Полномочия органов местного самоуправления в культурной отрасли
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут регулировать цены за посещение спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений, находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам на пользование такими сооружениями, разрешать проводить в региональных, муниципальных спортивных сооружениях занятия бесплатно или на льготных условиях… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Организация управления и финансирование культуры в муниципальном образовании
- 2. Основные полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры
- 3. Организация сферы досуга в муниципальном образовании. Физкультура и спорт
- Заключение
- Список использованной литературы
Местное самоуправление это децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ (городской, сельской общины, союза общин). Местное самоуправление одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в Российской Федерации.
Муниципальное управление — относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления муниципальное управление появилось в стране лишь в 1990-х годах вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции России органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В силу этого муниципальное управление имеет свою специфику, отличающую его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления .
Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.
Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.
Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники, пополнять копилку достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к достижениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.
Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.
Культурное наследие — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством при условии сохранения основного вида деятельности, профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.
Культурные блага — услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей. В этом заключается актуальность данной работы.
Цель данной работы определить, что собой представляют полномочия органов местного самоуправления в культурной сфере.
Задачи данной работы: определить, что собой представляет организация управления и финансирование культуры в муниципальном образовании; что собой представляет организация сферы досуга в муниципальном образовании; выяснить, что представляют собой муниципальные органы культуры.
Источниками данной работы являются Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», различные нормативно-правовые акты.
1. Организация управления и финансирование культуры в муниципальном образовании
Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. К вопросам местного значения поселений и городских округов отнесено создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).
Органы местного самоуправления осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий. В собственности муниципальных образований могут находиться имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты (музеи, галереи, библиотеки и т. д.).
Финансирование муниципальной сферы культуры осуществляется за счет бюджетных средств и оказания платных услуг. Общественные объединения, предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности. В качестве соучредителей фондов могут выступать также и органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, участвуя в осуществлении государственной политики в области культуры, не могут вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, за исключением случаев, предусмотренных законом (если эта деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости и т. д.). Культурная деятельность может быть запрещена судом в случае нарушения законодательства. Органы местного самоуправления должны исходить из признания равного достоинства культур, равенства прав и свобод в области культуры всех проживающих на территории муниципального образования этнических общностей и религиозных конфессий. Вопросы поддержки народных художественных промыслов, региональных и местных национально-культурных автономий, изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности отнесены федеральным законодательством к полномочиям субъектов РФ. Органы местного самоуправления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям муниципальное имущество в собственность или в аренду.
Деятельность органов местного самоуправления в области культуры должна быть направлена на обеспечение общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей для населения. В пределах своей компетенции органам местного самоуправления следует создавать условия для развития сети специальных учреждений и организаций — школ искусств, студий, курсов, оказывать поддержку этим учреждениям, обеспечивать доступность и бесплатность для населения муниципальных библиотек, других учреждений культуры.
Органы местного самоуправления вправе приостанавливать предпринимательскую деятельность муниципальных организаций культуры, если она наносит ущерб уставной деятельности организации, до решения суда по данному делу. Выполняя контрольные функции в сфере культуры, органы местного самоуправления осуществляют охрану памятников природы, культуры, истории, находящихся в их ведении.
2. Основные полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры к полномочиям органов местного самоуправления поселения, муниципального района и городского округа в области культуры относятся:
1) организация библиотечнго обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения, межпоселенческих библиотек, библиотек городского округа. При этом каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:
— созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;
— многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 г. N 78-Ф3 «О библиотечном деле» в данной сфере библиотеки имеют право:
— самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах;
— утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками;
— определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками;
— определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек;
— осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности;
— определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;
— образовывать в порядке, установленном действующим законодательством, библиотечные объединения;
— участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного дела;
— осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ;
— самостоятельно определять источники комплектования своих фондов;
— изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с действующим законодательством;
— совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству;
Список литературы
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 29.12.1994 г. N 78-Ф3 «О библиотечном деле». СЗ РФ от 2 января 1995 г., N 1, ст. 2.
- Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России». СЗ РФ от 13 марта 1995 г. N 11 ст. 943.
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов». СЗ РФ от 22 мая 1995 г. N 21, ст. 1928.
- Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». СЗ РФ от 10 декабря 2007 г. N 50 ст. 6242.
- Федеральный закон «Об общественных объединениях». СЗ РФ от 22 мая 1995 г. N 21, ст. 1930.
- Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 ноября 1992 г., N 46, ст. 2615.
- Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292−1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Ведомости Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации от 18 февраля 1993 г., N 7, ст. 245.
- Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // Журнал российского права. 2001. № 8.
- Игнатюк Н.А., Замотаев А. А., Павлушкин А. В. Муниципальное право. М., 2003.
- Игнатюк Н.А., Павлушкин А. В. Муниципальное право. М., 2002.
- Комментарий к Закону РФ от 9 октября 1992 г. N 3612−1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». М., 2001.
- Система муниципального управления. Под ред. В. Б. Зотова. СПб, 2007.