Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конструктивно-технологические решения устройств водоотвода для земляного полотна железных и автомобильных дорог на вечной мерзлоте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения работы докладывались на секции «Строительство и реконструкция искусственных сооружений» Ученого совета ЦНИИСа (2001 г.), на Второй конференции геокриологов России (МГУ, Москва, 2002 г.), на Конференции аспирантов и соискателей, посвященной 100-летию со дня рождения В. С. Лукьянова (ЦНИИС, 2002 г.), на научно-технической конференции «Строительство… Читать ещё >

Содержание

  • 4. Стр
  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Основные факторы, влияющие на изменение температуры вечномерзлых грунтов оснований железных и автомобильных дорог. Роль водоотвода в обеспечении стабилизации температурного режима
    • 1. 2. Обзор известных технических решений систем водоотвода и основных работ, выполненных в этой области. Актуальность, цель и задачи работы
    • 1. 3. Методика исследований
  • 2. РОЛЬ ВОДООТВОДА В ФОРМИРОВАНИИ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТОВ ОСНОВАНИЙ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
    • 2. 1. Влияние изменения уровня грунтовых вод на температурный режим подстилающих вечномерзлых грунтов (постановка задачи)
    • 2. 2. Климатические и мерзлотно-грунтовые особенности юго-восточной части криолитозоны России. Основные исходные данные для ф теплофизических расчетов
    • 2. 3. Исследования влияния изменения среднегодового уровня грунтовых вод на температурный режим подстилающих v вечномерзлых грунтов
    • 2. 4. Исследования влияния сезонного изменения уровня грунтовых вод на температурный режим подстилающих вечномерзлых грунтов
    • 2. 5. Выводы по главе 2
  • 3. ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ В СИСТЕМЕ «ЗЕМПОЛОТНО — ВОДООТВОДНАЯ КАНАВА — ПРИЛЕГАЮЩАЯ ТЕРРИТОРИЯ» В ЦЕЛОМ И В ОТДЕЛЬНЫХ ЕЕ ЭЛЕМЕНТАХ
    • 3. 1. Температурный режим отдельной канавы
    • 3. 2. Температурный режим в системе «земполотно — канава — прилегающая территория»
    • 3. 3. Формирование температурного режима на стыках естественной ц, поверхности, земполотна и водоотводной канавы
    • 3. 4. Предложения по конструктивному решению водоотводной канавы на льдонасыщенных грунтах
    • 3. 5. Выводы по главе 3
  • 4. ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ НАСЫПИ ПРИ НАЛИЧИИ ФИЛЬТРАЦИИ ВОДЫ
    • 4. 1. Опыт использования фильтрующих насыпей в юго-восточной части криолитозоны
    • 4. 2. Разработка методики расчета фильтрующей насыпи на ЭВМ температурного режима насыпи с учетом переноса тепла фильтрующей водой
    • 4. 3. Разработка конструкции насыпи большой высоты с дренирующей прорезью
    • 4. 4. Разработка конструкции фильтрующей выемки
    • 4. 5. Выводы по главе 4
  • 5. ТЕХНОЛОГИЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ВОДООТВОДНЫХ СООРУЖЕНИЙ
    • 5. 1. Особенности возведения водоотводных сооружений на высокопроса-дочных грунтах
    • 5. 2. Разработка способа возведения водоотводных канав самоуглубляющегося типа
    • 5. 3. Формирование искусственных полос стока
    • 5. 4. Разработка бесканавного способа водоотвода

Конструктивно-технологические решения устройств водоотвода для земляного полотна железных и автомобильных дорог на вечной мерзлоте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Значительная часть территории России расположена в зоне вечной мерзлоты.

Несущая способность вечномерзлых грунтов зависит от их температуры. Поэтому температурный режим грунтов в указанных регионах определяет не только особенности проектирования, строительства, и эксплуатации, а подчас и саму возможность возведения сооружений.

Многолетние исследования степени влияния различных природно-климатических и конструктивно-технологических факторов на устойчивость насыпей в районах вечной мерзлоты показывают исключительно важное влияние фильтрации поверхностной воды на тепловое состояние подстилающих насыпь вечномерзлых грунтов. Во всех случаях, за исключением фильтрующих насыпей и дренирующих прорезей, отсыпанных на полную высоту из фракционного скального грунта, даже еле заметное просачивание поверхностной воды вдоль или поперек насыпи, вызывает необратимое повышение температуры грунтов оснований и их многолетнее оттаивание, что нередко сопровождается развитием длительных и неравномерных осадок и просадок пути. Однако существующие в настоящее время конструкции далеко не всегда обеспечивают нормальный водоотвод, имеет место значительный процент их разрушений во времени эксплуатации.

