Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рациональное и иррациональное в социальном поведении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В определении рациональных моментов социального поведения современная общественная мысль России отказалась от идеологических парадигм и видит их, в частности, в следующих принципах: приоритет прав и интересов личности над правами наций и 'Государственными интересами" — стремления отдельных людей и групп, гармонизируемые организацией общества, должны приводить к прогрессу как в нравственном, так… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Социальное поведение и проблема его осмысленности
    • 1. 1. Деятельностный аспект социального бытия
  • Понятие «социальное поведение». Ю
    • 1. 2. Рациональное в социальном поведении
    • 1. 3. Иррациональное в социальном поведении
  • 2. Сочетание рационального и иррационального в социальном поведении в переходные периоды общественного развития
    • 2. 1. Проблемы взаимосвязи состояний общества и социального поведения
    • 2. 2. Кризис общества — кризис социального поведения
    • 2. 3. Возможности и перспективы рационализации социального поведения

Рациональное и иррациональное в социальном поведении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется многими факторами. Во-первых, её обусловливает то, что в результате качественных изменений человеческой цивилизации и её самосознание, возникла новая социокультурная ситуация, когда общественное мнение резко дифференцировалось по отношению к возможностям просветительства, к пониманию степени рациональности массового поведения, преобладавший романтизм в ожидании возрастающей сознательности масс сменился скептицизмом в оценке поведения участников социального процесса, приводящим отдельных авторов к признанию полной иррациональности действий больших групп людей.

Эта ситуацил требует осмысления также с позиций того, как-то или иное качественное состояние социума (от стабильного и равновесного до кризисного или переходного) сочетается с рациональными и иррациональными моментами в умонастроениях и деятельности людей.

Во-вторых, внутренние закономерности социально-философского знания привели к тому, что поскольку категории «сознательность» и «стихийность» стали малоупотребимыми в качестве антиномичной пары категорий, а сама проблема соотношения осмысленных и нерациональных факторов деятельности не исчезла, более того, она обострилась, то необходимо усиление теоретического внимания к её методологической разработанности на современном уровне знаний об обществе и человеке.

И, наконец, предстоит преодолеть изолированность в толковании названной проблематики от многообразия социологических версий, разработанных представителями различных философских теченийв частности, важно избежать недооценки «природных», биологических, эмотивных факторов социального поведения.

Степень разработанности проблемы. Праксеологический аспект социальных отношений привлекал внимание представителей большинства течений социальной философии. Среди них необходимо выделить такие направления, где представления о деятельности находились в центре их воззрений.

Анализу связей человеческого поведения с природными, биологическими факторами посвящены труды представителей бихевиоризма, этологии, необихевиоризма.1 Поведение человка рассматривается ими как разновидность поведения животных, а в последнем они видят прежде всего адаптационное взаимодействие с окружающей средой, совокупность двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций на внешние воздействия. Большое внимание уделяется соотношению инстинктивных, называемых видотипичными, и приобретаемых форм поведения, сочетанию альтруизма и агрессии как глубинных форм поведенческих реакций.

Социальные факторы поведения признаются ведущими в марксистских и позитивистских исследованиях. Если понимать сущность человека как совокупность общественных отношений, то для определения форм его поведения важно учесть прежде всего экономические, 2 социальные и политические факторы в жизни общества. Зарубежные.

Тинберген Н. Поведение животных. — М.: 1969; Лоренц К. Год серого гуся. — М.: 1984; Холличер В. Человек и агрессия. -М.: 1975; Ярошевский М. Г. История психологии. — М.: 1976 и др. о.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Маркс К., Энгельс 3>. Соч.Т. ?, Кейзеров Н. М. Социальное творчество масс и борьба идей. — М.: 1987; Семенов В.JI.Закон возрастающей роли народных масс в истории: механизм действия и использования. — Пермь, 1990. теоретики социологии вырабатывают представление о социальном действии и социальном взаимодействиии, под которыми они понимают деятельность индивида, направленную на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированное на ответное поведение других людей либо включающего его в качестве компонентаосновным признаком социальности поведения является субъективное осмысление индивидом возможных вариантов поведения людей, вступающих с ним во взаимодействие.'''.

С попыткой соединить природные и социальные факторы в одном исследовательском подходе выступило течение под названием «со-циобиология». Его главными тезисами являлись положение о коэволюции, т. е. взаимосвязанном развитии генного механизма и человеческой культуры, и коллективной кооперации действий как животных, так и людей, в результате чего складывается «итоговая присобленность», которая многократно усиливает индивидуальные воз2 можности выживания. Необходимо отметить, что социобиологиче-ские версии поведения встретили активную критику как в зарубежной, так и в советской литературе.

Активная разработка деятельностного аспекта социальной философии ведётся российскими учеными в последнее время. Делаются попытки сформулировать представление о деятельности как способе существования субъект-объективной реальности, выделить элементное строение деятельности, определить функциональные подси.

1 Вебер М. Избранные произведения. — М.: 1990; Современная социобиологическая версия. — М.: 1968; Parsons Т. The social system.-N.'Y 1951. о.

Рьюз M. Философия биологии. — М.: 1977; Шовен Р. От пчелы до.

ГОрИЛЛЫ. — М.: 1965; Wilson Е.0. Sociobiology: a new synsthe-sis.-Cam:1975; Wilson E.O. On human nature.- Camb.:1978. стемы деятельности.'''.

В последние два-три десятилетия оживились исследования проблем взаимодействия рационального и ценностного, рационального и духовного, праксеологического и аксиологического аспек-2 тов. Поэтому, на наш взгляд, возникает потребность в синтезе подходов, сложившихся в отечественном обществоведении, с теми принципами, которые имеются в зарубежной литературе. Наконец, должны быть приняты во внимание методологические принципы российской социальной философии с её вниманием к духовным факторам социального поведения, к постановке проблем роли соборности и — одновременно — индивидуальности в определении направленности народа.

Предмет, цель и задачи исследования.

Предметом настоящей диссертационной работы является соотно.

Барулин B.C. Исторический материализм — современные тенденции развития. — М.: 1986; Каган М. С. Человеческая деятельность.-М.: 1974; Кветной М. С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типа. — Саратов: 1974.

Моццжлн к.Х. Категории исторического материализма: системность, развитие. — М.: 1986; Николов Л. Структура человеческой деятельности. — М.: 1984; Фофанов В. П. Социальная деятельность как система. — Новосибирск: 1981 и др. 2.

Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление.-М.: 1988; Золотухина-Аболина Е. В. Рациональное и ценностное // Проблемы регуляции сознания. Изд-во Рост, гос.унив.: 1988 и др. ч.

Бердяев Н. А. Смысл истории. — М.: 1990; Булгаков С. Н. Философия хозяйства.- М.: 1990; Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. — М.: 1992; Франк С. Л. Духовные основы общества: Введение. 0 задачах социальной философии. — М.: Политиздат. — 1992. шение рационального и иррационального факторов в деятельности социальных субъектов.

Целью исследования является социально-философский анализ социального поведения в его зависимости от факторов, обусловливающих различную степень его осмысленности.

Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:

— рассмотреть сущность и формы проявления социального поведения и установить их зависимость от степени рациональности в регулятивном (мотивационном), операциональном и результативном аспектах;

— выявить типы социального поведения под углом зрения соотношения в нём рационального и иррационального моментов;

— исследовать специфику преобладания в социальном поведении осмысленных факторов в зависимости от состояния социума (от стабильного до кризисного);

— выявить пути рационализации социального поведения в условиях переходного состояния общества.

Методологическая и источниковедческая основа исследования.

Методологической основой исследования являются принципы конкретности и всесторонности рассмотрения, системности и историзма, деятельностный подход, другие принципы, выработанные современным теоретическим обществознанием.

