Военные полномочия президентаРФ
Агрессией признается применение иностранным государством (группой государств) вооруженной силы против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности России. В Указе Президента РФ о введении военного положения определяются обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которых оно начинает действовать; границы территории… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Полномочия Президента Российской Федерации
- 1. 1. Характеристика полномочий Президента РФ
- 1. 2. О военных полномочиях Президента США
- Глава 2. Военные полномочия Президента РФ
- 2. 1. Общие положения
- 2. 2. Введение
- Президентом чрезвычайного положения
- Заключение
- Список литературы
Президент является ключевой фигурой на «политическом небосклоне» страны, поэтому он наделен значительными полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:
Прежде всего, необходимо указать на полномочия по представительству государства вовне и внутри страны.
В этом качестве Президент назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты (сама ратификация международных договоров осуществляется в России в форме федерального закона), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей (пункт «м» статьи 83, пункты «б», «в», «г» статьи 86 Конституции РФ). Внутри государства Президент назначает своих полномочных представителей в регионы (пункт «к» статьи 83 Конституции РФ).
Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (часть 1 статьи 85 Конституции РФ).
Президент обладает и другими, более сильными инструментами для воздействия на девиантное поведение субъектов. В соответствии со статьей 78 Конституции РФ он вместе с Правительством обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России. А это значит, что он вправе пресекать не только грубые формы нарушения конституционого правопорядка (организованное неповиновение, мятежи, создание незаконных вооруженных формирований), но и любое уклонение от исполнения правовых актов РФ. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).
Выбранная мною тема «Военные полномочия Президента Российской Федерации», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы рассмотреть особенности военных полномочий Президента Российской Федерации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Полномочия Президента Российской Федерации
1.1. Характеристика полномочий Президента РФ
Полномочия Президента в отношении Федерального Собрания — российского парламента и осуществление им законодательной власти в основном совпадают с тем, что говорится в других конституциях стран мира. Президенту предоставлены права законодательной инициативы, вето, обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, назначать выборы Госдумы, распускать ее, но только в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.
Напомним, согласно статье 109 Конституции РФ, Госдума может быть распущена Президентом лишь в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ. При роспуске Госдумы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Госдума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Госдума не может быть распущена: по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания; с момента выдвижения Госдумой обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента.
Отношения Президента и Правительства таковы, что Президент обладает значительными полномочиями влиять на формирование и деятельность Правительства, исполнительной власти в целом.
Президент назначает Председателя Правительства. Правда, он не может решить этот вопрос абсолютно самостоятельно, только по своему усмотрению. Нужно еще согласие Госдумы (пункт «а» статьи 83, пункт «а» части 1 статьи 103 Конституции РФ). Однако у Президента есть очень эффективное средство, чтобы в случае конфликта противостоять Госдуме: угроза роспуска последней. Согласно части 4 статьи 111 Конституции РФ, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Госдумой Президент назначает Председателя Правительства РФ, распускает Госдуму и назначает новые выборы. Без участия Госдумы, но по предложению Председателя Правительства, который в значительной степени находится в зависимости от Президента, он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (пункт «д» статьи 83 Конституции РФ).
Президент принимает решение об отставке Правительства (пункт «в» статьи 83, статья 117 Конституции РФ).
Президенту предоставлено право председательствовать на заседаниях Правительства (пункт «б» статьи 83 Конституции РФ). Думается, что реализация этого права должна иметь место не только в тех случаях, когда проводятся торжественные, парадные заседания, где Президент выполняет роль «свадебного генерала», но и в случаях, когда рассматриваются рабочие задания, в которых решаются актуальные вопросы, требующие учета мнения Президента, его «живого участия».
Особое место занимают полномочия Президента по формированию органов государственной власти и назначению должностных лиц и освобождению их с занимаемых должностей.
1.2. О военных полномочиях Президента США
Президент Буш и лидеры Палаты представителей Конгресса США пришли к единой позиции по иракскому вопросу. Процесс согласования завершился в среду утром за завтраком в Белом доме. По случаю общей победы законодатели и должностные лица администрации вышли всем дружным коллективом в Розовый сад к журналистам. Буш в очередной раз рассказал народу, с каким коварным врагом ему приходитя иметь дело, — между прочим, он назвал Саддама «учеником Сталина», который-де сеет террор и насилие даже в свое собственной семье. Спикер нижней палаты Деннис Хастерт заверил публику, что согласованный текст резолюции Конгресса именно таков, как хотел президент. «Резолюция, — сказал он, — не связывает руки президенту, она дает ему гибкость, необходимую для выполнения задачи. Резолюция не требует, чтобы президент предварительно заручился согласием ООН. Она поддерживает готовность президента работать с ООН, но не требует от него, чтобы он добивался одобрения ООН. Если президент придет к выводу, что он должен действовать в одностороннем порядке, чтобы защитить американский народ, он имеет право и возможность сделать это».
Лидер демократического меньшинства в Палате представителей Дик Гепхардт выступил с ровно противоположных позиций — он сделал акцент не на том, что осталось в тексте от президентского проекта, а на поправках, внесенных по настоянию умеренного крыла Конгресса. Таких поправок он назвал три: во-первых, в нынешней редации резолюция отдает предпочтение дипломатическим мерам воздействия на Ирак в рамках Совета Безопасности ООН; во-вторых, если президент придет к выводу, что военная акция необходима, он должен информировать Конгресс о том, что все дипломатические средства исчерпаны и более не обеспечивают национальную безопасность США не позднее чем через 48 часов после начала военной операции; и наконец, в дальнейшем президент должен регулярно (каждые 60 дней) информировать Конгресс о ходе операции. «Мы должны ответить на угрозу дипломатически, если сможем, и силой, если мы будем вынуждены», — резюмировал Гепхардт.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ
- «Об обороне» (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 4 апреля, 26 декабря 2005 г., 6 июля, 4 декабря 2006 г.)
- Автономов А.С. Конституционное право Российской Федерации/Учебник. М., 2006
- Головистикова А.Н. Конституционное право России. М., 2005
- Елисеев Б.П. Конституционное право России. М., 2007
- Катков Д.Б. Конституционное право Российской Федерации. М., 2006
- Лазарев В.В. Конституционное право России. М., 2007
- Маклаков В.В. Учебник по конституционному праву РФ. М., 2007
- Михалева Н.А. Конституционное право России. Учебник. М., 2005
- Постников А.Е. Конституционное право РФ. М., 2006
- Усанов В.Г. Конституционное право РФ: учебник. М., 2006
- Чернявский А.Г. Конституционное право Российской Федерации. М., 2006.