Таким образом, актуальность работы определяется, с одной стороны, значимостью влияния поверхностных и грунтовых вод на температурный режим вечномерзлых грунтов, и, следовательно, на несущую способность оснований, а с другой — недостатками водоотводных систем, применяемых в рассматриваемых природных условиях.

В связи с этим целью работы является повышение эффективности и жизнеспособности систем водоотвода при сооружении земляного полотна v железных дорог в зоне распространения вечномерзлых грунтов.

Методы исследования — натурные многолетние наблюдения за температурным режимом вечномерзлых грунтов в зонах теплового влияния водоотводных систем в регионах юго-восточной части криолитозоны России в сочетании с математическим моделированием тепловых процессов на ЭВМ.

Научная новизна работы заключается в выявлении новых закономерностей:

— теплового влияния изменения уровней грунтовых и поверхностных вод на подстилающие грунты при возникновении подпора с верховой стороны земполотна после его сооружения;

— теплового влияния системы «земляное полотно — водоотводная канаваприлегающая территория» в целом и в отдельных ее элементах;

— переноса тепла при поперечной и продольной фильтрации воды сквозь jy. тело насыпи;

— теплового влияния различных технологических процессов при возведении водоотводных систем.

Практическая значимость. На основании выполненных автором исследований разработаны методы расчета температурного режима грунтов в зоне размещения водоотводов, новые конструктивно-технологические решения систем водоотвода, практические рекомендации по регулированию температурного режима, позволяющие снизить стоимость и трудоемкость возведения систем водоотвода и их дальнейшей эксплуатации в условиях вечномерзлых грунтов.

Реализация результатов работы. Результаты работы реализованы на многих участках БАМа и других дорог в юго-восточной части криолитозоны.

России. Материалы исследований использованы в нормативно-рекомендательном документе.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались на секции «Строительство и реконструкция искусственных сооружений» Ученого совета ЦНИИСа (2001 г.), на Второй конференции геокриологов России (МГУ, Москва, 2002 г.), на Конференции аспирантов и соискателей, посвященной 100-летию со дня рождения В. С. Лукьянова (ЦНИИС, 2002 г.), на научно-технической конференции «Строительство и эксплуатация транспортных сооружений в районах развития опасных геологических процессов» (МИИТ, Москва, 2003 г.). Достоверность полученных результатов подтверждается близкой сходимостью результатов теоретических расчетов и непосредственных измерений в натуре.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 печатных работ, в том числе получен один патент на изобретение. Кроме того, результаты работы автора отражены в более чем 30 научных отчетах Тындинской мерзлотной станции, где диссертант являлся либо руководителем, либо ответственным исполнителем отдельных разделов.

Автор выражает благодарность коллективу Тындинской мерзлотной станции, коллективу Центральной лаборатории инженерной теплофизики ОАО ЦНИИС, научному руководителю доктору технических наук Пассеку В. В. и научному консультанту доктору технических наук Цернанту А. А. за большую помощь при проведении работы.

5.5. Выводы по главе 5.

Работы, выполненные в рамках главы 5, позволили сделать следующие выводы:

1. Обследование состояния водоотводных канав стандартного профиля, сооруженных за один заход, показало, что такой способ сооружения, независимо от того, имеется или нет крепление дна и откосов канавы, может рассматриваться приемлемым практически только для грунтов I и II категории просадочности. В грунтах III и IV категории просадочности после сооружения канавы происходит существенное изменение температурного режима прилегающих к канаве грунтов с частичным их протаиванием и деформированием, особенно на участках с наличием близко залегающих к дневной поверхности повторно-жильных льдов. Это приводит к частичному или полному разрушению канавы за 2 — 3 года.

2. Может быть рекомендован способ сооружения водоотводных канав в слабых грунтах, разработанный трестом «Бамстроймеханизация» и Тындинской мерзлотной станцией с участием автора. Сущность этого способа заключается в устройстве первичной траншеи, заполнении ее дренирующим грунтом, уплотнении этого грунта и нарезке в этом грунте уже канавы требуемого профиля, причем нарезка канавы осуществляется через 2−3 теплых сезона после укладки грунта и уплотнении дренирующего грунта.

3. Для грунтов III — IV категории просадочности разработано техническое решение водоотводных канав самоуглубляющегося типа. Сущность решения заключается в нарезке неглубокой траншеи и заполнении ее дренирующим грунтом. За счет изменения условий теплообмена в зоне траншеи по сравнению с существующими рядом естественными условиями происходит повышенное протаивание грунта в зоне траншеи и прогиб ее с образованием русла. Через 2−3 года водоотводная канава требует лишь частичной правки.

4. Для применения на слабосточных маревых участках разработан способ образования полосы стока. Сущность его заключается в отсыпке непосредственно на поверхность мари небольшого по мощности (0,2−0,3 м) слоя дренирующего грунта шириной 3,5−4,0 м. За счет изменения граничных условий и повышенного протаивания через 2—3 года формируется полоса стока.

