Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-демографические и мотивационные аспекты удовлетворенности стоматологической помощью в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первичное обращение за специализированной стоматологической помощью происходит чаще в государственные лечебные учреждения, повторное — нередко в частные лечебные учреждения. Средний возраст пациентов на терапевтическом стоматологическом приёме государственных и негосударственных лечебных учреждений достоверно ниже, чем ш хирургическом (29,5+3,99 лет и 33,5+6,18 лет против 32,9+5,15 лет… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МНОГОУКЛАДНОСТИ РЫНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • РЕЗ У ЛЬ ТА ТЫ СОБС ТВЕННЫХ ИССЛЕДОВА НИЙ
  • ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЩАЕМОСТИ ЗА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ. СТРУКТУРА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРИЁМА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    • 3. 1. Социально-демографические и мотивационные различия обращаемости в ГСУ и ЧСО
    • 3. 2. Структура стоматологического приёма ГСУ и ЧСО
  • ГЛАВА 4. КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА И
  • УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ помощью В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ЧАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ
    • 4. 1. Анализ качества и удовлетворённости стоматологической помощью в ГСУ
    • 4. 2. Сравнительный анализ мотивационных различий удовлетворённости стоматологической помощью в ГСУ
    • 4. 3. Анализ качества и удовлетворённости стоматологической помощью в ЧСО
    • 4. 4. Сравнительный анализ мотивационных различий удовлетворённости стоматологической помощью в ЧСО
    • 4. 5. Сравнительный анализ удовлетворённости и качества стоматологической помощи в учреждениях государственного и частного' сектора стоматологического рынка

Социально-демографические и мотивационные аспекты удовлетворенности стоматологической помощью в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сокращения:

ГСУ — государственное (муниципальное) стоматологическое учреждение *.

ЧСО — частная стоматологическая организация Актуальность исследования.

Стоматологическая помощь относится к наиболее массовым видам специализированной медицинской помощи. Доля стоматологической заболеваемости в структуре общей заболеваемости составляет 20−25% [106].

Более половины объёма лечебной работы, выполняемой врачами! стоматологами, приходится на лечение зубов по поводу кариеса и его осложнений [107]. На уровень распространённости и интенсивности кариеса зубов оказывает значительное влияние доступность для населения как общей медицинской, так и стоматологической помощи, уровень её организации, материально-техническое оснащение стоматологических учреждений, квалификация врачебных кадров, внедрение новых форм организации труда и научно обоснованных современных методов диагностики и лечения стоматологических заболеваний [167], общая культура и санитарная грамотность населения. При государственной монопольной системе здравоохранения незначительна конкуренция между поставщиками медицинской помощи. При этом пациенты не имеют возможности сделать выбор, а также не имеют представления о качестве той помощи, которую они получают, а неосведомлённость и монополизация в конечном итоге ведут к плохому качеству обслуживания [120, 213, 221, 224]. -Это ставит проблему просвещения населения по вопросам, связанным с обеспечением качества медицинской помощи, на одно из первых мест [54, 71,214,217,218].

Важнейшим интегральным субъективным показателем является удовлетворенность пациента (в иностранной литературе, наряду с ним используется показатель «понимание нужд потребителя»). Его детерминантами служат удовлетворенность пациента своим здоровьем после лечения, удовлетворенность состоянием здоровья пациента его родственниками и близкими людьми, удовлетворенность клиентов качеством оказанной медицинской помощи, удовлетворенность бытовыми условиями и уходом, удовлетворенность взаимоотношениями с персоналом (администрацией, врачами, медицинскими сестрами, санитарками, охраной). Важную роль играет проведение экспертизы медицинской помощи в рамках клинико-экспертной работы больничного учреждения. К субъективным показателям относятся также престиж больницы, авторитет врачей и т. д. [216, 220, 243−249].

Вместе с тем, компоненты качества медицинской помощи, в том числе удовлетворенность пациентов, должны оцениваться по отношению к каждому конкретному пациенту и ложиться в основу общего представления о медицинской деятельности. Изучение удовлетворённости населения является важным фактором в формировании стратегии управления стоматологической помощью, в организации разных видов приёма, позволяет более детально оценить качество и удовлетворённость населения при разных мотивациях разных видов стоматологического приёма (терапевтического, хирургического, ортопедического).

Именно с позиций изучения удовлетворённости разных категорий населения и контроля качества оказанной помощи в стоматологических ЛПУ может быть обеспечен реальный контроль за стоматологическими кадрами — уделяя внимание их профессиональной квалификации, вопросам дальнейшего усовершенствования и, в конечном итоге, обеспечению качества оказания помощи.

В настоящее время существенно изменился подход к вопросам организации стоматологической помощи в связи с внедрением рыночных отношений. В условиях продолжающегося экономического кризиса и трудностей, связанных с обеспечением бюджетных секторов экономики, в.

России произошло значительное сокращение государственного финансирования здравоохранения. Наиболее значительное развитие получила частная медицина в стоматологическом обслуживании населения: 20% респондентов в 1997 году пользовались услугами частных стоматологов, а к 2010 году прогнозируется, что около 50% всех стоматологических услуг будет оказываться частным сектором [95].

По данным эпидемиологических исследований, в настоящее время в РФ наблюдается высокий уровень стоматологических заболеваний. С каждым годом растут обращаемость к врачам по поводу болезней зубов и стоматологическая заболеваемость, одновременно снижается ряд качественных показателей стоматологического обслуживания. Определённая часть в этих вопросах отводится социальным факторам, удовлетворённости населения оказанной стоматологической помощью, отдельным показателям адекватности удовлетворённости и т. д.

Анализ литературных источников показал, что имеются многочисленные работы, посвящённые эпидемиологии кариеса зубов, влиянию отдельных социал-гигиенических и организационных факторов, изучению различных аспектов профилактики кариеса зубов, санации полости рта, диспансеризации, совершенствованию лечебно-диагностического процесса (Константинов Г. И., 1992; Белякова Е. В., 1993; Леонтьев В. К., 2001; Гринин В. М., Максимовский Ю. М., 2002).

Однако, до настоящего времени не проводилось изучения особенностей удовлетворённости разных демографических и социальных групп населения, не учитывалось влияние больного числа факторов на адекватность населениясовершенно не изучены показатели адекватности удовлетворённости и влияние на адекватность разных факторов, а именно это позволило бы прогнозировать организационное развитие стоматологической помощи, особенно в условиях учреждений разных организационно-правовых форм (государственного, муниципального, частного секторов современного стоматологического рынка). Нет изучения данных аспектов в динамике в течение длительного времени, детально не изучались взаимосвязи факторов и условий, составляющий единый клинико-социальный и организационный комплекс. Среди исследователей нет единого мнения о дифференцированном подходе к организации стоматологической помощи с учётом факторов удовлетворённости населения вследствие влияния ряда социал-гигиенических факторов, обращаемости и др., между тем как решить эти задачи может лишь мониторирование последнего.

Полученные данные будут способствовать совершенствованию оказания стоматологической помощи населению. Всё это свидетельствует об актуальности избранного нами вопроса.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

.

