Становление и развитие системы исполнения бюджетов органов местного самоуправления в России
К положительным позициям 2006 года следует отнести увеличение чис-ленности рабочих мест на 4 тысячи по сравнению с 2005 годом, когда их было 53 тысячи. Средняя заработная плата ориентируется на уровень, которого она достигла на крупных и средних предприятиях района 15 тыс. руб. В среднем по району по всем видам предприятий 14,1 тыс. руб. Как отметил Б. Рассказов, снижение зарплаты дает малое… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Становление и развитие системы исполнения бюджетов органов местного самоуправления в России
- 1. 1. Экономическое содержание местных бюджетов и организацион-ная структура их исполнения
- 1. 2. Роль местных бюджетов, исполнение и контроль за их исполне-нием
- 1. 3. Специфика казначейского исполнения местных бюджетов
- Вывод
- Глава 2. Исполнение бюджета в г. Красногорске
- 2. 1. Исполнение местного бюджета в 2006 г
- 2. 2. Исполнение местного бюджета в 2007—2008 гг.
- Вывод
- Заключение
- Список литературы
- Актуальность темы
Одним из основных условий разрешения кризиса российской экономи-ки, которым сопровождался отказ от централизованного государственного управления и переход к рыночному хозяйствованию, является обеспечение максимально эффективной деятельности государственного сектора и его ос-новы — системы государственных финансов. Именно поэтому в поиске путей и факторов создания условий для динамичного и устойчивого экономического и социального развития России, преодоления отставания от промышленно раз-витых стран мира, приоритетным направлением следует признать налажива-ние механизма функционирования финансовых отношений на всех уровнях государственного управления.
Рассматривая роль государственных финансов в воспроизводственных процессах, необходимо учитывать, что уровень воздействия государства на экономику и социальную сферу определяется, прежде всего, долей государст-венных расходов в ВВП страны. При этом существенная часть структурно значимых бюджетных расходов осуществляется на местном уровне. Специфи-ка института местного самоуправления заключается в том, что являясь по су-ществу звеном государственности, оно в то же время позволяет привлекать к выработке жизненно важных локальных управленческих решений и рядовых граждан. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства, муниципального транспорта, благоустройства, дошкольного воспитания, образования, культу-ры, здравоохранения и др. направлений деятельности органов местного само-управления представляют собой основу для сочетания экономических и демо-кратических методов управления. Поэтому местное самоуправление представ-ляется важнейшим (наравне с институтом частной собственности) элементом организации государственной организации экономической власти. Однако, успешная реализация интересов местного сообщества возможна только при наличии в распоряжении местных органов власти достаточных финансовых ресурсов. К сожалению, в Российской Федерации не решена проблема финан-совой автономии муниципальных образований. Кроме того, фактически от-сутствует научно обоснованная система планирования и контроля за финансо-выми потоками на местном уровне, при помощи которой обеспечивалось бы в должной степени целевое и рациональное распределение имеющихся средств. И здесь основным вопросом является наведение порядка в бюджетном про-цессе, который требует повседневной и целенаправленной работы по органи-зации и управлению его исполнением бюджетов. Исполнение местного бюд-жета, по сути дела, является длительным процессом, который начинается от составления бюджета и ведет к распределению ресурсов через учет возни-кающих налоговых обязательств, учет лимитов бюджетных обязательств, за-купки товаров и услуг и управление финансовыми ресурсами муниципалите-та. Составляющие этого процесса не могут функционировать независимо друг от друга, поэтому ошибки на любом этапе могут привести к снижению эффек-тивности экономической политики и стать причиной социальной напряженно-сти в данном муниципальном образовании.
Способность местной власти полностью собрать и рационально, строго по назначению расходовать средства, предоставленные государством и жите-лями муниципального образования на социально-значимые цели, является ос-новным критерием эффективности функционирования естной власти. Выше-изложенное позволяет сделать вывод о востребованности концептуальных разработок в области управления бюджетными ресурсами муниципальных об-разований.
Проблема исследования
Масштабное развитие и расширение властных полномочий местного са-моуправления в последние годы, к сожалению, в недостаточной степени под-креплено соответствующими этим масштабам теоретическими исследования-ми и методическими разработками в области финансов.
Объект исследования муниципальный бюджет г. Красногорска.
