Социальная политика СССР 1985-1991 годы
![Курсовая: Социальная политика СССР 1985-1991 годы](https://westud.ru/work/335399/cover.png)
Исторические предпосылки реформ, определивших сущность социально-экономического, политического и духовного развития СССР во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг. вызревали в течение длительного времени. Их необходимость вызывалась, прежде всего, глубочайшими технологическими переменами, проявившимися в развитых странах в 1960 -1970-е гг. и означавшими вступление человечества в качественно… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Социально-экономическое положение в СССР на кануне перестройки 5 1.1. Патернализм и социальная политика в директивной экономике СССР
- 1. 2. Предпосылки изменений в социальной политике
- Глава 2. Основные направления социальной политики СССР в 1985—1991 гг.
- 2. 1. Основные направления осуществления социальной политики 19 2.2. Динамика развития социальной политики в 1985—1991 гг.
- Глава 3. Итоги проведения социальной политики в СССР в 1985—1991 гг.
- 3. 1. Положительные итоги проведения социальной политики в СССР в 1985—1991 гг.
- 3. 2. Отрицательные итоги проведения социальной политики в СССР в 1985—1991 гг.
- Заключение
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Список использованной литературы
Исторические предпосылки реформ, определивших сущность социально-экономического, политического и духовного развития СССР во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг. вызревали в течение длительного времени. Их необходимость вызывалась, прежде всего, глубочайшими технологическими переменами, проявившимися в развитых странах в 1960 -1970-е гг. и означавшими вступление человечества в качественно новую — постиндустриальную — стадию развития. Потребность преобразований в СССР определялись истощением экономики страны в результате безудержной гонки вооружений и политическим, военным и экономическим давлением со стороны атлантического блока. Возможность и реальность реформирования подкреплялись внутренними изменениями в среде советской правящей элиты. В начале 1980-х гг. с политической арены сошла последняя кагорта руководителей, пришедших в политику в сталинское время и занимавших в целом охранительные позиции в отношении той модели социализма и взглядов на характер мирового развития, которые сформировались еще при «вожде всех народов». В лидеры стали выдвигаться представители поколения, политическая социализация которого проходила на волне десталинизации, развернувшйся после ХХ съезда партии. Вместе с тем и для этой генерации политиков допустимые пределы перемен, неизбежность которых была очевидна, во многом определялись жесткими рамками идеологии. Именно идеологические постулаты оказывали значительное влияние на характер разрабатывавшихся в условиях перестройки антикризисных рецептов. [7, с.456]
Многие факторы свидетельствовали, что к середине 1980-х гг. Советский Союз вступил в глубокий всеохватывающий кризис, в целом демонстрирующий несостоятельность «реального» социализма. По основным показателям качества и уровня жизни ее продолжительности, смертности, в том числе детской, обеспеченности населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади развитых капиталистических стран.
Актуальность темы исследования обусловлена особой значимостью данной проблематики для понимания процессов, происходящих в современной истории России. Логика событий в России в 1992—2007 гг. своими корнями уходит в советский период, определяется социально-экономической ситуацией, сложившейся на позднем этапе истории СССР.
Объектом исследования является общество СССР накануне и в период проведения реформ 19 851 991гг.
Предмет исследования: социальные реформы в СССР в 1985—1991 гг.
Цель работы: комплексный анализ социальных реформ 1985−1991 гг. в СССР в их развитии.
Объект, предмет и цель исследования определили его следующие задачи: рассмотреть состояние общества СССР накануне реформ 1985−1991 гг.;
показать, что социально-экономические реформы 19 851 991 гг. в СССР во многом стали следствием глубоких изменений, происшедших в экономике и общественной жизни СССР накануне горбачевской «перестройки»;
проследить ход социальных реформ 19 851 991 гг. в их динамике: от авторитарной модернизации до краха модели горбачевской «перестройки»;
проанализировать изменения в социальном укладе Советского Союза как один из важнейших факторов возникновения системного кризиса в СССР.
Глава 1. Социально-экономическое положение в СССР на кануне перестройки
1.1. Патернализм и социальная политика в директивной экономике СССР В директивной экономике СССР и других социалистических стран в течение десятилетий ХХ в. реализовывалась так называемая патерналистская одель социальной политики. Венгерский социолог и экономист Я. Корнаи определяет патернализм как модель, при которой «центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных средств, который представляется ему наиболее целесообразным». [13, с.345] На первый взгляд, государство, сосредоточивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Еще худшим следствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на высшую инстанцию в решении всех социальных проблем. Одна из важных черт патерналистской модели — жесткое директивное регулирование производства, распределения и обмена социальными благами и услугами. Следствием этого в СССР явилась не только непомерная для государства ноша в виде попытки директивно сбалансировать объем и структуру спроса и предложения на товары и услуги, но и резкое снижение заинтересованности производителя в изучении потребительского рынка, что привело к полному диктату производителя.
Еще одна черта патерналистской модели этатизм, огосударствление социальной сферы, ее отдельных отраслей и учреждений. Этатизм является логическим продолжением патернализма и служит инструментом прямого вмешательства государства в функционирование социальной сферы и вытеснения из нее любых субъектов, способных не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудничество в решении социальных проблем.
