Эволюция, сущность и особенности российской предпринимательской деятельности и ее функционирование
На данный момент времени наблюдается тенденция к постепенному расши-рению торговли в области в целом и по группе товаров для ремонта в част-ности. В среднем темп роста продаж составляет 8 10%, а в перспективе может возрасти до 12 15% в год, что является для магазина достаточно хорошей тенденцией. В этих условиях руководство отдела должно прово-дить систематическую политику, направленную… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Организация и технология предпринимательской деятельно-сти
- 1. 1. Становление и развитие теоретико-методологических основ предпринимательства
- 1. 2. Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности
- 1. 3. Организационные аспекты предпринимательства в сфере розничной торговли
- Глава 2. Исследование предпринимательской деятельности ООО «Для дома, для быта»
- 2. 1. Организационно-хозяйственная характеристика ООО «Для дома, для быта»
- 2. 2. Оценка товарного ассортимента торгового предприятия
- 2. 3. Организация оптовых закупок
- Глава 3. Совершенствование системы хозяйственных связей предпри-ятия
- 3. 1. Разработка совершенствования ассортиментной политики на основе новых хозяйственных связей
- 3. 2. Совершенствование предпринимательской работы предпри-ятия
- Заключение
- Приложение
Актуальность темы исследования обусловлена той ролью, которую может и должно сыграть российское производственное предпринимательство в ожив-лении базовых отраслей реальной экономики и воссоздании индустриального и научно-технического потенциала страны, с одной стороны, и недостаточной его эффективностью, с другой.
Рыночная трансформация и укрепление российской экономики справед-ливо связываются с совершенствованием рыночных отношений в нашей стране, что означает всемерное развитие экономической инициативы и предпринима-тельства. Создание условий для предпринимательства, особенно в сфере мате-риального производства, является важнейшей целью и составляющей экономи-ческой политики для любой переходной экономики.
По своей экономической природе предпринимательство связано с реали-зацией возможностей, возникающих в сфере полного хозяйственного оборота производства и обмена, поскольку в конечном итоге именно товарное произ-водство является генератором возможностей, открывающихся перед предпри-нимательством на стадии обмена.
Становление и развитие рыночной экономики в нашей стране объективно требует ускоренного создания и внедрения принципиально новых форм и мето-дов управления на всех ее уровнях и, в первую очередь, на уровне основных производственных звеньев-предприятий (фирм).
В условиях перехода к рыночным отношениям вопросы умелой и грамот-ной предпринимательской деятельности в торговле приобрели исключитель-ную актуальность.
Главной целью данного исследования является разработка концептуаль-ного подхода к формированию организационно-экономической среды, способ-ствующей активизации торгового предпринимательства как особого фактора ускоренного экономического и социального развития стратегически перспек-тивной отраслей розничной торговли спортивными и туристическими товарами, и обоснование основных направлений повышения его эффективности.
Главная цель исследования предопределила постановку и необходимость решения следующих основных задач: раскрыть социально-экономическое содержание и основные харак-теристики предпринимательства;
сделать анализ общих характеристик предпринимательской дея-тельности и ее специфики в сфере материального производства;
осуществление комплексного анализа хозяйственно-организационной деятельности магазина.
проанализировать текущих показателей деятельности магазина и разработка перспектив его развития.
создание системы оценки эффективности осуществляемых меро-приятий по продвижению продукции.
выработка предложений, направленных на улучшение деятельности как магазина в целом, так и программы продвижения в частности и т. д.
Объектом исследования отдел «Сделай сам» магазина «Для дома, для бы-та».
Предметом исследования служат проблемы повышения эффективности торгового предпринимательства на примере деятельности отдела «Сделай сам».
Теоретической и методологической базой исследования послужили ре-зультаты исследований отечественных и зарубежных ученых и специалистов по теоретическим и практическим вопросам рыночного реформирования россий-ской экономики, становления и функционирования предпринимательства, на-учно-технического прогресса и оценки эффективности предпринимательской деятельности. В качестве оновных инструментов исследования использованы методы системно-структурного, системно-функционального, факторного и сравнительного анализов.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Становление и развитие теоретико-методологических основ предпринимательства
Сложности на пути интенсивного развития предпринимательства в Рос-сии объясняются не только неблагоприятными условиями внешней среды, но и определенным недопониманием всех возможностей предпринимательской дея-тельности. Это вызвано отсутствием собственного опыта и определенной труд-ностью восприятия мирового опыта, слабо адаптированного к конкретным ус-ловиям современной российской экономики.
