Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование организационно — экономического механизма регулирования деятельности промышленных предприятий на рынке минерального сырья Дальнего Востока

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дальний Восток отличается исключительными природными богатствами. По объему запасов минеральных ресурсов регион занимает ведущее место в России. Дальневосточные запасы сурьмы, бора, олова составляют около 95% всех запасов этих ресурсов России, плавикового шпата и ртути — до 60%, вольфрама — 24% и около 10% общероссийских запасов железной руды, свинца, самородной серы, апатита. На территории… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
    • 1. 1.
  • Глава 2.
  • Теоретические основы формирования организационно-экономического механизма регулирования рынка

Организационно — экономический механизм регулирования рынка: понятие, сущность, содержание, структура Государственная политика в области регулирования деятельности промышленных предприятий в сфере использования минерального сырья и недропользования

1.3. Особенности и проблемы организации добычи и использования минерального сырья в современных условиях

Анализ условий формирования механизма регулирования деятельности промышленных предприятий на рынке минерального сырья

Роль и место Дальневосточного региона в минерально-сырьевом комплексе России

Экспертная оценка потенциала минерально-сырьевого комплекса Дальнего Востока

2.3. Классификация сырьевой базы добывающей промышленности и теории эффективности межвременных распределений природных ресурсов

Глава 3. Формирование организационно — экономического механизма регулирования деятельности промышленных предприятий на рынке минерального сырья на основе трастового подхода

3.1. Оценка факторов влияния организационно-экономического механизма регулирования деятельности промышленных предприятий на рынке минерального сырья

3.2. Показатели эффективности организационно-экономического механизма регулирования деятельности экономических субъектов рынка минерального сырья

3.3. Формирование регионального. трастового фонда как важнейшего. элемента организационно-экономического механизма регулирования деятельности промышленных предприятий

Формирование организационно — экономического механизма регулирования деятельности промышленных предприятий на рынке минерального сырья Дальнего Востока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Эффективное использование месторождений минерального сырья требует совершенствования организационно-экономических подходов к управлению предприятиями. Изменение экономической ситуации России также вызывает необходимость применения новых методов и подходов к управлению с целью адаптации к новым условиям, росту эффективности использования природных запасов. При рациональном использовании минерального сырья все большее значение придается повышению комплексности добычи и более глубокой переработки полезных ископаемых. Рынок минерального сырья выступает базовым звеном по формированию стоимости материальных ресурсов, потребляемых предприятиями для выпуска промышленной продукции более высокого передела. Также надо отметить, что добыча и переработка минерального сырья сопровождается существенными затратами. Расходы по геологоразведке месторождений обычно окупаются через длительный период времени. Для обеспечения производственного процесса выпуска продукции (минерального сырья) требуются большие финансовые вложения на приобретение и содержание технологического оборудования, так как добывающая и перерабатывающая промышленность является фондоемкой. С другой стороны минерально-сырьевой комплекс для территории Хабаровского края можно рассматривать как стратегический капитал, источник извлечения прибыли и форму регионального богатства. В первую очередь это обусловлено тем, что продукцию «местного» минерального сырьевого комплекса потребляют промышленные предприятия Хабаровского края, такие как «Амурметалл», промышленные предприятия ДВЖД и другие отрасли края.

Неэффективность базового звена, как материальной основы, нарушает всю технологическую цепочку. В связи с этим необходимо обратить внимание на построение эффективного организационно-экономического механизма регулирования деятельности промышленных предприятий, который будет учитывать изменяющиеся условия и факторы влияния разных уровней управления с целью повышения эффективности развития территорий и роста конкурентоспособности промышленных предприятий рынка минерального сырья.

Достаточно серьезные и глубокие исследования экономического развития общества представлены в работах зарубежных авторов: А. Смита, П. Самуэльсона, У. Пети, А. Курно.

Значительный вклад в развитие теории хозяйственного механизма и государственного регулирования внесли следующие советские и российские ученые: Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, П. Г. Бунич, Б. Н. Райзберг. и другие.

Развитие теории экономики недропользования представлено в работах ученых и специалистов — Ю. М. Ампилова, Е. Л. Гольдмана, В. И Изарова, М. Э. Мерсона, А. Г. Милютина, В. И. Татаренко.

Отдельные аспекты повышения конкурентоспособности предприятий и эффективности их деятельности представлены в исследованиях Г. Л. Азоева, А .Я. Романова, А. Ю. Юданова и других.

Методы и механизмы управления эффективностью деятельности предприятий и территорий разработаны на уровне общих подходов без учета адаптивных особенностей субъектов. Все это предопределяет важность и актуальность разработки методологических подходов регулирования деятельности субъектов, создание модели эффективного организационно-экономического механизма регулирования деятельности предприятий, позволяющего учитывать интересы развития субъектов разных уровней управления и принимать грамотные управленческие решения в области построения организационных структур предприятия и поведения его на рынке минерального сырья.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретико-методических основ развития промышленных предприятий, связанных с рынком минерального сырья с учетом формирования эффективного организационно-экономического механизма регулирования их деятельности, с включением в него условий и параметров функционирования предприятий этой сферы.

