Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовое регулирование положения иностранных граждан в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в его реализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема представляется весьма актуальной в свете событий, происходивших в октябре-ноябре 2005 года во Франции, Бельгии, Германии, Греции и других европейских государствах. По мнению общественных и политических деятелей, представителей правоохранительных структур1, аналитиков всплеск массовых беспорядков, насилия и вандализма, возникших в этих странах в среде иммигрантов (выходцев из стран… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Общая характеристика конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации
    • 1. 1. Становление и развитие правового статуса иностранных граждан в России
    • 1. 2. Конституционно-правовое регулирование статуса иностранных граждан в Российской Федерации
    • 1. 3. Гарантии конституционно-правового статуса иностранных граждан в
  • Российской Федерации
  • Глава 2. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации
    • 2. 1. Задачи и принципы деятельности органов внутренних дел по обеспечению конституционно-правового статуса иностранных граждан в
  • Российской Федерации
    • 2. 2. Правовые формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской
  • Федерации
    • 2. 3. Организационные формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации

Конституционно-правовое регулирование положения иностранных граждан в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в его реализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Проблема конституционно-правового регулирования статуса иностранных граждан в России является актуальной ввиду становления, формирования и развития законодательства, регламентирующего положение иностранных граждан в современной России на основе Конституции Российской Федерации.

Проблема представляется весьма актуальной в свете событий, происходивших в октябре-ноябре 2005 года во Франции, Бельгии, Германии, Греции и других европейских государствах. По мнению общественных и политических деятелей, представителей правоохранительных структур1, аналитиков всплеск массовых беспорядков, насилия и вандализма, возникших в этих странах в среде иммигрантов (выходцев из стран Северной Африки и Ближнего Востока), является следствием социально-экономических процессов мировой глобализации и серьезных ошибок в разработке и осуществлении миграционной политики европейских государств. Пропедевтика возможности повторения подобных событий в современной России требует внимательного осмысления, непредвзятого анализа складывающейся в нашей стране миграционной ситуации и выработки предложений по совершенствованию российского законодательства как в области защиты прав и свобод иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, так и в сфере обеспечения интересов российского общества и государства.

Конституция Российской Федерации 1993 года в ст. 2 провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, закрепила обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права не только граждан России, но и иностранных граждан.

Аргументы и факты, ноябрь 2005 г., № 45. — С. 22- Независимая газета, 8 ноября 2005 г., № 241. — С. 1, 9.

Следует учитывать, что приезжающие в Российскую Федерацию из различных стран мира иностранные граждане вносят вклад в решение экономических и социальных задач нашего государства. Так, по данным информационно-аналитического управления аппарата Государственной Думы Российской Федерации, иностранные граждане занимаются различной трудовой деятельностью. Из них — 19% заняты в строительстве, 16% - в торговле и на предприятиях общественного питания, 13% - в промышленности, 10% - в сельском и лесном хозяйстве, 7,3% - в коммерческой деятельности, снабжении, сбыте- 4,6% - оказывают транспортные услуги и услуги связи.1 Вместе с тем, в последнее время в Российской Федерации обострилась проблема незаконной миграции, порождающая злоупотребления, коррупцию, налоговые преступления, межэтнические конфликты. По данным МВД Российской Федерации с января по сентябрь 2005 года иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 39,3 тыс. преступлений, что на 3% больше, чем за тот же период 2004 года. Причем основное число их — 35,8 тыс. (91,1%) — совершено гражданами СНГ. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства совершено 9,9 тыс. преступлений.2.

В свете складывающихся социально-экономических отношений и тенденций мирового развития все это свидетельствует о необходимости анализа возникающих проблем и дальнейшего исследования правового статуса иностранных граждан в России. Не случайно в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года Президент Российской Федерации обратил внимание на необходимость осмысленной стратегии иммиграционной политики, упорядочении миграции, возможности.

Вопросы регулирования миграционных процессов в Российской Федерации: Аналитический вестник информационно-аналитического управления Аппарата Государственной Думы Российской Федерации. Выпуск 3, серия: Социальная политика. М., 2002 г. — С. З. Независимая газета, 8 ноября 2005 г., № 241. — С. 9. приобретения российского гражданства каждым легальным мигрантом. При этом указывалось на возникшую потенциальную опасность иностранных граждан в сфере правонарушений.1.

В этих условиях следует рассмотреть вопросы о задачах органов внутренних дел не только в сфере борьбы с «этническими преступными группировками», но и в обеспечении прав и свобод законопослушных иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации.

Иностранные граждане, пребывая на территорию Российской Федерации, объективно ограничены в некоторых правах. В современных условиях необходимо уточнение видов и объема гарантий прав и свобод иностранных граждан, находящихся на территории России. В связи с тем, что в теории права и государства не оспаривается положение о том, что основу правового статуса любого субъекта составляют все субъективные права, а в конституционной теории акцент делается на исследовании политических прав (определяющих в большей степени статус гражданина), требуют более детального исследования элементы системы конституционно-правового регулирования охраны и защиты прав иностранных граждан. Специфика этих правоотношений нуждается в конкретизации способов и средств обеспечения гарантий прав иностранных граждан органами государства и органами местного самоуправления.

Одним из факторов, обусловивших выбор темы диссертационного исследования, является принятие в 2002 году Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"2. Его последующие изменения и дополнения свидетельствуют о необходимости.

См. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета, 26 апреля 2005 г., № 86. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета, 31 июля 2002 г., № 140.

Федеральный закон Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных совершенствования ряда положений этого закона и правоприменительной практики. Немаловажная роль в этой связи должна принадлежать органам внутренних дел Российской Федерации, чьей непосредственной обязанностью является обеспечение реализации прав и свобод иностранных граждан, их охрана и защита.

Названные обстоятельства, сложность и многоаспектность проблемы конституционно-правового регулирования правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, необходимость выявления роли органов внутренних дел в его обеспечении определили выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования. Проблемы правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации неоднократно анализировались отечественными и зарубежными учеными-юристами. Попытки анализа его отдельных аспектов предпринимались как ученымизаконодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" // Российская газета, 1 июля 2003 г., № 126- Федеральный закон Российской Федерации от 11 ноября 2003 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты российской Федерации» // Российская газета, 18 ноября 2003 г., № 234- Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, 31 августа 2004 г., № 188- Федеральный закон Российской Федерации от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации // Российская газета, 5 ноября 2004 г., № 246. конституционалистами, так и специалистами других отраслей правамеждународного, административного, уголовного и др.

Наиболее значимы труды: A.M. Арбузкина, Э. М. Аметистова, С. А. Авакьяна, М. М. Богуславского, Л. Д. Воеводина, Е. В. Виноградовой, JI.H. Галенской, В. Ф. Губина, Г. С. Гудвин-Гилла, В. А. Гридина, O.E. Ежовой, М. М. Иванова, И. Я. Киселева, В. В. Комаровой, М. Н. Кузнецова, Д. М. Левина, Л. В. Лазарева, Е. А. Лукашевой, Н. И. Марышевой, О. Ф. Мураметс, С. Ю. Марочкина, И. А. Назаровой, Б. И. Нефедова, И. В. Пантелеевой, В. П. Пастухова, A.A. Рубанова, М. Н. Рыжковой, Б. В. Щетинина, В. Д. Яворского.

