Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философско-методологические основы исследования экологических последствий антропогенных чрезвычайных ситуаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным источником опасности для общества на современном этапе его существования становится созданная человеком техносфера, поскольку происходящие в ней процессы приводят не только к человеческим жертвам, но и к уничтожению окружающей среды, природных ресурсов, их необратимой деградации, что в свою очередь вызывает генетические изменения у людей. До XIX в. на изменениях в биосфере сказывался… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ТЕНДЕНЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Концептуализация понятий «экологическая безопасность» и «экологическая опасность»
    • 1. 2. Социальные предпосылки возрастания экологической опасности в социоэкосистеме
  • Ф 1.3 Теоретические альтернативы достижения экологической безопасности. ^
  • ГЛАВА II. РОЛЬ АНТРОПОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ВОЗРАСТАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ
    • 2. 1. Комплексный характер антропогенного влияния на окружающую среду. ф 2.2 Особенности экологического воздействия антропогенных чрезвычайных ситуаций. gg
    • 2. 3. Экологические аспекты авиационных происшествий
  • ГЛАВА III. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
    • 3. 1. Классификация методов оценки экологических последствий антропогенного воздействия. ф 3.2 Критерии динамики состояния окружающей среды
    • 3. 3. Особенности анализа экологических последствий чрезвычайных ситуаций на воздушном транспорте

Философско-методологические основы исследования экологических последствий антропогенных чрезвычайных ситуаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

История взаимодействия общества и природы показывает, что до конца XIX века масштабы и темпы технической деятельности человека были еще сравнительно невелики, и эта деятельность вносила относительно небольшие, локальные изменения в природную среду. Природа в ходе естественных процессов саморегуляции справлялась в той или иной мере с отрицательными техногенными влияниями, успевала приспособиться к вносимым в нее возмущениям. Однако возрастание в XX столетии технической деятельности человека до глобальных масштабов, значительное увеличение ее мощи и резкое ускорение ее развития сделало возможности самовосстановления природной среды явно недостаточными. На рубеже столетий общество встало перед лицом неизвестных ранее угроз, требующих осмысления рисков, связанных с преодолением этих угроз и обеспечением безопасности существования человека в природном мире.

Основным источником опасности для общества на современном этапе его существования становится созданная человеком техносфера, поскольку происходящие в ней процессы приводят не только к человеческим жертвам, но и к уничтожению окружающей среды, природных ресурсов, их необратимой деградации, что в свою очередь вызывает генетические изменения у людей. До XIX в. на изменениях в биосфере сказывался только 1% техногенного влияния, в конце XX в. — уже 12−15%. Таким образом, между человеком, взращенным природой, и ею самой быстро углубляется серьезное противоречие. Углубление данного противоречия обусловлено тем, что научно-техническое развитие, обеспечивая удовлетворение растущих материальных и интеллектуальных потребностей общества, вместе с тем приводит к появлению новых, все более мощных опасностей для здоровья и жизни людей, увеличению числа чрезвычайных ситуаций. За последние 30 лет в мире от аварий и катастроф пострадало 3,5 млрд. чел, из них погибло более 45 млн. чел. Прямой экономический ущерб от этих процессов составил 500 млрд долл. США. За это время в нашей стране пострадало более 10 млн. чел, из них погибло 600 тыс. чел. Суммарный экономический ущерб за этот период сопоставим со средним валовым внутренним продуктом России. По мнению специалистов, есть серьезные основания полагать, что степень влияния катастроф на экологические процессы превысила тот порог системной адаптации, которая позволяет системе (в данном случае экологической) восстанавливаться.

В связи этим в последние годы резко возрос интерес к проблемам обеспечения экологической безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Воздушный транспорт является одним из источников активного антропогенного воздействия на окружающую среду. Будучи важной сферой приложения интеллектуальных и технических способностей человечества, авиационная отрасль бурно развивается. При этом ее отрицательное влияние на среду обитания усиливается и проявляется во все более значительных пространственно-временных масштабах. Принятие экологических ограничений в мировой практике направлено на нивелирование негативных экологических последствий функционирования воздушного транспорта. Однако указанные ограничения не действуют в случае авиационных происшествий, то есть при чрезвычайных ситуациях.

Социальные риски, обусловленные расширением техногенной экспансии в окружающую среду, актуализируют философскую интенцию на анализ и оценку результатов природопреобразующей технической деятельности, прогнозирование возможных социальных перспектив технического развития. Противоречие между потребностью общества в сохранении окружающей среды и отсутствием знания о месте и роли чрезвычайных ситуаций как факторе возрастания экологической опасности, оценке степени их разрушительного влияния на природу, требует положительного разрешения. Вместе с тем до настоящего времени не реализуется аксиологический анализ экологических последствий чрезвычайных ситуаций, не разработаны методологические принципы и критерии оценки экологических последствий антропогенных катастроф, учитывающие специфику гражданской авиации, что в значительной мере обусловлено слабостью теоретико-методологического обеспечения этого процесса. Решение данной проблемы представляет актуальную научно-практическую задачу, согласующуюся с Экологической доктриной Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р), Концепцией устойчивого развития, переход к которой провозглашен на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), а также решениями Всемирного Саммита в Йоханнесбурге (сентябрь, 2002 г.), акцентировавшему внимание мировой общественности на необходимости анализа чрезвычайных ситуаций и их экологических последствий. Философы должны ответить на те вызовы, которые поставило перед обществом развитие современной техники.

Степень разработанности проблемы. Впервые проблема выживания человечества, признаки надвигающегося экологического кризиса, были сформулированы и проанализированы в работах Д. А. Арманда, Р. Карсон, Ж. Дорста, и др. [4,15,45, 53, 59, 62, 80, 125, 133, 148].