В то же время следует признать, что среди ученых и практиков, зани-мающихся проблемами предпринимательства, существуют определенные про-тиворечия в отдельных взглядах и подходах к этому вопросу.
Многие директора предприятий и менеджеры крупных акционерных об-ществ считают себя предпринимателями, хотя их деятельность в значительной степени контролируется собственниками средств производства.
Многие считают, что предпринимательская деятельность в полной мере осуществляется в рамках мелкого бизнеса предпринимателем, который являет-ся собственником и менеджером своего предприятия. Существует так же мне-ние, что «предприниматель — это самостоятельно в интересах дела действующий управленец» .
Так, в настоящее время, существуют два принципиальных и в какой-то мере противоречивых взгляда на предпринимательство. Согласно первому взгляду предпринимательство «…представляет собой инициативную самостоя-тельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли; осуществляется гражданами на свой страх и риск и под имуществен-ную ответственность в пределах, определенных организационно-правовой формой предприятия» .
Согласно Закону РФ о предприятиях и предпринимательской деятельно-сти субъектами предпринимательской деятельности могут быть граждане РФ и других государств и объединения граждан (партнеры).
В то же время в отдельных работах встречается понятие «внутреннее предпринимательство», предпринимательство в рамках действующих предпри-ятий и т. п. Так Хоскинг в книге «Курс предпринимательства» дает следующее определение предпринимательской деятельности: «…это деятельность, осуще-ствляемая частными лицами, предприятиями и организациями…» .
Для лучшего понимания сущности предпринимательства, сферы его дей-ствия и возможностей проведем комплексный анализ развития системы взгля-дов на его сущность и роль в экономике с позиций политэкономических, теории управления и социально-психологических аспектов.
А. Смит и Д. Рикардо, основатели науки политэкономии, одними из пер-вых использовали понятие «предприниматель». Они рассматривают предпри-нимателя прежде всего как носителя рациональности.
Немецкий ученый 19 века фон Тюнен обосновал специфику деятельности предпринимателя, его функциональной роли, в отличие от управляющего или капиталиста-собственника. У государственного служащего доход гарантирован, а у предпринимателя — нет. Поэтому его риск должен компенсироваться боль-шим доходом, чем у служащего. Предприниматель должен получать доход как за риск, так и за предпринимательское искусство.
Американский экономист Дж. Б. Кларк, работавший на рубеже 19−20 ве-ков, утверждал, что одним из четырех базовых факторов производства является деятельность предпринимателя (наряду с капиталом, средствами производства и землей, трудом рабочих). Он считал, что основной функцией предпринимате-ля является координация.
Основы современного понимания предпринимательства заложил И. Шумперт. В книге «Теория экономического развития», вышедшей в 1912 году, он показывает ключевую роль предпринимателя в экономическом развитии общества. Он считает, что функциональной сущностью предпринимателя явля-ется выявление и использование новой комбинации факторов производства, то есть реализация нововведений. Главное «…делать не то, что другие» и «…не так, как делают другие». И. Шумперт считает, что главное в предпринимательстве — инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не являет-ся существенным признаком предпринимательства. Им может быть любой, осуществляющий новые комбинации факторов производства: служащий акцио-нерного общества, государственный чиновник и менеджер предприятия любой формы собственности.
Мы считаем, что почти вековой опыт экономического развития, налажен-ный после выхода книги Шумперта показывает, что инновационная деятель-ность сама по себе является основой предпринимательства, но без свободы в своих действиях и полной ответственности за ее результаты предприниматель-ство невозможно.
Существенный вклад в современное представление о предприниматель-стве внес Дж.М. Кейнс. Он трактует понятие «предприниматель» как своеоб-разный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное «…не рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумптера, сколько набор определенных психологических качеств». К основным предприниматель-ским качествам Кейнс относит: умение соотнести потребления и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др. В каче-стве основных мотивов предпринимательской деятельности он рассматривает: стремление к лучшему, стремление к независимости, желание оставить наслед-никам состояние.
