Самые древние поселения людей отстоят от нашего времени на многие десятки тысяч лет. О людях той поры мы знаем немного, но вес же общее впечатление об их жизни составить можно.
Жизнь первобытных людей была окружена опасностями. Средства про-питания были очень скудными. Мужчины ходили на охоту, выслеживали и убивали зверя. Женщины оставались около жилищ, собирали ягоды, дикора-стущие плоды и семена, выкапывали из земли съедобные коренья.
Пещерные люди не знали одежды. От холода они укрывались шкурами жи-вотных, убитых на охоте.
Постепенно человек научился добывать огонь. Костер, разведенный посреди пещеры, собирал семью после трудной охоты: около него грелись, на огне готови-ли пищу.
Очень примитивными были орудия труда: острые и крепкие кости животных и рыб, рога оленей, остроконечные камни.
Прошло много веков. Человек научился обрабатывать камни, выплавлять ме-таллы, стал пользоваться копьем, гарпуном, крючком, мог изготовить мотыгу, лод-ку, лук для охоты, топор.
Так пролетело еще много тысячелетий. Климат на Земле изменился: он стал более теплым и влажным. Люди стали жить на открытых местах: в до-линах рек, богатых растительностью, на окраинах лесов, на побережье. Они пе-реходили к оседлой жизни, делая запасы на голодное время года. Для этого они ловили зверей и птиц и сначала просто держали их за изгородью для убоя, но затем научились получать от них потомство.
От сбора плодов и растений люди перешли к пересаживанию и разведению их вблизи дома. Постепенно научились молоть злаки и выпекать хлеб. Производство необходимых продуктов стало вытеснять собирательство.
Умения человека неуклонно развивались. Изготовление и совершенствование орудий труда стали требовать определенной сноровки. Этот вид деятельности выделился в особый и стал называться ремеслом.
Появившиеся излишки продукта люди начали сбывать, обменивая один продукт на другой. В качестве самостоятельного вида деятельности выделяется торговля.
Распределительные отношения (или отношения собственности), суще-ствовавшие в тот далекий период, основывались на принципе равенства. Все орудия и средства труда, его продукты в одинаковой мере принадлежали всем членам рода.
На более поздних этапах развития первобытного общества принципы рас-пределения стали дополняться и принципом учета социальной роли членов рода. Старейшины, вожди начинают выделяться и в плане потребления созданного продукта. Помимо обычных обязанностей рядового члена сообщества, они выполняют и управленческие функции, решают организационные вопросы. Поскольку в целом от их деятельности род, община выигрывают, приходит понимание того, что «управленцы» достойны лучшей жизни.
Пещерные люди жили одиночными семьями (общинами, родичи) численно-стью 2030 человек. Лишь для крупной охоты они собирались в небольшие отряды по нескольку десятков человек.
Роды группировались во фратрии (у славян в поселки). Чаще всего они возникали в результате объединения нескольких родов (общин).
В каменном веке сообщества людей увеличиваются. Фратрии объединяются в племена. Племена, одни для нападения, другие для защиты, объединялись в союзы племен и выбирали предводителя. Союзы эти были невелики по сравнению с государствами или областями государства нашего времени.
В первобытном обществе существовало шесть органов управления.
1.Старейшины. Это предводители, или главы, семей (общин, родов). Старейшиной становился зрелый человек, оладавший особыми личностными качествами: жизненным опытом или мудростью, которая приходит с годами, умением предвидеть события хотя бы на шаг вперед, организационным талантом, волей. Старейшину не выбирали. Ста-рейшинами становились фактически,
2.Совет старейшин. Когда надо было обдумать и принять важное решение, затрагивающее жизнь всего поселка, предводители всех семей (родов) собирались вместе и по очереди высказывали свое мнение.
3.Вожди. В основном это главы племен. Ими становились люди, отличавшиеся особыми физическими качествами: силой, храбростью, ловкостью, сильной волей, умением прогнозировать наступление врага и на практике организовывать защиту от него.
4. Советы вождей. Они собирались для решения вопроса о том, про-должать ли затянувшуюся осаду или возвращаться домой, а также для вы-работки тактики боя.
5.Собрание всех взрослых членов племени (воинов). В Средиземноморье собирали именно всех взрослых. В северных племенах практиковался созыв только воинов. Вопросы, выносимые на собрание, всегда отличались особой важностью: о начале войны, о заключении мира, о передислокации с места стоянки, об осуждении соплеменника, бросивше-го поле боя, и др.
6.Жрецы (колдуны, ведуны, гадатели, знахари, шаманы). Не зная многого о мире и ежедневно убеждаясь в том, как сильны силы природы, люди боялись и обожествляли их. Помогая «задобрить» богов путем совершения культовых обрядов и жертвоприношений, жрецы придавали людям уверенность в том, что силы природы будут к ним милостивы.
На более поздней стадии развития первобытного общества посте-пенно происходит возвышение органов управления над обществом. Это проявлялось в большем материальном продукте, который потребляли управленцы (их выделяли лучшие еда, жилище, одежда и другие внешние атрибуты власти), а также в особом психологическом отношении к ним лю-дей.
Общество постепенно отходит от принципа равенства в работе и в быту, возникают различия в занятиях и состоянии людей. Управленческий труд выделяется в особую категорию. На смену органам управления первобытного общества приходит государство.