Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, исследование валютного регулирования и валютного контроля в России позволило выделить следующие основные этапы их развития: в период с 1917 до 1986 г. — валютная монополия государства, имевшего исключительное право на владение и распоряжение иностранной валютойв период с 1986 по 1991 гг. — демонополизации внешнеэкономической деятельности, обусловившая развитие системы валютных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Валютная политика государства на этапе развития рыночных отношений. ^
    • 1. 1. Сущность и особенности валютного регулирования и валютного контроля в переходный период. ^
    • 1. 2. Правовая основа валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе. ^ ^
    • 1. 3. Роль и место Центрального банка Российской Федерации в формировании и осуществлении валютного регулирования и валютного контроля
    • 1. 4. Зарубежный опыт валютного регулирования и валютного контроля
  • Глава 2. Валютный контроль, противодействие оттоку капитала и легализации (отмыванию) преступных доходов. ^
    • 2. 1. Проблемы оттока капитала из России в современных условиях. gg
    • 2. 2. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма как новый аспект государственной валютной политики и практики
    • 2. 3. Оценка эффективности валютного контроля, направленного на противодействие незаконному оттоку капитала и легализации (отмыванию) преступных доходов. ^
  • Глава 3. Концепция дальнейшего совершенствования и развития системы валютного регулирования и валютного контроля в России. ^^
    • 3. 1. Организационная и управленческая структура валютно-финансового контроля и мониторинга, ее эффективность и совершенствование
    • 3. 2. Формирование межведомственной системы валютно-финансового контроля и мониторинга, основанной на единой автоматизированной информационной базе

    3.3. Рекомендации по повышению действенности валютного регулирования и валютного контроля в условиях борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и незаконным оттоком капитала.

Совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Российская экономика, становясь неотъемлемой частью интернационального рынка финансов, товаров, услуг, технологий и капиталов, переживает период формирования и совершенствования как порядка проведения валютных операций, так и системы валютного регулирования и валютного контроля в целом.

В ходе международного финансово-экономического обмена Российская Федерация все больше сталкивается с проблемами адаптации к изменениям во внешнеэкономической и финансовой сферах. Вместе с этим обеспечение финансово-экономической безопасности государства является одной из основных функций государства. Валютное регулирование и валютный контроль призваны обеспечить защиту финансовой системы от резких конъюнктурных колебаний, колебаний курса национальной валюты, истощения валютных резервов, неустойчивости платежного баланса, которые Moiyr вызвать существенное перемещение капитала за границу, и в целом > привести к угрозе финансовой безопасности.

Альтернативный подход к управлению рисками, связанными с движением капитала, состоит в том, чтобы не пытаться контролировать потоки капитала непосредственно, а ограничить уязвимость экономики по отношению к этим рискам. Данный подход приобрел особую актуальность в связи с формированием международных стандартов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма1.

Действующая в стране система валютного контроля должна быть в первую очередь направлена на сокращение существующего дисбаланса между притоком капитала в страну и его оттоком, поддержание стабильности национальной валюты, а также на осуществление эффективного финансового мониторинга, направленного на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Для этого государством должны использоваться.

1 См. формирование международных стандартов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма во второй главе настоящей рзботы. все доступные финансовые, экономические и административные методы воздействия.

Актуальность темы

исследования.

1. Вопросы валютного регулирования — одни из наименее исследованных в финансовой сфере, что объясняется относительной новизной этого направления не только в России, но и во многих других странах.

Впервые валютные ценности, как объект валютного регулирования, серьезно стали изучаться с 30-х годов XX века. В период первой мировой войны в развитых странах были впервые введены валютные ограничения с целью воспрепятствовать утечке золота и иностранной валюты из стран-должников в страны-кредиторы, а также стабилизировать курс валюты на определенном уровне и сконцентрировать валютные ресурсы в руках государства. В период мирового экономического кризиса 1929;1933 годов валютные ограничения получили широкое распространение, а в период второй мировой войны и в послевоенные годы охватили почти все развитые страны. Именно с установлением первых валютных ограничений, а значит специального режима обращения валютных ценностей, можно связывать появление нового направления финансово-экономического регулирования — валютного регулирования.

2. Совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации необходимо, так как осуществление валютно-финансовых операций в настоящее время является важнейшим звеном успешного решения внутригосударственных задач, связанных с проведением в стране кардинальных финансовых, экономических и политических реформ, в том числе по обеспечению финансовой и экономической безопасности государства.

3. Предотвращение нелегального вывоза капитала из России, согласно Концепции национальной безопасности, является одним из приоритетных направлений деятельности государства по обеспечению экономической безопасности страны1. О каком уровне эффективности валютного контроля может идти речь, если за последнее десятилетие незаконный отток капитала из страны составил более 20 млрд долл. США ежегодно. При этом практика показывает, что одним из основных каналов «утечки» капитала являются валютные операции, которые осуществляются, прежде всего, в ходе исполнения резидентами внешнеэкономических сделок.

4. Вопросы, касающиеся организации проведения контрольных мероприятий, а также определения круга контролирующих органов и выбора оптимальной технологии их взаимодействия, включая распределение полномочий между субъектами валютного контроля, не нашли пока надлежащего нормативно-правового отражения. Кроме того, несмотря на наличие специально уполномоченных учреждений, специалистами справедливо отмечается недостаточная эффективность валютного контроля3.