Для достижений поставленной цели требовалось решение следующих задач:

— рассмотреть теоретические основы формирования организационно-экономического механизма регулирования деятельности промышленных предприятий, функционирующих на рынке минерального сырья;

— исследовать особенности государственного регулирования в области использования минерального сырья и недропользования и обосновать разделение полномочий регулирования между различными уровнями управления;

— исследовать особенности организации минералопользования для дальнейшего использования в организационно-экономическом механизме регулирования деятельности промышленных предприятий;

— провести анализ экономического состояния Хабаровского края с акцентом на промышленные предприятия минерально-сырьевого комплекса и промышленные предприятия технологической цепочки;

— проанализировать современное состояние рынка минерального сырья ДВ региона;

— рассмотреть территориально-ресурсный механизм производства минерального сырьяопределить этапы и условия формирования эффективного организационно-экономического механизма деятельности промышленных предприятий на рынке минерального сырья;

— определить показатели эффективности и предоставить их в системе организационно-экономическом механизме по разным уровням управления;

— определить структуру и функции регионального трастового фонда как элемента организационно-экономического механизма регулирования деятельности промышленных предприятий.

Объектом исследования являются промышленные предприятия по добыче полезных ископаемых и использующие продукцию переработки, минерально-сырьевая база добывающей промышленности (ресурсы и запасы минерального сырья) и хозяйственные субъекты, непосредственно осуществляющие производство минерального сырья и концентратов в Хабаровском крае.

Предметом исследования являются процессы и отношения, возникающие в рамках взаимодействия промышленных предприятий и предприятий минерально-сырьевого комплекса с субъектами рынков минерального сырья, а также связанные с ними организационно-экономические отношения.

Теоретико-методологический инструментарий — фундаментальные и прикладные исследования российских и зарубежных ученых, посвященные методам и инструментам управления народным хозяйством и совокупность общенаучных методов исследований: экономических, статистических, 8? ОТ-анализа, экспертных оценок и др.

Научная новизна исследования состоит в разработке теоретико-методических основ формирования эффективного организационно-экономического механизма регулирования рынка минерального сырья с учетом эффективности функционирования промышленных предприятий этой сферы:

1. Дано определение организационно-экономического механизма регулирования рынка минерального сырья как комплекса организационных структур с учетом взаимодействия различных факторов.

2. Предложен поэтапный подход к формированию организационно-экономического механизма регулирования, направленного на создание конкурентных условий и рост эффективности деятельности участников социально-экономических процессов с учетом закономерностей экономического развития.

3. Разработана принципиальная схема формирования организационно-экономического механизма регулирования деятельности промышленных предприятий и предприятий рынка минерального сырья.

4. Проведена оценка влияния факторов на деятельность промышленных предприятий по добыче и переработке минерального сырья (на основе матрицы 8\ЮТ-аналпза) на региональном уровне с применением комплексной оценки влияния факторов (Р).

Основные результаты и защищаемые положения:

1. Разработана и представлена структура организационно-экономического механизма регулирования рынка минерального сырья с учетом включения в нее организационной структуры, представляющей интересы предприятий этого сектора — трастового фонда.

2. Модернизирована методика дифференцированной экономической оценки земельных ресурсов.

3. Определены условия и этапы формирования регионального трастового фонда (РТФ) по росту эффективности деятельности промышленных предприятий рынка минерального сырья и разработаны общие регламенты по структуре РТФ.

4. Определены особенности организации минералопользования в современных условиях.

Практическая ценность результатов диссертационного исследования состоит в том, что предложенные автором теоретико-методологические подходы к формированию ОЭМ позволяют повысить эффективность и устойчивость функционирования предприятий минерального сырьевого комплекса, как следствие, промышленных предприятий технологической цепочки.

Научно-практические результаты диссертации нашли применение при разработке спецкурса «Маркетинг и менеджмент» для студентов специальности «Технология художественной обработки», «Управление качеством» для специальности «Экономика и управление на предприятиях промышленности» Тихоокеанского государственного университета.

Теоретической базой исследования является информационная база — публикации по проблемам формирования организационно-экономического механизма регулирования субъектов рынка, государственная статистическая информация, социологические и экспертные оценки.

Апробация результатов диссертации. Результаты работы представлены автором в выступлениях и докладах на: региональной паучпо-практической конференции «Проблемы формирования и развития рыночных отношений в Дальневосточном регионе» (г. Хабаровск, ХГТУ, 1998 г.) — международной научной конференции «Синергетика 2000» (г. Комсомольск-на-Амуре, КнАГТУ, 20−25 сентября 2000 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и пути решения инвестиционной и инновационной политики на предприятиях Хабаровского края. Технопарки. Инвестиционные центры» (г. Комсомольск-на-Амуре, КнАГТУ, 21−24 сентября 2004 г.).

Структура и объем диссертаций. Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Включает 134 страницы основного текста, 16 рисунков, 24 таблицы. 155 наименований библиографических источников и 4 приложения.

Общие выводы.