Предмет исследования финансовые отношения, складывающиеся на уровне муниципального образования г. Красногорска в условиях современно-го бюджетного устройства Российской Федерации.
Цель исследования исследовать исполнение муниципального бюджета на примере г. Красногорска.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость последова-тельного решения следующих задач:
— выявить особенности экономического содержания местных бюджетов и организационную структуру их исполнения в РФ;
— обозначить роль местных бюджетов, исполнение и контроль за их ис-полнением;
— раскрыть специфику казначейского исполнения местных бюджетов;
— рассмотреть исполнение бюджета в г. Красногорске в 2006—2008 гг.
Глава 1. Становление и развитие системы исполнения бюджетов органов местного самоуправления в России
1.1.Экономическое содержание местных бюджетов и организационная структура их исполнения
Экономическую основу местного самоуправления составляют находя-щееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюдже-тов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно ст. 53 ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Ор-ганы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муни-ципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.
Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного са-моуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Фе-дерации, устанавливается соответственно федеральными органами государст-венной власти и органами государственной власти субъектов Российской Фе-дерации.
В случаях и порядке, предусмотренных указанными законами и приня-тыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Рос-сийской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществление рас-ходов местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправле-ния отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полно-мочий федеральных органов государственной власти, органов государствен-ной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Россий-ской Федерации.
Согласно ст. 55 к собственным доходам местных бюджетов относятся:
1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 на-стоящего Федерального закона;
2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 на-стоящего Федерального закона;
3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона;
4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 настоящего Федерального закона;
5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных обра-зований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Фе-дерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со статьей 62 настоящего Феде-рального закона, и другие безвозмездные перечисления;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственно-сти;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уп-латы налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в раз-мерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоупавления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным зако-ном отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, зако-нами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного само-управления.
Согласно ст. 57 перечень местных налогов и сборов и полномочия орга-нов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене уста-навливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст. 58 доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъек-тов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений в соответ-ствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, частью 2 статьи 60 и частью 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных частью 5 статьи 60 и частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 59 доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений в соответствии с частями 2 — 4 настоящей статьи, частью 2 статьи 60 и частью 3 статьи 61 настоящего Феде-рального закона и (или) по налоговым ставкам, установленным законодатель-ством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением случаев, ус-тановленных частью 5 статьи 60 и частью 4 статьи 61 настоящего Федераль-ного закона.
Согласно ст. 61 выравнивание уровня бюджетной обеспеченности му-ниципальных районов (городских округов) осуществляется путем предостав-ления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципаль-ных районов (городских округов).
Согласно ст. 62 ФЗ в целях предоставления местным бюджетам субси-дий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов раз-вития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд муниципального развития.
Согласно ст. 63 общий размер субвенций, предоставляемых из феде-рального бюджета и бюджета субъекта Российской Федрации местным бюд-жетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на оче-редной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.
1.2. Роль местных бюджетов, исполнение и контроль за их исполнением
Рассмотрим роль местных бюджетов, исполнение и контроль за их ис-полнением.
Согласно ст. 52 ФЗ каждое муниципальное образование имеет собст-венный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и рас-ходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органа-ми местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.
Список литературы
- Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 24.07.2008).
- Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008).
- Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 14.07.2008).
- Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.06.2008).
- Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (при-нят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 30.06.2008).
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного само-управления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (принят 16.09.2003) (ред. от 04.11.2007).
- Администрация Красногорского муниципального района Московской области. http://www.krasnogorsk-adm.ru/.
- Гражданское право. Ч. 1 /Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2008. — 600 с.
- Итоги работы за 2007 год//Красногорские вести, 4 апреля 2008, № 42.
- Итоги работы администрации Красногорского муниципального района в первом полугодии 2008 года//Отчет главы района Б. Е. Рассказова 22 ию-ля 2008 года.
- Кокотов А.Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право России. М.: Юристъ, 2006.
- Кулябина Г. Мы уверенно смотрим в завтрашний день //Красногорске вести, 29 декабря 2006 года, № 161(2383).
- Модин Н.А. Муниципальная казна как объект муниципальной собст-венности: сравнительное исследование//Современное право, 2007, № 3.
- Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в Рос-сии: проблемы развития конституционно-правовой модели. М.: Статут, 2007.
- Скачкова А.Е. Бюджетный контроль представительного органа муни-ципального образования//Налоги (журнал), 2007, № 1.