региона, понимаемом как система взаимодействующих промышленных и транспортного кластеров, причём эффективность внутрии межкластерных взаимодействий определяется характеристиками транспортной инфраструктуры региона.

5. Ключевым фактором, обеспечивающим эффективность реализации кластерного подхода, является региональная транспортная инфраструктура, поскольку транспортная инфраструктура определяет связность региональных кластеров и интенсивность взаимодействия предпринимательских структур кластера. Следовательно, необходима разработка программы формирования и развития региональной транспортной инфраструктуры (РТИ).

6. Реализация программы формирования и развития РТИ обеспечивает синергетический эффект для региональной социально-экономической системы, связанный как с развитием производительных сил региона, так и с социальными и экологическими эффектами.

7. Составной частью мероприятий по совершенствованию РТИ является формирование региональных транспортно-распределительных центров (ТРЦ), удовлетворяющих ключевые потребности промышленных кластеров регионов. Количество ТРЦ и их размещение определяет характер взаимодействия промышленных и транспортных кластеров региона, формируя необходимую ресурсную базу и структуру хозяйственных связей для региональной системы предпринимательства.

8. Авторская методология формирования инфраструктуры ТРЦ в регионе учитывает территориальные особенности ресурсного обеспечения кластеров, затраты на перевозки, расходы на содержание запасов, расходы на эксплуатацию центров и управление ими, а также влияние деятельности центров на экономические показатели предприятий кластера. Сокращение совокупных затрат, обоснование производственных мощностей ТРЦ, структура поставок и распределения предприятий кластера выступает основой принятия решений региональными органами управления относительно дислокации ТРЦ на территории региона.

9. Моделирование формирования в Республике Карелия кластера с сетью ТРЦ показало, что этот процесс позволит обеспечить рост валового регионального продукта. При этом транспортная инфраструктура региона выступает фактором ограничения, как предпринимательской активности, так и развития кластеров и нуждается в совершенствовании. Кластеры в регионе носят потенциальный и латентный характер.

10. Необходима трансформация действующей Стратегии развития РК с учётом кластерного похода. Следует формировать полюса роста на основе оценки имеющихся ресурсов и возможностей создания и развития новых зон роста («предпринимательской активности будущего») за счёт превращения потенциальных и латентных кластеров региона в сильные и устойчивые, что возможно на основе совершенствования транспортной инфраструктуры.

11. На территориях, прилегающих к г. Петрозаводску, представлены лесной, энергетический, машиностроительный кластеры и кластер стройматериалов. Внутрикластерные взаимодействия и географическое положение определяют целесообразность формирования здесь ключевых ТРЦ. Для центральной части региона необходимы дополнительные требования к оборудованию ТРЦ в связи с особенностями потенциальных кластеров мясной и рыбной промышленности.

12. При создании регионального ТРЦ необходимо учесть следующие характеристики: базисные стратегии развития экономики регионахарактеристики региональных кластеровцели и задачи синтеза ТРЦ в регионеособенности материальных потоковуровень развития транспортной инфраструктурыособенности региональных дистрибутивных сетей.

13. К стратегическим направлениям развития региональной транспортной инфраструктуры, основанного на формировании ТРЦ, следует отнести: создание транспортных центров распределения продукцииформирование распределительных центров межотраслевого назначениясоздание посреднических транспортных компаний и расширение их функций.

14. Совершенствование региональной транспортной инфраструктуры служит основой инфраструктурного базиса модернизации. Формирование регионального рынка транспортных услуг обеспечивает пространственную интеграцию хозяйственной деятельности, развитие межрегиональных, межотраслевых и международных связей, комплексное рациональное использование трудовых, природных, финансовых и других ресурсов региона.

15. Авторская методология расчёта интегрального показателя конкурентоспособности (КС) предпринимательской структуры (ПС) предполагает: обоснование состава показателей, характеризующих конкурентоспособность, и весовых коэффициентовобоснование выбора источников информации и методов её сбораобобщение и группировку исходных данныхрасчёт промежуточных, обобщённых и результирующих показателейопределение интегральной оценки влияния внутренней и внешней среды на уровень конкурентоспособностиопределение рейтинга конкурентоспособности предпринимательских структур.

16. Получение интегрального показателя позволяет сравнить конкурентоспособность предпринимательских структур региональной экономики, выбрать предприятия с высоким значением КС (сформировать рейтинг предприятий региона) для осуществления адресной поддержки, а также для включения в кластерную политику региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). http://www.constitution.ru — Дата последнего обращения 21.03.2012.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. http://www.consultant.ru/popular/gkrfl/ - Дата последнего обращения 21.03.2012.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ- http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/ Дата последнего обращения 21.03.2012.