5. Для случаев периодических стоков при наличии поперечного и продольного по отношению к насыпи уклонов местности разработан способ бесканавного отвода воды. Сущность способа заключается в отводе воды вдоль насыпи непосредственно у ее подошвы откоса, при этом для предотвращения размывов и протаивания сооружается берма из каменной наброски и противофильтрационный замок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Применительно к юго-восточной части криолитозоны России для различных мерзлотно-грунтовых условий и условий растительного покрова выявлены закономерности влияния изменений уровня грунтовых и поверхностных вод на температурный режим территории.

Исследования показали, что круглогодичное подтопление существенно сказывается на формировании температурного режима грунтов оснований, и в отличие от других климатических регионов в юго-восточной части криолитозоны необходимо при проектировании железных и автомобильных дорог обращать особое внимание на возможность подтопления и обеспечивать должный водоотвод.

2. Разработана методика аналитического определения влияния отдельной водоотводной канавы на температурный режим подстилающих вечномерзлых грунтов. Установлено, что по своему характеру это влияние должно быть разделено на два вида: локальное и общее. Локальное влияние довольно сильное и ограничивается глубиной нескольких метров. Далее это влияние резко снижается, но сохраняется на большую глубину, что следует учитывать при прогнозировании общего температурного режима земполотна. По мере уширения канав зона локального влияния увеличивается и снижается соотношение локального и общего влияния.

3. Выявлены закономерности теплового влияния канавы в системе «земполотно — водоотводная канава — окружающая территория». Установлено, что с увеличением расстояния между земполотном и канавой ее тепловое влияние вначале несколько увеличивается (при расстоянии 10 — 15 м), затем снижается. Расстояние 10 — 15 м является инженерно неустойчивым решением, если не будет обращено специальное внимание на зону между канавой и насыпью: при нарушении растительности и возможных снегозаносах тепловое отепляющее влияние системы резко возрастает, при принятии специальных мер (например, каменной наброски) влияние всей системы может стать охлаждающим. Проанализировано температурное состояние на стыках естественной поверхности, земполотна и водоотводной канавы. Установлено, что в высокольдистых грунтах без принятия специальных конструктивно-технологических мер возможны значительные деформации и разрушения. Разработана конструкция водоотводной канавы для экстремальных условий (льдогрунтов). Конструкция канавы включает боковые переходные зоны между заменяемым грунтом и окружающим льдогрунтом.

4. Опыт использования фильтрующих насыпей и фильтрующих прорезей, разработанных и внедренных с участием автора на различных участках железных дорог в юго-восточной части криолитозоны России, показал, что этот вид водоотводных сооружений может эффективно работать в рассматриваемых условиях.

5. Разработана методика инженерного расчета на ЭВМ температурного режима тела и грунтов оснований насыпи в зоне фильтрующей прорези;

6. Исследования показали, что с увеличением высоты насыпи применение фильтрующей прорези существенно усложняется, а в ряде случаев становится невозможным. Разработана конструкция высокой насыпи с фильтрующей прорезью, где специальные мероприятия обеспечивают требуемый температурный режим вечномерзлых грунтов;

7. Разработана новая конструкция фильтрующей выемки, где применение каменной наброски позволяет поддерживать требуемый температурный режим вечномерзлых грунтов оснований, несмотря на наличие продольной фильтрации.

8. Обследование состояния водоотводных канав стандартного профиля, сооруженных за один заход, показало, что такой способ сооружения, независимо от того, имеется или нет крепление дна и откосов канавы, может рассматриваться приемлемым практически только для грунтов I и II категории просадочности. В грунтах III и IV категории просадочности после сооружения канавы происходит существенное изменение температурного режима прилегающих к канаве грунтов с частичным их протаиванием и деформированием, особенно на участках с наличием близко залегающих к дневной поверхности повторно-жильных льдов. Это приводит к частичному или полному разрушению канавы за 2 — 3 года.

9. Рекомендован способ сооружения водоотводных канав в слабых грунтах, разработанный трестом «Бамстроймеханизация» и Тындинской мерзлотной станцией с участием автора. Сущность этого способа заключается в устройстве первичной траншеи, заполнении ее дренирующим грунтом, уплотнении этого грунта и нарезке в этом грунте уже канавы требуемого профиля, причем нарезка канавы осуществляется через 2−3 теплых сезона после укладки грунта и уплотнении дренирующего грунта.

10. Для грунтов III — IV категории просадочности разработано техническое решение водоотводных канав самоуглубляющегося типа. Сущность решения заключается в нарезке неглубокой траншеи и заполнении ее дренирующим грунтом. За счет изменения условий теплообмена в зоне траншеи по сравнению с существующими рядом естественными условиями происходит повышенное протаивание грунта в зоне траншеи и прогиб ее с образованием русла. Через 2 — 3 года водоотводная канава требует лишь частичной правки.