Проведенное в диссертации исследование позволило разработать научно обоснованные выводы и рекомендации по формированию эффективного организационно-экономического механизма регулирования деятельности промышленных предприятий, функционирующих на рынке минерального сырья. Соискателем получены следующие научные результаты:

1. Понятие экономического содержания категории «организационно-экономический механизм регулирования рынка» определяет основу государственного и рыночного регулирования деятельности экономических субъектов, функционирующих на рынке минерального сырья Дальневосточного региона. Выделение структурных составляющих в организационно-экономическом механизме регулирования деятельности промышленных предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности создает основу для определения перспективных направлений повышения их эффективности. Включение в организационно-экономический механизм регионального трастового фонда способствует формированию полноценных и взаимовыгодных партнерских отношений между государством и частным бизнесом.

2. Практическое применение методики дифференцированной экономической оценки земельных ресурсов, предполагающей учет особенностей конкретного промышленного предприятия и условия его функционирования, позволяет создать равные условия при расчете рентных платежей.

3. Определение условий и этапов формирования регионального трастового фонда как организационной структуры организационно-экономического механизма регулирования деятельности промышленных предприятий, функционирующих на рынке минерального сырья, позволит более четко организовать работу по созданию трастового фонда и определить меры организационно-экономического воздействия с учетом комплексного подхода и особенностей экономических субъектов.

4. Функции департаментов регионального трастового фонда, определенные автором, дополняют систему регулирования и координации деятельности промышленных предприятий минерального сырьевого комплекса Дальнего Востока.

Заключение

.

Анализ теоретических основ формирования организационно-экономического механизма регулирования деятельности промышленных предприятий, функционирующих на рынке минерального сырья, показал, что требуется адаптация методов и подходов регулирования к современным условиям. При этом выявлено, что однозначного определения организационно-экономического механизма регулирования деятельности промышленных предприятий по добыче и переработке минерального сырья не существует, поэтому предложено авторское определение: Организационно-экономический механизм регулирования рынка минерального сырья (ОЭМР РМС) — это комплекс организационных структур, направленных на создание конкурентных условий хозяйствования и рост эффективности промышленных предприятий, функционирующих па рынке минерального сырья, участников социально-экономических процессов данного рынка, государства и общества в целом.

Современная государственная политика в области использования минерального сырья и недропользования должна быть направлена на рациональное использование и охрану природных ресурсов. Рассмотренные принципы, которые положены в основу государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, отвечают современным условиям и определяют направления регулирования в этой отрасли. Но они не в полном объеме могут регулировать деятельность промышленных предприятий. Отсутствие среднесрочных и краткосрочных программ геологического изучения недр и воспроизводства не позволяет эффективно распределять финансирование на геологоразведку. Проблемы с привлечением инвесторов, отсутствие стимулирования ресурсосберегающих производств и недостаточно эффективная система налогообложения не способствуют созданию благоприятных экономических условий для функционирования минерально-сырьевого комплекса. Также следует отметить отсутствие взаимодействия по реализации стратегии развития региона в сфере минерально-сырьевого комплекса, различные цели промышленных предприятий и способы достижения, что негативно сказывается на развитии данного сектора, и характеризует механизм регулирования этой сферой как требующий совершенствования и адаптации к конкретным условиям стратегического развития дальнего Востока и Хабаровского края.

Организация добычи и использования минерального сырья имеют свои особенности, такие как: высокие затраты на геологоразведку, добычу и переработку руд, сильную зависимость от конъюнктуры рынка, удорожание энергозатрат на производство, специфику производства минеральных ресурсов, недостаточность финансовых ресурсов для крупных инвестиционных вложений и др.

К особенностям недропользования также стоит отнести то, что стоимость земли является одним из важнейших экономических инструментов в системе управления природными ресурсами любого государства. Рыночная стоимость земли рассчитывается по методике, утвержденной Министерством природопользования РФ. В каждом субъекте федерации для применения этой методики существуют поправочные коэффициенты, которые учитывают некоторые особенности либо добываемого ресурса (например, нефть, золото, другие минеральные ресурсы), либо территории (добыча минеральных ресурсов в южных районах существенно отличается от добычи в северных районах). Но в данной методике не предусмотрен учет особенностей конкретного промышленного предприятия, условия его функционирования. Если при расчете рентных платежей учтены сложность разработки и полезность недр, то отдаленность разработки месторождений, наличие инфраструктуры и другие факторы не присутствуют в данном расчете. Это с одной стороны унифицирует рентные платежи любого промышленного предприятия по добыче и переработке минерального сырья в пользу государства, но с другой стороны ставит эти предприятия в неравные условия.

Введение

дополнительных параметров в методику расчета рентных платежей учтет особенности функционирования конкретного промышленного предприятия, что позволит создать для них равные условия при расчете платежей.

Дальний Восток отличается исключительными природными богатствами. По объему запасов минеральных ресурсов регион занимает ведущее место в России. Дальневосточные запасы сурьмы, бора, олова составляют около 95% всех запасов этих ресурсов России, плавикового шпата и ртути — до 60%, вольфрама — 24% и около 10% общероссийских запасов железной руды, свинца, самородной серы, апатита. На территории Дальнего Востока добывают алмазы, золото, серебро и другие драгоценные металлы. На территории ДВ расположена 323 предприятия (около 32%) по добыче полезных ископаемых, валовая добавленная стоимость которых составляет 11−12% всей добавленной стоимости ресурсов по Российской Федерации и поэтому Дальневосточный минерально-сырьевой комплекс имеет существенное значение для Российской Федерации. Но надо отметить и негативные факторы, которые характерны для Дальневосточного региона. Экономический рост на ДВ значительно отстает от среднероссийского, разница в темпах роста составляет около 25%. Валовой региональный продукт на душу населения ниже на 13%, чем в РФ. Это связано с отдаленностью территории, низкой численностью населения, неразвитой инфраструктурой, климатическими условиями, низкой деловой и инновационной активностью промышленных предприятий этой сферы.