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ. http://www.consultant.ru/ рори1аг^кгВ/ - Дата последнего обращения 21.03.2012.
  5. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть четвертая от 18 декабря 2006 № 230-Ф3. http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/ - Дата последнего обращения 21.03.2012.
  6. Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ. http://www.consultant.ru/popular/nalogl/ - Дата последнего обращения 21.03.2012.
  7. Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ http://www.consultant.ru/popular/nalog2/ - Дата последнего обращения 21.03.2012.
  8. Федеральный закон № 135-Ф3 от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». http://www.rg.ru/2006/07/27/zaschita-konkurencii.html — Дата последнего обращения 21.03.2012.
  9. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». -http://www.rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html Дата последнего обращения 21.03.2012.
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2008 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защитр конкуренции“». http://www.rg.ru/2008/ll/ll/konkurenciya-dok.html — Дата последнего обращения 21.03.2012.
  11. Программа развития конкуренции в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р. -http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/competition/programconcur/ doc0912281644 Дата последнего обращения 21.03.2012.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». -http://eac.khv.ru/ukaz649.htm Дата последнего обращения 21.03.2012.
  13. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации (2005). http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/ evolution/strategy. — Дата последнего обращения 19.03.2012.
  14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/indexdocs — Дата последнего обращения 21.03.2012.
  15. Закон № 79 «О Дорожном фонде Республики Карелия Российская Федерация Республика Карелия». Принят Законодательным Собранием 29 сентября 2011 года. http://www.gov.karelia.ru/gov/Karelia/2234/34.html -Дата последнего обращения 21.03.2012.
  16. Программа социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года. Утверждена Законом Республики Карелия от 17 октября 2011 г. № 1532−3PK. http://www.gov.karelia.ru/gov/
  17. Ье§ 181айопМосз/2011/10/ 1532-zrkl.doc Дата последнего обращения 21.03.2012.
  18. Закон Республики Карелия «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Карелия» от 5 июня 2006 года № 989-ЗРК. -http://kodeks.karelia.ru/api/show/919 321 763 Дата последнего обращения 21.03.2012.
  19. Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах градостроительной деятельности в Республике Карелия», 23 июля 2007 года № ПОЗ-ЗРК. -http://karelia.news-city.info/docs/sistemsw/dokiegewo.htm Дата последнего обращения 21.03.2012.
  20. Указ главы республики Карелия «О Консультативном совете по пограничным вопросам на территории Республики Карелия», 6 июня 2007 года № 82. http://www.russian-north.com/sekciya8/topic-r/ locatzlxs9zuc. htm — Дата последнего обращения 21.03.2012.
  21. Указ главы республики Карелия «О Министерстве лесного комплекса, природных ресурсов и экологии Республики Карелия», 31 июля 2002 года № 83. http://kodeks.karelia.ru/api/show/919 312 286 — Дата последнего обращения 21.03.2012.
  22. Закон Республики Карелия «Об административно-территориальном устройстве Республики Карелия», 29 апреля 2005 года № 871-ЗРК. -http://gov.karelia.ru/Karelia/1326/31.html Дата последнего обращения 21.03.2012.
  23. Постановление Правительства Республики Карелия от 16 марта 2010 г. № 47-П «О формировании и реализации адресной инвестиционной программы Республики Карелия». http://www.gov.karelia.ru/Karelia/ 2049/26.html — Дата последнего обращения 20.03.2012.
  24. Р.Н., Алферов A.B., Андронатий В. В. и др. Интеграционные процессы в образовании: новые горизонты. Гатчина: Изд-во «ЛОИЭФ», 2004.- 169 с.
  25. Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминол. справ.-М., 1983.-350 с.
  26. И.Г. Экономическое районирование России. М.: тип. «III Интернационал», 1921. — 15 с.
  27. С.Е. Интегрированная цепь поставок М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2001. — 640 с.
  28. .Х. Промышленная политика и экономика. М.: Экономика, 2000.- 103 с.
  29. В.Д. Россия экономический и инвестиционный потенциал. — М.: Инфра-М, 2009. — 663 с.
  30. A.M., Гармасар O.A., Знаменский К. Н. и др. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга / Под ред. A.B. Ивановского, В. Е. Рохчина. СПб.: ИСЭП, 1998 — 254 с.
  31. Э.Р. Влияние концепции судебного федерализма на организацию судебных систем России и Германии. — М.: Юрист, 2009. -397 с.
  32. A.M. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Финансы и статистика, 2003. — 477 с.
  33. М.К., Чистобаев А. И. Территориально-производственные комплексы: опыт и проблемы формирования. Д.: Наука — Ленинградское отделение, 1990. — 215 с.
