Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ВЭД осуществляется конкретными производственными структурами (предприятиями и их объединениями). Процессы глобализации диктуют разнообразие и гибкость развития различных форм ВЭД. При этом глобализация обусловливает их способность быстро перестраивать экономическую структуру и повышать качество выпускаемой продукции в ответ на усиление конкуренции со стороны иностранных компаний. Предприятия… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЭД ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
    • 1. 1. Сущность и тенденции развития ВЭД хозяйствующих субъектов на современном этапе глобализации мирохозяйственных связей
    • 1. 2. Организация ВЭД современного предприятия: стратегический аспект
    • 1. 3. Влияние процесса глобализации на развитие рыночных стратегий в процессе управления ВЭД современного предприятия
  • 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВЭД ПРЕДПРИЯТИЙ И ФОРМЫ ПРОНИКНОВЕНИЯ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ
    • 2. 1. Основные этапы планирования международной деятельности предприятия: маркетинговый подход
    • 2. 2. Ключевые составляющие внешней среды ВЭД предприятия и выбор экспортных рынков
  • 3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ВЭД НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА
    • 3. 1. Факторы и условия развития ВЭД российских предприятий: особенности и роль маркетинга как функции управления
    • 3. 2. Основные направления разработки стратегии маркетинга в условиях расширения деятельности отечественных предприятий на зарубежных рынках

Развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап развития мирового рынка характеризуется высокой конкурентностью, прежде всего в глобализирующемся бизнесе. Глобализация представляется системной интеграцией мировых рынков и региональных экономик, всех сфер человеческой деятельности, в результате чего наблюдается ускоренный экономический рост, ускорение внедрения современных технологий и методов управления. Повышение взаимозависимости национальных экономик, активизация интеграционных процессов ведет к объективной необходимости использования глобального подхода к ведению бизнеса. В этих условиях внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Возрастает интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран. Сфера хозяйственной деятельности предприятия, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок определяется как его внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).

Дальнейшее обострение конкурентной борьбы на мировых рынках, усложнение и диверсифицированность как технологических, так и организационных моделей производства, информационная насыщенность и коммуникативность ВЭД тесно связана с целями и методикой использования экономических инструментов. Так, на основании маркетинговых решений осуществляется выбор перспективных сфер и видов деятельности предприятия, поиск наиболее выгодных для предприятия способов и условий удовлетворения потребностей внутристранового и международного рынков, исходя из имеющегося внутреннего потенциала.

Реализация целей ВЭД в условиях глобализации предполагает стратегический уровень управления деятельностью, включающий, в том числе решения, связанные с определением возможности и формы выхода на зарубежные рынки, выбор целевых сегментов, способы проникновения на них, понимания требований потребителей других стран и т. д. Международные аспекты маркетинга значительно актуализируются благодаря дальнейшей интернационализации мировой экономики, расширению международной торговли, более динамическому и массовому перемещению капиталов и рабочей силы. Недооценка преимуществ и возможностей международного маркетинга как функции управления деятельностью современного предприятия в тактическом и стратегическом аспектах приводит к низкой эффективности его ВЭД.

Изучение и обобщение теоретических и методических основ внешнеэкономической деятельности на основе международного маркетинга представляется важной научной и практической проблемой для российских предприятий — участников ВЭД, и свидетельствует о высокой актуальности выбранной проблематики исследования.

Степень разработанности проблемы. В трудах отечественных и зарубежных исследователей представлен разносторонний анализ проблем развития ВЭД на уровне предприятия, факторов ее определяющих, форм и проблем государственного регулирования ВЭД. Среди них: И. Т. Балабанов, О. В. Бодягин, A.C. Булатов, О.Н. Во-ронкова, И. Н. Герчикова, В. В. Поляков, Т. Н. Попова, В. В. Покровская, М. Портер, Е. П. Пузакова, Б. М. Смитиенко, JI.E. Стровский, Р. К. Щснин, Дж. Сакс, Дж. Стиг-лиц, П. Ромер, И. Л. Фаминский, П. Фишер и др.

В современной экономической литературе вопросы теории и практики стратегического управления международной деятельностью предприятия, в том числе в рамках маркетингового подхода, а также методические аспекты формирования и реализации стратегии международного маркетинга для хозяйствующих субъектов — участников ВЭД получили развитие в научных работах таких отечественных исследователей как: О. Андреева, Г. Л. Багиев, Е. П. Голубков, В. Куденко, Г. Д. Крылова, П. Кубахов, Н. Моисеева, Р. Б. Ноздрева, А. Панибратов, Т. П. Попова, И. Семенов, В. Е. Хруцкий, Р. Фатхутдинов, Р. К. Щенин, а также зарубежных ученых: Ж.-Ж. Лам-бен, Б. Берман, Ф. Котлер, Д. В. Кревенс, М. Портер, А. Томпсон, А. Чандлер и др.

Несмотря на многочисленные исследования теории и практики ВЭД современных предприятий, инструментов и факторов ее определяющих в рамках стратегических направлений деятельности, вместе с тем не нашла широкого применения в трудах отечественных ученых проблематика международного маркетинга во ВЭД предприятий — от теоретического обоснования роли маркетинга как функции управления в стимулировании ВЭД до создания конкретных методических и практических рекомендаций в направлении разработки и реализации маркетинговой стратегии развития предприятия — участника ВЭД. Кроме того, следует учитывать и тот факт, что большинство управленческих решений по стратегическому маркетингу представленных в зарубежной литературе, не учитывают специфику внешней и внутренней среды функционирования российских предприятий и поэтому нуждаются в осмыслении и адаптации к практике интернационализации российского бизнеса.

Актуальность рассматриваемой проблемы, практическая значимость исследования вопросов планирования ВЭД на основе маркетингового подхода определили выбор темы, цели и задач диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка теоретических подходов и практических рекомендаций, направленных на планирование и развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий на основе формирования стратегии маркетинга в условиях глобализации.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

— исследовать сущность понятия внешнеэкономической деятельности современного предприятия в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

— определить составляющие и ключевые этапы процесса стратегического планирования ВЭД предприятия;

— охарактеризовать основные этапы планирования международной деятельности предприятия на основе использования современных экономических инструментов;

— определить роль и функции международного маркетинга в развитии ВЭД и повышении конкурентоспособности современного предприятия в условиях глобализации;

— выявить основные элементы и особенности стратегического планирования и управления маркетингом во внешнеэкономической деятельности российских предприятий;

— обосновать подходы к повышению эффективности ВЭД предприятия в глобальном пространстве на основе разработки стратегии международного маркетинга;

— предложить основные направления разработки и реализации стратегии международного маркетинга для отечественных предприятий, ориентированных на ВЭД.

Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность российских предприятий в условиях интернационализации российского бизнеса.

Предметом исследования выступает комплекс организационно-экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами участниками внешнеэкономической деятельности в процессе разработки и реализации рыночных стратегий.

Теоретико-методологическая основа исследования. Диссертационная работа основывается на исследованиях различных теоретических школ и направлений, представленных в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области планирования ВЭД экономических субъектов, логики и этапов стратегического управления этим процессом на предприятии, подходов к формированию международной маркетинговой стратегии. Обоснование положений и выводов диссертационного исследования проведено на основе критического осмысления научных положений по теории стратегического планирования ВЭД предприятия, методов системно-функционального, сравнительного анализа, а также методов научной абстракции, индукции и дедукции, экономико-статистических методов сбора и обработки информации.

Информационно-эмпирическую базу диссертации составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, аналитические обзоры российских и зарубежных организаций (Эксперт РА, Всемирный экономический форум, Американская маркетинговая ассоциация), материалы периодической печати США, Великобритании, Франции («Economist», «Harvard Business Review» и др.), нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, результаты исследований российских и зарубежных экономистов, представленных в публикациях, сети Интернет.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении о ведущей роли маркетинга в планировании ВЭД предприятия на основе формирования долгосрочных конкурентных преимуществ. При этом международный маркетинг в рамках стратегического процесса управления и планирования ВЭД предприятия рассматривается как система, приводящая внутреннюю среду к требованиям международной в соответствии со стратегическими ориентирами деятельности хозяйствующего субъекта.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

Современные тенденции развития экономики позволяют сформулировать ряд требований к организации ВЭД предприятия, которое стремится стать конкурентоспособным игроком глобального экономического пространства: выявление и достижение конкурентного преимущества, в том числе в направлении поиска оптимального соотношения цены и качества, устраивающего покупателейвыстраивание наиболее эффективных каналов сбытадифференцирование продукции или услуг, создание нового продукта или услугиоптимальная степень вертикальной интеграциисочетание в бизнесе конкуренции и сотрудничества, привлечение большого числа потребителей или поставщиков. При этом успешность осуществления ВЭД означает необходимость реализации предприятиями деятельности, нацеленной на создание потребительской ценности и предоставляющие им возможность конкурировать на новых (национальных и зарубежных) рынках.

2. В условиях глобализации развитие ВЭД хозяйствующих субъектов на основе рыночных стратегий предполагает выделение значимости современных инструментов управления. Предприятиям, активно занимающихся производственной или иной деятельностью с использованием принципов маркетинга, удается значительно расширить ассортимент продукции, увеличить штаг сотрудников, работающих над продвижением товара на внешние рынки, обеспечить рост объемов экспортных поставок. Сущность международного маркетинга понимается как рыночная концепция управления, в основе которой лежат принципы организации производственно-коммерческой деятельности предприятия — субъекта ВЭД по единой программе, формирующейся с учетом существующих и будущих потребностей зарубежных рынков с целью создания долгосрочных конкурентных преимуществ.

3. Управление ВЭД предприятия в условиях глобализации предполагает проведение анализа, исследование и определение международных рынков, разработку и реализацию стратегий позиционирования товара, направленных на удовлетворение нужд потребителей целевых рынков. Комплекс стратегических решений в деятельности предприятия — субъекта ВЭД включает в том числе решение ряда вопросов: выбор сферы деятельности предприятия, поиск новых ориентиров и перспектив развития инициатив предприятия, его подготовку к изменениям, происходящим в международной среде. Эти вопросы рассматриваются как правило в рамках маркетингового подхода к управлению ВЭД предприятия. При этом основной задачей маркетинга как функции управления является поиск наиболее выгодных для предприятия способов и условий удовлетворения потребности рынка, исходя из имеющегося внутреннего потенциала, а также формулирование направлений развития последнего в соответствии с прогнозируемыми изменениями внешней среды.

4. Развитие мирохозяйственных связей на современном этапе актуализирует необходимость формирования системы стратегий функционирования экономических субъектов в условиях высокой конкурентной среды. Обобщенный процесс принятия стратегических решений относительно выбора международных рынков для предприятий планирующих ВЭД включает ряд последовательных этапов: анализ факторов внешней (глобальной) средыразработку системы критериев и на их основе определение потенциальных рынков ведения ВЭД компании, а также построение модели выхода на целевые рынки (рынок) — формирование стратегии международного маркетинга. При этом задача выбора целевого рынка значительно усложняется, когда речь заходит об интенсивном и регулярном экспорте продукции.

5. Глобализация экономики, интернационализация бизнеса предполагает все более широкое использование средств телекоммуникационного, информационно-компьютерного обеспечения. В условиях развития информационных технологий эффективным инструментом реализации рыночных стратегий хозяйствующего субъекта на внешнем рынке с учетом специфики современного управленческого процесса выступают виртуальные процедуры. Такие процедуры в управлении требуют наличия не только специальной техники, оборудования, но и организации взаимосвязей субъектов ВЭД на различных уровнях в кратко-, среднеи долгосрочном периоде. При построении электронных моделей организации бизнеса в сети Интернет (Ин-транет) необходимо учитывать качество информационного обеспечения, обслуживающего производственно-хозяйственную деятельность предприятия как на национальном, так и на международном уровнях.

6. В основе рыночных стратегий предприятия — участника ВЭД, нацеленных на удовлетворенность потребителей и получение выгоды находится концептуальный подход формирования долгосрочных конкурентных преимуществ экономического субъекта за счет оптимального сочетания цены и качества производимого продукта, способности самого предприятия адекватно воспринимать процессы изменений (сигналы внешней среды), открывающие для него широкие возможности в занятии новых «ниш» (сегментов, областей, направлений) на международных (мировых) рынках товаров, работ, услуг. Маркетинговая стратегия предприятия — субъекта ВЭД предполагает последовательность действий и процедур, среди которых постановка целевых задач маркетинговой деятельности предприятияопределение целевого рынка (рынков) и его комплексный анализопределение возможных альтернатив выхода на зарубежный (зарубежные) рынок и др. Такая стратегия субъекта ВЭД нацелена не на реализацию случайных экспортных возможностей, а на систематическую плановую работу по исследованию зарубежных рынков и выбору наиболее выгодных из них.

