Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Логика — контрольная работа

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мечта это мысль, которой нечем кормиться" (Ж. Ренар). Нарушено правило ясности: ошибка определения неизвестного через неизвестное. Признак, указанный в определяющем понятии, ничего конкретного не говорит нам о понятии определяемом. Приведите примеры ошибочных определений понятий (по одному на каждую возможную ошибку), укажите, в чем состоит ошибка. Сформулируйте дилеммы (по одному примеру… Читать ещё >

Содержание

  • ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЛОГИКЕ
  • 1. Дайте полную логическую характеристику избранным вами трем понятиям
  • Повесть
  • Коллекция картин Третьяковской галереи
  • Беспредельность
  • 2. Выполните операции обобщения, а затем ограничения трех понятий, избранных вами
  • Популярная песня
  • Микроэкономика
  • Христианство
  • 3. Приведите примеры ошибочных определений понятий (по одному на каждую возможную ошибку), укажите, в чем состоит ошибка
  • Определение
    • 1. 1. «Рококо это стиль искусства и литературы периода XVII — XIX вв.»
    • 1. 2. «Адрес это местонахождение предприятия»
  • 2. «Скептик это сторонник скептического направления в философии»
  • 3. «Мечта это мысль, которой нечем кормиться» (Ж. Ренар)
  • 4. «Идеальное это то, что существует вне материального»
  • 4. Приведите примеры ошибок в делении понятий (по одному на каждый вид ошибки), укажите, в чем состоит ошибка
  • Деление
    • 1. 1. «Жанры фольклора: обрядовые песни, заговоры, сказки»
    • 1. 2. «Материки Земли: Евразия, Океания, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия
  • 2. «Согласно естественной классификации, собаки делятся на следующие виды: подружейные, гончие, борзые, овчарки, сторожевые, терьеры, бойцовые, комнатно-декоративные, специально обученные»
  • 3. «Искусства делятся на изобразительные и декоративно-прикладные, музыкальные и акустические, игровые, литературу, авангард»
  • 4. «Учебные заведения делятся на высшие, средние профессиональные и дошкольные»
  • 5. Приведите примеры отрицания сложных суждений (по одному на каждый вид), разберите их, выделив простые суждения и логические связки, запишите их с помощью символов
  • Отрицание суждения: «Нет в мире совершенства»
  • Конъюнктивное (соединительное суждение): «Веселый Ганс и шустрый Фриц пошли охотиться на птиц» (С. Маршак)
  • Дизъюнктивное (разделительное) суждение
  • Суждение со слабой дизъюнкцией: «Имея профессию лингвиста, человек может работать преподавателем или переводчиком»
  • Суждение со строгой дизъюнкцией: «Тварь ли я дрожащая или право имею?!» (Ф. Достоевский)
  • Импликативное суждение: «Если выпало в империи родиться, лучше жить в лухой провинции у моря» (И. Бродский)
  • Эквивалентное суждение: «Друзья познаются в беде. (русская пословица)
  • 6. Подберите суждения А, Е, О, сделайте из них
  • выводы путем противопоставления предикату, проверьте правильность вывода с помощью превращения и обращения. Отношения между терминами изобразите с помощью кругов Эйлера
  • Общеутвердительное суждение (А): «Все в мире относительно»
  • Общеотрицательное суждение (Е): «Никто не придет назад» (А. Блок)
  • Частноотрицательное суждение (О): «На перекличке дружбы многих нет»

7. Приведите пример неправильного простого категорического силлогизма и сделайте его полный разбор (установите структуру, изобразите в круговых схемах отношения между терминами; осуществите проверку правильности различными способами, укажите ошибки; определите фигуру и модус).

Некоторые этнографы работали в Африке.

8. Приведите примеры чисто условного и условно-категорического умозаключений и сделайте их символическую запись. В условно-категорических умозаключениях укажите правильные и неправильные модусы.

Чисто-условное умозаключение:

9. Постройте разделительно-категорические умозаключения по различным модусам и сделай их символическую запись.