  34. A.A. Маркетинг на автомобильном транспорте. М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 208 с.
  35. Т.И. Управление занятостью населения на местном уровне. М.: Финансы и статистика, 2002. — 192 с.
  36. Е.К. Рациональное ожидание производительности в математических моделях экономических явлений. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2010. — 152 с.
  37. О.Э. Образ будущего России и код цивилизационного развития / ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 2007. — 123 с.
  38. О.И., Богданов И. Я., Гордеев A.B., Мерзлов A.B., Сергеев И. И. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. -Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2005. 384 с.
  39. O.A. Экономическое пространство региона: процессный подход. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — 244 с.
  40. O.A. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты / М-во образования Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Кузбас. гос. техн. ун-т». Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. — 151 с.
  41. Э.М., Мучник И. Б. Структурные методы обработки эмпирических данных. М.: Наука, ГРФМЛ, 1983. — 214 с.
  42. Будвиль Ж.-Р. Модель территориального развития новых регионов -эконометрические теории. М.: Наука, 1998. — 246 с.
  43. В.И., Раимова А. Т. Совершенствование регионального управления в условиях рынка. М.: Эдиториал УРСС, 2003.
  44. A.B. Предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2008. — 252 с.
  45. A.B. Региональные особенности развития промышленности северных регионов. Петрозаводск, 2011. — 354 с.
  46. В.И. Основы регионоведения. Ростов-на-Дону, 1998. — 236 с.
  47. Ю.С., Кинелев В. Г., Колосов В. Г. Зачем предпринимателю инновации. СПб.: СПбГТУ, 1996. — 35 с.
  48. Л.Б., Дергачев В. А. Регионоведение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Регионоведение», «Международные отношения». 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити, 2010.-519 с.
  49. А. Теория размещения промышленности. Л.- М.: Книга, 1926. -223 с.
  50. А. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 586 с.
  51. А.П. Динамика социально экономического развития: Анализ временных налогов. Новосибирск, 1992. — 243 с .
  52. Е.А., Кашин В. К., Липсиц И. В. Роль инфраструктуры промышленных предприятий в реализации промышленной политики. — М.: ГУ ВШЭ, 2009.-311 с.
  53. В.И., Степанов М. В. Региональная экономика. М.: «ИНФРА-М», 2008. — 666 с.
  54. А. Кластеры новая форма самоорганизации промышленности в условиях конкуренции // Маркетинг. — 2002. — № 5. -С. 37−43.
  55. А. Кластеры новая форма самоорганизации промышленности в условиях конкуренции // Маркетинг. — 2002. — № 5. -С. 37−43.
  56. К. Использование производственного потенциала страны. М.: Экономика, 1993.-207 с.
  57. A.M. Лаврова информационным агентствам в рамках экономического клуба «РИА Новости» // Пресс-служба Минфина РФ. -http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=9321 Дата последнего обращения 20.03.2012.
  58. А.И. Региональная экономика и управление. М.: Издательство: Юнити, 2002. — 239 с.
  59. А.Л. Общий и специальный менеджмент / Под ред. Гапоненко А. Л., Панкрухина А. П. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 568 с.
  60. Г. В. Территориальная организация населения. Петрозаводск, 2006.-228 с.
  61. В.Г. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: В 2-х ч. 4.1. / Под ред. Глушковой В. Г., Винокурова A.A. М.: Владос-пресс, 2009. — 430 с.
  62. А. автореф. диссерт. Социально-экономические мотивы развития пограничных территорий М.: МТСУ, 2001.
  63. А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. -№ 9. — С. 15.
  64. А.Г. Моделирование развития региона в системе народного хозяйства // Моделирование социально-экономического развития территориальных систем. Новосибирск: Наука, 1983. — 288 с.
  65. А.Г. Оптимизация территориальных пропорций народного хозяйства. М.: Экономика, 1973. — 186 с.
  66. А.Г. Отечественная школа региональных экономических исследований // Нобелевские лауреаты по экономике и российские экономические школы / Под ред. Ю. В. Яковца. М.: МФК, 2003. — 236 с.
  67. А.Г. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации, (отв. ред. и автор глав). М.: Наука, 2004. — 354 с.
  68. О.В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. М.: Наука, 1991. — 167 с.
  69. A.B. Производственная инфраструктура в экономике региона. -СПб.: Питер, 2001.-211 с.
  70. М.А. Инновационное обеспечение конкурентоспособности регионов: концепция, понятийный аппарат / М. А. Гусаков, Д. В. Проскура // Экономика и управление. 2007. — № 6(32). — С. 34−39.