Цель исследования — совершенствование оказания стоматологической помощи населению с позиций комплексного изучения её удовлетворённости.

Задачи исследования:

1) Изучить социально-демографические и мотивационные особенности обращаемости населения за разными видами стоматологической помощи (терапевтической, хирургической, ортопедической) в условиях бюджетного и частного приёма;

2) Провести сравнительное изучение показателей удовлетворённости и экспертного качества разных видов стоматологической помощи (терапевтической, хирургической, ортопедической) населению в учреждениях государственного и частного секторов;

3) На основании полученных данных выявить роль социально-гигиенических и клинических факторов, влияющих на удовлетворённость и качество оказанной стоматологической помощи;

4) Оценить показатели адекватности удовлетворённости разных социально-демографических групп населения стоматологической помощью и выделить роль факторов, влияющих на оптимизацию адекватности.

Научная новизна исследования.

Подробно описана кпинико-социальная структура контингента больных, обращающихся за разными видами стоматологической помощи в государственные и частные лечебные учреждения, с учётом большинства известных социально-демографических и мотивационных факторовизучены удовлетворённость и качество оказанной помощи в зависимости от влияния разных медицинских, социальных, организационных факторов. Дано обоснование совершенствования оказания разных видов стоматологической помощи с учётом влияния социально-гигиенических и организационных критериев, прежде всего фактора удовлетворённости ранее оказанной помощью.

Практическая значимость исследования.

Полученные результаты позволят обосновать резервы повышения качества оказания разных видов стоматологической помощи (терапевтическая, хирургическая, ортопедическая) для населения разных возрастно-половых и социальных групп на основе изучения показателей удовлетворённости оказания специализированной стоматологической помощи. Оценка предлагаемых показателей адекватности удовлетворённости будет полезна для повышения качества и эффективности разных видов стоматологической помощи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социально-демографическая структура стоматологической обращаемости в ЛПУ разных организационно-правовых форм в условиях развившегося рынка стоматологической помощи.

2. Экспертно оценённое качество разных видов стоматологической помощи в ЛПУ разных организационно-правовых форм.

3. Удовлетворённость пациентов оказанной специализированной стоматологической помощью и значимость факторов, повышающих её объективизацию.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были доложены на заседании учёного совета стоматологического факультета Российской медицинской академии последипломного образования Росздрава (июнь 2007 года), на совместном межкафедральном заседании НИМСИ МГМСУ, кафедр пародонтологии и гериатрической стоматологии, микробиологии, иммунологии и вирусологии, факультетской хирургической стоматологии, пропедевтической стоматологии МГМСУ (ноябрь 2007 года).

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в практику работы клинико-диагностического центра МГМСУ, стоматологической поликлиники № 5 г. Москвыв учебный процесс кафедр пародонтологии и гериатрической стоматологии, пропедевтики стомат. заболеваний МГМСУ.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 3 печатных работы.

Объем и структура диссертации. Работа изложена на 186 листах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, глав собственных исследований, выводов, практических рекомендаций, указателя литературы. Диссертация иллюстрирована 107 рисунками и 10 таблицами. Указатель литературы включает 256 источников, из которых 202 отечественных и 54 зарубежных.

ВЫВОДЫ:

1. Первичное обращение за специализированной стоматологической помощью происходит чаще в государственные лечебные учреждения, повторное — нередко в частные лечебные учреждения. Средний возраст пациентов на терапевтическом стоматологическом приёме государственных и негосударственных лечебных учреждений достоверно ниже, чем ш хирургическом (29,5+3,99 лет и 33,5+6,18 лет против 32,9+5,15 лет и 35,7+6,14 лет) — последний ниже, чем на ортопедическом (43,8+3,85 лет и 56,2+3,14 лет). Для терапевтического и ортопедического приёмов обмечена преимущественная обращаемость женщин (р<0,05). Основные социальные контингента обращающихся в частные учреждения — студенты и лица «администрирующего персонала», в государственные стоматологические учреждения «интеллигенция» и «персонал среднего уровня».

2. Структура стоматологической обращаемости в государственные и частные учреждения большей частью представлена терапевтическим приёмом (56,8% и 61,0%), на четверть — хирургическим, менее всего — ортопедическим (19,5%) и 18,3%). На терапевтическом приёме государственных и частных лечебных учреждений лидирующими по частоте были обращения .то острой зубной боли (24,8%) и 21,1%), среди плановых обращений — лечение кариеса зубов (22,1% и 18,4%). В частные стоматологические клиники было больше обращений по поводу эстетических мотиваций (эстетическая реставрация зубов — 16,3%, профессиональная гигиена и отбеливание зубов — 16,3%), в государственные — для лечения осложнений кариеса (пульпита и периодонтита).

3. Удовлетворённость пациентов и качество оказанной стоматологической помощи по всем видам приёма были выше в государственных лечебных учреждениях (р<0,05) — различий между видами приёма не имелось. Наибольшая адекватность оценок пациентов имела место на ортопедическом приёмена терапевтическом — удовлетворённость преимущественно завышена (на +0,09 и.

0,06 баллов для государственных и частных лечебных учреждений), а на хирургическом — наоборот, занижена (на -0,17 и -0,31 баллов соответственно).

4. Существенное завышение удовлетворённости имело место у мужчин, лиц со средним образованием, в социальных подгруппах «интеллигенция», «персонал среднего уровня» (на +0,22−0,39 баллов) — адекватная оценка отмечена у женщин, пациентов с высшим образованием, особенно из числа «администрирующего персонала». Другие возрастные и социальные факторы на адекватность оценок удовлетворённости существенно не влияли.

5. Мотивации терапевтического приёма, характеризующиеся сильным болевым синдромом (лечение пульпита, периодонтита, острая боль), достоверно сочетались с завышением уровня удовлетворённости пациентог, — мотивации эстетической направленности (реставрация зубов, отбеливание, профгигиена) — достоверным занижением оценок удовлетворённости. Мотивации хирургического приёма сочетались с занижением показателей удовлетворённости респондентов.

6. Неадекватность оценок удовлетворённости при основных мотивациях ортопедического стоматологического приёма в частных стоматологических клиниках (явное завышение при несъёмном протезировании и значительное занижение при съёмном протезировании) свидетельствует о повышении требовательности пациентов в условиях платного леченияв государственных лечебных учреждениях имела место адекватность аналогичных оценок.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. В стоматологических учреждениях разных организационно-правовых форм и разных секторов рынка рекомендуется проводить динамическое наблюдение и контроль удовлетворённости оказанной стоматологической помощью населения в целях повышения качества стоматологического обслуживания.

2. Для населения, обращающегося в стоматологические учреждения частного сектора стоматологического рынка, в части удовлетворённости большое значение имеют так называемые нелечебные составляющие сервиса, на что нужно обращать пристальное внимание.

