История развития менеджмента и современность
Социально-психологические методы — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. История развития менеджмента и современность
- 1. 1. Этапы развития менеджмента
- 1. 2. Социально-психологические аспекты управления
- 2. Основы менеджмента на примере ОАО «Проспект»
- Заключение
- Список литературы
Менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
Актуальность данной темы подчеркивается тем, что изучение истории менеджмента может привнести первоисточники идей и подходов, проследить их развитие, выявить перспективу развития в условиях культурной среды. Изучение прошлого делает картину настоящего более логичной и конкретной. Без изучения истории индивидуум имеет только свой ограниченный опыт как основу для идей и действий. Прослеживая происхождение и развитие современных концепций менеджмента, мы можем лучше понять аналитические и концептуальные инструменты нашей профессии. Изучение истории менеджмента не только обеспечивает понимание его национальной специфики, но также создает представление о том, как опыт и знание теории менеджмента могут применяться в других организациях и культурах.
Итак, целью данной работы является рассмотрение основных этапов развития менеджмента: истории и современности.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
— рассмотреть эволюцию концепций и направлений менеджмента
— проанализировать современное применение основных школ менеджмента в ОАО «Проспект»
Объектом исследования в данной работе выступает основы управления в ОАО «Проспект» (оптовая и розничная торговля продовольственными товарами). Предметом исследования эволюция осиновых школ и направлений в управлении.
Теоретической основой данной работы являются исследования специалистов в области менеджмента.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам и состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.
1. История развития менеджмента и современность
1.1. Этапы развития менеджмента
История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.
Этапы менеджмента рождались под воздействиями:
— развития реального общественного и затем промышленного производства;
— появления новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;
— развития внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке);
На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
Египетские пирамиды, построенные в 30 002 000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.
Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих.
У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.
Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.
В прктике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник.
Великая индустриальная революция XVIIXIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
К концу XIX началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.
Классическое направление менеджмента включало: научный менеджмент акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);
административный менеджмент внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);
концепцию бюрократических организаций, предполагающую четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).
В целом период доминирования классического направления менеджмента был плодотворным появилась наука управления, новое фундаментальное понятие, повысилась эффективность.
Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIXXX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управленю хозяйственной деятельностью.
Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а следовательно, усложнились и механизмы управления им.
Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.
Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана, по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.
Список литературы
- Бовыкин, В. Новый менеджмент / В. Бовыкин. — М.: ЮНИТИ, 2003. 564 с.
- Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник.-3-е изд./ О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Гардарики, 2005.- 458 с.
- Гапоненко А.Л. Теория управления: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «менеджмент» / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. М.: Омега-Л, 2006. 286 с.
- Дункан, М. Основополагающие идеи в менеджменте / М. Дункан — М., 2001. 563 с.
- Журавлев, П.В., Карташов, С.А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджер / П. В. Жупавлев, С. А. Карташов, Н. К. Маусов, Ю. Г. Одегов. М.: «Экзамен», 2003.- 417 с.
- История менеджмента. Учебное пособие / Под редакцией Д. В. Валового. — М.: Проспект, 2007. 573 с.
- Корицкий, Э.Б. Научный менеджмент: российская история. / Э. Б. Корицкий, Г. В. Нинциева. — Спб., 1999. -376 с.
- Максимцева, М.М. Менеджмент / М. М. Максимцева — М.: Юнити. 1998. 217 с.
- Менеджмент: Учебное пособие./ Под общей ред. В. Е. Ланкина.
- Таганрог: ТРТУ, 2006. 453 с.
- Тейлор, Ф. Основы научного менеджмента / Ф. Тейлор — М.: Прогресс. 1992. 485 с.