Петроглифы Карелии и их художественная символика
![Реферат: Петроглифы Карелии и их художественная символика](https://westud.ru/work/339201/cover.png)
Беломорские петроглифы сосредоточены более компактно — на протяжении 1,5 кв. км на островах и островках низовья реки Выг. Всего известно 10 пунктов, в основном на крупных островах (Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин), а так же и маленьких безымянных островках. Нанесены они на прочных кристаллических сланцах серого цвета. Большинство фигур небольшие — 20 — 25 см. Изредка встречаются гиганты… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Общие сведение о петроглифах
- 2. Изображения петроглифов
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение 1
В разных уголках нашей планеты сохранилось большое количество памятников настенных изображений. Одним из таких памятников на территории нашей страны являются петроглифы Карелии. Первые серьезные попытки вникнуть в рисунки и прочесть их предприняли два человека: А. М. Линевский и В. И. Равдоникас. Оба они выступили с интересными, но совершенно различными, можно сказать, взаимоисключающими расшифровками. Дискуссия, разгоревшаяся между ними в 30-е годы, так и осталась незаконченной, но она серьезно повлияла на тех, кто занимался петроглифами Карелии позднее. В настоящее время ведётся исследование уникальных памятников.
Целью написания реферата является изучение петроглифов Карелии и их художественной символики.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие две задачи:
Описать петроглифы, их особенности;
Рассмотреть характерные черты изображений петроглифов Карелии;
Работа написана на основе литературных источников отечественных авторов, периодической печати и интернета.
1. Общие сведение о петроглифах
Петроглиф в переводе с древнегреческого значит резьба на скале (рetra — скала, камень, glyphe — резьба). Традиция наскальных изображений в Фенноскандии зарождается еще в позднем мезолите — раннем неолите и распространяется затем на всей ее территории: современная Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Россия (Карелия, Кольский полуостров). В более южных областях они появились еще раньше и сохранились дольше, вплоть до современности. По данным итальянского исследователя Эммануэля Анати (1993 г.), наскальные изображения известны в 120 станах на всех обитаемых континентах. Уже зафиксировано 140 тысяч скоплений (групп), в которых насчитывается более 35 миллионов фигур. Ежегодно открываются все новые наскальные полотна. Интерес к наскальному искусству мира заметно возрастает .
Петроглифы Карелии — и онежские, и беломорские — приурочены к узкому поясу прибрежных выходов коренных кристаллических пород — гнейсов, гранитов и др. Гладкие, граничащие с водой пологие или почти горизонтальные участки береговых склонов и служили наскальными полотнами. Вместе с тем оба скопления существенно различаются по типу местности.
Онежские расположены в зоне средней тайги, на территории Водлинской низменности, на озерном берегу с серией нисходящих террас. Формирование их и очертаний береговой линии связаны с подъемом земной коры и изменениями уровня Онежского озера. По типу ландшафта данный район озерно-ледниковый, равнинный слабозаболоченный с преобладанием ели в растительности.
Петроглифы Беломорья находятся в 310 км на север- северо-запад, в подзоне северной тайги, на территории Прибеломорской низменности. Тип ландшафта здесь другой — приморский террасированный, сильно заболоченный с ельниками и сосновым редколесьем. По рельефу — это морская абразивно-аккумулятивная равнина, а также болотная равнина.
В эпоху функционирования петроглифов природные условия отличались от современных; более того, они претерпевали заметные изменения — включая климат, структуру и динамику лесов, состав фауны, уровень водоемов. В период с VIII тыс. до н.э. палеогеограф Э. И. Девятова выделяла по меньшей мере 10 эпох увлажнения климата, чередующихся с более сухими и даже сильными засухами. В целом климат тогда был теплее, растительный и животный мир богаче. В среднем голоцене территория от южного Беломорья до южной части Онежского озера входила в одну природно-климатическую зону, где колебания природных явлений развивались синхронно.
К числу древнейших в мире памятников наскального искусства относятся найденные в Австралии. Возраст их около 40 тысяч лет. Коренные жители страны наносили и почитали наскальные рисунки еще в XX веке. Свыше 70% наскальных изображений принадлежит охотникам-собирателям, остальные — землевладельческим и скотоводческим народам. Все они — ценнейший исторический источник для изучения самого продолжительного периода в истории человечества — первобытнообщинного строя и времени его разложения. В Фенноскандии наскальное искусство особенно широко представлено в северной ее части. Это и рисунки, нанесенные краской (живопись или «писаницы»), и гравировки (петроглифы). На территории Швеции и Норвегии известны те и другие. В Финляндии пока найдены только «писаницы», а в Карелии — лишь выбитые камнем по камню фигуры — петроглифы. Местами это целые картинные галереи на пологих или вертикальных обнаженных скалах. Так, в местечка Альта в северной Норвегии на территории в несколько квадратных километров зафиксировано около 5000 фигур и знаков разных эпох — от каменного века до раннего средневековья.