Таким образом, отсутствие комплекса правовых решений, с одной стороны, становится препятствием для организационно-практических действий органов валютного контроля, а с другой, позволяет оставлять фактически безнаказанным незаконный вывоз капитала из страны, отмывание преступных капиталов, финансирование терроризма и т. д. В связи с этим представляется актуальным создание системы валютного регулирования и валютного контроля, которая максимально противодействовала бы легализации преступных доходов, ^ и, совершенствуясь, соответствовала новым требованиям развития экономики и финансовой системы.

5.

Актуальность темы

исследования определяется и тем, что в настоящее время, в условиях преобразования внешнеэкономического хозяйственного механизма отмечается отсутствие дальнейшего развития теоретических и практических положений решения проблемы национальной финансово-экономической безопасности в свете либерализации валютных ограничений и.

1 Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (ред. 10 01.2000) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета, № 247,26.12.1997 г.

2 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Не будет ни революций, ни контрреволюций» // Российская газета, № 66,04 04.2001 г.

3 Федорков ДЛ. Тачоженно-валютный контроль экспортно-импортных операций в РФ. //Дне., канд. юр. на>к, МГИМО 2003 г. усиления борьбы с отмыванием (движением) преступных капиталов и финансированием терроризма.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы заключается в разработке концепции, рекомендаций и предложений по совершенствованию системы валютного регулирования и валютного контроля в новых условиях, которые позволят обеспечить надлежащий уровень финансово-экономической безопасности России, предотвратить финансовую подпитку террористических организаций и улучшить обеспеченность страны финансовыми ресурсами.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

— проанализировать сущность и формы валютного регулирования и валютного контроля в условиях рыночных отношений, а также практическое функционирование систем валютного контроля и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— исследовать международный опыт в области валютного регулирования и валютного контроля и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— выявить недостатки и особенности проводимой валютной политики в Российской Федерации в условиях борьбы с отмыванием преступных доходов и незаконным оттоком капитала;

— определить перспективы развития валютного контроля на современном этапе и методов его реализации с учетом специфики финансовой системы Российской Федерации;

— разработать предложения по созданию единой системы валютно-финансового контроля и мониторинга в свете либерализации валютного режима и усиления мер борьбы с отмыванием денег.

Объектом исследования в диссертационной работе являются операции, подлежащие валютному регулированию, валютному контролю, обязательному контролюподозрительные операции с точки зрения легализации преступных доходов, финансирования терроризма и нелегального оттока капитала, а также иные валютно-финансовые операции.

Предметом исследования являются: практическая деятельность органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля, а также отношения, возникающие между субъектами валютного регулирования и контроля.

Методологическая, теоретическая и правовая основа диссертации.

При подготовке работы были использованы такие научные методы исследования как: системно-структурный, диалектический, формальнологический, сравнительно-правовой, исторический и другие. Также были использованы научная и учебная литературалитература в области финансовых, валютных, таможенных и других отношений между финансовыми субъектаминаучные труды и монографии отечественных и зарубежных экономистов.

В частности, можно отметить исследования, сделанные И.В. Хаменушко1 и С. К. Осиповым по некоторым проблемам в области осуществления валютного контроля, а также работы Н.В. Клочковой3, Ю.В. Коптуровой4, И.Н. Платоновой5, затронувшие вопросы минимизации рисков на валютном рынке России. При этом не один из указанных авторов на рассматривает вопросы валютного регулирования и контроля в условиях либерализации движения капитала и отмывания «грязных» денег.

Необходимо отметить и других авторов научных работ по теме валютного регулирования и валютного контроля, чьи разработки в той или иной степени использовались для теоретической основы диссертации.

1 Хаменушко И В. Валютный контроль в Российской ФедерацииДисс. (канд)/А1ос roc. ун-т. им. М В. Ломоносова. — М, 1999.-С. 60.

Осипов С.К. Государственно-правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации-Дисс. (канд) //Мое гос ин-т международных отношений (Ун-т МИД) -М.2000.

3 Клочкова H В. Валютное регулирование как элемент государственного регулирования экономики Дис. канд экон наук //Ивановский государственный химико-технотогический университет (ИГХТУ) — 2000.

4 Коптурова Ю В Трансформация системы государственного валютного регулирования при переходе к рыночной экономике в России. Дис. канд. экон наук /Московский государственный университет экономики, статистики и информатики 2001 г.

5 Платонова И H. Валютное регулирование как часть структурной политики в рыночной экономике. Дис. д-р экон. наук. //Финансовая академия. 2000 г.

Это А. П. Смирнов, Д. А. Федорков, А. Б. Альтшулер, В. И. Лисовский. В диссертации широко использованы теоретические достижения в области финансово-экономических дисциплин, содержащиеся в работах таких ученых как: Ю. А. Данилевский, А. З. Дадашев, С. А. Андрюшин, В. Н. Мельников, Ю. В. Михеев, Е. И. Мовчан, А. В. Крикунов, О. М. Панченко, Д. М. Полежаев, JI.K. Терещенко, М. П. Шестакова и др.

Кроме этого, в работе использовались законодательные акты, относящиеся к области валютного регулирования и валютного контроля и противодействия отмыванию преступных капиталовнормативные акты Банка России и иных государственных органовтеоретические разработки в данной сфере, а также документы, справки, материалы, статистические данные, отчетность, освещающие деятельность Банка России, Минфина России, Минэкономразвития России, коммерческих банков, международных организаций ФАТФ, ОЭСР, МВФ, МБРР, ООН.

