Целью курсовой работы является разработка раздела «Охрана окружающей среды» в проекте необходимо рассмотреть основные источники загрязнения морской воды при работе порта: нефть, нефтепродукты, хозяйственно-фекальные воды, льяльные воды, бытовой мусор и пищевые отходы; а также меры, позволяющие предотвратить или уменьшить их влияние на морскую среду.
Для модели точечного аварийного разлива нефти проводится расчет размеров нефтяного пятна и разрабатывается схема ликвидации аварии. По результатам расчетов вычисляется кол-во загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации порта, а также подсчитывается ущерб, наносимый государству от загрязнения морской среды.
1. Исходные данные.
Грузооборот:
Вид груза Количество грузов (тыс.т) Контейнерные 990
Зерновые 310
Навалочные 5000
Наливные 8000
Время навигации Т=365
По исходным данным выбирается тип судна и его технические характеристики, приведенные ниже в табличной форме.
Вид груза Тип судна Дедвейт тыс. т Г/п, тыс. т Длина, м Ширина, м Осадка, м Прим.
Контейнерные СКН-700 9,2 8,1 147 22,7 7,5 810 конт.
Зерновые СО-3М 3,0 2,8 130 13,6 3,6 4 трюм.
Навалочные СН-50 52,5 49,4 215,2 31,8 12,3 8 трюм.
Наливные НО-150 150,0 143,0 295 45,0 17,0 ;
1.1 Характеристики порта, особенности его работы.
Для обеспечения необходимой пропускной способности требуется достигнуть соответствующих технических характеристик, к которым относятся:
• глубина в порту;
• размеры акватории;
• длина причального фронта;
• размеры территории;
• основное грузоподъемное оборудование;
• состав и размеры складов При строительстве порта размеры акватории выбираем из соображений обеспечения безопасности входа судна в порт, его маневрирования для подхода к причалам, безопасную стоянку всего состава судов при перегрузочных работах, отстое и обслуживании. Производим учет перспективы развития порта и возможность захода в порт судов больших размеров. Так же принимаем во внимание то, что суда могут заходить в порт и двигаться по акватории как своим ходом так и с помощью буксиров. Под входом в порт понимается совокупность входных ворот и примыкающих к ним участка подходного канала и входного рейда, т. е. элементов, влияющих на безопасность и продолжительность входа и выхода судов.
Входной рейд имеет размеры и форму, которые позволяют осуществить при сильном ветре любые маневры, необходимые для входа или выхода из порта, в том числе возможность гашения инерции входящего судна, возможность его разворота на требуемый угол, аварийную отдачу якоря и аварийную стоянку.
В нашем случае разворот судов и их движение по акватории порта будет осуществляться портовыми буксирами.
По проекту оградительных сооружений проводится расчет дифракции волн 5% обеспеченности со стороны волноопасного направления. Дифракция является качественной оценкой конструкции волнозащитных сооружений.
1.2 Основные источники загрязнения моря при работе порта.
Загрязняющие вещества, образующиеся при работе порта, подразделяются на производственные и хозяйственно-бытовые. К производственным относятся льяльные воды, к хозяйственно-бытовым — сточные воды, от душевых и кухонных блоков, фекальные воды, бытовой мусор и т. д.
Наибольший ущерб морской среде наносят нефть и нефтепродукты. Одна тонна нефти растекается по поверхности моря площадью в 2,5 км². Скорость образования пятна велика. Пленка нефти активно поглощает растворившийся в воде кислород и препятствует газообмену между водой и атмосферой. Значительная часть нефти в виде эмульсии находится в верхнем слое (толщиной до 10 м) и может перемещаться с водой на дальние расстояния.
Наиболее уязвимы при загрязнении воды нефтью морские организмы на ранних стадиях развития. Также серьезную опасность представляют входящие в состав сырой нефти и нефтепродуктов ароматические углеводороды. Некоторые моллюски способны аккумулировать углеводороды, в том числе и канцерогенные и употребление их в пищу человеком становится опасным.
Серьезную опасность представляют нефтяные разливы для водоплавающих птиц.