Современные методы набора персонала организации
Во время испытательного срока следует периодически контролировать работу новичков, оценивая их успехи. Руководство и поддержку можно осуществлять через наставника или лично, чтобы новый сотрудник быстрее стал полноправным членом коллектива. Помимо прогресса предстоит оценить действенность программы адаптации. Последствия некомпетентного введения в курс дел обычно проявляются в высокой текучести… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Теоретические основы набора персонала
- 1. 1. Понятие набора персонала, их роль в HR- менеджменте
- 1. 2. Эффективность источников и методов набора персонала
- 1. 3. Правовые аспекты найма на работу
- 2. Анализ системы набора персонала на примере ООО Панинтер
- 2. 1. Краткая характеристика ООО Панинтер
- 2. 2. Анализ существующей системы управления персоналом в ООО Панинтер
- 2. 3. Система набора персонала в ООО Панинтер
- 2. 3. Разработка предложений по совершенствованию методов оценки персонала при отборе персонала
- 2. 4. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
- Заключение
- Список литературы
Решение кадровых вопросов в условиях рыночных отношений и рынка рабочей силы приобретает особо важное значение, так как меняется общественный статус работника, характер его отношений к труду и условиям продажи рабочей силы. В этих условиях руководитель предприятия (работодатель) должен в своих решениях исходить из того, что человеческий потенциал проявляется при благоприятных условиях для работника, а его способности в выполнении работ, решении задач, в том числе проблемных, зависят от многих качественных показателей, характеризующих его как личность и специалиста. Система управления персоналом должна носить комплексный характер и строиться на концепции, согласно которой рабочая сила рассматривается как невозобновляемый ресурс или человеческий капитал. Одним из важных видов деятельности менеджеров при управлении человеческими ресурсами является приём на работу. Задачей привлечения персонала является обеспечение покрытия чистой потребности в персонале в качественном и количественном отношении с учетом места и времени, а также эффективное соединение характера решаемых предприятием задач с человеческой природой работников, выполняющих эту задачу. Хотя многие менеджеры при приёме на работу ориентируются прежде всего на то где раньше работал человек, получая эту информацию зачастую из личной беседы или трудовой книжки, существуют определённые технологии подбора персонала, которые с успехом используются в мировой практике. Они вклчают два различных вида деятельности: набор и отбор персонала. Прежде чем организация предложит кому-либо работу, она должна найти тех людей. которые хотели бы её получить. В этом и заключается набор — создать необходимый резерв кандидатов на все должности, из которых затем будут отобраны наиболее подходящие работники.
Прежде чем организация предложит кому-либо работу, она должна найти людей, которые хотели бы получить ее.
Прием на работу это ряд действий предпринимаемых организацией для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией.
В США затраты по набору новых квалифицированных рабочих и менеджеров составляют в большинстве случаев средних и крупных компаний 30−40 тысяч долларов на человека. Большая их часть оплачивается за счет общих фондов развития компании, но другая часть выделяется непосредственно на цели набора персонала. Обычно затраты на прием на работу менеджера составляют 30−40% от его будущей годовой зарплаты. В эти затраты включаются: стоимость объявлений, транспортные расходы вербовщиков и претендентов, оплата услуг фирм, занимающихся поиском кандидатов, затраты по их обустройству, а так же зарплата лиц, занятых приемом на работу.
Этими положениями и определена актуальность темы настоящей работы.
Целью работы является раскрытие основных методов набора персонала фирмы.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
раскрыть теоретические основы набора персонала;
проанализировать существующую систему набора персонала в ООО «Панинтер»;
разработать мероприятия по совершенствованию набора персонала в ООО «Панинтер».
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
1. Теоретические основы набора персонала
1.1. Понятие набора персонала, их роль в HR- менеджменте
Набор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация в дальнейшем отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа производится буквально по всем специальностям конторским, производственным, техническим, административным. Необходимый объем работы по наору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации.
Когда человек приходит с просьбой о приеме на работу, им занимается отдел кадров (в крупных предприятиях) или менеджер по персоналу (в малых организациях). Это первая фаза приема на работу фаза встречи. Заявителя снабжают бланком заявления и рассказывают об условиях приема на работу в настоящее время и о предприятии, как месте работы. Если на этой фазе человеку не уделяется достаточно внимания, у него остается плохое впечатление от организации.
Условия среды во многом определяют движение кадров. Как же оздоровить эти условия, создать такую систему подбора и расстановки кадров, которая позволила бы иметь на всех уровнях компетентных сотрудников? Вопрос вечный и сложный, над ним ломают головы во всех, даже самых высокоразвитых странах.
Для российской экономики необходимо создать такой хозяйственный механизм, который выбраковывал бы «нежизнеспособные клетки». Предприятия в условиях рыночной конкуренции вынуждены более серьезно заниматься вопросами найма персонала, подготовкой и повышением его квалификации. Сложнее обстоят дела с государственным и местными аппаратами, где результаты труда не столь очевидны, как на производстве, в торговле.
Наем на работу это система мер, предпринимаемых организацией для привлечения работников, обладающих необходимыми навыками и взглядами, нужных организации для достижения поставленных ею задач.
Внешние факторы, влияющие на процесс найма, включают в себя правительственные и профсоюзные ограничения, состояние рынка рабочей силы, ее структуру и месторасположение организации.
С точки зрения организации на наем влияют три основных фактора: набор требований к найму, общая кадровая политика предприятия и имидж самой организации.
Способности заявителя, его взгляды и то, чему он отдает предпочтение, основанные на его предыдущем опыте работы и навязываемые ему его близкими, влияют на его двояко: в том, какие требования он предъявляет к работе, и в том, какими способами он ищет работу.