Решающий вклад в исследование проблемы экологических последствий антропогенного воздействия на природу внесли шестнадцать докладов Римского клуба, книга А. Печчеи [102], в которой были четко поставлены цели и задачи человечества по сохранению среды обитаниякнига Д. и Д. Медоузов[79]. В России теоретические исследования по проблеме взаимодействия общества и окружающей среды и последствий этого взаимодействия были инициированы трудами В. И. Вернадского [21,22], в которых значительное место уделено обсуждению мировоззренческих (характеристика места активной деятельности человека в изменении мирового порядка), аксиологических (анализ ценности биосферы для выживания человечества) и социальных (выявление перспектив развития общества) аспектов этой темы. Концептуальные основы разработки экологических проблем определены в трудах Н. Н. Моисеева, Н. Ф. Реймерса, В.И. Данилова-Данильяна и др. [17,41,42,50,51,63,65,82−85,144,145]. Отечественные ученые большое внимание уделяют проблемам устойчивого развития, характеристике природоохранной деятельности (работы А. Н. Кочергина, Н. М. Мамедова, Г. В. Платонова, А. Д. Урсула и др. 68,69,76,104,127,128]). В 90-х годах XX в. в трудах Ю. М. Арского, М. И. Залиханова, А. И. Муравых и др. 5,41,87,116] получает категориальное оформление теория экологической безопасности. Внимание к разработке понятийного аппарата экологии вызвало появление ряда предметных словарей, активно издаются учебные пособия [74,75,95], Философские аспекты проблемы экологической безопасности, по мнению этих авторов, заключаются в следующих моментах: 1) мировоззренческое осознание опасности социально-экологической катастрофы земной цивилизации и обоснование стратегии ноосферного мышления, 2) характеристика чрезвычайной ситуации, сложившейся в развитии земной цивилизации на рубеже двух тысячелетий и придающей ей уникальный характер, 3) общенаучный анализ катастроф посредством привлечения категориального аппарата философии и науки и использования синергетического подхода к решению проблем безопасности, 4) обоснование необходимости восстановления социального иммунитета человечества, 5) поиск адекватных положению вещей решений целого спектра надвигающихся катастроф. Отмечая в целом несколько тревожный характер философской рефлексии в пространстве экологической проблематики, подчеркнем интенцию исследователей на решение смысложизненных вопросов, связанных с перспективами развития человечества.

В последнее десятилетие XX в. возникла и активно развивается социальная экология (Ю.Ю. Галкин, Э. В. Гирусов, Ю. Г. Марков и др. [28,34,77,141]), в рамках которой впервые сформулированы всеобщие закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, поставлена задача философского обоснования ряда экологических проблем. Достаточно плодотворно изучаются вопросы экономических, социально-политических и нравственных последствий экологического кризиса (А.Д. Королев,.

А.В. Молчанов, B.C. Поликарпов, В. Ф. Протасов и др. 52,66,106,108,109]). Защищены диссертации, в которых обсуждены вопросы экологического менеджмента и устойчивого развития[34,40,43,88,114]. В работах В. А. Владимирова, Ю. Л. Воробьева, В. И. Измалкова, Г. Л. Коффа и др. [24,58,67] рассматриваются экологические последствия техногенных аварий и катастроф, излагаются вопросы оценки опасности хозяйственной деятельности для окружающей среды.

Вместе с тем, несмотря на обилие теоретических исследований различных аспектов экологической проблематики, в современной отечественной литературе отчетливо прослеживается недостаточность внимания к разработке мировоззренческих и методологических оснований оценки влияния антропогенных факторов на биосферу, прежде всего, антропогенных чрезвычайных ситуаций, в тени остается реализация аксиологической функции философии. Не нашли глубокого отражения в литературе всеобщие методологические принципы формирования универсальных методик оценки экологических последствий негативного влияния разнообразных техногенных факторов. Отдельные методологические вопросы, связанные, главным образом, с обоснованием отраслевых методик, проанализированы в работах Ю. А. Афанасьева, А. Ф. Егорова, О. Г. Феоктистовой и др. 6,38,46,47,123,131], но в них явно выражен интерес к экономическим и технологическим аспектам, при игнорировании гуманистического, социального, нравственного параметров экологической проблемы.

Незначительно число работ, посвященных теоретическому анализу экологических последствий техногенных чрезвычайных ситуаций [1,7], философская разработка этого сюжета размыта, имеет, как правило, иллюстративный характер.

Таким образом, проблема философского анализа экологических последствий влияния антропогенных факторов и их оценки представлена в разных аспектах в научной литературе. Однако, вопрос о системном анализе этих последствий, особенно в чрезвычайных ситуациях исследован слабо, налицо доминирование экономико-хозяйственного подхода, недостаточно разработана общая концепция анализа и оценки экологических последствий чрезвычайных ситуаций, которая содержала бы теоретическое обоснование правовых, экономических, социальных механизмов, обеспечивающих экологическую безопасность в чрезвычайных ситуациях. Это позволило автору диссертации на основе обобщения, развития и дополнения идей, выдвинутых в научной литературе, по-новому поставить и разработать проблему философского анализа экологической ситуации, отдав приоритетное место выяснению мировоззренческих, методологических и аксиологических аспектов экологических последствий антропогенных чрезвычайных ситуаций на примере функционирования авиатранспортного комплекса.

Объектом исследования является современная система знаний о кризисной экологической ситуации, сложившейся в результате негативного влияния антропогенных чрезвычайных ситуаций.

Предмет исследования: мировоззренческие, методологические и аксиологические аспекты анализа экологических последствий антропогенных чрезвычайных ситуаций.

Целью диссертации является разработка концептуальных основ анализа и оценки экологических последствий антропогенных чрезвычайных ситуаций (на примере функционирования авиационно-транспортного комплекса). Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

1. Уточнить содержание категорий «экологическая опасность» и «экологическая безопасность» и раскрыть их философский смысл.

2. Систематизировать антропогенные факторы, обусловливающие возрастание экологической опасности в современных условиях.

3. Выявить существенные особенности современных антропогенных чрезвычайных ситуаций как фактора экологической опасности.

4. Определить методологические принципы анализа экологических последствий чрезвычайных ситуаций.

5. Обосновать аксиологическую модель анализа экологических последствий чрезвычайных ситуаций.

6. Разработать алгоритм жизнедеятельности технического объекта в окружающей среде с учетом экологических последствий чрезвычайных ситуаций.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения, выработанные мировой и отечественной философской мыслью о природе как естественной основе существования общества, о негативном влиянии стихийного развития общества на природную среду. Категориальный каркас работы формировался на основе понятия равновесия социоэкосистемы, понимаемого как состояние взаимодействия общества и природы, при котором использование природной среды обществом не нарушает функций жизнеобеспечения, выполняемых природными или преобразованными экосистемами. Сложность, многоаспектность темы потребовали обращения к данным ряда естественных и технических наук — экологии, медицине, безопасности жизнедеятельности, авиационной безопасности.

В исследовании автор исходил из содержания кантовского категорического императива, интерпретируемого как требование отношения к природе не как к средству, а как к целиопирался на идею Ф. Энгельса о необходимости соотнесения целей и результатов производственной деятельности общества и ограничении свободы в воздействии на природу. Значительное теоретико-методологическое влияние на разработку проблемы оказали идеи об устойчивости развития биосферы, системном процессе коэволюции природы и общества, нарастании экологической опасности, сформулированные в трудах отечественных ученых В. И. Вернадского, Ю. Г. Волкова, В. Г. Горшкова, В.И. Данилова-Данильяна, В. А. Зубакова, Н. Н. Моисеева, В. С. Поликарпова, А. Д. Урсула и др. [22,36,37,41,42,50,51,83,84,106,128]. Методологической предпосылкой исследования явилось разработанное в отечественной философии положение о том, что всеобщей характеристикой любых объектов является их единство с внешней средой, участие в обменных процессах, то есть жизнедеятельность, требующая согласованности и эквивалентности вещественно-энергетических процессов между обществом и природой, обеспечивающих саморегуляцию и сохранение целостности социоэкосистемы (Э.В. Гирусов, Ю. Г. Марков, А. И. Мелда, A.JI. Яншин и др. [33,77,144,145]).

