Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современные подходы к комплексной оценке состояния здоровья школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы в России наметились негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков (Сердюковская Г. Н., 1990; Усанова Е. П., 1997; Щеплягина Л. А., 1999; Шестакова В. Н., 2000; Кучма В. Р., 2002; Сухарев А. Г., 2004 и др.), при чем основные темпы роста заболеваемости приходятся на период обучения детей в школе (Кучма В.Р., Сухарева JI.M., 2002): количество учащихся с какой-либо… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава 1. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ОЦЕНКЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Здоровье и развитие детей в период школьного обучения
    • 1. 2. Современные подходы к оценке и сохранению здоровья школьников
    • 1. 3. Саногенетический мониторинг
    • 1. 4. Система «Москва»
  • Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
  • Глава 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ДАННЫМ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ
  • Глава 4. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ДАННЫМ СИСТЕМЫ «МОСКВА»
  • Глава 5. АНАЛИЗ САНОГЕНЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА ПО ДАННЫМ САНОГЕНЕТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
  • Глава 6. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ «МОСКВА», И ПАРАМЕТРОВ САНОГЕНЕТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Современные подходы к комплексной оценке состояния здоровья школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

В последние годы в России наметились негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков (Сердюковская Г. Н., 1990; Усанова Е. П., 1997; Щеплягина Л. А., 1999; Шестакова В. Н., 2000; Кучма В. Р., 2002; Сухарев А. Г., 2004 и др.), при чем основные темпы роста заболеваемости приходятся на период обучения детей в школе (Кучма В.Р., Сухарева JI.M., 2002): количество учащихся с какой-либо патологией увеличивается от 1-го класса к 11-му на 49% (Онищенко Г. Г., Баранов A.A., Кучма В. Р., 2004), в 2 раза снижается доля абсолютно здоровых и в 1,5 раза увеличивается доля хронически больных детей (Кучма В.Р., Вишневецкая Т. Ю., Макарова А. Ю., 2001).

Итоги диспансеризации детей 2003 года свидетельствуют о неуклонном росте функциональных отклонений и заболеваний, в связи с этим особенно важным является изучение здоровья здоровых детей и подростков, позволяющее определить состояние предболезни, обосновать превентивные и профилактические мероприятия (Баранов A.A. с соавт., 1999, 2000, 2001; Жданова Л. А. с соавт., 2000, 2002, 2005; Ямпольская Ю. А. с соавт., 2000, 2003, 2004).

Существующая в настоящее время оценка состояния здоровья (Громбах С.М., 1982) позволяет достаточно тонко дифференцировать состояние здоровья детей, уже сформировавших хроническую патологию, с выделением III, IV и V групп здоровья в зависимости от компенсаторных возможностей организма, варианта и стадии течения заболевания (Макарова З.С., Доскин В. А., Голубева Л. Г., 2004). В то же время отсутствует аналогичный подход к дифференциации II группы здоровья, наиболее представительной как в детском, так и в подростковом возрасте, где аккумулируются прежде всего дети с пограничными видами клинического неблагополучия. Известно, что возникновению функциональных и органических расстройств предшествуют «пограничные состояния», характеризующиеся снижением адаптационных возможностей детского организма к изменяющимся условиям среды обитания (Баевский В.Р., Казначеев В. П., 1980, 1997; Панков Д. Д., 2004, 2005, 2006). С позиций современной физиологии пограничные состояния являются совершенно отдельным от здоровья и болезни состоянием, характеризующимся определенным уровнем взаимоотношений между саногенезом и патогенезом и степенью выраженности адаптивных возможностей организма (Баранов A.A., 1999, КрыжановскийТ.Н., 2002). При этом характер этих процессов в значительной степени определяется спецификой конституционально-генетической основы организма (Панков Д.Д., 2005).

В этой связи поиск новых достоверных критериев для индивидуальной оценки состояния здоровья детей представляется весьма актуальной задачей.

Вышеизложенное послужило обоснованием к проведению настоящего исследования.

Цель работы:

На основе использования современных подходов к комплексной оценке состояния здоровья школьников изучить критерии, определяющие уровень здоровья детей в зависимости от степени адаптированности и адаптационных резервов организма, учитывающих конституциональные особенности, а также баланс между системами саногенеза и патогенеза.

Задачи:

Оценить уровень физического и полового развития, особенности структуры заболеваемости и резистентости к острым инфекционным заболеваниям учащихся среднего и старшего школьного возраста.

Дать оценку состояния здоровья школьников с учетом роли конституциональных, саногенетических и патогенетических факторов при использовании системы «Москва».

Дать оценку уровня здоровья учащихся с позиций функциональной достаточности адаптационных резервов на базе данных саногенетического мониторинга.

Установить показатели здоровья учащихся среднего и старшего школьного возраста, полученные в результате использования различных методик, в зависимости от половой принадлежности.

