Типы социальной памяти в культуре
По мнению автора, основной функцией социальной памяти является самоидентификация определенного сообщества через подчеркивание его отличий от остальных сообществ и преуменьшение возможных разногласий внутри него самого. Существование определенной репрезентации прошлого оказывается возможным только в силу заинтересованности той или иной социальной группы в пролонгировании своего существования… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Социальная память: понятие проблемы перспективы
- 2. Виды социальной памяти в культуре
- 3. От пространства памяти к памятным местам: социальная память в ситуации кризиса в культуре
- Заключение
- Литература
Процессы информатизации и глобализации, получающие все большее и большее распространение во всем мире, оказывают влияние на все сферы человеческой жизни от культуры до экономики. С точки зрения социальной философии, одним из наиболее значительных последствий этих процессов является кардинальное изменение социальной идентичности, которая трансформируется в соответствии с кризисом традиционных социальных субъектов и выходом на политическую арену новых участников исторического процесса социальных и политических образований. Резкое ускорение преобразований, изменение самих механизмов социализации и приобщения индивида к социальным ценностям делают особенно актуальной проблему отношений человека и культуры, к которой он принадлежит, со своим прошлым. Ничто в современном мире не устаревает так быстро как знания, поэтому разрыв, который создается между личным опытом человека и социальной памятью предшествующих поколений, заставляет по-новому переосмысливать прошлое, искать новые стратегии его присвоения и освоения.
Традиционные подходы к социальной памяти, разрабатывавшиеся в рамках неклассической парадигмы социальной философии, сосредотачивали свое внимание на отдельных культурных объектах, социальных группах, либо на обществе в целом, утверждая определенную гомогенность социальной памяти, ее возможность делать людей равными путем приобщения к общему запасу культурных, исторических и социальных знаний.
Объектом исследования является социальная память как универсальный социальный феномен, обладающий набором специфических характеристик (типологией) применимых к культуре.
Предмет исследования
Предметом исследования являются характерные черты типов социальной памяти в культуре.
Основная цель и задачи исследования
Основной целью исследования является выявление топологической структуры социальной памяти и рассмотрение современных способов конструирования социальной памяти в культуре.
Исходя из подобной цели исследования, выделяются следующие задачи:
1. Исследовать существующих социально-философских подходов к социальной памяти и ее типов в культуре.
2. Сформулировать топологический подход к социальной памяти, базирующийся на принципах топологизма, плюрализма и конструктивизма.
3. Вычлененить социокультурные и теоретические предпосылки формирования нового понимания социальной памяти.
Методологические основания исследования
Характер рассматриваемой проблемы обуславливает необходимость методологического синтеза. В первой главе используются ретроспективно-исторический и компаративистский подход, что вызвано задачей определения универсальных характеристик социальной памяти в рамках классической и неклассической парадигм социального познания, а также необходимостью целостного видения исследуемого феномена с позиций постнеклассического подхода.
1. Социальная память: понятие проблемы перспективы
Проблема социальной памяти затрагивает весьма широкий круг исследований, в рамках которых рассматриваются отдельные аспекты этой темы. Изначально социальная память являлась объектом дисциплинарных исследований, что наложило отпечаток на специфику ее понимания в современных гуманитарных науках, обусловив многообразие подходов и способов изучения. Социология обращается к социальной памяти через призму прикладных социологических исследований тестов, опросов, фокус-групп, ограничиваясь, как правило, анализом места в социальной памяти отдельных исторических событий или персонажей. Социальная психология рассматривает социальную память через призму психологических особенностей отражения в индивидуальной памяти социальных явлений. В исторической науке исследуются закономерности сохранения в памяти событий прошлого, обращение к ним в результате политических интриг или потребности в социальном самоопределении отдельных групп и слоев населения .
В культурологии проблема социальной памяти первоначально оказалась заявлена в скрытом виде. Платон и Аристотель подчеркивали внеиндивидуальный характер памяти, апеллируя при этом к внешним источникам запоминания и актуализации воспоминаний. Августин вскрывает связь памяти с временем, акцентируя внимание на их противоположной направленности.
Д. Локк выдвигает предположение, что именно воспоминания являются основой как личной, так и социальной идентичности, что позволяет рассматривать память не только как способность человеческого сознания, но и в качестве важного элемента духовной жизни общества. Бергсон рассматривает существование двух типов памяти привычки и непроизвольного воспоминания, из чего выводит такую важную функцию памяти как обеспечение существования прошлого в настоящем, делая, тем самым, шаг к пониманию важности воспоминаний для нормального функционирования общества и человека в настоящем.