Некоторые вопросы правового положения иностранных граждан затрагивались в работах: Д. А. Алимова, P.P. Битиева, В. В. Глазырина, Ю. В. Герасименко, A.A. Грешных, Ю. А. Дмитриева, С. Г. Денисовой, А. Н. Жеребцова, H.A. Зорина, К. А. Корсик, К. Ф. Колибаб, A.B. Куракина, Н. В. Миронова, A.A. Михайлова, А. И. Микульшина, М. А. Моргана, И. А. Новичковой, С. И. Сущинской, A.M. Тесленко, В. Ф. Цепелева и других ученых.

Кроме того, различные стороны организации и деятельности органов внутренних дела в сфере обеспечения прав и свобод российских и иностранных граждан, а также вопросы укрепления законности в работе ее сотрудников изучались в трудах: В. В. Альхименко, Д. Н. Бахраха, В. М. Безденежных, Л. Ш. Берекашвили, A.B. Борисова, В. Н. Бутылина, В. Н. Бушкевича, И. И. Веремеенко, А. П. Герасимова, И. В. Гончарова, Н. Л. Гранат, Р. И. Денисова, М. И. Еропкина, И. Ш. Килясханова, В. Р. Кисина, Л. М. Колодкина, Ф. Е. Колонтаевского, А. П. Коренева, А. П. Косицына, С. И. Котюргина. В. М. Курицына, В. В. Лазарева, P.C. Мулукаева, А. Я. Малыгина,.

A.C. Прудникова, Л. Л. Попова. Л. М. Розина, И. В. Ростовщикова, В. П. Сальникова, A.B. Серегина, Ю. П. Соловья, Г. А. Туманова, В. В. Черникова,.

B.C. Чернявского, В. М. Шамарова, А. П. Шергина и ряда других специалистов.

Обращение большого числа ученых-юристов к различным аспектам правового положения иностранных граждан в Российской Федерации позволяет говорить о сложности и многогранности проблемы конституционно-правового регулирования статуса иностранных граждан, ее недостаточной разработанности в изменившейся социально-экономической и политической ситуации в нашей стране и мире. Процессы глобализации и интеграции, тенденции современных миграционных процессов и порождаемые ими проблемы требуют дальнейшего теоретического осмысления вопросов конституционно-правового регулирования правового положения иностранных граждан в Российской Федерации и выявления роли органов внутренних дел в его реализации.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе регулирования и реализации правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. Предметом исследования служат конституционно-правовые и организационные основы обеспечения правового положения иностранных граждан в России и существующая практика их реализации применительно к деятельности органов внутренних дел.

Цель и задачи исследования

Цель работы состоит в комплексном исследовании конституционно-правового регулирования правового положения иностранных граждан на современном этапе реформирования политических, экономических, социальных и духовно-культурных отношений в Российской Федерации и разработке рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства и повышение эффективной деятельности органов внутренних дел в данной сфере отношений.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

— исследование законодательства, регулирующего правовое положение иностранных граждан в Российском государстве в различные исторические периодыанализ действующего законодательства, регламентирующего правовое положение иностранных граждан, и выработка рекомендаций по его совершенствованиювыявление содержания конституционно-правового статуса иностранных гражданопределение элементов системы конституционно-правового регулирования статуса иностранных гражданрассмотрение различных видов и содержания гарантий основных прав и свобод иностранных граждананализ задач, принципов и функций организации и деятельности отдельных служб и подразделений органов внутренних дел в сфере содействия в реализации, охраны и защиты основных прав и свобод иностранных гражданразработка практических рекомендаций по повышению эффективности функционирования органов внутренних дел в обеспечении основных прав и свобод иностранных граждан.

Методология и методы исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектический метод познания общественных процессов и социально-правовых явлений. В процессе исследования применялись общенаучные, частные и специальные методы познания: логического, формально-юридического, сравнительно-правового, структурно-функционального, статистического анализасистемный, комплексный подход, проводился анализ российского и зарубежного законодательства, международно-правовых актов, принимались во внимание данные исторической науки, философские воззрения.

В работе использован научный потенциал основных понятий и категорий теории права и государства, конституционной теории, относящихся к теме данного диссертационного исследования.

Проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых по отраслевым направлениям юридической науки — конституционному, гражданскому, трудовому праву, уголовно-процессуальному, гражданско-процессуальному законодательству, оперативно-разыскной и административной деятельности органов внутренних дел.

В ходе работы автором проанализированы правовые и иные источники в сфере правового положения иностранных граждан в России: Конституции СССР и РСФСР, Конституция Российской Федерации, конституционное, административное, уголовное, гражданское, процессуальное и иное федеральное российское законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, разъяснения и постановления Конституционного Суда Российской Федерации, пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, решения Прокуратуры Российской Федерации, а также некоторые международно-правовые акты.

Анализ статистических данных позволил выявить эффективность деятельности органов внутренних дел в области обеспечения правового статуса иностранных граждан.

Научная новизна диссертации определяется комплексным изучением российского законодательства и юридической литературы по вопросам конституционно-правового регулирования прав, свобод, обязанностей и гарантий иностранных граждан на территории Российской Федерации. В ней раскрыты теоретические и практические аспекты реализации иностранными гражданами прав и свобод, форм и методов их охраны и защиты государственными органами, в том числе — органами внутренних дел и органами местного самоуправления.

Также научная новизна определяется выработанными предложениями по совершенствованию организационно-правовой деятельности различных государственных органов и подразделений органов внутренних дел в обеспечении реализации конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Законодательное закрепление правового положения иностранных граждан в России развивалось на протяжении длительного периода времени и зависело от политических, социально-экономических и идеологических факторов и условий. В то же время законодательство, регулирующее правовое положение иностранных граждан во все периоды формирования носило фрагментарный характер.

2. Конституционно-правовое регулирование правового положения иностранных граждан в современном демократическом государстве носит комплексный характер, включая: Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления Федерального Собрания Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, решения Генеральной Прокуратуры Российской Федерации и многочисленные нормативно-правовые акты других федеральных органов государственной власти, в том числе — органов внутренних дел.

3. В Российской Федерации конституционно-правовое регулирование положения иностранных граждан осуществляется посредством нормативно-правовых актов различных по своей юридической силе и содержанию. В своей совокупности они представляют собой правовую основу, которая определяет механизм реализации конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей иностранных граждан.

4. Особенностью правового положения иностранных граждан в Российской Федерации является трехуровневая система специальных юридических гарантий, включающая в свой состав международно-правовые гарантиигарантии национального законодательства и гарантии страны пребывания, то есть Российской Федерации.