11. Для применения на слабосточных маревых участках разработан способ образования полосы стока. Сущность его заключается в отсыпке непосредственно на поверхность мари небольшого по мощности (0,2 — 0,3 м) слоя дренирующего грунта шириной 3,5 — 4,0 м. За счет изменения граничных условий и повышенного протаивания через 2 — 3 года формируется полоса стока.

12. Для случаев периодических стоков при наличии поперечного и продольного по отношению к насыпи уклонов местности разработан способ бесканавного отвода воды. Сущность способа заключается в отводе воды вдоль насыпи непосредственно у ее подошвы откоса, при этом для предотвращения размывов и протаивания сооружается берма из каменной наброски и противофильтрационный замок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Х.Х., Иванов М. И. Универсальный метод моделирования теплопередачи с применением ЭВМ//Строительство и архитектура. 1973. — № 9. -С. 25+29.
  2. Анализ состояния земляного полотна на сети железных дорог. «Оценка динамики состояния и качества содержания земляного полотна на сети железных дорог», Департамент пути МПС, 2001. — 63 с.
  3. И.Г., Левин В. И. Уравнения математической физики. -М.: Наука, 1964.-288 с.
  4. В.Т., Павлов А. В. Динамика криолитозоны в связи с изменениями климата и антропогенным воздействием (в Западной Сиби-ри)//Проблемы геологии. М.- Наука, 1983. — С. 184+194.
  5. Н.М., Рядно А. А. Методы теории теплопроводности. М.: Высшая школа, 1982. Т. 1. — 327 с. Т. 2. — 304 с.
  6. В.Н. Строительная теплофизика. М.: Высшая школа, 1970.-375 с.
  7. В.В. Методика проведения температурных наблюдений. -Тында: Тындинская мерзлотная станция, 1992. 6 с.
  8. В.В. Разработка и внедрение перспективных методов измерения при геокриологических исследованиях: Отчет о НИР/ЦНИИС, ТМС-88/90−2-160. -М.: 1990. 37 с.
  9. Н.А., Турчина В. А. Искусственное замораживание грунтов (обзор). -М.: Информэнерго, 1978. 68 с.
  10. Ю.Быков Н. И., Каптерев П. Н. Вечная мерзлота и строительство на ней. -М.: Трансяселдориздат, 1940. 372 с.
  11. А.П. Приближенный метод решения задач теплопроводности при переменных константах//Известия АН СССР. ОТНШ. 1946. -№ 12. — С. 1767-И 774.
  12. Е.С., Овчаров Л. А. Теория вероятностей. М.: Наука, 1973.-368 с.
  13. С.А. Численное решение двухфазной задачи Стефа-наУ/Вычислительные методы и программирование. Тр. МГУ. Вып. 6. М.: МГУ, 1967.-С. 217−230.
  14. Временные технические условия на проектирование земполотна ж.д. линии Улан-Эльга с сохранением мерзлого состояния грунтов основания. МПС РФ. М. 2001.
  15. ВСН 61−61. Технические указания по изысканиям, проектированию и постройке железных дорог в районах вечной мерзлоты. М.: 1962.
  16. М.К. Предполагаемые изменения климата и возможная динамика вечной мерзлоты//Метеорология и гидрология. — 1984. № 7. — С. 114-И 16.
  17. Ю.Е. Теплофизика строительных процессов в условиях вечномерзлых грунтов. Л.: Стройиздат, 1983. — 96 с.
  18. С.И. Укрепление мерзлых оснований охлаждением. Л.: Стройиздат, 1984. — 154 с.
  19. Л.С. Применение математических методов в геокриологии. Учебно-методическое пособие. М.: МГУ, 1987. — 168 с.
  20. Геологическая среда центрального участка зоны БАМ, как объект хозяйственного освоения. -М.: МГУ, 1985, -230 с.
  21. ГераськиН Н. Н. Численный метод решения задачи промерзания-отаивания однородного грунта//Труды координационного совета по гидротехнике. Вып. 117. Л.: 1977. — С. 64+66.
  22. Н.М., Пассек В. В., Дробышевский Б. А. и др. Рекомендации по проектированию и постройке опор автодорожных и железнодорожных мостов на вечномерзлых грунтах. М.: ЦНИИС, 1988. — 107 с.
  23. С.К., Рябенький B.C. Разностные системы. М.: Наука, 1977. — 440 с.
  24. М.Д. Обзор современных математических моделей промерзающих влажных грунтов//Термодинамические аспекты механики мерзлых грунтов. -М.: Наука, 1988. С. 30^-45.
