Гос-во и право Древнего Вавилона
Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (три года), ограничении процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Общественный и государственный строй Вавилона
- 1. 1. Возникновение государства
- 1. 2. Общественный и государственный строй Древнего Шумера
- 1. 3. Общественный строй Вавилонского государства
- 2. Законы Хаммурапи
- 2. 1. Общая характеристика
- 2. 2. Право собственности
- 2. 3. Обязательства
- 2. 4. Брачно-семейные отношения
- 2. 5. Уголовное право и процесс
- Заключение
- Список литературы
Междуречье Тигра и Евфрата (Месопотамия) — это тот регион, где появились первые государства и правовые системы .
В начальные два тысячелетия их существования здесь сменилось множество государств. Главнейшим объектом собственности в вавилонии являлась земля. Она находилась в государственной (включая храмовую), общинной и частной собственности.
Законы Хаммурапи уделяют значительное внимание вопросам охраны права собственности, ставя на первое место государственную: царскую и храмовую. Наиболее оригинальным явлением в системе вещных прав было так называемое имущество илкум. В его состав входил земельный участок, дом и инвентарь, предоставляемые из царского фонда воинам и чиновникам на время выполнения ими юсу-дарственной службы. Это имущество было изъято из оборота и не подлежало ни продаже, ни завещанию, ни употреблению на выкуп из плена или уплату долгов. Продажа могла .быть по закону.
В брачно-семейном законодательстве закреплялось господство отца и мужа .
Теоретически семья была моногамна, однако при бездетности или болезни жены муж мог взять наложницу или рабыню; их дети, признанные отцом, приравнивались по своему статусу к «законнорожденным». Несмотря на очевидное неравноправие супругов, которое особенно заметно в нормах о разводе, о последствиях измены (а для жены — единственно лишь обвинения в измене), наконец, об убийстве мужа — супруга сохраняет частичную дееспособность. Так, ее приданое не принадлежит супругу, а только находится в его пользовании; жена может обезопасить себя от добрачных долгов супруга. Отцовская власть простиралась достаточно широко; отец мог продавать детей, лишить сына наследства с согласия суда или, наоборот, оставить ему по кончине несколько большую долю имущества.
В последнем из приведенных примеров видны зачатки завещательного наследования. Но свобода завещаний неизвестна законам хаммурапи. При наследовании по закону сыновья получают равные доли имущества. Приемные дети — а этот институт широко использовался как способ замены наемных работников в условиях малочисленности рабов — также участвовали в дележе наследственной массы. Приданое матери наследовалось сыновьями, хотя брачный подарок мужа она могла завещать одному из них. Дочери получали приданое, а от наследования отстранялись. Законам хаммурапи неизвестная кровная месть. В системе наказаний важную роль играет принцип талиона, т. е. воздаяния равным за равное.
Материальный талион применяется только между равными по социальному положению субъектами, например, «мужами» (авилумами).
Чёрный базальтовый столб, на котором высечены эти законы, был захвачен в качестве трофея эламитами при их очередном набеге на Вавилонию. По повелению эламского царя несколько строк текста было стёрто, очевидно, с целью поместить имя этого царя, в результате 35 из 282 высеченных изначально статей написанных на лицевой стороне столба к моменту его находки отсутствовали. Верхняя часть лицевой стороны столба украшена рельефным изображением Хаммурапи стоящего в молитвенной позе перед сидящим богом Солнца и Правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Вся остальная часть столба с обеих сторон заполнена клинописным текстом. По приведённой выше причине на стеле сохранились 247 из 282 статей законов. Позднее недостающие статьи были почти полностью восстановлены на основе фрагментов клинописных табличек, найденных в Сузах и других местах, особенно в знаменитой библиотеке Ашурбанипала.
Текст состоит из трёх частей: введения, собственно законов и заключения. Сами законы принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву и раскрывают многие важные вопросы социальной истории Вавилонии первой половины II тысячелетия до н.э. Примечательно, что фактически за любой серьёзный проступок по этому законодательству полагается смерть .
Цель данной работы характеристика государства и права Древнего Вавилона.
