Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гос-во и право Древнего Вавилона

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (три года), ограничении процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Общественный и государственный строй Вавилона
    • 1. 1. Возникновение государства
    • 1. 2. Общественный и государственный строй Древнего Шумера
    • 1. 3. Общественный строй Вавилонского государства
  • 2. Законы Хаммурапи
    • 2. 1. Общая характеристика
    • 2. 2. Право собственности
    • 2. 3. Обязательства
    • 2. 4. Брачно-семейные отношения
    • 2. 5. Уголовное право и процесс
  • Заключение
  • Список литературы

Междуречье Тигра и Евфрата (Месопотамия) — это тот регион, где появились первые государства и правовые системы .

В начальные два тысячелетия их существования здесь сменилось множество государств. Главнейшим объектом собственности в вавилонии являлась земля. Она находилась в государственной (включая храмовую), общинной и частной собственности.

Законы Хаммурапи уделяют значительное внимание вопросам охраны права собственности, ставя на первое место государственную: царскую и храмовую. Наиболее оригинальным явлением в системе вещных прав было так называемое имущество илкум. В его состав входил земельный участок, дом и инвентарь, предоставляемые из царского фонда воинам и чиновникам на время выполнения ими юсу-дарственной службы. Это имущество было изъято из оборота и не подлежало ни продаже, ни завещанию, ни употреблению на выкуп из плена или уплату долгов. Продажа могла .быть по закону.

В брачно-семейном законодательстве закреплялось господство отца и мужа .

Теоретически семья была моногамна, однако при бездетности или болезни жены муж мог взять наложницу или рабыню; их дети, признанные отцом, приравнивались по своему статусу к «законнорожденным». Несмотря на очевидное неравноправие супругов, которое особенно заметно в нормах о разводе, о последствиях измены (а для жены — единственно лишь обвинения в измене), наконец, об убийстве мужа — супруга сохраняет частичную дееспособность. Так, ее приданое не принадлежит супругу, а только находится в его пользовании; жена может обезопасить себя от добрачных долгов супруга. Отцовская власть простиралась достаточно широко; отец мог продавать детей, лишить сына наследства с согласия суда или, наоборот, оставить ему по кончине несколько большую долю имущества.

В последнем из приведенных примеров видны зачатки завещательного наследования. Но свобода завещаний неизвестна законам хаммурапи. При наследовании по закону сыновья получают равные доли имущества. Приемные дети — а этот институт широко использовался как способ замены наемных работников в условиях малочисленности рабов — также участвовали в дележе наследственной массы. Приданое матери наследовалось сыновьями, хотя брачный подарок мужа она могла завещать одному из них. Дочери получали приданое, а от наследования отстранялись. Законам хаммурапи неизвестная кровная месть. В системе наказаний важную роль играет принцип талиона, т. е. воздаяния равным за равное.

Материальный талион применяется только между равными по социальному положению субъектами, например, «мужами» (авилумами).

Чёрный базальтовый столб, на котором высечены эти законы, был захвачен в качестве трофея эламитами при их очередном набеге на Вавилонию. По повелению эламского царя несколько строк текста было стёрто, очевидно, с целью поместить имя этого царя, в результате 35 из 282 высеченных изначально статей написанных на лицевой стороне столба к моменту его находки отсутствовали. Верхняя часть лицевой стороны столба украшена рельефным изображением Хаммурапи стоящего в молитвенной позе перед сидящим богом Солнца и Правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Вся остальная часть столба с обеих сторон заполнена клинописным текстом. По приведённой выше причине на стеле сохранились 247 из 282 статей законов. Позднее недостающие статьи были почти полностью восстановлены на основе фрагментов клинописных табличек, найденных в Сузах и других местах, особенно в знаменитой библиотеке Ашурбанипала.

Текст состоит из трёх частей: введения, собственно законов и заключения. Сами законы принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву и раскрывают многие важные вопросы социальной истории Вавилонии первой половины II тысячелетия до н.э. Примечательно, что фактически за любой серьёзный проступок по этому законодательству полагается смерть .

Цель данной работы характеристика государства и права Древнего Вавилона.

Сообразно выдвинутой цели, задачами рабоы являются:

 Анализ общественного и государственного строя Вавилона,

 Изучение основных аспектов Законов царя Хаммурапи.

В работе нами использованы различные источники: учебная, специальная

литература, монографии и публикации, Интернет-ресурсы.

1.Общественный и государственный строй Вавилона

1. 1. Возникновение государства

Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное врем сохранялись пережитки родопле-менной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.