Аксиологическая задача, предполагающая обоснование принципов разработки и критериев оценки экологических последствий чрезвычайных ситуаций, решалась на основе методологических подходов, сложившихся в современной науке при исследовании сложных системных объектов: были использованы элементы системной, структурно-функциональной, синергетической стратегий научного исследования.

Информационную базу исследования составили государственные законодательные акты в области природопользования и охраны окружающей среды, информационные и нормативно-методические материалы международной организации гражданской авиации (ИКАО), информационно-аналитические материалы Государственной службы гражданской авиации Минтранса России, нормативные и инструктивно-методические акты специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Научная новизна полученных результатов:

1. Уточнено содержание категорий «экологическая опасность» и «экологическая безопасность» и раскрыт их философский смысл, заключающийся в том, что в содержании этих понятий отражены взаимоотрицающие и взаимопереходящие характеристики функционирования и развития социального и природного компонентов социоэкосистемыобоснован вывод о том, что тенденцией развития социоэкосистемы в условиях активизации антропогенного воздействия на биосферу является возрастание экологической опасности.

2. Систематизированы антропогенные факторы, определяющие возрастание экологической опасности по направлениям, видам и объектам воздействия, на основе чего обоснован вывод о комплексном характере воздействия этих факторов на биосферу. Охарактеризованы специфика и основные направления негативного экологического воздействия авиатранспортного комплекса.

3. Выявлены существенные особенности современных антропогенных чрезвычайных ситуаций, характеризующиеся масштабностью негативных экологических последствий, системностью негативного экологического воздействия, топонической и темпоральной случайностью, антропологической экстремальностью.

4. Определены методологические принципы анализа экологических последствий чрезвычайных ситуаций: принцип гуманизма, требующий в качестве основного показателя экологического ущерба рассматривать социальное, физическое и психическое здоровье человекапринцип экосистемности, предполагающий учитывать синергетический эффект происходящих в окружающей среде процессовпринцип субъектности, согласно которому должны учитываться все антропогенные факторы, воздействующие на окружающую среду при чрезвычайной ситуациипринцип динамики экологического состояния, предполагающий мониторинг компонентов биосферы в целях фиксации экстремальных отклонений от экологических нормативов при чрезвычайных ситуациях.

5. Обоснована аксиологическая модель анализа экологических последствий чрезвычайных ситуаций, включающая три элемента: методологические принципы разработки критериев оценки экологической ситуации, сформулированные в работе, систему критериев (показателей) состояния экологической ситуациисистему методов оценки экологических последствий антропогенной деятельности, классификация которых осуществлена в работе. Выделены три группы методов:

1) дифференцированные и комплексные;

2) нормативные и интегральные;

3) рыночные и нерыночные.

6. Разработан алгоритм жизнедеятельности технического объекта в окружающей среде, отражающий всеобщие вещественно-энергетические обменные процессы, с учетом воздействий на окружающую среду, возникающих при техногенных авариях и катастрофах.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Философский смысл понятий «экологическая безопасность» и «экологическая опасность» заключается в их антиномичности по отношению к понятию «равновесие социоэкосистемы», в том, что они характеризуют, с одной стороны, устойчивость социоэкосистемы, с другой стороны, показывают тенденции ее изменения. Экологическая безопасность рассматривается как устойчивое равновесие природного и социального компонентов в социоэкосистеме. Экологическая опасность отражает обострение противоречия между природными и социальными компонентами, ведущее к нарушению равновесия в рамках социоэкосистемы в результате активизации хозяйственной деятельности человека. Нарастающее антропогенное давление на биосферу является предпосылкой возрастания экологической опасности, которая в современных условиях проявляется как тенденция развития общества.

2. Систематизация антропогенных факторов, обусловливающих возрастание экологической опасности и нарушение устойчивого равновесия в развитии социоэкосистемы предполагает выделение а) направлений негативного воздействия жизнеобеспечивающей деятельности человека, имеющей целью удовлетворение его возрастающих потребностейб) видов воздействия (выбросы, сбросы, загрязнения и др.) — в) объектов биосферы, подвергающихся воздействию (атмосфера, гидросфера, литосфера, биота). В современных условиях усиливается негативное воздействие на окружающую среду традиционных антропогенных факторов (хозяйственно-экономическая деятельность людей и демографические процессы) вследствие глобализации экономической, политической и духовной жизни.

3. Существенные особенности современных антропогенных чрезвычайных ситуаций обусловлены ростом их масштабов и непредсказуемым разрушительным эффектом воздействия, что свидетельствует о появлении нового доминантного фактора возрастания экологической опасности. Системный характер негативного экологического воздействия чрезвычайных ситуаций обусловлен включением в сферу поражения механических, физических, химических, биологических и социальных составляющих. Чрезвычайные ситуации характеризуются отрицательной прогнозируемостью, основой которой является топоническая и темпоральная случайность, то есть невозможность достоверно установить место и время возникновения чрезвычайной ситуации. Антропологическая составляющая экологических последствий чрезвычайных ситуаций проявляется в их физическом и морально-психологическом влиянии на человека, обозначенном в диссертации как антропологическая экстремальность.

4. Методологические принципы анализа экологических последствий чрезвычайных ситуаций рассматриваются как требования, предъявляемые к анализу и оценке экологической ситуации. В систему этих принципов включаются: принцип гуманизма, предполагающий, что основным критерием оценки является положение человека в меняющихся условиях, его физическое, психическое и социальное здоровьепринцип экосистемности, требующий учитывать многообразие и сложность происходящих во всех структурных элементах биосферы процессов, их взаимное влияние, специфику экосистемы, в рамках которой осуществляется антропогенная деятельностьпринцип субъектности, предполагающий необходимость учета всех воздействующих на окружающую среду при чрезвычайных ситуациях антропогенных факторовпринцип динамики, согласно которому основой оценки является мониторинг окружающей среды в соответствии с показателями экосистемного нормирования.

