Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эволюция, сущность и особенности российской предпринимательской деятельности и ее функционирование

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На данный момент времени наблюдается тенденция к постепенному расши-рению торговли в области в целом и по группе товаров для ремонта в част-ности. В среднем темп роста продаж составляет 8 10%, а в перспективе может возрасти до 12 15% в год, что является для магазина достаточно хорошей тенденцией. В этих условиях руководство отдела должно прово-дить систематическую политику, направленную… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Организация и технология предпринимательской деятельно-сти
    • 1. 1. Становление и развитие теоретико-методологических основ предпринимательства
    • 1. 2. Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности
    • 1. 3. Организационные аспекты предпринимательства в сфере розничной торговли
  • Глава 2. Исследование предпринимательской деятельности ООО «Для дома, для быта»
    • 2. 1. Организационно-хозяйственная характеристика ООО «Для дома, для быта»
    • 2. 2. Оценка товарного ассортимента торгового предприятия
    • 2. 3. Организация оптовых закупок
  • Глава 3. Совершенствование системы хозяйственных связей предпри-ятия
    • 3. 1. Разработка совершенствования ассортиментной политики на основе новых хозяйственных связей
    • 3. 2. Совершенствование предпринимательской работы предпри-ятия
  • Заключение
  • Приложение

Актуальность темы исследования обусловлена той ролью, которую может и должно сыграть российское производственное предпринимательство в ожив-лении базовых отраслей реальной экономики и воссоздании индустриального и научно-технического потенциала страны, с одной стороны, и недостаточной его эффективностью, с другой.

Рыночная трансформация и укрепление российской экономики справед-ливо связываются с совершенствованием рыночных отношений в нашей стране, что означает всемерное развитие экономической инициативы и предпринима-тельства. Создание условий для предпринимательства, особенно в сфере мате-риального производства, является важнейшей целью и составляющей экономи-ческой политики для любой переходной экономики.

По своей экономической природе предпринимательство связано с реали-зацией возможностей, возникающих в сфере полного хозяйственного оборота производства и обмена, поскольку в конечном итоге именно товарное произ-водство является генератором возможностей, открывающихся перед предпри-нимательством на стадии обмена.

Становление и развитие рыночной экономики в нашей стране объективно требует ускоренного создания и внедрения принципиально новых форм и мето-дов управления на всех ее уровнях и, в первую очередь, на уровне основных производственных звеньев-предприятий (фирм).

В условиях перехода к рыночным отношениям вопросы умелой и грамот-ной предпринимательской деятельности в торговле приобрели исключитель-ную актуальность.

Главной целью данного исследования является разработка концептуаль-ного подхода к формированию организационно-экономической среды, способ-ствующей активизации торгового предпринимательства как особого фактора ускоренного экономического и социального развития стратегически перспек-тивной отраслей розничной торговли спортивными и туристическими товарами, и обоснование основных направлений повышения его эффективности.

Главная цель исследования предопределила постановку и необходимость решения следующих основных задач: раскрыть социально-экономическое содержание и основные харак-теристики предпринимательства;

сделать анализ общих характеристик предпринимательской дея-тельности и ее специфики в сфере материального производства;

осуществление комплексного анализа хозяйственно-организационной деятельности магазина.

проанализировать текущих показателей деятельности магазина и разработка перспектив его развития.

создание системы оценки эффективности осуществляемых меро-приятий по продвижению продукции.

выработка предложений, направленных на улучшение деятельности как магазина в целом, так и программы продвижения в частности и т. д.

Объектом исследования отдел «Сделай сам» магазина «Для дома, для бы-та».

Предметом исследования служат проблемы повышения эффективности торгового предпринимательства на примере деятельности отдела «Сделай сам».

Теоретической и методологической базой исследования послужили ре-зультаты исследований отечественных и зарубежных ученых и специалистов по теоретическим и практическим вопросам рыночного реформирования россий-ской экономики, становления и функционирования предпринимательства, на-учно-технического прогресса и оценки эффективности предпринимательской деятельности. В качестве оновных инструментов исследования использованы методы системно-структурного, системно-функционального, факторного и сравнительного анализов.

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Становление и развитие теоретико-методологических основ предпринимательства

Сложности на пути интенсивного развития предпринимательства в Рос-сии объясняются не только неблагоприятными условиями внешней среды, но и определенным недопониманием всех возможностей предпринимательской дея-тельности. Это вызвано отсутствием собственного опыта и определенной труд-ностью восприятия мирового опыта, слабо адаптированного к конкретным ус-ловиям современной российской экономики.

В то же время следует признать, что среди ученых и практиков, зани-мающихся проблемами предпринимательства, существуют определенные про-тиворечия в отдельных взглядах и подходах к этому вопросу.

Многие директора предприятий и менеджеры крупных акционерных об-ществ считают себя предпринимателями, хотя их деятельность в значительной степени контролируется собственниками средств производства.

Многие считают, что предпринимательская деятельность в полной мере осуществляется в рамках мелкого бизнеса предпринимателем, который являет-ся собственником и менеджером своего предприятия. Существует так же мне-ние, что «предприниматель — это самостоятельно в интересах дела действующий управленец» .

Так, в настоящее время, существуют два принципиальных и в какой-то мере противоречивых взгляда на предпринимательство. Согласно первому взгляду предпринимательство «…представляет собой инициативную самостоя-тельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли; осуществляется гражданами на свой страх и риск и под имуществен-ную ответственность в пределах, определенных организационно-правовой формой предприятия» .

Согласно Закону РФ о предприятиях и предпринимательской деятельно-сти субъектами предпринимательской деятельности могут быть граждане РФ и других государств и объединения граждан (партнеры).

В то же время в отдельных работах встречается понятие «внутреннее предпринимательство», предпринимательство в рамках действующих предпри-ятий и т. п. Так Хоскинг в книге «Курс предпринимательства» дает следующее определение предпринимательской деятельности: «…это деятельность, осуще-ствляемая частными лицами, предприятиями и организациями…» .

Для лучшего понимания сущности предпринимательства, сферы его дей-ствия и возможностей проведем комплексный анализ развития системы взгля-дов на его сущность и роль в экономике с позиций политэкономических, теории управления и социально-психологических аспектов.

А. Смит и Д. Рикардо, основатели науки политэкономии, одними из пер-вых использовали понятие «предприниматель». Они рассматривают предпри-нимателя прежде всего как носителя рациональности.

Немецкий ученый 19 века фон Тюнен обосновал специфику деятельности предпринимателя, его функциональной роли, в отличие от управляющего или капиталиста-собственника. У государственного служащего доход гарантирован, а у предпринимателя — нет. Поэтому его риск должен компенсироваться боль-шим доходом, чем у служащего. Предприниматель должен получать доход как за риск, так и за предпринимательское искусство.

Американский экономист Дж. Б. Кларк, работавший на рубеже 19−20 ве-ков, утверждал, что одним из четырех базовых факторов производства является деятельность предпринимателя (наряду с капиталом, средствами производства и землей, трудом рабочих). Он считал, что основной функцией предпринимате-ля является координация.

Основы современного понимания предпринимательства заложил И. Шумперт. В книге «Теория экономического развития», вышедшей в 1912 году, он показывает ключевую роль предпринимателя в экономическом развитии общества. Он считает, что функциональной сущностью предпринимателя явля-ется выявление и использование новой комбинации факторов производства, то есть реализация нововведений. Главное «…делать не то, что другие» и «…не так, как делают другие». И. Шумперт считает, что главное в предпринимательстве — инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не являет-ся существенным признаком предпринимательства. Им может быть любой, осуществляющий новые комбинации факторов производства: служащий акцио-нерного общества, государственный чиновник и менеджер предприятия любой формы собственности.

Мы считаем, что почти вековой опыт экономического развития, налажен-ный после выхода книги Шумперта показывает, что инновационная деятель-ность сама по себе является основой предпринимательства, но без свободы в своих действиях и полной ответственности за ее результаты предприниматель-ство невозможно.

Существенный вклад в современное представление о предприниматель-стве внес Дж.М. Кейнс. Он трактует понятие «предприниматель» как своеоб-разный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное «…не рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумптера, сколько набор определенных психологических качеств». К основным предприниматель-ским качествам Кейнс относит: умение соотнести потребления и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др. В каче-стве основных мотивов предпринимательской деятельности он рассматривает: стремление к лучшему, стремление к независимости, желание оставить наслед-никам состояние.

В 90-е годы появился ряд работ российских авторов, посвященных про-блемам развития предпринимательства и малого бизнеса в России и адаптации мирового опыта в этой области к Российским условиям. В работах Багиева Г. Л. и Томилова В. В. предпринимательская деятельность рассматривается «…как процесс, осуществляемый частными лицами, предпринимателями или органи-зациями по освоению природных ресурсов, производству, приобретению, про-даже товаров, услуг в обмен на другие товары или услуги, или деньги…». Они отмечают, что предпринимательская деятельность на любом иерархическом уровне осуществляется в тесной взаимосвязи с культурной средой, которая складывается из внешней культуры общества и внутренней культуры бизнес-партнеров, рассматривают взаимосвязь предпринимательства и корпоративной культуры, показывают механизм влияния культуры на предпринимательский успех .

Современная корпоративная культура направлена на создание условий на предприятии для самореализации их сотрудников, для творческого инициатив-ного труда. Формирование этих условий создает предпосылки для предприни-мательской деятельности.

Так, Богачев В. Р., Кабаков В. С., Ходачек Л. рассматривают вопросы фор-мирования стратегии предпринимательства. Они считают, что «…предприниматеьскую деятельность можно понимать как инициативную са-мостоятельную деятельность собственника (полного или частичного), направ-ленную на получение прибыли под свой риск и имущественную ответствен-ность» и далее «…предпринимательство имеет существенное отличие от хозяй-ственной деятельности в бюджетных организациях, осуществляемой строго по заданиям, нормативам, с постоянной отчетностью и контролем собственни-ком» .

Эволюция, сущность и особенности российской предпринимательской деятельности и ее функционирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

2.3. Организация оптовых закупок

Важным направлением деятельности торговых и коммерческих работни-ков предприятия по формированию ассортимента отдела «Сделай сам» должна стать продуманная и систематическая работа по поиску перспективных по-ставщиков намеченной к расширению продукции.

Основу данной деятельности в нашей работе будет составлять определе-ние основных направлений поиска информации о поставщиках. При этом на наш взгляд приоритет должен отдаваться следующим основным направлениям поиска на которые необходимо сориентировать коммерческий отдел нашего предприятия:

 Универсальные поставщики, ассортимент которых отличается значи-тельной глубиной и насыщенностью. Особое внимание следует уде-лить иногородним поставщикам, которые достаточно долго присутст-вуют на рынке и имеют сложившуюся репутацию.

 Узкоспециализированные оптовые посредники, которые формируют у себя полный перечень товаров одной или нескольких взаимосвязанных товарных групп.

 Официальные представители или дистрибьюторы производителей раз-личных товаров. Их несомненным достоинством в нашем случаи явля-ется то, что у них присутствует широкий перечень товаров различных фирм, которые они представляют по ценам производителей с доста-точно близким расположением от нашего города. Данную систему не-обходимо использовать при поставках сложных технических товаров иностранного производства.

 Отечественные производители инструментальных товаров (и другой продукции представленной в магазине). Данную схему поставки, воз-можно, использовать при ориентировании расширения ассортимента отдела по направлению включения в него продукции отечественных производителей продукции для ремонта помещений.

Основываюсь на описанных выше перспективных направлениях поиска деловых партнёров мы предлагаем следующую схему обеспечение информации данной деятельности (табл. 3)

Таблица 3

Схема информационного обеспечения отдела

Характер информации о поставщиках продукции Примерный ассортимент товаров по-ставщиков

Универсальные поставщики.

В качестве основных источниках инфор-мации о них необходимо использовать уни-версальные коммерческие издания каталож-ного типа. Это прежде всего «Товары и це-ны», «Оптовый рынок», «Строительные ма-териалы в Москве», «Золотые страницы Мо-сквы» и т. п. Ассортиментный перечень данной группу предполагаемых деловых партнёров отлича-ется очень широким разнообразием и вклю-чает в спой состояв сотни товарных под-групп. В тоще время по глубине отдельных подгрупп он уступает другим источникам.

Узкоспециализированные оптовые по-средники.

В качестве основных источников инфор-мации о них необходимо ориентироваться прежде всего на специальную периодиче-скую литературу «Отделочные и строи-тельные работы», «Современная стройка», «Ремонт квартир», «Интерьер» и т. п.

В тоже время можно использовать и еже-годные каталогу типа товарные каталоги, рыночные каталоги, тематические справоч-ники, Товарно-фирменные справочники и т. п. Несомненным достоинством данного на-правления деятельности будет являться то, что в ассортиментном перечне данных по-ставщиков и посредников присутствует пол-ный перечень интересующий наш отдел про-дукции. Ассортимент отличается значитель-ной насыщенностью и очень высокой глуби-ной. Это происходит потому, что данная ка-тегория посредников аккумулирует на фирме продукция большого числа производителей продукции аналогичного профиля. При этом цену устанавливаются на средне-низком.

Официальные представители или ди-стрибьюторы производителей различных товаров.

В настоящее время большинство дилеров и дистрибьюторов проводят активную ин-формационную политику по доведению све-дений о себе до оптовых и родненных по-средников.

При формировании ассортимента из дан-ного источник неободимо учитывать что он проигрывает по ширине и насыщенности предыдущем, хотя и может превосходить их по насыщенности.

Отечественные производители инст-рументальных товаров.

Информацию о данной группе поставщи-ков возможно получить из различных перио-дических и специализированных изданий.

Большая роль при этом принадлежит ка-талогам, прайс листам, накладным, объяв-лениям в газетах и другим традиционным источникам. Ассортиментный перечень отечественных производителей отличается достаточно ста-бильным ассортиментом продукции, который однако существенно уступает иностранным фирмам. В тоже время данный источник по-ставок обладает стабильным качеством и от-носительно низкими ценами на продукцию.

Как следует из выше приведенного анализа, каждое из направлений по-полнения ассортимента предприятия обладает положительными и отрицатель-ными сторонами и может расцениваться, как самостоятельное направление дея-тельности, поскольку будет осуществляться не параллельно остальным, в до-полнение им.

Текущая коммерческая деятельность отдела осуществляется на основе различной документации из которой ведущее место занимает договора поста-вок и договора купли продажи.

Основная работа по заключению договоров принадлежит коммерческому отделу, который осуществляет поиск партнеров, налаживает с ними деловые отношения, проводит переговоры и заключает контракты. Отдельно следует отметить тот факт что при заключении договоров привлекаются и продавцы, которые ездят в командировки, доля того чтобы осуществить отборку товаров в соответствии с договором или на месте определить перечень товаров, который будет являться предметом договора и который подлежит поставки. В отделе используются стандартные договора.

Важное значение в деятельности отдела принадлежит товарным запасам.

Уровень товарных запасов в отделе в 2007 году составил отношение то-варных запасов на конец года (которые составили 2800 т. р.) к однодневному товарообороту, который составлял 19,1 т. р. (7000 т. р. / 365 дней).

Уровень товарных запасов = 2800 / 19,1 = 146,5 дней.

Данный показатель является достаточно высоким и свидетельствует о на-личии значительных товарных запасов по отношению к товарообороту.

Следующим показателем товарных запасов является товарооборачивае-мость, которая в нашем случае будет определена во времени и скорости обра-щения. Для того, чтобы определить данные показатели необходимо найти сред-ние товарные запасы за 2006 год. Средний товарный запас будет найден на ос-нове информации о товарных запасах за 4 квартала, величина которых состав-ляла: 1 кв. 1100 т. р., 2 кв. 3100 т. р., 3 кв. 2200 т. р., 4 кв. 2800 т. р.

Таким образом, средний товарный запас будет равен:

ТЗср = (0,5*1100 + 3100 + 2200 + 0,5 * 2800)/ (4−1) = 7250/3 = 2417 т. р.

На основании данной информации мы можем рассчитать время товарного обращения в днях, который составляет средний товарный запас умноженное на число дней в периоде и деленное на объем товарооборота за анализируемый период.

Обдн = 2417 * 365 / 7000 = 126 дней

Скорость товарного обращения в числе оборотов составит отношение то-варооборота к средним товарным запасам.

Обр = 7000 / 2417 = 2,9 оборотов.

На основании приведенного расчета мы делаем вывод о том, что товар-ный запас отдела в течение 2006 года составил 2,9 оборота.

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕН-НЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1. Разработка совершенствования ассортиментной политики на ос-нове новых хозяйственных связей

В основе ассортиментной политики отдела «Сделай сам» должны быть заложены факторы, которые формируют ассортиментную политику предпри-ятия. Именно под действием данных факторов необходимо разрабатывать ре-комендации по совершенствованию ассортимента отдела. Действие этих фак-торов проявляется в следующем:

На данный момент времени наблюдается тенденция к постепенному расши-рению торговли в области в целом и по группе товаров для ремонта в част-ности. В среднем темп роста продаж составляет 8 10%, а в перспективе может возрасти до 12 15% в год, что является для магазина достаточно хорошей тенденцией. В этих условиях руководство отдела должно прово-дить систематическую политику, направленную на постоянное расширения ассортимента магазина путем включения в него как новых подгрупп (не ме-нее 5 — 6 подгрупп товаров в год) так и разновидностей товаров (150 250 новых моделей в дополнение к уже представленной продукции).

В связи с постепенным оживлением отечественной промышленности на рынке товаров для ремонта появляется достаточно большое количество, как новых производителей, так и производителей которые традиционно выпус-кают данную группу товаров. Следует отметить тот факт, что продукция данных производителей пользуется традиционным спросом среди предста-вителей целевых сегментов рынка, на которые ориентирована деятельность исследуемого предприятия. В среднем доля продаж отечественных товаров увеличилась с 25 до 40% в общем объёме реализуемых товаров. В подгруп-пе электротоваров данное соотношение достигает 65 и 35% соответственно. Вследствие этой тенденции в отделе необходимо постоянно расширять при-сутствие товаров отечественных производителей.

Выход на отечественный рынок малоизвестных производителей из стран восточной Европы, Ближнего Востока и т. п. речь идёт о относительно не-больших предприятиях, которые мало известны за пределами своих стран и не являются мировыми лидерами в производстве товаров определённых ка-тегорий. Вследствие этого при относительно высоком качестве товаров их продукция имеет невысокий уровень цен и хорошо известна профессиона-лам. Тем не менее, спрос на такую продукцию постоянно расширяется. По-этому за счёт данных товаров необходимо увеличивать насыщенность ассор-тимента. На наш взгляд в год необходимо включать в ассортимент не менее 50 100 разновидностей продукции данной номенклатуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. — М., 2001 — 580 с.
  2. ГЛ., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: Тип. «Новости», 2000. — 450 с.
  3. В. Правовой статус малых предприятий // Российская юстиция, 2000, № 9. — 365 с.
  4. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИН-ФРА-М, 2000. — 487 с.
  5. Антикризисное управление: Учебник для вузов / Под ред. З. М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 630 с.
  6. Антикризисное управление / Под ред. Минаева А. Г., Панагушина В. П. М.: Приор, 2006. — 455 с.
  7. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг: учебник для ВУЗов. М.: Экономика, 2007 — 785 с.
  8. Л.П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. М.: ИВЦ Маркетинг., 2007. — 556 с.
  9. П. Менеджмент: стратегия и тактика. /Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Кар-пуревского. С-Пб.: Питерком, 2007, 324 с.
  10. Правила торговли. М.: ИНФРА-М, 2000. — 360 с.
  11. Н. Особенности коммерческого предпринимательства в торговле // Маркетинг. 2001. — № 1.
  12. Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг М.Г. Теория и 85 ситуаций. М.: ЮНИТИ-Дана, 2007 — 785 с.
  13. В.В., Цветкова Л. В. Особенности комплекса маркетинга в роз-ничной торговле // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4.
  14. М.А. Маркетинг товаров и услуг: Учебник. М.: Деловая литера-тура, 2001. — 590 с.
  15. Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ Маркетинг, 2006 — 463 с.
  16. Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2007 — 455 с.
  17. .И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. М.: Юристъ, 2006. — 590 с.
  18. В.И., Сероштан М. В., Буряев В. Е., Панасенко В. А. Коммерческое то-вароведение : Учебник. М.: Издательский дом Дашков и К, 2001. — 894 с.
  19. Организация и технология торговых процессов: Учебник для вузов. / Ф. Г. Панкратов, Э. А. Арустамов. Рук. Авт. Колл. Ф. Г. Панкратов. М. Экономика, 2000 — 478 с.
  20. А.А. Опыт продвижения брендов на российский рынок// Маркетинг в России и за рубежом, 2000, № 5
  21. В.М., Тулиева Н. И. Маркетинг: ключ к успеху. М.: Русь-Инфо, 2001. — 569 с.
  22. Н., Рюмин М. Коммуникационная концепция маркетинга и ее ме-тодическое обеспечение//Маркетинг. 2001, № 6
  23. А.А. Опыт продвижения брендов на российский рынок// Маркетинг в России и за рубежом, 2000, № 5
  24. Щур Д. Л, Труханович Л. В. Основы торговли. Розничная торговля: Настоль-ная книга руководителя, главного бухгалтера и юриста. М.: Издательство «Дело и сервис», 2000. — 630 с.
Заполнить форму текущей работой