Зарубежный опып управления качеством продукции (работ, услуг)
Высокое качество продукции и услуг является весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. С развитием конкуренции, резким обострением экологической ситуации, истощением природных ресурсов аспекты качества стали играть особую роль для производителей продукции. Успешное решение проблем качества в той или иной стране сегодня напрямую определяет ее экономическое положение. Без… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
- 1. 1. Качество как экономическая категория
- 1. 2. Система управления качеством продукции на предприятии: поня-тие, структура и функции
- 1. 3. Управление качеством продукции как фактор повышения конку-рентоспособности организации
- 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В «LAPPSET»
- 2. 1. Технико-экономическая характеристика «Lappset»
- 2. 2. Анализ показателей качества продукции «Lappset»
- 2. 3. Организация управления качеством продукции
- 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВ-ЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В «LAPPSET»
- 3. 1. Технические изменения в системе управления качеством продукции
- 3. 2. Организационные изменения в системе управления качеством продукции в Lappset
- Заключение
- Глоссарий
- Список сокращений
- Библиографический
- список
- Приложение 1
В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предпри-ятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворить все запросы потребителей.
Высокое качество продукции и услуг является весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. С развитием конкуренции, рез-ким обострением экологической ситуации, истощением природных ресурсов аспекты качества стали играть особую роль для производителей продукции. Успешное решение проблем качества в той или иной стране сегодня напря-мую определяет ее экономическое положение. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рацио-нально интегрировать национальную экономику в мировую экономику и за-нять в ней достойное место.
В научных исследованиях и практике возникла необходимость выра-ботки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти харак-теристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. В со-ременных условиях именно сертификат на систему качества служит ре-шающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Ус-пешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия. В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание систе-мы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Поэтому актуально изучение зарубежного опыта управления ка-чеством.
В краткосрочном периоде предприятия могут потерять существенную долю внутреннего рынка при массовом внедрении на рынок международных корпораций с более высоким качеством товаров и низким уровнем издержек. Низкий уровень производительности труда и низкое качество продукции де-лают крайне уязвимыми многие отрасли. После стабилизации объемов им-порта и создания более гибких и активных управленческих структур, вос-приимчивых, с одной стороны, к изменению конъюнктуры мирового рынка, с другой стороны, к технологическим и организационным новшествам и инно-вациям, будет наблюдаться экономический подъем производства, которое станет уже конкурентоспособным по отношению к мировым производите-лям. Однако долгосрочный позитивный эффект может растянуться на годы и дорого обойтись стране.
Большой проблемой в современной экономике многих государств яв-ляется качество менеджмента. Очевидно, что потребуются специалисты-управленцы новой формации. Серьезный дефицит специалистов ощущается и в области стандартизации.
Научно обоснованный подход к управлению качеством продукции яв-ляется актуальной задачей современного этапа деятельности хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики. Это и обусловило актуальность выбранной темы.
Целью дипломного проекта является анализ системы управления каче-ством продукции в «Lappset» и разработка рекомендаций по ее совершенст-вованию.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
— определение понятия качества продукции и его показателей, методы их оценки;
— изучение управления качеством продукции как одного из факторов повышения конкурентоспособности предприятия;
— определение значения стандартизации и сертификации как элементов системы менеджмента качества продукции;
— изучение функций и направлений деятельности субъектов управления качеством продукции на предприятии;
— анализ технико-экономических показателей «Lappset»;
— расчет и анализ показателей качества продукции «Lappset»;
— оценка системы управления качеством продукции «Lappset»;
— разработка рекомендаций по совершенствованию управления качест-вом продукции «Lappset».
Предметом дипломного проекта является система управления качест-вом продукции и направления ее совершенствования. В качестве объекта анализа рассматривается финская фирма «Lappset». Основными видами дея-тельности общества является производство детского игрового оборудования, тестирование и исследование структур оборудования. Анализ финансового состояния предприятия рассматривается за 2006−2007 гг.
Руководство «Lappset» в процессе своей деятельности постоянно стал-кивается с вопросами улучшения качества продукции.