Сообразно выдвинутой цели, задачами рабоы являются:
Анализ общественного и государственного строя Вавилона,
Изучение основных аспектов Законов царя Хаммурапи.
В работе нами использованы различные источники: учебная, специальная
литература, монографии и публикации, Интернет-ресурсы.
1.Общественный и государственный строй Вавилона
1. 1. Возникновение государства
Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное врем сохранялись пережитки родопле-менной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.
К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.
Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевника-ми-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования Шумера. Удобное географическое положение обеспечивало возвышение Вавилона. Он становится столицей небольшого царства. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н. э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400 лет.
Новый подъем Вавилон переживает в VIIVI вв. до н. э. Период с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладени, расцвета рабовладельческих отношений. Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир.
1. 2. Общественный и государственный строй Древнего Шумера
Общественный и государственный строй Древнего Шумера характеризуется сохранением пережитков родоплеменной организации. Особенности ведения сельского хозяйства, связанные с необходимостью организованного орошения, обусловили существование территориальных общин.
Огромную роль в жизни Шумера играло жречество, составлявшее высшие слои шумерского общества. Храмы были центрами управления сельским хозяйством. Сначала они не имели собственной земли, и каждая деревня выделяла участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный с него урожай отдавали храму .
Постепенно храмы присвоили эти земли и стали вести на них самостоятельное хозяйство.
В Шумере довольно рано была разрешена купля-продажа земли, и это стало основой увеличения храмовых земель. Часть земель сдавалась в аренду. Широко применялся на храмовых землях наемный труд безземельных крестьян. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.
Более половины населения составляли родовые общинники. Общинные земли являлись исходной точкой для развития частного землевладения и купли-продажи земли.
Рабов в Шумере было мало в основном пленные либо купленные чужеземцы. Различались рабы храма и рабы частных лиц.
Общинники, потерявшие связь с общиной, имели правовой статус клиента и, обладая личной свободой, находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц.
Шумер не был единым государством. На его территории находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей. Наиболее известными были города Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш .
Во главе города и области стоял правитель, носивший титул «энси» («патеси»). Это был верховный жрец главного городского храма. В случае если власть правителя выходила за рамки города, правителю присваивался титул «лугаля». Функции их были одинаковы и сводились к управлению общественным строительством и ирригацией, храмовым хозяйством; они возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.
Совет старейшин и народное собрание избирали правителя, давали ему рекомендации во всех важнейших делах, проводили общий контроль за его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом. Таким образом, это были органы, ограничивавшие власть правителя.
Список литературы
- Аннерс Э. История европейского права. М.: 1994.
- Антокольская М.В. История семейного права. М., 1997.
- Батыр К.И. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права Т.2 — М. 1996 г.
- Всеобщая история государства и права: Учебник/ Под ред. проф. К. И. Батыра М., 2002.
- Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004.
- История государства и права зарубежных стран // Под ред. Жидков О. А., Крашенинникова Н. А М., 2004.
- История государства и права зарубежных стран. Т. II. / Под ред. проф. П. Н. Галанзы. М., 2000.
- История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов./Под общ.ред.проф.Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А. М., 2000.
- Кейлин А.Д. Судоустройство и гражданский процесс капиталистических стран. М.: 1990.
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б. А. Страшун. Т. 12. Общая часть. 3-е изд. М.: БЕК, 2004
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б. А. Страшун. Т. 3. Особенная часть: страны Европы. М.: БЕК, 2004.
- Лурбе И.М. Очерки древнеегипетского права XVI—XX вв.. до н.э. — Л., 1960.
- Основы государства и права. А. Б. Венгеров, И. Ф. Казьмин, А. В. Миукевич и др. / Под. ред. А. Д. Кашина. — М., 1987.
- Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/Отв. ред. А. Я. Сухарев. М., 2000.
- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века // Сост. В. А. Томсинов. М., 2002.
- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Древний мир и Средние века. М., 2003.-602.
- Черниовский З.М. Всеобщая история государства и права. — М.: Зерцало, 2005.-540с
- Черпел М. История государства и права. М., 2004.
- http://www.advokatpravo.ru/zakham.html
- http://ru.wikipedia.org