В культурологическом исследовании социальной памяти можно выделить несколько основных подходов.
Первым по времени возникновения следует считать функциональный подход, который, избирая в качестве объекта исследования определенную социальную группу (коллектив), сосредотачивает свое внимание на той интеграционной функции, которая выполняет коллективная память в этой группе. Наличие общих воспоминаний позволяет обеспечить единство коллектива, придает ему необходимую устойчивость и осознание собственной целостности. Наиболее значительными представителями функционального подхода являются Э. Дюркгейм, М. Хальбвакс, М. Мосс.
Феноменологический подход, заявленный в работах Э. Гуссерля, А. Шюца, П. Рикера, П. Бергера, Т. Лукмана, Г. Люббе, направлен на установление соответствия между запасом социальных воспоминаний и жизненным миром человека. Индивид, вступая в непосредственное взаимодействие с другими людьми, образует, тем самым, общие воспоминания, которые имеют социальный характер, поскольку присутствуют у всех представителей малой социальной группы, создавая условия для успешного продолжения коммуникации. Вместе с тем, индивидуальный запас воспоминаний отдельного человека представляет собой уникальную совокупность воспоминаний, отсылающих к различным социальным группам, в которые индивид оказывается включен в своей повседневной деятельности.
Принципиально иное понимание социальной памяти было сформулировано в рамках информационного подхода, наиболее яркими представителями которого были В. Г. Афанасьев, В. А. Колеватов, Я. К. Ребане, В. Б. Устьянцев, А. С. Уйбо. Исходя из трактовки социальной памяти в качестве ретроспективного типа социальной информации, сторонники этого направления исследований сосредоточили свое внимание на изучении механизмов передачи информации и их связи с культурными изменениями. Особый упор делался на исследовании социальных институтов, с помощью которых знания о прошлом продолжают успешно транслироваться от поколения к поколению музеи, библиотеки, архивы и т. д. В рамках саратовской школы (В. Б. Устьянцев, О. Ю. Рыбаков, В. Б. Самсонов, И. А. Ромащенко, В. П. Барышков, А. Ю. Шеховцев) была предпринята попытка сбалансированного рассмотрения социальной памяти в многообразии всех составляющих его элементов: институционального, информационного и ценностно-деятельностного .
Культурно-семиотический подход, представленный работами Ю. М. Лотмана, Я. Ассмана, О. Г. Эксле, Й. Рюзена, рассматривал социальную память в ее культурном измерении, через отношение к средствам массовой коммуникации, исторически изменчивым и, соответственно, формирующим различные типы представлений о прошлом. На протяжении истории общества сменялись различные типы коммуникации: на смену устной коммуникации в традиционном обществе пришла письменная коммуникация в обществе современного типа. Именно поэтому культурная память, согласно теоретикам этого подхода, имеет текстовую природу и является сочетанием двух базовых элементов: канонических текстов и способов их декодирования, позволяющих обеспечить актуальность этих текстов вне зависимости от стадии общественного развития.
Список литературы
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
- Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства (глава «О культуре»). — М, 1994.
- Боголюбова Е.В. Культура и общество. М., 1978.
- Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод в социологии. М., 1990.
- Додольцев Р.Д. Концепция культуры 3. Фрейда. M 1989.
- Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы. СПб., 1996.
- История буржуазной социологии XIX начала XX в. М., 1979.
- История немарксистской социологии в западной Европе и США. М., 1991.
- Кассирер Э. Опыт о человеке. M 1993.
- Культура: Теории и проблемы/Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. М., 1995.
- Культурология. XX век. М., 1995.
- Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
- На переломе. Философские дискуссии 20-х гг. М., 1990.
- Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. M 1977.
- Психоанализ и культура. М., 1995.
- Самопознание европейской культуры XX в. М., 1991.
- Современная американская социология. М., 1994.
- Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1993.
- Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
- Токарев Э.Б. История зарубежной этнографии. М., 1978.
- Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
- Тэн И. Чтения об искусстве. СПб., 1912.
- Тэн И. Философия искусства. М., 1997.
- Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. M 1992.
- Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
- Фромм 3. Душа человека. М., 1993.
- Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.