5. Значительное место в механизме реализации правового положения иностранных граждан занимают федеральные органы исполнительной власти, возглавляемые Правительством Российской Федерации. При этом Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» исключает из состава субъектов конституционно-правовых отношений таких участников, как иностранные граждане. В целях усиления гарантий реализации основных прав и свобод иностранных граждан, особенно в части трудовой миграции и инвестирования, целесообразно внести в ст.ст. 16, 18, 19 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» дополнения по расширению круга субъектов конституционно-правовых отношений, таких как иностранные граждане.

6. Важное место в деятельности по обеспечению прав и свобод иностранных граждан занимают правоохранительные органы и среди них органы внутренних дел. Анализ целей, задач, функций и структуры органов внутренних дел показывает, что городские и районные органы внутренних дел участвуют в обеспечении основных прав и свобод иностранных граждан. Учитывая недостаточную организованность этой проводимой работы, необходимо в структуре городских и районных органов внутренних дел создать специальные подразделения милиции общественной безопасности, которые, выполняя поставленные задачи, специально занимались бы реализацией основных прав и свобод иностранных граждан.1.

Имеются в виду городские и районные органы внутренних дел, выполняющие большой объем указанных функций.

7. Для эффективного обеспечения реализации основных прав и свобод иностранных граждан органами внутренних дел и Федеральной миграционной службой Российской Федерации, представляется необходимым в составе Федеральной миграционной службы России образовать федеральное агентство (Центр) по обеспечению миграционных процессов, которое бы занималось трудоустройством, социальным благоустройством, адаптацией иностранных граждан. Ныне действующая структура органов внутренних дел и Федеральной миграционной службы Российской Федерации свидетельствует о реализации ими только управленческих и надзорных функций в этой сфере деятельности.

8. Для выполнения поставленных целей и задач по реализации правового положения иностранных граждан органами внутренних дел необходимо постоянное обучение сотрудников, в частности, пополнение знаний о правах, свободах и обязанностях иностранных граждан. Для этого, на наш взгляд, необходимо ввести в учебный процесс образовательных заведений МВД России специальный учебный курс «Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в его реализации».

Теоретическая и практическая значимость исследования. Ряд выводов и предложений исследования может способствовать совершенствованию существующих нормативно-правовых актов федерального уровня и разработке дополнительных федеральных законодательных актов и актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих отдельные аспекты конституционно-правовой статуса иностранных граждан.

Содержащиеся в диссертационном исследовании выводы о деятельности органов внутренних дел по реализации конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации могут быть использованы для дальнейшего отраслевого исследования данной тематики в условиях правового реформирования в Российской Федерации.

Сформулированные в диссертации теоретические положения и выводы могут быть использованы в научных исследованиях, а также в процессе преподавания в юридических вузах таких учебных дисциплин, как «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Конституционное право зарубежных стран», при подготовке учебных пособий и методических рекомендаций, а в учебных заведениях МВД России при изучении учебного курса — «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел».

Заключения, выводы, рекомендации могут оказать существенную помощь в практической правоприменительной деятельности органов внутренних дел.

Обоснованность и достоверность полученных результатов определяются комплексным характером исследования. В работе были использованы различные методы научного исследования, соблюдался принцип сопоставления, сравнения и анализа сведений, взятых из независимых источников, анализировались статистические данные.

Автором был изучены работы по конституционному праву, общей теории права, иным отраслевым юридическим наукам, использованы современные достижения общеправовых и отраслевых юридических наук в исследуемой области. В процессе работы над диссертацией были изучены и проанализированы нормативно-правовые акты, имеющие непосредственное отношение к теме исследования, в том числе — Конституция Российской Федерации, акты законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, Указы и иные акты Президента Российской Федерации, нормативные акты органов внутренних дел и др.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России.

Теоретическая апробация результатов научного исследования выразилась в опубликованных автором научных статьях, основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на научных и научно-практических конференциях и семинарах, в частности: «Актуальные проблемы реализации права в современной России» (Орловский юридический институт МВД России, ноябрь, 2002, Орел) — «Актуальные проблемы борьбы с преступностью: история и современность» (Орловский юридический институт МВД России, май, 2003 год, Орел) — «Актуальные проблемы юридической науки и практики» (Орловский юридический институт МВД России, февраль, 2004, Орел) — «Правопорядок и безопасность в России: история и современность» (Орловский юридический институт, май, 2004, Орел) — «Проблемы регулирования миграционных процессов в современной России» (Академия управления МВД России, декабрь, 2004, Москва) — «Органы внутренних дел и безопасность государства: история и современность» (Академия управления МВД России, апреля, 2005, Москва).

Основные идеи, а также теоретические и практические предложения, изложенные автором в настоящем диссертационном исследовании, нашли отражение в 1,6 п.л.

Отдельные положения диссертации используются в учебном процессе в Орловском юридическом институте МВД России при изучении курсов: «Конституционное право России», «Конституционное право зарубежных стран», «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел" — в части особенностей правоприменительной деятельности органов внутренних дел — в УВД Орловской области.

Структура и объем работы. Структура и объем диссертационного исследования были определены, исходя из целей и задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

.

Проведенное исследование показало, что проблема конституционно-правового регулирования правового положения иностранных граждан в Российской Федерации и роли органов внутренних дел в его обеспечении является сложной и многогранной. Только комплексный, системный подход позволяет проникнуть в суть данной проблемы, обеспечивает ее всестороннее исследование.

В заключении необходимо отметить, что в различные периоды времени правовое положение иностранных граждан на территории России закреплялось по-разному, в основном фрагментарно. Это связано с экономическим, социальным, демографическим, политическим положением в нашей стране. Также не следует забывать о том, что у России в отдельные периоды была особая потребность в иностранных инвестициях (в их различном проявлении: материальном и интеллектуальном), которые привлекались в Россию (например, в периоды царствования Алексея Михайловича, Петра I, Екатерины II, Александра II, становления Советского государства). Однако надо признать, что иностранные граждане не имели полноценной правовой защиты. Закономерностью является то, что в годы экономических, политических реформ этому вопросу уделялось большее внимание, правовая защита усиливалась, так как требовалась защита иностранных граждан, а, следовательно, и их деятельности, и их различного рода капиталовложений в нашей стране. Следует сказать и о том, что правовые акты, регламентирующие положение иностранных граждан, зачастую имели пробелы, из-за чего появлялись новые ограничения и нарушения прав иностранных граждан.

Проведенный анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации, позволяет отметить, что иностранный гражданин — это, прежде всего, человек, личность, защищенная нормами международного права, национального права и правом страны пребывания. Кроме того, исходя из законности пребывания всех иностранных граждан следует классифицировать на легально и нелегально пребывающих в стране.

Конституционно-правовое регулирование правового положения любой категории иностранных граждан в Российской Федерации носит комплексный характер и осуществляется посредствам нормативно-правовых актов, различных по своей юридической силе и характеру, представляющих собой правовую систему, которая определяет механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей иностранных граждан в Российской Федерации и имеет определенную специфику, которая состоит в том, что основы правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации закреплены как в правовых актах, общих для всего населения страны, так и в правовых актах, специально адресованных только иностранным гражданам.

