Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Геомеханическое обоснование конструкции обделки автодорожного тоннеля в Йемене

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представленная диссертация является научно-квалификационной работой, в которой на основании установленных закономерностей формирования напряженного состояния обделок в процессе взаимодействия с массивом скальных пород в тектоническом поле начальных напряжений, в зависимости от коэффициента бокового давления и соотношения модулей деформации материала обделки и пород, изложены научно обоснованные… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ состояния вопроса
    • 1. 1. Инженерно-геологические условия строительства тоннелей в Йемене
      • 1. 1. 1. Основные черты геологического строения Йемена
    • 1. 2. Механические свойства массива горных пород
    • 1. 3. Современные методы проектирования и расчета обделок
      • 1. 3. 1. Ново-Австрийский метод строительства тоннелей
      • 1. 3. 2. Численное моделирование
      • 1. 3. 3. Аналитические метолы расчета. Механика пооземных сооруэ/сений

Геомеханическое обоснование конструкции обделки автодорожного тоннеля в Йемене (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы Республика Йемен расположена в юго-западной части Аравийского полуострова. На севере и северо-востоке она граничит с Саудовской Аравией, на востоке — с Оманом. На западе омывается Красным морем, на юге — Аденским заливом (Индийский океан). Территория Йемена расположена в основном на плато, которое на севере и востоке переходит в пустыню Руб-аль-Хали. На западе вдоль берега Красного моря тянется узкая длинная равнинная полоса, отделяющая наиболее населенную и промышленно развитую гористую часть страны (Западно-Аравийское нагорье). Крупнейшие города, в числе которых Сана (столица, более 1 млн. чел.), Таиз (1 млн. чел.), Эль-Ходейда (700 тыс. чел.), Аден (500 тыс. чел.), расположены преимущественно на юго-западе в гористой части страны.

Железных дорог в стране нет, автомобильное сообщение городов осложнено гористым рельефом. Недалеко от столицы Сана расположена гора Эн-Наби-Шаиб высотой 3660 м. Тенденции развития народного хозяйства в свете урбанизации страны, развития промышленности и туризма выявляет необходимость строительства автодорожных тоннелей. Строительство тоннелей будет выполняться преимущественно з достаточно устойчивых скальных и полускальных метаморфизованных породах, что предопределяет буровзрывной способ строительства тоннелей, сводчатое сечение выработки с применением временной крепи и постоянной монолитной бетонной или железобетонной обделки.

Первый тоннель предполагается строить на трассе Таиз-Аден. Протяженность тоннеля составит, ориентировочно, 600−800 м, глубина заложения до 400 м. Поскольку автодороги имеют двухполосное движение, то и тоннель должен быть рассчитан на двухполосное движение (I категории). Для обеспечения безопасности движения и расположения вспомогательных служб параллельно основному тоннелю должен быть построен сервисный тоннель меньшего сечения. В представленной диссертации рассматриваются принципиальные технические решения для основного тоннеля.

В связи с изложенным, представленная диссертационная работа, направленная на научное обоснование рациональных конструкций тоннельных обделок в проектируемых первых автодорожных тоннелях Йемена является актуальной.

Целью работы является научное геомеханическое обоснование рациональных конструкций обделок тоннелей, в типичных для Йемена инженерно-геологических условиях, что позволит обеспечить прочность и требуемую несущую способность конструкций, и безопасность эксплуатации тоннелей в целом.

Идея работы заключается в установлении закономерностей изменения напряженного состояния обделки, взаимодействующей с массивом пород, окружающим тоннель, с учетом вероятных характеристик пород и параметров начального поля напряжений.

Методы исследования включают систематизацию, обобщение и анализ предшествующих исследований и опыта проектирования и строительства тоннелей, компьютерное моделирование напряженно-деформированного состояния обделок, численный эксперимент с использованием компьютерных программ аналитического метода расчета обделок тоннелей произвольного поперечного сечения.

Новые научные результаты, полученные лично соискателем:

В результате численного эксперимента (компьютерного моделирования) установлены закономерности формирования напряженного состояния обделки и распределения нормальных тангенциальных напряжений по периметру сечения обделки, в том числе — в критических сечениях, определяющих прочность обделки в целом, в характерных для инженерногеологических условий Йемена породах (песчаники, известняки и меловые отложения).