К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевника-ми-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования Шумера. Удобное географическое положение обеспечивало возвышение Вавилона. Он становится столицей небольшого царства. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н. э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400 лет.

Новый подъем Вавилон переживает в VIIVI вв. до н. э. Период с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладени, расцвета рабовладельческих отношений. Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир.

1. 2. Общественный и государственный строй Древнего Шумера

Общественный и государственный строй Древнего Шумера характеризуется сохранением пережитков родоплеменной организации. Особенности ведения сельского хозяйства, связанные с необходимостью организованного орошения, обусловили существование территориальных общин.

Огромную роль в жизни Шумера играло жречество, составлявшее высшие слои шумерского общества. Храмы были центрами управления сельским хозяйством. Сначала они не имели собственной земли, и каждая деревня выделяла участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный с него урожай отдавали храму .

Постепенно храмы присвоили эти земли и стали вести на них самостоятельное хозяйство.

В Шумере довольно рано была разрешена купля-продажа земли, и это стало основой увеличения храмовых земель. Часть земель сдавалась в аренду. Широко применялся на храмовых землях наемный труд безземельных крестьян. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.

Более половины населения составляли родовые общинники. Общинные земли являлись исходной точкой для развития частного землевладения и купли-продажи земли.

Рабов в Шумере было мало в основном пленные либо купленные чужеземцы. Различались рабы храма и рабы частных лиц.

Общинники, потерявшие связь с общиной, имели правовой статус клиента и, обладая личной свободой, находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц.

Шумер не был единым государством. На его территории находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей. Наиболее известными были города Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш .

Во главе города и области стоял правитель, носивший титул «энси» («патеси»). Это был верховный жрец главного городского храма. В случае если власть правителя выходила за рамки города, правителю присваивался титул «лугаля». Функции их были одинаковы и сводились к управлению общественным строительством и ирригацией, храмовым хозяйством; они возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.

Совет старейшин и народное собрание избирали правителя, давали ему рекомендации во всех важнейших делах, проводили общий контроль за его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом. Таким образом, это были органы, ограничивавшие власть правителя.

Гос-во и право Древнего Вавилона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии Ниппур, Сиппар и Вавилон имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.

Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Поэтому в государстве ценились умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.

В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.

Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение.

В Вавилоне существовала постоянная армия.

Таким образом, мы рассмотрели общественный и государственный строй Древнего Вавилона. Далее речь пойдет об основном источнике права Вавилона Законах царя Хаммурапи.

2. Законы Хаммурапи

2.1.Общая характеристика

Правление царя Хаммурапи (17 921 750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба, изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.

При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

2.2.Право собственности

Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению обшинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество «илку»), о чем говорилось выше.

2.3.Обязательства

В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно '/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из объема урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Был широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (три года), ограничении процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

В условиях существования частной собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках), при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество «илку»), считалась недействительной.

Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.

Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба); корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. История европейского права. М.: 1994.
  2. М.В. История семейного права. М., 1997.
  3. К.И. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права Т.2 — М. 1996 г.
  4. Всеобщая история государства и права: Учебник/ Под ред. проф. К. И. Батыра М., 2002.
  5. В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004.
  6. История государства и права зарубежных стран // Под ред. Жидков О. А., Крашенинникова Н. А М., 2004.
  7. История государства и права зарубежных стран. Т. II. / Под ред. проф. П. Н. Галанзы. М., 2000.
  8. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов./Под общ.ред.проф.Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А. М., 2000.
  9. А.Д. Судоустройство и гражданский процесс капиталистических стран. М.: 1990.
  10. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б. А. Страшун. Т. 12. Общая часть. 3-е изд. М.: БЕК, 2004
  11. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б. А. Страшун. Т. 3. Особенная часть: страны Европы. М.: БЕК, 2004.
  12. И.М. Очерки древнеегипетского права XVI—XX вв.. до н.э. — Л., 1960.
  13. Основы государства и права. А. Б. Венгеров, И. Ф. Казьмин, А. В. Миукевич и др. / Под. ред. А. Д. Кашина. — М., 1987.
  14. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/Отв. ред. А. Я. Сухарев. М., 2000.
  15. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века // Сост. В. А. Томсинов. М., 2002.
  16. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Древний мир и Средние века. М., 2003.-602.
  17. З.М. Всеобщая история государства и права. — М.: Зерцало, 2005.-540с
  18. М. История государства и права. М., 2004.
  19. http://www.advokatpravo.ru/zakham.html
  20. http://ru.wikipedia.org
Заполнить форму текущей работой