Научная новизна результатов исследования в целом заключается в разработке перспективных направлений развития ВЭД отечественных предприятий на основе использования современных рыночных стратегий и состоит в следующем: раскрыта ключевая функция ВЭД на микроуровне, содержательной стороной которой является совокупность инструментов, обеспечивающих гармонизацию взаимодействия структурных подразделений предприятия, заключающаяся в реализации конкурентных преимуществ предприятия на товарных рынках, обеспечение его активного участия в системе мирохозяйственных связей на основе использования ключевых компетенций и позволяющая сформировать исключительную потребительскую ценность продукции предприятия, а также повысить результативность его функционирования как субъекта международного товарообмена;

— разработан авторский подход к процессу стратегического планирования ВЭД предприятия на основе выделения внутренних (определяемые внутренней средой), национальных (определяющие деятельность фирмы в рамках страны базирования) и факторов среды глобального экономического пространства (определяющие условия деятельности предприятия на рынке (рынках) другой страны, а также связанные с движением товаров и услуг между странами), и включающий принятие стратегических решений относительно целесообразности выхода предприятия на зарубежные рынки, формирование видения и целей ВЭД предприятия, анализ его возможностей в соответствии с потребностями зарубежного целевого рынка, генерирование стратегических альтернатив и наиболее оптимального решения;

— определена взаимосвязь основных элементов системы международного маркетинга предприятия — субъекта ВЭД, посредством выделения стратегического (разработка стратегии международного маркетинга, мониторинг внешнего окружения, обоснование основных конкурентных преимуществ предприятия и его продукции, выбор и анализ зарубежных рынков) и тактического уровня (уточнение деталей стратегических рыночных целей, разработка планов управления компонентами маркетингового комплекса, распределение ресурсов по функциональным областям, составление графиков и т. д.), а также функций и структурной схемы подразделения, осуществляющего маркетинговые исследования, формирующих информационную среду ВЭД;

— обоснована необходимость использования виртуальных процедур в системе стратегического управления ВЭД современного предприятия, применение которых напрямую связано с получением и обработкой значительного объема информации о тенденциях развития мировой и национальной экономик, проводимых международных маркетинговых исследованиях, конъюнктуре зарубежных и внутристрановых рынков и направленных на прирост доходов путем выявления клиентов, склонных к покупке новых (определенных) товаров или услуг через сеть Интернет, что приведет к повышению эффективности сбыта в условиях функционирования на международном уровне;

— выделены базовые проблемы и объективные ограничения стратегического подхода в планировании и организации ВЭД отечественных предприятий в условиях изменения глобальной экономической среды, среди которых разработка стратегии на основе анализа внутренних ресурсов и возможностей без учета динамики их изменения в перспективе, отсутствие комплексного подхода к стратегическому планированию ВЭД (использование отдельных элементов стратегии маркетинга), интеграции независимых планов развития ВЭД хозяйствующих субъектов, а также их взаимосвязи с планами государстванедостаток ресурсов, направляемых на изучение развития маркетинганесовершенство законодательной базы;

— дана авторская классификация стратегий международного маркетинга в системе стратегического управления ВЭД, принципиальное отличие которой от существующих состоит в обосновании необходимости выделения уровней и определения последовательности принятия стратегических решений предприятием, ориентированным на ВЭД, и позволяющая в условиях высоко конкурентной среды повысить эффективность продвижения товаров на международный рынок на основе развития ключевых компетенций экономического субъекта.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью поставленных задач и их соответствие потребностям расширения внешнеэкономической деятельности российских предприятий. Ряд положений диссертации могут послужить теоретической базой для дальнейших исследований проблем стратегического планирования ВЭД предприятий с точки зрения маркетингового подхода, факторов международной маркетинговой среды.

Положения диссертационного исследования могут оказать практическую помощь при разработке научно-обоснованных подходов в процессе реализации управленческих стратегий в целях повышения эффективности коммерческой деятельности российских предприятий на зарубежных рынках. Полученные результаты исследования могут быть включены в тематику учебных дисциплин: «Основы внешнеэкономической деятельности фирмы (предприятия)», «Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия», «Мировая экономика», «Стратегическое управление маркетинговой деятельностью предприятия», специальных курсов, посвященных проблемам стратегического управления ВЭД предприятия.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на международных, российских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях в г. Краснодаре, Волгограде, Сочи, Москве, Черкесске. Сформулированные в работе теоретико-методологические подходы используются кафедрой «Мировая экономика» КубГУ в процессе преподавания учебных дисциплин «Внешнеэкономическая деятельность предприятия», «Международные экономические отношения», «Международный маркетинг».

Отдельные положения и выводы диссертации были использованы в практической деятельности предприятия ОАО «Успенский сахарный завод».

Основные положения работы нашли отражение в 9 печатных работах, общим объемом 2,7 п.л., в том числе авторских — 1,85 п.л.

Структура и объем работы обусловлены логикой исследования и последовательно раскрывают обозначенные цели и задачи исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы 198 наименований. Работа сопровождена 21 таблицей, 27 рисунками.

Выход выпуск продукции с определенными потребительскими свойствами и качествомобеспечение конкурентоспособности предприятиязавоевание определенной доли и сегмента национального и международного рынков.

Уровень достижения конечных целей ВЭД предприятия.

Оценка адаптационных возможностей предприятия-участника ВЭД.

Факторы глобального воздействия.

Внешняя среда.

Рисунок 6 — Функционирование предприятия как субъекта ВЭД74.

Представленные компоненты в рамках системы управления рассматриваются, с одной стороны, как устойчивые, поскольку постоянно функционируют рыночные отношения, с другой — как постоянно изменяющиеся в процессе своего развития и совершенствования. Входные и выходные компоненты позволяют системе взаимодействовать с внешней средой. Внешняя среда проявляет себя через воздействующие факторы, к которым относятся потребители, конкуренты, правительственные инсти.

74 Составлено автором туты, поставщики, посредники, финансовые организации, источники трудовых ресурсов. Анализ состояния внешней среды имеет целью определение наиболее благоприятных для развития компании параметров среды и выявление существующих отклонений между благоприятными и реальными параметрами. Особый интерес представляет исследование поведения предприятия, его маркетинговой деятельности, с точки зрения адаптации и развития в условиях внешней среды. В этом случае, основным аспектом в управлении деятельности предприятия следует считать оперативность реагирования на изменения, происходящие во внешней среде.

Разнообразие проблем, решаемых маркетингом, различия в подходах исследованиями породили множество определений его сущности. В настоящее время значительное количество определений сущности маркетинга, различающихся не только различными областями их исследований, спецификой и масштабами проблем, решаемых в процессе производства, сбыта, рекламы, технического обслуживания, но и качественными изменениями в подходах к управлению предприятиями, ориентированных на ВЭД, требования к которым предъявляет не только постоянно изменяющаяся внешняя и внутренняя среда предприятия, но и ориентация всей системы управления на конечные результаты (табл. 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Согласно проведенного диссертационного исследования, в современных условиях конкуренции особую важность приобретает маркетинговая деятельность как исходный этап стратегического планирования ВЭД. Освоение теории и практики маркетинга предприятиями выступает как приобретение ими конкурентного преимущества, которое необходимо им для успешной интернационализации их деятельности. Рассмотрение международного маркетинга как функции управления ВЭД современного предприятия, по мнению автора, позволяет выделить ряд особенностей в направлении разработки и реализации стратегии ВЭД для российских предприятий.