В тоже время количество и степень разведанности запасов минерального сырья Дальнего Востока достаточно высоки, что предопределяет ценности месторождений. По авторской оценке при существующих мощностях промышленных предприятий по добыче и переработке минерального сырья обеспеченность промышленными запасами по олову составляет от 50 до 120 лет, по меди 35−60 лет, по вольфраму свыше от 15 до 20 лет, по цинку от 50 лет, запасы разведанных руд очень высоки, по прогнозам составляют более 100−150 лет, что подтверждает возможности перспективного развития рынка минерального сырья. Но запасы минерального сырья небезграничны, поэтому переход от добычи исчерпаемого сырья промышленными предприятиями к возобновимому ресурсу поможет эффективно скорректировать рентные платежи государству, и увеличит заинтересованность собственника недр в воспроизводстве ресурсов.

Разработка месторождений и процесс обогащения полезных ископаемых Дальнего Востока сопровождается образованием техногенных россыпей, которые представляют интерес в качестве потенциально возможного источника сырья и более глубокой переработки. Также следует отметить, что в регионе есть группы отраслей (предприятий), обеспечивающие внутренний региональный спрос, в том числе крупные ¿-металлургические предприятии и промышленные предприятия машиностроительного комплекса.

Для формирования эффективного организационно-экономического механизма регулирования деятельности промышленных предприятий, функционирующих на рынке минерального сырья важно, чтобы меры организационно-экономического воздействия носили комплексный характер и учитывали особенности экономических субъектов.

При выборе факторов влияния на эффективность процессов недропользования применялись: матрица SWOT — анализа факторов регионального уровня, результаты обработки анкетирования руководителей и специалистов промышленных предприятий минерально-сырьевого комплекса. Это позволило выявить степень зависимости функционирования и развития предприятий этого комплекса от региональных, территориальных и отраслевых факторов. Самыми значимыми позитивными факторами, по мнению экспертов, выступают наличие уникальных природных компонентов в рудосодержащих запасах, разведанность месторождений, наличие территорий для хозяйственного освоения и развития инфраструктуры. К существенным негативным факторам, по оценкам экспертов, относятсяудаленность от центральных и европейских рынков сбыта и высокие транспортные тарифы, сложные горно-геологические условия добычи полезных ископаемых, дефицит кадров и инвестиционных ресурсов, отсутствие стратегии развития данного рынка и единой организационной структуры по поддержке промышленных предприятий минерально-сырьевого комплекса.

Условия формирования эффективного организационно-экономического механизма регулирования деятельности промышленных предприятий учитывают факторы влияния на процессы природопользования. Комплексная оценка влияния факторов подтвердила значимость отобранных факторов для системы управления и регулирования.

Организационно-экономический механизм регулирования деятельности промышленных предприятий на рынке минерального сырья включает два блока — организационный и экономический. Организационный механизм включает федеральные, отраслевые и региональные органы управления природными ресурсами. Экономический механизм учитывает взаимодействия предприятий по добыче и переработке минеральных ресурсов с потребителями продукции. Включение в организационно-экономический механизм регионального трастового фонда будет способствовать формированию полноценных и взаимовыгодных партнерских отношений между государством и частным бизнесом.