Научная новизна исследования:

— проанализированы теоретическая и практическая стороны организации валютного регулирования и валютного контроля в условиях борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, а также незаконным оттоком капитала и выявлены проблемы в данной области;

— разработана концепция дальнейшего развития и совершенствования валютного регулирования и валютного контроля в новых условиях, которая рассматривает валютное регулирование и контроль как составную часть общегосударственного финансового контроля, осуществляемых в виде валютно-финансового контроля и мониторинга;

— сформулировано содержание валютно-финансового контроля и мониторинга, организация которого позволит учитывать, с одной стороны, либерализацию в области валютного регулирования и валютного контроля, а с другой, — усиление соответствующего контроля и мониторинга за подозрительными и требующими особого внимания операциями;

— разработаны предложения по созданию государственной управленческой структуры в целях обеспечения эффективного функционирования системы валютно-финансового контроля и мониторинга;

— сформулированы предложения по созданию единой межведомственной автоматизированной информационной базы данных по валютно-финансовым операциям;

— на основе отечественного и зарубежного опыта в области валютного регулирования и валютного контроля сформулированы предложения по предотвращению утечки капитала и совершенствованию системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и выводы, сделанные в результате исследования, могут быть использованы:

— в качестве методологической основы совершенствования системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации-в практической деятельности органов, законодательной и исполнительной власти, Банка России, коммерческих банков, а также компетентными зарубежными органами и международными организациями;

— в учебном и научном процессах при изучении дисциплин «Банковское дело», «Валютные операции, валютное регулирование и валютный контроль», «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансово-банковской сфере», «Финансовое право», «Мировая экономика», «Деньги, кредит, банки».

Внедрение результатов исследования. Результаты и отдельные положения диссертационного исследования использовались в практической и нормотворческой деятельности Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России. Основные рекомендации исследования рассмотрены и одобрены на семинарах территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций.

Логика и структура исследования. Логика исследования, определяемая предметом, объектом исследования, его целями и задачами, отражена в структуре диссертации, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В соответствии с логикой исследования в диссертационной работе принята следующая структура.

Заключение

.

Становление новой финансово-экономической системы в России требует перехода к новым формам государственного управления, формирования правовых основ, реалистической оценки возможности страны в реализации ее национальных интересов и эффективности противодействия возникающим угрозам.

Проблемы угроз нестабильности валютных курсов и валютного рынка, борьбы с незаконными экспортно-импортными и валютно-финансовыми операциями, в том числе и с легализацией преступно нажитых капиталов являются основными вопросами в области совершенствования валютного регулирования и валютного контроля. Несвоевременное реагирование на возникающие угрозы чревато серьезными последствиями не только для валютной безопасности, но и для всей экономики России.

Процессы формирования и развития валютного рынка, либерализации валютного режима в стране в значительной мере определяют необходимость формирования основ обеспечения валютной безопасности Российской Федерации и перестройку системы государственного финансового контроля за движением материальных и валютных ресурсов. Неразвитая правовая база, где существуют значительные пробелы, сложное финансово-экономическое положение в стране зачастую способствуют расширению противоправных действий по незаконному присвоению, укрывательству от налогообложения и отмыванию капиталов. Особую тревогу вызывает незаконный перевод за рубеж валютных доходов, которые активно используют криминальные группы.

Все это требует повышения роли валютной безопасности Российской Федерации и необходимой правовой регламентации ВФКМ, осуществляемого главным образом в целях противодействия отмыванию преступных доходов и незаконному оттоку капитала как составной части общегосударственного финансового контроля.

Выявленные особенности развития современных методов государственно-управленческого воздействия, осуществляемого в рамках реализации валютной политики и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, валютные ограничения являются одними из основных методов, используемых для реализации государственной валютной политики как составной части экономической политики государства в целом и внешнеэкономической политики в частности. В зависимости от уровня финансово-экономического и политического развития государство использует те или иные виды валютных ограничений. Как показывает мировая практика, валютные ограничения использовались довольно широко в развитых странах и продолжают использоваться в развивающихся.

Во-вторых, исследование валютного регулирования и валютного контроля в России позволило выделить следующие основные этапы их развития: в период с 1917 до 1986 г. — валютная монополия государства, имевшего исключительное право на владение и распоряжение иностранной валютойв период с 1986 по 1991 гг. — демонополизации внешнеэкономической деятельности, обусловившая развитие системы валютных отчислений хозяйствующими субъектами части валютной выручки в доход государствас момента вступления в силу в 1991 году Закона СССР «О валютном регулировании и валютном контроле», а затем, в 1992 году, — Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливающих различные виды валютных ограничений и валютный контроль. Вступление в силу в июне 2004 года Федерального закона о валютном регулировании обозначило новый этап развития государственной валютной политики, которая предусматривает отказ от валютных ограничений на осуществление валютных операций между резидентами и нерезидентами (исключение составляет лишь закрытый перечень валютных операций движения капитала), а также отказ от выдачи индивидуальных разрешений. Тем самым государство старается все в большей степени использовать универсальные методы валютной политики и, как представляется, именно по этой причине новым Федеральным законом в качестве основного вида валютных ограничений движения международного капитала рассматривается требование о беспроцентном резервировании на ограниченный срок части средств от проводимой валютной операции. Такое требование наряду с другими ограничениями с 01.01.2007 отменяется.