Когда организации необходимо принять новых работников, возникают два вопроса: где искать потенциальных работников (источники) и как известить заявителей об имеющихся рабочих местах (методы). Имеются два возможных источника набора: внутренний (из работников предприятия) и внешний (люди, до того никак не связанные с предприятием).
Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников. К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах и профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт людей на специальные курсы при колледжах. Некоторые организации приглашают население подавать в отдел кадров заявления на возможные в будущем вакансии.
Большинство организаций предпочитает проводить набор в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме. Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности их работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою.
Популярным методом набора за счет внутренних резервов является рассылка информации об открывающейся вакансии с приглашение квалифицированных работников. Некоторые организации практикуют уведомление всех своих служащих о любой открывающейся вакансии, что дает им возможность подать заявление до того, как будут рассматриваться заявления людей со стороны. Великолепным методом является обращение к своим работникам с просьбой порекомендовать на работу их друзей или знакомых.
Одна из основных проблем при наборе служащих связана с желанием нанимающего «выгоднее продать» свою компанию. Он может завысить положительные моменты или занизить трудности работы в компании. В результате у потенциального кандидата могут возникнуть необоснованные ожидания. Исследования показывают, что возникновение такого рода ожиданий при найме ведет к росту неудовлетворенности трудом и увеличению текучести кадров. Для решения этой проблемы некоторые из компаний разработали программы под названием «Реалистичное знакомство с вашей будущей работой», которые дают возможность нанимающемуся увидеть и положительные, и отрицательные стороны. Внедрение таких программ позволило в значительной мере избежать разочарования и сократить текучесть кадров.
1.2. Эффективность источников и методов набора персонала
Основной задачей при найме на работу персонала является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении. При этом следует ответить на вопрос: где и когда потребуются работники?
Наем на работу это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. С привлечения на работу начинается управление персоналом.
Когда организации необходимо принять новых работников, появляются два вопроса: где искать потенциальных работников и как известить будущих работников об имеющихся рабочих местах? Есть два возможных источника найма: внутренний (из работников организации) и внешний (из людей, до этого никак несвязанных с организацией).
Набор персонала за счет внутренних источников во многом зависит от кадровой политики администрации организации в целом. Разумное использование имеющихся людских ресурсов может позволить организации обойтись без нового набора.
В последнее время очень активно действуют Государственная служба занятости, но наряду с ней создаются и частные агентства по найму. Это достаточно эффективный способ набора персонала, так как сразу же идет отбор по профессиональным качествам.
В настоящее время, в связи с оживлением экономики, можно наблюдать изменения на рынке труда при экономическом росте наблюдается рост спроса на рабочую силу, но при этом ужесточаются и требования, предъявляемые к ней работодателем, т.к. эффективное развитие фирмы в условиях рыночной экономики невозможно без правильно подобранных, квалифицированных и талантливых человеческих ресурсов. Рекрутинговое агентство привано помочь предприятиям и организациям найти необходимые для них кадры, оценить их, составить команду. В большинстве компаний подбирают людей с помощью личных связей, не более 15−20% фирм прибегают к помощи рекрутинговых агентств. Но для более-менее крупных промышленных компаний такой подход становиться все более неприемлемым, т. к. от людей, тем более от руководителей высшего и среднего звена, зависит эффективность деятельности предприятия, его прибыль и полагаться только на свои личные предпочтения они не могут. Поэтому они обращаются в рекрутинговые агентства. Таким образом, можно сделать вывод, что спрос на данные услуги существует и превышает предложение.
Рекрутинговые агентства и агентства Executive Search будет предоставляют услуги по поиску и подбору высококвалифицированного персонала управления среднего и высшего звена (директора, заместители директоров, начальники подразделений), услуги по оценке персонала, консультации по управлению персоналом, а также дополнительные услуги для людей ищущих работу (тренинги, лекции «Технология поиска работы и трудоустройства», психологические консультации, составление резюме).
Список литературы
- Базаров Т.Ю., Беков Х. А., Аксенова Е. А. Управление персоналом. М.:Юнити, 2000 г.
- Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе — М.: Юристъ, 1998 496 стр., стр. 166.
- Волковский И.В., Гаспарян В. Р., Гордиенко Ю. Ф., Пальчиков Е. В. Управление персоналом 2004г.
- Герчикова И.Н., Менеджмент: учебник, — М.: ЮНИТИ, 2000
- Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д. М., Джонелли Д. Х. Организации: Поведение. Структура. Процессы — М.: Инфра-М, 2000, 662 стр.
- Грачев М. В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации, М.: Дело. 1993.
- Дятлов В.А., Кибанов А. Я., Пихало В. Т. Управление персоналом. М.: ПРИОР, 2001 г.
- Егоршин А. П. Управление персоналом, Н. Новгород: НИМБ, 1999, -624 стр.
- Зайцев Г. Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1992
- Ивановская Л. В., Свистунов В. М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии". М.: ГАУ, 1995
- Кибанов, Веснин, Егоршин А. П. Управление персоналом. — Н-новгород, 1997
- Комаров Е., Комаров А. Особенности российского кадрового менедмента на рубеже 21 в. // Управление персоналом, 1999, № 9, с. 31−33
- Макарова И.К. Управление персоналом Учебник 2004 г.
- Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. М., 1998
- Паникин А.С. Шестое доказательство Москва 1998г.
- Попов С.Г. Управление персоналом Учебное пособие 2002г.
- Татарников Е. А. Управление персоналом Учебное пособие 2005 г.
- Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента — М.: «Дело», 1995
- Управление персоналом организации. Учебник под редакцией Кибанова А. Я.М.: ИНФРА-М, 2001 г.
- Управление персоналом, учебник под ред. Базарова Т. Ю., — Москва: ЮНИТИ, 1998
- Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации
- Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам, М., 1998