Особенности современного законодательного регулирования деятельности общественных и благотворительных организаций в России
Характерно, что в ряде случаев нормы специального законодательства содержат дополнительную классификацию организационно-правовых форм некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, предусмотренных ГК РФ. В частности, в силу ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях», общественные объединения подразделяются на общественные организации; общественные движения; общественные… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Понятие и типология благотворительных организаций
- 1. 1. Понятие благотворительной организации
- 1. 2. Создание благотворительных организаций
- 1. 3. Благотворительные фонды
- Глава 2. Правовое положение благотворительных и общественных организаций
- 2. 1. Законодательство о благотворительных организациях
- 2. 2. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций
- 2. 3. Источники формирования имущества благотворительных организаций. Ответственность благотворительных организации по обязательствам
- Глава 3. Общественные и благотворительные организации России
- 3. 1. Межрегиональный благотворительный общественный фонд Новые имена
- 3. 2. Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова
- 3. 3. Международный благотворительный Фонд Николая Петрова
- Заключение
- Список литературы
Феномен благотворительности по-разному пытаются осмыслить, наполнить содержанием представители разных наук и отдельные исследователи. Представляем «развороты» темы благотворительности в разных дисциплинах и областях знания.
Не везде удалось однозначно сопоставить дисциплину и ракурс рассмотрения, так что представленное разделение в чем-то условно.
Российский некоммерческий сектор состоит сегодня из многих организаций, различающихся как по масштабу и структуре, так и по роду деятельности. Общее количество организаций некоммерческого сектора сегодня приближается к 500 тысячам, в них занято до двух миллионов работников, а ежегодный оборот финансовых средств в этом секторе составляет сотни миллионов долларов. (Для сравнения — по различным данным к началу XX века в России было от 11 до 14 тыс. благотворительных обществ и заведений).
Вместе с тем, согласно многочисленным социологическим исследованиям, российские граждане слабо представляют себе, что такое «некоммерческие организации», «фонды» или «доноры», но при этом относятся к ним с большой долей недоверия.
С другой стороны, очевино, что и социальная, и образовательная, и культурная сферы нуждаются, помимо государственных средств, в дополнительных источниках финансирования. А ввиду предстоящих в этих сферах реформ, вопрос о внебюджетных источниках финансирования приобретает особую остроту.
Благотворительная деятельность малого и среднего бизнеса исследуется достаточно часто, но при этом работы достаточно фрагментарны, ориентированы на особенности отдельных регионов и во многом отражают экономическую ситуацию в них.
Чаще всего исследуется мотивация благотворительности бизнесменов: кому, на что и в каком виде и объеме они делают пожертвования. Исследования НКО (в том числе и благотворительных фондов) как посредников в благотворительной деятельности
Актуальность данной работы заключена в том, что работ, посвященных деятельности организаций Третьего сектора как историческом аспекте, так и в современности, достаточно много, но далеко не все они направлены на анализ деятельности НКО как посредника благотворительности. Поэтому многие из исследовательских вопросов пока остаются без ответа.
Проблемы российской благотворительности теперь обсуждаются на заседаниях Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации. Темы «благотворительности» и «благотворительных фондов» неоднократно затрагивал в своих выступлениях и Владимир Путин. Выступления и оценки последнего вызвали неоднозначную реакцию в обществе и стали предметом оживленной дискуссии.
Некоммерческий сектор многие считают открытием конца двадцатого века. Его феномен еще предстоит понять, но уже сегодня «этот новый сегмент экономики самым необычным образом начинает вторгаться в уже разделенные между государственным и коммерческим секторами «сферы влияния». В экономически развитых странах, таких как Америка, он производит до 8% валового национального дохода.
Цель работы показать, что Российский некоммерческий сектор явление молодое, но уже достаточно сложно организованное, имеющие свои проблемы.
Число организаций здесь по некоторым оценкам уже исчисляется сотнями тысяч, и каждый день их количество растет.
Глава 1. Понятие и типология благотворительных организаций
§ 1.1. Понятие благотворительной организции
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных ст. 2 Закона целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Таким образом, благотворительным статусом может обладать лишь некоммерческая организация. В силу п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческой является организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками либо членами.