В-третьих, глобализация экономики и развитие информационных технологий способствуют ускорению трансграничного движения капитала и соответственно незаконному оттоку капитала, что представляет реальную угрозу финансово-экономической безопасности Российской Федерации и требует совершенствовать методы государственно-управленческого воздействия на хозяйствующих субъектов.

Проведенное исследование зарубежной практики показало, что система валютных ограничений либерализуется и постепенно трансформируется в систему отчетности и мониторинга валютных потоков.

В-четвертых, мировые стандарты противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в какой-то степени нашли свое отражение в создаваемой отечественной системе противодействия данным негативным явлениям, которая предполагает* построение нормативно-правовой базы, налаживание сотрудничества российских компетентных органов с соответствующими органами зарубежных стран, а также участие России в международных организациях. Однако в настоящее время российское законодательство в этой области требует дополнительного совершенствования в части приведения его в соответствие Рекомендациям ФАТФ.

В-пятых, кредитные организации, являясь главными участниками международных операций по движению капитала, в наибольшей степени подвержены попыткам преступного мира использовать их в целях отмывания легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Большое значение для достижения защищенности банковской системы приобретает внутренний контроль в рамках финансового мониторинга, который подразумевает комплекс мер, предпринимаемых кредитной организацией, включающих в себя: 1) программу идентификации своих клиентов- 2) программу противодействия незаконному оттоку капитала;

3) программу выявления операций, подлежащих обязательному контролю;

4) программу выявления подозрительных операций и т. д.

В-шестых, в настоящее время в России отсутствует стройная и действенная система в сфере валютного контроля, направленная на защиту интересов государства от противоправных действий, связанных одновременно с нелегальным вывозом валютных ценностей и отмыванием капиталов.

В диссертационной работе предложены пути совершенствования валютного регулирования и валютного контроля путем формирования действенной единой системы ВФКМ.

На основании результатов выполненных исследований в диссертации сформулированы выводы, концептуальные положения и предложения, как итоговые утверждения, выражающие важные новые научные результаты.

Важнейшим элементом механизма обеспечения действенного ВФКМ являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих финансово-экономические угрозы, для чего прежде всего необходимо создание единой информационной базы.

Таким образом, делается вывод, что для успешного формирования устойчивой и надежной системы обеспечения валютной безопасности Российской Федерации на современном этапе и проведения в стране единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдениехМ законодательства при осуществлении валютных и других внешнеэкономических операций необходима организация единой государственной системы ВФКМ, что позволило бы создать механизм для оценки, разработки и реализации системы опережающих управленческих решений в области обеспечения валютной безопасности — от создания и корректировки законодательной базы до перераспределения функций между отдельными исполнительными органами, выполняющих функции финансового контроля.

Предложения, сделанные в данной диссертационной работе по совершенствованию валютного регулирования и валютного контроля и противодействия отмыванию капиталов, позволяют очертить основные контуры цивилизованной системы валютной защиты и регулирования, способной без ущерба для рыночных реформ, с учетом целей и задач структурных преобразований сберегать национальные интересы России, стимулировать эффективность и конкурентоспособность российской экономики.

Правовое регулирование и законодательное обеспечение ВФКМ, а также подготовка квалифицированных кадров в этом направлении должны способствовать: повышению эффективности деятельности по возврату в страну незаконно вывезенного капиталаперекрытию нелегальных каналов утечки валютыпротиводействию отмыванию грязных денег и финансированию терроризмачто в свою очередь выведет экономику России на траекторию устойчивого развития.

Положения концепции, приведенные в диссертации, позволят на современном этапе более эффективно решать задачу обеспечения валютной безопасности России. Создание механизма ВФКМ позволит в значительной степени укрепить экономический суверенитет Российской Федерации, повысить политическую стабильность в обществе и соответственно роль и влияние России в международных финансовых и валютно-кредитных отношениях.

В результате на защиту выносятся следующие главные положения:

1. Преобразование валютного регулирования и валютного контроля в систему ВФКМ.

2. Становление и развитие действенного ВФКМ в условиях либерализации валютного режима и усиления мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и незаконному оттоку каптала.

3. Создание специализированного подразделения при Центральном банке Российской Федерации как единого государственного органа, осуществляющего ВФКМ во взаимодействии с другими государственными органами.