В Карелии петроглифы известны только в двух местах — на мысах и островах восточного берега Онежского озера и на островах р. Выг, в 7 — 8 км от ее впадения в Белое море. Расстоянии между ними по прямой примерно 325 км. Почему они появились и функционировали именно в этих местах? На то имелся ряд причин. Прежде всего, следует отметить, что обозначенные территории были привлекательны для охотничье — промысловой деятельности и проживания людей. Годились они и для древних святилищ. Это живописные и впечатляющие природные ниши с выходами скальных пород. Вдоль уреза воды они слегка пологие, гладкие, отшлифованные ледником и набегающими и отступающими волнами — готовые полотна для гравировок. К тому же они выделяются и цветовой гаммой. Подобных скальных поверхностей в Карелии не так много. Они имеются неподалеку от устья р. Кемь и севернее (вдоль морского побережья), в других местах .
Святилища в особо почитаемых людьми местах возникли еще до появления выбивок. Здесь, в районах активных охотничье — рыболовных промыслов, на освоенных водных путях, люди собирались с определенной периодичностью и для коллективного промысла, и для совместных празднеств. Их поселения (постоянные или временные), видимо располагались неподалеку. Современного человека при посещении и Беломорских, и особенно Онежских петроглифов привлекает природный ландшафт, почти первозданный. Растительный и животный мир со временем претерпевает изменения, порою существенные, но почти безграничное водное пространство (то абсолютно спокойное, то бушующее во время мощных штормов), выразительные восходы и закаты солнца, бесконечная череда облаков порою просто завораживают. Это особо наглядное, естественное сочетание неба, воды, прибрежных скал и ландшафтов, видимо, не оставляло равнодушными и первобытных людей. Оно как-то осмыслялось в их мифологическом созании. Видимо, и они немало удивлялись тому, что в небе при тихой погоде июля и августа месяцев можно было увидеть два светила одновременно — дневное и ночное (Солнце на северо-западе, а Луну на юго-востоке). Впечатляют и отражения в спокойной глади воды низовьев реки Черной или прибрежной части Онежского озера.
Исследователь справедливо обратил внимание на эмоВ эпоху функционирования петроглифов природные условия отличались от современных; более того, они претерпевали заметные изменения — включая климат, структуру и динамику лесов, состав фауны, уровень водоемов. В период с VIII тыс. до н.э. палеогеограф Э. И. Девятова выделяла по меньшей мере 10 эпох увлажнения климата, чередующихся с более сухими и даже сильными засухами. В целом климат тогда был теплее, растительный и животный мир богаче. В среднем голоцене территория от южного Беломорья до южной части Онежского озера входила в одну природно-климатическую зону, где колебания природных явлений развивались синхронно.
К числу древнейших в мире памятников наскального искусства относятся найденные в Австралии. Возраст их около 40 тысяч лет. Коренные жители страны наносили и почитали наскальные рисунки еще в XX веке. Свыше 70% наскальных изображений принадлежит охотникам-собирателям, остальные — землевладельческим и скотоводческим народам. Все они — ценнейший исторический источник для изучения самого продолжительного периода в истории человечества — первобытнообщинного строя и времени его разложения. В Фенноскандии наскальное искусство особенно широко представлено в северной ее части. Это и рисунки, нанесенные краской (живопись или «писаницы»), и гравировки (петроглифы). На территории Швеции и Норвегии известны те и другие. В Финляндии пока найдены только «писаницы», а в Карелии — лишь выбитые камнем по камню фигуры — петроглифы. Местами это целые картинные галереи на пологих или вертикальных обнаженных скалах. Так, в местечка Альта в северной Норвегии на территории в несколько квадратных километров зафиксировано около 5000 фигур и знаков разных эпох — от каменного века до раннего средневековья.
В Карелии петроглифы известны только в двух местах — на мысах и островах восточного берега Онежского озера и на островах р. Выг, в 7 — 8 км от ее впадения в Белое мре. Расстоянии между ними по прямой примерно 325 км. Почему они появились и функционировали именно в этих местах? На то имелся ряд причин. Прежде всего, следует отметить, что обозначенные территории были привлекательны для охотничье — промысловой деятельности и проживания людей. Годились они и для древних святилищ. Это живописные и впечатляющие природные ниши с выходами скальных пород. Вдоль уреза воды они слегка пологие, гладкие, отшлифованные ледником и набегающими и отступающими волнами — готовые полотна для гравировок. К тому же они выделяются и цветовой гаммой. Подобных скальных поверхностей в Карелии не так много. Они имеются неподалеку от устья р. Кемь и севернее (вдоль морского побережья), в других местах .