5. Методологическим основанием аксиологического анализа экологических последствий антропогенной деятельности являются методологические принципы разработки критериев оценки экологической ситуации (сформулировано 9 принципов) — выбор критериев, характеризующих сложившиеся в практике природоохранной деятельности подходы к определению степени негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с обоснованными в исследовании критериями, выделены три группы методов оценки экологических последствий:

1) методы дифференцированные и комплексные выделяются в зависимости от того, что является объектом оценки (объектом оценки могут быть отдельные объекты окружающей среды или совокупность таких объектов);

2) методы нормативные и интегральные выделяются в зависимости от того, какие экологические нормативы выбраны в качестве критерия оценки (оценка степени негативного воздействия осуществляется или согласно нормативам, принятым в отдельных отраслях, или по нормативам, характеризующим экологическое состояние отдельных природных объектов, или по интегральному критерию — индексу);

3) методы рыночные и нерыночные выделяются в зависимости от экономической значимости объекта оценки.

6. Жизнедеятельность технического объекта рассматривается как обменный вещественно-энергетический процесс, демонстрирующий внутренне противоречивое единство техносистемы и окружающей среды. Алгоритм жизненного цикла технического объекта, воздействующего на окружающую среду с учетом экологических последствий, возникающих при чрезвычайных происшествиях, включает основные (создание, производство, эксплуатация, восстановление, утилизация) и промежуточные этапы (поставка, транспортировка и хранение). Вероятность чрезвычайных ситуаций на каждом этапе жизненного цикла является угрозой нарушения жизнедеятельности технического объекта и возрастания экологической опасности в социоэкосистеме.

Теоретическое и практическое значение работы. Результаты проведенного диссертационного исследования могут служить теоретико-методологической основой анализа экологических последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, определения путей устойчивого развития социоэкосистемы. Предложенные принципы оценки экологических последствий могут быть использованы при реализации механизмов рационального природопользования на разных стадиях принятия хозяйственных решений. Главное теоретическое достижение диссертации заключается в том, что удалось реализовать методологическую и аксиологическую функции философии в обосновании роли антропогенных чрезвычайных ситуаций как доминантного фактора возрастания экологической опасности на современном этапе развития общества. Практическое значение полученных результатов заключается в следующем:

— Методологические принципы — оценки экологических последствий чрезвычайных ситуаций могут быть использованы для разработки методики оценки экологического ущерба, наносимого при авиационных катастрофах и авариях.

— Принципы разработки критериев оценки состояния окружающей среды могут использоваться для разработки новых природоохранных нормативов, а также интегрального критерия оценки состояния окружающей среды при антропогенных воздействиях, что является актуальной научно-практической задачей.

— Интерпретация жизненного цикла (жизнедеятельности) объекта с учетом чрезвычайных ситуаций может быть использована для разработки новых стандартов в области охраны окружающей среды.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов и спецкурсов по истории науки и техники, философии науки и техники, экологии, социальной экологии, безопасности жизнедеятельности.

Апробация работы. Полученные результаты и материалы диссертации активно использовались автором при чтении лекций по экологии, безопасности жизнедеятельности, разработке теоретического содержания спецкурсов по социальной экологии, философии науки и техники.

Диссертация была обсуждена на кафедре философии ИППК ФДО МГУ им. М. В. Ломоносова, на кафедре гуманитарных и социально-политических наук МГТУГА и рекомендована к защите.

Основные результаты и положения диссертации обсуждались:

— на Международных симпозиумах молодых ученых, аспирантов и студентов «Техника и технология экологически чистых производств» — Москва, МГУИЭ, 1998,2000, 2001 гг.;

— на Международных конференциях «Математика, компьютер, образование» -Пущино, 2001, 2003 гг.;

— на Международных конференциях «Системный анализ и управление космическими комплексами» — Евпатория, 2001, 2002 гг.;

— Шестнадцатых Международных Плехановских Чтениях — Москва, РЭА им. Г. В. Плеханова, 2003 г.;

— на Международной научно-технической конференции «Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества». -Москва, МГТУ ГА, 2003 г.;

Публикации. Основные результаты исследования отражены в двенадцати печатных работах.

Основные результаты и выводы проведенного диссертационного исследования заключаются в следующем:

1. Проанализирована современная экологическая ситуация, основные тенденции ее развития суть которой в нарушении равновесия между природным и социальным компонентами социоэкосистемы. Уточнены основные понятия, являющиеся категориальной основой философского агнализа современной экологической ситуации.

2. На основе анализа внутреннего противоречия в социоэкосистеме установлено, что активизация антропогенного воздействия на окружающую среду, осуществляющаяся в результате жизнеобеспечивающей деятельности общества, направленной на удовлетворение возрастающих потребностей людей, привела к появлению тенденции возрастания экологической опасности на современном этапе развития общества. Суть этой тенденции в нарушении равновесия между природным и социальным компонентами социоэкосистемы. Рассмотрены стратегии и концепции решения экологической проблемы, связанной с обеспечением экологической безопасности.

3. Одним из источников экологической опасности в современной России являются антропогенные чрезвычайные ситуации. В диссертационном исследовании определены причины роста числа техногенных чрезвычайных ситуаций, выявлены направления и виды их воздействия на окружающую среду. Сделан вывод о необходимости разработки концептуальных основ универсальных методик анализа экологических последствий чрезвычайных ситуаций, разработаны методологические принципы формирования этих методик.

4. Определены виды экологического воздействия авиатранспортного комплекса, раскрыта специфика этого воздействия, выяснены и систематизировны факторы воздействия на окружающую среду авиационных аварий и катастроф, которые являются одной из причин потери устойчивости биосферы и нарушения условий равновесия в функционировании социоэкосистемы.

5. На основе проведенного анализа природоохранных нормативно-методических документов классифицированы методологические подходы к оценке экологического ущерба от антропогенной деятельности. Обоснован вывод о том, что основным направлением совершенствования методологии анализа и оценки экологических последствий должен стать переход к экосистемному подходу.

6. Дан анализ критериев оценки состояния окружающей среды, определены принципы, на которых базируется разработка экологических нормативов. Поставлена задача разработки интегральных критериевэкосистемных нормативных характеристик, которые дадут более достоверную оценку состояния экологической ситуации.

Концептуальные основы анализа экологических последствий чрезвычайных ситуаций, разработанные в диссертации, могут быть использованы для решения актуальных научно-практических задач: разработки новых стандартов в области охраны окружающей среды и природоохранных нормативов на базе экосистемного подхода к оценке экологического ущербаразработки интегральных критериев оценки состояния окружающей среды при техногенных воздействияхразработки методик оценки экологического ущерба, наносимого при авиационных катастрофах и авариях.