4. Обеспечение функционирования единой автоматизированной информационной базы данных по валютно-финансовым операциям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993, № 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть первая.// Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Часть вторая. // «Российская газета» от 6, 7, 8 февраля 1996 г.
  4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, № 28, ст. 2790. Парламентская газета № 131−132 от 13.07.2002. Российская газета № 127 от 13.07.2002.
  5. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3615−1 «О валютном регулировании и валютном контроле» // Ведомости Съезда народных* депутатов и Верховного Совета РФ, 1992, № 45, ст. 2542.
  6. Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» //Российская газета от 17.12.2003.
  7. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 5221−1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1993, № 31, ст. 1224.
  8. Федеральный закон от 08 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"//Российская газета от 15.10.2003.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  10. Федеральный закон от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов отпреступной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, № 23, ст. 2280.
  11. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» //Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3418.
  12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  13. Указ Президента РФ 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.01.2000, № 2, ст. 170.
  14. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета № 50 от 12.03.2004.
  15. Декрет СНК РСФСР от 22 апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли» // СУ РСФСР, 1918, № 33, ст. 432.
  16. Постановление Правительства РФ от 2 ноября 1993 г. № 1102 «О мерах по либерализации внешнеэкономической деятельности» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 08.11.93, № 45, ст. 4341.
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации"// Российская газета № 76 от 13.04.2004.
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года № 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу"//Российская газета № 76 от 13.04.2004.
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора"// Собрание законодательства Российской Федерации 12.04.2004 № 15, ст. 1490. Российская газета № 76 от 13.04.2004.
  20. Инструкция Банка России от 30 марта 2004 года № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке
  21. Российской Федерации» (Зарегистрировано Минюстом России от 29.04.2004 № 5779)// Вестник Банка России № 29 от 13.05.2004.
  22. Инструкция Банка России от 01 июня 2004 года № 114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций» (Зарегистрирована в Минюсте России 16.06.2004 № 5847)// Вестник Банка России № 35 от 17.06.2004.
  23. Инструкция Банка России от 07 июня 2004 года № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов» (Зарегистрировано в Минюсте России от 17.06.2004 № 5854) //Вестник Банка России № 36 от 18.06.2004.
  24. Письмо Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. N 352 «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, N 12, 1991, с. 4.
  25. Указание Банка России от 9 июля 2003 года № 1304-У «Об установлении размера обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)» //Вестник Банка России от 10.07.2003 № 38 (690).
  26. Абалкин JL, Волли Д. Есть ли управа на бегство капитала // Экономика и жизнь, № 37/1998.
  27. А. Валютное регулирование. Проблемы и пути совершенства. М., Банковское дело в Москве № 2, 1999 г.
  28. И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России. М.: Финансы и статистика, — 1994 г.
  29. К.П. Проблемы оттока капитала из России. Аналитическая записка. ГД РФ. 2001 г.
  30. Валютное регулирование и валютный контроль. Информационно-аналитические материалы Департамента валютного регулирования и валютного контроля. М.: Банк России, 2003 г.
  31. Валютное регулирование и валютный контроль (наглядные материалы). Центр подготовки персонала. М.: Банк России, 1998 г.
  32. М.И. История развития валютного регулирования и валютного контроля во Франции // Банковские услуги, № 10, 11, 1996 г.
  33. Ф.Г. Валютная политика ЦБ: структурный анализ и новации. Журнал «Денежно-кредитная политика» 6/2004.
  34. Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000 г.
  35. Ю.А. Необходимость совершенствования валютного регулирования и валютного контроля. Статья в журнале «Бухгалтерия и банки» 2/2003.
  36. Информационный сборник по проблемам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Департамент валютного регулирования и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации. Специальные выпуски 1−10. М., 2000−2001гг.
  37. Е.И. ».Об изменениях в сфере реализации государственной валютной политики». //Журнал «Законодательство» 4/2004.
  38. В.М. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой. //Учебник. «Издательство «Экономика» М., 2003.
  39. А.В. Государственный финансовый контроль: принципы организации, программы и порядок проведения. — М.} 2000.
  40. А.В. Сущность, организация и перспективы государственного финансового контроля в Российской Федерации. М., 2001.
  41. В.Н. Система валютного регулирования и валютного контроля в России этапы развития и перспективы // Деньги и кредит, № 1/2000.
  42. В.Н. Валютное регулирование и валютный контроль. Новый взгляд на перспективы развития // Деньги и кредит № 12/2000.
  43. В.Н. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации. Система противодействия легализации преступных доходов//Учебное пособие. Всероссийская академия внешней торговли, М., 2003.
  44. О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе // Вестник Банка России, № 32 (376)11999.
  45. С.К. Ответственность за нарушения валютного законодательства // Право и экономика, № 5/1999.
  46. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации за 2003 год и оценка платежного баланса за I квартал 2004 года. Департамент платежного баланса Банка России.//Деньги и кредит 05/2004.
