Ревизия использования материальных ресурсов в производстве
На субсчете 10−3 «Топливо» учитывается наличие и движение нефтепродуктов и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий, твердого и газообразного топлива. Используемые как топливо отходы, полученные в процессе производства (древесные опилки, обрезки), также отражаются по субсчету 10−3… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБОРОТЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
- 1. 1. Значение и пути повышения эффективности использования материальных ресурсов в условиях становления рыночных отношений
- 1. 2. Необходимость контроля за состоянием учета, движения и использования материальных ресурсов в производстве
- 1. 3. Организация внутрихозяйственного контроля на предприятии за движением и использованием материальных ресурсов в производстве
- 1. 4. Нормативное правовое обеспечение проведения ревизии использования материальных ресурсов
- 2. РЕВИЗИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ
- 2. 1. Задачи, источники и последовательность ревизии
- 2. 2. Проверка состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ресурсов
- 2. 3. Проверка полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ресурсов
- 2. 4. Методика ревизии использования материальных ресурсов в производстве
- 2. 5. Проверка полноты и качества проведенных инвентаризаций товарно-материальных ценностей и отражение их результатов в учете
- 2. 6. Методика оформления результатов ревизии использования материальных ресурсов в производстве
- 2. 7. Особенности ревизии использования материальных ресурсов в производстве в условиях машинной обработки информации
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- ПРИЛОЖЕНИЯ
Ревизионный контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле в РБ не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных. Развитие рыночных отношений обуславливает необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламетирующих новые вопросы деятельности предприятий; бухгалтерского учета и отчетности; налогообложение и порядок формирования себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятия. Органы, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности работой, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильность исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг.
Ревизионные проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчетности.
Целью написания данной курсовой работы является оценка правильности использования сырья, материалов и полуфабрикатов в производстве.
Общей цели подчиняются следующие задачи: изучение значения материальных ресурсов в процессе становления рыночных отношений;
обоснование необходимости контроля за использованием материальных ресурсов в производстве;
исследование нормативно-правовых актов по теме исследования;
проверка состояния складского хозяйства конкретного предприятия;
проверка полноты оприходования и оценки приобретаемых материальных ресурсов;
изучение методики ревизии использования материальных ресурсов в производстве;
оформление результатов ревизии использования материальных ресурсов в производстве.
Объектом проводимого в данной курсовой работе исследования является филиал «ЭнергоДизайнПроект».
1 ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБОРОТЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Значение и пути повышения эффективности использования материальных ресурсов в условиях становления рыночных отношений
Одним из основных элементов производства являются материально-производственные запасы.
В масштабах современной промышленности снижение материальных затат на один процент обеспечивает многомиллиардную экономию, а значит соответствующее увеличение прибыли и доходов. С возрастанием масштабов производства и дальнейшим динамичным его развитием значимость каждого процента экономии сырья и материалов будет возрастать многократно. Это — основа снижения издержек производства, цены реализации, а значит конкурентоспособности отечественного производства. В этом важность и значимость рационального использования материальных и сырьевых ресурсов, повышения эффективности их использования.
К материально-производственным запасам относятся средства (активы) предприятия, обладающие следующими признаками:
Назначение. Средства используются в целях обеспечения деятельности предприятия, как основной, так и любых сопутствующих (например, офисные принадлежности). Могут быть предназначены для перепродажи, использования в производственном процессе, или для потребления самим предприятием в процессе деятельности.
Срок использования. Планируемый срок полезного использования обычно не превышает одного года.
Стоимость. Для товарно-материальных запасов не устанавливается стоимостных границ. [3]
Материалы это предметы труда, на которые затрачен труд, в результате чего они претерпели определенные преобразования, изменения, а главное приобретена стоимость. При производстве конструктивно сложной продукции используются несколько равнозначных видов основных материалов. При производстве машин, например, используются металл, пластмасса, резина, стекло и др. Для повышения уровня организации синтетического и аналитического учетов материалов необходима их четкая группировка по следующим признакам: а) назначению и роли в производстве; б) техническим признакам (сортам, размерам, маркам, профилям и т. п. По функциональной роли и назначению в производстве материалы подразделяются на сырье и основные материалы; вспомогательные материалы; топливо; запасные части для ремонтов; тару и тарные материалы.
Сырье и основные материалы образуют основу вырабатываемых изделий (например, сталь — в выпуске машин, кожа — в изготовлении обуви).
Топливо по своей роли в производстве является вспомогательным материалом, но вследствие его народнохозяйственого значения выделяется в отдельную группу материальных ценностей.
В отдельную группу выделены также запасные части ввиду их особого значения. В составе оборотных средств производства отдельно учитывается тара. Одна ее часть служит для упаковки продукции, другая (чаны, бочки и т. п.) включается в основные средства.
Номенклатура материалов, в которой проставлены учетные цены, называется номенклатурой-ценником. Это систематизированный справочник, охватывающий все материальные ценности предприятия и значительно облегчающий автоматизацию их планирования и учета. Каждый номенклатурный номер обозначает следующее: две первые цифры номер группы, три последующие порядковый номер, присвоенный данному виду материальных ценностей в группе. Номенклатурные номера можно строить иначе: первые две цифры образуют номер балансового счета, третья номер группы, четвертая — номер подгруппы, две последние порядковый номер материала в подгруппе. [1]
1.2 Необходимость контроля за состоянием учета, движения и использования материальных ресурсов в производстве
Основной целью ревизионной деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РБ. Следовательно, назначение ревизии это проверка финансовых отчетов с целью: подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;
проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;
выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.
Для достижения основной цели и представления заключения ревизор изучает следующие вопросы: общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней);
обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);
законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы, принадлежащие компании);
оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно посчитаны);
классификация (есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана);
разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее к тому периоду, в котором были проведены);
аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в главной книге);
раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и
приложениях книг). [3]
Цели ревизии: степень общеприемлемости;
правильное включение сумм;
завершенность;
право собственности (по включенным суммам);
оценка;
правильность корреспонденции и отражения сумм на счетах;
разграничение (хозяйственные операции, близкие к дате баланса, следует учитывать за соответствующий период);
арифметическая точность (отдельные статьи баланса соответствуют итогам в учетных регистрах и главной книге);
раскрытие (правильность отражения счетов и относящихся к ним фактов данных отчетности).
Задача ревизора состоит: в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;
в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;
в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.
В последнее время в деятельности ревизоров появилась еще одна очень важная функция это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых оганах и арбитражных судах.
1.3 Организация внутрихозяйственного контроля на предприятии за движением и использованием материальных ресурсов в производстве
В практике ревизионной деятельности, как и в нормативных документах, различают внешний и внутренний, обязательный и инициативный контроль. Внутренний контроль является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем контроле возникла на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний контроль дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний контроль необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
Определенные функции внутренних ревизоров выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиняющихся главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних ревизоров шире и включают в себя: контроль за состоянием активов и недопущение убытков;
подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;
подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;
оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой. [5]
На основании вышеизложенного можно дать определение внутреннего контроля:
Внутренний контроль проводится штатными ревизорами работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия. Главная задача внутреннего контроля осуществление постоянного контроля за расходами на предприятии и выработка мер по их снижению.
Список литературы
- Акулич Ю. И., Бурцева И. Н., Левкович О. А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Под общей редакцией Левковича О. А. Мн.: Дикта, 2003. 368 с.
- Алборов Р. А. И др. Основы аудита. М.: Дело и сервис, 2000. 431 с.
- Аудит и ревизия. Справ. Пособие/Под ред. И. Н. Белого. Мн.: ООО «Мисанта», 1994.
- Аудит предприятия. Учебное пособие/Сост. В. В. Нитецкий, Н. Н. Кудрявцев М.: Дело, 1996.
- Аудит: Учебнк для вузов/ Под ред. проф. В. И. Подольского.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
- Белый И. Н. Аудит. Мн.: Высшая школа, 1996. 80 с.
- Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218−3, с учетом изменений
- Закон РБ от 18.10.1994 № 3321-ХП «О бухгалтерском учете и отчетности», в ред. Законов от 25.06.2001 № 42−3 и 17.05.2004 № 278−3
- Закон Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. № 369-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» // ЮСИАС
- Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. М.:ИНФРА-М, 1998.
- Карауш М.И. Ревизия в отраслях народного хозяйства. М., 1984.
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденное постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62, с изменениями от 12.11.2003 № 152
- Постановление Министерства финансов от 27 декабря 2005 г. № 165 Правила аудиторской деятельности Подтверждающая информация из внешних источников
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 октября 2001 г. № 1493 «О государственном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь» // ЮСИАС
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 года № 352 «Об общих требованиях к правилам внутреннего контроля» // ЮСИАС
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2003 года № 1346 «Об утверждении положений о лицензировании видов деятельности, лицензирование которых осуществляет Министерство финансов» // ЮСИАС
- Пупко Г. М. Аудит и ревизия. Мн.: Мисанта, 2003. 429 с.
- Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 года № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» // http://www.pravo.by/webnpa/text_txt.asp?RN=P30200040
- Указ Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 года № 617 «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» // ЮСИАС
- Шохин СО., Воронина А. И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России: Научно-методическое пособие. М., 1997.