Во-первых — это использование современных подходов к стратегическому управлению внешнеэкономической деятельности предприятия, в т. ч. маркетинговой. В данном случае может быть предложен трехэтапный процесс управления, который получил широкое применением в менеджменте экономик развитых стран мира: стратегический анализразработка стратегииее внедрение и реализация.

Во-вторых, это предполагает интеграцию независимых планов развития ВЭД хозяйствующих субъектов в рамках формирования территориальных и отраслевых кластеров, что позволит получить синергетический эффект от совместных усилий реализации стратегии международного маркетинга, сократить время на ее разработку и внедрение за счет использования лучшего опыта конкурентов, доступных ресурсов и технологий.

В третьих, достижение поставленной цели связано с предварительной адаптацией зарубежных методик и инструментов стратегического планирования и управления к отечественным условиям, а также определение степени изменения элементов marketing mix маркетинговой программы субъектов хозяйствования после размещения производства в другой стране, на основе выбора формы присутствия за рубежом, которая определяется как базовой стратегией компании, так и ее возможностями, целями, инвестиционным климатом в стране-реципиенте и т. д.

В четвертых, формирование конкурентных преимуществ (на основе развития соответствующих ключевых компетенций) предприятий в рамках трех ключевых областей, определяющих эффективность стратегий современных глобальных компаний: правильный выбор стратегии и времени выхода на рыноккачество производимой продукцииадаптация маркетинговой деятельности к национальным особенностям ведения бизнеса.

Проведенное в диссертационной работе исследование особенностей развития ВЭД российских предприятий в условиях глобализации позволяет сделать следующие выводы.

1.ВЭД осуществляется конкретными производственными структурами (предприятиями и их объединениями). Процессы глобализации диктуют разнообразие и гибкость развития различных форм ВЭД. При этом глобализация обусловливает их способность быстро перестраивать экономическую структуру и повышать качество выпускаемой продукции в ответ на усиление конкуренции со стороны иностранных компаний. Предприятия — субъекты ВЭД должны обладать конкурентными преимуществами (отличными от существующих внутри страны), которые и характеризуют потенциал участия предприятия в мирохозяйственных связях. Ключевая функция ВЭД на микроуровне представляется в реализации конкурентных преимуществ предприятия на международном уровне и обеспечения его участия в системе мирохозяйственных связей. На основе исследования подходов к разработке стратегии ВЭД на основе формирования конкурентных преимуществ предприятия, а также сущности процесса организации ВЭД в работе представлен авторский подход к процессу стратегического планирования и управления ВЭД современного предприятия.

2. Стратегическое планирование ВЭД и последующая организация внешнеэкономических операций в современных условиях базируется на требованиях потребителя к качеству и функциональным свойствам экспортируемого товара, что в свою очередь предполагает совершенствование производственного цикла, разработки оптимальных логистических цепочек доставки продукта, а также развитие маркетинговой концепции в деятельности предприятия. Менеджеры вынуждены принимать решения в условиях неопределенности, связанных как с турбулентной конкурентной средой, так и с предпринимательскими рисками в сфере правовой и организационной деятельности. В этих условиях маркетинговый подход предполагает необходимость выбора стратегических альтернатив развития предприятия, ориентированных на рынок и действующих на долгосрочной основе. Маркетинг товаров и услуг за пределами национальных границ или как маркетинг, реализуемый международной компанией, определяется как международный маркетинг. Возросшая роль ВЭД предприятия, глобализация рынков товаров и услуг позволяет рассматривать международный маркетинг как исходный и важный этап в управлении ВЭД на микроуровне. Основная задача международного маркетинга — управление ВЭД предприятия, разработка и обоснование концепции интернационализации бизнесацель международного маркетинга — обеспечение устойчивых позиций компании на внешних рынках и прибыльности в условиях высоконкурентной среды функционирования.

3. Зачастую понятие маркетинговой стратегии отождествляется с рыночной стратегией. Представляется логичным рассматривать не рыночные стратегии в составе маркетинговых, а говорить о рыночной ориентации маркетинговой стратегии, которая подразумевает концентрацию внимания на потребителе, отслеживание деятельности конкурентов и межфункциональное взаимодействие внутри предприятия. Исходя из этого, можно определить, что стратегический маркетинг — это процесс разработки стратегии, учитывающей изменчивость факторов внешней среды и направленной на повышение степени удовлетворения нужд потребителя. Стратегический маркетинг направлен не столько на улучшение таких показателей, как объемы продаж, сколько на повышение эффективности работы предприятия в целом. По сути, стратегический маркетинг служит звеном, соединяющим компанию с ее внешним окружением, и рассматривает функцию маркетинга как фундаментальную основу деятельности предприятия в целом.

4. Роль экономических инструментов в разработке и реализации стратегии предприятия определяется следующими положениями: во-первых, в обеспечении методологических принципов управления предприятием, что предполагает ориентацию стратегии на запросы важнейших групп потребителейво-вторых, в предоставлении исходных данных для разработчиков стратегического плана, что позволяет оценить потенциал предприятияв-третьих, в рамках каждого отдельного подразделения применение маркетингового подхода облегчает разработку стратегий, а также выполнения планов и задач. Обобщая методические аспекты в направлении развития ВЭД предприятий на основе маркетингового подхода, в работе обоснованы основные этапы разработки международной маркетинговой стратегии. Во-первых, прежде чем принять окончательное решение о выходе на международные рынки, предприятие должно оценить возможный риск и свою способность действовать в мировом масштабе, что требует анализа не только маркетингового, но и финансового, производственного, научно-технического, квалификационного, интеллектуального и иного потенциала предприятия. Во-вторых, предприятие должно обосновать основные конкурентные преимущества своей продукции и потенциала в целом, за счет которых оно могло бы завоевать те или иные позиции на зарубежных рынках. В-третьих, руководство предприятия принимает решение о том, на какие рынки компания будет выходить. В-четвертых, определяются конкретные модели выхода на рынок. В-пятых, при разработке международной маркетинговой стратегии необходимо учитывать определение стратегических целей в системе координат «товары — рынки».

