Основы российской налоговой системы
Развитие экономики во многом определяется достигнутым уровнем налоговых поступлений и той предельной налоговой нагрузкой, которая возможна в условиях действующей экономической политики государства и налогового законодательства. В России отсутствует общепринятая методика исчисления данного показателя. Имеются лишь отдельные измерители, дающие представление о тяжести обложения. Соотношение прямых… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Основы российской налоговой системы
- 1. 1. Принципы налогообложения в России
- 1. 2. Система налогового законодательства
- 1. 3. Бюджетный процесс и налогообложение
- 1. 4. Основные характеристики налоговой системы
- Глава 2. Состав налоговой системы Российской Федерации
- 2. 1. Направления развития системы налогообложения
- 2. 2. Налоги, взимаемые на территории РФ
- 2. 3. Новации в системе налогообложения
- Заключение
- Список использованных источников
Все страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории. Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей.
Налоговая система взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.
Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:
— принципы налоговой политики и налогообложения;
— система и принципы налогового законодательства;
— порядок установления и ввода в действие налогов;
— порядок распределения налогов по бюджетам; системы налогов, т. е. виды налогов и общие элементы налогов;
— права и ответственность участников налоговых отношений;
— порядок и условия налогового производства; формы и методы налогового контроля;
— система налоговых органов.
Налоговая политика государства это одно из существенных условий налогообложения.
Налоговая политика это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов. При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:
— фискальная формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов;
— экономическая регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения;
— социальная снижение через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан;
— экологическая рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов;
— контрольная проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике;
— международная заключение с другими странами соглашений об избежание двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.
Следовательно, налоговая политика по своему содержанию охватывает выработку концепции налоговой системы; рассмотрение основных направлений и принципов налогообложения; разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в области экономического и социального развития общества.
Глава 1. Основы Российской налоговой системы
1.1. Принципы налогообложения в России
Принципы налогообложения базовые идеи и положения, наработанные мировым опытом в сфере налогообложения и заложенные в национальное законодательство. В соответствии со ст. 3 Кодекса к фундаментальным принципам налогообложения относятся:
— всеобщность и равенство налогообложения каждое лицо должно платить законно установленные налоги с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога;
— принцип недискриминации налогоплательщиков порядок взимания налогов и сборов не должен учитывать политических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Нельзя также дифференцировать ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала;
— экономический приоритет только экономическая природа объекта налогообложения может служить основой для установления налога;
— презумпция правоты собственника все неустранимые сомнения и неясности законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика;
— принцип ясности и доступности понимания порядка налогообложения налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы, когда, в каком размере он должен уплачивать в бюджет.
Наряду с фундаментальными принципами введены и действуют организационные начала.
Организационные принципы положения, на которых базируется построение налоговой системы Российской Федерации и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Налоговая система РФ руководствуется следующими из них.
Единство налоговой системы. основные начала законодательства не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств (ст. 3 Кодекса). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Равенство правовых статусов субъектов РФ основу построения налоговой системы заложен налоговый федерализм, т. е. разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений. Данный принцип реализуется через трехуровневую структуру налоговой системы (федеральные, региональные и местные налоги).
Подвижность (эластичность) налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами. Так, возможно изменение экспортных таможенных пошлин в зависимости от колебания мировых цен на нефть. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.
Стабильность налоговая система должна функционировать в течение многих лет до налоговой реформы. Этот принцип обусловлен интересами всех субъектов налоговых отношений.
Множественность налогов налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-перых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимное дополнение налогов, поскольку искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого.
Исчерпывающий перечень региональных и местных налогов означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления (ст. 4 Кодекса). Запрещается также установление региональных или местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом.
Гармонизация налогообложения с другими странами систему налогов России включены многие налоги, присущие экономически развитым странам (НДС, акцизы, поимущественные налоги и др.). Сходство с налоговыми системами других стран даст России возможность в будущем войти в мировые экономические сообщества.
2. Система налогового законодательства
Система налогового законодательства это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Самые общие подходы закреплены в Конституции РФ. Так, например, в ней сказано, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 гл. 2). В настоящее время правовое обеспечение в области налогообложения обеспечивается как законами общего действия, так и законами о конкретных налогах. Многие основные налоги уже вошли во вторую часть Налогового кодекса.
Налоговый кодекс РФ единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух частей.
Часть первая Налогового кодекса РФ устанавливает круг нормативно-правовых актов, подпадающих под термин «законодательство о налогах и сборах», которое охватывает:
— налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы налогах и сборах;
— законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ;
— нормативные правовые аты, принятые представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
Помимо правовых границ понятия «законодательство о налогах и сборах» и совокупности нормативно-правовых актов в первой части Кодекса установлены и закреплены:
— общие принципы налогообложения;
— система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц;
— налоговые органы и участники налоговых отношений;
— порядок и процедуры налогового производства и налогового контроля;
— ответственность за совершение налоговых правонарушений;
— порядок обжалования актов налоговых органов и защиты прав налогоплательщиков.
Часть вторая Налогового кодекса РФ, включает в себя нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов. В дальнейшем предусматривается введение новых налогов и сборов, дополнений и изменений в эту часть Кодекса.
Указы Президента РФ устанавливают самостоятельные нормы права, а также носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.
Постановлениями Правительства РФ устанавливаются ставки акцизов и таможенных пошлин; определяется применяемый при налогообложении состав затрат; рассчитывается индекс инфляции и т. д.
Федеральные и региональные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты по вопросам налогообложения, которые, однако, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органы местного самоуправления также формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы.
Акты Федеральной налоговой службы (ранее МНС) в условиях становления и развития российской налоговой системы занимают важное место. В ряде случаев эти акты могут иметь нормативное значение, нарушение их влечет за собой юридическую ответственность. Но в целом задача при издании подобных актов сводится к разъяснению методики ввода в действие закона и т. п.
Письма, указания и разъяснения налоговых органов носят нормативный характер и в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций. Инструкции не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства; их назначение регламентировать единообразные способы практической, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов, деятельности органов управления.
Постановления Конституционного Суда значимы для регламентации отношений в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановления этих органов и Высшего Арбитражного Суда открывают путь защиты интересов налогоплательщиков обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке.
Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются международно-правовыми договорами. В России большую юридическую силу имеет международное соглашение, нежели внутригосударственный закон.
Порядок принятия и введения в действие законов о налогах можно рассматривать по трем аспектам:
1. Действие закона во времени. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов (сборов), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5 Кодекса). Этот же порядок установлен для аналогичного рода законодательных актов регионального и местного уровней.
2. Действие налоговых актов в пространстве. Акты органов местного самоуправления распространяются на управляемую ими территорию. Акты субъектов Федерации действуют лишь на территории данного субъекта. Акты федеральных органов власти исключительно и безраздельно действуют на всей территории страны.
Список литературы
- Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. Издательский дом «Равновесие», Москва, 2007 г.
- Митюкова Э.С. Налоговое планирование: анализ реальных схем, «Эксмо», Москва, 2008 г.
- В.В. Семенихин, Ю. В. Емельянова, И. Н. Маканова. Оптимизация и выбор систем налогообложения, «Эксмо», Москва, 2006 г.
- М.А. Климова. Налоговое планирование. Приемы и правовое обеспечение, Налоговый вестник, Москва, 2005 г.
- Налоговое планирование: принципы, методы, правовые вопросы. Статья. Журнал «Планово-экономический отдел», № 11, 2004 г.