Российская Федерация представляет иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантии охраны и защиты, однако, за нарушение норм Российского законодательства иностранные граждане несут ответственность. Это свидетельствует о взаимных гарантиях между иностранным гражданином и Российской Федерацией: предоставляя гарантии, государство требует соблюдения российских законов. В вопросах ответственности государство проводит различия между собственными гражданами и иностранными гражданами, подчиняя последних своему национальному праву. Речь идет о необходимости соблюдать публичный правопорядок, прежде всего административные, уголовные, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные и другие законы. Законодательные акты и нормы публичного права устанавливают ответственность лица перед государством за их нарушение, и по общему правилу государство подчиняет им иностранных граждан так же, как и своих граждан.

В современных условиях для полноценного осуществления прав и свобод иностранных граждан, на наш взгляд, необходимо формирование государственного механизма их обеспечения, в котором важное место занимают органы внутренних дел.

В соответствии с поставленными задачами органы внутренних дел ведут большую работу не только по обеспечению прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации, но и по предупреждению, выявлению и раскрытию злоупотреблений в этой сфере. Осуществляемые органами внутренних дел задачи можно дифференцировать на общие (присущие всем органам внутренних дел) и специальные (присущие подразделениям, занимающимся непосредственно обеспечением прав и свобод иностранных граждан).

Одной из форм обеспечения прав и свобод иностранных граждан органами внутренних дел является правовая форма, которая включает в себя нормотворчество и правоприменение.

Анализ ведомственных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что органы внутренних дел в лице различных структурных подразделений непосредственно участвует в реализации прав и свобод иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации. Однако данная деятельность сопровождена рядом трудностей: нет единого ведомственного нормативного правового акта, который бы регламентировал деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод иностранных граждан. Именно многообразие ведомственных нормативных правовых актов затрудняет быстрый и полноценный процесс реализации прав и свобод иностранных граждан органами внутренних дел. Нормотворческая деятельность органов внутренних дел направлена на обеспечение прав и свобод иностранных граждан, а также на обеспечение механизма реализации прав и свобод иностранных граждан.

Ведомственные нормативно-правовые акты органов внутренних дел (инструкции, приказы, наставления, правила) являются необходимым условием процедурной формы правоприменения, регламентируют порядок реализации законов, обеспечивающих основные права и свободы иностранных граждан.

Организационная форма деятельности органов внутренних дел по обеспечению конституционно-правого статуса иностранных граждан может быть представлена: обеспечением нормального функционирования всей системы органов внутренних делрасстановкой сил и средств при проведении мероприятий и рейдов, а также международным сотрудничеством.

Для эффективного обеспечения реализации прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации подразделениями органов внутренних дел в сфере этой деятельности целесообразно создание полноценного государственного механизма по регулированию миграционных процессов. В связи с этим предлагаем сформировать в рамках МВД России федеральное агентство по обеспечению миграционных процессов. Необходимо выработать государственную систему по обеспечению миграционных процессов в Российской Федерации, в которой одним из главных субъектов обеспечения являются иностранные граждане.

Прежде всего, данная система должна включать в себя:

— управляющий элемент (воздействие на миграционные процессы: путем выработки государственной политики в данной сферепоручениями и распоряжениями Администрации Президента, Правительства, Федерального Собрания Российской Федерацииправоприменительной, контрольной, надзорной деятельностью государственных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами миграции, в том числе и обеспечением прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации);

— нормотворческий элемент (нормотворческая деятельность в области миграции, включающая в себя разработку и сопровождение в инстанциях проектов федеральных законов, других нормативных правовых актов, проведение правовых экспертиз при непосредственном участии ФМС России);

— информационный элемент (сбор, обработка и преобразование миграционных сведений для информационно — правового регулирования миграционной деятельности, осуществляемой федеральными органами государственной власти и субъектов Российской Федерации) элемент обеспечения (всестороннее материально-техническое обеспечение всех структур государственных органов, занимающихся вопросами миграции);

Между тем, содержание реформ, проводимых в системе МВД России, касается главным образом укрепления центрального аппарата и аппарата управления МВД, УВД субъектов Федерации. А городские, районные органы внутренних дел, несмотря на резкое осложнение обстановки, остаются в прежнем положении. Более того, до настоящего времени не прекращаются различные эксперименты по переподчинению отдельных подразделений этих органов, происходит их дробление.

Представляется целесообразным, образовать в горрайонорганах внутренних дел звено, которое специально занималось бы реализацией статуса иностранных граждан в Российской Федерации, а также предупреждением, профилактикой, выявлением и раскрытием преступлений и правонарушений, совершаемых как в отношении иностранных граждан, так и иностранными гражданами. Так, например, проверкой условий проживания иностранных граждан, занимающихся трудовой деятельностью по найму, проведением рейдов по выявлению незаконно находящихся иностранных граждан в Российской Федерации и др.

При подготовке сотрудников внутренних дел в общеобразовательных учреждениях системы МВД России и в целях повышения профессионального уровня сотрудников органов внутренних дел необходимо ввести учебные курсы «Правовое положение иностранных граждан и роль органов внутренних дел в его реализации».

Таким образом, деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется посредством организационно-правовых форм и требует постоянного совершенствования в соответствии с условиями реальной действительности.