Сопоставить данные, полученные при исследовании с помощью системы «Москва» и саногенетического мониторинга с проекцией на группы здоровья, выделенные в ходе диспансеризации.

Оценить практическую значимость совместного использования системы «Москва» и саногенетичекого мониторинга для определения состояния здоровья школьников и соответствия школьной нагрузки функциональным возможностям детей.

Научная новизна.

Впервые для оценки состояния здоровья школьников наряду с рутинным профилактическим осмотром применено совместное комплексное использование новых технологий: система «Москва» и саногенетический мониторинг.

В результате проведенного исследования впервые дана характеристика состояния здоровья школьников с учетом взаимоотношений процессов саногенеза и патогенеза.

При совместном использовании системы «Москва» и саногенетического мониторинга впервые пограничные состояния, формирующие наиболее представленную II группу здоровья, рассмотрены с позиций нарушения баланса между саногенетическими и патогенетическими механизмами. Выявлено, что степень выраженности этого дисбаланса у детей II группы здоровья различна.

Проведенный в рамках этого исследования корреляционный анализ данных саногенетического мониторинга и системы «Москва» показал целесообразность деления детей на группы по преобладанию негативной, отражающей патогенетические процессы, и позитивной, отражающей саногенетические процессы, симптоматики.

Практическая значимость.

Внедрение системы «Москва» и саногенетического мониторинга позволяет повысить качество оценки состояния здоровья школьников, осуществляемой в рамках диспансеризации, подходя к этому с позиций современных достижений в области физиологии, функциональной диагностики и практической медицины.

Использование коэффициента удовлетворительности состояния (КУС) и коэффициента риска заболеваемости (КРЗ), получаемых с помощью системы «Москва», позволило значительно повысить практическую значимость результатов профилактических осмотров, объективизировать возможность прогнозирования риска развития заболевания, обеспечить конкретные ориентиры для анализа медицинской и академической ситуации ребенка, а в дальнейшем оптимизировать мониторинг состояния здоровья школьников.

Система саногенетического мониторинга представляет собой доступный, малозатратный по времени и неинвазивный способ исследования физиологического состояния организма.

Представляется целесообразным совместное использование системы «Москва» и саногенетического мониторинга в целях выявления неблагополучия в состоянии здоровья школьника на ранних стадиях с дальнейшим наблюдением этого ребенка в группе риска.

Положения, выносимые на защиту.

Использование системы «Москва» обеспечивает селективный анализ данных, получаемых в ходе профилактических осмотров, отражая выраженность конституциональной симптоматики (дающей представление о реализации наследственных факторов), позитивной симптоматики (свидетельствующей о степени активности системы саногенеза) и выраженность негативной симптоматики, характеризующей уровень патогенетических процессов.

Выявлено взаимосоответствие между данными, полученными с помощью системы «Москва», о состоянии саногенетической системы и аналогичной информацией, полученной в ходе саногенетического мониторинга.

Проведенный корреляционный анализ совместного использования системы «Москва» и саногенетического мониторинга позволил установить значительное усиление корреляционных связей между коэффициентами удовлетворительности состояния и риска заболеваемости у детей с преобладанием негативной симптоматики по сравнению с детьми, у которых доминирует позитивная симптоматика.

Систему «Москва» целесообразно рассматривать не только как метод аналитической оценки состояния здоровья школьников, но и как инструмент оценки медико-физиологической составляющей академического потенциала.

Пути внедрения.

Система «Москва» внедрена для использования в качестве оценки состояния здоровья школьников в двух школах Здоровья г. Москвы (№ 49 ЮЗАО и № 1357 ЮВАО).

Саногенетический мониторинг апробирован более чем в 30 школах г. Москвы в рамках реализации городской комплексной программы «Образование и здоровье».

Результаты исследования и практические рекомендации, полученные в ходе нашего исследования, используются на кафедрах поликлинической педиатрии РГМУотделении ДНЮ ДТП № 150- в подростковых центрах: ДТП № 148, ДТП № 42- при проведении учебных занятий для студентов Московского факультета РГМУ.

Апробация результатов исследования.

Материалы диссертации изложены и обсуждены на IV Московской ассамблее «Здоровье столицы» (Москва, 2005) — на XI Конгрессе педиатров России «Современные проблемы профилактической медицины» (Москва, 2006) — всероссийской научно-практической конференции «Здоровье школьников и профилактика социальнозначимых заболеваний» (Тверь, 2006) — III Региональной научно-практической конференции «Педиатрия и детская хирургия в Приволжском федеральном округе» (Казань, 2006).

Диссертационная работа апробирована 28 сентября 2006 года на совместной научно-практической конференции сотрудников кафедры поликлинической педиатрии с курсом ультразвуковой диагностики Московского факультета ГОУ ВПО РГМУ, ФГУ ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии Росздрава, НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН, Московского психолого-педагогического университета и Института Открытого Образования.

Публикации.

По теме диссертации опубликованы 6 печатных работ.

Объем и структура диссертации.