Региональный трастовый фонд выступает как часть рыночного механизма, деятельность которого направлена на регулирование и координацию взаимодействия участников рынка минерального сырья по созданию эффективных условий развития данного рынка. Этапы создания регионального трастового фонда охватывают разработку документации по созданию фонда, регистрации и определения функциональной структуры фонда и ведения операционной деятельности на территории Хабаровского края или Дальнего Востока. Структура регионального трастового фонда включает пять департаментов, деятельность которых учитывает поддержку и финансирование мероприятий по геологоразведке месторождений и программ развитый территорий или предприятий, оказание инжиниринговых услуг и участие в реализации стратегий развитой не только минерально-сырьевого комплекса, но и регионального рынка в целом. Для достижения основной цели создания регионального трастового фонда — формирования полноценных и взаимовыгодных партнерских отношений между государством и частным бизнесом, между предприятиями минералопереработки и промышленными предприятиями по созданию эффективной технологической цепочки — трастовым фондом будут реализованы функции, которые выпадают из поля зрения административных органов управления или не в полной мере осуществляются им. Наличие такой структуры с определенными функциональными обязанностями поможет более эффективно реализовывать стратегию развития Дальнего Востока до 2025 года в области недрои минералопользования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. «Труды вольного экономического общества России».
  2. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества.
  3. Новый тип экономического мышления". Перестройка: пути и проблемы.
  4. Т. 2. М.: Экономика. — 912с.
  5. Л.И. Сущность, структура и актуальные проблемы совершенствования хозяйственного механизма // Экономические науки. 1978.-№ 8. С.ЗЗ.
  6. А.Г. Социально-экономическое развитие России. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Дело, 2004. — 272с.
  7. А.Г. Научно-технический прогресс: Экономика и управление / Под ред. Ю. В. Яковца. М.: Экономика, 1988. — 224с.
  8. В.М., Герасина О. Н. и др. Экономическая теория. Изд.2, М.: Дашков и К, 2006. 544с.
  9. Ю.П., Герт A.A. Экономическая геология. М.: Изд-во Геоинформмарк, 2005. 329с.
  10. С.Ю. Совершенствование организационных экономических механизмов управления региональной экономикой. Спб., 1998. — 514с.
  11. A.B. Экологический менеджмент. М.: Высшее образование, 2009. — 352с.
  12. A.M. Государственное регулирование национальной экономики. Учеб. пособие для вузов. М.: Финансы и статистика, 2007. -481с.
  13. К. А., Бендиков М. А. Некоторые подходы к совершенствованию механизма управления технологическим развитием // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1.С. 3−19.
  14. Ю.И. Состояние минерально-сырьевой базы Востока России и проблемы ее освоения./ Ю. И Бакулин, В. И. Сухов, Н. П Лошак. -Владивосток.: ДВИМС, 2000. С. 32−133.
  15. Э.Б. О создании национальной горнорудной компании. Материалы Первого Дальневосточного международного экономического конгресса. Круглый стол № 1 «Ресурсы недр в экономике Востока России». Хабаровск. 2006.
  16. Н.И. Вопросы теории государственного регулирования иидентификации естественных монополий. M.: URSS, 2006. — 320с.
  17. М.П. Запасы и добыча важнейших видов минерального сырьямира./ М. П Бежанова, С. К, Бежанов, Л. К. Кызина, Л. И. Стругова. М.: ВНИИзарубежгеология. — 2002. — 120с.
  18. Н.И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификация естественных монополий./ Н. И Белоусова, Е. М. Василькова. М.: Изд-во КомКнига, 2006. — 318с.
  19. П.Г. Хозяйственный механизм управления экономикой СССР: Учебное пособие / П. Г. Бунич, О. Д. Бакавецкий, К. Г. Гофман и др. М.: Экономика, 1991.-318с.
  20. М.А. Производственный менеджмент на горном предприятии.
  21. М.: Изд-во Московского государственного горного университета, 2007. — 208с.
  22. С.Н. Экономика природопользования./ С. Н. Бобылев, А. Ш. Ходжаев М.: ТЕИС, 1997. — 272с.
  23. Большая экономическая энциклопедия. М.: ЭКМОС, 2007. 681с.
  24. Большая экономическая энциклопедия: Т 1 -М.: Экономика, 1999. 376с.
  25. Е.Ф. Основы экономики. М.: Изд-во Юрист. 1998. — 336с.
  26. А.П. Рациональное природопользование. -М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 2000. 304с.
  27. А.П. Экономика природопользования. М.: ЭЛИТ, 2004. — 377с.
  28. В.И. Региональная экономика / Под ред. В. И. Видяпина М.:1. Инфра-М, 2007.-315с.
  29. В.В. Экономика России. М.: Изд-во Юрист, 2001. 320с.
  30. E.H. Государственное управление экономикой региона (Дальний Восток и Забайкалье). Владивосток: Дальнаука, 1999. — 134с.
  31. E.H. Межрегиональные аспекты экономической реформы на Дальнем Востоке и Забайкалье. Хабаровск, 1998. — 463с.
  32. Ю.А. Концептуальные подходы к моделированию устойчивости промышленных предприятий./ Ю. А Герасина, М. А Харчевников // Экономический блокнот 11МБ. Выпуск 2. М.: МГИУ, 2008.
  33. A.A. Экономическая геология. М.: Изд-во Геоинформмарк, 2005. -329с.
  34. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 2-еизд. М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 495с.