3. Для повышения качества стоматологического обслуживания населения рекомендуется регулярно проводить экспертную оценку качества оказанной стоматологической помощи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.М., Гринин В. М. Анализ основных учётных показателей работы врача стоматолога-ортопеда по данным 4-летнего наблюдения //Стоматология для всех, 2004, № 2, — с.42−44
  2. A.B. Заболеваемость, нормативы, потребности и пути повышения эффективности стоматологической помощи населению: Дисс.. д-ра мед.наук. М.: 1983. — 375 с.
  3. Н.Г. Совершенствование экспертизы качества стоматологической помощи в учреждениях с различными формами собственности, Дисс. .к.м.н., М., 2000, — 190 с.
  4. Н.Г., Ульянов Е. С. Критерии оценки обеспечения качества стоматологической помощи, оказываемой в негосударственных стоматологических учреждениях / Материалы научно-практическ. конф. 1998 , — С. 31−32.
  5. Л.М. Роль типологизации пациентов в оценке качества медицинской помощи //Социология здоровья и медицины, 2005, — С.3−8
  6. Н.Г., Китавина Н. В. Оценка удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием в стационаре медико-санитарной части / // Главврач. 2005. — N 5. — С. 57−61
  7. Г. В., Новгородцев Г. А. Основы научного планирования стоматологической помощи. М.: — 1986. — 240 с.
  8. В.В. К оценке здоровья населения трудоспособного возраста // Пробл. соц. гигиены и история медицины. 1996. — № 4. — С. 6−8.
  9. А.Ф. О мышлении клинициста-практика/ / Клин. Мед.- 1981, — N11.- С. 104−106.
  10. .А., Черняк В. И. Эффективность управления. Наука и практика. -М.: Наука, — 1982.-144 с.
  11. В.В. Зачем стоматологу психологическая подготовка // Институт стоматологии. С-Пб.: — 1999. — № 1. — С. 18 — 23.
  12. Т.В. Повышение эффективности диспансеризации путем использования стоматолога как семейного врача: Автореф.. дис. канц. мед. наук. Омск, 1994. — 18 с.
  13. А.П., Чернова Т. В. Общественное мнение о состоянир!' индивидуального здоровья и качества медицинской помощи // Здрав. Рос. Фед, — 1993,-N7,-С. 5−7.
  14. В.Г., Максимовский Ю. М., Науменко А. М., Савельев А.А, Власов H.H., Ковальский B.JI., Ананьева Н. Г., Каплан М. З., Мелерзанов A.B. Предпринимательство в российской стоматологии .- М.: 1998. 67 с
  15. В.Г., Максимовский Ю. М., Науменко А. М., Савельев А.А, Власов H.H., Ковальский B.JI., Ананьева Н. Г., Каплан М. З., Мелерзанов A.B. Совершенствование предпринимательской деятельности негосударственныхстоматологических предприятий .- М.: 1998. 49с.
  16. Г. А., Ползик Е. В., Тюков Ю. А. Некоторые подходы к оценке эффективности экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений // Экономика здравоохр. 2000. — № 7(46). — С. 39−44.
  17. .Е. Становление института обеспечения и защиты прав пациентов в системе обязательного медицинского страхования // Экономика здрав. 1996,-N 10−11.-С. 60−64.
  18. В.Д. Прогноз и тенденции развития стоматологии с позиций специалистов и населения: Автореф. дис.. к.м.н. Омск, 1998. — 23 с.
  19. В.Д., Леонтьев В. К. Уровни принятия и исполнения решений и их роль в организации стоматологической службы // Стоматология. 1998. — № 4. — С. 59−60.
  20. Э.Р. Типы организации управления медицинской помощью // Управление медицинской помощью: Практическое руководство. Глава 2 (Конгстведт П.Р.) / Пер. с англ. / Под общ. ред. акад. РАМН О. П. Щепина. -М.: Геотар-мед, 2000. С. 37−55.
  21. Ф.Е., Соломин М. П. Вопросы экономической оценки лечебно диагностических мероприятий // Здрав. Рос. Фед.- 1991, — N 11, — С. 7−10
  22. М.М. Организация контроля качества медицинского обслуживания за рубежом (на примере США) // Мед. Реф. Журн. 1987. Т. 16, № 2,-С. 36−39 .
  23. М.М., Костродымова Г.М: Актуальные проблемы организации контроля качества и повышения эффективности медицинского обслуживания за рубежом // ВНИИМИ Серия «Социальная гигиена, организация и управление здравоохранением». -М.: -1988. 76 с.
  24. H.A. Исследование заболеваемости в регионе и методы поддержки рационального управления в системе стоматологической помощи: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Воронеж, 2003. — 18 с.
  25. H.H. Модели предпринимательской деятельности негосударственных стоматологических учреждений. / Дисс. канд. мед. наук.1998.- 155 с. f.
  26. А.И. О задачах по реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в 2001—2005 годах и на период до 2010 года // Экономика здравоохр. 2001. — № 4−5. — С. 5−9.
  27. А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении // Экономика здравоохр. 2000. — № 1(51). — С. 5−11.
  28. А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. — 528 с.
  29. И.Р. Состояние и перспективы развития пародонтологической помощи взрослому населению г. Самары: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -Самара, 2003.-24 с.
  30. Гарантии качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования' Методическое пособие / Под общ. ред. д.м.н. Н. Б. Перепеча, д.м.н. проф. P.A. Галкина, д.м.н. В. Ф. Чавпецова.- Тольятти, 1996.--, 388 с. Т
  31. Гарантии качества медицинской помощи и их правовое обеспечение системой обязательного медицинского страхования. Методическое пособие / Под ред. д.м.н. В. Ф. Чавпецова д.м.н. В. В. Гришина, д.м.:н. В. Ю Семенова, д.юрид. н. А.М.:Рабец. -М.: 1998 .- 367 с.
  32. Г. Н., Шиленко Ю. В., Леонтьев В. К. Система гарантий качества в здравоохранении // Экономика здравоохр. 1998. — № 2(26). — С. 35−42.
  33. З.И., Гречко Ю. Е., Зелькович Р. Н., Исакова Л. Е., Царик Г.Н.
  34. Оценка качества медицинской помощи на основе стандартов и моделейконечных результатов // Моделирование в управлении здравоохранением.:
  35. Респ. сборник научных трудов / Под ред. проф. С. А. Гаспаряна.- М., 1990.-С.i184.193.
  36. В.М. Организация и совершенствование внебюджетной стоматологической помощи населению в условиях крупного города: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1993. — 23 с.
  37. В.М., Дбаев З. М. Медико-организационная характеристикаг Чврачебного состава стоматологических учреждений разных форм собственности //Стоматолог, 2005, № 4, — с.8−13
  38. В.М., Абаев З. М. Факторы, влияющие на обращаемость пациентов в стоматологические учреждения негосударственного сектора //Стоматолог, 2005, № 5, — с.3−7s
  39. В.М., Ерканян И. М. Клинико-мотивационные аспекты обращаемости населения городского территориального участка //Сб.трудов Всероссийской научно-практ.конф. «Образование, наука и практика в стоматологии, М., 2004, Изд. МГМСУ, — с.93−95