  47. А.Г. Вопросы валютного регулирования. //Бизнес и банки № 5 (587) январь 2002 г.
  48. В.К. Экономическая безопасность. //Производство-Финансы-Банки.//М., 1998 г.
  49. М.Ю. Комментарий к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» //М., 2004 г.
  50. Л.И. Зеленая свобода // Финансовая Россия, № 7/2001.
  51. И.В. Валютный контроль в Российской Федерации. Учебно-практическое пособие. -//М., 2001 г.
  52. В.П. Валютные расчеты в Российской Федерации (при экспортно-импортных операциях). //М., 2001 г.
  53. В.К. Реалии конкурентной борьбы, или что угрожает российской банковской системе. //Бизнес и банки. 6/2004.
  54. Диссертационные исследования
  55. М.Е. Валютный контроль и его роль в реализации валютной политики государства: Дис. канд. экон. наук //Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (СПбГУЭФ). 2000.
  56. И.Н. Валютное регулирование как часть структурной политики в рыночной экономике: Дис. д-р экон. наук //Финансовая академия. -2000.
  57. Ю.В. Трансформация системы государственного валютного регулирования при переходе к рыночной экономике в России: Дис. канд. экон. наук /Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). 2000
  58. Е.В. Обоснование валютной составляющей в механизме управления экономической безопасностью России: Дисс.. канд. экон. наук // Мое. гос. ун-т управления. М., 2000.
  59. К.О. Административно-правовое регулирование валютных отношений в Российской Федерации: Дисс.. канд. юрид. наук // СПб. гос. ун-т. -СПб., 2000.
  60. Н.В. Валютное регулирование как элемент государственного регулирования экономики: Дис. канд. экон. наук //Ивановский государственный химико-технологический университет. 2000.
  61. П.П. Валютный контроль за экспортно-импортными операциями в период перехода к рыночным отношениям: Дис. канд. экон. наук //Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). 2000.
  62. Л.Н. Управленческий учет валютных операций: Дис. канд. экон. наук //Финансовая академия. 2002.
  63. А.В. Проблемы финансово-правового регулирования валютных отношений в Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук // Мое. гос. юрид. акад. М., 2000.
  64. А.Ю. Финансово-правовое регулирование валютных операций юридических лиц в Российской Федерации: Дисс.. канд. экон. наук // Мое. гос. юрид. акад. М., 1999.
  65. С.К. Государственно-правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации: Дисс.. канд. юрид. наук // Мое. гос. ин-т международных отношений (Ун-т МИД). 2000.
  66. И.В. Валютный контроль в Российской Федерации: механизма: Дисс.. канд. экон. наук // Мое. гос. ун-т. им. М. В. Ломоносова. -М., 1999.
  67. О.А. Механизм правоприменения: Дисс.. канд. юрид. наук // Саратовская гос. академ. права. 1995.
  68. Д.А. Таможенный валютный контроль экспортно-импортных операций в Российской Федерации: Дисс. .канд. юрид. наук. //Мое. гос. ин-т международных отношений (Ун-т МИД). 2003.
  69. А.И. Валютные ограничения как инструмент регулирования международного движения капитала. Дисс. канд. экон.наук. //Академия бюджета и казначейства Минфина России. 2003.
  70. Схемы утечки капиталов по внешнеторговым контрактам
  71. Вывоз капитала путем использования контрактов на экспорт товаров, предусматривающих расчеты в рублях
  72. Одним из наиболее распространенных способов несанкционированного вывоза капитала в настоящее время является экспорт товаров из России без получения соответствующего эквивалента денежных средств (или товаров, работ, услуг), в случае бартерных сделок).
  73. При этом, проанализировав проблему несанкционированного вывоза капитала, можно привести схемы проведения такого рода операций, получившие наибольшее распространение в России.1. Схема 1
  74. Товары вывозятся из Российской Федерации (I).
  75. Внешнеторговый договор. Договор комиссии
  76. Представляемый в уполномоченный (I)банк (2)
  77. Таким образом, введение каких-либо ограничений на осуществление внешнеторговых сделок не даст существенного аффекта.1. Схема 2
  78. Резидент заключает контракт на экспорт товаров с подконтрольной ему оффшорной компанией. Условиями контракта предусматривается оплата товаров в рублях с предоставлением иностранной стороне отсрочки платежа на непродолжительный период времени.
  79. Одновременно, с тем же нерезидентом заключается фиктивный договор на импорт услуг, (работ, прав на результаты интеллектуальной деятельности), также предусматривающий их оплату в рублях.
  80. Товары вывозятся из Российской Федерации (1).
  81. Иностранная компания перепродает полученные товары. При этом выручка остается за рубежом (3- 4).
  82. Оформляются акты об оказании резиденту услуг иностранной компанией (2).
  83. Далее производится зачет встречных однородных обязательств в соответствии со статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации.1. Поставка товара (1)
  84. Резидент заключает с нерезидентом контракт на экспорт товаров. Условиями контракта предусматривается оплата экспортных товаров рублевыми векселями.
  85. Товары вывозятся из Российской Федерации.
  86. Иностранная компания перепродает полученные товары. При этом выручка остается за рубежом.
  87. Производится расчет с резидентом рублевыми векселями, не имеющими надлежащего обеспечения.
  88. При реализации данной схемы векселя могут также передаваться экспортером иностранному контрагенту (или третьим лицам) в оплату фиктивных услуг, что не противоречит действующему законодательству. услуг (6)
  89. Вывоз капитала с использованием сделок на импорт работ (услуг, прав на результаты интеллектуальной деятельности)
  90. Самый простой и часто используемый вариант оформления такого рода фиктивных сделок заключается в следующем.
  91. Резидент заключает с подконтрольной ему оффшорной компанией договор на проведение маркетинговых исследований иностранных рынков.
  92. В уполномоченный банк представляется фиктивный документ, подтверждающий проведение такого рода исследований (акт о выполнении работ, подписанный сторонами) (1).
  93. На основании вышеуказанных документов валюта переводится за рубеж (2).фиктивные документы (1)