Следует отметить, что сложность, многогранность данной темы и ее объем не позволили охватить все ее стороны в рамках настоящего диссертационного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав и свобод человека (1948г.)//Международные акты о правах человека. Сборник документов. 2-е изд., доп. — М.:НОРМА, 2002.-С.38−43.
  2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.)// Международные акты о правах человека. Сборник документов. 2-е изд., доп. — М.:НОРМА, 2002.-С.66−74.
  3. Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.)// Российская газета. 1995, — 23 июня.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 292.
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976.№ 17. Ст. 292.
  6. Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт, 1998.- 48с.
  7. Федеральный Конституционный Закон от 28 апреля 1995 г. ЗЬФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации"// СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
  8. Федеральный Конституционный Закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп. 1 июня 2005 г.)// СЗ РФ.1997.№ 51.Ст.5712.
  9. Федеральный Конституционный Закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"// СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
  10. Ю.Федеральный Конституционный Закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изм. и доп. 7 марта 2005 г.)//СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
  11. Федеральный Конституционный Закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. № 5.Ст.375.
  12. Федеральный Конституционный Закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации"// СЗ РФ. 2004.№ 27.Ст.2710.
  13. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2004 г.)// СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.
  14. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (с изм. от 2 ноября 2004 г.) //СЗ РФ. 1999. № 18.Ст.2207.
  15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 125- ФЗ (ред. от 9 мая 2005 г.)// СЗ РФ. 2002.№ 1 (ч.1).Ст.1.
  16. Трудовой кодекс российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ //СЗ РФ 2002. № 1 (чЛ). Ст. З- 2002. № 30.Ct.3014- 2002. № ЗО.Ст.ЗОЗЗ- 2003.№ 27 (ч.1).Ст.2700- 2004. № 18. Ст. 1690- 2004. № 35. Ст. З607.
  17. Федеральный закон Российской Федерации от 52 декабря 1990 г. № 395−1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. от 30 декабря 2004 г.)// Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. № 27. Ст. 357.
  18. Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. и доп. 2 ноября 2004 г.)//СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
  19. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершениипреступлений» (с изм. от 29 июня 2004)//СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.
  20. Федеральный закон Российской Федерации от 11 августа 1995 г. № 135-ФЭ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.)// СЗ РФ 1995. № 33. Ст. 3334.
  21. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. от 22 августа 2004 г.)//СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
  22. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. от 22. августа 2004 г.)// СЗРФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
  23. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.)// СЗ РФ.1995. № 50. Ст. 4872.
  24. Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г.)// СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
  25. Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.)// СЗ РФ.1996. № 23. Ст. 2750.
  26. Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. от 29 июня 2004 г.)//СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
  27. Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональномобразовании» (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
  28. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп. от 26 июня 2004 г.) //СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
  29. Федеральный закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г.) // СЗ РФ. 1997.№ 39.Ст. 4465.
  30. Федеральный закон Российской Федерации от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп. 29 декабря 2004 г.) //СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711.
  31. Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. от 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 1998. № 2 .Ст.219.
  32. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп. от 1 декабря 2004 г.) //СЗ РФ. 1998. № 13.Ст. 1475.
  33. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. от 10 ноября 2004 г.)// СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
  34. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом» (с изм. от 22 августа 2004 г.)// Российская газета 1998 — 4 августа.
  35. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г.)// СЗ РФ. 1998 г. № 31.Ст. 3806
  36. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской
  37. Федерации» (с изм. от 29 июня 2004 г.) // Российская газета -1998. -1августа.
  38. Федеральный закон Российской Федерации от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 декабря 2004 г.)// СЗ РФ. 1999. № 18.Ст. 2206.
  39. Федеральный закон Российской Федерации от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. от 08.123.2003Г.)//С3 РФ. 1999. № 28.Ст.3493.
  40. Федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 30.12.2004 г.)//с3 РФ. 2001. № 33 (ч.1).Ст.3422.
  41. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. 29 декабря 2004 г.)// Парламентская газета 2001. — 14 августа. — № 152−153.
  42. Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изм. от 28 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
  43. Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 14 февраля 2005 г.)// Парламентская газета 2001 г.- 20 декабря — № 238−239.
  44. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности"//СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
  45. Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. от 20 декабря 2004 г.)// Парламентская газета.-2002 г. -5 июня.-№ 104.
  46. Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 02.11.2004)// СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
  47. Федеральный закон от 25 июля 2002 г № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности"// Российская газета -2002 г.- 30 июля № 138−139.
  48. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 22.08.2004)// Парламентская газета -2002г. 31 июля № 144.
  49. Федеральный закон Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп. от 23 июня 2003 г.)// Российская газета 2002 г.- 25 декабря -№ 241.
  50. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2.Ст. 171.
  51. Федеральный закон Российской Федерации от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (с изм. и доп. от 2 ноября 2004 г.) //Парламентская газета 2003 г.- 12 июля — № 127−128.
  52. Федеральный закон российской Федерации от 11 ноября 2003 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.)//Парламентской газета 2003 г. — 15 ноября -№ 212.
  53. Федеральный закон Российской Федерации от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях"//СЗ РФ.2004. № 25. Ст. 2485.
  54. Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499−1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (сизм. от 23 декабря 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г., № 27. Ст. 920.
  55. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 «О милиции» (с изм. от 22. августа 2004 г.)//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991.№ 16.Ст.503.
  56. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266−1 «Об образовании» (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.) //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., № ЗО.Ст. 1797.
  57. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487−1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изм. от 10 января 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.1992.№ 17.Ст.888.