  25. В.Т., Прибыткова К. В., Шкадинский К. Г. Численные методы решения некоторых задач по тепло- и массообмену//Тепло- и массопе-ренос. Минск: Наука и техника, 1968. Т. 8. — С. 373-^ 383.
  26. Ю.В. О положении вечной мерзлоты под малыми водото-ками//Материалы VIII Международного совещания по геокриологии. Вып. 2. -Якутск: 1966.
  27. .Н., Кудрявцев В. А. Общее мерзлотоведение. Учебное пособие для студентов спец. вузов. — М.: МГУ, 1967. 403 с.
  28. М.М., Красовицкий Б. А., Лозовский А. С., Попов Ф. С. Тепловые и механические взаимодействия инженерных сооружений с мерзлыми грунтами. Н.: Наука, 1977. — 144 с.
  29. П.И., Дубнов Ю. Д., Цуканов Н. А. Криогенные деформации земляного полотна и пути их предупреждения//Линейные сооружения на вечномерзлых грунтах. -М.: Наука, 1990. С. 14-^25.
  30. А.с. № 1 506 966 СССР. Теплоизолирующее покрытие для сохранения вечномерзлых грунтов/Дыдышко П.И., Пассек В. В., Цуканов Н. А., Минайлов Г. П., Дербас В. А., Жданова С. М. № 33. — 1989.
  31. Евдокимов-Рокотовский М. Н. Постройка и эксплуатация инженерных сооружений на вечной мерзлоте. Томск: 1931. — 294 с.
  32. Э.Д. Основы геокриологии//Инженерная геокриология. Ч. 5. -М.: МГУ, 1999.-526 с.
  33. Г. Н., Грачев Н. А. Особенности строительства железных дорог в районах распространения вечной мерзлоты и болот. Учебное пособие. -М.: УМК МПС России, 2001. 420 с.
  34. Г. П., Перетрухин Н. А. Сооружение земляного полотна железных дорог в районах вечной мерзлоты. Д.: 1961.
  35. В.Н. Высокоэффективная теплоизоляция в основаниях аэродромов и дорог. -М.: Транспорт, 1988. 134 с.
  36. В.Ю., Петров Б. Е. Численные методы прогнозирования и регулирования теплового режима горных пород области многолетней мерзлоты. -Якутск: ЯФСО АН СССР, 1986. 94 с.
  37. Изыскания, проектирование и строительство железных дорог в районах вечной мерзлоты. ВСН 61−89. М.: Минтрансстрой СССР, 1990. — 207 с.
  38. Инженерная геокриология. Справочное пособие/Ершов Э.Д., Хруста-лев Л.Н., Дубиков Г. И., Пармузин С. Ю. -М.: Недра, 1991.-439 с.
  39. Инженерно-геологическое обеспечение строительства сооружений. — Н.: Наука, 1989. 136 с.
  40. Инженерное мерзлотоведение. М.: Наука, 1979. — 208 с.
  41. Инструкция по содержанию земляного полотна на вечномерзлых грунтах БАМ ж.д. Тында, МПС, 1993. — 82 с.
  42. Исследование эффективности работы водоотводных устройств на участках со сложными мерзлотно-грунтовыми условиями для совершенствования их конструкций: Отчет о НИР/ТМС. Тында, 1991.
  43. П.Н. Температурный режим верхнего Приамурья. М.:1946.
  44. А.В., Вельский В. М. Устройство водоотводных канав в талых грунтах//Транспортное строительство. 1978. — № 5.
  45. А.А. Охлаждение мерзлых оснований для повышения их прочности. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. — 204 с.
  46. В.Г. Геокриологические исследования на переходах газопроводов через долины рек. Н.: Наука, 1988. — 190 с.
  47. П.Н. Вопросы проектирования и строительства железнодорожных линий в районах вечной мерзлоты. М.: Трансжелдориздат, 1938. — 40 с.
  48. В.А., Гарагуля JI.C. и др. Основы мерзлотного прогноза при инженерно-геологических исследованиях. М: МГУ, 1974. — 430 с.
  49. В.А. Динамика вечной мерзлоты в бассейне среднего течения р. Селемджи и связанные с нею условия строительства в этом районе/Пруды комитета по вечной мерзлоте. М.: Академия наук СССР, 1939. Т. 8.
  50. В.И. Численные методы расчета искусственных сооружений. Учебное пособие. Хабаровск, 1978. — 109 с.
  51. Линия Бамовская-Тында — Беркакит (обследование и разработка рекомендаций. Отчет о НИР/ТМС.-Тында, 1986. -199 с.
  52. B.C., Головко М. Д. Расчет глубины промерзания грунтов. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1957. 164 с.
  53. А.В. Теория теплопроводности. М.: Гос. изд. техн. теор. лит., 1952.-392 с.
  54. В.И. Термосифоны в северном строительстве. Н.: Наука, 1985.- 168 с.
  55. Г. П., Пешков П. Г., Петров Б. Г., Цернант А. А., Бойцов Е. А. Конструкции насыпей из твердомерзлых песков с прослойками геотексти-ля//Транспортное строительство. 1988. — № 5. — С. б-т-7.
  56. Н.Д., Перетрухин Н. А., Цвелодуб Б. И., Гулецкий В. В., Минайлов Г. П., Соколов B.C., Пассек В. В. Рекомендации по совершенствованию и уточнению проектных решений и методики расчета и учета осадки насыпей на марях. М.: ЦНИИС, 1978. — 107 с.
  57. Мерзлотные исследования в осваиваемых районах СССР//С6. статей. Под ред. Павлова А. В., Некрасова И. А. Н.: Наука, 1980. — 182 с.
  58. Н.Д., Минайлов Г. П. Применение дренирующих прорезей для осушения земляного полотна на марях//Транспортное строительство. -1975. -№ 9. С. 4−5.
  59. Г. П., Юсупов С. Н. Способы укрепления водоотводных канав, возводимых на близко залегающих к дневной поверхности просадочных при протаивании вечномерзлых грунтах//Материалы Второй конференции геокриологов России. М.: МГУ, 2001. — С. 189−194.
  60. Г. П., Погребной А. К., Зоборовский В. В. Работа фильтрующих насыпей, возведенных в районах распространения вечномерзлых по-род//Транспортное строительство. 1977. — № 10. — С. 34.
  61. Г. П., Юсупов С. Н. Патент № 2 211 278 (РФ) «Водоотводная канава на слабосточных марях». Приоритет от 14.07.2000.
  62. Г. П., Юсупов С. Н. К вопросу о рациональных способах перехвата и отвода поверхностной воды от земляного полотна автомобильных и железных дорог в районах распространения вечной мерзлоты//Проблемы криологии Земли. М.: РАН, 1998. — 91 с.
  63. Г. П., Юсупов С. Н. Укрепление водоотводных канав в вечномерзлых грунтах//Путь и путевое хозяйство. 2002. — № 11.
  64. М.А., Михеева И. М. Основы теплопередачи. М.: Энергия, 1973.-320 с.
  65. Основные положения по проектированию земляного полотна и малых искусственных сооружений на вечномерзлых грунтах железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск. Проектно-изыскательский институт Мосги-протранс, 1987.
  66. Основы научных исследований. Под ред. Крутова В. И. М.: Высш. школа, 1989.-400 с.
  67. А.Р., Пермяков П. П. Математическая модель и алгоритмы расчета на ЭВМ тепло- и массопереноса при промерзании грунта//ИФЖ. 1983. Т. 44. — № 2.-С. 311−316.
  68. Ю.С. Расчет на ЭВМ теплового состояния оснований искусственных сооружений//Сб. научных трудов ЦНИИСа. Вып. 41. — М.: ЦНИИС, 1971. С. 4ч-22.
  69. Ю.С., Цернант А. А. Температурный режим мерзлых грунтов на некоторых объектах транспортного строительства//Доклады и сообщения II Международной конф. по мерзлотоведению. Вып. 7. Якутск: 1973. — С. 271.
  70. В.В., Герасимова Е. И. Расчет температурных полей в грунтах вечномерзлых оснований гидротехнических сооружений с учетом переноса тепла фильтрующей водой. Госфонд алгоритмов и программ. П 1 772//Алгоритмы и программы. 1976. — № 2.
  71. В.В. Расчет на ЭВМ трехмерных температурных полей в транспортных сооружениях//Транспортное строительство. 1978. — № 10. — С. 37−38.
  72. В.В. Совершенствование методики расчета температурного режима грунтов//Теплофизические исследования транспортных сооружений. Вып. 72. М.: ЦНИИС, 1974. — С. 11−47.
  73. В.В., Пассек Вяч.В. Совершенствование алгоритма расчета на ЭВМ температурного режима вечномерзлых грунтов оснований транспортных соорнужений//Сборник научных трудов ЦНИИСА. М.: 1996. — С 91−97.
  74. Пассек Вяч.В. Методика прогнозирования температурного режима вечномерзлых грунтов оснований мостовых переходов//Тепловые процессы при строительстве транспортных сооружений (учет, использование, управление). -М.: ЦНИИС, 1999. С. 28−37.
  75. Н.А., Меренков Н. Д., Цернант А. А. и др. Рекомендации по устранению деформаций и повышению устойчивости земляного полотна в сложных мерзлотно-грунтовых условиях. М.: ЦНИИС, 1985. — 51 с.
  76. А.с. 1 098 989. Водоотводная канава в вечномерзлых грунтах, преимущественно в пределах марей/Перетрухин Н.А., Минайлов Г. П. и др. 1984.
  77. Г. В., Щелоков В. К. Изменение температурного режима грунтов при освоении территории//Теплофизика промерзающих и протаивающих грунтов. Ч. 5. М.: Наука, 1964. — С. 33−37.
