История развития законодательства об ответственности за преступления против общественной безопасности и общественного порядка
Бесспорно, что несколько проще в этом отношении обстоит дело с принятием соответствующего закона, и пример США это наглядно демонстрирует. В то же время принятие такого антитеррористического закона должно сопровождаться разработкой действенного механизма по его реализации, а значит требует совместных усилий правового, финансового, силового характера. Кроме того, принятие такого закона таит… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. Полиция как орган обеспечения правопорядка
- Глава 2. Современное состояние и перспективы развития общественной безопасности
- Глава 3. История уголовной ответственности за нарушение общественного порядка в
- Советской России (1917 — 1991 годы)
- Заключение
- Список использованной литературы
Прежде всего следует остановиться на общих подходах к определению понятия «безопасность». Наиболее обобщенное понятие «безопасность» употребляется применительно ко многим процессам. Оно отражает не только присущие конкретному случаю специфические признаки безопасности субъекта или объекта, но включает в себя нечто общее, что и позволяет использовать это понятие в различных областях.
В Толковом словаре В. Даля «безопасность — отсутствие опасности; сохранность, надежность». В советскую эпоху в академическом Словаре современного русского языка это понятие трактовалось так же, но в несколько урезанном виде, как отсутствие опасности, сохранность.
Однако применительно к предмету нашего исследования данного лингвистического толкования понятия безопасности явно недостаточно, поскольку под отсутствием опасности как бы подразумевается возможность достижения подобной идеальной ситуации. Но в реальной жизни всегда существовали, существуют и будут существовать опасности самого различного характера. Поэтому категория «безопасность» не абсолютна, а только относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.
В 1992 г. впервые в истории нашей страны был принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В соответствии с этим Законом безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Закон в качестве основных объектов безопасности выделяет личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность. Декларируемое положение является достаточно объемным по содержанию, однако представляется несколько противоречивым. Анализ показывает, что нередко государственные интересы входят в противоречие с интересами личности, а также общества. Государственные структуры ограничивают сферу деятельности различных сообществ, их материальную базу через обложение налогами и рядом других способов. Это позволяет держать под контролем институты гражданского общества. В силу этого норма о защите безопасности личности, общества и государства нуждается в существенном уточнении и дальнейшей разработке.
Впоследствии в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г. впервые появился термин «национальная безопасность», а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г.
В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».
Данное определение фактически идентично определению понятия «безопасность» в Законе «О безопасности» 1992 г., поскольку совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и составляет национальные интересы. К тому же основополагающий документ в этой области, впоследствии утвержденный Президентом Российской Федерации в 1997 г., а в новой редакции в 2000 г., называется Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Анализ показывает, что структура Концепции полностью соответствует основным положениям Закона «О безопасности» 1992 г. В соответствии с положениями существующей нормативно-правовой базы определение понятия «национальная безопасность» выглядит следующим образом: национальная безопасность, или безопасность нации, есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны.
С развитием и усложнением общественных отношений понятие «безопасность» стало отражать возникающие социальные (научно-технические, культурные и т. д.) аспекты данной проблемы путем дифференциации собственного содержания, проявляющейся в конкретных видах безопасности: личной, общественной, информационной, экономической и т. д.
Дифференциация конкретных видов безопасности в современной науке проводится по так называемому предметно-охранительному признаку: если предметом охраны является состояние экономического развития страны, то можно выделять экономическую безопасность; если информационные ресурсы, то — информационную безопасность и т. д.
В связи с этим следует отметить, что недостаточная теоретическая проработка вопросов безопасности отражается и в том, что до сих пор идут споры о возможности использования словосочетания «национальная безопасность». Проблема, по сути дела, кроется в том, что в нашем языке можно образовать прилагательное «национальный» от двух существительных: «нация» и «национальность». Отсюда возникает неоднозначность подходов в понимании термина «национальная безопасность». Следует подчеркнуть, что в тех случаях, когда понятия уже закрепились в научном сообществе и к ним привыкли в практическом использовании, словосочетание с прилагательным «национальный» не вызывает вопросов. Так, говоря о национальном доходе, о национальной экономике, все понимают, что речь идет не о доходах или экономике лиц отдельной национальности, а об общенародном доходе, общенародной экономике. Однако, когда используют понятие «национальная политика», всем ясно, что речь идет о политике в отношении людей различных национальностей. С этой точки зрения использование словосочетания «национальная безопасность» может быть оправданным. Нужно только четко понимать, что в этом понятии речь идет об общенародной безопасности, а чтобы к этому быстрее все привыкли, как, например, к понятию «национальное богатство», видимо, следует чаще использовать его в виде словосочетания «безопасность нации», «безопасность российского общества», «общественная безопасность», наконец. В конечном итоге в силу специфики восприятия этнической составляющей понятия «национальная безопасность» в отечественном сознании, возможно, следует заменить это словосочетание понятием «общественная безопасность». В данном случае не вызывает сомнения тот факт, что безопасность общества в широком смысле включает в себя безопасность государства, личности и всех элементов, напрямую не входящих в состав государства. Тогда потребуется привести в соответствие с принятым подходом все нормативные правовые акты, исключив понятие «национальная безопасность», и, более основательно раскрыв в научном плане понятие «общественная безопасность», закрепить его в соответствующих нормативных актах.