  58. Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3517−1 (с изм. и доп. от 7 февраля 2003 г.)// Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 22 октября 1992 г., № 42. Ст. 2319.
  59. Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338−1 «О международном коммерческом арбитраже"//Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., № 32. Ст. 1240.
  60. Закон Российской Федерации от 6 августа 1993 г. № 5605−1 «О селекционных достижениях» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 сентября 1993 г., № 36.Ст.1436.
  61. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп. от 5 ноября 2004 г.)// Российская газета 2004 г. — 21 июля — № 154.
  62. Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2001 г. № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31 декабря 2004 г.)// СЗ РФ. 2001. № 24. Ст. 2416.
  63. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 20.05.2004 г.)// Российская газета -2004г. -12 марта -№ 50.
  64. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 01.12 2004г.)//Российская газета 2004 г. — 22 мая — № 106.
  65. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» (с изм. от 7 мая 2005 г.)//СЗ РФ. 2004. № 230. Ст. 3150.
  66. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. № 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации» //СЗ РФ. 1998. № 51.Ст. 6305.
  67. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» // Российская газета 2002 г.-16 октября — № 196.
  68. Приказ МВД РФ от 25 июля 1994 г. № 356 «О дальнейших мерах по обеспечению исполнения органами внутренних дел законодательства Российской Федерации об оружии"// Российские вести 1994 г.- 18 августа — № 154.
  69. Приказ МВД РФ от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814» (с изм. от 24 декабря 2003 г.)// Российская газета 1999 г.- 7 сентября — № 175.
  70. Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. № 297 «Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел российской Федерации» (с изм. от 19 апреля 2004 г.).
  71. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 24 января 2000 г., № 4.
  72. Приказ МВД РФ, МПС РФ, Минтранс РФ, ГТК РФ, ФМС РФ, ФПС РФ, ФСБ РФ, ФСВТ РФ от 18 января 2000 г. № 51/1ц/ 2/15/4/13/11/4 «О мерах по предупреждению правонарушений со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства».
  73. Приказ МВД РФ от 1 ноября 2001 г. № 965 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости"// Российская газета 2002 г. — 23 января — № 13.
  74. Приказ МВД РФ от 15 февраля 2002 г. № 135 «О совершенствовании организации служебных командировок в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. от 9октября 2002 г., 1 июля 2004 г.)// Российская газета 2002 г.-22 июня — № 111.
  75. Приказ МВД РФ, МИД РФ, Минтранса РФ, МПС РФ, ГТК РФ и ФПС РФ от 11 ноября 2002 года № 1095/16 531/143/49/1189/692 «О введении в действие миграционных карт"// Российская газета -2002г.- 13 ноября-№ 215.
  76. Приказ МВД РФ от 13 мая 2003 г. № 325 «Об организации выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников"// Российская газета 2003 г. — 17 июня — № 115.
  77. Приказ МВД РФ от 6 сентября 2004 г. № 533 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по регистрации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту"// Российская газета 2004 г. — 14 октября -№ 226.
  78. Приказ МВД РФ от 19 февраля 2004 г. № 104 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации"// Российская газета 2004 г. — 9 апреля — № 74.
  79. Приказ МВД РФ от 10 ноября 2004 г. № 730 «Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации"// Щит и меч 2004 г. — 2−8 декабря — № 48.
  80. Приказ МВД РФ от 10 ноября 2004 г. № 731 «Вопросы подразделений (организаций), непосредственно подчиненных МВД России"//Щит и меч 2004 г. — 2−8 декабря — № 48.
  81. Приказ ГУВД Московской области управления по делам миграции от 26 марта 2003 г. № 12 «Об организации работы по приему заявительских материалов и оформлению разрешений на работу иностранных граждан».
  82. Инструкция о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости, утвержденная приказом МВД РФ от 1 ноября 2001 г. № 965// Бюллетень нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти от 21 января 2002 г., № 3.
  83. Инструкция об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденная приказом МВД РФ от 14 апреля 2003 г. № 250.
  84. Инструкция по рассмотрению органами внутренних дел Российской Федерации заявлений по вопросам гражданства
  85. Российской Федерации, утвержденная приказом МВД РФ от 19 февраля 2004 г. № 104.
  86. Устав города Москвы (утв. Московской городской Думой 28 июня 1995 г.) (с изм. и доп. от 14 июля 2004 г.)// Вестник мэрии Москвы- 2000 г. май- № 9.
  87. г. Москвы от 30 июня 2004 г. № 43 «О референдумах в городе Москве» (с изм. и доп. от 19 января 2005 г.)// Бюллетень Ведомости Московской городской Думы 2004 г. — № 8.
  88. г. Москвы от 19 сентября 2001 г. № 51 «Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве"// Вестник мэрии Москвы 2001 г. — ноябрь- № 44.
  89. г. Москвы от 8 декабря 2004 г. № 84 «О специальных учреждениях города Москвы для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации» // Тверская, 13 -2004г. 28 декабря — № 155.
  90. Закон Московской области от 12 июля 2000 г. № 43/2000−03 (принят решением Московской областной Думы от 28 июня 2000 г. 7/103) «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Московской области"// Подмосковные известия 2000 г.- август — № 139.
  91. Постановление Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 6 151 111 «О порядке привлечения и использования иностранных работников в городе Москве» (с изм. от 07.10.2003 г.)// Вестник Мэра и Правительства Москвы 2003 г.- август — № 45.
  92. Постановление правительства Москвы от 16 июля 1996 г. № 587 «О практике привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы» (с изм. от 5 марта 1999 г.) // Вестник Мэрии Москвы -1996г. сентябрь — № 18.
  93. Новоторговый устав от 22 апреля 1667 г.// Полное собрание законов Российской Империи. Т.1 № 408. П.85−86.
  94. Манифест от 16 апреля 1762 г.// Полное собрание законов Российской Империи. Т.1. № 1910.
  95. Высочайше утвержденные 8 ноября 1860 г. Правила «О порядке заселения владельческих в Крыму земель заграничными выходцами"// Полное собрание законов Российской империи. Т.1. № 36 298. Ст.З.
  96. Манифест от 1 января 1807 г. «О дарованных российскому купечеству выгодах, отличиях, преимуществах и проч.» // Полное собрание законов Российской Империи. Т.29. № 22 418.
  97. Основные государственные законы // Свод законов Российской Империи. 1857. Т. 1.4.1.
  98. Закон о Состояниях //Свод законов Российской Империи. 1896. Т.9. ст. 1515.
  99. Устав о службе по определению Правительства // Свод законов Российской Империи. 1896. Т. З. Ст. 41.
  100. Устав учебных заведений // Свод законов Российской Империи 1893. Т.9.Ч.1. Ст. 3474.
  101. Устав о пенсиях // Свод законов Российской Империи. 1896. Т. З. Ст.9
  102. Учреждения судебных установлений // Свод законов Российской Империи. 1861. Т.14. Ст. 299, 355.
  103. Положение о Нотариальной части // Свод законов Российской Империи. 1892. Т.14. ст. 5.
  104. Устав гражданского судопроизводства // Свод законов Российской Империи. 1876. Т. 14. П. 5. Ст. 571.
  105. Устав о паспортах, СПб., 1905.
  106. Правила о постоянном и временном пребывании евреев в черте их оседлости и вне оной // Приложение к ст. 68 Устава о паспортах. СПб., 1905.
  107. Положение от 20 марта 1911 г. «Об авторском праве» // Собрание узаконений. 1911. № 61. Ст. 560.
  108. Положения о привилегиях // Собрание узаконений. 1896. № 72. Ст. 798.
  109. Конституция РСФСР 1918 г. // Собрание узаконений. 1918. № 51. Ст. 582.
  110. Кодекс законов о труде РСФСР// Собрание узаконений. 1922. № 70. Ст. 903.
  111. Положение о социальном обеспечении трудящихся от 31 октября 1918 г.// Собрание узаконений. 1918. № 89. Ст. 906.
  112. Декрет ВЦИК и СНК от 28 сентября 1922 года «Об обязательной воинской повинности всех граждан РСФСР мужского пола"// Собрание узаконений. 1922. № 61. ст. 786.
