Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные направления укрепления государственности и совершенствование федерализма в России

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В конце 90-х годов ХХ века в Российской Федерации остро стала пробле-ма сохранения целостности государства. Ни подписание Федеративного догово-ра в 1992 году, ни принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году не внесли окончательной стабильности в этот вопрос. Республики стали самостоя-тельно принимать свои конституции, законы, формировать свои правовые сис-темы, не опираясь на приоритеты… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Основные проблемы современного федерализма
    • 1. 1. Исторические предпосылки формирования российской модели федерализма
    • 1. 2. Источники непоследовательности проведения федеративной реформы в России
  • 2. Проблемы и перспективы национального вопроса в Российской Федерации
    • 2. 1. Национально территориальные аспекты российского федерализма
    • 2. 2. Принципы российского федерализма
  • 3. Перспективы совершенствования государственности и федерализма в России
    • 3. 1. Унификация законодательства как основа укрепления государственности и федерализма
    • 3. 2. Понятие государственности русского народа как теоретическая основа упрочения единства
  • Заключение
  • Список литературы

Основные направления укрепления государственности и совершенствование федерализма в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность настоящего исследования. Выбор темы настоящей работы обусловлен тем, что проблема федерализации всех сфер общественных отноше-ний в Российском государстве поставлена на повестку дня как историческим развитием страны, так и насущными проблемами современного федеративного государства. Российский ученый М. В. Столяров приводит список более 40 фе-дераций, сложившихся к концу ХХ столетия.

Эксперты и ученые, занимающиеся историей и современными проблема-ми федерализма, рассматривают федералистские принципы как наиболее под-ходящую модель политической интеграции и общественной мобилизации в сфе-ре государственного устройства и правления.

Теоретическую основу исследования составили труды российских уче-ныхспециалистов в области теории государства и права. Для понимания сути российской государственности, формирования и развития федеративных отно-шений в России ценную научную информацию содержат материалы «круглого стола» в Институте российской истории РАН по теме: «Куда идет Россия? 10 лет реформ» (1994 г.).

Ряд важных вопросов о путях развития российского федерализма был предметом рассмотрения на заседании «круглого стола» на тему: «Гражданское общество, правовое государство, право», организованного Институтом государ-ства и права и Институтом философии РАН в 2002 г.

Федеративные и межнациональные отношения в РФ в период 1990;2005 гг. активно разрабатывались политологами, юристами, историками, социолога-ми.

Проблемы взаимоотношений между Федеральным центром и субъектами Федерации в первой половине 1990;х годов, т. е. в период становления и наибо-лее активного развития российского федерализма рассматриваются в работах российских ученых С. Д. Валентея, Н. В. Варламовой, М. В. Золотаревой, И. А. Умновой, Ю. Ф. Ярова и др.

На новом этапе (2000;2007 гг.) процессы институциональных трансфор-маций во властных структурах, как на федеральном уровне, так и на региональ-ном, рассматриваются в работах С. Н. Бирюкова, Н. П. Медведева, Н. Н. Петрова, М. В. Столярова, Р. Ф. Туровского и др.

Методологической основой данного сследования является системный подход к изучению дел данной категории и диалектико-материалистический ме-тод. Частными методами, которые использовались в исследовании являются: сравнительно-правовой, формально-логический.

Нормативно правовую базу настоящего исследования составляют со-временные российские нормативно правовые акты.

Объект настоящего исследования: общественные отношения, определяю-щие основы формирования и функционирования федерального государства на примере России.

Предмет исследования: основные теоретические положения, определяю-щие принципы федерального устройства и государственности РФ.

Цель настоящей работы исследование основных направлений совершен-ствования государственности и федерализма в России.

Для достижения указанной цели в настоящей работе будет рассмотрено:

— уровень исследованности указанной проблемы,

— основные принципы, определившие развитие российского федерализма,

— основы государственности в России,

— определены основные направления совершенствования предмета иссле-дования.