В диссертационной работе использованы результаты научных исследований как в социальной философии, так и в теоретической социологии, общей и социальной психологии, в конкретных социологических исследованиях.

В диссертации нашли определенное отражение результаты комплексного социально-экономического исследования «Характер процессов приватизации в Волгоградской области и их влияние на социально-экономическую ситуацию», которое проводилось в сентябре 1993 г. — апреле 1994 г. и в котором автор принимал непосредственное участие.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что: а) в соответствии с целями исследования осуществлен социально-философский анализ соотношения рационального и иррационального факторов социального поведенияб) сформулированы сущностные характеристики рационального применительно к социальному поведению в зависимости от качественного состояния социумаобобщены данные социальных наук о нерациональных мотивах деятельности людей и выдвинута концепция иррационального фактора социального поведенияв) на основе созданной теоретической модели исследуемого явления рассмотрены пути рационализации социального поведения и его роли в стабилизации общества.

В результате исследования автор выносит на защиту следующие положения: социальное поведение — это комплекс действий и реакций социальных субъектов в процессе реализации своей деятельностной сущности, их имманентная активность во взаимодействии с другими субъектами с социальной средой, с обществом в целом, сущностной характеристикой которой является рациональность в постановке целей и в определении методов действиясоциальное поведение представляет собой единство мотива-ционного, операционального и результативного аспектов, рассматривая под углом зрения различной степени сочетания в каждом из них осмысленных и бессознательных компонентов;

— рациональные факторы социального поведения состоят прежде всего в осмысленности естественных жизненных интересов социального субъекта, в соответствии этих интересов перспективным ориентирам, в их соотнесенности с целями, интересами и нормами других участников социального процесса;

— иррациональные факторы социального поведения суть комплекс архетипов, традиций, стереотипов, социальных чувств, эффективно воздействующих в процессе деятельности как на её мотивы, так на постановку целей и на средства их реализации;

— сочетание рациональных и иррациональных факторов изменяется в различных состояниях обществапроцесс рационализации сопутствует и содействует стабилизации общества.

Теоретическое и практическое значение представленного исследования состоят в том, что его результаты могут быть использованы в целях дальнейшей разработки теории социального поведения, уточнения научных представлений о рациональном и иррациональном факторах всего многообразия социальных действий и социальных взаимодействий.

Материалы и выводы работы найдут применение в процессе изучения курса социальной философии в вузе, при разработке специальных и факультативных курсов.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научных конференциях Волгоградского государственного технического университета (1993 и 1994 гг.), на республиканской научной конференции «История культуры, теория культуры и проблемы гуманитаризации высшего образования» (Пермь, май, 1993 г.) и межвузовской конференции «Рациональность в управлении социальными процессами» (Ростов-на-Дону, март, 1994 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, проведенное нами исследование свидетельствует о том, что необходимым компонентом социально-философской теории является наличие понятия «социальное поведение» как термина, обозначающего в комплексе весь круг активности социального субъекта во взаимодействии с окружающей средой, ответных реакции участников взаимодействия, «внутреннего ощущения» социального процесса со стороны его участников с точки зрения осмысленности их интересов, осознания ими хода и направления социального процесса, предвидения иш его результатов при осуществлении социального процесса.

Социальное поведение находит проявление, а числе других, в таких формах самореализации субъектов социального процесса, как социальное действие и социальное взаимодействие, в первом случае описывающих взятую в относительной изолированности активность индивида (и других социальных субъектов), а во втором случаеи активность индивида, и ответную реакцию другого индивида.

Социальное поведение является самоорганизующейся системой, обладающей как природными, биологическими, бессознательными факторами, так и такими факторами, как символичность (т.е. наличием таких механизмов регуляции, как язык, ценности и т. п.), нормативность (т.е. зависимость индивидуальных действий от социальных норм), автономность (т.е. наличие волевого момента, нежестко связанного с условиями окружающей среды и волевыми установками других участников социального процесса).

В зависимости от развитости внутренних компонентов социального поведения можно выделить различные его типы: деятельность исключительно в собственных интересах социального субъекта (эгоизм) или деятельность с учетом потребностей социального окружения вплоть до проявления альтруизмадеятельность, подчиненная удовлетворению непосредственных, сиюминутных, часто ложно понятых потребностей или деятельность, исходящая из перспективных, долгосрочных целей, сочетающая собственную выгоду с интересами другихдеятельность, подчиненная каким-то социальным нормам или же деятельность, включающая насильственные действия ради досткнения личных интересов (агрессия) — деятельность, ориентированная на социальные характеристики другого индивида, или деятельность, ориентированная на биологические, Физиологические характеристики другого участника социального процесса.

И, наконец, важнейшей характеристикой социального поведения и средством выделения различных его типов является сочетание рационального и иррационального моментов его регуляции.

Рациональное состоит в таких свойствах деятельности социального субъекта, как осмысленность целей к средств, как управляемость действиями субъекта со стороны его самосознания, как соответствие этих действий перспективным, долгосрочным интересам самого субъекта, как их соотнесенность с целями, интересами, нормами и ценностями других участников социального процесса.

Иррациональное, по нашей трактовке, это те мотивы поведения, которые не совпадают с рациональными его компонентами, имеют своим источником либо эмоциональные реакции социального субъекта на условия среды, либо бессознательные явления индивидуальной или коллективной психики, находящие проявление в архетипах, стереотипах, традициях и диктуют действия, в опосредствованной форме учитывающие ценности и нормы общестза, собственные долгосрочные интересы, реализующиеся в не адекватных реакциях на требования социальной ситуации и приводящие к сложному, замедленному, а то и возвратному течению социального процесса.

В определении рациональных моментов социального поведения современная общественная мысль России отказалась от идеологических парадигм и видит их, в частности, в следующих принципах: приоритет прав и интересов личности над правами наций и 'Государственными интересами" - стремления отдельных людей и групп, гармонизируемые организацией общества, должны приводить к прогрессу как в нравственном, так и в технологическом отношенииобщество должно стимулировать наиболее полное использование своего интеллектуального потенциала и его интенсивное наращиваниеорганизация общества должна обеспечить полноценное выполнение экологического императива.

Иррациональные моменты социального поведения в сегодняшних условиях состоят, по нашему мнению, в стереотипах непритязательной уравнительности, сочетающейся с негативным отношением к чужому достатку, в традициях этатизма, выражающихся в иждивенческих настроениях, в имперско-милитаристских «архетипах», наслаивающихся на реально ущемленное национальное самосознание.

По нашим представлениям, может быть уточнено представление о типах социального поведения по сочетанию рациональных и иррациональных факторов: целерациональное социальное поведение, в котором осмысленность пронизывает и содержание цели действия, и избкраеыых средствценностно-рациональное поведение сочетает нравственные (в широком понимании — как религиозных идеалов, так и социально значимых норм) и рациональные факторыаффективное поведение определяется эмоциональным состоянием социального субъекта (а если социальный субъект — это группа, то либо социальными чувствами, либо действием социально-психологических законов под-раиания, заракения и т. п.) — традиционное действие подчинено преимущественно подсознательным индивидуальным мотивам и коллективному бессознательному в лице символов, традиций, стереотипов, обычаев и т. п.

На реализацию форм социального поведения накладывает свой отпечаток характер состояния общества — от стабильного до кризисного.

В стабильных, упорядоченных, равновесных состояниях социума коллективное сознание имеет больше возможностей соотнести личные и социальные цели, сопоставить групповые и национальные этические нормы и в этом смысле усилить рациональные моменты своей деятельности (хотя следует отметить, что долгосрочные национальные интересы могут ускользать от осмысления).

В переходных состояниях возрастают иррациональные факторы позедения — его подчиненности эмоциональным, непродуманным реакциям на быстро изменяющуюся социальную обстановку, значительный удельный вес произвольно поднимающихся в верхние этажи мотивации стереотипов на базе самых архаичных архетипов и, одновременно, как это ни парадоксачьно, через неопределенность социального поведения могут прорываться прозрения долгосрочных национальных интересов.

Процесс рационализации социального поведения, на наш взгляд, предполагает целостную социокультурную модернизацию, национальное согласие, реальное проведение назревших реформУсловиями социокультурной модернизации являются развитие науки, образования, культуры, для чего требуется обращение к зтой проблеме как основной массы населения, так и правящих кругов. 3 ином случае выход из кризисной ситуации может затянуться во времени и привести к неустойчивым формам социального поведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамов С. С- Неявная субъективность: Опыт филос.-исслед.-Изд-во Том. ун-та, 1991. — 206 с.
  2. Н.М. Человек и социальное развитие: Вопросы и ответы. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
  3. Н.С. Рассудок разум рациональность. М.: Наука, 1988. — 288 с.
  4. Е.А. Рациональность и сознание: Ист.-теорет. очерк пробл. обоснования рациональности. Минск, 1991. — 93 с.
  5. Ю.П. и др. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1989. -83 с.
  6. Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1983.1. T.I. Метафизика. 550 с. 1. Т.4. 830 с.
  7. А.И. Саморегуляция, деятельность, сознание. СГ<6.: Наука, 1992. 146 с.
  8. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Изд. группы «Прогресс». — 608 с.
  9. А.С. Россия как больное общество // Вопр. философии. 1993. — Ф I. — С.3−19.
  10. А.А. К философской характеристике практического мышления // Вопр. философии. 1982. — # 4. — С.63−72.
  11. Г. С. Философская концепция человека и креативность в наследии С.Л. Рубинштейна // Вопр. философии. 1989. -? 4. — С.95−109.
  12. B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 184 с.
  13. B.C. Исторический материализм современные тенденции развития. Ы.: Мысль, 1986. — 285 с.
  14. Н.А. Смысл истории. М.: Наука, 1990. — 220 с.
  15. Н.А. Философия свободы, творчества. М.:1989.- 607 с.
  16. А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука: (В2 кн.). — М.: Экономика, 1989.
  17. Кн. I. 303 с. Кн. 2. — 350 с.
  18. С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.- 413 с.
  19. И.И. О взаимосвязи природы человека с общественными отношениями и деятельностью // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1992. -S6. — С. З-Ю.
  20. В.А. Логика истории. Вопросы теории и методологии. М.: йзд-во МГУ, 1988. — 328 с.
  21. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.- 804 с.
  22. В.И. Преемственность поколений. М.: Знание, 1973. — 64 с.
  23. П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопр. философии. 1991. — № 6. — С.9.
  24. Г. Работы разных лет: в 2 т. М.: Мысль, 1973. Т.2. — 1973. — 630 с.
  25. Э. Социальная стратификация // Социол. исследования. 1992. — & 7, 9, II.
  26. Р 7. C. I35-I40- (Пол., патриарх, и развитие капитализма)
  27. C.II2-I23- (Стратификация и класс, структура).
  28. П.К. Практика человека. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1988. — 151 с.
  29. С. Области человеческого бессознательного: опыт исследования с помощью ЛСД. М.: 1992.
  30. У. Личность // Психология личности. Тексты.-У.: Изд-во МГУ, 1982.- 287с.
  31. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. — 574 с.
  32. Р.Н. Цикличность переходного периода // Вопр.философии. 1993. — № II. — С.3−15.
  33. В.П., Мамардашвили М. К. Изучение высших психологических функций и категория бессознательного // Вопр. философии. 1991. — № 10. — С.37.
  34. Золотухина-Аболина Е. В. Рациональное и ценностное (проблемы регуляции сознания) / Отв. ред. И. В. Вагин. -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1988. 144 с.
  35. Е.В., Мудрагеев Н. С. Проблема смысложизнен-ной рефлексии в домарксовской философии // Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Ростов-н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1983. — С.17−42.
  36. Золотухина-Аболина Е. В. Философия как теоретическое самосознание // Ежегодник Философского общества СССР, 1984. -М.: Наука, 1984. С.257−264.
  37. История зарубежной психологии, 30-е-60-е гг. XX в. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986. -342 с.
  38. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  39. Р.С. Человек и его жизнедеятельность.- М.: Знание, 1988. 63 с.
  40. Л.П. Философия истории. СПб.: 1993. — 350 с.
  41. М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. Саратов: 1974.
  42. Н.М. Социальное творчество масс и борьба идей. М.: Знание, 1987. — 61 с.
  43. Кон И. С. Психология социальной инерции // Коммунист. -М.: 1988. Ш I. — С.64−75.
  44. Кон И. И. Открытие «Я». М.: Политиздат: 1978. — 367 с.
  45. История буржуазной социологии XIX начала XX века. // Под ред. И. С. Кона. — М.: 1979.
  46. П.В. Рассудок и разум и их функции в познании // Вопр. философии. 1963. — ii3 4. — С.69.
  47. Л.Б. Динамика ценностных ориентаций. Анализ результатов эмпирических исследований // Социол. исследования. -1994. S 2. — C. II4-II8.
  48. Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов // Вопр. философии. 1994. — № I. — С.3−24.
  49. И.В. Теоретические основы социального проектирования. Минск.: Наука и техника, 1989. — 186 с.
  50. В.А. Модернизация в России на пороге XXI века // Вопр. философии. 1993. — 7. — С.40−56.
  51. П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988. -368 с.
  52. И. Экономическое неравенство, права человека, демократия и свободный рынок // Вопр. философии. 1993. — № 6. -С.II5-II8.
  53. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  54. Н.И. Ценности социальных групп и кризис общества.-М.: 1991.
  55. Лассуэл Гарльд Д. Принцип тройного воздействия: ключ к анализу социальных процессов // Социол. исследования. 1994. -$ I. — С.135−143.
  56. В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990. — 395 с.
  57. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. — 535 с.
  58. В.М. Психоанализ и неопозитивизм // Филос.науки.-1988. № 8. — С.62−74.
  59. М.Л. Детерминация прогнозирования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — III с.
  60. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  61. А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и его поздняя классика. М.: Искусство, 1975. — 776 с.
  62. К. Год серого гуся. М.: Мир, 1984. — 184 с.
  63. А.А., Горак А. Н., Ящук Т. Н. и др. Диалектика социальных процессов. Киев: Вища шн., 1983. — 216 с.
  64. Дм. Личность и сознание. М.: Прогресс, 1986.418 с.
  65. К. Тезисы о Фейербахе / Маркс К., Энгельс Ф.
  66. Соч. 2-е изд. — Т.З. — C. I-4.
  67. Д. Общество культуры: культурный состав современности // Вопр. философии. 1993. — # II. — С.16−28.
  68. А.Н. Демократия и тирания в новое и новейшее время // Вопр. философии. 1993. — № 10. — С.3−23.
  69. Р. Социальная структура и аномия // Социол. исследования. 1992. — $ 2. — С.118. — Е 3. — C. I04-II4- !Р 4. -С.91−96.
  70. А.Б. Общественная-политическая активность: сущность, проблемы развития. Минск: Наука и техника, 1991. -182 с.
  71. Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопр. философии. 1991. — 3. — С.14.