Эмпирический фактографический материал диссертации может быть использован для исследования тенденций развития экологической ситуации. Перспективы философского исследования темы могут быть развернуты по двум направлениям. Во-первых, как показал работы, в современной литературе нет однозначной интерпретации большинства понятий, описывающих процессы функционирования и развития социоэкосистемы, не определены законы взаимосвязи природного и социального компонентов в ее структуре. Во-вторых, дан анализ экологической ситуации в следующем ракурсе — осуществлено движение рефлексии от общества к природе. Однако, не менее важным представляется и обратное движение — от природы к обществу, предполагающее философско-мировоззренческий анализ природных катастроф и их влияние на динамику социальной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А., Фомин А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды: Уч. пособие в двух частях.-М.: МНЭПУ, 19 982 001
  2. Л. Д. Карасева Л.Э. К оценке экологического риска на транспорте Транспорт (наука, техника, управление). -ВИНИТИ, 2001.-ВЫП.4.
  3. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научнотехнические аспекты. Словарь терминов и определений. М.: МГФ Знание, 1999.-368 с.
  4. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научнотехнические 704с.
  5. Безопасность России. Правовые, социапьно-экономические и научноаспекты. Экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы, М.: МГФ Знание, 1999.—
  6. .А. Совершенствование защиты персонала и окружающей среды от радиационного воздействия при эксплуатации АЭС: Дис. канд. техн. наук, М., 2001. 126 с.
  7. Л.А., Миленина Л. Я., Серов A.M. и др. Планирование и стимулирование рационального природопользования /Под ред. Л. А. Белашова. Киев: Наукова думка, 1982. 252 с.
  8. И.Я., Минаев В. А. Производительные 1981.-214с.
  9. А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные
  10. Л. и др. Мир восьмидесятых годов.-М., 1992
  11. М.М. Экологическое право: Уч. для вузов. М.: Юристъ, 1998 17. Бро Г. В., Пожитной Н. М. О концепции общенаучной теории безопасности земной цивилизации на рубеже второго и третьего тысячелетий Безопасность информационных технологий. 1998. 3.
  12. Буйлов 0, П. Философские основания политической экологии: Дис. канд. филос. наук. М., 2001. 119с.
  13. Ф. О достоинстве и приумножении наук/Соч. в 2 т. М., 1972
  14. А.П., Урсул А. Д. Безопасность и устойчивость России. М., 1998-
  15. Вернадский В. И Избранные сочинения. Т. 1. М., 1954
  16. В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1965
  17. СМ., Вишняков Г. А., Алешукин В. И. и др. Экология и охрана окружающей среды. Толковый терминологический словарь. М.: Всемирный следопыт, 1998. 4 8 0 с.
  18. В.А., Измалков В. И. Катастрофы и экология. М.: ситуации: защита неселения и территорий. -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.- 300 с. силы СССР и окружающая среда: проблемы и опыт исследования). М.: Мысль,
  19. Е.В., Григорьев Ю. Г., Калашникова Н. В. и др. Фитогенетические исследования влияния ЭМП на растительных объектах в натурных условиях/Проблемы электромаг. безопас. Тез. докл.- М.: Науч. Совет РАН по пробл. радиобиологии, 1996
  20. Л.Д. СНГ: новый путь развития в XXI веке. М.: Русь, 2000
  21. П.П. Эволюция понятия науки, М.: Наука, 1980
  22. Ю.Ю. Социальная экология// Экология, охрана природы и экологическая безопасность, — М.: МНЭПУ, 1997
  23. О.Д., Наумова Т. В. Смысл экологической безопасности Актуальные проблемы социогуманитарного знания.- М.:"Прометей". 2003.-Выпуск XVII.-C.28−35
  24. О.Д., Наумова Т. В. Сценарии решения экологической проблемы //Научный вестник МГТУ ГА. Серия «Общество, экономика, образование"-М.: МГТУ ГА- 2003 г. 68 18−22
  25. Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика// Работы разных лет. Соч. в 2 т, т.2
  26. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук/ Соч. в 8 т., т. 1, — М., 1974
  27. Гирусов Э, В. Основы социальной экологии. -М, 1998
  28. СВ. Экологический менеджмент и экологобезопасное устойчивое развитие (опыт философского анализа). Дис. канд. филос. н. -М., 2000
  29. П. Система природы// Избранные произведения. Соч. в 2 т., т.2 М 1982
  30. Горшков В. Г, Физические и биологические основы устойчивого развития жизни. М.: ВИНИТИ, 1995. 470 с.
  31. Горшков В, Г, Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды Итоги науки и техники. Сер.: Теоретические и общие вопросы географии. Т.7. М.: ВИНИТИ, 1990. 238 с.
  32. Гофман К. Г, Гусев А. А. Экологические издержки и концепция экономического оптимума качества окружающей природной среды
  33. Гражданская защита» Понятийно-терминологический словарь Под общ. Ред. Ю.Л. Воробьева-М.: «Флайст», «Геополитика», 2001.-240 с.
  34. В.М. Современные концепции развития социоприродных систем (философско-методологический анализ). Дис. канд. филос. н. М., 2002
  35. Даниле в-Данильян В. И, Залиханов М. И., Лосев К. С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. М.: МНЭПУ, 2001.-332 с.
  36. В.Б. В.И., Лосев К. С. в Экологический реализации развития. вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -416 с. Роль государства устойчивого стратегии Философскоэкологобезопасного методологический анализ. Дис. канд. филос. н. М 1999
  37. Г. В. Тихий кризис планеты Вестник РАН, 1997. № 4.-С. 313−320
  38. . До того как умрет природа. М., 1968
  39. А.Ф., Савицкая Т. В., Дмитриева О. В. Современное состояние проблемы контроля, прогнозирования ВЫП.12.-73 с. и управления качеством атмосферного воздуха Экологическая экспертиза. ВИНИТИ. 2000.
  40. А.Ф., Савицкая Т. В., Филиппова Г. В. Современное состояние в области анализа, оценки и управления ситуациях техногенного 2002.- Вьш.1
  41. В.Г., Желтов П. М., Мельников Б. Н. и др. Зашита окружающей среды при авиатранспортных процессах Под ред. В. Г. Ененкова.- 2-е изд. М.: Транспорт. 1986. -198 с. характера, риском при чрезвычайных связанных с авариями на промышленных объектах. Экологическая экспертиза. BPfflPITH.
  42. В.М., Зубков Б. В., Камзолов К. и др. Средства и методы противомолниевой зашиты самолетов. Тбилиси: Профиздат, 1999. 282 с.
  43. Зубаков В. XXI век. Сценарии будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса. Зеленый мир. 1996. № 9.