5. Рассмотрение международного маркетинга в контексте стратегического управления и планирования ВЭД предприятия, по мнению автора, основывается на его представлении как системы. В рамках данной работы под системой международного маркетинга понимается подсистема управления предприятием — субъекта ВЭД, которая приводит процессы внутренней среды в соответствии с целевыми планами или программами действий предприятия по отношению к внешней среде. В работе схематично представлена взаимосвязь основных элементов системы маркетинга со-врехменного предприятия — субъекта ВЭД. Вся совокупность факторов, определяющих стратегический выбор предприятия, делится на внутренние, национальные и интернациональные, а также международные факторы, связанные с движением товаров и услуг между странами. На основе сопоставления национальных, интернациональных и внутренних факторов принимаются стратегические решения о выборе страны (группы стран) с наиболее подходящими (с точки зрения собственных возможностей предприятия) условиями для осуществления данной ВЭД.

6. В условиях развития информационных технологий эффективным инструментом международной деятельности предприятия в частности и частью управленческого процесса в целом выступают виртуальные процедуры. Виртуальные процедуры управления требуют наличия виртуальных организаций (предприятий). Базовые свойства виртуальных организаций могут быть применимы и в организации ВЭД предприятия. Одна из важнейших проблем развития виртуальных процедуринформационная. В частности при построении электронных моделей организации ВЭД предприятия в сети Интернет необходимо учитывать качество информационного обеспечения, обслуживающего производственно-хозяйственную деятельность экономического субъекта.

7. Среди различных форм ВЭД для российской экономики наиболее важными и определяющими являются внешняя торговля и международное движение капитала. Российский бизнес использует разнообразные стратегии и формы проникновения на рынки зарубежных стран. Однако большая часть российских предприятий готова остановиться на самом низкозатратном и безопасном варианте — традиционном экспорте, т. е. продаже товара за границу без дальнейшего сопровождения товараи только немногие переключаются на глобальный маркетинг, когда маркетинговая деятельность за границей охватывает не только сбыт, но и практически все функциональные сферы деятельности предприятия: снабжение, исследования, разработки, персонал и т. д. Значимость маркетинга в развитии ВЭД российского предпринимательства видится с двух позиций: во-первых, важность маркетинга как эффективного, долговременного инструмента (функции) деятельности предприятия на национальном и мировых рынкахво-вторых, маркетинговая деятельность при прочих равных условиях, позволяет формировать как конкурентные позиции предприятий, так и в целом «статус» страны на международном уровне. В контексте стратегического планирования маркетинговой деятельности как инструмента ВЭД можно обозначить следующие объективные ограничения разработки и реализации эффективной стратегии международного маркетинга отечественных предприятий: параметры и тенденции развития прошлых периодов переносятся на прогнозируемый временной интервалстратегия международного маркетинга разрабатывается в основном на основе анализа внутренних ресурсов и возможностейотсутсвие взаимосвязи между планами государства или местных органов и хозяйствующими субъектами и др.

8. В практической деятельности предприятия общая стратегия маркетинга в сфере ВЭД (как экспортного, так и международного) может быть представлена одним типом стратегий или их сочетанием. Кроме того, предприятие, с учетом особенностей своей деятельности, может разработать (видоизменить существующую стратегию) собственную маркетинговую стратегию не похожую на другие. Стратегия маркетинга призвана детализировать стратегию ВЭД предприятия. В работе определены ключевые этапы разработки стратегии маркетинговой деятельности отечественных предприятий — субъектов ВЭД. При этом объем конкретных работ в рамках выделенных этапов будет зависеть от уровня интернационализации предприятия (национальное, экспортное или международное). Маркетинговая стратегия субъекта.

ВЭД нацелена не на реализацию случайных экспортных возможностей, а на систематическую плановую работу по исследованию зарубежных рынков и выбору наиболее выгодных из них. Именно данный аспект зачастую не принимается во внимание отечественными предприятиями. Конечной целью разработки стратегии маркетинга предприятия выступает повышение эффективности его ВЭД.

Обоснованные теоретические подходы и методические рекомендации к организации и развитию ВЭД предприятий в заключительной части диссертационного исследования проиллюстрированы автором на примере практики осуществления ВЭД отдельных российских предприятий (ОАО «Аванта» и ОАО «Успенский сахарный завод»).