  40. В.М., Караханян В. Т., Максимовский Ю. М. Анализ причин обращаемости пациентов в платные стоматологические учреждения и оценка ими качества работы врачей //Стоматология для всех, 2003, № 2, — с.42−46
  41. В.М., Караханян В. Т., Максимовский Ю. М., Ерканян И. М. Медико-организационная характеристика врачебного состав^ стоматологических учреждений разных форм собственности //Стоматология для всех, 2003, № 1, — с.26−29
  42. В.М., Караханян В. Т., Максимовский Ю. М., Ерканян И. М. Мотивационные аспекты обращаемости пациентов в условиях участкового принципа оказания стоматологической помощи //Стоматология, 2003, т.82, № 2, — с.65−68
  43. В.М., Максимовский Ю. М. Роль и место внебюджетных форм в структуре оказания стоматологической помощи населению //Новое в стоматологии, 1995, № 4, с.28−31
  44. В.М., Полозова И. Г. Клинико-организационные формы оказание терапевтической стоматологической помощи населению крупного города //Стоматология для всех, 2004, № 4, — с.39−41
  45. В.М., Полозова И. Г., Садовский В. В. Анализ клинико-организационных особенностей обращений пациентов за терапевтической стоматологической помощью в негосударственный сектор //Маэстро стоматологии, 2004, № 4, — с.73−74 5
  46. В.М., Предтеченский H.H. Анализ причин и целей обращений населения за терапевтической и ортопедической стоматологической помощью в условиях стоматологического рынка //Стоматология для всех, 2003, № 1,-с.32−33
  47. В.М., Предтеченский H.H. Системные вопросы оценки качества оказания стоматологической помощи населению //Стоматология для всех, 2004, № 1, — с.28−29
  48. В.М., Предтеченский H.H., Караханян В. Т. Анализ качественных характеристик работы врачей на стоматологических предприятиях разных форм организации службы //Стоматология для всех, 2004, № 1, — с.32−34
  49. В.В., Киселев A.A., Кардашев B.JI. Контроль качества оказания медицинской помощи в условиях медицинского страхования в ведущих странах мира. М., 1995, — 138 с.
  50. В.В., Киселев A.A. Кардашев B.JL, Федонюк JI.C., Семенов В. Ю. Контроль качества оказания медицинской помощи в условиях медицинского страхования в ведущих странах мира. М.: 1995. — 64 с.
  51. О.Ю. Совершенствование организации амбулаторно-поликли-нической стоматологической хирургической помощи населению: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1990. — 24 с.
  52. Е.О. Организация стоматологической помощи взросломунаселению крупного города в условиях реформирования здравоохранение': Дис.. канд. мед. наук. М., 1996. — 218 с.
  53. Ю.А. Организация и методы работы военной стоматологической поликлиники (флота, округа) в мирное время в современных хозяйственных условиях: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -СПб.: BMA, 1996.-23 с.
  54. И.А., Гринин В. М. Состояние стоматологической лечебно-профилактической помощи в учреждениях негосударственного сектора //Стоматология для всех, 2004, № 2, — с.38−40
  55. К.Г. Развитие зубоврачебной помощи в России: аспекты медицинских кадров и их заболеваемость: Обзор лит-ры. М., 2000. — 44 с.
  56. К.Г., Мещеряков Г. П. Обеспеченность медицинскими кадрами стоматологического профиля населения РФ. М., 2001. — 21 с.
  57. М.К. Взаимоотношения в системах «врач-больной» и «больной-врач» в клинике ортопедической стоматологии // Стоматология. -1989.-№ 2.- С. 39−41.
  58. Г. Р., Ушаков Р. В., Гринин В. М. Применение системного подхода к оценке деятельности стоматологических учреждений //Стоматолог, 2005, № 9, — с.6−8
  59. И.В., Александрова О. Ю., Духанина М. В. Роль системы сбалансированных показателей в достижении поставленных целей лечебно-профилактического учреждения //Здравоохранение Российской Федерации -2006. N 6. — С. 45−46
  60. И.В., Верткин A.JI. Аспект удовлетворенности пациента выполненным лечебно-диагностическим пособием как показатель результативности медицинской помощи / // Терапевт: научно-практический ежемесячный журнал. 2006. — N 3. — С. 25−27
  61. Д.В. Алгоритм оценки качества медицинской помощи П Здрав. Российской Федерации 1993.-N8.-C.6−8.
  62. Е.С. Методика анонимного анкетирования пациентов для изучения качества больничной помощи // Актуальные проблемы здравоохранения Санкт-Петербурга.- Сборник научных и научно-практических работ / Под ред.В. Г. Корюкина.-С.-Пб.: 1993.-С.71.
  63. Е.С., Колпаков В. П. Некоторые подходы к проблеме качества медицинской помощи // Актуальные проблемы здравоохранения Санкт-Петербурга, — Сборник научных и научно-практических работ / Под ред. к. м. н. В. Г. Корюкина, — С.-Пб.: 1993, — С. 72−73.
  64. И. Г. Удовлетворенность пациентов медицинским обслуживанием как важный критерий повышения качества медицинской помощи / // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2003 .--N4. — С. 39−43.
  65. И. А., Водяненко И. М., Захарова Е. А., Худошина Е. Г. Территориальная система обеспечения качества медицинской помощи // Здравоохр. 1997. — № 8. — С. 7−9.
  66. Г. И. Управление качеством медицинской помощи в регионе // Экономика здравоохр. 1999. — № 2−3(36). — С. 23−25.
  67. В.П. Организация непрерывной системы контроля качества медицинской помощи в многопрофильном стационаре в системе обязательного медицинского страхования // Пробл. соц. гигиены и история медицины. 1996. — № з. -С. 31−36.
  68. В.Н. Медико-социальная и экономическая эффективность массовой первичной профилактики заболеваний зубов и пародонта средигородского населения: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1999. — 25 с.
  69. М.З. Маркетинговые основы деятельности негосударственных стоматологических организаций / Дис. канд. мед. наук. — 1998. — 150 с.
  70. В.А., Кучеренко В. З., Хвастунов P.M., Ведмеденко Л.ф. Ранжирование как метод оценивания качества сложных объектов с плохо формализованными данными // Качество мед. помощи. 2000. — № 3, — С. 41−46.
  71. B.JI. Научное обоснование концептуальной модели реформирования стоматологической помощи детскому населению крупных городов: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. М., 2002. — 46 с.
  72. B.JI. Научное обоснование функционально-организационной структуры негосударственных стоматологических предприятий / Дисс. канд. мед. наук М.: -1999. — 216 с.
  73. B.JI., Гринин В. М. Современные тенденции и формы развития негосударственных стоматологических предприятий //Стоматология для всех, 2003, № 3, — с.20−22