  35. A.A., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. М.: 1998.-319с.
  36. Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики ипредпринимательство: правовые проблемы. М.: Юрист, 2005. — 314с.
  37. E.JT. Цена разведанных запасов в новом хозяйственном механизме минерально-сырьевого комплекса страны. М.: Изд-во Экономика, 1992. — 258с.
  38. В.Г. Экономика природопользования. М.: Изд-во Гардарики, 2007.-448с.
  39. В.К. Законодательное обеспечение недропользования. Материалы Первого Дальневосточного международного экономического конгресса. Круглый стол № 1 «Ресурсы недр в экономике Востока России». Хабаровск: 2006.
  40. Дальневосточный Федеральный округ 2007: стат. сбор./ Росстат- Территор. орган Федерал, службы гос. статистики по Хабар, краю. 2008. 177с.
  41. Доклад полпреда ДФО О. Сафонова «Динамичное развитие Дальнего
  42. Востока сдерживает слабость транспортной и энергетической инфраструктур. 04.11.2007.
  43. И.В. Государственное предпринимательство. М.: ПРИОР, 2000. 240с.
  44. Д. Анализ экономики геологоразведки, рисков и соглашений вмеждународной нефтегазовой отрасли. М.: Изд-во Олимп-Бизнес, 2005. -451с.
  45. Н.И. Экономика минерального сырья./ Н. И. Еремин, А. Л. Дергачев М.: Изд-во КДУ, 2007. — 504с.
  46. Л.Г. Экспертные оценки в управлении./ Л. Г Евланов, В. А Кутузов-М.: Экономика, 1978. 86с.
  47. З.Ж. Промышленность в России./ З. Ж. Зайнуллина, И. П. Горячева, В. В. Борисова, С. А Гурова М.: Изд-во «Росстат», 2008. -381с.
  48. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395−1 (ред. от 01.12.2007).
  49. Закон РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.91 № 2060−1//
  50. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. — № 10. С. 457−459.
  51. А.Е. Развитие внешнеэкономических связей минерально-сырьевого комплекса российского Дальнего Востока. //Проблемы транзитивной экономики: теория и практика./ А. Е Зубарев, Ли Ен Ок -Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 1999, С. 22−25
  52. В.Г. Экология и экономика природопользования: учебное пособие для вузов./ В. Г. Игнатов, А. В Кокин. Ростов н/Д: Изд-во Деникс, 2003. — 512с.
  53. В.Т. Активное недропользование — основа развития экономики Эвенкии / Недропользование Эвенкии. Красноярск, 1998. С. 4−19
  54. В.И. Экономическая реформа в регионе: тенденции развития и регулирование. Владивосток: Изд-во Дальнаука, 1998. — 180с.
  55. В.И. Стратегическое планирование регионального развития. -Владивосток: Изд-во Дальнаука, 1998. 1 Юс.
  56. В.И. Международное экономическое сотрудничество: региональный аспект. Владивосток: Изд-во Дальнаука, 1998. — 126с.
  57. В.И. Концепция стратегического развития России /Ишаев В.И. -руководитель коллектива разработчиков. М.: Издательский дом ИСЭПН. 2001.- 136с.
  58. В.И. Экономическая реформа в регионе: тенденции развития и регулирование. Владивосток: Изд-во Дальнаука, 1998. — 180с.
  59. Ишаев В.И. Социально-экономическая стратегия развития Дальнего
  60. Востока и Забайкалья — Материалы Третьего Дальневосточного международного экономического форума. Хабаровск: 2008 г.
  61. В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. -2-е изд, перераб. и доп. -М.: Экономика, 2001. -327с.
  62. . Государственное управление природопользованием опыт США. Хабаровск: Риотип, 2008. 190с.
  63. С.А. Горнодобывающая промышленность Приморского края. Состояние и перспективы развития. Материалы Первого Дальневосточного международного экономического конгресса. Круглый стол № 1 «Ресурсы недр в экономике Востока России». Хабаровск: 2006.
  64. В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. для вузов / Под общ. ред. В. И. Кушлина. — 3-е изд. доп. и перераб. -М.: Изд-во РАГС, 2008. 616с.
  65. В.В. Государственное регулирование инновационной сферы. -М.: Изд-во ГУВШЭ. 2008. 408с.
  66. С.М. Государственное регулирование экономики в регионе. -СПб.: СПбВЭСЭП, 2005. 148с.
  67. Н.В. Минерально-сырьевой комплекс в экономике Дальнего Востока. Владивосток: Дальнаука, 2002. — 135с.
  68. Лукьянчиков H.H.,. Экономика и организация природопользования./ Н. Н Лукьянчиков, И. М Потравный. М., 2000. — 456с.
  69. E.H. Государство и регионы. Теория и практика государственногорегулирование территориального развития. М.: Изд-во ДК Либроком. 2009. — 366с.
  70. Ли Ен Ок Минеральные ресурсы в системе рынка Дальнего востока. / Ли
  71. Ен Ок А. Р. Мшвилдадзе. Проблемы реформирования экономики Дальневосточного региона. Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 1999, С. 46−48.
  72. Ли Ен Ок Минеральные ресурсы и экономический рост.// Вопросы регулирования региональной рыночной экономики. Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. тенх. ун-та, 2000, С. 85−87.
  73. Ю.А. Проблемы освоения техногенных россыпей Дальнего Востока. Рациональное освоение месторождений полезных ископаемых
  74. Дальнего Востока./ Ю. А. Мамаев, B.C. Литвинцев, Е. А. Шевелева, и др. -Владивосток: Дальнаука, 1997. 120с.
  75. А.Г. Основы учения о полезных ископаемых. М.: МГОУ, 2003.- 166с.
  76. Милютин А. Г Экология: Геоэкология недропользования./ А. Г. Милютин,