  71. П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей / Пер. с англ. М.: Прогресс, 2008. — 672 с.
  72. А.И. Экономическая теория. Микро-, макро-, мега-. СПб.: Питер, 2004. — 544 с.
  73. Я.Н. Кластерный подход к экономическому развитию территорий // Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. М.: «Сканрус», 2001.
  74. П.В. Структурные модели региональной экономики. -Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2000. 95 с.
  75. Дружинин П. В. Концепция региональной целевой программы социально-экономического развития северных территорий Республики
  76. Карелия на период 2011—2015 гг. / ИЭ КарНЦ РАН. Под общей ред. А. И. Шишкина. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2011. — 98 с
  77. П.В. Инновационные процессы в Карелии: анализ, моделирование и управление / отв. ред. Дружинин П.В.- Карел, науч. центр Рос. акад. наук, Ин-т экономики. Петрозаводск, 2009. — 115 с.
  78. А. Сибирь в геополитических условиях // Теоретические основы региональной экономики. Новосибирск: НГУ, 2008. С. 145−156.
  79. С.Ю., Котляренко А. Ф., Куренков П. В. К типологии логистических центров // Логистика. 2003. — № 3. — С. 15−19
  80. Ю.С. Регионализация народнохозяйственных таблиц «затраты -выпуск» // ЭКО. 2011. — № 6. — С. 119−138.
  81. А. Экономическая безопасность России: региональный уровень / А. Жандаров, Ф. Шиллер, Е. Никитина // Вопросы статистики. -2007. № 3. — С.20−27.
  82. Ю.В., Николаев В. А. Транспортная инфраструктура в экономической интеграции северных регионов: Монография. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008. — 205 с.
  83. И. Дело труба. Баку Тбилиси — Джейхан и казахстанский выбор на Каспии. — М.: Европа, 2005. — 254 с.
  84. Д.П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005.-512 с.
  85. П. Межрегиональные структуры взаимного развития связных отраслей М. Прогресс 1981 г 254 с.
  86. Н.М., Мельникова Л. В. Федеральные округа России: особенности развития экономики и социальной сферы // Регион: экономика и социология. 2006. — № 4. — С. 41−55.
  87. Информационное агентство Росбизнесконсалтинг. http://www.rbc.ru. -Дата последнего обращения 21.03.2012.
  88. JI.M. Регион в мировом и национальном экономическом пространстве. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2000. -309 с.
  89. P.C. Терминология рыночной экономики и бизнеса. Алма-Ата, 1994.-347 с.
  90. Ким O.JI. Экономическое развитие региона: проблемы и перспективы // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2007. — № 3(23). — С. 21−29.
  91. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2002. — 584 с.
  92. H.H. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969.-336 с.
  93. A.C., Шегельман И. Р. Инвестиционная привлекательность Республики Карелия // Микроэкономика. 2010. — № 1. — С. 170−173.
  94. H.H. Проблемы территориальной организации производительных сил Сибири. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1971. -176 с.
  95. Е.А. Субфедеральные налоговые льготы и их влияние на привлечение инвестиций: эмпирический анализ. М.: РПЭИ, 2009. — 41 с.
  96. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., Наука 1989.-238 с.
  97. И.П., Кодолова Т. А., Мантера Э. В. Региональное инвестиционное проектирование как инструмент управления развития территории. Петрозаводск, 2007. — 245 с.
  98. А.Р. Анализ транспортной составляющей логистических издержек в зависимости от количества складов в регионе // Актуальные проблемы управления 2001. Материалы междунар. Науч.практ. конф. Вып.З. — М.: ГУУ, 2001. — С. 45−51.
  99. ЮЗ.Кородюк И. С. Региональные аспекты логистикии проблемы формирования транспортно-логистических систем в районах Сибири и
  100. Кох Р. Кластерные принципы взаимодействия на уровне региона // Современные гуманитарные исследования. 2005. — № 6. — С. 65−69.
  101. А. Современный территориальный стандарт. JL: Наука, 1978 -352 с.
  102. Юб.Креймер Г. Государственное регулирование инвестиционного климата в условиях рыночных преобразований: Автореф. дис. канд. экон. наук. М.: РАГС, 1997.-26 с.
  103. A.B. и др. Совершенствование управления инновационной составляющей обеспечения конкурентоспособности регионов / A.B. Кувшинов, Д. А. Кувшинов, E.H. Кувшинова. Петрозаводск, 2007. — 213 с.
  104. C.B. Роль инноваций в социально-ориентированном развитии регионов Северо-Западного федерального округа // Экономика и управление. 2010. — № 1. — С. 34−38.