  74. П.Р. Управление медицинской помощью: Практическое руководство: В 2-х т.: Пер. с англ. / Под общ. ред. акад. РАМН О. П. Щепина. -М.: Гэотар-мед., 2000. 743 с.
  75. А.И. Пути повышения эффективности санитарного просвещения в комплексной профилактике стоматологических заболеваний: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1990. — 20 с.
  76. O.E., Успенская И. В., Пономарева Г. А. Стоимостная доступность больничной помощи и удовлетворенность ею пациентов / // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины: научно-практический журнал. 2006. — N 4. — С. 10−11
  77. Г. И., Бутова В. Г., Антипенко Э. С. Организация стоматологической помощи населению. М.: — 1989. — 66 с.
  78. Р.В., Коган B.JI. Морально-правовые факторы в совершенствовании руководства амбулаторно-поликлиническимп учреждениями / Вопросы организации амбулаторно-поликлинической помощинаселению. М.: — 1982.- С. 180−183.
  79. Н.В. Оценка качества, конструктивных особенностей, гигиенического состояния и пути оптимизации съёмных зубных протезов, Автореф. .к.м.н., Омск, 2007, — 32 с.
  80. Н.В., Струев И. В., Захаров A.B. Мотивационные предпосылки обращаемости пациентов в стоматологическую клинику «СибДент» г. Омска/ // Проблемы стоматологии. 2006. — № 5. — С. 41
  81. Я. Стоматологическое обслуживание в Европе / Пер. с англ. -М.: Медицина, 1982.- 193 с.
  82. Г. Н., Нечаева E.H., Гучек П. А., Карасева JI.H. Социологическая оценкакачества медицинской помощи // Здравоохранение РФ. 2001, — № 4, — С.21−24
  83. A.B. Социологические опросы пациентов как критерий оценкикачества медицинской услуги // Современная онкология. 2005. № 1, — С. 12−15
  84. В.Ф. Комментарий к приказу от 24.10.96г. N 363/77 О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации. // Здравоохранение Российской Федерации. -1996. N 1,-С. 98.
  85. JI.JI., Жмыхова Н. П., Казнин В. М. Системный подход к управлению амбулаторно-поликлиническим учреждением // Здрав. Российской Федерации 1991.- N 5, — С. 8.
  86. Н.Б., Голухов Г. Н., Шиленко Ю. В. Оценка экономической эффективности здравоохранения // Экономика здравоохр. 2000. — № 1(42). — С. 23−27.
  87. Кулагин С.М.: Клинико-статистический показатель как критерий качества медицинской помощи населению // Моделирование в управлении здравоохранением. -Респ. сборник научных трудов / Под ред. проф. С. А. Гаспаряна.- М.:-1990, — С. 193−199.
  88. В.З., Мыльникова И. С. К оценке качества медицинской помощи в новых условиях хозяйствования // Здрав. Российской Федерации.-1991.-N3.-C. 27.
  89. А.Г. Механизм реализации контроля за качеством // Экономика здравоохр. 1998. — № 3(27). — С. 31−33.
  90. В.К. Материально-техническое обеспечение стоматологии. Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны // Стоматология. 1991. -№ 3. -С. 21−23.
  91. В.К. Модель организации стоматологической службы региона условиях перехода к рынку. Вопросы организации и экономики в стоматологии. Екатеринбург 1994. -С.3−7.
  92. В.К. Организация стоматологической помощи населению и перспективы ее развития в новых условиях хозяйствования // Стоматология. -1998. -№ 2. С. 3−8.
  93. В.К. Организация стоматологической службы в условиях рыночных отношений и страховой медицины. // Стоматология, — 1995, —. 74. N I, — С. 66−72.
  94. В.К., Алимский Л. В., Шестаков В. Т. Развитие системы учета труда врачей стоматологического профиля // Стоматология. 1989. — N 3. — С. 71−72.
  95. В.К., Копейкин В. Н., Алимский A.B. Сеть стоматологическихучреждений: тенденции и направления развития при переходе к рыночным отношениям // Стоматология. 1998. — № 1. — С. 51−54.
  96. В.К., Шестаков В. Т., Воронин В. Ф. Оценка основных направлений развития стоматологии. М.- Н. Новгород, 2003. — 280 с.
  97. В.К., Шиленко А. Ю., Шиленко Ю. В. Формы собственности и организационно-правовые формы юридических лиц в стоматологии. //Стоматология. 1996. N 6. -С. 53 — 69.
  98. В.К., Шиленко Ю. В. Стоматология на современном этапе // Стоматология. 1999. — № 1. — С. 5−11.
  99. П.А., Васина С. А., Гудкова Н. Л. и др. Стоматологический уровень здоровья: Метод, рекомендации. -М.: 1990. С. 33−37.s
  100. В.А. Территориальная система ведомственной экспертизы качества медицинской помощи в условиях обязательного медицинского -страхования (проектирование и апробация опытного звена): Автореф. дис.. канд. мед. наук. -С.-Пб.: 1996.-26 с.
  101. А.Л. Медико-экономическая поддержка реформы здравоохранения и обеспечение качества медицинской помощи // Бюл. НИИ соц. гигиены, экон. и управл. здравоохр. 1995. — № 4. — С. 75−78.
  102. А.Л. Об оценке качества и эффективности медицинской помощи // Сов. Здрав, — 1990.- N 3, — С. 20−22.
  103. Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. 517 с.
  104. Ю.П., Отдельнова К. А. К вопросу о показателях качества медицинской помощи // Здравоохр. Рос. Фед. 1990. — № 11. — С. 3−9.
  105. И.А., Бажан Т. А., Лактионов В. Г. Особенности экспертной оценки качества амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению// Сов. Здрав, — 1991.-N3.-C. 20−22.
  106. В.Н. Улучшение деятельности амбулаторно-поликлиннческого звена в структуре непрерывного повышения качества работы многопрофильного стационара, Автореф. .к.м.н., М., 2007, — 25 с.
  107. Ю.М., Бутова В. Г., Ульянова Т. В., Ананьева Н. Г. Развитие и функционирование стоматологического рынка // Стоматология длявсех, — 1998. -№ 1 (2).- С. 58−61.
  108. Ю.М., Гринин В. М., Абаев З. М., Дашкова О. П., Ерканян И. М., Ульянова Т. В., Тумасян Г. С. Организационные принципы работы врачей-стоматологов и их демографический состав, Уч.-метод.пособие, М., 2006, — 63 с.
  109. Ю.М., Гринин В. М., Древина Г. Р., Бродский С. А. Анализ качества работы врачей стоматологов-терапевтов в зависимости от степени алгоритмизации лечебного процесса //Стоматолог, 2006, № 3, — с. 15−18
  110. Ю.М., Гринин В. М., Древина Г. Р., Ушаков Р. В., Бродский С. А. Анализ основных учётно-отчётных показателей работы врача-стоматолога на терапевтическом приёме //Стоматолог, 2006, № 4, — с.7−10
  111. Ю.М., Гринин В. М., Полозова И. Г., Дашкова О. П., Ерканян И. М. Медико-квалификационная характеристика врачей-стоматологов негосударственных учреждений и принципы организации их труда, М., Метод.реком., 2005, — 32 с.
  112. Ю.М., Леонтьев В. К., Садовский В. В., Гринин В. М., Николаев Ю. В. Сборник нормативных документов для внебюджетных стоматологических ЛПУ, М., 1999, т. 1, 84 с.