Как видим, понятие «безопасность», имея историко-философские корни, видоизменяясь в своем содержании, не теряло своей сущности, которую можно отождествить с основной (типической, устойчивой) его характеристикой — обеспечением безопасности жизнедеятельности человека и общества от различного рода опасностей или угроз.
В нормативно-правовом плане в соответствии с Законом Российской Федерации 1992 г. «О безопасности» безопасность РФ подразделяется в зависимости от местонахождения источника опасности на два типа — внутреннюю и внешнюю безопасность. В основе такого деления лежат территориальные границы между государствами. Сейчас, в условиях глобализации и интернационализации всех сторон общественной жизни, грань между внутренней и внешней безопасностью весьма размыта, а многие угрозы — международный терроризм, наркобизнес, экологические и природные катастрофы — порой трудно привязать к какому-то единому источнику. Тем не менее такое деление представляется весьма полезным как с теоретической, так и с практической точки зрения, поскольку прежде всего оно позволяет четко классифицировать те или иные концептуальные подходы к решению проблем обеспечения национальной безопасности.
Кроме того, деление на внутреннюю и внешнюю безопасность необходимо и для осознания того, что при обеспечении внутренней безопасности требуются совершенно другие методы, формы и способы, чем при обеспечении внешней безопасности.
Основные направления обеспечения внутренней безопасности России в настоящий период закреплены в Концепции национальной безопасности, а также в ежегодных посланиях Президента РФ последнего периода. Они включают решение следующих задач: принятие всех возможных мер для становления России как ведущей мировой державы; успешное осуществление рыночных реформ; снижение остроты социальных противоречий; обеспечение защиты российских духовных, интеллектуальных и культурных ценностей; укрепление оборонного потенциала; формирование демократического правового федеративного государства; недопущение обострения социального и политического противостояния, создающего опасность политических кризисов, могущих перерасти в военные конфликты; достижение общественного согласия, здорового социально-психологического и нравственного климата в обществе; надежная защита жизни, здоровья, имущества, прав и свобод человека; создание достойных условий его существования, а также условий существования и развития семьи как ячейки гражданского общества и ее государственная поддержка; повышение эффективности и уровня образования в России.
Глава 1. Полиция как орган обеспечения правопорядка
Во все времена важнейшими задачами государства являлись обеспечение внутренней безопасности, охрана общественного правопорядка, борьба с преступностью. Полиция, зародившаяся одновременно с государственностью, — один из наиболее рано обозначившихся признаков государства. Прообразом полиции в современном ее понимании явились регулярные военизированные формирования по осуществлению полицейских функций, возникшие еще в XVI — XII вв. до н.э. в странах Древнего Востока — Египте, Вавилоне, Индии, Китае и в V — III вв. в античных Греции, Риме, Византии. По справедливому замечанию К. Маркса, в античных Афинах «публичная власть первоначально существовала только в качестве полиции, которая так же стара, как государство…» .
Полиция — обязательный атрибут любого государства. Как высказался современный аргентинский политик Г. Мараньон, полиция к настоящему времени «воистину стала одним из краеугольных камней государства. Глобальную силу каждой страны можно измерить по возможностям ее полиции. Государство будущего можно представить в мечтах без армии, но с полицией еще более мощной, чем нынешняя» .
Полиция — один из институтов государственного механизма. Под ней понимается система особых государственных органов надзора и принуждения, а также внутреннего назначения, охраняющих общественный порядок и осуществляющих борьбу с преступностью.
На различных этапах исторического развития в самых разных государствах органы, исполняющие полицейские функции, имеют свои особенности, структуру, объем полномочий, наименование .
Полиция как служба обеспечения правопорядка и безопасности зародилась еще в античности. Так, Афины располагали полицией, вооруженной луками, численностью в 3000 человек. Со времен эллинизма в Египте существовала полиция, организованная в основном по военному образцу. В республиканском Риме четыре эдила обеспечивали управление полицией и осуществляли надзор за зданиями и строительством в городе, за рынками, а также ведали общественными играми .