  44. В.А. Эндоэкологическое отравление и эволюция: стратегия выживания. СПб, 2002. 86 с.
  45. Ю.А. Контроль окружающей среды.— М.: Гидрометеоиздат, 1990
  46. М.М. Эволюция биосферы.-М., 1974.-253 с.
  47. И. Критика практического разума /Соч. в 6 т., т.4, ч.1
  48. Карабасов Ю. С, Чижикова В. М., Плущевский М. Б. Методика оценки значительности № 12.-С.28−29
  49. В.В. Методический аппарат оценки экологического риска при авариях на нефте- и продуктопроводах: Дис. канд. техн. наук. М., 2002.-179 с.
  50. Катастрофы и общество. М.: Контакт-Культура, 2000. 332 с.
  51. Катастрофы и человек: Книга
  52. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям Под ред. Ю. Л. Воробьева. М.: ACT ЛТД, 1997.-256 с.
  53. КингА., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. М.: Прогресс, 1993 .-274с.
  54. А.С. Взаимосвязь природы и общества. Социология. Уч. пособие. М.: МГТУ ГА, 2000. 44−62
  55. В.М. Оценка уровня экологической безопасности техногенного объекта Экология и промышленность Росси, 2002. № 9.
  56. . Замыкающийся круг. Л Гидрометеоиздат, 1974, 280 с.
  57. К.Я. Парадигмы глобальной экологии Исследования Земли из Космоса. М., 1993,№ 5 воздействия промышленного производства на окружающую среду Экология и промышленность России, 2000.
  58. Контроль химических и биологических параметров окружающей среды /Под ред. Л. К. Исаева. СПб.: Союз, 1998. 896 с.
  59. В.А. и др. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России.-М.-Новосибирск, 1996 вв. Королев А. Д. Философские основания восприятия экологического кризиса. Дис. канд. филос. н. М., 2001
  60. Г. Л., Гусев А. А., Воробьев Ю. Л. и др. Оценка последствий чрезвычайных ситуаций. М.: РЭФИА, 1997. 365 с.
  61. А.Н. Экология и техносфера. М., 1997
  62. А.Н., Марков Ю. Г. Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. -Новосибирск, 1987
  63. К.С., Горшков В. Г., Кондратьев К. Я. и др. Проблемы экологии России. М.: ВРШИТИ, 1993. 350 с.
  64. В.А., Урсул А. Д. Устойчивое развитие.- М., 2000
  65. Г. Г. Национальная безопасность: современная теория и практика (методологический анализ)// Научный вестник МГТУ ГА. Серия «Общество, экономика, образование». -М.: МГТУ ГА.-2001.-№ 44.-С. 14−20
  66. Г. Г. Теория безопасности на воздушном транспорте (методологический анализ)// Назный вестник МГТУ ГА. Серия «Общество, экономика, образование». -М.: МГТУ ГА.-2003.-№ 68.-С.57−67
  67. Луканин В. Н, Трофименко Ю. В, Промышленно-транспортная экология: Уч. для вузов/Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. шк., 2001.-273 с.
  68. И.И., Молдаванов О. И. Курс инженерной экологии- Уч. для вузов/Под ред. И. И. Мазура.- 2-е изд. испр. и доп. М.: Высш. шк., 2001,-510с.
  69. Н.М. Экология и техника (проблемы оптимальной ориентации технического развития). М., 1998
  70. Марков Ю. Г, Социальная экология: взаимодействие общества и природы.- Новосибирск: «Наука», Сиб. Изд. фирма РАН, 2001. 544 с.
  71. B.C., Иванов А. В., Фомин СВ. и др. Прогнозирование последствий локачьных техногенных чрезвычайных ситуаций// Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, 1998.-Вып.5.-С.18−27
  72. Медоуз Д. Х, Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста. М.: Професс, 1994. 304 с.
  73. Т. Жизнь в окружающей среде. В 3-х частях. Пер. с англ./ Под. ред. Г. А. Ягодина. М.: Галактика, Прогресс, Пангея, 1993,1994, 1996
  74. М.А., Гогаева М. Т. Тенденции развития природоохранного законодательства (в связи с принятием нового закона Об охране окружающей средыу/ЬПр:// www. viu-online.ru/.
  75. Н.Н. Современный рационализм. М.: МНЭПУ, 1995.- 376 с.
  76. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума.-М.:МНЭПУ, 1998.-226 с.
  77. Н.Н. Человек и ноосфера.- М.: Молодая гвардия, 1990.- 254 с.
  78. Н.Н. Экологический фон современной политики Зеленый мир.-1993.-№ 20.-С.8
  79. Т.И. Системная экология философские и нравственные аспекты устойчивого развития. Дис. доктора филос. н.— Ставрополь, 2002
  80. А.И. Философия экологической безопасности. М.: Изд-во Российск. акад. гос. службы при Президенте России, 1997. 180 с.
  81. Ш. А. Экологическая парадигма научно-технического развития (философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2002.-26 с.
  82. Т.В. Влияние авиатранспорта на динамику социоэкосистемы //Научный вестник МГТУ ГА. Серия «Безопасность полетов"-Москва, 2003 г. 84−87
  83. Национальные интересы и проблемы безопасности России. М.: Горбачев-фонд, 1997. 108 с.
  84. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию/ Под. ред. Г. Брундтланд- М.: Наука, 1989.-374 с.
  85. П.М. Экономика природопользования: Уч. пособие. М.: Высш. шк, 1984.-256 с.
  86. Н.И., Воробьёв О. Г., Феоктистова О. Г. Методология оценки рациональности природопользования при переходе к устойчивому развитию Экология и промышленность России. 1997.Вып. 3−4. 3 7.
  87. Н.И., Наумова Т. В. Экологические проблемы воздействий воздушного транспорта на окружающую природную среду//Научный вестник МГТУ ГА. Серия «Безопасность полетов». -М.: МГТУ ГА.2001.-№ 40.-С. 95−98
  88. Н.Н., Николайкина Н. Е., Мелехова О. П. Экология. Уч. для вузов. М.: Дрофа, 2003. 624 с.
  89. Новая парадигма развития России (комплексные Ред. исследования В. А. Коптюга, проблемы устойчивого развития)/Под. В. М. Матросова, В. К. Левашова. -М., 2000.-4.2.5
  90. Ожегов СИ, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.
  91. Основы организации летной работы и безопасность полетов. М., 1988.
  92. Павлова Е, И, Экология транспорта: Уч. для вузов. М.: Транспорт, 2000.-248 с.
  93. Е.В., Фомин Г. С. Красный Д.В. Международные стандарты ИСО 14
  94. Основы экономического управления. М.: ИПК Изд-во стандартов, 1997. 464 с.
  95. Петров К. М, Общая экология: взаимодействие общества и природы.СПб., 1997.-240 с.
  96. А. Человеческие качества. М.:Прогресс, 1985. -185 с,
  97. Платон. Государство/Соч. в 4 т.
  98. Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы.-М., 1989
  99. Плущевский М. Б. Экспресс -оценка экологической безопасности
  100. B.C. Философия безопасности. СПб. Ростов-на-Дону Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001 123 с.
  101. Проблемы правовых и экономических способов предупреждения и минимизации ущерба, возникшего в условиях чрезвычайных ситуаций: Тез. и докл. Междунар. конф.-М.: ВНИИ ГО ЧС, 2000.- 334 с.
