Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этика

УчебникПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными условиями существования и развития человеческого сообщества являются: Структура маралы. Существуют разные подходы к рассмотрению структуры морали: Социально-исторические концепции морали включают в себя различные вариации: Наиболее распространенными являются следующие толкования категорий этики: Биологический (изучение предпосылок нравственности на природном уровне); Происхождение… Читать ещё >

Содержание

  • Вопрос
  • Происхождение и содержание терминов «этика», «мораль», нравственность"
  • 1. Происхождение терминов
  • 2. Содержание терминов
  • Вопрос
  • Предмет этики
  • 1. Мораль. Концепции ее происхождения
  • 2. Варианты скульптуры морали
  • Вопрос
  • Структура этического знания. Основные категории
  • 1. Структура этики. Моральное сознание и практика
  • 2. Законы морали
  • 3. Категории этики
  • Вопрос
  • Мораль и другие сферы общественной жизни
  • 1. Связь морали с формами общественного сознания
  • (экономикой, политикой, правом, религией и др.)
  • 2. Мораль и общественные отношения. Функции морали
  • Вопрос
  • Духовная и практическая стороны морали
  • 1. Моральное сознание
  • 2. Моральное практика
  • 3. Признаки морали
  • Вопрос
  • Свойства морали
  • 1. Императивность морали
  • 2. Нормативность морали
  • 3. Оценочность морали
  • Вопрос
  • Функции морали
  • 1. Воспитательная
  • 2. Ценностно-ориентирующая
  • 3. Коммуникативная
  • 4. Познавательная
  • 5. Регулятивная
  • 6. Гуманизирующая
  • Вопрос
  • Моральная регуляция
  • 1. Компоненты системы моральной регуляции
  • 2. Моральная регуляция
  • Вопрос
  • Противоречия в морали
  • 1. Безличность законов морали. Свобода воли и всеобщность морали
  • 2. Универсальность моральных правил
  • 3. Незаинтересованность моральных мотивов
  • 4. Моральное единство людей
  • 5. Свободная причинность
  • Вопрос
  • Природа человека
  • 1. Разумность поведения человека
  • 2. Целесообразность поведения человека
  • 3. Специфические свойства человека
  • Вопрос
  • Происхождение морали
  • 1. Формирование морали в первобытном обществе
  • 2. Нравственные отношения в классовом обществе
  • Вопрос
  • Моральная регуляция в половом обществе
  • 1. Родоплеменная община
  • 2. Патриархальная община
  • Вопрос
  • Мораль в рабовладельческом обществе. Античная философия
  • 1. Мораль классового общества
  • 2. Философия античной эпохи
  • Вопрос
  • Индивидуалистически ориентированные
  • этические учения античной эпохи
  • 1. Софизм
  • 2. Абсолютизм
  • 3. Гедонизм
  • 4. Киники
  • Вопрос
  • Субъективно-идеалистически
  • ориентированные этические учения античности
  • 1. Софизм
  • 2. Абсолютизм
  • 3. Гедонизм
  • 4. Киники
  • Вопрос
  • Этический субъективизм в эпоху античности
  • 1. Эпикурейство
  • 2. Эвдемонизм. Демокрита
  • 3. Стоицизм
  • Вопрос
  • Корпоративная мораль Средневековья
  • 1. Христианская мораль Средневековья
  • 2. Сословно-корпоративный характер средневековой морали
  • Вопрос
  • Философско-этическая мысль Средневековья
  • (официальная этическая доктрина)
  • 1. Августин Блаженный
  • 2. Фома Аквинский
  • 3. Ансельм Кентерберийский
  • Вопрос
  • Философско-этическая мысль Средневековья
  • (субъективистские этические учения)
  • 1. Иоанн Скот Эриугена
  • 2. Пьер Абеляр
  • 3. Сигер Брабантский
  • 4. Майстер Экхарт
  • Вопрос
  • Философско-этическая мысль эпохи Возрождения (итальянские гуманисты)
  • 1. Этика и философия Возрождения
  • 2. Лоренцо Валла
  • 3. Пико делла Мирандола
  • 4. Николо Макиавелли
  • 5. Джордано Бруно
  • Вопрос
  • Мораль буржуазного общества, ее особенности
  • Вопрос
