Актуальность темы
данного исследования обусловлена неослабевающим интересом современного литературоведения к постижению концепции личности И. А. Куприна, мировоззрения и системы ценностей писателя.
Анализ художественных деталей призван расширить возможности интер-претации литературного произведения, являющейся одним из важных и наибо-лее распространенных видов литературоведческих исследований. Выводы ин-терпретации отражают моральный, психологический и культурный аспекты по-нимания текста, представляющего собой выражение мысли того или иного пи-сателя, который, преобразуя реальность путем своей творческой фантазии, соз-дает модель — свою концепцию, точку зрения бытия человека. Художественная деталь — одна из форм изображения мира — представляет собой неотъемлемую часть словесно-художественного образа. Поскольку словесно-художественный образ и произведение в целом потенциально многозначны, то их сравнительная ценность, мера адекватности или полемичности по отношению к авторской кон-цепции также сопряжена с выявлением особенностей детализации изображенно-го мира автора. Научное исследование мира произведения с учетом предметной изобразительности признается многими специалистами в теории литературы одной из главных задач современного литературоведения.
Цель данного исследования состоит в целостном изучении и анализе раз-личных видов художественных деталей в творчестве Куприна, раскрытии их функций для выявления новых смыслов произведений писателя.
Цель работы определила конкретные задачи исследования:
— изучение основных положений современного литературоведения относительно роли художественных деталей в предметном мире произведения;
— анализ разновидностей деталей;
— выявление, сбор и систематизация различных видов деталей в прозе И. А. Куприна;
— раскрытие функций художественных деталей в отдельных произведе-ниях И. А. Куприна;
— определение особенностей использования И. А. Куприным деталей портрета, пейзажа, деталей-вещей, их места и роли в творческом процессе писа-теля.
Объектом настоящего исследования являются рассказы И. А. Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь».
В границах данного объекта предмет исследования — художественная де-таль — самая малая единица предметного мира произведения писателя.
Теоретической основой при написании научной работы явились труды отечественных литературоведов: А. Н. Веселовского, М. М. Бахтина, Ю.М. Лот-мана, В. В. Виноградова, В. Б. Шкловского, Г. Н. Поспелова, Д. С. Лихачева, М. Б. Храпченко, А. С. Бушмина, Л. В. Чернец, А. Б. Есина, В. Е. Хализева, В. И. Тюпы и др.
Твердым подспорьем в работе стали также художественная проза и крити-ческие статьи и письма русских писателей.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней на основе методики целостного эстетического подхода к анализу литературного произведения впер-вые предпринята попытка анализа деталей художесвенного мира И. А. Куприна.
Научно-практическая значимость исследования мотивируется тем, что его результаты могут быть использованы в таких разделах теории литературы, как теоретическая и историческая поэтика, теория образа, теория стиля.
Методологическую основу исследования составляют принципы объектив-ности и историчности в литературоведении.
Основными методами исследования являются:
— метод комплексного литературно-текстологического анализа;
— метод субъективной читательской интерпретации прозаического текста.
Структура работы определяется целями и задачами исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной час-ти (состоящей из двух глав), заключения.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются основная цель и конкретные задачи работы, указываются методы исследования.
Первая глава освещает теоретические разработки изучения художествен-ной детали в отечественном литературоведении.
Исследуются основные теоретические положения, касающиеся понятия «художественная деталь», приводятся существующие в современном литерату-роведении классификации деталей, определяются их функции в литературном произведении.
В этой же главе дается краткий обзор художественной детализации в русской литературе XIX—XX вв.ека, приводятся конкретные примеры.
Вторая глава посвящена анализу деталей портрета, а также пейзажных, психологических и вещных деталей в рассказах Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь».
В Заключении обобщаются теоретические и практические результаты ис-следования, приводятся основные положения по материалу работы.
Глава 1. Теоретическое освещение вопросов, раскрывающих поня-тие «художественная деталь», в работах отечественных литературоведов
1.1. Изучение художественной детали в рамках литературоведческого под-хода
Мир произведения представляет собой систему, так или иначе соотносимую с миром реальным. Выявление, отбор и изображение тех или иных значимых с точки зрения автора компонентов являются важной составляющей творческого процесса. Воссоздать предмет (вещь, портрет, пейзаж) во всех его особенностях писатель не в состоянии, и именно деталь или совокупность деталей замещает в тексте целое, вызывая у читателя нужные автору ассоциации.
Показательно суждение о деталях писателя С. Антонова: «В конечном счете, ценность детали не в богатстве ассоциаций, не в длине цепи представлений и образов. Ведь вся эта цепь, если бы она была выписана автором, служила бы только средством для того, чтобы воссоздать в душе читателя то же самое ощу-щение, которое испытывает сам автор. Свойство счастливо найденной детали и состоит в том, что она способна возбудить это результативное ощущение сразу, как бы минуя всю последовательно-логическую цепь представлений и образов, заставляя читателя подсознательно, с быстротой молнии прочувствовать все промежуточные ступени познания предмета».
Художественная деталь является объектом изучения таких разделов литера-туроведения, как историческая поэтика и теоретическая поэтика. С точки зрения исторической поэтики подлежит литературоведческому описанию обновление, развитие принципов и приемов детализации — от эпохи к эпохе, от гения к ге-нию. Исходя из основных положений теоретической поэтики, место детали в структуре художественной формы определяется в изображенном или предмет-ном мире произведения.
Выявление выбранных писателем деталей или системы деталей, которую целеустремленно использует писатель, другими словами, выявление соответст-вия данного «преобразования действительности» идее произведения одна из актуальных проблем современного литературоведения. Важным шагом в ее ре-шении является классификация художественных деталей.
Как в лингвистике, так и в литературоведении общей классификации деталей не сложилось.
В.Е.Хализев в пособии «Теория литературы» пишет: «В одних случаях писатели оперируют развернутыми характеристиками какого-либо явления, в других — соединяют в одних и тех же текстовых эпизодах разнородную предмет-ность» .
Л.В.Чернец предлагает группировать виды деталей, исходя из стиля про-изведения, принципы выявления которого определены А. Б. Есиным.
А.Б.Есин в классификации деталей выделяет детали внешние и психоло-гические. Внешние детали рисуют внешнее, предметное бытие людей, их на-ружность и среду обитания и подразделяются на портретные, пейзажные и вещные, а психологические — изображают внутренний мир человека.
Ученый обращает внимание на условность такого деления: «Внешняя де-таль становится психологической, если передает, выражает те или иные душев-ные движения (в таком случае имеется ввиду психологический портрет) или включается в ход размышлений и переживаний героя.
С точки зрения изображения динамики и статики, внешнего и внутренне-го, ученый определяет свойство стиля того или иного писателя по «набору сти-левых доминант». Если писатель обращает преимущественное внимание на ста-тические моменты бытия (наружность героев, пейзаж, городские виды, интерь-ер, вещи), то это свойство стиля можно назвать описательностью. Данному сти-лю соответствуют описательные детали.