  102. В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М.: Финансы и статистика, 1999. 672 с,
  103. В.Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в России/ Под. ред. В. Ф. Протасова. М.: Финансы и статистика, 1995.- 528 с.
  104. А.С., Загурская Л. А., Пивторак P.M. и др. Охрана окружающей среды в условиях применения гражданской авиации: Уч. пособие. Киев: КНИГА, 1983. 84 с.
  105. Р. Методы системного анализа окружающей среды. Пер. с англ. под ред. Н. Н. Моисеева. М.: Мир, 1979. 214 с.
  106. Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: Россия молодая, 1992.- 364 с.
  107. Н.Ф. Природопользование. М.: Мысль, 1990. 640 с.
  108. И.Н. Экологическая сфера общества и устойчивое развитие. Дис. доктора филос. н. Ставрополь, 2000
  109. В.В., Зубков Б. В. Человеческий фактор и безопасность полетов: Уч. пособие.-М:МГГУ ГА, 1994.-68 с.
  110. Н.Н. Философия безопасности. -М.: ОЛМА Пресс, 2002.- 253 с.
  111. Р.В., Зубков Б. В., Давиденко М. Ф. и др. Безопасность полетов/ Под ред. Р. В. Сакача. -М.: Транспорт, 1989.- 239 с. 118. Сен-Марк Ф. Социализация природы. Пер с фр.- М., 1977
  112. B.C. Зашита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. М.: Академический проект, 2003.- 432 с.
  113. В.В. Экология и охрана природы. Словарь-справочник /Под ред. акад. А. Л. Яншина. М.: Academia, 2000. 384 с.
  114. Доклад института Worldwatch о развитии по пути к устойчивому обществу. М., 2000.
  115. B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Наука, 1992.-284 6.
  116. А.В. Разработка экономического механизма охраны окружающей природной среды от загрязнения в результате ракетнокосмической деятельности: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2002.-22с,
  117. А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991
  118. А. Футурошок.- СПб.: Лань, 1997.- 464 с.
  119. Труды общества расследователей авиационных происшествий. -М., 1999.-Вып. 11.-251 с.
  120. А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М., 1998
  121. А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М., 1993
  122. Н.Ф. Философия общего дела Соч. в 2 т., т.2 М., 1982
  123. Федцов В, Г., Дрягилев Л. А. Экология и экономика природопользования: Уч. пособие Под ред. П. В. Забелина. М.: РДЛ, 2002.-232 с.
  124. О.Г. Методология экологической оценки и оптимизации технологических процессов ремонта авиационной техники: Автореф. дис. канд. техн. наук. М., 1997. 16 с.
  125. О.Г., Наумова Т. В. Оценка вощействия авиакатастроф на экосистемы //Научный вестник МГТУ ГА. Серия «Безопасность полетов"-Москва, 2003 г. 78−83
  126. Дж. Мировая динамика.-М., 1978
  127. Халдеев В. Т, Расчет ущерба, наносимого сельскому хозяйству выбросами в атмосферу химическим комбинатом, -Киев: Наукова
  128. Т.С. Экономика природопользования. М.: Наука, 1987.
  129. В. Сон разума //http:// www. ada.ru/ ALT/ ra32b.htm.
  130. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация.М.: «Военные знания», 1997 78 с.
  131. Шмидхейни и др. Смена курса. М.: Межд. Университет, 1994. 356 с. XIII-XV
  132. Экологические проблемы и риски воздействий ракетно-космической техники на окружающую природную среду/Под общей ред. член-корр. РАН В. В. Адушкина, д. ф-м. н. СИ. Козлова, к.т.н. А. В. Петрова М.:Анкил, 2000.-640 с.
  133. Экологический энциклопедический словарь. М.: Ноосфера, 1998.-930с.
  134. Экология и экономика природопользования: Уч. для вузов Под. ред. проф. Э. В. Гирусова, проф. В. Н. Лопатина. -2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. 519 с.
  135. Экология, охрана природы, экологическая безопасность. Уч. пособ. Под. ред. проф. А. Т. Никитина, проф. А. Степанова. М.: МНЭПУ, 2000. 648с.
  136. Ф. Диалектика природы Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.20
  137. А.Л., Мелда А. И. Уроки экологических просчетов. М., 1991
  138. Ф.Т. Развитие философских представлений В.И. Вернадского.М.: Наука, 1999
  139. К. Смысл и назначение истории.-М.: Республика, 1991.-527 с.
  140. Caring of the Earth. A Strategy for sustainable UNEP/WWF, 1991
  141. Carson R. Silent spring. Boston-New-York, 1994
  142. J. 1С АО group indentifies environmental problems associated with civil aviation, ICAO Journal. 1992. № 8.-C.4−6.
  143. Europes environment. The Dobfis Assessment. Copenhagen: European Environment Agency, 1995.676р. living. Gland: lUCN/
  144. Hannah L., Lohse D., Hutchinson Ch., Carr J.L., Lankerani A. A preliminary inventory of human disturbance of World ecosystems/ZAmbio, 1994. № 4−5. P.246−250
  145. Holling C.P. Adaptive environmental assessment and management. Wileg: New York and Chichester, 1978
  146. Gootland R., Dali H., El Sefary S. (Eds.). Environmental Sustainable Economic Development. Building on Brundland. Washington DC: World Bank, 1991.
  147. Kristoferson L. Environmental security and cooperation in the Baltic Sea region: a review of some recent publications Ecological security of the Baltic states, Nordic countries and North-West Russia.- Tallinn, 1995.P.12−19
  148. Leopold L.B., Clarke F.E., Hanshou B.B., Balsley J.R. A procedure for evaluating environmental impact. Geological survey circular 645, Government Printing Office, Washington D.C., 1971.- P. 13 156. Mc. Harg I. Design with Natural History Press: Garden City, New York, 1969.-P.31−41 157. http://www.un/org/russian/conferen/wssd/index.html официальный вебсайт всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002) Нормативные и инструкливно-методические документы
  149. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации РФ в 2000 г. М.: ГСГА МТ РФ.
  150. Безопасность в ЧС. Оценка ущерба от ЧС. Основные положения. ГОСТ Р 22.10.2−2001
  151. Безопасность в ЧС. Оценка ущерба от ЧС. Термины и определения. ГОСТР 22.10.1−2000
  152. Безопасность жизнедеятельности. Сборник норм. док. по подг. уч. молодежи в обл. зашиты от ЧС. М.: АСТ-МД. 1998. 704 с. 7
  153. Воздушный кодекс Российской Федерации. М., 1997.- 98 с.
  154. Временная типовая методика определения экономгческой эффекпшности осуществления природоохраьшых мероприятий и оценки экономического ущерба, причиненного народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды.-М.: Экономика, 1986.- 92с.
  155. Временная методика определения экономической эффективности природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиненного водным биоресурсам загрязнением водохозяйственных водоемов. М., 1989