Разделительно-категорическое умозаключение:

1) Либо с волками выть (р), либо съедену быть (q) (русская пословица). С волками выть (р). Следовательно, съедену не быть (⌐q).

2) Либо ткать (p), либо прясть (q), либо песенки петь ® (русская пословица). Песенки не петь (⌐r). Следовательно, ткать (р) или прясть (q).

10. Сформулируйте дилеммы (по одному примеру на каждый вид) и сделайте их символическую запись.

Конструктивная дилемма:

Деструктивная дилемма:

11. Приведите примеры научной индукции с использованием различных методов установления причинных связей и сделайте их символическую запись.

Метод сходства:

Метод различия:

Объединенный метод сходства и различия:

Метод сопутствующих изменений:

Метод остатков:

12. Приведите примеры различных видов аналогии (свойств и отношений, строгой и нестрогой), сделайте их символическую запись.

Аналогия свойств:

Аналогия отношений:

Строгая аналогия:

Нестрогая аналогия:

13. Подберите два тезиса, постройте их прямое и косвенное обоснование. Укажите форму обоснования тезиса. Сделайте символическую запись.

Тезис 1: «Великой державе не до населения» (Геннадий Малкин).

14. Приведите примеры нарушения основных законов логики.

1) Закон тождества.

2) Закон непротиворечия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

Логика — контрольная работа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

10. Сформулируйте дилеммы (по одному примеру на каждый вид) и сделайте их символическую запись.

Конструктивная дилемма:

Если на завод материалы не поставлены вовремя (р), то план выполнен не будет (q). Если на заводе будет выключено электричество ®, то план выполнен не будет (q). Материалы не будут поставлены вовремя или на заводе будет выключено электричество ®. Следовательно, план выполнен не будет (p v q).

Схема:

p → q

r → q

p v r

q.

Деструктивная дилемма:

Если певец имеет поставленный голос (р), то у него нет проблем со связками (q). Если певец имеет поставленный голос (р), он не нуждается в микрофоне во время концерта ®. Неправда, что у этого певца нет проблем со связками, или неправда, что он не нуждается в микрофоне во время концерта (⌐q v ⌐r). Следовательно, этот человек не имеет поставленного голоса (⌐р).

Схема:

p → q

p → r

⌐q v ⌐r

⌐p.

3. Приведите примеры ошибочных определений понятий (по одному на каждую возможную ошибку), укажите, в чем состоит ошибка.

Определение:

1.1. «Рококо это стиль искусства и литературы периода XVII — XIX вв.». Здесь нарушено правило соразмерности: объем определяющего понятия оказывается шире объема определяемого понятия (так, в объем определяющего понятия могут также входить элементы: «барокко», «классицизм», «ампир», «эклектика», «сецессион»), то есть здесь имеет место ошибка «слишком широкого определения».

1.2. «Адрес это местонахождение предприятия». Здесь нарушено правило соразмерности: объем определяющего понятия оказывается уже объема определяемого понятия (так, в объем определяемого понятия может также входить элемент «местожительство лица»), то есть здесь имеет место ошибка «слишком узкого определения.

2. «Скептик это сторонник скептического направления в философии». В данном определении имеется тавтология (определение заключает в себе круг): используется повторение определяемого термина в определяющей части, то есть имеет место ошибка «то же через то же».

3. «Мечта это мысль, которой нечем кормиться» (Ж. Ренар). Нарушено правило ясности: ошибка определения неизвестного через неизвестное. Признак, указанный в определяющем понятии, ничего конкретного не говорит нам о понятии определяемом.

4. «Идеальное это то, что существует вне материального». В определении нарушено правило, согласно которому определение по возможности не должно содержать в определяющем понятии отрицательных признаков. Однако, это правило не является строгим. В целом, такое определение возможно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. В. Логика: учебное пособие. М., 2002.
  2. Л. Д. Учебник по логике. М., 1994.
  3. А. А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. М., 1999.
Заполнить форму текущей работой