  • Развитие этической мысли Нового времени
  • 1. Буржуазная этика
  • 2. Этические взгляды Монтеня
  • Вопрос
  • Развитие этической мысли Нового времени
  • (представители английской школы этики)
  • 1. Томас Гоббс
  • 2. Ф. Бекон, А. Смит
  • Вопрос
  • Этическая мысль Нового времени
  • Этический рационализм Спинозы
  • Вопрос
  • Этическая мораль Нового времени
  • Французские материалисты
  • 1. Клод-Адриан Гельвеций
  • 2. Поль-Генрих-Дитрих Гольбах
  • 3. Жан-Жак Руссо
  • Вопрос
  • Развитие этической мысли Нового времени
  • Этическая система И. Канта
  • 1. Эмпирический мир. Мир ноуменов
  • 2. Классификация императивов
  • 3. Формулировка категорического императива
  • Вопрос
  • Развитие этической мысли Нового времени
  • Этическая концепция Ф. Гегеля
  • Вопрос
  • Развитие этической мысли Нового времени
  • Моральная концепция Л. Фейербаха
  • Вопрос
  • Развитие этической мысли Нового времени
  • Пессимистическая концепция А. Шопенгауэра
  • 1. «Мир как представление»
  • 2. «Мир как воля»
  • 3. Нравственность
  • Впрос
  • 1. «Мораль рабов»
  • 2. «Вторичное переживание»
  • 3. Мораль «сверхчеловека»
  • 4. Добро и зло, хорошее и плохое
  • Вопрос
  • Развитие этической мысли Нового времени
  • Теория утилитаризма Д. Милля
  • 1. Принцип пользы
  • 2. Нравственные санкции. Уровни нравственности. Счастье
  • Вопрос
  • Этика ХХ в. Марксистская этическая теория
  • 1. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса
  • 2. Мораль социалистического общества
  • Вопрос
  • Этическая мысль XX в. Швейцер
  • 1. Эгоистический и моральный периоды жизни. Подвижничество
  • 2. «Благоговение перед жизнью». Этика
  • Вопрос
  • Русская этическая мысль
  • XIX. — XX вв. Этические взгляды Ф.М. Достоевского
  • Вопрос
  • Русская этическая мысль XIX — XX вв. Л.Н. Толстой
  • 1. Смысл жизни человека
  • 2. Непротивление злу насилием
  • Вопрос
  • Русская этическая мысль XIX—XX вв.
  • 1. Революционные демократы
  • 2. Идеалистическая филосовско-этическая мысль (философия «всеединства» и экзистенциальная философия)
  • Вопрос
  • Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени
  • 1. Прагматизм
  • 2. Неопозитивизм
  • 3. Экзистенциализм
  • 4. Психоанализ
  • Вопрос
  • Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени
  • Религиозные этические учения
  • 1. Неотомизм
  • 2. Неопротестантизм
  • 3. Христианская этика С.Л. Франка
  • 4. Христианская этика К.С. Льюиса
  • 5. Христианский модернизм
  • Вопрос
  • Учителя человечества. Конфуций
  • 1. Человеколюбие
  • 2. Ритуал
  • 3. Сыновняя почтительность
  • 4. Исправление имен
  • 5. Воспитанность
  • 6. Благородный муж
  • Вопрос
  • Учителя человечества. Будда
  • 1. Путь к просветлению
  • 2. «Средняя дорога», «Благородные истины»
  • Вопрос
  • Учителя человечества. Моисей
  • Декалог. Его особенности
  • Вопрос
  • Учителя человечества. Иисус Христос
  • 1. Богочеловек
  • 2. Основные положения христианства. Заповеди Божьи
  • 3. Важнейшие христианские добродетели
  • Вопрос
  • Учителя человечества. Мухаммед
  • 1. Возникновение ислама
  • 2. Устои мусульманского вероучения
  • 3. Особенности этики Корана
  • Вопрос
  • Проблема нравственного прогресса
  • 1. «Прогрессивистский» взгляд на развитие морали
  • 2. Скептический взгляд на развитие морали
  • Вопрос
  • Категории морали. Ценности
  • 1. Ценности. Высшее благо
  • 2. Различные подходы к пониманию иерархии ценностей
  • Вопрос
  • Категории морали. Идеал
  • 1. Определение идеала, данные И. Кантом, В. Ф. Гегелем и др
  • 2. Идеал с точки зрения современной этики
  • 3. Личный идеал. Функции идеала. Социальный идеал
  • Вопрос
  • Категории этики. Идеал единства. Конфликт поколений