Характерно, что сам термин «полиция» в современном его понимании, т. е. для обозначения системы административных органов, предназначенных для борьбы с правонарушениями и охраны общественного порядка, стал применяться сравнительно недавно — с 20-х гг. XVIII в. — сначала в Европе, а затем и во всем мире .
В научный и общеупотребительный оборот термин «полиция» (греч. politeia) ввел древнегреческий философ, ученый-энциклопедист Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.), который «полицией» именовал государственное (городское) управление (от греч. polis (пулис) — город-государство: например древнегреческие города — полисы). Именно в этом смысле термин «полиция» перешел в латинский язык (лат. politia) и именно в этом смысле употреблялся средневековыми писателями. Надзорно-репрессивные же органы, исполнявшие в Древней Греции, Риме и Византии, по сути, полицейские функции, имели иное наименование.
Так, в древнегреческой Спарте высшая административно-полицейская власть принадлежала коллегии эфоров. В античном Риме в распоряжении высших магистратов для осуществления принуждения имелись особые должностные лица — ликторы, виаторы и эдилы. А в I в. до н.э. римским императором Октавианом Августом было создано специальное формирование вигилов («неустанно бодрствующих»), которое круглосуточно осуществляло охрану центральной власти, общественного порядка, государственного и частного имущества в прделах Рима. На остальной территории Италии руководство регулярными силами возлагалось на командиров императорской гвардии, а в неитальянских провинциях — на наместников (проконсулов).
Список литературы
- Бугайский Я. Нарушение общественного порядка как социально-патологическое явление. М., 1927.
- Бюллетень Верховного Суда СССР. 1981. N 5.
- Ведомости Верховного Совета СССР. 1940. N 29.
- Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. N 12.
- Волошина Л.А. Тяжкая насильственная преступность последнего десятилетия в России // Состояние и тенденции насильственной преступности в РФ. М., 1993.
- Герцензон А.А. Рост хулиганства и его причины // Нарушение общественного порядка и поножовщина. М., 1927.
- Гордеев В. О преступности и судимости в СССР // Вестник Верховного Суда СССР. 1991. N 3.
- Громов В.И. Безмотивные преступления // Журнал министерства юстиции. 1913. N 5.
- Долгова А.И., Аргунов Ю. Н., Орлов С. А. Изменение преступности в России. М., 1994.
- Журнал уголовного права и процесса. 1913. N 4.
- Кадников Н.Г. Категория тяжких преступлений по советскому уголовному праву. Дис. … канд. юрид. наук. М., 1991.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004.
- Крыленко Н.В. Что такое нарушение общественного порядка? // Нарушение общественного порядка и преступление. М., 1927.
- Ланге Н. Исследования об уголовном праве Русской Правды. СПб., 1860.
- Лейкина Н.С. Уголовно-правовая борьба с нарушение общественного порядкам. Дис. … канд. юрид. наук. Л., 1947.
- Лучинский Н.Ф. Меры борьбы с праздношатайством и нарушение общественного порядкам // Тюремный вестник. 1915. N 3.
- Люблинский П. Нарушение общественного порядка и его социально-бытовые корни // Нарушение общественного порядка и хулиганы. М., 1929.
- Метельский П.С. Динамика и тенденции насильственной преступности в местах лишения свободы // Состояние и тенденции насильственной преступности в РФ. М., 1993.
- Отзыв Московского Столичного мирового Съезда о министерском законопроекте о мерах борьбы с нарушение общественного порядкам // Юридический вестник. 1913. N 3.
- Преступность и правонарушения в СССР / Под рецензией С. В. Бородина. М., 1989.
- Российское законодательство X — XX веков. Законодательство периода абсолютизма. Т. 4. М., 1986.
- Саркисов Г. С. Предупреждение нарушений общественного порядка. Ереван, 1972.
- Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917 — 1952 гг. М., 1953.
- Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР за 1917 — 1962. М., 1963.
- Сборник законов СССР 1938 — 1967 гг. Т. 2. М., 1968. С. 481 — 483.
- Свод законов Российской империи. Свод законов уголовных. СПб., 1833.
- Соборное уложение 1649 г. 2-е изд. Императорская академия наук, 1737.
- Таганцев Н.С. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. 1885. Издание XVIII.
- Уголовное уложение.
- Уголовный кодекс 1922 г. СПб., 1923.
- Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст с изменениями и дополнениями согласно Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 162 и Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 169. М.: ЮРКНИГА, 2004.
- Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. М.: Издательство «НОРМА-ИНФРА-М», 2001.
- Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. М.: НКЮ РСФСР, 1926.
- Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. Т. V. 1959.