  156. Временная методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расщирения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах. М., 1990
  157. Временная отраслевая методика оценки экономического ущерба от загрязнения атмосферы выбросами предприятий черной металлургии.—М., 1987
  158. Временные методические указания по определению экономической эффективности осуществления промышленности строительных НИПИОТстрой, 1985
  159. Временные методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывющей промышленности Петрозаводск, 1992
  160. Временные методические указания по расчету экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий по природоохранных мероприятий в материалов. Новороссийск: защите воздушного бассейна от вредных выбросов с дымовыми газами тепловых электростанций и котельных. М.: СПО Союзтехэнерго, 1982
  161. Всеобщая универсальная комплексная конвенция системной жизнедеятельности природы, общества, бизнеса, человека. М.: Мир книги, 2002.-440 с.
  162. РФ.- М.: Айрис-Пресс, 2003.-C.16
  163. Критерии выявления оценки зон экологической обстановки территорий ситуации и для зон чрезвычайной экологической экологического бедствия. М.: Минприроды, 1992. 50 с.
  164. Международная организация гражданской авиации. Международные стандарты и рекомендуемая практика. «Охрана окружающей Среды». Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации. Том I. «Авиационный щум». -Монреаль, 3-е изд. 1993, 188 с.
  165. Международная организация гражданской авиации. Международные стандарты и рекомендуемая практика. «Охрана окружающей Среды». Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации. Том П. «Эмиссия авиационных двигателей».- Монреаль, 2-е изд. 1993, 84с.
  166. Методика исчисления размера ущерба, вызываемого захламлением, загрязнением и деградацией земель на территории Москвы. М 1999
  167. Методика исчисления размера ущерба, вызываемого уничтожением и повреждением мест обитания объектов животного хмира на территории Москвы.-М., 1999
  168. Методика контроля загрязнений атмосферного воздуха в окрестности аэропорта.-М., 1992
  169. Методика определения валовых выбросов вредных веществ в атмосферу основным технологическим оборудованием предприятий автомобильного и сельскохозяйственного мащиностроения. -М.: 1991
  170. Методика определения валовых удельных выбросов вредных веществ в атмосферу от котлов тепловых электростанций. М.: ВТИ, 1991
  171. Методика определения массы выбросов зафязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух.-М.:НИИАТ, 1993−32 с.
  172. Методика определения предотвращенного экологического ущерба, М., 1999
  173. Методика определения размеров ущерба от деградации почв земель. М., 1994
  174. Методика оценки последствий аварий на пожаро-, взрывоопасных объектах. -М.: МЧС, 1994. 43 с.
  175. Методика оценки оценки последствий последствий аварийных химических взрывов аварий топливно (Методика воздущных смесей.-М.: НТЦ Промыишенная безопасность, 1996.-22 с. ТОКСИ). М.: НТЦ Промыщленная безопасность, 1996.- 27 с.
  176. Методика оценки стоимости зеленых насаждений и исчисления размера ущерба и убытков, вызываемых их повреждением и (или) уничтожением на территории Москвы. М., 1999
  177. Методика оценки ущерба от аварий на магистральных нефтепроводах. М.: ТрансПресс, 1996. 67 с.
  178. Методика подсчета ущерба, наносимого рыбному хозяйству в результате нарушения правил рыболовства и охраны рыбных запасов. М, 1974
  179. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М., 1998
  180. Методика прогнозирования ядовитыми масштабов веществами при заражения авариях сильнодействующими (разрушениях) на химических опасных объектах и транспорте./ Росгидромет СССР, 1991.- 23 с.
  181. Методика прогнозной оценки загрязнения открытых водоисточников аварийно химически опасными веществами в чрезвычайных ситуациях. М.: ВНИИ ГО ЧС, 1996. 38 с.
  182. Методика расчета выбросов загрязняющих веществ автотранспортом на городских магистралях. М., 1997
  183. Методика расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу двигателями основных типов воздушных судов гражданской авиации
  184. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. (ОНД-86). Л.: Гидрометеоиздат, 1987.- 93 с.
  185. Методические основы оценки и регламентации антропогенного влияния на качество поверхностных вод. Л Гидрометеоиздат, 1987
  186. Методические указания по определению валовых выбросов вредных веществ в атмосферу для предприятий нефтепереработки и нефтехимии. Казань: ВНИИ углеводородного сырья, 1987
  187. Отраслевая методика расчета количества загрязняющих веществ поступающих оборудования 1990.-68 с.
  188. Поддерживающая Землю. Стратегия устойчивого развития: Проект второй мировой стратегии охраны окружающей среды //Устойчивое развитие. ВИНИТИ, 1996. Вып.1
  189. Положение о прогнозировании возникновения и последствий в атмосферный воздух от технологического полиграфических предприятий. М.: Госкомпечать,
  190. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения химическими веществами. М., 1993
  191. Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воодушными судами в Российской Федерации.-М., 140 с.
  192. Прошлый экологический ущерб (правовые и экономические аспекты решения проблемыуПод ред. RH. Сенчени, В. Ф. Костина.-М.: НУМЦ, 2001.-136 с.
  193. Рекомендации по денежной оценке ресурсов и объектов окружающей среды: адаптация к условиям России методов эколого-экономического учета ООН. М.: НПП, Кадастр. 2000. 21−39
  194. Рекомендуемый метод расчета контуров шума вокруг аэропортов. Циркуляр ИКАО 205-AN/1/
  195. Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС. Кн. 1. М.: ВНИИ ГО ЧС, 1994. 32−54
  196. Требования экологической безопасности при эксплуатации, ремонте и испытаниях воздушных судов и авиадвигателей на предприятиях гражданской авиации. Лтъ/юсферный воздух и авиационный шум.-М., 1997
  197. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определения, цели, область исследования и инвентаризационный анализ. ГОСТ Р ИСО 14 041−2000. М.: Изд. стандартов, 2000
  198. Управление окружающей средой. Оценка жшненного цикла. Принципы и структура. ГОСТ Р ИСО 14 040−99.- М.: Изд. стандартов, 1999 земель
Заполнить форму текущей работой