Криминальная милиция — в РФ — вид милиции, основными задачами которой являются:
— предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия; а также
— организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности.
Целью написания реферата послужило изучение криминальной милиции как социально-правового института. Основными задачами исследования являются:
— рассмотрение особенностей организации милиции в РФ;
— анализ понятия криминальной милиции;
— изучение полномочий, структуры, основных функций и задач криминальной милиции.
1. Организация милиции в РФ.
Порядок организации и структура милиции в Российской Федерации определяется в зависимости от места в системе милиции тех или иных ее подразделений. Тем самым обеспечивается специализация подразделений милиции и их сотрудников, уровень их квалификации и профессиональной подготовки, то есть, в конечном счете, эффективность деятельности милиции как на отдельных участках, так и в целом. Специализация при этом не исключает, а даже обуславливает необходимость концентрации усилий отдельных подразделений и служб милиции в определенное время и в нужном месте (пример — взаимодействие криминальной милиции и милиции общественной безопасности в борьбе с преступностью). Таким образом, помимо территориального принципа организации органов милиции, используется и предметный (родовой) способ определения их компетенции (транспортная милиция, вневедомственная охрана и пр.). Добавим к этому и наличие развернутой системы пунктов охраны общественного порядка.
Структура милиции в Российской Федерации складывается из двух больших частей: криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Это относительно самостоятельные структуры с собственными задачами, полномочиями и штатами, однако и тесно взаимосвязанные между собой и выполнением общих задач милиции (ст. 2 Закона), и общим правовым статусом работника милиции — набором обязанностей и прав. Такая структура в наибольшей мере способна удовлетворить интересы охраны правопорядка, поскольку позволяет сочетать как общегосударственные интересы в этой сфере, так и конкретные местные, с учетом их актуальности и особенностей. Смыкаются эти две ветви системы милиции, в конечном счете, на уровне Министерства внутренних дел Российской Федерации. Кроме того, взаимодействие между ними осуществляется и на горизонтальном уровне, что способствует повышению эффективности их деятельности. Помимо этого, такое разделение отражает специализацию органов и подразделений милиции, нацеленных на выполнение вполне определенных задач в сфере охраны правопорядка. Такая система в России устанавливается впервые. Это обусловлено, во-первых, стремлением к совершенствованию организации милиции, в том числе и с учетом анализа положительного опыта организации полицейских служб ряда западных стран — США, Великобритании, ФРГ. Во-вторых, необходимо максимально приблизить правоохранительные органы «первой линии» к населению, его нуждам и интересам в сфере охраны правопорядка. Важно обеспечить общественный порядок и безопасность в рамках конкретно определенных, относительно небольших территорий с учетом специализации соответствующих подразделений, их функционального предназначения и компетенции. Тем самым обеспечивается разумное сочетание общегосударственных (федеральных) и местных интересов в сфере правоохраны, происходит разграничение компетенции местных и федеральных органов при тесном их взаимодействии. Эти интересы могут быть отражены в федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федерации и местных нормативных актах. Соответственно организуется и действует система милиции. Общефедеральные органы обеспечивают реализацию федеральных законов. Органы субъектов Федерации — соответственно федеального и собственного законодательства. Местные органы милиции, помимо перечисленного, руководствуются и нормативными актами органов местного самоуправления. При этом не следует смешивать понятия «местная милиция» (этот термин исключен из Закона) и «местные органы криминальной милиции». Местная полиция образуется в соответствующих административно-территориальных единицах. Ее компетенция, как правило, ограничивается обеспечением исполнения нормативных актов местного самоуправления, а также федерального и иного законодательства в установленных законом случаях. Представительства федеральных органов милиции предназначены для обеспечения реализации федерального законодательства на соответствующей территории (то же — относительно органов милиции субъектов Российской Федерации). Отсюда и различия в порядке, например, финансирования этих органов. Если федеральные органы милиции финансируются за счет государственного бюджета Российской Федерации, то милиция общественной безопасности — в том числе и за счет средств местных бюджетов (см. комментарий к ст. 35 настоящего Закона). Криминальная милиция строится по вертикали, то есть подчиняется только вышестоящему органу МВД вплоть до Министерства внутренних Дел Российской Федерации. Это отражает единые общегосударственные интересы в деле борьбы с преступностью. Милиция общественной безопасности, помимо вышестоящего органа МВД, подчиняется также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что позволяет принимать во внимание местные условия, интересы, особенности и возможности в области борьбы с правонарушениями. Здесь, помимо прочего, заложена возможность полной муниципализации милиции, то есть подчинения ее только местным органам самоуправления. Поэтому настоящее положение дел можно считать переходной ступенью к созданию полностью самостоятельной муниципальной милиции, что, однако, представляется нежелательным ввиду необходимости в современных условиях последовательно проводить в жизнь единую политику в деле охраны законности и правопорядка, базирующуюся на едином законодательстве федерального уровня (акты местных органов государственной власти не должны ему противоречить).
2. Криминальная милиция: понятие, сущность, структура, задачи и функции.
Милиция подразделяется на милицию общественной безопасности и криминальную милицию. Отличия между ними заключаются в функциях, управлении и финансировании: для первой из них численность и финансирование устанавливается местными органами власти, для второй Правительством РФ.
В основные функции милиции общественной безопасности входят обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности и общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие некоторых видов преступлений, розыск лиц. Оказывает содействие криминальной милиции.
Также в состав милиции общественной безопасности входит Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Задачи криминальной милиции концентрируются в основном вокруг уголовных преступлений, в частности, туда входят предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, лиц без вести пропавших.
Обе категории милиции имеют органы дознания. В обеих категориях могут существовать отдельные подразделения милиции для охраны особо важных и режимных объектов, закрытых административно-территориальных образованиях, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.