Установлена корреляционная зависимость нормальных тангенциальных напряжений в критических точках и критических радиальных сечениях обделки, а также — несущей способности обделки, от соотношения модулей деформации материала обделки (бетона) и окружающих пород, коэффициента бокового давления в нетронутом массиве пород и коэффициента разгрузки, учитывающего технологию строительства тоннеля.

Достоверность научных положений и выводов диссертационных исследований обеспечивается использованием компьютерных программ расчета обделок тоннелей, основанных на строгих аналитических решениях соответствующих задач теории упругости, полнотой учета комплекса влияющих факторов, качественным соответствием результатов расчета с данными, полученными другими авторами.

Научное значение диссертационной работы заключается в установлении закономерностей формирования напряженного состояния обделки тоннеля, в зависимости от соотношения модулей деформации пород и материала обделки, величины и отношения главных начальных напряжений в массиве.

Практическое значение работы состоит в обосновании исходных данных для расчета обделок тоннелей — компонентов начального тектонического поля напряжений, научном обосновании рациональных конструкций бетонной обделки тоннеля в типичных для Йемена инженерно-геологических условиях.

Реализация работы. Результаты диссертационных исследований будут использованы в процессе проектирования и строительства первого тоннеля в Йемене.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на конференции профессорско-преподавательского состава.

Тульского государственного университета (г. Тула, 2003;2005 гг.), на Международном симпозиуме Тоннельной ассоциации России (г. Москва, 2005 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано две научных работы.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка используемой литературы из 73 наименований, таблиц приложений на 30 стр., включает 23 рисунка, 5 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленная диссертация является научно-квалификационной работой, в которой на основании установленных закономерностей формирования напряженного состояния обделок в процессе взаимодействия с массивом скальных пород в тектоническом поле начальных напряжений, в зависимости от коэффициента бокового давления и соотношения модулей деформации материала обделки и пород, изложены научно обоснованные технические решения по конструкции обделки автодорожных тоннелей в Республике Йемен, обеспечивающие прочность обделок и безаварийную эксплуатацию тоннелей, что имеет существенное значение для экономики Йемена.

Обделки тоннеля испытывают нагрузки, обусловленные начальным полем напряжений в массиве пород, вызванным собственным весом пород и тектоническими силами, и возможные сейсмические воздействия землетрясений. Расчет обделок тоннеля выполняется аналитическими методами механики подземных сооружений (методы механики сплошной среды) с использованием схем контактного взаимодействия обделок с окружающим массивом пород.

Сведений о величине и направлении главных начальных напряжений в массиве горных пород в районе строительства тоннеля не имеется, поэтому расчетные характеристики начального поля напряжений приняты на основании исследований, опубликованных в научных изданиях. Результаты геологических описаний в этом регионе могут быть использованы для оценки характеристик начального поля напряжений в районе строительства тоннеля.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы: — массив пород сложен прочными вулканогенными и осадочными породами и подвержен действию тектонических сил;

— величина максимальных сжимающих напряжений в массиве не может быть чрезмерно велика, так как массив находится вблизи грабенов Красного моря и Аденского залива в юго-западной части Аравийской плиты.

— сейсмичность территории строительства тоннеля составляет не выше VI баллов по принятой в России шкале MSK-64, поэтому специальные меры сейсмостойкости тоннеля не требуются.

Для анализа напряженного состояния обделки тоннеля в различных инженерно-геологических условиях по трассе выполнен вычислительный (компьютерный) эксперимент. Моделирование напрял^енного состояния обделки тоннеля производилось с применением компьютерной программы FOK1 расчета обделки тоннеля произвольного сечения с одной осью симметрии сечения. Автор метода расчета и алгоритма проф. Н. Н. Фотиева. Метод расчета — метод механики подземных сооружений (анализ контактного взаимодействия обделки с окружающим массивом пород) — основан на строгом решении соответствующей задачи теории упругости.

Установлен характер напряженного состояния обделки тоннеля. Установлены критические сечения (9) в основаниях боковых стен тоннеля, в которых в первую очередь напряжения могут достигнуть расчетного сопротивления и предела прочности материала (бетона). В этих сечениях обделка испытывает только сжимающие напряжения. При уменьшении коэффициента бокового давления в массиве до X < 0,34 в обделке вершине свода тоннеля возможно появление растягивающих напряжений. Установлены отношения модулей деформации пород и материала обделки (бетона) и коэффициентов бокового давления пород в массиве, при которых возможно появление растягивающих напряжений в средних сечениях плоского лотка тоннеля. Однако эти сечения не являются критическими для обделки тоннеля.

Установлены зависимости нормальных тангенциальных напряжений в критических сечениях от глубины, удельного веса пород, коэффициента бокового давления в массиве, модулей деформации пород и материала обделки в поперечном сечении тоннеля и от коэффициента разгрузки, учитывающего отставание обделки от забоя.

Получены расчетные корреляционные формулы для определения нормальных тангенциальных напряжений в критических сечениях обделки для экспресс оценки прочности и несущей способности обделки в конкретных условиях.

В работе обоснована конструкция обделки тоннеля, которая на всем протяжении тоннеля, во всех породах и на всех предполагаемых глубинах, является монолитной бетонной (за исключением, возможно, в центральной части плоского лотка при л < 0,6).

Основные научные результаты, выводы н рекомендации работы заключаются в следующем:

1. В результате численного эксперимента (компьютерного моделирования) установлены закономерности формирования напряженного состояния обделки и распределения нормальных тангенциальных напряжении по периметру сечения обделки, в том числе — в критических сечениях, в характерных для Йемена скальных породах в тектоническом поле начальных напряжений в массиве.

2. Установлена корреляционная зависимость нормальных тангенциальных напряжений в критических сечениях от соотношения модулей деформации пород и материала обделки, величины и отношения главных начальных напряжений в массиве, коэффициента разгрузки, учитывающего технологию строительства тоннеля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Arioglu, Е. Optimum support of development roadways. Geomechanical Criteria for Underground Coal Mines Design: ffiSM. Katowice: Central Mining 1.stitute. 1995.-pp. 185−240.
  2. Barton N. Characterizing rock masses to improve excavation design. Proc. IV Int. Cong. I AEG, 1982, India, v. IX New Delhi.
  3. Barton N. Geotechnical design / Word tunneling focus. Word tunneling and subsurface excavation. London. 1991.
  4. Bieniavski Z.T. The Geoniechanics Classification in Rock Engineering Applications. Proc. IV ISRM, v. 2, Montreux, 1979, pp.41−48.
  5. Bulychev N.S., Fotieva N.N., Fowell R. Stress-strain state of tunnel lining and surrounding rock mass in vicinity of tunnel face. International Symposium & Exhibition: «Underground Construction 2001», 18−20 Sept. London: Brintex Ltd., pp. 439−448.
  6. Eiby G.A. Earthquakes. N. Zeland: Heineman, 1978.
  7. Дж.А. Землетрясения. Пер. с англ. М.: Недра, 19S2. — 264 с.
  8. , R. 1938. Untersuchungen zur Erkenntnis des Gebirgsdruckes. Gluckauf: 32:681−695, 33:705−715.
  9. Fotieva N. Calculation of shotcrete with surface irregularities taken. Proc. Of the 8th Plenary Scientific Session of IBSM / World Mining Congress / Essen, 22.24 June 1983 (A. Kidybinski & M. Kwasniewski eds.) — Rotterdam: A.A. Balkema, 1983. P. 159−164.
  10. Fotieva N.N., Sammal A.S. Design of tunnel lining being constructed in soft watered ground. Proc. Of the Int. Symposium on Underground Construction in Soft Ground. New Dely, India, 3 January 1994. Rotterdam: A.A. Balkema, 1995. — P.209−212.
  11. Global patterns of tectonic stress nature M.L. Zoback, M.D. Zoback, J. Adams//Nature. 1989. — V.341.-No 6240.-P. 291−298.
  12. Hoek E., Kaiser P.K., Bavvden W.F. Support of underground excavations in hard rock. Rottrdam: Balkema, 1997.' 215 p.
  13. Labasse, H. Les presions de terrains autour des puits. Revue Universelle des Mines: 5(3). 1949.
  14. Mohr, F. Gebirgsdruck und Ausbau. Gluckauf. 1952. Bd 88, 27/28: 675−683.
  15. Muller, L. Removing misconceptions on the New Austrian Tunnelling method. Tunnel & Tunnelling. Special Issue: 1990. pp. 15−18.
  16. Stacey T.R., Page C.N. Practical handbook for underground rock mechanics. Clausthal-Zellerfeld: Trans Tech Publication, 1986. 144 p.
  17. Terzaghi, K. Theoretical soil mechanics. New York: John Willey. 1943.
  18. WG 2, ITA 2000. Guidelines for the design of shield tunnel lining. Tunnelling and Underground Space Technology. Vol 15, 3:303−331.04
  19. Бок X. Классификация скальных массивов. В кн. «Введение в механику скальных пород». -М.: Мир, 1983 — С. 159−183.
  20. Н.С. Механика подземных сооружений в примерах и задачах: Учебное пособие для вузов. М.: Недра, 1989. — 270 с.
  21. Н.С. Механика подземных сооружений. Учебник для вузов -М.: Недра, 1982. 270 с.
  22. Н.С. Механика подземных сооружений: Учебник для вузов. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Недра, 1994. — 382 с.
  23. Н.С., Дахан Абдолнур Абдо Дабван. Первый автодорожный тоннель з Йемене /' Материалы Международного симпозиума «Россий
  24. Ш ское и мировое тоннелестроение взгляд в будущее» — М.: Тоннельнаяассоциация России, 2005.
  25. Н.С., Дахан Абдолнур Абдо Дабван, К.Г. Дерикафтанова. Перспектива строительства и конструктивные решения обделок автодорожных тоннелей в Йемене / Подземное пространство мира, 2005, № 1.
  26. Н.С., Сиавоши М. И. Обоснование исходных данных для проектирования и расчета обделок тоннелей в Иране // Метро и тоннели, 2003.1. С. 23−27.
  27. А.А. Инженерно-тектонический анализ скальных массивов. М.: Недра. 1988.
  28. А.А. О применении инженерно-геологических аналогов для определения геомеханических характеристик скального массива // Сб. научных трудов Гидропроекта. Вып. 106. М.: 1986.
  29. А.А. Эмпирические классификации скальных массивов // Геоэкология, инженерная геология, гидрогеология, геокриология, № 2, 1995. -С. 27−44.
  30. Взаимодействие массивов горных пород с крепью вертикальных выработок / Г. А. Крупенников, Н. С. Булычев, A.M. Козел, Н. А. Филатов. -М.: Недра, 1966.-314 с.
  31. Ч. Механика горных пород и инженерные сооружения. М.: Мир, 1975.
  32. Н.Я. Сейсмостойкость транспортных сооружений. М.: «ТИМР», 2000. — 307 с.
  33. .С. Конструирование и расчет набрызг-бетонной крепи. М.: Недра, -1971.
  34. Ю.З., Мостков.В. М. Крепление подземных сооружений. -М.: Недра, -1979.
  35. Инструкция по учету сейсмических воздействий при проектировании горных транспортных тоннелей: ВСН 193−81. М.:ВПТИтрансстрой. 1982.-68 с.
  36. Инструкция по учету сейсмических воздействий при проектировании горных транспортных тоннелей. ВСН 193−81 / Минтрансстрой // И. Я. Дорман, Н. Н. Фотиева, Н. С. Булычев, А. В. Чернышев, В. И. Медейко и др. М.: ВПТИтрансстрой, 1982. — 68 с.
  37. Комплексная система исследований характеристик скальных массивов в Гидротехническом строительстве. П-874−89. Гидропроект.
  38. Г. А. Тектонические напряжения и горное давление в рудниках Хибинского массива. Л.: Наука, 1977. — 213 с. 43,44
Заполнить форму текущей работой