Ведь оно является одной из главных составляющих конкурентоспособ-ности предприятия. Поэтому в рамках данного предприятия представленная тема является актуальной.
В процессе написания дипломного проекта использовались следующие приемы и методы исследования:
— описательный метод при изложении теоретических аспектов проблемы и краткой характеристике объекта исследования;
-метод системного анализа, предполагающий обобщение полученных результатов по различным направлениям и предоставление их в виде логиче-ской взаимосвязи;
-методы экономического анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Информационная база, используемая для написания дипломного проек-та, включает в себя отечественную и зарубежную научную литературу, учеб-ные и справочные пособия, материалы научных периодических изданий, а также статистические данные, полученные на предприятии.
Элементы самостоятельной работы включают в себя:
1. разработку плана и структуры работы;
2. подбор, изучение и систематизацию литературы;
3. анализ и обобщение теоретических знаний в рамках рассматривае-мой темы дипломного проекта;
4. сбор информации на предприятии;
5. разработку рекомендаций по совершенствованию системы управле-ния качеством.
Дипломный проект состот из введения, трех глав, заключения, биб-лиографического списка и
приложения.
Глава IIервая содержит теоретические аспекты изучаемой проблемы. В ней раскрываются понятие и значение качества, его показателей, методы их оценки; функции и направления деятельности субъектов управления качест-вом продукции в организации; взаимосвязь управления качеством с производ-ственным менеджментом, управлением персоналом; рассматриваются состав-ляющие политики в области качества, связь между управлением качеством продукции и конкурентоспособностью предприятия; дается определение и значение стандартизации и сертификации как элементов системы менедж-мента качества продукции.
Вторая
глава IIредставляет собой аналитическую часть работы. В ней рассматривается технико-экономическая характеристика предприятия (опи-сание фирмы, выпускаемая продукция, поставщики, потребители, конкурен-ты, цели функционирования и миссия предприятия, технико-экономические показатели, организационная структура), рассчитываются и анализируются значения показателей качества отдельных видов продукции, проводится ана-лиз действующей системы управления качеством продукции, функций субъ-ектов управления качеством, указываются все недостатки такой организации управления и необходимость ее совершенствования.
Глава третья рекомендательная часть работы, которая разрабатывает-ся на основе результатов анализа объекта исследования, а также специальной литературы. В ней указываются проблемы, стоящие перед предприятием в области управления качеством продукции, предлагаются направления со-вершенствования организации системы управления качеством и обосновыва-ется экономическая целесообразность их внедрения на предприятии.
В заключении кратко обобщаются основные теоретические положения дипломной работы, делаются
выводы по результатам исследования материа-лов, рассматриваются дальнейшие перспективы исследования данной темы.
Библиография насчитывает 36 источников, из которых 30 справочных и учебных пособия, 6 статей периодической литературы и статистические данные предприятия.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Качество как экономическая категория
Развитие экономического пространства и научно-технический прогресс определили необходимость изучения категории «качество» с экономической и других точек зрения. Многие зарубежные и отечественные специалисты в области управления качеством предлагают свое видение категории «качест-во». Так, Деминг в своей работе дает следующее понимание качества: «По-требитель самое важное звено производственной линии. Качество должно быть направлено на удовлетворение его потребностей настоящих и буду-щих». Известный американский специалист, имеющий 25-летний стаж прак-тической работы по вопросам управления качеством, отмечает качество как удовлетворение или превышение требований потребителей по такой цене, которую они могут себе позволить, и тогда, когда они нуждаются в вашем изделии или в вашей услуге. Профессор Гарвардской школы бизнеса Д. Гар-вин, рассматривая понятие «качество», определяет пять наиболее существен-ных его характеристик2. Они заключаются в соответствии:
— стандарту;
— техническим показателям лучших товаров-аналогов;
— качества требованиям покупателей;
— качества платежеспособному спросу, а также степени точности со-блюдения всех производственных процессов.
Стандарт предполагает соответствие товара определенным требова-ниям и свойствам, прописанным и утвержденным в законодательном поряд-ке.
Технические показатели лучших товаров-аналогов являются результа-том бенчмаркинга, т. е. методов и средств повышения качества продукции конкурентоспособных производителей на собственном предприятии.
Список литературы
- Антонов Г. А. Основы стандартизации и управления качеством продукции: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2000. — 235с.
- Аристов А. В. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2003. -240с.
- Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 212с.
- Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2001. — 207с.
- Волков О. И., Скляренко В. К. Экономика предприятия. Курс лек-ций. -М.: ИНФРА-М, 2003. — 280с.
- Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. О. Г. Глудкина. — М.: Радио и связь, 2000. — 600с.
- Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. — М.: Фи-нансы и статистика, 2003. — 336с.
- Грузинов В. П. Экономика предриятия. — М.: ИНФРА-М, 2002. -346с.
- Корпоративный менеджмент. Справочник для профессионалов / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. — М.: Высшая школа, 2003. — 1077с.
- Леонтьев В. Ф. Роль инновационных технологий в обеспечении качества и конкурентоспособности продукции // Проблемы прогнозирования. — 2001. — № 1. — с. 136 — 146
- Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством: Учебное посо-бие. -М.: Высшая школа, 2003. — 334с.
- Макаренко М. В., Махалина О. М. Производственный менедж-мент: Учебное пособие для вузов. — М.: «ПРИОР», 2000. — 384с
- Мишин В. М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 303с.
- Никитин В. А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000 : 2000: Политика. Оценка. Формирование. Ресурсы. — СПб.: Питер, 2002. — 262с.
- Никифоров А. Д. Управление качеством: Учебное пособие для ву-зов. -М.: Финансы и статистика, 2004. — 720с.
- Огвоздин В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практи-ки: Учеб. пособие. — М.: «Дело и сервис», 2000. — 160с.
- Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник. — М.: Экономи-ка, 2001.-639с.
- Райзберг Б. А. Курс управления экономикой. — СПб.: Питер, 2003. -528с.
- Райзберг Б. А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой: Учеб-ник. -М.: Бизнес-школа, 2003. — 784с.
- Рыжков Н. И. Управление качеством продукции в новых условиях хозяйствования: Учебное пособие для вузов. — М.: Банки и биржи, 2000.-166с.
- Сергеев А. Г., Латышев М. В. Сертификация: Учеб. пособие. — М.: Логос, 2000. — 248с.
- Смирницкий Е. К. Экономические показатели бизнеса. — М.: Фи-нансы и статистика, 2002. — 456с.
- Спицнадель В. Н. Системы качества: разработка, сертифи-кация, внедрение и дальнейшее развитие. — СПб.: Бизнес-пресса, 2000. — 336с.
- Справочник директора предприятия. — М: ИНФРА-М, 2003. — 832с.
- Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник / Под ред. В. А. Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 487с.
- Управление качеством: Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой. — М: Банки и биржи, 2000. — 199с.
- Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, М: ИНФРА-М, 2003.-716с.
- Федюкин В. К. Методы оценки и управления качеством промыш-ленной продукции. — М.: Филинч, 2000. — 328с.
- Чуев И. Н., Чечевицына Л. Н. Экономика предприятия: Учебник. — М.: Дашков и К, 2004. — 416с.
- Экономика организации (предприятия): Учебник для вузов / В. Я. Горфинкель, В. А. Швандар. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 608с.
- Экономика предприятий: Учебник / Под ред. А. Е. Карлика. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 432с.
- Экономика предприятия (фирмы) / А. С. Пелих. — М.: Март, 2004. -512с.
- Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Н. А. Сафронова. — М: «Юристъ», 2000. — 584с.
- Устав Lappset.
- Регламентирующая документация: положение об отделе контроля качества, положение о конструкторско-технологическом отделе, положение об отделе снабжения, положение об Управлении по маркетингу и сбыту
- Акты организационно-методического инструктирования: должно-стные инструкции руководителя конструкторско-технологического отдела, руководителя отдела контроля качества, контролеров