  77. Н.К.Андросова, И. С. Калинин. М.: Изд-во Высшая школа. 2007. — 440с.
  78. И.Н. Система программных мероприятий по развитию минерально-сырьевой базы Дальневосточного региона. Материалы Первого Дальневосточного международного экономического конгресса. Круглый стол № 1 «Ресурсы недр в экономике Востока России». 2006.
  79. Минеральные ресурсы промышленно-развитых капиталистических и развивающихся стран. М.: Союзгеолфонд, 2004. — 444с.
  80. Мировая горная промышленность 2004, 2005. История, достижения, перспективы. М.: Изд-во Новый Бастион, 2005. — 376с.
  81. . Управление современной компанией / под ред. Б. Мильнер,
  82. Ф. Лиса-М.:ИНФРА-М, 2001.-586с.
  83. Н.В., Агошков М. И. Проблемы рационального использования минерально-сырьевых ресурсов. М.: СФТГП ИФЗ АН СССР, 1969. 250с.
  84. H.H. Экономические аспекты освоения месторождений. / H.H. Мельников, В. М. Бусыров. Апатиты: КЦН РАН (грант РФФИ № 01−578 003), 2001.- 156с.
  85. М.Э. Экономика и менеджмент недропользования./ М. Э. Мерсон, Л. Г. Бурылова, В. Н. Быков Пермь.: Изд-во Пермский государственный университет, 2005. — 471с.
  86. Методы государственного регулирования экономики: учебное пособие
  87. М.: Инфра-М. Изд-во Дом. ООО, 2009. 299с.
  88. П.М., Нестеров А. П. Экономика природопользования и рынок. -М.: 1997,-413с.
  89. Окружающая среда: энциклопедический словарь-справочник: Пер. с нем. Т. 1. — М.: Изд-во Союзгеолфонд, 1999. — 304с.
  90. Окружающая среда: энциклопедический словарь-справочник: Пер. с нем.- Т.11. М.: Изд-во Союзгеолфонд, 1999. — 304с.
  91. Ю.М. Хозяйственный механизм государственного монополистического капитализма. М.: Изд-во Экономика. 1997, С. 6869.
  92. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 92−93.
  93. В.А. Социально-экономические проблемы управления предприятием. Концептуальный аспект. Тюмень. Изд-во Тюменского государственного университета, 1999. — 245с.
  94. Основные показатели социально-экономическое положение регионов
  95. Дальневосточного округа в январе-декабре 2008 года: стат. бюл. № 12(9) Ч 1: Сравнительные показатели социально-экономического положения регионов / Росстат. Территор. орган. Федерал, службы гос. статистики по Хабар, краю. Хабаровск. Б.и., 2009. — 68с.
  96. Основные показатели социально-экономическое положение регионов Дальневосточного округа в январе-декабре 2008 года: стат. бюл. № 12(10)
  97. Ч 2: Сравнительные показатели социально-экономического положения регионов / Росстат. Территор. орган. Федерал, службы гос. статистики по Хабар, краю. Хабаровск. Б.и., 2009. — 68с.
  98. К. П. Экономика природопользования. М.: ТЕИС, ТК Велби, 2008. 389с.
  99. М. Конкурентная стратегия. Методика отраслей и конкурентов.
  100. М.: Изд-во Альпина Бизнес Бунк, 2007, 453с.
  101. И.Т. Условия формирования и регламентырегионального трастового фонда / И. Т. Пинегина, Ли Ен Ок / Вестник ТОГУ, науч. журнал № 3. (14) 2009.
  102. Промышленные ведомости -20.12.2008.
  103. Приказ МПР России от 11.12.2006 № 278 «Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых»
  104. Программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период 2013 года» http://fep.vpk.ru
  105. Постановление Правительства СССР от 7.01.88 № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране"/ Сборник постановлений СССР, 1988. № 6-С. 14−15.
  106. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 400, с изменениями от 20.12.2006 г., 24.06.2007 г.).
  107. Проект Государственной программы охраны окружающей среды ирационального использования природных ресурсов СССР на перспективу до 2005 года //Правительственный вестник. 1990. — № 40.
  108. Производство товаров и услуг в Хабаровском крае 2007: стат.бюл./Территор. орган Федеральной службы по Хабар, краю — Хабаровск, 2007. 70с.
  109. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 293 «Об утвержденииположения о Федеральном агентстве по недропользованию».
  110. Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 № 128 «Об утверждении и положения о предоставлении информации о состоянии окружающей среды».
  111. Положение «О Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» от 22.06.2004. № 370.
  112. У. Классика экономической мысли: Сочинение. М.: ЭКСМО —1. Пресс, 2000. 896с.
  113. А.Н. Региональное минералопользование в условиях рыночных реформ Владивосток: Дальнаука, 1998. — 155с.
  114. Проблемы формирования и освоение минерально-сырьевых ресурсов сборник. / Дальнего Востока [под общ. ред. Ю.А. Мамаева]. — Хабаровск: ИГД ДВО РАИ, 2004. 288с.
  115. В.Ф. Словарь экологических терминов и понятий./ В. Ф. Протасов, A.B. Молчанов. М.: Финансы и статистика, 1997. — 160с.
  116. .А. Язык рынка. /Под ред. Б.А. Райзберг- E.H. Головко. М.:1. Б.и. 1991.- 116с.
  117. .А. Экономика и управление: Словарь. М.: Изд-во МПСИ, 2005. -488с.
  118. Распоряжение Правительства РФ № 494-р от 21.04.03 «Основы государственной политики в области минерального сырья и недропользования»
  119. Региональная экономика и управление. М.: Изд-во РАГС. 2006. 616с.
  120. Российский статистический ежегодник 2007: офис. сбор./Росстат- Федеральная служба государственной статистики. 2007. 825с.
