Общая характеристика организации незаконного вооруженного формирования
Участие в банде может быть скреплено ритуалом приема, с возложением на участника постоянных, определенных его ролью в структуре банды функций и (или) разовых поручений и заданий. В соответствии с ч. 2 ст. 209 УК РФ как бандитизм должно квалифицироваться участие в совершаемом нападении и таких лиц, которые, не являясь членами банды, сознают, что принимают участие в преступлении, совершаемом бандой. Читать ещё >
Содержание
- 1. Общая характеристика организации незаконного вооруженного формирования
- 2. Оценка деяний, квалифицируемых как бандитизм и его отличие от незаконного вооруженного формирования
- 3. Характеристика особенностей организации преступного сообщества
- 4. Квалифицирующие признаки вооруженного мятежа
- 5. Практические примеры организаций незаконных вооруженных формирований, банд, преступных сообществ
- Заключение
- Список используемой литературы
Выбранная для рассмотрения тема на сегодняшний день является одной из актуальнейших, что обусловлено рядом причин, среди которых все более возрастающая тенденция совершения перечисленных в названии темы преступлений. В современном государстве с постоянно развивающимися отношениями это обусловлено увеличением формирования преступных сообществ, банд, незаконных вооруженных формирований и вооруженных мятежей, поскольку в современном мире наряду с совершением указанных уголовных преступлений их участниками совершается ряд иных уголовно наказуемых деяний, зачастую связанных с причинением тяжких повреждений человек или даже смерти. Именно данный аспект дает основания задуматься над необходимостью детального изучения не только составов названных деяний, но и причин их совершения. Все это, безусловно, затрагивает интересы не только ученых, юристов, государственных служащих, но и рядовых граждан нашего государства, поскольку совершение соответствующих преступлений зачастую затрагивает интересы именно простых обывателей.
Целью настоящей работы является комплексный и всесторонний анализ черт, характеризующих сходства и различия банды, преступного сообщества, незаконного вооруженного формирования и вооруженного мятежа. Для раскрытия настоящей цели работы выполнена в соответствующей структуре, следуя которой будет последовательно даны важные характеризующие соответствующее уголовное преступление признаки и черты. В качестве объекта исследования в настоящей работе выступаю общественные отношения, связанные с нарушением уголовного законодательства, последующего уголовного преследования и привлечения по соответствующей статье к уголовному наказанию. В качестве предмета исследования выступает непосредственно сходства и различия банды, преступного сообщества, незаконного вооруженного формирования и вооруженного мятежа. В связи с поставленной целью, объектом и предметом исследования в работе предполагается выполнение следующих задач: представить общую характеристику организации незаконного вооруженного формирования, провести оценку деяний, квалифицируемых как бандитизм, дать характеристика особенностей организации преступного сообщества, определить квалифицирующие признаки вооруженного мятежа.
Среди преступлений против общественной безопасность особую опасность представляет те их них, что сопряжены с совместным совершением тех деяний, которые запрещены Уголовным Кодекс России (далее УК РФ) под угрозой наказания. Какие же это преступления? нечасто можно услышать о них в наше сравнительно мирное время. По данным официальной статистики в январе ноябре 2006 г. зарегистрировано 320 фактов бандитизма. В январе — ноябре 2007 г. число лиц, совершивших преступления в составе организованной группы либо преступного сообщества (преступной организации), составило 10,8 тыс. человек, что на 1,1% больше, чем за соответствующий период предыдущего года .
В условиях ликвидации очагов конфликтов в некоторых северных областях России в Чечне и прилегающих территорий в уголовного законодательства актуальной остается проблема борьбы с такими преступления, которые в законодательстве сосредоточены всего лишь в нескольких статьях, это специальная часть уголовного кодекса, глава 24 «Преступления против общественной безопасности». В этой главе собраны классифицированные по объекту преступления отдельные виды преступлений.
Теоретической значимостью работы является обобщение источников по теме с выведением заключения, тем самым закрепляется навык анализа документов с их комментированием, поиска этих документов не только в текстах правовых баз, но и в сети Интернет, практическая значимость в возможности использования ее текста для целей изучения вопроса.
Теоретической же базой стали тексты учебных пособий и комментариев к документам, материалы исследований российских ученых, привлечены и источники статистических данных (Госкомстат, по данным МВД России). Для раскрытия полного и всестороннего темы настоящей работы использованы многочисленных труды таких авторов как: Максимова С. В., Игнатова А. Н., Кудрявцева В. Н., Наумова А. В. и некоторые другие, чьи работы легли не только в основу развития институтов соответствующих уголовных преступлений, но и уголовного права в целом.
1.Общая характеристика организации незаконного вооруженного формирования.
При раскрытии содержания такого состава преступления как организация незаконного вооруженного формирования, а также участие в нем обратимся к нормам Закона. Наказание за эти преступления (по существу это два деяния, первое связано только с организацией, другое участие в ней) предусмотрено нормами уголовного законодательства России, состоящего на сегодняшний день из норм Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Его первоначальная редакция от 13 июня 1996 года претерпела ряд изменений и дополнений, некоторые статьи были признаны недействующими, но норма названной в последний раз были изменены Федеральным законом от 27.07.2006 N 153 — ФЗ. Исправлению существующей законодательной конструкции подлежали только часть первая этой статьи, все остальные с момента введения в действия УК РФ остались без изменений.
Названный запрет базируется на нормах Конституции России 1993 года, а именно статье 13 основополагающего документа России, где запрещается функционирование любых общественных объединений, цели или действия которых направлены на создание вооруженных формирований. Безусловно, такого рода объединения (вооруженные), отряды, дружины или иные группы могут быть созданы и признаны официально законодательством страны, но это узкий ограниченный перечень случаев, содержащийся в нормах законов «Об обороне» от 31.05.1996 N 61-ФЗ, «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"1992 г. и ряда других.
