Основания действительности брака
Прежде всего, таким условием является наличие согласия брачующихся, хотя определенное значение придавалось и воле тех, в чьей власти они состоят (Д.23.II.): «2. (Павел). Не может быть совершен брак иначе как по согласию всех, т. е. тех, кто вступает в брак и в чьей власти они находятся». Однако, право не ставит волю домовладыки выше желания подвластного, поэтому необоснованный отказ от согласия… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Понятие семьи, родства и свойства
- Брак
- Брак с властью мужа и брак без власти мужа
- Основания действительности брака
- Заключение
- Список литературы
Семья как элемент социальной организации сообщества проявляется в правовом регулировании в двух качествах: это союз мужчины и женщины и это наличие в семье детей.
Для государственного признания семьи оба эти качества существенны и самостоятельны. Но по своему правовому содержанию это различные взаимосвязи, из них следуют различные по своей природе имущественные последствия и обязательства личного и материального свойства.
Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными — связь когнатическая, а связь юридическая — по римской терминологии агнатическая.
Изучение римского брачного права и его институтов сохраняет актуальность и по сей день, поскольку современное брачное право европейских стран также основывается прежде всего на соображениях юридического родства.
Римское брачное право весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались, но римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза.
Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве.
Цель работы заключается в изучении особенностей римского брачного права.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие семьи, родства и свойства
2. Дать общую характеристику брака в римском праве
3. Рассмотреть виды браков в системе римского права
Понятие семьи, родства и свойства
В юридическом смысле семья — это основанный на браке и родстве союз лиц, связанных взаимными правами и обязанностями. Эти права и обязанности закрепляются в юридических нормах, которые по совреенным представлениям составляют особую правовую отрасль — семейное право. В Риме не существовало такой правовой отрасли, а многочисленные нормы и принципы регулирования семейно-правовых отношений изучались тем разделом частного права, который был посвящен правовому положению лиц.
Соответствующие нормы и принципы регулировали отношения, основанные на браке и родстве; некоторое значение в этом регулировании имели также отношения свойства. Поэтому необходимо, прежде всего, познакомиться с этими понятиями.
Самым общим образом и сугубо в предварительном порядке брак можно определить как союз мужчины и женщины с целью совместного воспитания потомства и ведения общего хозяйства. Браки бывают моногамные (союз одного мужа и одной жены), полигамные (допускающие наличия двух и более жен); до сих пор встречаются браки полиандрические (основанные на многомужестве).
Римскому праву был известен только моногамный брак. Но формы и основания заключения этого брака, принципы регулирования отношений супругов изменялись в течение сравнительно короткого периода времени настолько существенно, что это должно стать предметом более тщательного изучения.
Свойством обозначаются юридически значимые отношения родственников мужа и жены между собой, а также отношения мужа с родственниками жены и жены — с родственниками мужа.
Родством обозначается кровная связь между людьми, то есть связь, основанная на происхождении одного от другого или на происхождении группы людей от общего предка. Право устанавливает линии и степени родства, такие количественные характеристики, которые применяются для правильного регулирования наследственных отношений и для установления запретов кровосмешения.
Линии различаются прямые и боковые. Прямая линия обозначает родственников, которые последовательно происходят один от другого: сын от отца, отец от деда, дед от прадеда и т. д. Отсчет по прямой линии может быть по восходящей (восходящие прямые родственники): внук, сын, отец, дед…; отсчет в противоположном направлении производится по нисходящей (нисходящие прямые родственники). Боковая линия обозначает родственников, которые происходят от одного общего предка: братья, сестры; дядья, племянники и пр.
Степень прямого и бокового родства определяется количеством рождений, устанавливающих связь между двумя данными лицами. Поэтому, например, отец и сын связаны прямым нисходящим родством первой степени, а братья — боковым родством второй степени.
Римское право придавало во многих своих институтах решающее значение не только линиям и степеням родства, но и типами родства, ибо существовало два таких типа: агнатское и когнатское родство. В нашей литературе сложилось представление, что агнатское родство — это связь, определяемая властью домовладыки, а когнатское — это родство по крови: «Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство… По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство».
Такой взгляд не находит подтверждения в первоисточниках, во всяком случае, с ним расходятся обнаруживаемые в них определения. Так, в Институциях установлено следующее (I.Кн.1.XV.): «1. Агнаты — это соединенные кровным родством через лиц мужского пола, как бы когнаты со стороны отца, например, брат от того же отца рожденный, сын брата или внук от него, точно также дядя и сын дяди, и внук от него. Но те, которые соединены кровным родством через лиц женского пола, не агнаты, но, иначе говоря, когнаты по естественному праву. Итак, сын твоей тетки тебе не агнат, но когнат, и ты в свою очередь, конечно, в отношении его находишься в тех же условиях, так как дети следуют состоянию отца, а не матери».
Как видим, и агнаты, и когнаты — это кровные родственники. Но римское право изначально разделяло всех кровных родственников на две группы: агнатические родственники — те, связь между которыми устанавливается через отца (патрилинейное родство) и именно эта связь имеет юридическое значение, то есть устанавливает взаимные права и обязанности родственников; когнатические родственники — те, связь между которыми устанавливается через мать (матрилинейное родство) и долгое время эта связь не имела юридического значения.
Важность отцовской власти при этом определялась тем, что подпадание лица под эту власть (усыновлением, замужеством) или выход лица из-под нее (эмансипацией сына, браком дочери) — то есть перемена семейного состояния — изменяли круг агнатических родственников данного лица, следовательно создавали для него родственные права и обязанности по отношению к иному кругу лиц. Это явствует из следующего фрагмента Институций (I.Кн.1. XV.): «3. …Право агнатства прекращается во всех отношениях, в большинстве случаев, с изменением правоспособности: агнатство есть институт цивильного права. Право же когнатства не во всех случаях меняется, так как цивильный закон может уничтожать цивильные права, а естественные — не может».
Очевидно, что с разложением римской патриархальной семьи, отмирали некоторые права и обязанности, вытекающие из агнатического родства; с другой стороны, устанавливались такие права и обязанности, которые учитывали родство когнатическое. Иными словами, римское право изменяло акценты в учете интересов тех или других кровных родственников, не более того.
Список литературы
- XII таблиц // Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996.
- Институции Гая, Кн. I, II, // Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М.: Гардарика, 1996.
- Косарев А. И. Римское право. М., 1986.
- Новицкий И.Б. Римское право, Изд. 6-е, стереотипное. М., 2000.
- Омельченко О. А. Основы римского права. М., 1999.
- Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву. М., 1991.