Права человека: история и современность
Эти черты большевизма, пронизывающие всю практическую деятельность большевиков-ленинцев, характеризующие сущность и функционирование созданного на этой основе диктаторского режима власти, отвергали саму возможность существования сколько-нибудь развитого права. Ибо развитое право не приемлет постановки утопических целей и задач, далеких от реальной жизни людей, а еще более идеологии и практики… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Развитие теории прав человека
- 2. Проблемы и противоречия развития теории и практики прав человека в России
- Заключение
- Список литературы и источников
Актуальность настоящего исследования. Особенности исторического пути России состоят в том, что большая часть ХХ столетия отмечена существованием особой внеправовой государственности (существо которой отрицало право) и особого законодательства неправовой природы. Марксистская концепция права и государства предполагала их временное и ограниченное существование, и отмирание при наступлении коммунизма. Вынужденная модификация представлений о советском праве и государстве в идеологическую конструкцию «социалистического общенародного государства» и такого же «права», тем не менее, не предоставляла исторической перспективы. Скорее, это был поиск своей собственной легитимности, коренящейся в социальной истории СССР.
В СССР было принято три Конституции, каждая из них формально все точнее закрепляла, например, права гражданина, однако непреложной ценностью и действенностью Конституция не обладала. Поиск и обретение легитимности власти и строя происходил на фоне жесточайшего принуждения со стороны государственного механизма, сама легитимность исходила из мощи государственного принуждения и насилия. Наряду с такого рода легитимностью власти возникла новая легитимность властей, порожденная победой в Великой Отечественной войне.
В последние периоды советской истории поиск легитимности происходил по линии исторической перспективы социализма и путем модернизирующей разработки идеологии его общенародного характера. Вместе с тем, уравнительный и распределительный базис отношений не представлял возможности представить сферу правового, иначе как с позиций узконормативного и легисткого подходов, сводящих право к закону. Но поиск легитимности продолжался и породил представления о советском народе как специально консолидированном для советской власти сообществе вне (над) национального свойства.
История последних трех российских «пятилеток» показывает парадоксальный, ничем е объяснимый отказ российской политической и интеллектуальной элиты последовательно искать в истории и современности России свою собственную легитимность и свою собственную легальность, основанную на праве, а не только на законе. Напротив, взгляды устремлены на Запад, к его культуре. Маркер «центра цивилизации» присвоен современной Западной Европой. На маркер равняются, его воспроизводят в России: демократия, плюрализм, частное право, права и свободы человека. Такой популярностью почвенно-славянофильские представления не пользуются. Такое восприятие цивилизации и подчинение ей не является проблемой.
Проблемой является отождествление цивилизации с Западной Европой и с США с их экономической и военной мощью. Проблемой также является фактический отказ видеть свой путь, свою собственную легитимность в своей собственной современной жизни. Определение своего места в истории развития прав человека в политико-правовой теории важная задача современной российской науке.
Цель настоящей работы исследование истории и современности прав человека.
§ 1. Развитие теории прав человека
Права, свободы и обязанности, зафиксированные в конституциях, декларациях, законах, превращаются в юридические возможности либо для любого члена общества (человека), либо для отдельных индивидов, имеющих с государством устойчивую юридическую связь, — граждан. Это положение следует признать верным, поскольку в государственно-организованном обществе имеются такие общественные отношения, в которые могут вступать не любые индивиды, а лишь граждане данного государства.
Классификация прав и свобод человека направлена на достижение различных целей и проводится на базе самых разнообразных классификационных оснований.
Одно из оснований такой классификации — генерационное. Согласно этому подходу права могут быть отнесены к поколениям прав человека, под которыми понимаются основные этапы развития этих прав, связанные с формированием представлений об их содержании, а также с изменением механизмов их обеспечения.
Список литературы
- Хрестоматия по истории отечественного государства и права: Декреты Советской власти. Т. I. М.: Госполитиздат, 1957, Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительсва РСФСР от 20 июля 1918 г. № 51., СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218., Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. 1937. № 2., Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР, издаваемое Народным Комиссаром Юстиции, Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17 (1831) М.: Литера, переизд. 2005
- Алексеев С.С. Теория права.М.: Издательство БЕК, 1995.
- Дмитров А.И. Социальное государство и духовная культура // Официальный сайт общественной организации «Наша Родина», 6 февраля 2004 г.
- Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000.
- Лукашева Е.А. Права человека: Учебник. М., 2003.
- Малинова О.Ю. Три поколения прав человека // Пчела. 2003. № 43.
- Чалидзе В. Заря правовой реформы. М., 2003