Взаимодействие малого бизнеса и государства
В финансовой сфере наиболее важными для предпринимателей представляется участие в различных финансовых программах государства и инвестиции. Таким образом, можно сказать, что по большому счету организации сталкиваются с одними и теми же проблемами. Современные представители малого предпринимательств, на пути осуществления и развития своих проектов, сталкиваются с большим количеством проблем… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Сущность и законодательное регулирование малого бизнеса
- 1. 1. Понятие и основные черты малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса
- 1. 2. Роль малого бизнеса в рыночной экономике
- 1. 3. Правовые основы малого бизнеса в России
- 2. Особенности развития малого бизнеса в России
- 2. 1. Анализ динамики развития малого бизнеса в России
- 2. 2. Актуальные проблемы развития малого бизнеса в современных российских условиях
- 2. 3. Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России
- 3. Направления взаимодействия малого бизнеса и государства
- 3. 1. Экономическая поддержка малого бизнеса со стороны государства и ее развитие
- 3. 2. Организационно-административные меры государственной поддержки развития малого предпринимательства
- 3. 3. Взаимодействие малого предпринимательства с государственными и муниципальными унитарными предприятиями
- Заключение
- Список литературы
Перспективы строительства развитой рыночной экономики в России во многом связаны с процессами становления малого бизнеса и предпринимательства. Актуальность исследования определяется тем, что в современной России, ставшей на путь рыночных преобразований, до сих пор не использован потенциал этого особого сектора экономики, призванного смягчать последствия системного кризиса, выступать в роли катализатора переходных процессов. Мировая практика показала способность малого бизнеса гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, поглощать огромную массу потенциальных безработных, обеспечивать рабочими местами социально незащищенные слои общества, вовлекать в производственный процесс неиспользуемое крупными предприятиями оборудование, быть стабильным и значительным источником поступления в бюджет.
Малое предпринимательство один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.
Активное развитие малого предпринимательства соответствует мировым тенденциям формирования гибкой смешанной экономики, основанной на сочетании различных форм собственности, и позволяет решить ряд важных социально-экономических задач формирования рыночной экономики. В данной связи исследование развития малого бизнеса в период реформ, влияния государственной политики на этот процесс, разработка механизма модели управления им в современных условиях характеризуется высокой значимостью, поскольку его воспроизводственный потенциал далеко не исчерпан.
Малый бизнес в современной экономике приобрел новые черты, расширил свое влияние и стал непременным элементом инновационных процессов. Без малого бизнеса трудно представить формирование рыночных основ экономики, укрепление ее предпринимательского слоя и создание конкурентной среды, которые могут обеспечить необходимое движение в сторону нововведений и эффективности производства в рыночной системе. Поэтому использование потенциала экономического роста и инновационности, заключающегося от части в развитии малого бизнеса представляется чрезвычайно важным для современной российской экономики и ее будущего. Однако в России малый бизнес не получил достаточного распространения, рост его в годы оживления экономики незначителен и неустойчив, а количество высокотехнологичных малых предприятий продолжает сокращаться.
В связи с этим, актуальность проблем развития малого бизнеса и влияние государства на его функционирование в экономической теории и современной российской предпринимательской практике не вызывает сомнений.
Степень изученности проблемы. Самостоятельным объектом экономических исследований малое предпринимательство стало в России только с 90-х годов. Проблемы возникновения и развития малых предприятий нашли отражение в работах А. Блинова, А. Виленского, А. Игнатьева, Н. Ивановой, А. Муравьева, М. Лапусты, А. Орлова, В. Радаева и других. Несмотря на значительное количество работ в области МП, остаются недостаточно исследованными многие теоретически и практические проблемы.
Целью работы, исходя из ее актуальности и практической значимости, является изучение особенностей взаимодействия малого бизнеса и государства в современных российских условиях.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
раскрыть понятие «малый бизнес», определив его специфические черты;
изучить правовые основы организации и функционирования малого бизнеса в России;
проанализировать динамику развития малого бизнеса в России;
определить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
выявить роль государства в решении проблем малого бизнеса и наметить направления взаимодействия государства и малого бизнеса в дальнейшем.
Объектом исследования выступает малый бизнес в России.
Предмет исследования взаимодействие малого бизнеса и государства в России.
Теоретико-методической базой исследования являются труды российских и зарубежных ученых в области малого бизнеса.
Методологической основой работы явились диалектический метод, метод научной абстракции, метод анализа и синтеза, системный подход.
Информационной базу составляют международные и российский законодательные акты в сфере регулирования малого бизнеса, статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики России.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и
приложения.
1. Сущность и законодательное регулирование малого бизнеса
1.1. Понятие и основные черты малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса
Однозначного определения малого бизнеса не существует, и множество разных определений применяется в разных странах и разными исследователями в течение многих лет. Определение малой фирмы несет в себе немало проблем. Выделим некоторые, ключевые, на наш взгляд.
Специфика разных отраслей, отражающаяся в первую очередь в степени концентрации производства, требует разработки различных критериев определения, малых фирм для различных сфер деятельности. Например, промышленное предприятие с числом занятых 100 человек является мелким, чего нельзя сказать в отношении посреднической фирмы.
Численность занятых является наиболее распространенным критерием выделения малой фирмы. Это наиболее удобный в практическом отношении показатель. Однако, недостаток этого критерия очевиден на примере электростанции или автоматизированного производства, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками. Ясно, что такие предприятия не могут быть отнесены к малым.
Стоимость основных фондов также не может быть универсальным критерием, поскольку во многих видах деятельности (например, посредничество, услуги делового характера и т. д.) он не имеет большого смысла. Еще один часто используемый показатель — объем оборота не всегда может охарактеризовать размер фирмы, поскольку крупная фирма у которой дела идут неважно может иметь небольшой оборот. Кроме тою. использование показателей, выраженных в денежной форме, затруднено тем, что они находятся под влиянием инфляции, и это требует их постоянного пересмотра.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.
Малое предпринимательство это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.
Малое предприятие имеет ряд особенностей:
работники составляют небольшую команду, объединенную общими целями;
в работе используется взаимозаменяемость и взаимопомощь
высокая интенсивность деятельности работников, что обусловлено обостренным чувством личной ответственности;
нововведения руководителя быстро реализуется.
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как рзультат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние поставщиками для больших.
Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует: созданию новых рабочих мест;
внедрению новых товаров и услуг;
удовлетворению нужд крупных предприятий;
обеспечению специализированными товарами и услугами .
Малые предприятия имеют свои преимущества над другими видами предприятий.
Прежде всего, это известный предпринимательский дух. Люди, пришедшие работать на малое предприятие, гораздо ощутимее чувствуют успехи и неудачи фирмы. По данным многих исследований, производительность труда у работников предприятий с численностью занятых менее 500 человек по крайней мере на 50% выше, чем на предприятиях с числом занятых свыше 4,5 тыс. человек.
Существует множество критериев отнесения предприятия к группе малых: численность работающих, объем продаж, величина капиталовложений и т. д.
С точки зрения вопросов управления к малым имеет смысл относить предприятия, которые управляются одним — двумя руководителями, что обеспечивает оперативность управления.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. М.: Издательство «Ось-89», 2001. 192 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. М.: Издательство «Ось-89″, 2001. 272 с.
- Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. М.: ИНФРА-М, 2004. 28 с.
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ „О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ // Российская газета» — Федеральный выпуск № 4427 от 31 июля 2007 г.
- Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"(с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.) (уратил силу) // Правовая система „Гарант“.
- Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. „О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства“ // Экономика и жизнь. 1998. № 27
- Абчук В.А. — Курс предпринимательства. СПб., 2001.
- Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2007. — № 8 (164). — стр. 32
- Аналитический доклад Независимого института системных исследований предпринимательства „Основные проблемы и препятствия на пути развития малого предпринимательства“. [Электронный ресурс] Режим доступа [World Wide Web] http://www.liberal.ru/sitan.asp?Num=403
- Анискин Ю.П. Организация и управление в малом бизнесе, 2001.
- Антилов А. И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуальные проблемы современной науки, № 6, 2006, с. 14 — 22
- Архипов А.И., Большаков. А. К. Экономика / А. И. Архипов. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006, 840 с.
- Балацкий Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденция становления и специфика функционирования // Экономист. 2001. № 4.
- Береснева А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики. // ЭКО № 8, 2000.
- Большое дело // Газета „Коммерсантъ“ № 224(3555) от 30.11.2006
- Бутова Т.В., Ерхов М.В. Власть и бизнес в современном обществе / Т. В. Бутова, М. В. Ерхов. М.: Маросейка, 2007, 192 с.
- Бухвальд, Е.М. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России / Е. М. Бухвальд, А. В. Виленский // Вестник РГНФ. 2003. № 1.
- Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика: теория и российская практика. М.: КноРус, 2006, 678 с.
- Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. „Эффективность поддержки малого предпринимательства“, Вопросы экономики, 7, 2002, с.127−139
- Доклад „О дальнейшем развитии малого предпринимательства в Российской Федерации“. М., 2007.
- Дорогу малому бизнесу // „Эксперт Online“ [Электронный ресурс] Режим доступа [World Wide Web] http://www.expert.ru/news/2008/03/27/medved. 27 марта 2008.
- Зельднер А.Г., Ваславская И. Ю., Южелевский В.К. Государство и экономика: Факторы роста / А. Г. Зельднер, И. Ю. Ваславская, В. К. Южелевский. М.: Наука, 2003,
- Калугина З. И. Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, № 2, 2006, с. 105 127
- Лапуста, М.Г., Старостин Ю. Л., Малое предпринимательство / М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин. М.: ИНФРА М, 1997. 257 с.
- Лысаковская Е. В. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006, с. 261 — 266
- Лысенкова Е.Н. Государственное правовое регулирование малого бизнеса в целях обеспечения экономической безопасности РФ. Канд. Дисс. к.ю.н. М., 2006.
- Макконнелл К., Брю С. Экономикс. — Москва, 1996.
- Маклярский Б. М. Экономика России. Учебное пособие / Б. М. Маклярский. М.: Международные отношения, 2001, 304 с.
- Малис Н. Н. Малый бизнес имеет налоговый потенциал // Финансы, № 7, 2006, с. 30 33
- Малый бизнес — большая государственная забота//Санкт-Петербургские ведомости № 233(2623) 20 декабря 2001. С. 1.
- Малый бизнес глазами статистики// Газета „Коммерсантъ“ № 92(3423) от 25.05.2006
- На малый бизнес денег хватит? // Приложение к газете „Коммерсантъ“ № 64(3881) от 16.04.2008
- Никитина Л.Н., Худилайнен М.И. Становление малого бизнеса в России // Инновации, № 9, 2006, с. 63 67
- Николаева Д., Вислогузов Д. Малому бизнесу снова обещают лучшую жизнь // Газета „Коммерсантъ“ № 221(3797) от 30.11.2007
- Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства // Аналитический вестник /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2002. — № 9 (165). — стр. 43
- Орлов А. „Перспективы развития малого предпринимательства в России“ // Вопросы экономики, 7, 2002, с.119−125
- Орлова Е. „Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность“ // Власть, 3, 2003, с.20−25
- Оценка мнений предпринимателей малого бизнеса России» // Российская ассоциация маркетинга [Электронный ресурс] режим доступа [World Wide Web] www.ram.ru/files/your-business-2006.pdf
- Попов В.М., Ляпунов С. И. Практика малого бизнеса. — М. 2001.
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2008−2010 годы) // Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ [Электронный ресурс] Режим доступа [World Wide Web] http://www.economy.gov.ru/
- Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2008−2010 годы) // Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ [Электронный ресурс] Режим доступа [World Wide Web] http://www.economy.gov.ru/
- Семенов А., Агеев Д. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства // Экономист. 2000. — № 10. — С. 75.
- Тезисы выступления Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Э. С. Набиуллиной на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации, Тобольск, 27 марта 2008 г.
- Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России. М., 2006.
- Ходов Л.Г. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы экономики. 2002. № 7. С. 147−151.
- Шамхалов Ф. «О государственной поддержке предпринимательства в России» // Проблемы теории и практики управления, 2,2005,с.94−99