В 90-е годы появился ряд работ российских авторов, посвященных про-блемам развития предпринимательства и малого бизнеса в России и адаптации мирового опыта в этой области к Российским условиям. В работах Багиева Г. Л. и Томилова В. В. предпринимательская деятельность рассматривается «…как процесс, осуществляемый частными лицами, предпринимателями или органи-зациями по освоению природных ресурсов, производству, приобретению, про-даже товаров, услуг в обмен на другие товары или услуги, или деньги…». Они отмечают, что предпринимательская деятельность на любом иерархическом уровне осуществляется в тесной взаимосвязи с культурной средой, которая складывается из внешней культуры общества и внутренней культуры бизнес-партнеров, рассматривают взаимосвязь предпринимательства и корпоративной культуры, показывают механизм влияния культуры на предпринимательский успех .
Современная корпоративная культура направлена на создание условий на предприятии для самореализации их сотрудников, для творческого инициатив-ного труда. Формирование этих условий создает предпосылки для предприни-мательской деятельности.
Так, Богачев В. Р., Кабаков В. С., Ходачек Л. рассматривают вопросы фор-мирования стратегии предпринимательства. Они считают, что «…предприниматеьскую деятельность можно понимать как инициативную са-мостоятельную деятельность собственника (полного или частичного), направ-ленную на получение прибыли под свой риск и имущественную ответствен-ность» и далее «…предпринимательство имеет существенное отличие от хозяй-ственной деятельности в бюджетных организациях, осуществляемой строго по заданиям, нормативам, с постоянной отчетностью и контролем собственни-ком» .
Список литературы
- Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. — М., 2001 — 580 с.
- Азоев ГЛ., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: Тип. «Новости», 2000. — 450 с.
- Андреев В. Правовой статус малых предприятий // Российская юстиция, 2000, № 9. — 365 с.
- Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИН-ФРА-М, 2000. — 487 с.
- Антикризисное управление: Учебник для вузов / Под ред. З. М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 630 с.
- Антикризисное управление / Под ред. Минаева А. Г., Панагушина В. П. М.: Приор, 2006. — 455 с.
- Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг: учебник для ВУЗов. М.: Экономика, 2007 — 785 с.
- Дашков Л.П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. М.: ИВЦ Маркетинг., 2007. — 556 с.
- Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. /Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Кар-пуревского. С-Пб.: Питерком, 2007, 324 с.
- Правила торговли. М.: ИНФРА-М, 2000. — 360 с.
- Козачук Н. Особенности коммерческого предпринимательства в торговле // Маркетинг. 2001. — № 1.
- Крылова Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг М.Г. Теория и 85 ситуаций. М.: ЮНИТИ-Дана, 2007 — 785 с.
- Никишкин В.В., Цветкова Л. В. Особенности комплекса маркетинга в роз-ничной торговле // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4.
- Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг: Учебник. М.: Деловая литера-тура, 2001. — 590 с.
- Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ Маркетинг, 2006 — 463 с.
- Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2007 — 455 с.
- Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. М.: Юристъ, 2006. — 590 с.
- Теплов В.И., Сероштан М. В., Буряев В. Е., Панасенко В. А. Коммерческое то-вароведение : Учебник. М.: Издательский дом Дашков и К, 2001. — 894 с.
- Организация и технология торговых процессов: Учебник для вузов. / Ф. Г. Панкратов, Э. А. Арустамов. Рук. Авт. Колл. Ф. Г. Панкратов. М. Экономика, 2000 — 478 с.
- Филатов А.А. Опыт продвижения брендов на российский рынок// Маркетинг в России и за рубежом, 2000, № 5
- Пурсик В.М., Тулиева Н. И. Маркетинг: ключ к успеху. М.: Русь-Инфо, 2001. — 569 с.
- Моисеева Н., Рюмин М. Коммуникационная концепция маркетинга и ее ме-тодическое обеспечение//Маркетинг. 2001, № 6
- Филатов А.А. Опыт продвижения брендов на российский рынок// Маркетинг в России и за рубежом, 2000, № 5
- Щур Д. Л, Труханович Л. В. Основы торговли. Розничная торговля: Настоль-ная книга руководителя, главного бухгалтера и юриста. М.: Издательство «Дело и сервис», 2000. — 630 с.