Диссертация изложена на 144 страницах машинописного текста, иллюстрирована 21 таблицей и 22 рисунками. Состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, четырех глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, включающего 208 источников, из которых 164 отечественных и 44 зарубежных.

выводы.

1. Выполненное нами исследование показало, что внедрение системы «Москва» в практику проведения профилактических осмотров детей и подростков обеспечивает оптимальное сочетание инновационного подхода к анализу полученных результатов с отработанной годами организационной схемой осуществления профосмотров. Об этом свидетельствует то, что с одной стороны использование системы «Москва» позволяет существенно повысить результативность и информативность профилактических осмотров за счет получения количественных показателей активности саногенетических и патогенетических процессов, коэффициентов удовлетворительности состояния и риска заболеваемости, данных об особенностях конституции ребенка. А с другой стороны эта система максимально опирается на отработанную отечественной поликлинической службой методологию проведения профилактических осмотров с учетом всех ее несомненных достижений.

2. Весьма перспективным следует признать наш опыт комплексного проведения медицинского (система «Москва») и физиологического (саногенетический мониторинг) обследования здоровья детей и подростков на базе образовательных учреждений. В результате удалось получить информацию в равной степени полезную для медиков и педагогов. Благодаря наличию физиологического обследования медики получили дополнительные сведения об адаптационной системе обследуемого, его функциональных резервных возможностях, что позволяет им более основательно планировать индивидуальные показания к проведению лечебно-профилактических мероприятий. Для педагогов оказались весьма информативными коэффициенты удовлетворительности состояния и риска заболеваемости, по величине которых можно судить о том, какая учебная нагрузка и какой режим занятий на настоящее время является для учащегося оптимальным.

3. Результаты стандартизированного профилактического осмотра обследуемой нами группы школьников отражают общие тенденции в состоянии здоровья детей подросткового возраста: физическое развитие характеризуется значительной дисгармоничностью за счет дефицита веса (41,5% школьников) — каждый третий подросток (28,8%) имеет отклонения полового созревания в основном за счет его отставанияв структуре заболеваемости ведущие места занимают патология костно-мышечной системы (63,6%), нервной системы (41,5%) и заболевания глаз и придаточного аппарата (36,4%). Использование возможностей, заложенных в системах «Москва» и саногенетический мониторинг, позволяет дополнить эту информацию следующими сведениями: почти каждый третий школьник (31,3% по системе «Москва» и 27,9% по саногенетическому мониторингу) имеет состояние, близкое к срыву адаптации и развитию патологических процессов. В обследованной группе школьников у девочек напряженность адаптационно-компенсаторных механизмов выше, чем у мальчиков, что отражает известную закономерность гетерохронного полового созревания мальчиков и девочек и требует дальнейшего более детального исследования половых особенностей в состоянии здоровья детей.

4. При обследовании детей, относящихся ко II группе здоровья, у 21,1% из них выявлены субклинические проявления расстройств здоровья (по данным системы «Москва»), а у 58,9% (по саногенетическому мониторингу) явления дезадаптации, что позволяет расценивать состояние этих детей как пограничное с выработкой по отношению к ним особой тактики медико-профилактических и психолого-педагогических мероприятий. У детей с хроническими заболеваниями (III группа здоровья) у большей части (66,7% по саногенетическому мониторингу) зафиксирован достаточно высокий уровень активности физиологических компенсаторных механизмоводнако это в 37,5% случаев (по системе «Москва») сочетается у таких детей с высоким риском заболеваемости, что, с определенной осторожностью, позволяет предполагать «истощение» у них саногенетических механизмов, существование угрозы срыва адаптации с переходом в декомпенсацию. Эти дети требуют наибольшего внимания со стороны медиков и педагогов.

5. У детей с преобладанием негативной симптоматики по сравнению с детьми, у которых доминирует позитивная симптоматика, имеет место заметное усиление корреляционных связей между коэффициентами удовлетворительности состояния и риска заболеваемости с одной стороны и данными физиологического мониторинга с другой стороны, при чем этот феномен выявлен как у детей со II группой здоровья, так и у детей с III группой здоровья. Данный факт позволяет предположить, что активизация патогенеза стимулирует активность саногенеза.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для комплексной оценки клинических и функциональных особенностей, характеризующих состояние здоровья школьников, целесообразно совместное использование системы «Москва» и саногенетического мониторинга.

2. При выявлении в ходе вышеназванных методик детей II группы здоровья с высокими значениями КРЗ и напряжением функциональных систем рекомендуется выделять их в «группу риска» по возникновению патологических состояний с целью своевременной коррекции их учебной и физической нагрузки и проведения у них оздоровительно-профилактических мероприятий.

3. Для оценки академической ситуации учащихся с точки зрения состояния здоровья целесообразно использовать сведения о функциональной достаточности адаптационных резервов организма («саногенетический мониторинг»), а также КУС и КРЗ (система «Москва»).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой