Проблемы взаимного психологического влияния деловых партнёров в деловом общении
![Реферат: Проблемы взаимного психологического влияния деловых партнёров в деловом общении](https://westud.ru/work/336056/cover.png)
Вступая в общение, т. е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая что-то, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться от него желаемого ответа, выполнения поручения, понимания того, что он до тех пор не понимал. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Это не исключает случаев пустой… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Понятие «общение», виды и структура
- 2. Общение как межличностное взаимодействие
- 3. Специфика делового общения
- 4. Психологическое влияние в деловом общении
- Заключение
- Список литературы
- Актуальность и степень разработки
Проблема общения занимает одно из ведущих мест в психологии. Так Лисина М. И. описывает общение как особый вид деятельности, характеризующийся, прежде всего, своей направленностью на другого участника взаимодействия как на субъекта.
Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.
Понимание психологической стороны делового общения предполагает осмысления целого ряда проблем. Это касается, прежде всего, психологических качеств личности как субъекта общения, а также психологических характеристик межличностного общения деловых людей. Осмысление данных проблем предполагает использование многих положений общей и социальной психологии. На их основе анализируются проблемы взаимного восприятия деловых партнеров, их коммуникативные (вербальные и невербальные взаимодействия), проявления их разнообразных психологических состояний в процессе общения и т. д.
Таким образом, очевидна актуальность изучения проблемы взаимного психологического влияния деловых партнёров в деловом общении. При этом надо отметить, что степень разработанности данного вопроса в зарубежной литературе превалирует над отечественными исследованиями.
Целью нашей работы стало изучение проблемы взаимного психологического влияния деловых партнёров в деловом общении.
Реализации цели послужили следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «общения», «коммуникации» и «делового общения».
2. Охарактеризовать общение как межличностное взаимодействие.
3. Изучить специфику делового общения и психологического влияния в деловом общении.
1. Понятийный аппарат
Общение это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.
Общение это также специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
Основные средства общения:
1.Язык — система слов, выражений и правил их соединения;
2.Интонация, эмоциональная выразительность;
3.Мимика, поза, взгляд собеседника;
4.Жесты;
5.Расстояние (дистанция).
Выделяют следующие виды общения:
1) Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используя привычные маски — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Иногда такой контакт оправдан, дабы не задевать друг друга без надобности, чтобы отгородиться от собеседника.
2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен — активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и этого не скрывают.
3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4) Деловое общение — когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но неинтересны дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5) Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, интонации, движениям.
6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы, в зависимости от особенностей личности собеседника.
7) Светское общение. Суть его в беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это закрытое общение, т.к. точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Выделяют вербальное и невербальное общение. Вербальное общение представлено речью, т. е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленным за ними в общественном опыте значениями. Различают следующие виды речи: письменная и устная. В общение людей включены эмоции, которые образуют невербальную сторону общения. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех и т. п., которые образуют знаковую систему.
Список литературы
- Акишина А.А., Кано Х.г Акишина Т. Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М., 1991.
- Бодалёв А.А. Личность в общении. М., 1983.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М, 1980.
- Григорьева Т.Г., Линская Л. В., Усольцев Т. П. Основы конструктивного общения. — М., 1997.
- Конецкая В.П. Социология коммуникации. Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации — М., 2006.
- Лабунская В.А. Введение в психологию невербального поведения. Р-н/Д., 1994.
- Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997.
- Общая психология: Учебник / Под ред. А. В. Петровского. М., 2006.
- Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г. М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.
- Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Пер. с англ. Н. Новгород, 2002.
- Прикладная социальная психология./ Под ре. А. Н. Сухова и А. А. Деркача М., 2006.
- Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 2004.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
- Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и проитвостояния влиянию СПб.: Речь, 2004.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2007.