Развитие взаимоотношенй между Россией и Германией
Потенциал развития германо-российской торговли до сих пор используется не в полном объеме. Одна из причин этого заключается в диспропорциях товарной структуры двусторонней торговли: Россия экспортирует преимущественно сырье и энергоносители (так, Россия является крупнейшим поставщиков газа для Германии: на ее долю приходится около 40% германского импорта газа и 25% импорта нефти), в то время как… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Особенности формирования и реализации внешней политики Германии конца XX начала XXI века
- 1. 1. Общая характеристика внешнеэкономической деятельности Германии
- 1. 2. Особенности германо-российского сотрудничества
- Глава 2. Экономические аспекты взаимоотношения России и Германии
- 2. 1. Германия и Россия как торговые партнеры
- 2. 2. Германская экономика в России
- Глава 3. Перспективы и тенденции развития взаимоотношений России и Германии
- 3. 1. Перспективы сотрудничества Германии и России в сфере развития инженерной инфраструктуры и строительного комплекса
- 3. 2. Партнерство России и Германии в области агропромышленного комплекса
- Заключение
- Список литературы
«Развитие взаимоотношений между Россией и Германией» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что Германия крупное и влиятельное государство-член ЕС, поэтому ее внешняя политика затрагивает не только другие европейские государства, но и далекие от нее США, Россию и Китай. Поддержание сильной Европы, тесные и доверительные отношения с США и стратегическое партнерство с Россией являются столпами внешней политики Германии.
Все страны несут ответственность за мировой порядок, строящийся на сотрудничестве, уважении прав человека и социальной справедливости.
Германия хочет быть для своих друзей в Европе и в остальном мире дееспособным и одновременно надежным партнером, а так же внести активный вклад в содействие миру, устойчивому развитию, благосостоянию и справедливости во всем мире.
Одним из важных приоритетов внешней политики ФРГ является углубление интеграции государств Западной Европы. Германия играет решающую роль в построении и организации европейских структур.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Андреева Е. Л., Стровский Л. Е., Давлетшина Д. К., Мангольд, К., Размеров В. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования развитие международного сотрудничества в современном мире.
Предмет исследования развитие взаимоотношений между Россией и Германией.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть развитие взаимоотношений между Россией и Германией.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать особенности формирования и реализации внешней политики Германии конца XX начала XXI века;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об экономических аспектах взаимоотношения России и Германии;
3.Рассмотреть перспективы и тенденции развития взаимоотношений России и Германии;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Особенности формирования и реализации внешней политики Германии конца XX начала XXI века
1.1. Общая характеристика внешнеэкономической деятельности Германии
Внутренняя политика Германии направлена на поддержание правопорядка и обеспечение конституционных прав и свобод. С помощью Федерального конституционного суда решаются споры между федерацией и землями, проверяются партии и политические организации на соответствие Основному закону, обеспечиваются гарантии правового государства и отправления независимого правосудия.
Одним из самых значительных достижений свременной Германии является формирование в стране гражданского общества, опыт функционирования которого изучается во многих странах мира. Для Германии это достижение особенно важно, так как сравнительно недавно она находилась под властью нацистской диктатуры.
Гражданское общество определяется как демократическая форма самоорганизации общества независимо от государства и рынка. Демократическая, поскольку тот, кто не признает основополагающих прав гражданина и человека, не может быть частью гражданского общества. Таким образом, гражданское общество является составляющей частью демократии.
В Германии существует многообразие действующих лиц и организаций, представляющих «не государство и не рынок», а причисляемых к третьему сектору гражданскому обществу. Это профсоюзы, церковь, свободные группы избирателей, объединения по защите прав потребителей, а также союз охраны прав квартиросъемщиков, природоохранные группы, организации соседской взаимопомощи, спортивные объединения, добровольные противопожарные службы, женские организации, организации самопомощи для алкоголиков и наркоманов. В этих организациях граждане решают свои конкретные проблемы, тут осуществляется представительство их интересов, многие занимаются общественно значимой работой и тем самым берут на себя ответственность за общее благо.
«Вся власть исходит от народа», гласит статья 20, пункт 2-й Основного Закона Конституции Федеративной Республики Германии. Народ это граждане с их правами, закрепленными в конституции, имеющими, однако, и обязанности по поддержанию порядка в обществе и участию в решении его проблем. Ключевым понятием здесь является сопричастность, а она не может ограничиваться волеизъявлением у избирательных урн раз в 4 года. Живая демократия, как сказал федеральный президент Рихард фон Вайцзеккер в 1992 г., нуждается в активном, критическом соучастии граждан в жизни общества в период между выборами .
Организации и действующие лица в гражданском обществе благотворно влияют на социальный диалог и способствуют формированию общественного мнения, выравниванию общественных интересов, а тем самым и равновесию в обществе. Гражданское общество залог консолидации, а не дробления. В конечном счете, пользу от наличия гражданского общества извлекают все, а не только отдельные представители групп по интересам.
Результаты всеобщих выборов в Германии в сентябре 2002 г. показали, что коалиция социал-демократов и зеленых и ее представитель канцлер Герхард Шредер сумели остаться у власти.
Таким образом, союз социал-демократов и зеленых обладает в парламенте 306 голосами, в то время как правоцентристы сумели набрать 295. Для формирования правительства требуется получить 301 голос. «Красно-зеленая» коалиция набрала 47,1% голосов, оставив консерваторов из ХДС/ХСС позади с 45,9% голосов .