Таким образом, определяя роль и функции между нар од г го го маркетинга в развитии ВЭД и повышении конкурентоспособности предприятия следует отметить, что углубление межстранового взаимодействия субъектов хозяйствования по освоению новых рынков товаров, работ, услуг настоятельно требует применение современных маркетинговых методов и инструментов во ВЭД. Реализация целей ВЭД предполагает стратегический уровень управления различными видами деятельности, включающие, в том числе маркетинговые решения, связанные с определением возможности и формы выхода на зарубежные рынки, выбор целевых сегментов, способов проникновения на них, понимания требований потребителей других стран. На взгляд автора диссертационной работы все это должно привести не только к повышению конкурентоспособности отдельных экономических субъектов хозяйствования, но и в целом к понятию престижа страны, изменению ее места на мировых товарных рынках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Ф. Маркетинг в международном бизнесе. -М., 2005.
  2. А.Г. Об особенностях современного мирового финансового кризиса и его последствия для России // Деньги и кредит. 2008. — № 12. — с. 3−9.
  3. В.М., Грищенко М. Ф., Темичев A.M. Интеллектуальные предпосылки деятельности предпринимателя. Минск, 2001. — 205 с.
  4. М.В., Соловей H.A. Реализация кластерного и дискриминантного анализа в целях маркетинга // Труды БГТУ. Серия «Экономика и управление». -Минск, 2000. Вып. 8. С. 179−185.
  5. М.В. Исследование рынков в практике международного бизнеса // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 5. — С. 94−108.
  6. В.А. Международный маркетинг. М., 2000.
  7. В. А. Маркетинг: Краткий курс. М., 2003. — 190 с.
  8. Альтернативы глобализации: человеческий и научно-технический потенциал России / Под ред. A.B. Бузгалина. М., Т. 2, 2002. — 320 с.
  9. И. Новая корпоративная стратегия. Санкт-Петербург, 2004 — 430с.
  10. О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. -М., 1997.
  11. A.M. Теоретические вопросы современных конкурентных стратегий // Финансы и кредит. 2008. — № 21. — С. 60−68.
  12. H.A. Маркетинг социально значимой проблемы как новое направление в повышении лояльности по отношению к компании и ее торговым маркам // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 1.
  13. М., Мясникова JI. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. 2005. — № 4. — С. 75−86.
  14. ГЛ., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. М.: Экономика, 2001 -718 с.
  15. В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование. М., 2005.
  16. В.А. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. М., 2008- 192 с.
  17. Н.В., Тарасов М. Е. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. — № 8. — С. 30−32.
  18. Е.Ф., Петров A.A., Стермеков Ф. Г. Экономика. М., 1998.
  19. И., Замараев Б., Киюцевская А., Назарова А. Риски внешнего финансирования российской экономики // Вопросы экономики. 2008. — № 2. — С. 26−43.
  20. О.В., Горский Ю. М., Делягин М. Г., Коваленко AJI. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., 2000. С. 114.
  21. А.Н. Глобализация и либерализация (вопросы институционального совершенствования в контексте российских и общемировых интересов) // Проблемы прогнозирования. 2005. — № 5. — С. 101−119.
  22. Д.Ф. Изменение концепции участия России в региональных интеграционных процессах в свете национальных экономических интере-сов//Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2009. № 12 (45).
  23. В. Принципы стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона // Проблемы теории и практики управления. 2008. -№ 11.
  24. В. Глобализирующаяся экономика: развитие по второму началу термодинамики? // Экономические стратегии. 2004. — № 2. — С. 22−27.
  25. Г. И., Галанов С. С. Новый механизм расчетов и кредитования внешнеэкономического комплекса. -М., 1992.
  26. Внешнеэкономическая деятельность предприятия / Под ред. JI.E. Стров-ского.-М., 1999.-823 с.
  27. О.С. Стратегическое управление. М., 2000. С. 42.
  28. Внешнеэкономический толковый словарь / Под ред. И. П. Фаминского. -М, 2000.-569 с. С. 51.
  29. О.Н., Пузакова Е. П. Внешнеэкономическая деятельность организация и управление: учебник/ под ред. проф. Е. П. Пузаковой. 2-е изд., доп. и пере-раб.-М., 2008.-624 с.
  30. Высокие технологии маркетинга // ВАМ. № 5−6. 2007. — С. 19.
  31. ., Дюссож П. Стратегические альянсы: Пер. с англ. М., 2002.
  32. М.И., Жуковская В. М., Трофимова И. Н. Национальная конкурентоспособность: понятие, факторы, показатели // Вопросы статистики. 1999. -№ 12.-С. 15−21.
  33. И.Н. Менеджмент. М., 2005. — 511 с. С. 189.
  34. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / Под ред. В. П. Колесова М., 2002.
  35. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). — СПб., 2000. 320 с.
  36. В.В. Методологические аспекты системного анализа глобального финансового кризиса // Финансы и кредит. 2008. — № 45. — с. 10−12.
  37. E.H., Сейфуллаева М. Э. Международный маркетинг. М., 2008. -256 с.
  38. Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. —№ 1.
  39. Е.П. Теория и методология маркетинга. — М., 2008. — 208 с.
  40. P.M. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии // Вестник СПбГУ. Сер. 8 «Менеджмент». 2003. Вып. 3. — С. 47−75.
  41. С. Системный выбор России (к итогам 2006 г.) // Экономист. -2007.-№ 4.-С. 3−22.
  42. И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. М.: ТЕИС, 2003.
  43. И.П. Мировая экономика. 3-е изд. доп. и перераб. М. 2009.-391с.
  44. Данные Цетробанка РФ, табл. «Внешний долг Российской Федерации в январе-сентябре 2008 г.» // www.cbr.ru/statistics/credit
  45. Данные Росстата. www.gks.ru
  46. А. Маркетинговые стратегии в бизнесе // Маркетинг. 2005. -№ 5.-С. 38−45.
  47. Д., Хершген X. Практический маркетинг. М., 1996. — 255 с.
  48. A.A. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации// Мировая экономика и международные отношения.-2008-№ 5.
  49. Дж., Радеба Ли. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. М., 2003 г.
  50. М.О., Градов А. П. Чем отличается конкурентоспособность фирмы от конкурентоспособности товара? / Как продать ваш товар на внешнем рынке. М., 1990.
  51. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М., 2001.
  52. С. Россия: экономическое развитие и императивы глобализации // МЭиМО. 1999. — № 1. — С. 25−34.
  53. А. Стратегические альянсы и продуктовые стратегии корпораций // Маркетинг. 2005. — № 6 (85). — С. 60−69.
  54. И.У., Хасби Д. Стратегический менеджмент. М., 1998.
  55. И.Д. Внешнеэкономические связи в процессе отечественного воспроизводства // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. — № 8. — С. 25−37.
  56. И.Д. Россия в международном движении капитала // МЭиМО. -2009. -№ 1.-С. 3−16.
  57. Ю.Б. Конкурентоспособность в системе категорий рыночной экономики // Бизнес-Информ. 1994. — № 11 (92). — С. 11−13.
  58. Изменение внешней среды и развитие компаний / Под ред. И. В. Гладких, Ю. В. Федотова. СПб, 2006. — 264.
  59. Т.В., Келарев В. В., Клейман Ю. А. Государственное регулирование предпринимательства: учеб. пос. Ростов-на-Дону, 2008.-347 с.
  60. Е.А. Критерий эффективности управления затратами с позиций маркетинга // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. — № 5. — С. 63−69.
  61. В.Д. Экономическая теория. М: ВЛАДОС, 2001. — 640 с.