  72. Н.Н. Социальные отношения: структура и формы проявления. Киев.:Наук. думка, 1986. — 205 с.
  73. К.Х. Категории исторического материализма: системность, развитие. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 286 с.
  74. Н.С. Рациональное и иррациональное. М.: Наука, 1985. — 175 с.
  75. .Д. Единство социального и биологического в формировании сознания личности. Ростов-на-Дону.: Изд-во Рост, ун-та, 1986. — 171 с.
  76. В.В. Вездесуще ли сознание? // Человек. 1981. -Р6. — С.15−22.
  77. Л. Структуры человеческой деятельности. — М.: Прогресс, IS84. — 176 с.
  78. О.С. Проблема предсказуемости социального поведения // Вестник приватизации. 1994. — I- 4. — С.51−52.
  79. О.С. и др. Культурно-историческая определенность гуманитарного образования в техническом ВУЗе // История культуры, теория культуры и проблемы гуманитарного высшего образования. Материалы Всероссийской научной конференции. Пермь.:
  80. Изд-во Перм. техн. ун-та, 1994. С. 26.
  81. Олейник О. С- Социальное поведение как категория социальной философии // Макаров В. В., Медведев Ю. М., Олейник О. С. Теоретические проблемы социальной философии. Волгоград: Изд-во Волг, гос.техн.ун-та, 1994. -С.21−26.
  82. О.С., Макаров В. В. и др. Принципы институциональных изменений. Волгоград.: Изд-во Волг. гос. техн. ун-та, 1994. — 52 с.
  83. Д.В. Массовые настроения переходного периода // Вопр. философии. 1992. -14.- С.3−15.
  84. Г. В. Современная буржуазная социология. М.: Наука, 1964. — 416 с.
  85. Основы социологии: Курс лекций. М.: О-зо «Знание» России: ТОО «Интелтех», 1993. — 383 с.
  86. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы // Под ред. Парсонса. М.: Прогресс, 1972. — 392 с.
  87. Пер М. Современная западная социология. СПб.: 1992.
  88. В.Д. Традиция и общество: опыт фил. социол. исследований. — М.: Мысль, 1982. — 220 с.
  89. Ю.К. О природе социальной формы движения. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 274 с.
  90. B.C. Время и культура. Харьков.: Вища шк. Изд. при Харьк. гос. ун-те, 1987. — 159 с.
  91. Г. С. Иррациональное в политике // Вопр. философии. 1992. — I? 4. — С.16−21.
  92. К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. — 605 с.
  93. .Ф. Феодализм и народные массы. Ы.: Наука, 1964. — 520 с.
  94. И. Философия нестабильности // Вопр. философии. 1991. — 3. — С.46−52.
  95. .В. К рациональнообразной картине мира // Коммунист. 1989. — $ 8. — С.89−97.
  96. Розин В… Новая концепция происхождения человека и сознания // Социал.-полит, журн. 1993. — IP 5−6. — С.13−21.
  97. Г. К вопросу о будущем России // Вопр. философии. 1993. — № 4. — С.15−23.
  98. A.M. Психоанализ и религия. М.: 1987.
  99. М. Философия биологии. М.: Прогресс, 1977. -319с.
  100. В.Ы. Социальная структура советского общества: История и современность. М.: Политиздат, 1987. — 286 с.
  101. В.Л. Закон возрастания роли народных масс в истории: механизм действия и использования. Пермь.: Кн. изд-во, 1390. — 189- с.
  102. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. — 432 с.
  103. Солбриг 0., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. М.: Мир, 1982. — 488 с.
  104. B.C. Оправдание добра // Соч.: в 2 т. М., 1988. — T.I. — С.47−581.
  105. П.А. Социологические теории современности. -И.: 1992.
  106. П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. — 542 с.
  107. Социология сегодня: Проблемы и перспективы. Ы.: Прогресс, 1965. — 684 с.
  108. Социологический словарь. Минск.: Университетское, I9SI. — 528 с.
  109. Ю.Г. Тоталитаризм как категория политической социологии // Социол.исследования. 1394. —? I. — С.13−16.
  110. Д. Структура социальной теории. М.: Прогресс, 1985. — 471 с.