  105. C.B. Комплексная научно-техническая программа СЗФО до 2030 г., как инструмент инновационного развития макрорегиона // В сборнике трудов «Приоритеты научно-технического развития Северо-Запада России». СПб: Изд-во ИРЭ РАН, 2011. — С. 31−50.
  106. О. Федеральная экономическая политика в отношении эксклавного региона // Вопросы экономики. 2001. — № 11. — С. 21−28.
  107. Э. Региональное развитие начало поворотного этапа // Региональное развитие и сотрудничество. 1997. — Нулевой выпуск. — С. 3−9.
  108. В.М. Логистические транспортные потоки. М.: НТК «Дашков и Ко», 2003. — 157 с.
  109. А.Е. Малое предпринимательство в Карелии: управление развитием. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010. — 290 с.
  110. В.М. Территориальная экономическая кластеризация (классификация) регионов России: социально-географический аспект // Безопасность Евразии. 2003. -№ 1. — С. 525.
  111. A.M. Анализ тенденций развития регионов России в 1992—1995 годах // Вопросы экономики. 1996. — № 6. — С.77.
  112. Н.И. Региональная экономическая политика властей разного уровня: Цели, средства, результат. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП, 2008. -351 с.
  113. С.Н. Качество экономического роста и темпы развития региональных инновационных инфраструктур на примере Краснодарского края // Региональная экономика: теория и практика, 2008. № 30. — С. 26−32.
  114. В.Ф. Оценка инвестиционного климата региона // Регион: экономика и социология, 2001. № 1. — С. 164−180.
  115. Х.Р. Урбанизация и экономическое развитие: временное взаимодействие между географическими и отраслевыми кластерами // Пространственная экономика. 2010. — № 1. — С. 68−104.
  116. В. Факторы и принципы размещения производительных сил. -Берлин, 1929.
  117. О.Т. Экономика отраслевых рынков. СПб.: Перспектива, 2008.-356 с.
  118. О.Т., Кондратьева М. А. Проблемные сферы крупных городов: региональные аспекты взаимодействия // Сб. трудов всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления экономикой региона». СПб: СПбГИЭУ, 2009. — С. 337−340.
  119. В.Н. К Европе регионов // Независимая газета. 2000, 29 сентября.
  120. В. Что немцу хорошо, то русскому смерть? Еще раз о правовой недостаточности в сфере грузовых автоперевозок // Транспорт России. -2009, 23 апреля. № 17 (565).
  121. С. О пользе кластеров // Новое время. 2003. — С. 25.
  122. В.И. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре. Критерии оценки концессионных конкурсов. М.: Альпина Паблишере, 2010. — 178 с.
  123. С.Ю. Инновационные технологии в управлении разви-тием транспортно-логистической инфраструктуры региона / С. Ю. Максимова и др. // Инновации в экономике, управлении и образовании: монография. -Ставрополь: СИЭУ ФПГТУ, 2009. 302 с.
  124. Н.М., Леонтьева А. Н. Еще раз к вопросу о научных основах региональной политики // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2011. — № 1. — С. 78−85.
  125. . Инвестиционный рынок: конъюнктура 2008 года // Инвестиции в России. 2011. — № 5. — С. 16−26.
  126. И.Г., Капустина Л. М. Кластерообразование в региональной экономике: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. — 154 с.
  127. A.A. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой // Вестник КРСУ. Бишкек, 2002. — № з. с. 33.
  128. Министерство транспорта Российской Федерации. Официальный сайт. http://www.mintrans.ru — Дата последнего обращения 20.03.2012.
  129. A.A. Информационное обеспечение механизмов управления регионом. М.: Финансы и статистика, 2002. — 126 с.
  130. Л.Б. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах. М.: Юрист, 2002. — 223 с.
  131. Л.Б. Транспортная логистика. М.: Эксперт, 2003. — 512 с.
  132. П.М., Нестеров А. П. Менеджмент региональной системы. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 361 с.
  133. Ю.В. Инфраструктура союзных государств. -М.: Союз, 1982.
  134. Т.Г. Региональная экономика. -М.: ЮНИТИ, 2001. -472 с.
  135. И.В. Модернизация транспортной инфраструктуры России. -Б.м., 2011. 352 с. (рукопись)
  136. В.М. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности / В. М. Назаренко, К. С. Назаренко. М.: Изд-во «Центр экономики и маркетинга», 2000. — 508 с.
  137. H.H. Региональная экономика. М.: Экономика, 1975. -324 с.
  138. НЗ.Немкович Е. Г. Лесной комплекс Республики Карелия / Е. Г. Немкович, А. Н. Громцев, А. Ф. Козлов и др. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2006. — 168 с.