  62. B.C. Эволюция теории стратегического управления. Монография. СПб., 2006.
  63. Л.Н. Принятие управленческого решения. М., 1999.
  64. О. Трансформация Тошибы//Япония сегодня. 2000 — № 5.
  65. A.A., Бекирова С. З., Вафаев З. Б. Управление слияниями и поглощениями предприятий в условиях глобализации мировой экономики Монография. Краснодар. 2009. -392с.
  66. A.A., Фокин С. С. Социально—экономическая характеристика сущности и задачи международного маркетинга. Материалы межд. науч. конф. «Современная социально-экономическая трансформация России: ориентиры и итоги». Краснодар. 2006. Часть 1, с. 161.
  67. A.A., Фокин С. С. Стратегии выхода российских предприятий на международные рынки: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2008. — № 8. — С. 70−72.
  68. А.П. Международная экономика. -М., 1997.
  69. JI. Глобализация: вызов национальным экономикам // Проблемы теории и практики. 1998. — № 6. — С. 44−49.
  70. И.А. Внешняя торговля России в январе-сентябре 2008 г. // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. — № 1. — С. 43−53.
  71. А.И., Войченко В. В. Маркетинговый анализ. М., 1996.
  72. Е.В. Выявление и обоснование факторов, влияющих на формирование ТНК и транснациональных бизнес-систем // Актуальные проблемы управления. 2007. — С. 35−37.
  73. В.П. Глобализация и Россия. М., 2004.
  74. Концептуальные, методические и практические проблемы модернизации экономики России в условиях глобализации. Сборник научных трудов / Научный руководитель Ю. В. Куренков. -М.: ИМЭМО РАН, 2007. 158 с.
  75. Е.В. Маркетинг как система управления воспроизводственной деятельностью предприятий. Дисс. раб. на соиск. уч. степени канд. экон. наук. — Саратов, 1998 г. — 145 с.
  76. А.П. Теория и практика международного бизнеса: Учебник для вузов / Под ред. И. В. Шевченко, Л. Я. Мищенко. Т.1. Краснодар, 2001. Гл. 6, с. 379.
  77. Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. СПб., 2003. — 752 с. С. 30.
  78. Ф. Маркетинг XXI века. /Пер. с англ. Под ред. Т. Р. Тэор. СПб., 2005.-432 с.
  79. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. СПб., 2007. — 700 с.
  80. Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент / 12-е издание. СПб., 2007.-816 с.
  81. Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., В. Вонг. Основы маркетинга М., 2007.- 1200 с.
  82. Д.В. Стратегический маркетинг. М., 2008. — 512 с.
  83. И.И., Садченко К. В. Внешнеторговое дело: учеб.пос.-М., 2006.400с.
  84. К., Рейнор М. Решение проблемы инноваций в бизнесе / Пер. с англ. М., 2004. — 290 с.
  85. К. Дилемма новатора / Пер. с англ. — М., 2004. 239 с.
  86. Курс МВА, но стратегическому менеджменту / Под ред. JI. Фаэя и Р. Рэп-дела Пер. с англ.- М: Альпина Паблишер, 2002. С. 48−56.
  87. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. СПб., 1996. — 589 с. 42
  88. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб., 2 004 800 с.
  89. Е. Стратегическое управление предприятием: внешние и внутренние факторы // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 9. — С. 90−98.
  90. Л.Н. Стратегическое управление современной организацией. М., 2004.
  91. В.К. Мировая экономика. -М., 2007.
  92. Мак-Дональд М., Пэйн Э. Сфера услуг: полное пошаговое руководство по маркетинговому планирования. М., 2009. — 448 с.
  93. И. Маркетинг на 100%. 2-е изд.-СПб, 2006.-320 с.
  94. О. Ключевая компетенция компании как конкурентное преимущество // Проблемы теории и практики управления. 2008. — № 10. — С. 116−126.
  95. В. Виртуальные предприятия в обществе XXI века // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 4. — С. 73−81.
  96. Л.М. Стратегия маркетинга / По материал сайта elitarium.ru
  97. Международный маркетинг / Под ред. Васильева Г. А., Ибрагимова Л. А. -М., 1999.-С., 15.
  98. Менеджмент и рынок. Германская модель: Пер. с нем./Под ред. У. Popa и С. Долгова. -М., 1995.
  99. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. -М., 2004, 701с.
  100. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел А. Школы стратегий. СПб., 2001.
  101. Мировая экономика: учебник/ Под ред. Булатова A.C. М.2006.
  102. Мировая экономика и международный бизнес: учебник/кол. авторов: под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В. В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р. К. Щенина. 6-е изд. М.2009- 688с.
  103. Н.К. Международный маркетинг. Центр экономики и маркетинга.-М" 1998.
  104. И.М., Шведова И. А. Система маркетинга и е внедрение на предприятии // Маркетинг. 2005. — № 4. — С. 54−67.
  105. Э. Приоритеты деятельности на 2008 г. и среднесрочную перспективу // Экономист. 2008. — № 4. — С. 3−18.
  106. А. Прямые инвестиции: непрямой путь в экономику // Вопросы экономики. 2007. — № 7. — С. 63−75.
  107. JI.B. Неотехнологические теории в практике международного маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 5. — С. 86−93.
  108. Р.Б. Международный маркетинг. М. 2005.
  109. Р.Б., Крылова Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. -232 с.
  110. Обзор по данным журнала «Деньги»: Пиар всемирного масштаба // Деньги. 2009. — № 7. — С. 39−43.
  111. В.П. Роль внешнего фактора в экономическом развитии России // МЭиМО. 2008. — № 5. — С. 13−18.
  112. В.П., Поспелов В. А. Глобализация мировой экономики // Проблемы и риски российского предпринимательства. М., 2001.-216с.
  113. А. Маркетинговая деятельность многонациональных компаний // Маркетинг. 2005. № 6.
  114. А. Выбор между стандартизацией и адаптацией как базовый принцип формирования международной маркетинговой стратегии // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 1. — С. 117−121.
  115. А.И., Коробейников И. О. Стратегический менеджмент. М., 2004.
  116. Ю.В. Социально-этичный маркетинг и реклама / Материалы международной научной конференции «Экономическая политика государства на Юге современной России. Краснодар, 2006.
  117. В.В. Организация и ре1улирование внешнеэкономической деятельности.-М. 2000.-453 с. С. 19.
  118. С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. М., 2000.
  119. С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга: учеб.пос.-изд. 4-е, доп. и перераб.-М., 2009.-368с.
  120. С.Г. Основы внешнеэкономической деятельности: учеб. пос- 5-е изд., доп. и перераб.-М., 2008.-240 с.
  121. Т.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Владивосток, 2001.75 с.
  122. В.В. Организация и регулирование ВЭД. М., 2006.- 458 с.
  123. М. Международная конкуренция / Под ред. В. Д. Щепинина М., 1993.
  124. М. Конкуренция / Пер. с англ. под ред. Я. В. Заблоцкого. М., 2000.
  125. М. Конкуренция, — СПб.- М.- К. 2002.
  126. Проблемы и риски российского предпринимательства. М., 2001. — 216 с.
  127. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005−2008 годы). ЦМАКП «Развитие в 2004—2007 гг.: макроэкономический контекст», 28.05.2004.
  128. Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М. 2007. 541с.
  129. Процедура разработки форсайта. Материалы Первой международной Интернет-конференции «Процедура разработки форсайта» / Под ред. Н.Я. Калюжно-вой. Иркутск, 2007.
  130. . Стратегический учёт для руководителя. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
  131. Реформирование управления общественными финансами в Ленинградской области / Под общ. ред. A.A. Васецкого, A.C. Горшкова, З. А. Кучкарова, А. Е. Николаева. СПб., 2006.