Приведенные определения позволяют выделить следующие характерные признаки благотворительных организаций: во-первых, для указанных организаций извлечение прибыли не составляет основной цели деятельности;
во-вторых, полученная благотворительными организациями прибыль не распределяется между их участниками (членами);
в-третьих, благотворительные организации создаются для реализации целей, предусмотренных ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; в-четвертых, указанные цели реализуются путем осуществления благотворительной деятельности.
Предусмотренный ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» примерный перечень основных целей деятельности благотворительных организаций включает в себя цели социальной поддержки и защиты граждан, содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан; улучшения морально-психологического состояния граждан и иные, перечисленные в данной статье общеполезные цели.
Основные цели деятельности некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций конкретизируются в нормах специального законодательства применительно к отдельным организационно-правовым формам указанных организаций.
Некоммерческий характер основных целей деятельности некоммерческих организаций обуславливает возможность их создания без государственной регистрации в качестве юридического лица.
§ 1.2. Создание благтворительных организаций
Согласно ст. 8 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и юридические лица.
При этом Закон устанавливает дополнительные требования к субъектному составу учредителей благотворительных организаций.
Во-первых, учредителями благотворительной организации не могут выступать органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения.
Во-вторых, учредителями благотворительных учреждений могут быть исключительно благотворительные организации (ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»)
К числу учредительных документов благотворительных организаций относятся устав и (или) учредительный договор.
В силу п. 1 ст. 52 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Такая возможность прямо предусмотрена, в частности, для образовательных учреждений, что, впрочем, не исключает необходимости наличия у них собственных учредительных документов (п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).
Учредительным документом фонда является устав, содержащий, помимо общих для всех некоммерческих организаций сведений, также сведения с попечительском совете фонда, о судьбе его имущества в случае ликвидации и другие сведения, предусмотренные п. 4 ст. 118 ГК РФ. Порядок изменения устава фонда подчинен особым требованиям, установленным в ст. 119 ГК РФ.
В силу ст. 119 ГК РФ правом на обращение в суд с требованием об изменении устава фонда наделены: во-первых, органы фонда; во-вторых, государственные органы, уполномоченные осуществлять надзор за его деятельностью.
Поскольку фонд не имеет членства, учредители не входят в его состав, их непосредственное участие в управлении и деятельности фонда не требуется. Вместе с тем, учредители определяют порядок управления фонда и формирования его органов в уставе фонда, именно они решают вопрос о закреплении в уставе возможности его изменения.
Кроме тоо, учредители могут войти в состав органов фонда, в том числе в состав попечительского совета, призванного осуществлять контроль за деятельностью фонда. Таким образом, учредители фонда, хотя и не связаны с ним отношениями членства, тем не менее могут оказывать значительное влияние на деятельность фонда.
§ 1.3. Благотворительные фонды
Фонд — одна из правовых форм существования некоммерческой или общественной организации, преследующей социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд может быть учрежден физическими и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.
Учредительным документом фонда является устав. Он определяет цели создания организации, ее структуру и порядок деятельности. ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» предусматривает обязательное создание попечительского совета, функцией которого является осуществление надзора за деятельностью фонда и использованием средств.
В зависимости от правовых особенностей создания, сферы и целей деятельности фонды делятся на:
a. фонды
b. общественные фонды
c. благотворительные фонды
d. общественные благотворительные фонды
Особенности создания и деятельности благотворительных фондов регулируются ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Благотворительный фонд является одной из форм благотворительных организаций, то есть неправительственных, некоммерческих организаций, созданных специально для реализации благотворительных целей.
Список литературы
- Благотворительность вчера и сегодня / Под. ред. В. В. Меньшикова. — М., 2004.
- Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 июля 1999 г. № 45 «Об обращении взыскания на имущество учреждения». ВВАС РФ. 1999. № 11.
- Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред. В. Д. Карповича. — М., 1996.
- Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» Под ред. М. Ю. Тихомирова. — М., 2000.
- Научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса РФ/ Под ред. В. Д. Карповича. — М., 2005.
- Постановление Президиума ВАС РФ от 17.02.98. № 3637/97 (ВВАС РФ 1998. № 5).
- Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.02. № 660 902 (ВВАС РФ 2003. № 1).
- Чернега К.А., Правовое положение благотворительных органзаций // Некоммерческие организации в России № 5 / 2003