  78. Проблемы геокриологии//Сб. статей к 4 Международной конф. по мерзлотоведению (Фербенкс, Аляска, июль 1983). -М.: Наука, 1983. 280 с.
  79. Расчет температурный полей в грунтах вечномерзлых оснований гидротехнических сооружений с учетом переноса тепла фильтрующей водой. П1 772/Пассек В.В., Герасимова Е.И.//Алгоритмы и программы. 1976. — № 2.
  80. Разработка материалов по формированию нормативной базы для проектирования и строительства ж.д. в регионе БАМ. — Научно-технический отчет ЦНИИС по теме ЦЛИТ-01−1407.М. 2003.
  81. Рекомендации по методике прогноза изменений мерзл отно-грунтовых условий при строительстве и эксплуатации сооружений на трассе БАМ. М.: ЦНИИС, 1975.
  82. В.И. Пособие по устройству теплоизолирующих слоев из материала STYROFOAM на автомобильных дорогах Восточной Сибири и Дальнего Востока. М.: Транспорт, 2001.
  83. Рекомендации по проектированию и постройке железнодорожных и автодорожных мостов на вечномерзлых грунтах. М.: ЦНИИС, 1986. — 91 с.
  84. Рекомендации по рациональным конструкциям земляного полотна, водоотводных устройств и малых искусственных сооружений железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск. ЦНИИС Минтрансстроя. М.: Транспорт, 1985.
  85. JI.T., Коновалов А. А. Особенности проектирования фундаментов в нефтепромысловых районах Западной Сибири. Д.: Стройиздат, 1981. — 167 с.
  86. Н.Ф. Особенности прогноза изменений мерзлотно-инженерно-геологических условий при строительстве автомобильных дорог//Методика инженерно-геологических исследований в области вечной мерзлоты. — Якутск: 1978.-С. 123−132.
  87. СНиП 2.05.03−84. Мосты и трубы. М.: Стройиздат, 1985. — 199 с.
  88. СНиП II -Б. 6−66. Основания и фундаменты зданий и сооружений на вечномерзлых грунтах. Нормы проектирования. М.: Стройиздат, 1967. — 31 с.
  89. СНиП 2.02.04−88. Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1990. — 52 с.
  90. СНиП 2.01.01−82. Строительная климатология и геофизика. М.: Стройиздат, 1983. — 136 с.
  91. СНиП 1.02.07−87. Инженерные изыскания для строительства. М.
  92. Справочник по строительству на вечномерзлых грунтах. Под ред. Ю. Я. Велли, В. И. Докучаева, Н. Ф. Федорова. Д.: Стройиздат, 1977. — 552 с.
  93. М.И. Водоснабжение железных дорог в районах вечной мерзлоты. М.: 1939.
  94. Технические указания по стабилизации деформирующихся насыпей железных дорог, расположенных на протаивающих основаниях из вечномерзлых грунтов. М.: Главное управление пути МПС, 1993. — 97 с.
  95. В.П., Дыдышко П. И., Цуканов Н. А., Аверочкина М. В. Об исследованиях различных проявлений мерзлотных процессов на транспорте//П Международная конф. по мерзлотоведению. Вып. 8. Якутск: 1975. — С. 264−267.
  96. ЮЗ. Тихонов А. Н., Самарский А. А. Уравнения математической физики. -М.: Наука, 1977. 735 с.
  97. А.с. № 1 310 471. Способ образования водоотводной кана-вы/Ткачевский И.Д., Перетрухин Н. А., Минайлов Т. П., Гулецкий В.В.
  98. Указание МПС и Минтрансстроя от 31.03.87 г., А-1932 У/Мо 354.
  99. Г. М. Прогноз температурного режима грунтов и развития криогенных процессов. -Н.: Наука, 1977. 191 с.
  100. JI.H. Температурный режим вечномерзлых грунтов на застроенной территории. -М.: Наука, 1971. 167 с.
  101. А.А. Управление тепловым режимом и напряженно-деформированным состоянием земляного полотна в криолитозоне//Материалы 1 научно-практ. Конференции AT РФ «Транспорт России. Проблемы и пути решения». Суздаль: 1992. — С. 39+42.
  102. А.А., Лобанов В. И., Большакова Н. И. Геокриологический прогноз при сооружении земляного полотна//Транспортное строительство. -1990. № 9.-С. 7+9.
  103. Н.А. Влияние фильтрации поверхностных вод на температурный режим оснований насыпей, сооружаемых на марях//Температурный режим и вопросы повышения устойчивости и долговечности транспортных сооружений на БАМе. Труды ЦНИИСа. М.: ЦНИИС, 1980.