  94. Резидент Подконтрольная оффшорная компанияь. валюта (2) г
  95. Одной из разновидностей данной схемы является случай, когда резидент регистрирует через подконтрольную оффшорную компанию товарный знак (или патент), а затем платит последней за право его использования.
  96. Вывоз капитала с использованием «фирм однодневок»
  97. Данный способ вывоза капитала может быть реализован с использованием следующей схемы.1. Схема 5
  98. Создается (покупается) юридическое лицо, от имени которого будут заключаться сделки, используемые для вывоза капитала (фирма-однодневка).
  99. Фирма-однодневка заключает фиктивный контракт на импорт товаров с оффшорной компанией нерезидентом, подконтрольной фактическому владельцу фирмы-однодневки.
  100. Условиями контракта предусматривается авансовый платеж в иностранной валюте.
  101. Фактический владелец средств передает фирме-однодневке рублевые средства (1).
  102. Валютные средства (2) переводятся в пользу вышеуказанной оффшорной компании.
  103. В дальнейшем, зачастую еще до истечения срока, установленного для проведения текущих валютных операций, фирма-однодневка перестает фу н кцион ировать.
  104. Товары в Российскую Федерацию не поступают.
  105. Переведенные валютные средства остаются на счетах оффшорной компании, принадлежащей резиденту (фактическому владельцу переводимых средств), и не возвращаются в Российскую Федерацию.
  106. Документ валютного контролянаименование уполномоченного банка)
  107. ПАСПОРТ СДЕЛКИ № ???1. Сведения о резиденте11. Наименование |
  108. Адрес: Субъект Российской Федерации1. Район ,-, ,-, 11. Город1. Населенный пункт I ZH
  109. Улица (пр-т, переулок и т. д.) | —
  110. Номер дома (владение), корпус (строение). Офис (квартира)
  111. Основной государственный регистрационный номер г
  112. Дата внесения записи в государственный реестр
  113. ИНН/КПП ??? 1
  114. Реквизиты иностранного контрагента1. Наименование Страна1. Наименование Код1 2 3
  115. Общие сведения о контракте
  116. Номер Дата подписания Валюта цены Сумма Дата завершения исполнения обязательств по контракту Особые условия
  117. Зачисление на счета за рубежом Валютная оговорка Ввоз/вывоз товаров, указанных в разделах XVI, XVII XIX тнвэд Проведение строительных и подрядных работ за пределами территории РФ1 2 3 4 5 6 7 8 94. Информация о разрешениях
  118. Номер Дата Сумма Срок окончания действия разрешения1 2 3 45. Справочная информация
  119. Номер паспорта сделки, оформленного до 18.06.2004 Номер паспорта сделки, ранее оформленногов другом уполномоченном банке ???
  120. Номер и дата переоформления паспорта сделки
  121. Информация о закрытии паспорта сделки1. Перевод с английская
  122. СОРОК РЕКОМЕНДАЦИЙ ФАТФ А. ПРАВОВЫЕ СИСТЕхМЫ
  123. Сфера охвата уголовного преступления отмывания денег
  124. Каким бы ни был принятый подход, каждой стране следует как минимум включить ряд преступлений в каждую из установленных категорий преступлений.
  125. Страны могут предусмотреть, чтобы преступление отмывания денег не применялось к лицам, которые совершили основное преступление, если это требуется в соответствии с основополагающими принципами их внутреннего права.
  126. Обеспечительные меры и конфискация
  127. В. МЕРЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРИНЯТЬ ФИНАНСОВЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ И НЕФИНАНСОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ЛИЦАМ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРОФЕССИЙ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ II ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА
  128. Странам следует обеспечить, чтобы законодательство о защите тайны финансовых учреждений не препятствовало реализации Рекомендаций ФАТФ.
  129. Надлежащая проверка клиентов и ведение учета
  130. Финансовым учреждениям не следует вести анонимные счета или счета, открытые на явно вымышленные имена.
  131. Надежные, независимые первичные документы, данные или информация дапее именуются идентификационными данными
  132. Каждая страна вправе сама установить, в каких странах могут базироваться третьи стороны, удовлетворяющие данным условиям, с учетом доступной информации о странах, которые не выполняют или в недостаточной степени выполняют рекомендации ФАТФ.
  133. Сообщения о подозрительных сделках и соблюдение требований
  134. Другие меры по предупреждению отмывания денег и финансирования терроризма
  135. Странам следует и впредь поощрять развитие современных и надежных методов управления денежными средствами, менее уязвимых с точки зрения отмывания денег.
  136. Меры, которые необходимо принять в отношении стран, не выполняющих или не полностью выполняющих Рекомендации ФА ТФ
  137. С. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ПРОЧИЕ МЕРЫ, НЕОБХОДИМЫЕ В СИСТЕМАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
  138. Компетентные органы, их полномочия и ресурсы
  139. Прозрачность юридических лиц и образований
  140. D. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
  141. Взаимная правовая помощь и экстрадиция
  142. Странам следует в максимально возможной степени, оказывать взаимную правовую помощь независимо от отсутствия двойной подсудности.
  143. Другие формы сотрудничества
  144. Восемь Специальных рекомендации ФАТФ по предотвращениюфинансировании терроризма
  145. Ратификация и применение соответствующих мер. разработанных ООН.
  146. Каждой стране следует незамедлительно предпринять необходимые действия поратификации и применению Международной конвенции ООН о борьбе с финансированием терроризма от 1999 г.
  147. I. Замораживание и конфискация активов, принадлежащих террористам.
  148. V. Между народное сотрудничество.
  149. VI. Альтернативные системы перевода денежных средств
  150. VII. Безналичные переводы.
  151. VIII. Некоммерческие организации.
  152. Анализ инспекционной деятельности Банка России по контролю за соблюдением кредитными организациями Федерального закона опротиводействии отмыванию.
  153. Сведения о составе инспекционных групп
  154. Только сотрудники валютных подразделений ТУ 16%
  155. Совместн&л инспекционная проверка 29%