  132. Ю.М., Гречков В. Ю. Внешнеэкономическая деятельность: учебник—3-е изд., доп. и перераб.-М., 2008—591 с.
  133. Д.Ю. Макромаркетинг: особенности в условиях глобализации // Актуальные проблемы управления. 2007. — С. 173−175.
  134. Роль внешнего фактора в экономическом развитии России // МЭиМО. — 2008. № 5.-С. 3−18.
  135. Рост отсталости и отсталость роста // Экономист. 2005. — № 3. — С. 13−29.
  136. Российская экономика в 2006 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 28) М.: ИЭПП, 2007. С. 751.
  137. Российский статистический ежегодник- 2009 г.
  138. Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия. М., 2005.
  139. В.Г., Подмастерьева А. К. Конкуренция на финансовых рынках: состояние, проблемы, методы регулирования // Финансы и кредит. 2008. — № 6. — С. 2−11.
  140. Г. М. Социально-экономическая сущность маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 1. и др.
  141. Т.Б. Стратегия развития внешнеэкономической деятельности -основа стабилизации России // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. — № 3. — С. 22.
  142. М., Хыонг В. Л. Методика оценки и выбора экспортных рынков республики Вьетнам // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 3. — С.79−84.
  143. И. Система и процесс стратегического маркетинга в организации// Маркетинг. 2004. -№ 3. — С. 114−125.
  144. И., Кубахов П. Стратегическая инновация и маркетинг: от противоположности к единству // Маркетинг. 2005. — № 5. — С. 46−55.
  145. А. Ближе к людям // Компания. 2001. — № 35. — С. 30.
  146. С., Иванов И. Внешнеэкономические приоритеты // Вопросы экономики. 2008. — № 3.
  147. .М. Международные экономические отношения. М. 2 007 512с.
  148. .М., Поспелов В. К. Внешнеэкономическая деятельность.1. М.2008. 303с.
  149. А.Н., Оболенский В. П. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации// Мировая экономика и международные отношения—2008— № 7.
  150. Ф.У. Принципы научного менеджмента: Пер. с англ. М., 1991.
  151. Н.Е., Кожаев Ю. П. Маркетинг. М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. -352 с.
  152. Е. Функции управления и институции виртуальной организации // Проблемы теории и практики управления. 2008. — № 8. — С. 56−61.
  153. К.В. Совершенствование модели управления промышленным предприятием на основе вертуальных процедур. Дис. раб. на соиск.канд.экон.наук. Краснодар, 2006.
  154. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России / Под ред. Э. Э. Батизи. М., 2006.
  155. , А.И. Глобализация: процесс и осмысление / А.И. Уткин- под общ. Ред. Н. М. Маслова.- М.: Логос, 2002. 254 с.
  156. P.A. Стратегический менеджмент. 3-е издание. М., 1999.
  157. P.A. Стратегический маркетинг. М., 2008. — 368 с.
  158. Федеральной таможенной службы: www.customs.ru
  159. В.Н. Управление маркетингом. М., 2006. — 208 с. (Серия «Учебный курс»).
  160. Федеральная служба государственной статистики, www.grs.ru
  161. Федеральный закон 183-ФЭ от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле» / Собр. законодательства Российской Федерации. — 1999 г. Г1 30. Ст. 3774.
  162. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изменениями от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.).
  163. .А., Либман А. Постсоветские страны: модели выхода для российского бизнеса // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 11. — С. 3644.
  164. .А. Пасынки глобализации// Эксперт, 2007, 29 января.
  165. Г., Прахалада К. К. Конкурируя за будущее: создание рынков завтрашнего дня Пер. с англ. М., 2002.
  166. Е.П. Внешнеторговая деятельность предприятия в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности / Дис.раб. на соиск. уч. степени канд. экон. наук. Воронеж, 2004. — 215 с.
  167. А. Принципы стратегического развития бизнеса. — Киев, 2002.
  168. В.И. Международный маркетинг. СПб., 2003.
  169. JI. Проблемы совершенствования методики проведения маркетинговых исследований // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 10. -С. 119−125.
  170. Г. Л. Вопросы оценки эффективности внешнеэкономических связей России // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. — № 11. — С. 39−49.
  171. И.В., Александрова E.H. Конкурентоспособность российской экономики: состояния и перспективы // Финансы и кредит. 2004. — № 16 (154). — С. 45−59.
  172. Шепелев С. В. Транснациональная деятельность российского бизнеса в начале нового столетия: тенденции, проблемы и перспективы// Мировое и национальное хозяйство.—2008,—№ 14.
  173. В. Прибыль как источник инвестиций// Металлы Евразии.- 2006, № 5. С.34−37.
  174. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ./ Автор предисловия и науч. ред. А. А. Горячев. М., 2003. — 335 с.
  175. В. Теоретические подходы к стратегическому управлению развитием экономики // Проблемы теории и практики управления. 2008. — № 2. — С. 15−22.
  176. В.А. Макроэкономическое регулирование экономических и социальных процессов / В. А. Яковлев, С. С. Исаулова, Т. Т. Авдеева. М., 1995. — 177 с.
  177. Andrews K.R. The Concept of Corporate Strategy Homewood. IL: Irwin, 1980.
  178. Ball Donald, McCulloch Wendell, International Business. Sydney, 2003.
  179. Benuis W. and Namus B. Leaders: The Strategies for Taking Charge. New-York, 1985.
  180. Berekoven Ludwig Internationales Marketing. Berlin, 1995.
  181. Chandler A.D. Strategy and Structure. Cambridge (mass.), 1962. -p. 16.
  182. Cravens D.W., Gerald E. Hills, Robert B. Woodruff. Marketung Dessision Making: Concept and Strategy, Revised Edition (Homewood, 111.: Richard D/ Irwin, 1980).
  183. Day G.S. The Capabilities of Market-Driven Organizations // Journal of Marketing, October, 1994, p. 49.
  184. Day George S. Strategic Market Planning. St. Paul, MN: West Publishing, 1984, p. 3.
  185. Dayan Armand Le marketing. Presses Universitaires de France. 1996.
  186. Drucker P.F. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. New York, NY: Harper & Row, 1974, p. 63.
  187. Global Competitiveness Report 2003−2004. World Economic Forum, 2004.
  188. Global Competitiveness Report 2007−2008. World Economic Forum, 2007.
  189. Grant RM. The resource-based theory of competitive advantage: implications for strategy formulation // California management review. 1991. Vol. 33, № 3. — P. 114−135.
  190. G. (1996) Strategy as Revolution // Harvard Business Review. Vol. 74. — Iss. 4 (July/August). — P. 69−82.
  191. Itami H. Mobilising Invisible Assets. Boston: Harvard University Press, 1987.
  192. International Business Recourses: www.rpi.edu
  193. Kreutzer R.T. Marketing-Mix Standardization An Integrated Approach in Global 196. Marketing // International Marketing Strategy Oxford, 1990. — P. 459−460.
  194. Porter M.E. Competitive Advantage: Creating and sustaining competitive performance. N.Y. — 1985.
  195. Prahard C.K., Hamel C. The Core Competence of the Corporation Harvard. Business Review, May-Yune, 1990. p. 79−93.
  196. Rybinski K. Globalization and Its Implications for Monetary Policy // BIS Review 2006. No 32. P. 3.
  197. Schneider E., Ensle D. Shadow Economics: Size, Causes and Consequences // Journal of Economic Literature. 2000. — March. — P. 81.
  198. Sorensen O.J. Alternative ways of choosing international market entry modes. Aalborg University, Centre for International Studies, 1996.
  199. UNCTAD, Handbook of Statistics 2007.
Заполнить форму текущей работой