О.И. Шкаратан оценивает общественное устройство, сложившееся в СССР к началу 1930-х годов и сохранявшееся до 1990-х годов, как этакратическое: «Это была новая социальная система, не являвшаяся ни капиталистической, ни социалистической, которая возникла в СССР, а позднее была распространена н другие страны. Ей присущи специфические и устойчиво воспроизводящиеся черты, которые знаменуют становление новой самостоятельной социально-экономической и политической системы, которую можно именовать этакратической (дословно власть государства от франц. и греч.). Этакратизм это не цепь деформаций и отклонений от некой образцовой модели капитализма или социализма, а самостоятельная ступень и в то же время параллельная ветвь исторического развития современного общества со своими собственными законами функционирования и развития». [13, c.346]
Шкаратан называет основные черты этакратической модели: обособление собственности как функции власти, доминирование отношений типа «власть — собственность»;
преобладание государственной собственности, постоянное углубление огосударствления;
государственно-монополистический способ производства;
доминирование централизованного распределения;
зависимость развития технологий от внешних стимулов (технологическая стагнация);
милитаризация экономики;
сословно-слоевая стратификация иерархического типа, в которой позиции индивидов и социальных групп определяются их местом в структуре власти и закрепляются в формальных рангах и соотнесенных с ними привилегиях;
корпоративная система как доминирующая форма реализации властных отношений, а соответственно иерархического ранжирования объема и характера привилегий членов социума;
социальная мобильность как организуемая сверху селекция наиболее послушных и преданных системе людей;
отсутствие гражданского общества, правового государства и соответственно наличие системы подданства, партократии;
имперский полиэтнический тип национально-государственного устройства, фиксация этнической принадлежности как статуса (при определении ее «по крови», а не по культуре или самосознанию). [13, с.346−347]
Странам Центральной и Восточной Европы этакратизм навязан СССР. Особое сопротивление новой системе оказали народы стран с большим опытом рыночной экономики, демократических институтов и принадлежавшие к католической и протестантской христианским культурам. В то же время этакратизм вполне добровольно и самостоятельно произрастал в государствах, не завших зрелых буржуазных отношений, шедших другим, чем Европа, историческим путем, — в Китае и Вьетнаме, Монголии и на Кубе, что подтверждает неслучайность его возникновения. Прямое следствие этатизма чрезвычайно слабое развитие, часто и отсутствие рыночных отношений в отраслях социальной сферы. Причем уровень развития рыночных отношений отличается по отраслям. В таких отраслях, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, почти полностью отсутствовали платные формы и ресурсы для их развития направлялись из государственного и местного бюджетов и из средств предприятий. В отраслях культуры, связи и физической культуры, на пассажирском транспорте рыночные отношения приняли модифицированную форму, предусматривающую платные формы обслуживания населения, но при этом на услуги данных отраслей устанавливались заниженные по сравнению с себестоимостью цены, требовавшие постоянных и все возраставших дотаций. В третьей группе отраслей — в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании — исторически сохранялись элементы реального рынка, здесь присутствовала и некоторая доля частной собственности. Но особенно активно рыночные отношения в этих отраслях развивались в форме «теневой» экономики. [11, с.197] Еще одна существенная черта патерналистской модели эгалитаризм, т. е. равенство в потреблении материальных благ и услуг. Данный принцип социальной политики сыграл важную роль в обеспечении общедоступности социальных благ. На его основе в СССР была достигнута всеобщая грамотность, улучшены жилищные условия миллионов людей, снижена заболеваемость по большинству болезней, увеличена продолжительность жизни. Вместе с тем эгалитаризм снижал у населения стимулы к труду отрицательным образом влиял на качество предоставляемых услуг. Декларируемые государством эгалитаристские принципы часто вступали в противоречие с многочисленными привилегиями номенклатурного класса. Следующая черта патерналистской модели социальной политики гарантированная всеобщая занятость — была обусловлена отсутствием реального рынка труда. По мере интенсификации общественного производства политика всеобщей занятости столкнулась со значительными трудностями, в частности в создании все новы рабочих мест. В то же время слаборазвитая система переподготовки и переквалификации кадров в сочетании с массовой первичной подготовкой кадров не позволяла оперативно реагировать на запросы народного хозяйства. В стране существовала скрытая безработица, причем не только в форме занятости в домашнем и личном подсобном хозяйстве, но и вследствие неэффективного использования рабочего времени, особенно инженерно-техническими работниками и младшим управленческим персоналом.
Список литературы
- XXVII съезд КПСС. Курсом коммунистического созидания и мира // под ред. Никитенко П. Г., Русановой Е. М. Мн., 1987.
- Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю 1985−1991гг.: Курс лекций. М., 2002.
- Валиуллин К.Б., Зарипова Р. К. История России. XX век. Часть 2: Учебное пособие. Уфа, 2002.
- Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. 2-е изд., испр. и доп. — М., 2006.
- Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление (http://www.newchrono.ru/prcv/Publ/Gorbachev/perestroika.htm)
- Исаев И. А. История государства и права России: учебник. М., 2000.
- История России. XX век: Учеб. Пособие / О. Я. Яновский. С. В. Позняк, В. И. Меньковский и др.; Под ред. В. И. Меньковского и О. Я. Яновского. Мн., 2005 г.
- Калмыков В.Н. Роль социальной политики в обновлении общества. Мн., 1990.
- Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. М., 2002. Т. 2
- Перестройка. Десять лет спустя (аперль 1985 апрель 1995). М., 1995 г.
- Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти: 1945−1991. М., 1998.
- Ратьковский И.С., Ходяков М. В. История Советской России.
- С-Пб, 1999.
- Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. М., 2005.
- Соколов А.К., Тяжельникова В. С. Курс советской истории, 1941−1999. — М., 1999.
- Социальное развитие СССР: статистический сборник. М., 1991.
- Тимофеев Г. А. Социально-экономические реформы 1985−1991 гг. в СССР: предпосылки, динамика, результаты // автореферат на соискание уч. ст. к.и.н. Чебоксары, 2007.
- Чунтулов В.Т. и др. Экономическая история СССР: Учеб. Для экономических вузов. М., 1987.
- http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/Ve/1995/95−7illarionov/95−7illarionov020.htm