В сравнении с ранее действовавшим законодательством нормы вновь принятого законодательства имеют несколько упрощенный вид. Если ранее Статьей 77(2) УК РСФСР 1960 г. ответственность устанавливалась не только за организацию незаконных вооруженных формирований или участие в нх (ч. 1), но и за умышленные действия, совершенные в их составе, если эти действия сопряжены с массовым насилием над людьми или причинением иных тяжких последствий (ч. 2) либо повлекли гибель людей (ч. 3).
То в ст. 208 нового УК ответственность установлена только за организацию незаконного вооруженного формирования (ч. 1) или участие в нем (ч. 2). Иными словами как таковая ответственность не исключена при совершении в составе незаконного вооруженного формирования каких либо других преступлений, в этих случаях лишь квалификация осуществляется по нормам действующего в России уголовного закона по совокупности ст. 208 и других статей Особенной части, где такова предусмотрена.
Общее незаконность такого объединения, в том смысле, что она не предусмотрена нормами Закона, включая все соответствующие характеристики подчиненность и др. Другая важнейшая характеристика это его вооруженность, такое состояние, при котором наличествует оружие у его членов.
Т.е. как следует из легального определения, данного законодателем в нормах Федерального Закона «Об оружии»: оружие — устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов и ряда других, где описаны его виды: гражданское, служебное, холодное, огнестрельное, заводского изготовления и самодельное. Может возникнуть вопрос? а если вооружены не все члены объединения, можно ли следуя логике законодателя квалифицировать их деяния по этой статье. Да, вероятно возможно, правила законодательной техники не позволяют говорить о наличии оружия у всех его членов.
Криминализованы как мы видим два деяния. Первое это собственно создание, с чего и начинается преступная деятельность организации. Что нормы закона подразумевают в этом случае? это всяческие действия, именно действия, результатом которых становится организация, учреждение, начиная с самых первых этапов его (разработки планов, выработка цели и постановки задач).
Впрочем, сюда же можно отнести, помня о богатстве возможностей, предоставляемых законодательством страны, возможные формы организации (прикрытия), ее структуры, источников финансирования и снабжения оружием, боеприпасами к ним.
Задача законодателя уложить в кратких формулах, нормах Уголовного Кодекса все возможные случаи, а потому, что вполне естественно у неспециалиста в области уголовного права может возникнуть вопрос: а что, если умысел не был доведен до конца? Как поступить в этом случае? Освободить от преследований ?
Помимо УК РФ есть и другие законы, которые позволяют проводить мероприятия по предупреждению преступности. Но в данном случае, при доказанности наличия активных действий, имеющих своей целью создания незаконного вооруженного формирования, независимо от их причин, они могут быть квалифицированы как покушение на организацию такого объединения.
Собственно такая организация сопряжена с руководством над ней. Что может включать такая работа. Это работа с кадрами, взаимодействие с организациями и властью, определение целей и задач и проч. Т. е. в данном случае нужно разграничить между руководством такой организацией и участием в ней.
Участие это членство (проводя аналогию с общественным объединением), но сопряженное с выполнением тех или иных функций, закрепленных за ним. Это может осуществляться в соответствии с планом и задачами формирования. А заключаться может в самых различных действиях: дежурство, охрана, обеспечение деятельности, патрулирование и др.
Новеллой уголовно законодательства стало введение уголовной ответственности за финансирование организации незаконного вооруженного формирования. Т. е. внесены уточнение в нормы закона, которые позволяют преследовать по части первой названной статьи уже только за финансирование названных мероприятий, с соблюдений, естественно, других критериев, указанных в статье. Обратимся к ним.
Состав преступления, известно, это не только объективная сторона преступления, которая была раскрыта выше. Это еще и объект в целом общественная безопасность.
Субъективная сторона, т. е. отношение лица к совершенному им деянию, характеризуется как прямой умысел. Т. е. не только осознает, что создает незаконное вооруженное формирование (ч. 1) или участвует в нем (ч. 2), но также и осознает общественную опасность указанных действий и желает их совершения.
Другой важный вопрос: кто подлежит уголовной ответственности? В обоих случаях это специальная норма лицо, достигшее 16 лет.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации 1993 года. Принята всенародным голосованием 12.12.1993) «Российская газета», N 237, 25.12.1993;
- Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 30.12.2006) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», N 256, 31.12.2001;
- Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 30.12.2006) // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954;
- Федеральный Закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 29.12.2006) «Об оружии» (принят ГД ФС РФ 13.11.1996) // «Российская газета», N 241, 18.12.1996;
- Федеральный Закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.12.2005) «Об оперативно-розыскной деятельности» (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) // «Российская газета», N 160, 18.08.1995.
- Закон РФ от 05.03.1992 N 2446−1 (ред. от 25.07.2006) «О Безопасности» Российская газета, N 103, 06.05.1992, 27.07.2006;
- О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 N 1;
- Загайнова С.К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения. М.: Издательство НОРМА, 2002. 176 с. (Современный гражданский и арбитражный процесс);
- Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. (под ред. Наумова А.В.) Гардарика. 1996 г.
- Уголовное право. Особенная часть. Учебник, Л. Д. Гаухман, М, Инфра М, 2004
- Уголовное право России. Учебник для вузов А. Н. Игнатова, М, Норма, 2005
- Уголовное право.Учебник. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова, М, Юристъ, 2004
- www.gks.ru;