  139. A.C. Модернизация экономических связей в Республике Карелия: ретроспективный анализ. Петрозаводск, 2009. — 312 с.
  140. Нижегородцев Р. М Моделирование экономической динамики: риск, оптимизация, прогнозирование. -М.: Диалог-МГУ, 1997. 151 с.
  141. В.В. Пространственная экономика и качество // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2011. — № 1. — С. 7−15.
  142. Г. И. Применение международных финансовых стандартов отчетности в России / Г. И. Пашигорева, В. И. Пилипенко СПб: Питер, 2002.- 176 с.
  143. Г. И. Позиционирование предприятий сферы услуг и сегментация целевых потребительских рынков // Проблемы управления рисками в техносфере. 2011. — № 2. — С. 11−17.
  144. М.Е. Экономические районы США. Запад. М.: Мысль, 1996−256 с.
  145. М. Конкуренция / Пер. с англ. -М.: Вильяме, 2000. -456 с.
  146. П. Трансформация региональной экономики. М.: Союз, 1965.
  147. А.Е. Проблемы размещения социалистической промышленности. -М.: Экономика, 1982. 258 с.
  148. , Т.А. Логистика транспортно-распределительных систем: региональный аспект / Т. А. Прокофьева, О.М. Лопаткин- под общ. ред. Т. А. Прокофьевой. М.: Консультант, 2003. — С. 62.
  149. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. авторского коллектива и отв. ред. академик РАН А. Г. Гранберг. М.: Экономика, 2000. — 438 с.
  150. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики / Под ред. В. Г. Алиева. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.-646 с.
  151. Региональная экономика: Принципы и модели управления предпринимательским климатом региона: Учебное пособие / А. П. Градов, Б. И. Кузин, М. Д. Медников, A.C. Соколицин. СПб: Питер, 2003. — 221 с.
  152. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. М.: Инфра-М, 2005. — 666 с.
  153. Региональная экономика: Учебное пособие / РЭА им. Г.В. Плеханова- Под ред. М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2002. — 462 с.
  154. Региональная экономика: Для студентов вузов / Под ред. проф. Н. Г. Кузнецова и проф. С. Г. Тяглова. М.: Ростов-на Дону, 2001. — 320 с.
  155. .Я. Управление региональной транспортной системой в условиях рыночной экономики. Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1991.-29 с.
  156. А.И., Мерджанов В. Р. Становление логистической системы Самарской области // Логистика и транспорт. Самара: Изд-во «Волга-бизнес», 2002. -№ 12.
  157. Т.А. Информационная логистика / Ин-т инновации и логистики. М.: Экзамен, 2001. — 287 с.
  158. .Б. Региональная архитектура и культурный ландшафт. -М.: Геопресс, 2001. 150 с.
  159. Л.И., Дианова Е. В. Аграрные реформы и кооперация: исторические вехи. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2007. — 128 с.
  160. Т.Г. Региональная экономическая система: методология и методика исследования. М.: Изд-во МВТУ, 2000. — 271 с.
  161. Российский Север: проблемы социального развития: Учебное пособие / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. П. Алексеева. М.: Дашков и К, 2004. — 895 с.
  162. Российский статистический ежегодник: Статистич. сб. / Госкомстат России.-М., 2000−2010.
  163. В.Г. Регулирование потребительского рынка региона в условиях переходной экономики: роль государства, предпринимателей, потребителей. М: Изд-во: ИРЭИ, 2000. — 397 с.
  164. В.Е., Егоров И. И., Знаменская К. Н. Система стратегического планирования социально-экономического развития регионов России: теоретико-методологический аспект. СПб: Изд-во ИРЭ РАН, 2005. — 167 с.
  165. A.A. Стратегические приоритеты социально-экономического развития региона // В сборнике трудов Первого российского экономического конгресса (научный доклад) от 09.12.2009 года. М: Новая экономическая ассоциация, 2009. — С. 11−14.
  166. Э.А. Транспортные системы городов и регионов. М.: АСВ, 2005.-256 с.
  167. В. Анализ состояния стратегического планирования в регионах Сибирского федерального округа // Регион: экономика и социология. 2011. — № 3. — С. 3−21.
  168. B.C. Развитие экономического потенциала северных регионов России / под науч. ред. д.э.н. К. В. Павлова, к.э.н. Е. П. Башмаковой. -Апатиты: Изд. Кольского научного центра РАН, 2011. 201 с.
  169. А.П. Коллегиальное программирование сотрудничества // Логистика. 2002. — № 4. — С. 8−11.
  170. В.И. Логистические центры в региональных транспортных системах // Бюллетень транспортной информации. М., 1998. — № 5. — С. 9−11.