  156. Сведения о виде инспекционных проверок1. Плановая тематическая1. Плановая комплексная533? Внеплановая тематическая1. Внеплановая комплексная
  157. Проведенные проверки показали, что большинство кредитных организации (56% от числа проверенных) выполняют возложенные на них Законом функции.
  158. Структура нарушений и недостатков, выявленных в ходе инспекционных проверок, представлена в диаграмме 3.1. Диаграмма 3
  159. Нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверок кредитных организаций (их филиалов)
  160. Несоблюдение требований по идентификации лиц
  161. О Несоблюдение требований по документальному фиксированию и представлению сведений в упол органе установленный ФЗ срок
  162. Нарушения порядка формирования и направления в упол орган сведений
  163. Нарушения требований по хранению документов и информации
  164. Прочие недостатки в работе кредитной организации
  165. Нарушение организации внутреннего контроля
  166. SНедостатки организации внутреннего контроля
  167. По результатам проведенных за 2003 год проверок к кредитным организациям были применены предупредительные и принудительные меры воздействия.1. Вывод.
  168. Сведения о примененных принудительных мерах воздействия к кредитным организациям по результатам инспекционных проверок за 2003 г.
  169. Краткая характеристика состояния систем валютного контроля в развитых странах Западной Европы, США н Янонин
  170. Государство Характеристика
  171. Механизм резервирования средств по валютным операциям
  172. Внесение суммы резервирования.
  173. Резиденты и нерезиденты (далее клиенты) вносят сумму резервирования в валюте Российской Федерации на отдельный счет в уполномоченном банке.
  174. Для целей осуществления резервирования уполномоченным банком, через который вносится сумма резервирования (далее — исполняющий банк), открывается единый отдельный счет. Движение средств по этому счету учитывается раздельно по каждому клиенту.
  175. Момент (день) внесения суммы резервирования.
  176. Федеральным законом о валютном регулировании для каждойразновидности валютных операций, в отношении которых органом валютного регулирования может быть установлено требование о резервировании, определены моменты внесения сумм резервирования!
  177. Клиент самостоятельно рассчитывает сумму, которая подлежит внесению в порядке резервирования, а также указывает вид валютной операции, для осуществления которой вносится соответствующая сумма.
  178. Расчет суммы резервирования осуществляется на день внесения суммы резервирования, следовательно, соответствующие расчеты всегда осуществляются по курсу соответствующей иностранной валюты на день внесения суммы резервирования по формуле:
  179. В зависимости от операции с>мма резервирования вносится до осуществления вхзютной операции inn не позднее дня совершения операции1. SR = X%/lOO%*Svo*Cгде:
  180. Sr — сумма резервирования- X% размер резервирования, установленный органом валютного регулирования-
  181. Svo- сумма валютной операции (в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) —
  182. При внесении суммы резервирования клиент представляет в исполняющий банк два экземпляра (экземпляр клиента- экземпляр агента валютного контроля), документа, подтверждающего исполнение требования о резервировании (далее справка о резервировании).
  183. Исполняющий банк перечисляет сумму резервирования на счет в Банке России в сроки, установленные в ч. 4 ст. 16 Федерального закона о валютном регулировании1.
  184. Порядок возврата суммы резервирования по истечении срока резервирования.
  185. Возврат суммы резервирования осуществляется по истечении срока резервирования независимо от того осуществлена к этому моменту валютная операция, под которую производилось резервирование, или не осуществлена.
  186. Не позднее следующего рабочего дня со дня внесения суммы резервирования. презервирования) сумма резервирования в любом случае должна быть возвращена.
  187. Возврат суммы резервирования по истечении срока резервирования осуществляется Банком России на отдельный счет в исполняющем банке, с которого была внесена сумма резервирования и который указан в сообщении исполняющего банка.
  188. Возврат суммы резервирования по истечении срока резервирования осуществляется исполняющим банком на счет клиента, с которого вносилась соответствующая сумма резервирования.
  189. Возврат клиенту суммы резервирования по истечении срока резервирования осуществляется исполняющим банком в сроки, указанные в ч. 11 ст. 16 Федерального закона о валютном регулировании1.
  190. Осуществление валютных операций и контроль за исполнением требования о резервировании.
  191. Резидент или нерезндент, осуществляющий любую валютную операцию, должен представить подтверждающие документы агенту валютного контроля, через который осуществляется соответствующая валютная операция.
  192. При контроле за исполнением требования о резервировании следует учитывать, что резидент или нерезидент, оформивший справку о
  193. В день истечения срока резервирования.
  194. То есть при осуществлении валютных операций должно соблюдаться следующее условие:4)1. SR > Sri+SR2±«-+SR&bdquo-., где:
  195. Sr- внесенная сумма резервирования, рассчитанная в порядке, установленном в п. 1.5 настоящей концепции, и указанная в справке о резервировании-
  196. Sri — сумма резервирования, которая должна быть внесена по первой осуществленной валютной операции-
  197. Sri сумма резервирования, которая должна быть внесена по второй осуществленной валютной операции-
  198. Srn. сумма резервирования, которая должна быть внесена по N-ой осуществленной валютной операции-
  199. Sri, Sr2, Sr. рассчитываются по формуле Sr (см. п. 1.5.)
  200. В приведенном в п. 1.5. примере:
  201. Внесенная сумма резервирования (Sr=28 000) будет соответствовать суммам резервирования по каждой валютной операции (Sri+Sr2+ Sr3+Sr4= 8400+2800+11 200+5600=28 000)
  202. Внесенная сумма резервирования (Sr=5 600) будет соответствовать суммам резервирования по каждой валютной операции (Sri+Sr2+ Sr3+Sr4= 1680+560+2240+1120=5 600)
Заполнить форму текущей работой