Положения, выносимые на защиту: Несмотря на то что тоталитарная су-перцентрализация явилась одной из главных причин распада СССР, до сих пор у нас полностью не преодолено укоренившееся в прошлом ошибочное представ-ление, будто все, что направлено на расширение полномочий республик и дру-гих субъектов Федерации, служит дезинтеграции страны.

На нынешнем этапе столь остро стоят проблемы бюджетного и налогово-го федерализма, которые решаются путем перераспределения средств в пользу субъектов Федерации при одновременном повышении их обязанностей и ответ-ственности в решении общих задач, особенно в социальной сфере.

Сегодня в расширении и особенно в обеспечении реальной возможности осуществления законодательно установленных предметов ведения и полномо-чий субъектов РФ заложен немалый резерв совершенствования российского фе-дерализма и повышения его эффективности.

1. Основные проблемы современного федерализма

1.1. Исторические предпосылки формирования российской модели феде-рализма

Проблема дальнейшего развития российского федерализма является клю-чевой и фундаментальной для всей России. От ее успешного решения в огром-ной мере зависит социально-политическая стабильность в обществе и государ-стве, сохранение территориального единства страны, судьбы экономических и социальных реформ, демократизация всех сторон общественной жизни, станов-ление правового государства, гармонизация межнациональных и региональных отношений, упрочение духовной общности многонационального российского общества.

Современная форма государственного устройства России, сохраняя опре-деленную преемственность с федеративной природой РСФСР (сочетая нацио-нально-государственный и территориальный принцип устройства), свидетельст-вует об уникальности российского федерализма по сравнению с классическими федерациями зарубежных стран. Эта уникальность есть отражение сложного ис-торического развития территориальных форм власти в России, полиэтничности ее населения, самобытности отечественной государственности и культуры. По-этому специфика и особенности российского федерализма нуждаются не в уст-ранении, приспособлении под известные образцы, а в научно выверенной про-грамме развития. Речь меньше всего идет о наборе декларативных положений, ибо потребность состоит главным образом в четкой, конкретной программе дей-ствий, в механизмах и гарантиях ее осуществления, в подключении к этому процессу всех сил общества.

Принцип федерализма в России обладает своими особенностями, обу-словленными той политической обстановкой 90-х годов, в которой он склады-вался, экономическими, социальными условиями его становления, идеологиче-ской основой и иными обстоятельствами. В результате он нашел свое отражение в Конституции РФ 1993 г. и в практике ее последующей реализации.

В конце 90-х годов ХХ века в Российской Федерации остро стала пробле-ма сохранения целостности государства. Ни подписание Федеративного догово-ра в 1992 году, ни принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году не внесли окончательной стабильности в этот вопрос. Республики стали самостоя-тельно принимать свои конституции, законы, формировать свои правовые сис-темы, не опираясь на приоритеты федерального центра и федеральное законода-тельство. Многие из них включали в тексты своих нормативных правовых актов положения, противоречащие федеральной Конституции, — право на сецессию, процедуру ратификации федеральных законов, право самостоятельно объявлять военное положение и т. д. Так, Республика Тыва записала в своей Конституции (ч. 4 ст. 1), что она имеет право на самоопределение и выход из состава Россий-ской Федерации путем всенародного голосования Республики Тыва. Бурятия провозгласила себя суверенным государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории (ч. 1 ст. 1 Конституции Республики Бурятия). Этому примеру последовали Калмы-кия, Алтай, Кабардино-Балкарская и другие республики. Таким образом, к сере-дине 1999 года в Российской Федерации сложилась сложная политическая об-становка, которая характеризовалась стремлением субъектов Федерации к само-стоятельности, противоречием федерального и регионального законодательства, несогласованностью деятельности федеральных и региональных органов госу-дарственной власти. Российский федерализм стремительно развивался в направ-лении конфедерализма.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой