Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время психологическая наука развивается по нескольким принципиально разным теоретическим направлениям. В области педагогической психологии следует остановиться на трех типах теорий учения: бихевиористском, когнитивном и деятельностном. Отличия между теориями определяются тем, как понимается природа процесса учения, что в нем выделяется в качестве предмета изучения, в каких единицах… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Сущностная характеристика педагогической психологии как самостоя-тельной науки
    • 1. 1. Предмет и задачи педагогической психологии
    • 1. 2. Педагогическая психология в системе психологических наук
  • 2. Значение, структура и принципы педагогической психологии
    • 2. 1. Значение и структура педагогической психологии
    • 2. 2. Принципы педагогической психологии
  • Заключение

Место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психология это сложное интегрированное знание, основанием структурного представления которого, согласно А. В. Петровскому, служат психологические аспекты: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Педагогическая психология рассматривается как самостоятельная от-расль общепсихологического знания, выделенная преимущественно по основанию «конкретная деятельность», в которой находят отражение и два других его аспекта. Это утверждение означает, что в фундаменте педагогической психологии находятся общепсихологические закономерности и механизмы самой образовательной деятельности, или, по определению одного из родоначальников педагогической психологии П. Ф. Каптерева, образовательного процесса[11].

Термином педагогическая психология обозначаются две существенно разные науки. Одна из них является ветвью психологии. Это базовая наука, призванная изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Но под названием «педагогическая психология» развивается также и прикладная наука, цель которой — использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики.

В настоящее время в нашей стране постепенно растет штат практиче-ских психологов, которые и должны знакомить педагогов и родителей с достижениями психологической науки. (За рубежом эта прикладная область психологии часто называется школьной психологией.) Профессиональная педагогическая деятельность предполагает хорошее знание учителем современной психологии, умение использовать ее достижения в своей повседневной работе. Это означает, что подготовка преподавателя должна включать изучение прикладного курса педагогической психологии. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

Целью данной курсовой работы является раскрытие роли и значения педагогической психологии в системе современного научного знания.

Педагогическая психология как отрасль психологической науки воз-никла во второй половине XIX века. Ее развитие шло в неразрывной связи с развитием психологии в целом и определялось прежде всего теоретико-методологическими основами последней.

Педагогическая психология призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения. Ее центральной проблемой является выявление условий, обеспечивающих успешное усвоение знаний и умений, дающих высокий развивающий и воспитывающий эффект обучения. В педагогической психологии важное место занимает также задача изучения возрастных возможностей детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогическая психология является одной из базовых наук педагогики и частных методик.

Профессиональная подготовка учителя невозможна без изучения педагогической психологии. Она позволяет учителю корректно разрабатывать циклы обучения, анализировать трудности учащихся, возникающие в ходе усвоения; проводить необходимую коррекционную работу и решать многие другие профессиональные задачи.

В настоящее время психологическая наука развивается по нескольким принципиально разным теоретическим направлениям. В области педагогической психологии следует остановиться на трех типах теорий учения: бихевиористском, когнитивном и деятельностном. Отличия между теориями определяются тем, как понимается природа процесса учения, что в нем выделяется в качестве предмета изучения, в каких единицах ведется анализ этого процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 2001.
  2. Л.С. Педагогическая психология. М., 2006.
  3. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1999.
  4. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2005.
  5. В.А. Основы педагогической психологии. М., 2002.
  6. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. М., 2002.
  7. Е.И. Психологический анализ учебной задачи // Сов. педагогика.
  8. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1999.
  9. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Т.1. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  10. А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 2004.
  11. Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. Изд. 5-е., испр. Ростов н/Д: Фениск, 2008. 541 c.
  12. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  13. Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
Заполнить форму текущей работой