  • 1. Идеал единства
  • 2. Идеализм
  • 3. Смена идеалов. Нравственный конфликт поколений
  • Вопрос
  • Категории этики (добро и зло). Добро
  • 1. Понятие добра. Доброта. Добродетель. Релятивизм
  • 2. Польза
  • Вопрос
  • Категории этики (добро и зло). Зло
  • 1. Зло. Виды зла
  • 2. Религиозные теории происхождения зла
  • Вопрос
  • Категории этики (добро и зло). Противоречия в понимании добра и зла
  • 1. Взаимоопределенность добра и зла
  • 2. Противоречия в понимании добра и зла
  • Вопрос
  • Категории этики (добро и зло). Проблема конструктивности зла
  • 1. Выбор между добром и злом
  • 2. Конструктивность зла
  • Вопрос
  • Категории этики. Моральный долг
  • 1. Императивность морали
  • 2. Моральный долг
  • Вопрос
  • Категории этики. Совесть
  • 1. Понятие совести
  • 2. Формирование совести
  • 3. «Чистая совесть»
  • Вопрос
  • Категории этики. Стыд. Вина
  • 1. Стыд
  • 2. Вина
  • Вопрос
  • Категории этики. Свобода
  • 1. Моральная свобода и необходимость
  • 2. Моральные действия
  • 3. Свободный выбор
  • 4. Воля
  • Вопрос
  • Категории этики. Моральная ответственность
  • 1. Понятие ответственности
  • 2. Условия моральной ответственности
  • 3. Перед кем ответствен человек?
  • Вопрос
  • Категории этики. Добродетель и порок
  • 1. Понятие добродетели и пороков
  • 2. Учение Аристотеля о добродетелях
  • 3. Христианская этическая концепция. Внутренний конфликт
  • 4. Классификация добродетелей
  • 5. Учение В. С. Соловьева о добродетелях
  • Вопрос
  • Категории этики. Счастье. Представление людей о нем
  • 1. Счастье. Представление людей о счастье
  • 2. Эвдемоническое направление этики. Характер этической категории счастья
  • 3. Счастье и страдание
  • Вопрос
  • Категории этики. Счастье. Смысл жизни
  • 1. Условия достижения счастья
  • 2. Счастье и смысл жизни
  • 3. Система ценностей, задающих смысл жизни
  • Вопрос
  • Нравственный опыт. Правда и ложь
  • 1. Понятие правды, истины
  • 2. Обман, хитрость, клевета, ханжество
  • 3. Честность, доверие
  • Вопрос
  • Нравственный опыт (справедливость). Понятие справедливости
  • 1. Понятие справедливости. Справедливость распределительная и уравнивающая
  • 2. Развитие представлений о справедливости
  • Вопрос
  • Нравственный опыт. Справедливость в отношениях людей
  • 1. Принципы справедливости, сформулированные Дж. Ролзом
  • 2. Справедливость в отношениях людей
  • Вопрос
  • Нравственные принципы общения
  • 1. Нравственные принципы общения. Культура общения
  • 2. Воспитание нравственной культуры общения
  • Вопрос
  • Нравственный опыт. Милосердие
  • 1. Понятие милосердия. Заповедь милосердной любви
  • 2. Любовь и долг
  • 3. Любовь, милосердие и справедливость
  • 4. Самосовершенствование
  • Вопрос
  • Нравственные ценности. Личные отношения: любовь, семья, дружба
  • 1. Личные отношения
  • 2. Любовь
  • 3. Семья
  • 4. Дружба. Товарищеские и приятельские отношения
  • Вопрос
  • Нравственный опыт. Удовольствие. Польза
  • 1. Понятие удовольствия. Гедонизм
  • 2. Польза. Успех. Эффективность. Прагматизм
  • Вопрос
  • Нравственный опыт. Совершенствование
  • 1. Понятие совершенства. Перфекционистские этические взгляды
  • 2. Духовность. Путь совершенствования
  • Вопрос
  • Профессиональная этика
  • 1. Понятие профессиональной этики
  • Содержание и предмет профессиональной этики
  • 2. Экономическая этика
  • Вопрос
  • Прикладная этика. Разумный эгоизм
  • 1. Эгоизм. Альтруизм. Эгоцентризм
  • 2. Разумный эгоизм. Принцип взаимополезности
  • 3. Ограничения эгоизма
  • Вопрос
  • Прикладная этика. Государство и насилие. Проблема смертной казни
  • 1. Насилие. Государство
  • 2. Смертная казнь. Этические аргументы «за» и «против»

Этика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос 1.

Происхождение и содержание терминов «этика», «мораль», нравственность"

1. Происхождение терминов

2. Содержание терминов

1. Термин «этика «происходит от древнегреческого слова «этос» — дом, гнездо. Позднее оно стало обозначать характер явления, его природу.

Аристотель ввел термин «этический» для обозначения душевных качеств, свойств характера человека — этических добродетелей.

Этические добродетели следует отличать от:

• природных аффектов — свойств тела (страх и т. п.);

• дианоэтических добродетелей — свойств ума (память и т. п.).

Этикой Аристотель называл:

• совокупность этических добродетелей;

• особую науку, область философского знания.

Латинские аналоги греческих терминов (перевод сделал Цицерон):

• moralis — моральный (этический);

• moralitas — мораль (этика);

• моральная философия (этика как область знания).

Важнейшим условием выживания человечества является саморегуляция общества, которая заключается в:

• согласовании интересов людей, их действий;

• определении обязанностей людей перед другими членами общества;

• соблюдении определенных норм поведения и т. д.

В процессе исторического развития взаимные обязанности членов общества осмысливались людьми (развивалось моральное сознание) и получали теоретическое обоснование. Первая систематическая работа — «Никомахова этика» была написана Аристотелем в IV в. до н. э.

Большинство этических учений античной эпохи существовало в виде практических моральных наставлений и философских дискуссий.

2. В общекультурной лексике слова «этика», «мораль, «нравственность» взаимозаменяемы. В этике как области знания за ними закреплен следующий смысл:

• этика — наука, область знания;

• мораль (нравственность) — предмет, изучаемый этикой.

Наиболее распространенными являются следующие толкования категорий этики:

• мораль — субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормы обыденного поведения людей;

• нравственность — объективные оценки поступков людей; высокие принципы (например, библейские заповеди).

Однако до сих пор не выработано устойчивых, общезначимых определений этих понятий.

Несмотря на то, что этика — устойчивая система знаний, она предусматривает выбор индивидуальной позиции по той или иной проблеме. Явления, осмысливаемые этикой, чрезвычайно сложны и многогранны. Большинство этических проблем носит дискуссионный характер.

Вопрос 2.

Предмет этики

1. Мораль. Концепции ее происхождения

2. Варианты скульптуры морали

1. Этика — наука, область знания, предметом которой является мораль.

Основными условиями существования и развития человеческого сообщества являются:

• гармонизация структуры общества;

• согласование интересов членов общества, их действий;

• определение взаимных обязанностей членов общества и т. д.

В ходе исторического развития общества нормы поведения людей, их взаимные обязанности приняли устойчивые формы, осмысливались людьми, становились предметом нравственного сознания, получали теоретическое обоснование.

Мораль — это:

• совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступках);

• универсальная форма отношений людей в обществе.

Выделяют три типа теорий происхождения морали.

Идеалистические, креационистские концепции морали, которые включают представления о:

• божественном происхождении морали (религиозная мораль);

• «априорной сущности» морали (идеи И. Канта);

• «абсолютной идеальной заданное™ морали» (Платон) и др.

Согласно данной концепции мораль имеет трансцедентальную заданность и не зависит от психических или физических свойств людей. Следовательно, этика не пересекается с науками, изучающими человека.

Натуралистические (гуманистические) концепции утверждают:

• биологическую заданность нравственных свойств людей;

• эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека).

Натуралистическая этика взаимосвязана с психологией, антропологией и другими науками, изучающими человека. Сторонниками натуралистических концепций были Л. Фейербах (XIX в.), Э. Фромм (XX в.).

Социально-исторические концепции морали включают в себя различные вариации:

• теорию антропосоциогенеза;

• диалектика-материалистическую теорию этики;

• теории, основанные на принципе историзма в развитии морали.

2. Структура маралы. Существуют разные подходы к рассмотрению структуры морали:

• нормативный (изучение морали как системы предписаний);

• философский;

• личностный (изучение морального сознания индивида);

• биологический (изучение предпосылок нравственности на природном уровне);

• социологический (изучение роли морали в обществе);

• психологический (изучение психологических механизмов морали).

Элементами структуры морали являются:

• сознание (убеждения; намерения и пр.);

• деятельность (поступки);

• взаимоотношения между сознанием и деятельностью;

• нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например 7 библейских заповедей и т. п.);

• нравственные качества человека (добродетели), которые проявляются в его поступках;

Показать весь текст

Список литературы

  1. Этика (конспект лекций). — М.: «Издательство ПРИОР», 2000. — 160 с. Автор-составитель: Широкова И. Г.
  2. ISBN 5−7990−0461−2
Заполнить форму текущей работой