  113. В.А., Фишман Б. Б. Математическая статистика в медицине. Взгляд в будущее // Экономика здравоохр. 2000. — № 4−5(54). — С. 41−43.
  114. A.A. Совершенствование системы амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению г.Владивостока, Автореф. .к.м.н., Хабаровск, 2006, — 25 с.
  115. Миняев В А., Гусев О. А ., Вишняков Н. И. Кочарова Л.В., Макушенко
  116. E.B. Результаты изучения мнения больных о путях повышения качества стационарной помощи // Здрав. Рос. Фед, — 1990.-N6.-C. 18−21.
  117. В.К. Принципы управления количеством и качеством медицинской продукции / Бюллетень научн.-исслед. инстит. социальн. гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко. Выпуск 3. -М.: 1997. -С. 147−149.
  118. В.В. Экспертиза в практике работы страховой медицинской компании // Актуальные проблемы здравоохранения Санкт-Петербурга,-Сборник научных «научно-практических работ / Под ред. к. м. н. В. Г. Корюкина, — С.-Пб.: 1993. С. 28−30.
  119. В.М. Управление качеством. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-464 с.
  120. Т.Ш. Коммерческая стоматологическая организация в условиях перехода к рыночной экономике. СПб., 2001. — 249 с.
  121. Т.Ш. Новые формы организации стоматологической помощи в условиях рынка медицинских услуг: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -СПб., 1997. 20 с.
  122. .Б., Сердюкова А. Г. Анализ удовлетворенности больных медицинской помощью в стационарах / // Главврач. 2005. — N 3. — С. 49−54
  123. Е.А., Шварц Ю. Г. Удовлетворенность пациента от лечения. Что мы знаем об этом? Что делаем для этого? / // Медицинская кафедра: научно-практический журнал. 2006. — N2 .-С. 141−142
  124. А.Д. Управление качеством. М.: Дрофа, 2004. — 720 с.
  125. E.JI. О некоторых вопросах применения математической статистики в гигиенических исследованиях // Гигиена и санитария. 1985. -№ 7. — С. 42−44.
  126. В.К., Марченко А. Г., Тишук Е. А. Об опыте изучения удовлетворенности населения медицинской помощью // Сов. медицина. 1991. — № 3. — С. 55−57.
  127. В.К., Марченко А. Г., Тищук Е. А. и др. Изучение удовлетворенности населения стоматологической помощью // Здравоохр. Росс. Федер. 1991. -N 1. — С. 10−11.
  128. В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. Учебное пособие. -М.: Дело и Сервис, 2002. 159 с.
  129. Г. Н., Алимский A.B., Куклин Г. С. Основы организатщи стоматологической помощи населению / Под ред. Г. Н. Пахомова. М.: Медицина. — 1983. — 207 с.
  130. Н.Г., Жемков В. Ф., Шпаковская JI.P. Анкетирование пациентов как инструмент контроля качества медицинской помощи // Главврач. 2004.1. N 12. С. 42−45.
  131. B.C. Моделирование и выбор рациональной системы лечебно-профилактических мероприятий на основе оценки состояния стоматологического здоровья населения: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -Воронеж, 2003. 16 с.
  132. Е.В., Канцельсон Б А., Зингер В. Э., Валова Г. А. К методологии оценки эффективности работы городских поликлиник // Здрав. Рос. Фед,-1993.- N 11 С 9−11.
  133. Полозова И, Г., Гринин В. М., Садовский В. В. Особенности организации терапевтической стоматологической помощи в учреждениях негосударственного сектора с учётом обращаемости //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2004, № 3, — с.66−69
  134. Приказ МЗ РФ от 09.12.96 г. N 402 О внесении изменений в приказ МЗ СССР от 12.06.84 г. N 670 О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению // Здравоохр. 1996. N 2. -С. 67.
  135. Приказ МЗ СССР от 05.05.83 г. N534 «О повышении эффективности оказания стоматологической помощи населению путем увеличения ее обтзма за одно посещение» // МЗ СССР. М.: 1983.11 с.
  136. Приказ МЗ СССР от 12.06.84 г. N670 «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению // МЗ СССР. М.: 1984.23 с.
  137. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда ОМС от 24.10.96 г. № 363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению РФ» 32 с.
  138. Т.Я. Отношение пациентов к леченшо у стоматолога. Омск. -1990.-22 с.
  139. A.B. Особенности подготовки и проведения медико-социологических исследований // Экономика здравоохр. 2000. — № 1(51). — С. 38−41.
  140. A.B. Социальный портрет потребителя медицинских услуг // Экономика здравоохр. 2000. — № 12(50). — С. 5−19.
  141. A.B. Технология медико-социального исследования в социальной среде. М., 2000.
  142. A.B., Астафьев JIM. Медико-социологический подход к исследованию качества медицинской помощи // Социология медицины. 2005. -№ 1, — С.2−7
  143. Р. Как избежать врачебных ошибок: / Пер. с англ.- М.: 1994.204 с.
  144. В.П. Оптимизация работы многопрофильной частной стоматологической клиники: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Воронеж, 2000. — 24 с.
  145. Г. И. Вопросы совершенствования стоматологической помощи населению // Социально-гигиенические и организационные проблемы стоматологии. М.: Изд. ММСИ. — 1988. — С. 4 — 9.
  146. В.М. Социально-медицинское и экономическое обоснование стоматологической диспансеризации в современных услоЕлях: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. М., 2000. — 33 с.
  147. А.И. Ошибки в амбулаторной стоматологической практике . Библ. практич. врача М.: -Медицина. 1976. — 160 с.
  148. В.В. Новые технологии в работе стоматологической поликлиники: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1998. — 20 с.
  149. В.В. Стоматология «в 4 руки»: Монография. Т. 1. М.: Стоматология, 1999. — 103 с.
  150. В.И. Методика разработки и внедрения клипико-статистических групп в практику стоматологических учреждений. // Здравоохр. 1996. N 12. — С. 17 — 24.
  151. В.И., Копейкин В. Н. Применение клинико-статистических групп в стоматологии. М.: Международный центр финаЧСОво-экономического развития. 1997. — 346 с.
  152. Т.Г., Сидоров П. И., Ковалев О. В. и др. К проблеме оценки качества медицинской помощи // Пробл. соц. гигиены и история медицины.1996. -№ 3, — С. 29−31.
  153. В.Ю. Проблемы управления качеством медицинской помощи //Здравоохранение. 2004 № 3, — С.8−11
  154. Э.П., Кузнецов В. Н., Баранова И. Е. Управление стоматологической поликлиникой. М.: — 1980 — 110 с.
  155. В.И. Меры повышения эффективности стоматологической помощи населению Смоленской области: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -Смоленск, 1995. 23 с.
  156. В.И. Управление здравоохранением при введении обязательного медицинского страхования // Мед. страх. 1995. — № 12. — С. 5558.
  157. A.A., Карпочева М. П., Курило И. Н., Фуркалюк М. Ю. Удовлетворенность пациента критерий качества медицинской помощи // Здравоохранение: Журнал для руководителя и главного бухгалтера. — 2005. -N 1. — С. 49−55
  158. Стожаров В. В Контроль профессиональных качеств врачей-стоматологов // Институт стоматологии. 1998, — сентябрь, С. 10−12.
  159. С.А. Оценка пациентами качества медицинской помощи в сельской местности / // Главврач. 2005. — N 1. — С. 29−33
  160. К.Е., Беликов В. К., Фролова А. И. Логика и семиотика диагноза (методологические проблемы).- М.: Мед., 1989 272 с.
  161. М.А. Методика проведения социологического исследования в здравоохранении // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохр. 1998. — № 2. — С. 31−44.
  162. Тё Е.А. Клинико-организационные аспекты формирования перспективной модели стоматологической помощи населению субъекта Федерации: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. Кемерово, 2004. — 45 с.
  163. Тё И.А. Медико-социальные аспекты организации и развития амбулаторной стоматологической помощи населению крупного регионального центра в условиях рыночной экономики: Автореф. дис.. канд. мед. наук.1. Кемерово, 2004. 24 с.
  164. A.C. Совершенствование деятельности государственных хозрасчетных стоматологических учреждений в современных экономических условиях: Комплексное социально-гигиеническое исследование: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. М., 2001. — 49 с.
  165. A.C. Совершенствование стоматологической помощи населению в условиях рыночных отношений (организационно-методические аспекты на территориальном уровне). М.: Хризостом, 2000. — 136 с.
  166. Е.А., Горячев С. М. К вопросу об актуальности экономического регулирования в здравоохранении на современном этапе // Экономика здравоохр. 1998. — № 8−9(33). — С. 25−27.
  167. Е.П. Соотношение корпоративных, юридических и этических регуляторов качества оказания медицинской помощи и предоставления медицинских услуг, Автореф. .к.м.н., Волгоград, 2006, — 26 с.
  168. И.А. Некоторые методологические подходы в регулировании жизнедеятельности маркетинговых систем здравоохранения // Экономика здравоохр. 2000. — № 7(46). — С. 13−16.
  169. И.А. Проблемы информационного обеспечения деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения в системе обязательного медицинского страхования // Пробл. соц. гигиены и история медицины. 1996. — № 5. — С. 26−30.
  170. .В. Специализированная стоматологическая помощь населению Белгородской области: Динамика развития и оценка результатов: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Воронеж, 2004. — 24 с.
  171. JI.H. Проблемы и возможности улучшения или сохранения стоматологического здоровья в условиях реформирования экономики: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. СПб., 2002. — 34 с.
  172. В.Н. Качество оказания медицинской помощи // Врачи и пациенты за качество медицинской помощи: Материалы 2-й конф. врач. 23- 26 октября 1995 г. С-Пб.: 1995.-7 с.
  173. И.С., Бурлака В. Г., Бишман Р. Ф. Результаты эксперимента по перестройке стоматологической помощи // Стоматология. 1989. -N 3. — С. 7477.
  174. P.A. Организация контроля качества медицинской помощи в республике Башкортостан // Мед. страхование, — 1996.-N 13- 14.-С. 41−46.
  175. М.Н. Совершенствование управления стоматологической помощью населению // Социально-гигиенические аспекты стоматологической заболеваемости. М.: — 1998. — С. 44−49.
  176. В.Ф., Кудрин К. А. Качество медицинской помощи, проблемы и перспективы обеспечения его гарантий в системе обязательного медицинского страхования // Межд. мед. обзоры, — 1995, — Т. 3, — С. 209- 215.
  177. Е.И., Царегородцев Г. И., Кротков Е. А. Опыт философски-методологического анализа врачебной диагностики// Вопр. философии, — 1986.-N9, — С. 65−85.
  178. Т.В. Современные подходы к оценке качества управления в системездравоохранения // Главврач. 2006. -№ 7, — С.3−7
  179. П.И. Некоторые вопросы методологии диагноза: О гносеологическом анализе диагностических ошибок — Саратов: Приволж. кн. изд., 1969.-71 с.
  180. И.А. Об эффективности и качестве медицинского обеспечения // Здрав. Российской Федерации -1994.-N6.-С. 15−17.
  181. В.Т. Социальные факторы в системе профессиональных стандартов по стоматологии // Стоматология. 1998. — 15 -19 сентября, — С. 13.
  182. H.H. Социологические критерии качества медицинской помощи в педиатрическом стационаре, Саратов, 2007, — 137 с.
  183. И.Б., Сорокина Н. В., Вардосанидзе C.JL, Лихота А. И. Удовлетворенность пациентов как критерий оценки качества медицинскойпомощи в многопрофильном стационаре // Проблемы управления здравоохранением. 2006. — N 5. — С. 22−26
  184. О.П. Социальная оптимизация услуг ортопедической стоматологии на региональном уровне, Автореф. .к.м.н., Волгоград, 2007,22 с.
  185. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. -— М.: Добросвет, 2000. -596 с.
  186. ЯЧСОн С. Д. Семейная стоматология: Социальные и медицинские аспекты: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2003. — 24 с.
  187. Е.Н. Медицинская услуга // Врач, — 1993, — N 12, — С. 2−3.
  188. Л.С., Гальченко В. В., Ковалев Ю. Н. и др. Новая организационная форма повышения эффективности лечения основных стоматологических заболеваний // Стоматология. 1988. — N 6- С. 88−89.
  189. Abel-Smit В «The Reforms of the British National Healt Service», Eurohealth, October 1995, — P. 14.
  190. Alel-Smith В., Mossialos E. Cost containment and health care reform: A Study of the European Union // Health Policy. 1994. — Vol. 28. — No. 2. — P. 89−132.
  191. Berman P. Health sector reform: making health development sustain-able // Health Policy. 1995. — Vol. 32. — P. 3−13.
  192. Billi J.E., Wise C.G., Sher S.D. Selection in a preferred provider organization enrollment // Health Serv.res. 1993. — Vol.28, N5. — P.563−575.
  193. Blendon R., Donelan K. British public opinion on national health service reform // Hlth Affairs. 1989. — Vol.8, N4. — P.55−59.
  194. Boffa J., Pekruhn R. Prediction of dental care costs by use of a probability model. // Publ. Hlth. Rep. 1975, — Vol. 90, — N 6, — P. 528−531. 173.
  195. Brahams D. No fault compensation Finnish style. Lancet, 1988- N 86 132. v.2- pp.733−736.
  196. Brown L.J. The long-run cost characteristics of dental practices in the USA, // Soc. Sei. Med. 1989, — Vol. 29, — N 6, — P. 695−703.
  197. Bruce C.V. From the Health Care Financing Administration. JAMA, 1995, v.273, N 10, p.766.
  198. Burris, H.L. Dalton and J.L. Miller. AIDS law Today: A New Guide for the public. Yale University Press, New Hawen, CT, 1993−443 pp.
  199. Buth K. Erfahrungen und Ergebnisse bei Arbeitszeitanalysen an einer Stomatologischen Universitatsklinik. Stomatol. DDR, 1974, -N24, S. 516−522.
  200. Chassin M. Standart of care in medicine // Inquiry. 1988. — Vol.25. — F.437−453.Collier J. The Patient’s right to know. World Health, 1994, N 5, pp. 18−19.
  201. Cost-effectiveness of sealants in private practice and standarts for use in prepaid dental care. // J. Amer. dent. Ass., 1985, — Vol. 110, — N 1, — P. 103−107.
  202. Could M.S.E., Picton D.C.A. An evaluation of the method of measuring forces excerted by the tongue on the teeth. Brit. Dental. J., 1963, V. 14, — P. 175.
  203. Counihan H.E. Evaluation of medical services. Wld. Hosp., 1972, V.8. — N1, -P. 184−186.
  204. Culyer A. Cost containment in Europe // Hlth Care Financing Rev. 1989. -Ann. Suppl. — P.21−32.
  205. Deckard G.J. Physicians responses to a managed environment: a perceptual paradox // Health Care Manage Rew. 1995. — Vol. 20. — P. 40−46.
  206. Declaration on the Promotion of Patient’s Rights in Europe. International digest of health legislation, 1994, v.45, N 3, pp.411−419.
  207. Delmo L.K. Measuring Health Care Effectiveness. Research and Policy Implications. Int.J. Technol. Ass. Hlth Care. 1990. Vol.6. P. 288−294.
  208. Doherty N.J.G., Crakes G.M. Economic specification of cost estimates in dental programs. // J. dent. Res. 1985, — Vol. 64, — N 6, — P. 922−924.
  209. Donabedian A. Exploration in Quality Assessment and Monitoring. Vol. 1. The Definition of Quality and Approaches to its Assessment. Ann. Arbor: Health Administration Press, 1980.
  210. Donabedian A. Measuring and evaluating hospital and medical care // Bull N Y Acad Med, — 1976, Jan.- Vol. 52.-P. 51−58.
  211. Donabedian A. The Definition of Quality and Approaches to its Assessment// Ann Arbor, Mich, Health Administration Press.- 1980.- P. 3−27.
  212. Donabedian A. The Quality of Care. How can it be assessed? // JAIvIA.-1988.-Vol.260-P. 12−32.
  213. DonabedianA. The seven pillars of quality // Arch, Pathol. Lab. Med.- '990-Vol 114-P. 1115−1118.
  214. Duguent A.M., Pradel J., Deschamps P., Mullins G. Creation d’une base de donnees en responsabilite medicale et hospitaliere: «Remedhos France». Journal de Medecine Legal, Droit Medical, 1995, v.39, pp.281−287.
  215. Esmanuel E.J., Esmanuel L.L. Four Models of the Physician-Patient Relationship// JAMA, — 1992, — Vol. 261.- P. 2221−2226.
  216. European Health Care Reforms. Analysis of Current Strategies // WFIO. Regional Office for Europe. Copenhagen, 1997. — P. 96.
  217. Faivre P., Malicier D. Nouveautes en matiere de responsabilite medicale. Journal de Medicine Legale, Droit Medical, 1995, v.38, N 1, pp.27−33.
  218. Freeman M.D.A. Medicine, ethics and the law. Current legal problems. London: Stevens and Sons, 1988.-166 p.
  219. Gerber A., Toutenburg S. Der Bedarf an stomatologischer Betreuungsleistung aus der Sicht der Haufigkeitsanalyse stomatologischer Erkrankungen. Stomatol. DDR, 1977, N 27, — S. 446−450.
  220. Giesen D. International medical malpractice law study of civil liability arising from medical care. With a forew. by Lord Kilbrandon. Tubingeh- Mohr- Dordrcht etc.: Nijhoff, 1988, -LVI, 923 p.
  221. Goldman R.L. The reliability of peer assessments of quality of care // JAMA. 1992.-Vol. 2267.-P. 958−960.
  222. Handley M.R. et al. An evidence-based approach to evaluating and improving clinical practice: implementing practice guidelines // HMO Pract. 1994. — Vol. 8. -P. 75−83.
  223. Hursts. Reforms in Health Care in Seven European nations «Health Affairs» (fall 1991).-P.13−16.
  224. Kassirer J. P, The quality of care and the quality of measuring it // N. Engl. J Med,-1993 .-Vol.-329.-P. 1263- 1265.
  225. Lohr KN, Donaldson MS, Iiarris-Wehling J. Medicare: a strategy for quality assurance. Quality of care in a changing health care environment. // Qual. Rev. Bull. 1992-Vol 18.-P. 120−126.
  226. Medical malpractice and antitrust issues in health care reform: Hearing before the Comm. on finance, US Senate, 103d Congr., 2d sess., May 12, 1994. Wash.: Gov. print, off., 1994. — IV, 295 p.
  227. Moynihan J.J. Using EDI for utilization management // Health Care Fin. Manage. 1994. — Vol. 48. — No. 7. — P. 73.
  228. Nelson B.C. et al. Patient-based quality measurement systems // Qual.0
  229. Manage. Health Care. 1993. — Vol. 2. — P. 18−30.
  230. Nelson C.W., Niederberger J. Patient satisfaction surveys: an opportunity for total quality improvement // Hosp. Health Serv. Adm. 1990. — Vol. 35. — P. 409 427.
  231. Saltman R.B. A conceptual overview of recent health care reforms // Eur. J. Public Health. 1994. — Vol. 4. — No. 2. — P. 287−293.
  232. Saltman R.B. Patient Choice and patient empowerment in northern European health systems: a conceptual framework // Int. J. Health Sew. 1994. — Vol. 24. -No. 2.-P. 201−209.
  233. Sletfen G.E. Quality medical care a definition// JAMA.- 1988.-Vol.260.-P. 56−61.
  234. Suran J.M., Gyma F.M. Quality Planning and Analysis. N.Y.: McGraw-Hill, 1993.
  235. Tailor D.H., Whellan D.J., Sloan F.A. Effect of admission to a teaching hospital on the cost and quality of care for Medicare beneficiaries // N. Engl. J. Med. 1999.-V. 340.-P. 293−299.
  236. Tarimo E., Webster E.G. Primary Health Care: Concepts and Challenges in a Changing World. Alma-Ata Revisited. Geneva: WHO, 1994.
  237. Taylor R. Health plans and providers: How new partnerships, are evolving in a volatile environment // Med. Interface. 1995. — Vol. 8. — No. 1. — P. 95−100.
  238. Vuory H.V. Quality assurance of health services. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 1982 (Public Health in Europe, N.16. — P.56−75.
  239. Waltguilson L. Reforming the health sector in developing countries: the central role of policy analysis // Health Policy. 1994. — Vol. 9. — No. 4. — P.'353−370.
  240. Wlodarczyk C. Mechanizm finansowania ochrony zdrowia jako pro’Uema polityki Zdrowotnei // Finansowanie opieky zdrowotnei dylematy Wyborow. -Warszawa, 1992.
Заполнить форму текущей работой