  111. Н. Поведение животных. М.: Мир, 1985.-192 с.
  112. А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.736 с.
  113. S.T. и др. Социальное проектирование. М.: Мысль, 1982. — 254 с.
  114. Г. Ji. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л.: Изд-во Лгу, 1990. — 214 с.
  115. НО. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989. — 814 с.
  116. С.Л. Духовные основы общества: Введение. О задачах социальной философии // Русское зарубежье. Л.: Лениздат, 1991. — С.243−433.
  117. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. — 447 с.
  118. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. М.: МПО «Меттэм», 1990. — 56 с.
  119. В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск.: Наука, Сиб. отд-ние, 1981. — 304 с.
  120. По. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 429 с.
  121. В. Человек и агрессия: 3. Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма. М.: Прогресс, 1975. — 132 с.
  122. Дж. Социальное .поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 255 с.
  123. В. А. Человен и история. М.: Сов. Россия, 1970. — 159 с.
  124. Человек: философские аспекты сознания и деятельности. -Минск: Наука и техника. 1989. 206 с.
  125. В.В., Чередниченко В. А., Шапиро В. Д. Россияне о предпринимательстве и предпринимателях // Социол.исследования.-1992. 5? 10. — С.44−52.
  126. А.К. Культура, история, личность: Введение в философию поступка. Киев.: Наук, думка. 1991. — 137 с.
  127. JI., Соссюр Р. де. Рождение психоаналитика: От Меснера до Фрейда. М.: Прогресс, 1991. — 287 с.
  128. Ю.И. Социальная однородность общества: основные признаки и пути формирования. Киев.: Наук, думка, 1986. — 206 с.
  129. П.И. Социальная сфера в условиях перестройки: (Сов. исслед. 1989 г.): Науч.-аналит. обзор. М.: ИНИОН, 1991.47 с.
  130. Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. — 240 с.
  131. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопр. философии. 1988. —? I. — С.134−135.
  132. Юнг К. Г. Различие восточного и западного мышления // Филос. науки. 1988. — С.92−103.
  133. Юнг К. Г. Проблема души современного человека // Филос. науки. 1989. — Р 8. — C. II4-I20.
  134. Юнг К. Г. Современность и будущее. Минск.Университетское. — 1992. — 60 с.
  135. Юнг К. Г. Предисловие к книге Дайсэцу Судзуки «Основы дзэн-буддизма» // Дзэн-буддизм. Бишкек, 1993.
  136. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
  137. О.В. Планирование социально-бытовой инфраструктуры: Социологический подход. М.: Экономика, 1У90. — 126 с.
  138. Р. От пчелы до гориллы. М.: Мир, 1965. — 296 с.
  139. A.M. Из переписки З.Фрейда и К. Г. Юнга // Психол. журнал.Т.10. 1989. — J 5. — C. I4I-I52.
  140. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 245 с.
  141. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности // Под ред. Ядова В. А. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1379. — 264 с.
  142. М.Г. Переживание и драма развития личности (последнее слово Выгодского) // Вопр. философии. 1993 г. 0 3. С.82−91.
  143. М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.575 с.
  144. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат 1991 г. — 527 с.
  145. Drucker P. The new realtions.- N.Y.:1989.
  146. Homans Q. The human group. N.Y.: 1950.
  147. Lundberg Q. Foundation of Sociology. N.Y.:1950.
  148. Modenn classical philosophers./ Compiled by B. Rand, Ph.D. N.Y.
  149. Parsons T. and Shils I. General theory of action. -N.Y.:1952
  150. Parsons T. The social system. N.Y.-1951
  151. Popper К., Ecc1es Y. The self and its brain. Berlin.:1977
  152. Wilson E.O. Sociobiology. a new synsthesis. Cam.:197 5 148. Wilson E.O. On human nature. — Cam.: 1978.
Заполнить форму текущей работой