  171. Е.Д. Эффективность экономики региона монография / Е.Д.Силаев- Отв. ред. В. В. Кистанов. М.: Наука, 1987. — 167 с.
  172. Л.В. Районы США: Портрет современной Америки. М.: Мысль, 1989.-380 с.
  173. К.Е. Структура производственных отношений предприятий крайнего севера. Петрозаводск, 2010.-321 с.
  174. С.И. Формирование инновационных кластеров в Украине: Роль Торгово-промышленных Палат // Международный Форум «Развитие инновационного пространства СНГ. Роль Торгово-промышленных Палат стран содружества». Казань: изд-во Лига, 2008. — 354 с.
  175. С.И. Кластеры в глобальной экономике. Киев: Логос, 2004.- 190 с.
  176. Л.Б. Концепция и основные составляющие системы управления региона // Сб. трудов Всероссийской научно-практической конференции «Медиа, демократия, рынок в современном обществе». -СПб.: Астерион, 2011. С. 39−42.
  177. В.А. Мультимодальные перевозки и транспортная логистика. -Новосибирск: НГАВТ, 2009. 65 с.
  178. С. Пространственные трансформации экономики России в контрастных сценариях её развития: постановка проблемы и эмпирические оценки //Регион. 2006. — № 1. — С. 52−53.
  179. О.В. Север: проблемы периферийных территорий -Сыктывкар: Науч. Совет РАН по вопросам регион, развития, Коми НЦ УрО РАН, 2007.-418 с.
  180. О.В. Фундаментальные проблемы пространственного развития макрорегиона при переходе к инновационной экономике на примере Северо-Запада России. СПб.: Наука, 2010. — 416 с.
  181. Транспортная политика, экономика и образование: Сборник трудов по материалам российско-германской конференции по проблемам транспорта / Гос. морская академия им. С.О. Макарова- Под ред. A. JL Степанова. СПб: ГМА, 2000.- 188 с.
  182. Д.Н. Акции и биржа: как преумножить, а не потерять ваши деньги. М.: Нова-пресс, 1991. — 76 с.
  183. . Сущность и измерение внутренней нормы рентабельности инвестиций // Экономист. 2011. — № 7. — С. 76−80.
  184. Ф.У. Принципы научного менеджмента / Пер. с англ Ф. У. Тейлор. М.: Контроллинг, 1991. — 155 с.
  185. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: Юнити, 1998. — 576 с.
  186. Е. Эффект инвестиционного проекта и экономическая прибыль // Инвестиции в России. 2003. — № 10. — С.41−48.
  187. Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: Теория, проблемы, практика. М.: Экономика — 2009. — 272 с.
  188. Е.С. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности. М.: МАКС. — 2003. — 68 с.
  189. П.И. Региональные особенности организации транспортного сообщения в Республике Карелия. Петрозаводск, 2010. — 265 с.
  190. А. Современные теории управления: Теории менеджмента на пороге XXI века. СПб.: Изд. дом «Сентябрь», Изд. дом «Бизнес-пресса», 2011.- 126 с.
  191. Н. А. Единая транспортная система. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.
  192. Й. Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии. М.: Пресса, 1995. — 254 с.
  193. Р. Основы проективной геометрии пространства. М.: Мир, 1980.-326 с.
  194. А.Д. Экономика и управление на грузовом автомобильном транспорте. М.: Издательский центр «Академия», 2010. -256 с.
  195. В.В. Управление региональной транспортной системой. Л.: Изд-во Ленингр. фин.-экон. ин-та, 1990. — 117 с.
  196. В.И. Территориально-производственный комплекс: проблемы формирования и управления. М.: Издательство «Мысль», 1983. — 159 с.
  197. В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности. М.: Рефл-бук, 2009. — 288 с.
  198. Э.О. Управление риском и устойчивое развитие М.: Издательство РЭА имени Г. В. Плеханова, 2009. — 528 с.
  199. Г. М. Антикризисная стратегия предпринимательства. -СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 237 с.
  200. В. Д. Управление проектами. СПб.: ДваТри, 1996. — 610 с.
  201. В.А. Россия в «Северном измерении». Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2002. -188 с.
  202. А.П. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 206 с.
  203. Н.И. Промышленные комплексы. М.: Союз, 1969. — 198 с.
  204. .М., Зайцева Т. Н. Совет по изучению производительных сил. Региональные исследования в 1990—1999 гг. // Проблемы федерализма местного самоуправления и территориального развития в России. М.: УРСС, 2000.-С. 410.
  205. Эксперт Online электронный ресурс. http://expert.ru — Дата последнего обращения 20.03.2012.