  121. Рой О. Система государственного и муниципального управления. — 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2007. — 336с.
  122. Распоряжение Правительства РФ № 494-р от 21.04.03 «Основыгосударственной политики в области минерального сырья и недропользования».
  123. Регионы России: социально-экономические показатели 2007: Стат. бюл. /Росстат- Федеральная служба государственной статистики. -М.: 2007.-991с.
  124. Самуэльсон Пол. Э. Экономика/ П. Э. Самуэльсон, Вильям, Д Нордхаус/
  125. Пер. с англ.- 16-е изд.: М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 688с.
  126. П. Экономика: Учебник./ Пер. с англ. М.: МГП «Алгон" —
  127. ВНИИСИ, 1992. Т.1. 333 с. 1 17. Серов Г. П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности. — М.: Изд-во Экономика 1998. -224с.
  128. Север как объект комплексных региональных исследований / Отв. Ред.
  129. В.Н. Лаженцев. Сыктывкар, 2005. — 512с.
  130. В.И. Классификация запасов месторождений твердыхполезных ископаемых. М.: Союзгеолфонд 1960, 316с.
  131. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д. С. Львов, идр. 2-е изд., доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. — 603с.
  132. А. Исследование о природе и причинах богатства народа.// Шедевры мировой экономической мысли. Т-1. Петрозаводск: Петроком, 1993.-320с.
  133. В.В. Экология и природопользование в России. Энциклопедический словарь. М.: Academia, 2008. — 832с.
  134. А.Г. Государственное регулирование экономики региона. М.:
  135. Финансы и статистика, 2004. 240с.
  136. В.А. Экономическая оценка и прогноз освоения минеральноресурсной базы добывающей промышленности. — Новосибирск: докт. дисс. 1999.
  137. Т. Экономика природопользования и окружающая среда.1. М.: ЭЛИТ. 2001.- 135с.
  138. А.Н. Состояние и перспективы развития горнодобывающегокомплекса Амурской области. Материалы Первого Дальневосточного международного экономического конгресса. Круглый стол № 1 «Ресурсы недр в экономике Востока России» 2006
  139. В.П. Природопользование, Толковый словарь. М.: Финансыи статистика, 2002. 184с.
  140. Указ Президента Российской Федерации «О концепции перехода российской федерации к устойчивому развитию» от 01.04.96 № 440//Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 1996,-№ 15.-С. 1572−1573.
  141. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «Остратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
  142. A.C. Природопользование Дальнего Востока и СевероВосточной Азии: потенциал интеграции и устойчивого развития. -Владивосток. ДВО РАН, 2005. 528с.
  143. Федеральный закон «О соглашениях разделе продукции» от 30.12.1 995 225.ФЗ.
  144. Федеральный закон от 07.05.2001 № 49.ФЗ «О территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов севера, Сибири, Дальнего Востока РФ».
  145. Федеральный закон № 135 от 29.07.1988, и новой редакции Федерального закона от 30.06.2008 № 108-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» статья 3 глава 1 «Общие положения».
  146. Т.Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление. М.: Изд-во ИНФРА-М. 2008. — 416с.
  147. Е.В. Экономика природопользования. М: Изд-во Дашков и К. 2006.-396с.
  148. Л.Э. Математические методы в экономике: учеб. пособие / Л. Э. Хазанова. 3-е изд-во Стереотип. — М.: Волтерс Клувер, 2005. -144с.
  149. А.П., Редина М. М. Управление природопользованием. М.: Изд-во Высшая школа, 2005. — 396с.
  150. Экономика природопользования российского Дальнего Востока на рубеже века. Материалы научной конференции. Хабаровск. Изд-во ХГТУ, 1999.
  151. Экономика регионов Дальневосточного Федерального округа в 2008 г.: Стат. бюл. № 7(51)/Территор. орган. Федерал, службы гос. статистики по Хабар, краю. — Хабаровск: Б и. 2009. — 37с.
  152. Эндрес А.,. Квернер И. Экономика природных ресурсов. СбП.: Изд-во1. Питер. 2004. 256с.
  153. Металлургический бюллетень. Информационно-аналитический журнал. 07.02.2009. http://www.metaltorg.m/analyties
  154. Информационно-аналитический журнал. Торговаясистема на рынке. 20.02.2009.www.metalbulletin.ru/analytics/color
  155. Торговая система: Новости рынка металлов. 25.03.2009. MetalTorg.Ru
  156. Металлургический бюллетень. Информационно-аналитический журнал. 03.04.2009. http://www.metalbulletin.ru/analytics/coloi7295/
  157. Информационный обзор. Рынок ферросплавов. 07.05.2009.http://www.infogeo.ru
  158. Информационно-аналитический журнал. 09.06.2009.http://geoman.ru/geography
  159. Металлургический бюллетень, информационный обзор. 05.06.2009. www.sorga.ru
  160. Информационный обзор. Торговая система. Рынок. 03.07.2009. http ://1 etopi si/ru
  161. Журнал Коммерсант, www.kommersant.ru152. ru.wikipedia.org/
  162. Dirk Rosenau-Tornow, Peter Buchholz, Axel Riemann.- Assessing the long-term supply risks for mineral raw materials www.linkinghub.elsevier.com
  163. Metal and Mineral Market Research in Mexico (since 2008) Raw materials market in North America. April 2008. p. 15.
  164. Ctirad Scheibal Mineral Industry in the environment at the crossing point to the third millennium/ Materials of 9 International scientific conferences of Czechoslovakia, p. 111 — 116.150
Заполнить форму текущей работой