Святилища в особо почитаемых людьми местах возникли еще до появления выбивок. Здесь, в районах активных охотничье — рыболовных промыслов, на освоенных водных путях, люди собирались с определенной периодичностью и для коллективного промысла, и для совместных празднеств. Их поселения (постоянные или временные), видимо располагались неподалеку. Современного человека при посещении и Беломорских, и особенно Онежских петроглифов привлекает природный ландшафт, почти первозданный. Растительный и животный мир со временем претерпевает изменения, порою существенные, но почти безграничное водное пространство (то абсолютно спокойное, то бушующее во время мощных штормов), выразительные восходы и закаты солнца, бесконечная череда облаков порою просто завораживают. Это особо наглядное, естественное сочетание неба, воды, прибрежных скал и ландшафтов, видимо, не оставляло равнодушными и первобытных людей. Оно как-то осмыслялось в их мифологическом сознании. Видимо, и они немало удивлялись тому, что в небе при тихой погоде июля и августа месяцев можно было увидеть два светила одновременно — дневное и ночное (Солнце на северо-западе, а Луну на юго-востоке). Впечатляют и отражения в спокойной глади воды низовьев реки Черной или прибрежной части Онежского озера.
Исследователь справедливо обратил внимание на эмоциональный фактор в восприятии первобытным человеком окружающей природной среды, о роли которого мы можем только догадываться. Территория Беломорских петроглифов сильно видоизменилось в резльтате строительству Беломорско — Балтийского канала и двух гидроэлектростанций Выгского каскада — Выгостровской и Беломорской. Теперь перед перовой группой Беломорских петроглифов (Бесовы Следки) — плотина Выгостровского ГЭС (под которой погребена южная группа Бесовых Следков) и водохранилище, а ниже — обсохшее русло. Над основной, северной группой Бесовых Следков на острове Шойрукшин стоителями ГЭС возведен защитный павильон. Прежде (до строительства ББК и гидроэлектростанции) р. Выг выглядела весьма живописно на фоне Прибеломорской низменности, обрамляющей Поморский Берег Белого моря. В устье ее — разветвленная сеть рукавов, множество островов и островков (с протоками между ними), пороги, водовороты и даже небольшие водопады — все это впечатляло не только современников, но и людей первобытной эпохи. Самыми крупными порогами являлись Шойрукша, Золотец, Черный. Одно из самых больших по площади наскальных полотен (Бесовы, точнее Чертовы Следки) располагались как раз рядом с ревущим и пенящимся порогом Шойрукшин. Местное население, видимо, издавна знало о загадочных рисунках на скалах, но не придавало им особого значения. Их связывали, скорей всего, с нечистой силой. Отсюда и название — Чертовы Следки (переименованные А. М. Линевским по ассоциации с Бесовым Носом на Онежском озере в Бесовы Следки). Две фигуры на оконечности Бесова Носа «перекрыты» (перерезаны) православными крестами, высеченными металлическим инструментом. Скорей всего, это сделали монахи Муромского монастыря в XV — XVI в.в. с целью нейтрализовать «дьявольскую» силу. Не исключено, что жители окрестных деревень связывали с ними какие-то свои представления. По воспоминаниям жительницы дер. Выгостров Е. И. Федотовой, еще в 30-х годах XX века здесь встречались люди, считавшие Чертовы Следки священной скалой. И потом, когда началась Великая Отечественная война, они верили, что враг сюда не дойдет, потому что эти места находятся под защитой внешних сил.
циональный фактор в восприятии первобытным человеком окружающей природной среды, о роли которого мы можем только догадываться. Территория Беломорских петроглифов сильно видоизменилось в результате строительству Беломорско — Балтийского канала и двух гидроэлектростанций Выгского каскада — Выгостровской и Беломорской. Теперь перед перовой группой Беломорских петроглифов (Бесовы Следки) — плотина Выгостровского ГЭС (под которой погребена южная группа Бесовых Следков) и водохранилище, а ниже — обсохшее русло. Над основной, северной группой Бесовых Следков на острове Шойрукшин стоителями ГЭС возведен защитный павильон.
Список литературы
- Лобанова Н.В. Тайны петроглифов Карелии. Петрозаводск, 2005
- Савватеев Ю. А Наскальные рисунки Карелии Петрозаводск, 1983
- Савватеев Ю.А. Каменная летопись Карелии. Петрозаводск, 1990
- http://rockart.karelia.ru
- http://smalt.karelia.ru/~petroglyphs/index.html Петроглифы Карелии
- http://vottovaara.ru/karelia/drevnije/petroglif/smysl.html