  113. Декрет ВЦИК РСФСР от 28 марта 1918 г. «О праве убежища"// Собрание узаконений. 1918. № 41. Ст. 519.
  114. Декрет СНК РСФСР от 20 октября 1920 г. «О въезде иностранцев из-за границы на территорию РСФСР» // Собрание узаконений. 1921. № 70. Ст. 559.
  115. Декрет СНК РСФСР от 29 августа 1921 года «О порядке высылки иностранцев из пределов РСФСР» // Собрание узаконений. 1921. № 62. Ст. 451.
  116. Декрет СНК РСФСР «Об охране рыбных звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море» // Собрание узаконений. 1921. № 49. Ст. 259.
  117. Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. «О гражданстве» // Собрание узаконений. 1921. № 62.Ст. 437.
  118. Постановление Совета труда и обороны «О студентах-иностранцах высших технических учебных заведений» //Собрание узаконений. 1921. № 50. Ст. 273.
  119. Положение о союзном гражданстве. // Собрание законов и распоряжений правительства СССР. 1924. № 23. Ст. 202.
  120. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 26 июня 1925 года «О предоставлении права на трудовое землепользование иностранцам» // Собрание законов и распоряжений СССР. 1925. № 41. Ст. 303.
  121. Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 сентября 1926 года «Об иностранцах, имеющих временное пребывание или постоянное место жительства в Союзе ССР» // Собрание законов и распоряжений правительства СССР. 1926. № 59. Ст. 439.
  122. Воздушный кодекс СССР// Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 52. Ст. 538.
  123. Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик// Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 50. Ст. 525.
  124. Основы законодательства СССР и союзных республик о браке и семье// Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 27.Ст.241.
  125. Основы законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении// Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. № 52. Ст. 466.
  126. Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 4 августа 1956// Собрание постановлений СССР. 1957. № 1. Ст. 1.
  127. Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик//Ведомости Верховного Совета СССР. 1958. № 1. Ст. 6.
  128. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1966 года «Об уголовной ответственности иностранцев и лиц без гражданства за злостное нарушение правил передвижения на территории СССР"//Ведомости Верховного Совета СССР 1966. № 30. Ст. 59.
  129. Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР"// Ведомости Верховного Совета СССР 1981. № 26. Ст. 836.1. Монографии и статьи
  130. С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. — 643с.
  131. Ю.Г. Законность ведомственных нормативных актов: Монография. Барнаул., 2004. — С.27.
  132. P.C. Теоретические вопросы правосознания: Саратов: СЮИ МВД России, 2001.- 112с.
  133. В.В. Ограничения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел.// Материалы конференции (Москва, 29 апреля 2002 года). Государство, личность и органы внутренних дел. М., 2002. — С. 10.
  134. H.A. Категория статуса в конституционном праве // Вестник Моск. ун-та. Серия. Право. 1998. — № 3. — С.3−4.
  135. В.Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан: Монография. -Челябинск: ЧЮИ МВД России, 2001. С. 29.
  136. H.A. Гарантии реализации государственно-правовых норм, Воронеж, 1984.-С.19.
  137. В.И. Права человека в деятельности органов внутренних дел. // Материалы конференции Государство, личность и органы внутренних дел. — М. Академия управления МВД Россини, 2003. — С. 5.
  138. Ю.В. Правовые основы статуса лиц, не являющихся гражданами России (история, современность, перспективы): Монография М.: Академия управления МВД России, 2003 — С. 68.
  139. C.B. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества.// Государство и право. 2002 — № 10.-С.17.
  140. Т. Легальность определяется по карте//Щит и меч от 28 апреля
  141. К.А. Особенности правового регулирования статуса иностранных граждан в РФ. М.: ОКТБ, 1999. 158с.
  142. К.А. Проблемы правового регулирования статуса иностранных граждан в Российской Федерации. М.: Московский юридический институт, 1999. — 157с.
  143. Л.В. Иностранные граждане: правовое положение. М.: Российское право, 1992. — 318с.
  144. В. Взаимодействие как фактор эффективности работы правоохранительных органов// Профессионал. 2000. — № 5. — С.11−13.
  145. П. Большие перемены // Независимая газета -15.02.2005.-№ 50.
  146. А. Правовое положение иностранцев в СССР. М.: Юриздат, 1924.-52с.
  147. Н.И. Актуальные проблемы теории права: Монография. Саратов: Сарат. гос. академия права, 2003. — 512 с.
  148. Н.И. Личность. Права. Демократия (теоретические проблемы субъективного права). Саратов, 1972. С. 189−191
  149. А.И. О понятии режимов иностранцев// Советский ежегодник международного права. М., 1974.
  150. A.B. О гарантиях прав и свобод граждан // Советское государство и право. 1963. — № 8. — С.24−33.
  151. Т. Перспективы развития законодательных основ деятельности МВД России. // Профессионал. 2004. — № 1.- С. 9.
  152. A.C. Социальный и правовой механизм обеспечения прав человека //Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов, 1994. — С.79−80.
  153. П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм // Правоведение. 1981. — № 3. — С.44−53.
  154. МЛ. Найти золотую середину: по числу иммигрантов догоняем США // Родная газета 12−18.09.2003. — № 20(20).
  155. О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в 1996—1997 гг. г. // Доклад Комиссии по правам человека при Президенте РФ М. Д998.С.5
  156. Правоприменение в Советском государстве. М.: Юр ид. Лит., 1985.-304 с.
  157. И.С. О правовых формах осуществления функции Советского государства.// Советское государство и право. 1985. -№ 3. — С.88−91.
  158. В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 687 с.
  159. И. В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1997. — С. 131−147.
  160. В.В. Перспективы совершенствования правового обеспечения деятельности органов внутренних дел.// Правовая наука на рубеже 21 столетия. 0мск.2000.с.217.
  161. B.C. Права человека и государство в Российской Федерации. М., 2002. С. 181.
  162. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты
  163. С.А. Конституционное право. Энциклопедический словарь.-М.: НОРМА, 2001.-С.463.
  164. Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы.-СПб., 2003. С. 336.
  165. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник. / Под ред. Коренева А. П 4-е изд. с изм. и доп.-М., 2002. — С.46.
  166. A.M. Государственно-правовой статус иностранцев в зарубежных социалистических странах Европы: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 М., 1980. — 24 с.
  167. A.M. Государственно-правовой статус иностранных граждан в социалистических странах Европы: Пособие М.: ВНИИ МВД СССР, 1983.-С.68
  168. A.M., Мураметс О. Ф. принципы правового регулирования пребывания в СССР иностранцев. Учебное пособие. М.:ВНИИ МВД СССР, 1979. — С. 5−6.
  169. Ю.Г. Обеспечение прав человека и гражданина в нормотворческой деятельности ОВД. Дис.. канд. юрид. наук. М., 1998.-С.26.
  170. М.М. Новый советский закон о правовом положении иностранных граждан в СССР. Советский ежегодник международного права 1982 г. М, 1983. — С.71−84.
  171. М.М., Рубанов A.A. Правовое положение иностранцев в СССР М.: ИМО, 1956.-е. 16
  172. Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов. Учебное пособие.- М.: Щит-М, 2000- 163с.
  173. A.A., Солдатов С. А. Конституционное право России: Учебник -М.: Профобразование, 2003. С. 190.
  174. В.А. Комментарий к положению о порядке назначении и выдаче пенсий. -М., 1994. С. 300.
  175. А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. -М, 2002.-С. 146.
  176. С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.-С.91
  177. P.P. Особенности правового статуса иностранцев в Российской Федерации. Дисс.. канд.юрид.наук.: 12.00.02. М., 2001 — 194с.
  178. В.Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан: Дисс.. докт. юрид. наук. М., 2001. — С. 459.