  206. Д. А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием // М.: Компас промышленной реструктуризации. 2004. — № 2.
  207. А vision for Lifelong learning Year 2020, 2003. — http://www.eu-ripides.net/ cms/files/outputs/Microsoften.pdf Дата последнего обращения 20.03.2012.
  208. Allen P.M., Sanglier M. Dynamic model of Urban Growth (англ.) // Journal of Social and Biological Structures. 1978. — Т. 1. — P. 265−280.
  209. Asa Gray. Plant Sciences. 4 vols. Macmillan Reference. USA, 2001.
  210. Bank Terminology 3th ed. — Washington D.C., American Bank Association, 1989.
  211. Bell D. Notes on the post-Industrial Society // The public Interest. 1967. — № 7.
  212. Christaller W. Die zentralen Orte in Siiddeutschland. Iena, 1933.
  213. Dictionary of business finance & investments. Encyclopedic dictionary of words and phrases, 1975.
  214. Evans G., Newnham J. Dictionary of International relations. London, 1998.
  215. Fisher D.E., Jordan R.J., Security analysis & portfolio management 2nd ed. — Englewood Cliffs (N.J.) — Prentice-Hall, 1979.
  216. Foray D. CRIS, f cost or an investment? Models of innovation in the information age // CRIS 98 Conference. Luxembourg, 1999.
  217. Fukuyama F. The end of History and the last man. New York, 1997.
  218. Hettene B. Globalization and the New regionalism. Vol. 1. London, 1999.
  219. Hurrell A. Explaining the Resurgence of Regionalism in World Politics // Review of international Studies. Vol. 21. — October, 1995.
  220. W. JohnsJournal of Asian Economics. 2003. -№ 13. — P. 749−765.
  221. Jukarainen P. Any Space for the Postmodern Identity? International Conference: Border Regions in Transition. 1997, 14−18 June.
  222. Kern W. Investitionsrechnung. Stuttgart, 1974.
  223. Knight F. Risk, Uncertainty & Proffits. L., 1921.
  224. Rutterford J. Introduction to stock exchange investment 2nd ed. — L. Basingstoke: Macmillan, 1993.236. «Too Law» Versus «Too High» Prices. Antitrust Law and Economics Review. Wash, 1994.
  225. Hornby W., Gammic B., Wall S. Business Economics. 2009.
  226. Perroux F. L’economie du XX siecle. Paris, 1961.
  227. R. Plat Decentralization in the Public Sector: An Empirical Study of the State and Local Gavernment. P. 5−28.
  228. Schotter A. The economic theory of social institutions. Cambridge, 1981.
  229. Weber A. Uber den Standort der Industrien. Berlin, 1909.
  230. Распределение площадей комплекса
  231. Объект Общая площадь (кв. м) Коэф-т арендопри-годной площади Полезная (арендопри-годная) площадь Базовые арендные ставки (долл. США в год)1. Храпение
  232. Спецхран 2 093,2 1,00 2 093,2 140
  233. Хранение крупногабаритной продукции 3 638,1 1,00 3 638,1 120
  234. Хранение сыпучих материалов 2 387,1 1,00 2 387,1 140
  235. Хранение непродовольственных товаров 2 385,1 1,00 2 385,1 140
  236. Хранение пищевой продукции 2 787,6 1,00 2 787,6 140
  237. Л, * Итого по складским площадям «13 291,1 ' 1,00 1 7 «13 291,1 ~ 134,53*
  238. Информационно-аналитический комплекс 2 997,7 1,00 2 997,7 128
  239. Регистрационные пункты стандартной площади 408,5 1,00 408,5 500
  240. Выставочный зал 531,8 1,00 531,8 120
  241. Подсобные помещения 1 153,8 1,00 1 153,8 120
  242. Офисы (администрация) 139,0 0,00 0,0 0
  243. Технические и общие помещения (лестницы, коридоры) 5 389,4 0,00 0,0 0
  244. ИТОГО ПОМЕЩЕНИЙ 23 911,3 0,77 18 382,9 140,27
  245. Крытый 5-ти уровневый гараж 8 120,6 0,00 0,0 0
  246. ВСЕГО 32 031,9 0,57 18 382,9 140,27
  247. Матричная структура служб и управления центром
  248. Департамент Финансовая служба Группа обработки заказов Операционное управление АХЧ Отдел учета и контроля Служба безопасности1. Спецхран + + + + + +
  249. Хранение крупногабаритной продукции + + + + +
  250. Хранение сыпучих материалов + + + + +
  251. Хранение непродовольственных товаров + + + + + +
  252. Хранение пищевой продукции + + + + + +
Заполнить форму текущей работой