Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Полномочия органов судебной власти в сфере обеспечения безопасности государства

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все конституции мира содержат разделы (главы) о судебной власти. «Признание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти. К тому же эта власть власть, а не ординарная деятельность судебных органов непосредственно воздействует на права и свободы человека, что требует конституционного… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Общая характеристика судебной власти и правосудия
    • 1. 1. Понятие и признаки судебной власти
    • 1. 2. Конституционные принципы осуществления правосудия
  • 2. Система судебных органов Российской Федерации
    • 2. 1. Понятие судебного органа
    • 2. 2. Судебная система Российской Федерации
  • 3. Полномочия судов РФ в сфере обеспечения безопасности государства
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Полномочия органов судебной власти в сфере обеспечения безопасности государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

курсовой работы обусловлена значимостью проблемы государственной безопасности России в современный период и роль судов Российской Федерации в ее обеспечении.

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.

Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Судебную систему Российской Федерации устанавливает Конституция и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Проблемы безопасности государства в настоящее время являются предметом многих дискуссий, политических споров, теоретических исследований. Проблеме государственной безопасности Российской Федерации уделяется должное внимание на государственном уровне. Однако, рассмотрение судов Российской Федерации в качестве субъектов национальной безопасности находитя на низком теоретическом и практическом уровне.

Отдельные аспекты проблемы рассматривались в трудах В. И. Анишина, С. А. Батовой, С. В. Боботова, А. Ф. Извариной, В. В. Максимова, И. Б. Михайловской, А. Наумова, С. Г. Павликова, С. Сомова, И. Л. Петрухина, В. А. Петрухина и др.

Цель данной курсовой работы дать общую характеристику судебной власти и рассмотреть систему судебных органов Российской Федерации, полномочия судов РФ в сфере обеспечения безопасности государства.

Исходя из этого, в курсовой работе рассматриваются следующие вопросы:

1. Понятие и признаки судебной власти.

2. Конституционные принципы осуществления правосудия.

3. Понятия судебного органа и судебной системы Российской Федерации.

4. Полномочия судов РФ в сфере обеспечения безопасности государства.

В конце работы сделаны обобщающие выводы по рассмотренной теме.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Общая характеристика судебной власти и правосудия

1.1. Понятие и признаки судебной власти

Судебная власть является одной из ветвей государственной власти. Важно отметить, что институт судебной власти характеризует разноплановая юридическая природа. В наши дни к полномочиям, составляющим содержание судебной власти, Конституция и иные законы относят: конституционный контроль; правосудие; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц; участие в обеспечении надлежащего исполнения приговоров и иных судебных решений; разбирательство и разрешение материалов (дел) об административных правонарушениях, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и содействие организации судейского сообщества. Вместе с тем каждая из властей в той или иной степени имеет свойства, присущие другим.

«Деятельность судебной власти регулируется главой 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть», Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О военных судах», а также рядом Федеральных законов: «О статусе судей в Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», «О мировых судьях», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» .

Все конституции мира содержат разделы (главы) о судебной власти. «Признание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти. К тому же эта власть власть, а не ординарная деятельность судебных органов непосредственно воздействует на права и свободы человека, что требует конституционного установления ее пределов и принципов». Конституции обычно закрепляют гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, организацию судебной системы и статус судей.

Смысл возведения этих вопросов на уровень конституционного регулирования состоит в необходимости исключить возможность судебного произвола по отношению к гражданам, закрепить гарантии правосудия, создать иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалования судебных решений и приговоров, а также гарантировать независимость и высокий статус деятелей юстиции.

«В Конституции РФ термин „судебная власть“ раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельности судов. Наряду с этим термином в Конституции РФ употребляется термин „правосудие“, которым обозначается содержание судебной деятельности, если она соответствует всем требованиям закона. Но следует иметь в виду, что в литературе оба термина нередко употребляются как идентичные» .