  104. Н.А. Расчет температурного режима грунта в основании фильтрующих насыпей при использовании численных мето-дов//Теплофизические исследования транспортных сооружений. Труды ЦНИИСа. Вып. 72. М.: ЦНИИС.
  105. Н.А. Регулирование глубины оттаивания грунтов земляного полотна с помощью пенопластовой теплоизоляции//Транспортное строительство. 1981. — № 6. — С. 4−6.
  106. Н.А. Роль фильтрации поверхностных и надповерхностных вод и сезона строительства в формировании температурного режима насыпей, возводимых на многолетнемерзлых грунтах//Сб. научн. сообщ. ЦНИИСа. Вып. 8.-М.: ЦНИИС, 1963. С. 101−122.
  107. Н.А., Пассек В. В., Герасимова Е. И. Методические рекомендации по проектированию теплоизолирующих слоев в железнодорожных выемках, пересекающие льдонасыщенные вечномерзлые грунты, неустойчивые при остывании. М.: ЦНИИС, 1978. — 31 с.
  108. А.с. № 1 139 176 СССР. Покрытие откоса земляного полотна/Цуканов Н.А., Пассек В. В., Заковенко В. В., Дыдышко П. И., Евстигнеев Р. И. № 30. -1995.
  109. Н.А. Механика мерзлых грунтов. М.: Высшая школа, 1973.-448 с.
  110. В.П. Прогноз геокриологической обстановки в связи с нарушением природных условий//Геокриологический прогноз и совершенствование инженерных изысканий. -М.: Стройиздат, 1980. С. 32−54.
  111. В.П., Чеховский А. Л., Стремяков А. Я., Пакулин В. А. Прогноз теплового состояния грунтов при освоении северных районов. М.: Наука, 1984. — 137 с.
  112. С.Н. Обеспечение устойчивости водоотводных канав в вечномерзлых, льдонасыщенных грунтах//Повышение эффективности работы железнодорожного транспорта в новых условиях развития дальневосточного региона. Хабаровск: ХабИИЖТ, 1995.
  113. Aguirre-Puente J. Comptes rendus du XIII Congres International du Froid. 1971. — V. 1. — P. 759−764.
  114. Barrg R.G. Snow cover, sea ice and permafrost. Glaciers, ice sheets and sea leval: Eff. CO indue. Clim. Change. Report Workshop, Seattle, Wash., Sept. 1315. — Washington, D.C., 1985. — P. 241−247.
  115. Brown R.J.E., Johnston G.H. Permafrost and Related Engineering Problems. Ottawa: 1964. V. 23, N 89.
  116. Brown R.J.E. Permafrost Investigation in Saskatchewan and Manitoba. -Ottawa, 1965. P. 74.
  117. Frost i Jord. Symposium. Norges teknisk naturvitenskapelige for-skningsrads og statens vegvesens utvald for frost i jord. — Oslo, 1971. — № 6.
  118. Ground Freezing. Proceedings 4th Int. Symp., Sapporo, 5−7 Aug., 1985. -Rotterdam- Boston, 1985.
  119. List of Publications on Permafrost and Building in the North. Ottawa, 1967/-P. 33.
  120. Osterkamp Т.Е. Freezing and thawing of soils and permafrost containing unfrozen water or brine. Water Resources Research. 1987. V. 23, № 12. — P. 2279−2285.
  121. Permafrost: Second Inter. Conf., July 13−28. 1973. Jakutsk, USSR. -Washington, National Acad, of sciences. 783 p.
  122. Permofrost: 4th Inter. Conf., July 17−22. 1983. Proceedings. Organized by Univ. of Alaska and Nat. Acad, of Science. Washington, D.C.% Nat. Acad. Press, 1983.- 1524 pp.
  123. Pissart A. Colloque International de Gemerphelegie Liego-Caen. 1971.- P. 21.
  124. Proceedings of the Third International Conference on Permafrost, Edmonton, July 10−13, 1978. v. 1. Ottawa, Nat. Res. Counc. Can., 1978. — 974 pp.
  125. Proceedings of the Third International Conference on Permafrost, Edmonton, July 10−13, 1978. v. 1. Ottawa, Nat. Res. Counc. Can., 1978. — 255 pp.
  126. Reil R.L., Evans A.L. Heat transfer in an air thermosyphon permafrost protection device//Trans. ASME. j. Energy Resour. Technol. 1982. V. 104.
  127. Sieber O. A preview of the North Slope Acaess-Road//Alaska Constr. and Oil Report. 1971. V. 12, № 3. — P. 38, 40, 42, 44.
  128. Smith M.W., Riseborough D.W. Permafrost sensitivity to climatic change. Permofrost//4th Int. Conf. Proc., July 17−22, 1983. Washington, D.C., 1983. — P. 11 784−1183.
  129. Wallace A.J., Williams P.J. Problems of building roads in the north//Canadien Geogr. J. 1974. V. 89, № 1−2. — P. 40−47.
Заполнить форму текущей работой