  179. В.Н., Гончаров И. В. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел. Учебное пособие. М.: Академия управления МВД России, 2002.-С. 18, 53.
  180. В.Н., Сидоров В. Г. Милиция в механизме реализации конституционных прав и свобод граждан. Лекция. М.: Академия управления МВД России, 1996. — С.21.
  181. H.B. Основы теории правового положения личности в социалистичеком обществе. М.: Юрид. Лит., 1978. — С. 163−165.
  182. H.H. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 1983. — С. 160.
  183. С.Г. Конституционно-правовой статус беженцев и лиц, ищущих убежище: сравнительный анализ законодательства и практики Российской Федерации и зарубежных стран: Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2002. — С.З.
  184. Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция Омск: Юридический институт МВД России, 1996.-С.10−15.
  185. Герасименко Ю. В, Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами РФ (вопросы теории и практики): Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.02 М., 2003. — С. 108.
  186. А.Г. Частное международное право. М., 1928. — С.70.
  187. A.A. Правовое регулирование статуса иностранных граждан в России: на примере Дальневосточного региона: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 М., 1998. — 24 с.
  188. A.B. Конституционное право России: проблемы теории и практики. Учебник. СПб.: Альфа, 2000.С.77.
  189. В.И. Основы государственной гарантии прав и свобод личности в системах основ конституционного строя и статуса Российской Федерации: Лекция -М.: Экономика, 2003. С. 4.
  190. С.И. Милиция в механизме современного российского государства. Дисс.. канд.юрид.наук: 12.00.02. -М., 1996. С. 90.
  191. В.М. Права человека и механизмы их защиты: Учебное пособие. М.:ЭКСМОС, 2003. — 228с.
  192. В.И., Пастухов В. П. Правовой статус иностранцев в СССР.Учебное пособие. Киев: Вища школа, 1987. — 260с.
  193. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право Российской Федерации: Учебник-М.: Юристъ, 1995. С. 186.
  194. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Курс лекций -Саранск, 1994. С. 116.
  195. .П., Ю.П. Соловей, В. В. Черников Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». 4-е изд., перераб. и доп. -М., 2004.- С. 14.
  196. .П., Соловей Ю. П., Черников В. В. Российский закон о милиции. М., 1992. — С.68.
  197. А.Н. Конституционные социально-экономические прав и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в их обеспечнии: Дисс.. канд.юрид.наук. М., 2004.С.127.
  198. М.Н. Иностранные граждане на территории СССР: правовые вопросы. Учебное пособие. М.: Университет дружбы народов, 1985.-С. 10−13.
  199. М.Н. Гражданско-правовое положение иностранцев в СССР. Учебное пособие. М.: Академия управления МВД СССР, 1981.-46с.
  200. A.B. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в российской Федерации и роль органов внутренних дел в его обеспечении: Дис.. канд.юрид. наук: 12.00.02. М., 2000. — С.69.
  201. В.В., Левченко И. П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел. М., 1989. — С.37−40.
  202. Д.М. Правовое положение иностранцев в РСФСР. Справочник для иностранцев. М.: НКИД, 1923. — 77с.
  203. H.A. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства: Учебноепособие / Под ред. Радько Т. Н. М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2001.-97с.
  204. Н.В. Правовое регулирование внешних сношений СССР.- М. Д971.-С.100.
  205. Общеправовые основы управления органами внутренних дел: Курс лекций. М., 2004. — С. 147.
  206. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. М. Н. Марченко. Т.1. теория государства. -М., 1998. — С.268.
  207. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — С.364.
  208. Организация нормотворческой деятельности в системе МВД России. Пособие. М., 2002. — С.6.
  209. Общая теория права и государства: Учебник. /Под ред. В. В. Лазарева.-М.: Юристь, 1994.С.174.
  210. Общая теория прав человека./ Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 1996.-520с.
  211. Обеспечение и охрана прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Учебное пособие /Под ред. И. П. Левченко, Л. К. Суворова. М., 2000. — С. 37.
  212. А.И. Административно-правовые гарантии прав и свобод в сфере охраны общественного порядка: Автореф. дис. юрид. наук: 12.00.02. М., 1998. -24с.
  213. В.А. Государство и личность в СССР (проблемы взаимоотношений) М., 1974. — С.237−239.
  214. Правовое регулирование миграционных процессов в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов, международныхдоговоров, судебных решений/ Авт.-сост.: A.A. Подмарев, A.B. Сокольникова. Саратов: СЮИ МВД России, 2004. — 244с.
  215. Права человека: Учебник для вузов/ Отв. ред. Е. А. Лукашева. -М.: НОРМА ИНФРА, 2002. — 573с.
  216. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ.ред. Е. А. Лукашевой. М.: НОРМА, 2002. — 448с.
  217. О.Г., До донов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. -М.: Инфра-М, 1997. С. 240.
  218. A.C. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: Автореф. дис.. докт.юрид.наук: 12.00.01 -М., 1972. С. 5.
  219. М.В. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в России и гарантии их реализации: Автореф. дис. .канд.юрид.наук: 12.00.02. СПб., 2000. — С. 11.
  220. В.Г. Государственно-правовое регулирование деятельности милиции по обеспечению прав и свобод граждан в условиях реформирования политической системы: Дисс.. канд.юрид.наук. М., 1996. — С. 108.
  221. . Политический трактат// Изб.произвед. в 2-х т.Т.2.М., 1957.С.296
  222. Сравнительное конституционное право: Учебное пособие/Отв. ред.В. Е. Чиркин. М.: Международные отношения, 2002. — 448с.
  223. Сравнительное конституционное право: Учебник/ Отв. ред. В. Е. Чирки. М.: Манускрипт, 1996. — 729с.
  224. A.B., Резниченко Г. И. Предмет и задачи учебного курса «Обеспечение прав человека органами внутренних дел»: Лекция, прочитанная в университете. СПб.: Санкт Петербургский университет МВД России, 1999 — С. 8.
  225. Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск: ВШМ МВД РФ, 1993. — с.362.
  226. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2003 году. -М., 2004. С. 59.
  227. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2004 году.- М., 2005. С.З.
  228. A.M. Правовой статус иностранцев в России (вторая половина 17- начало 20 В.в.): Дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.01. -Екатеренбург, 2000. 226с.
  229. Теория права и государства. Учебник/ Под ред. В. В. Лазарева -М.: Право и закон, 2001. С. 243.
  230. Теория права и государства. Учебник/ Под ред. проф. Г. Н. Манова. -М.: Зерцало, 1995. С. 206.
  231. Л.В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия /Под редакцией М. Ю. Тихомирова.- М.: Юринформценр, 1998. -С.84.
  232. К.Б., Хабибулин А. Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа, 1991. — С. 41.
  233. К.Б., Хабибуллин А. Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система, характеристика, особенности реализации. Учебное пособие. Уфа, 1990.С.72.
  234. И.А. Основы правового положения иностранцев в СССР: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 1984. — С.7−8.
  235. В.И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. Саратов, 1977. — С. 153.
  236. .И. Правовая регламентация статуса иностранных граждан в СССР: Учебное пособие, 4.1. Омск: ОВШМ СССР -1988.-С.24−25.
  237. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации/Отв. Ред. В. В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Спарк, 2001.-С. 109.
  238. Е.В. Юридические гарантии прав и свобод и обязанностей человека и гражданина: Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.02 СПб., 1997.-С.ЗЗ.
  239. В.И. Конституционное право России: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. — С. 173.
  240. В.В. Нормативные акты органов внутренних дел в системе правовых актов управления: Лекция. М.:МЮИ МВД России, 1996.-С.4.
  241. В.Ф. Уголовная ответственность иностранных граждан: Учебное пособие. М.: Академия управления МВД России, 1992. -С.6−8.
  242. .В. Проблемы теории советского государства. М., 1974. С.197−198.
Заполнить форму текущей работой