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешенность. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но конституционно-судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными или в силу противоречия некоторых актов федеральным законам.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти.

Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

«Положение судебной власти в системе разделения властей начинает выглядеть внешне двусмысленным, когда встает вопрос об организации этой власти в субъектах РФ. Казалось бы, поскольку из смысла ст. 10 и 11 Конституции РФ вытекает распространение принципа разделения властей также на субъекты РФ, последние вправе самостоятельно образовывать собственные органы судебной власти, наряду с органами законодательной и исполнительной власти» .

С другой стороны, природа судебной власти, в отличие от двух других, такова, что она может функционировать только при существовании своеобразной вертикали судебных органов снизу доверху. Конституция РФ отдает предпочтение как раз такому подходу. Данная проблема присуща многим федеративным государствам.

1.2. Конституционные принципы осуществления правосудия

Правосудие как основополагающая форма судебной деятельности построено на строго регламентированном законом порядке. Специалистами отмечается высокая общественная миссия суда, особенно в правовом государстве, ведь именно суду отведена главная роль в разрешении коллизий, возникающих в обществе, причем не только между членами этого общества, но и между гражданином, с одной стороны, и государством, его органами и должностными лицами.

«Правосудие выступает механизмом защиты гражданского общества и отдельной личности. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» .

Исходя из данной конституционной нормы можно сделать вывод о соответствии международным стандартам заложенных в Конституции РФ принципов, на которых базируется организация правосудия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. М.: Известия, 1995. 147 с.
  2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации"//СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1
  3. Закон о статусе судей в РФ//Ведомости СНД и ВС РФ. 30.07.1992. № 30. Ст. 1792; Российская юстиция. 1995. № 11.
  4. В.И. Решения российских судов в системе праворегулирования: некоторые проблемы теории и практики//Государство и право. 2007. № 7. С. 57−63.
  5. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2007. 784 с.
  6. С.А., Боботов С. В. Судебная система России. М.: Юрист, 2006. 350 с.
  7. А.Д. Третья власть в России (Очерки о правосудии, законности и судебной реформе). М., 2004. 240 с.
  8. С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 608 с.
  9. С.А. Спецслужбы России. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 512 с.
  10. Э.П. Правоохранительные органы. СПб.: Питер, 2005. 512 с.
  11. В.В., Радутная Н. В. Судебная система России. М., 2004. 340 с.
  12. А.Ф. Судебная власть в Российской Федерации: содержание, организация, формы. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 350 с.
  13. Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы//Российская юстиция. 2004. № 9. С. 42−45.
  14. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 608 с.
  15. Конституционное право России: курс лекций/Отв. ред. Ю. Л. Шульженко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 480 с.
  16. В.В. Мировая юстиция: проблемы и перспективы//Журнал российского права. 2007. № 9. С. 35−38.
  17. И.Б. Судебная власть: внутрисистемное управление//Государство и прво. 2008. № 10. С. 21−25.
  18. А. Суд как орган борьбы с преступностью, а прокуратура как институт общего надзора//Российская юстиция. 2002. № 1. С. 24−26.
  19. С.Г. Совершенствование статуса судов субъектов Российской Федерации: позитив международно-правового опыта//Государство и право. 2008. № 4. С. 38−46.
  20. Правоохраниетльные органы Российской Федерации/Под ред. В. П. Божьева. М.: Спарк, 2006. 580 с.
  21. Л.К. Правоохранительные органы. М.: Юрист, 2006. 671 с.
  22. С. Развитие института мировых судей и баланс интересов Федерации и регионов//Российская юстиция. 2002. № 1. С. 39−40.
  23. Судебная власть/Под ред. И. Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2005. 720 с.
  24. В.А. Некоторые достижения и просчеты современной судебной реформы//Российская юстиция. 2008. № 10. С. 2−5.
  25. Уголовно-правовая охрана безопасности государства: новые подходы//Государство и право. 2008. № 10. С. 14−20.
Заполнить форму текущей работой