Память как высшая психическая функция и память как деятельность
Психологические теории подчеркивают роль объекта или активность субъекта в формировании процессов памяти. Ассоциативное направление в основу психических образований закладывает связь. Если определенные психические образовавния возникли одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними возникает ассоциативная связь. В соответствии с разными условиями выделяют три типа ассоциаций… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. История изучения и теории памяти
- Глава 2. Виды памяти
- Глава 3. Общая характеристика процесов памяти
- Выводы
- Заключение
- Библиография
Актуальность темы. Память является одним из ценнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того — она является своеобразной основой всякого познания.
Как известно, предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из нашего сознания бесследно. Их образы мы можем мысленно воспроизводить, хотя самих предметов уже нет перед нами. Образы эти сохраняются нашей памятью. Если восприятие отражение реальности, действующей на наши органы чувств в данное время, то память также отражение объективной реальности, но действовавшей в прошлом.
В психологии память часто также называют мнемической деятельностью. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важным познавательным процессом, лежащим в основе развития личности, обучения. Все другие психические процессы не могут осуществляться без участия памяти, т. е. каждая психическая функция как бы имеет свой мнемический аспект.
Все, что человек непосредственно отображает с помощью процессов ощущение и восприятие, фиксируется, упорядочивается, сохраняется в его мозгу, образовывая индивидуальный опыт, и при необходимости используется в последующей деятельности. Опыт есть рациональным элементом познания, который обеспечивает целостное восприятие обьектов действительности (апперцепция) и предоставляет процессу отображения динамической характеристики. Без сохранения следов предыдущих впечатлений каждое ощущение и восприятие переживалось бы как такое, которое возникло впервые.
Нагромождение индивидуального чувственного и рационального опыта, опора на информационный опыт общества является важным условием прогрессивного развития психики человека, постепенного обогащения его деятельности. Опора на опыт дает возможность решать все более сложные задания, лучше ориентироваться в новых условиях, действовать более предусмотрительно и уверенно. Чтобы успешно оперировать понятиями и представлениями на уровне мышления, необходимо хранить их в упорядоченном и мобильном состоянии, потому что новые сдвиги в развитии психики всегда основываются на результатах предыдущего развития. Деятельность человека в большой мере зависит от богатства его памяти.
Материальной основой процессов памяти является способность мозга образовывать временные нервные связи, закреплять и возобновлять следы прошлых впечатлений. Эти следы создают возможность актуализации ситуации и соответствующего возбуждения, когда раздражителя, который его вызывал в свое время непосредственно, нет. Запоминание и хранение основываются на образовании и закреплении временных нервных связей, забывание на их торможении, воссоздание на их возобновлении.
Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания вкуса, обоняния зависела" сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовывало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то, ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа.
В настоящее время, в связи с перенасыщенностью общества информацией человеку все труднее удается запомнить несущийся поток информации, даже той, что связанна непосредственно с его личной деятельностью.
Обьект исследования: память.
Предмет исследования: проблема памяти в психологических исследованиях.
Цель исследования: исследовать память как высшую психическую функцию и как деятельность.
Задачи исследования:
— проанализировать основные научные подходы в области изучения памяти;
— изучить взгляды известных ученых в области психологии на проблемы памяти;
— рассмотреть память как высшую психическую функцию и как деятельность.
Методологические основания работы: теоретические положения общей психологии, различные теории памяти.
Методы исследования: анализ литерарурных источников по проблнме исследования, обобщение полученных знаний.
Список литературы
- Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. М., 1985
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.:Прогресс, 1980 528 с.
- Ашмарин И. П. Загадки и откровения биохимии памяти. Лениград, 1975
- Бузан Т. Скоростная память. М., 1995 144 с.
- Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. 576 с.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание // Избранные психологические труды: В 70 т.- М.; Воронеж: НПО, МОДЭК, 1996. -Т.5. -С. 554.
- Иванов-Муромский К. А. Мозг и память. Киев: Наукова думка, 1987 134 с.
- Ильюченок Р. Ю. Память хорошая, память плохая. Новосибигрск: Наука, 1991
- Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М., 1978 319 с.
- Корсаков И. А., Корсаков Н. К. Наедине с памятью. М., 1984 — 174 с.
- Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993 224 с.
- Лезер Ф. Тренировка памяти. М.:Мир, 1979 196 с.
- Матюгин И., Чакаберия Е. Зрительная память. М., 2004
- Матюгин И., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. М., 1989 56 с.
- Нейрохимические основы обучения и памяти. / Под. ред. Р. И. Кругликова. М.: Наука, 1989 210 с.
- Норман Д. Память и научение. М., 1985
- Роговин М. С. Проблемы теории памяти. М., 1977 230 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб.:Питер, 2000 679 с.
- Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1987, — Т.2.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под. ред. Ю. Г. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 1979
- Шабанов П. Д., Бородкина Ю. С. Нарушения памяти и их коррекция. Ленинград: Наука, 1989 127 с.
- Шадриков В. Д., Черемошкина Л. И. Мнемические особенности: развитие и диагностика. М., 1990