Разрыв в голосах с христианскими демократами, которых представляет Эдмунд Штойбер, ничтожен и такого ожесточенного соперничества на выборах Германия не видела за всю послевоенную историю.
Результаты выборов говорят о том, что правым удалось преодолеть последствия скандала с партийными финансами, приведшего к катастрофической потере популярности у населения к коалиции социал-демократов и зеленых .
Другим значительным результатом выборов стала потеря популярности неокоммунистических партий в Восточных землях. Это — разительный контраст с местными выборами последних лет, приведшими к власти в некоторых восточногерманских землях наследников Компартии ГДР.
В мае 2005 г. Канцлер Германии Герхард Шредер объявил о проведении осенью 2005 г. досрочных парламентских выборов (срок полномочий нижней палаты нынешнего состава истекал в сентябре 2006 года) .
Он принял это решение после поражения, которое возглавляемая им коалиция социал-демократов и «зеленых» потерпела на земельных выборах в Северном Рейне — Вестфалии. По словам главы правительства, «горькое поражение» в этой земле «ставит под вопрос способность правительства действовать». Социал-демократы набрали там чуть более 37 проц. голосов, а оппозиционные христианские демократы — 45 проц. За «зеленых», партнеров СДПГ по коалиции, проголосовали 6 проц. избирателей.
Конституционный суд Германии признал легитимным роспуск бундестага и проведение досрочных парламентских выборов.
Список литературы
- «Группа восьми» в цифрах: стат. сб. / [ред кол.: А. Е. Суринов и др.] М.: Федер. служба гос. Статистики, 2006.
- Андреева Е. Л., Стровский Л. Е. Россия и Германия. Уроки трансформации социально ориентированной экономики. Издательство: «ЮНИТИ», 2007. 191 с.
- Балуев Д.Г. Роль международных организаций в современных международных отношениях // Нижегородский журнал международных исследований. Осень 2000 — зима 2001. Н. Новгород: ИСИ, 2006.
- Биденкопф К. Федерализм и социально-экономическое развитие Германии // Мировая экономика и международные отношения, 2007. № 7. — С. 40−43.
- Блауг В. Современная Германия: Экономика страны // География в школе. — 2007. — № 2. — С. 43−45.
- Германия в Европейском союзе // «Проблемы истории и политики стран Европы и Америки». Сборник научных трудов кафедры. Выпуск № 1, М., МГИМО, 2006.
- Германия. Факты. Берлин: Федеральное министерство иностранных дел, 2003. — разделы Охрана окружающей среды и Экономика
- Герцог Р. Германо-российские отношения политический и общественный вызов / Р. Герцог // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 6.
- Давлетшина Д.К. Политика ФРГ в Европейском Союзе. Издательство: МГИМО, 2007. 214 с.
- Деловая газета «Взгляд», 14 сентября 2007 года.
- Елистратова В.В. К вопросу об объединении современной Германии // Право и политика. 2005. № 5.
- Зарицкий Б.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз М.: Юристъ, 2003.
- Иванов В. Германия меняет военную доктрину // Немецкая волна. 09.12.2006.
- Интервью Министра иностранных дел России С. В. Лаврова газете «Время новостей», опубликованное 26 декабря 2007 года
- Куатбаева Г. К. и др. Опыт Германии в управлении природными ресурсами Под. ред. К. В. Папенова / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова./ М.: МАКС Пресс, 2005.
- Мангольд, К. Россия как экономический фактор / К. Мангольд // Проблемы и теории и практики управления, 2007. № 2.
- Медведева Т.П. Финансы и экономика Германии: учебное пособие для студентов экономических специальных высших и средних учебных заведений. М.: ГИС, 2007.
- Морозов Б.Н. Россия и ФРГ: экономические связи на протяжении века. Периодизация, основные черты, особенности // Ангелос. Н. Новгород, 2006.
- НАТО уговаривают Россию вступить в альянс // Известия. 09.02.2007.
- Никитин А. Исторический опыт и приоритеты внешней политики современно Германии // Послевоенная история Германии. С. 198−206.
- Новый уровень контактов. Внешнеэкономические связи // Курс Н. 2007. № 50.
- Объединение Германии и его влияние на политику ФРГ в ЕС // «Проблемы истории и политики стран Европы и Америки». Сборник научных трудов кафедры. Выпуск № 2. 2005.
- От Рейна до Дона и Волги. Новые перспективы российско-германского сотрудничества в регионах // Деловая газета. 2008.
- Павлов Н. Внешняя политика Берлинской республики: новый «Германский путь?» // Мировая экономика и международные отношения, 2006. № 2. С.63−75.
- Позитивные тенденции в немецкой экономике. // Экономика и управление в зарубежных странах: Информ. бюл. — 2005. — N 3. — С. 14−19.
- Размеров В. Германия и Россия // Международная жизнь, 2005. № 5.
- Ришар А. Европа строит оборону // Независимое военное обозрение, № 5, 9 — 15 февраля 2007.
- Россия очень недовольна // Эксперт. № 7. 19 февраля 2007.
- Сафронова О. В. Теория международных отношений. Уч. пособие. Н. Новгород, 2006. 238 с.
- Шевченко И. Теория и практика построения социального рыночного хозяйства в Германии и России // Послевоенная история Германии: российско-немецкий опыт и перспективы. М., 2007. С. 122−127.
- Широкорад А. Б. Россия и Германия. История военного сотрудничества. М.: Вече, 2007. 400 с.
- Ягоднов П. Политика нового канцлера // Немецкая волна, 11.2.2007.
- Ярошин С. Германия в ХХ веке.