Роль ФПГ в решении проблемы источников финансового обеспечения капитальных вложений
Если же речь идет о консолидации активов юридических лиц и подпи-сании ими договора о создании финансово-промышленной группы, то здесь появляется несколько иная организационно-правовая форма корпоративных отношений. Данный договор также является договором о совместной дея-тельности, но не порождает прямого подчинения субъектов, а создает воз-можность косвенного влияния на деятельноть друг друга… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Понятие, сущность и принципы работы ФПГ
- 1. 1. Понятие «финансово промышленные группы»
- 1. 2. Правовое регулирование финансово промышленных групп
- Глава 2. ФПГ как источник формирования средств капитальных вложений
- 2. 1. Понятие и сущность капитальных вложений
- 2. 2. Порядок деятельности, функции и значение финансово-промышленных групп
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
Актуальность настоящей курсовой работы. Современный промышлен-ный комплекс России, будучи мощным, не удовлетворяет в настоящее время в достаточной степени потребностям общества. Его состояние усугублено разрушенными хозяйственными связями, существовавшими при плановой экономике, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой, утратой рос-сийскими товаропроизводителями значительной части внутреннего рынка, резким сокращением платежеспособного спроса, инфляцией, неудовлетвори-тельными темпами формирования эффективных финансово — кредитных ин-ститутов, остротой проблем взаимной задолженности предприятий.
Деятельность финансово — промышленных групп все в большей степе-ни выводит промышленное развитие и экономическую деятельность за на-циональные границы, повышая устойчивость глобального развития.
Формирование и деятельность финансово — промышленных групп в России при целенаправленной и взвешенной государственной политике мо-жет стать стратегическим элементом экономических реформ, направленных на становление социально — ориентированной рыночной экономики с отече-ственной спецификой на базе преобразования отношений собственности и создания адекватной рынку системы государственного регулирования разви-тия промышленности.
Цель данной работы исследование роли финансо-промышленных групп в решении проблемы источников финансирования капитальных вло-жений.
Задачи работы:
— исследования понятия, сущности, принципов работы ФПГ;
— анализ особенностей роли ФПГ в решении проблемы источников фи-нансирования капиальных вложений.
Глава 1. Понятие, сущность и принципы работы ФПГ
1.1. Понятие «финансово промышленные группы»
В рыночной экономике под финансово-промышленными группами по-нимают достаточно широкий круг интегрированных структур, которые су-ществуют в определенных организационно-правовых формах, включая круп-ные национальные и транснациональные корпорации. Зачастую они не име-ют четкой формы, но фактически представляют собой значительную эконо-мическую и даже политическую силу как, например, «империи» Рокфеллеров или Валленбергов, Калифорнийская группа и др.
Стабилизирующие и созидательные возможности финансово-промышленных групп проявляются как при преодолении кризисных явлений, когда многое решают мобилизация и эффективное перераспределение ресур-сов на ключевых направлениях промышленного и научно-технического раз-вития, так и при достижении перспективных целей развития национальной экономики.
Закон о ФПГ не раскрывает подробно понятие деятельности финансово — промышленной группы, ограничиваясь указанием на то, что эта деятель-ность осуществляется в соответствии с договором о создании финансово — промышленной группы и основывается на использовании обособленных ак-тивов.
Содержащееся в Законе о ФПГ понятие «активы», а также вопросы объединения активов регламентированы нечетко.
В федеральном законодательстве под активами подразумевается иму-щество организации (предприятия), в состав которого входят основные сред-ства, т. е. здания, сооружения, производственное и иное оборудование, другие долгосрочные вложения, включая нематериальные активы — так называемые ноу — хау, научно — исследовательские и опытно — конструкторские разработ-ки и т. п. В состав активов входят также оборотные средства — сырье, полу-фабрикаты и полупродукты, финансовые активы, необходимые для дальней-шей производственной и коммерческой деятельности.
Из содержания ряда статей Закона о ФПГ вытекает, что участники фи-нансово — промышленной группы изначально ориентированы на наименее эффективную форму консолидации активов в рамках центральной компании, т. е. на консолидацию финансовых активов, и прежде всего денежных взно-сов. В принципе, в рамках группы может передаваться и производственное оборудование, однако в этом случае передаваемое оборудование и иные ос-новные средства могут подпадать под налогообложение как у участника, от-дающего эти основные средства, так и у получающего их. Тем самым для предприятий, входящих в состав финансово — промышленной группы, за-трудняется возможность маневрирования ресурсами, хотя именно в такой возможности заключается одно из основных преимуществ данной организа-ционно — правовой формы интеграции в сфере производства.
Необходимо отметить еще одно обстоятельство: формулировка ряда статей Закона о ФПГ «грешит» нечеткостью. Обособление активов, предос-тавляемых в распоряжение финансово — промышленной группы ее участни-ками, осуществляется, главным образом, в рамках центральной компании, тогда как деятельность участников группы, предусмотренная договором, мо-жет осуществляться ими и с использованием тех активов, включая основные средства, которые остаются в собственности соответствующих участников группы.
Таким образом, следует разделять деятельность финансово — промыш-ленной группы как интегрированной структуры и деятельность ее централь-ной компании в интересах группы.
Деятельность финансово — промышленной группы может быть скон-центрирована на одном достаточно узком направлении. Например, некая фи-нансово — промышленная группа создана в основном с целью разработки и производства современных, конкурентоспособных автомобильных двигате-лей. В этом случае обособление предоставляемых участниками группы акти-вов может быть выражено в виде создания или модернизации соответствую-щих производств. В то же время эта деятельность может иметь широко ди-версифицированные направления — от радиоэлектроники до производства химической продукции и машиностроения и т. д. В этом случае объединяе-мые в рамках группы активы концентрируются на создание так называемых прорывных производств, обеспечивающих производство конкурентоспособ-ной продукции и возможность выхода на внешние рынки.
Тот факт, что центральная компания финансово — промышленной груп-пы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании указанной группы, означает, что данная центральная компания имеет в собственности (либо в государственно ведении или оперативном управлении) обособленное имущество, самостоятельный баланс (смету). Центральная компания отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущест-венные права, нести обязанности и т. п.
Имущество центральной компании образуется из взносов ее учредите-лей — участников финансово — промышленной группы, которые имеют в от-ношении центральной компании обязательственные права.
Центральная компания финансово — промышленной группы может быть таким юридическим лицом, которое выступает в качестве основного общества по отношению к прочим участникам группы, находящимся в поло-жении дочерних обществ. Отношения по типу «основное общество (товари-щество) — дочернее общество» возникают либо в силу преобладающего уча-стия основной организации в уставном капитале дочерней организации, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо по иным осно-ваниям. В любом из перечисленных случаев основное общество (товарище-ство) имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним об-ществом. Однако оправданно предположить, что говорить об уполномочии центральной компании — основного общества (товарищества) на ведение дел финансово — промышленной группы, состоящей из дочерних обществ, в силу закона можно лишь тогда, когда основное общество (товарищество) имеет преобладающее участие в уставных капиталах дочерних обществ — участни-ков финансово — промышленной группы. В остальных случаях уполномочие на ведение дел финансово — промышленной группы возникает у центральной компании — основного общества — в силу договора.
Регистрация вновь учрежденной центральной компании финансово — промышленной группы осуществляется на условиях и в порядке, установ-ленных гл. IV Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О госу-дарственной регистрации юридических лиц».
Закон допускает создание центральной компании в форме хозяйствен-ного общества, а также ассоциации, союза. Гражданское законодательство предусматривает такие виды хозяйственных обществ, как общество с огра-ниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытое и закрытое акционерные общества.
Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разде-лен на доли определенных учредительными документами размеров. Участ-ники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обяза-тельствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст. 87 ГК РФ).
Общество с дополнительной ответственностью может рассматриваться как разновидность общества с ограниченной ответственностью.
В том случае, если центральная компания финансово — промышленной группы создается в организационно — правовой форме общества с ограничен-ной ответственностью, участники группы выступают в качестве вкладчиков этого общества, которые не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Открытым акционерным обществом признается общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других ак-ционеров. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, призна-ется закрытым акционерным обществом. Следовательно, центральная компа-ния финансово — промышленной группы является акционерным обществом, а участники финансово — промышленной группы выступают в качестве ее ак-ционеров.
Таким образом, центральная компания финансово — промышленной группы не может существовать в организационно — правовой форме хозяйст-венного товарищества, производственного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия.
1.2. Правовое регулирование финансово промышленных групп
Интенсивное формирование крупных хозяйственных структур по типу финансово-промышленных групп «снизу», на основе инвестиционных и ин-теграционных потребностей промышленных предприятий, а также осознание на государственном уровне потенциальных возможностей ФПГ в решении многих проблем реформирования экономики закономерно породили потреб-ность в формировании правовой базы создания и деятельности ФПГ. Такая нормативно-правовая база должна обеспечить заинтересованность финансо-вого и промышленного капиталов в интеграции и дать необходимые право-вые гарантии эффективного развития в первую очередь таким финансово-промышленным группам, деятельность которых имеет ключевое значение для структурной перестройки экономики и для решения иных социально-экономических задач.
Первыми правовыми актами, положившими начало юридическому оформлению создаваемых финансово-промышленных групп, явились указ Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г. № 2096, а также утвержденное этим указам Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания. Значение этих актов и, в частности, Положения о финансово-промышленных группах заключалось в том, что впервые в российском законодательстве в них давалось определение финансово-промышленных групп (ФПГ), опреде-лялись цели и порядок их формирования, круг участников ФПГ, а также формы и методы государственной поддержки этих групп и государственного стимулирования их создания и деятельности в отраслях и сферах, опреде-ляющих научный, производственный, оборонный и экспортный потенциал Российской Федерации, а также соответствующих приоритетам государст-венной селективной политики.
В соответствии с указом и положением в качестве российских финан-сово-промышленных групп рассматривались группы предприятий, учрежде-ний, финансово-кредитных организаций и инвестиционных институтов, ка-питалы которых объединены в организационно-правовых формах и экономи-ческих размерах, определенных указом президента. Разумеется, это только одна из многих возможных форм интеграции финансового и промышленного капитала, известных в международной практике. Основными организацион-но-правовыми формами, в которых реализовывалась идея ФПГ на данном этапе, были акционерные общества открытого типа и холдинговые компании.
Следует отметить, что за рамками указа и положения о финансово-промышленных группах и порядке их создания остался ряд вопросов, нуж-давшихся в дополнительной регламентации.
Список литературы
- Архив Арбитражного суда Свердловской области. Дело № А 60−6052/2003-С2
- Герасимов О.А. Проблемы законодательного регулирования фи-нансово-промышленных групп как субъектов предприниматель-ской деятельности // Правовое положение субъектов предприни-мтельской деятельности / Отв. ред. В. С. Белых. Екатеринбург: У-Фактория, 2002. С
- Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо // Избранные труды. М.: Статут, 1997
- Магомедов А.Е. Финансово промышленные группы в экономи-ке современной России. М.: Финансы и статистика, 2005
- Петухов В.Н. Комментарий к Закону о финансово-промышленных группах. 2-е изд., стер. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003
- Ракитина А.А. Процесс принятия законодательствах о ФПГ / Во-просы экономики, 2004, № 12
- Умаров С.Ю. Экономика. М.: ПРИОР, 2004