Ф. И. Тютчев: традиции и новаторсва
Несмотря на малый объем, было бы справедливым признать то, что по своей содержательности сборник стихов Ф. Ш. Тютчева гораздо тяжелее многих томов. Каждое из его стихотворений содержит в себе такой глубокий смысл, о котром невозможно догадаться сразу же. Тютчев — философ, ведь он — один из «любомудров», высокоодаренных и получивших превосходное образование. Он всегда стремился понять мир… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Основные мотивы лирики Ф. Тютчева
- 2. Традиции в творчестве Ф.И. Тютчева
- 2. 1. Философская лирика Ф.И. Тютчева
- 3. Новаторства в творчестве Ф. Тютчева
- 3. 1. Любовная лирика Ф. Тютчева
- Заключение
- Список использованных источников
Поэзия Тютчева одно из драгоценнейших достояний русской классической литературы. Поэзия Тютчева полна мысли, но он был, прежде всего, художником. Он страстно любит жизнь. Радостным приятием жизни наполнены стихи «Я помню время золотое», «Нет, моего к тебе пристрастья», «Еще земли печален вид…», «Весна», «Весенние воды», «Весенняя гроза».
И в то же время именно природа, по мнению поэта, высшее блаженство человека. Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. Поэт охотно прибегал к олицетворениям:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Тютчева принято называть «певцом природы». Через обращение ней нередко раскрывается мир человеческой души во всем богато?! переживаний. Так, стихотворение «Фонтан» выражает характерную, Тютчева мысль об одновременном величии и бессилии человечески разума.
Тютчев во многом лирический поэт. Кроме великолепнейших картин природы, его перу принадлежит немало стихотворений, посвященных высокому чувству любви к женщине. В большей части из них автор тщательно скрывает своего адресата. Стихи «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Не говори: меня он, как и прежде любит», «Предопределение», «О, не тревожь меня укорой справедливой», «Сияет солнце, воды блещут» посвящены Елене Александровне Денисьевой, «последней любви» поэта.
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба охватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье;
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
1 Основные мотивы лирики Ф. Тютчева
Литературная слава ришла к Тютчеву на шестом десятке его жизни. Некрасов открыл этот поэтический талант публикацией стихотворений в «Современнике», сделав дипломата, чиновника, автора политических записок известнейшим поэтом-лириком России. Среди основных тем лирики Ф. И. Тютчева можно выделить философскую, любовную, пейзажную.
Философская лирика поэта, на первый взгляд, созвучна идеям немецкой романтической школы, с которыми он был хорошо знаком, так как много лет провел на дипломатической службе в Германии; с другой стороны, его размышления о мире и человеке поражают глобальной масштабностью. Мир Тютчева трагичен, на его стихотворениях лежит печать мучительных раздумий, раздвоенности, противоречивости. Человек в «борении стихий» видится поэту «беспомощным», «ничтожной пылью», «мыслящим тростником». Судьба и стихии владеют человеком и его жизнью (жизнью «злака земного», «сироты бездомного»), участь человеческая поэтому подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей «во всеобъемлющем море» ив бездну роковую. Из всего борения стихий и страстей исход один:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных;
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них…
Но при этом Тютчев прославляет борьбу, мужество, бесстрашие человека, с которым этот «мыслящий тростник» сопротивляется судьбе. «Мужайтесь, боритесь, о храбрые души, как бой ни жесток, ни упорна борьба!»
Все борется между собой, выявляя свою сущность в противоречиях и тем самым воплощая себя в форме. Даже под самыми светлыми и яркими покровами скрывается темное, страшное: «О, бурь заснувших не буди, под ними хаос шевелится!»
Даже такое светлое и прекрасное чувство, как любовь* Тютчев описывает двойственно. Ему знакомы, понятны ее прелести, ее «очарованье», поэт называет это чувство «жизни ключ», «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с душой родной». Любовная лирика поэта поражает силой и откровенностью выражения страсти («И сквозь опущенных ресниц угрюмый, тусклый огнь желанья»). Но одновременно сущность любви Тютчев раскрывает через изображение губительной, внутренне конфликтной, роковой страсти, «буйной слепоты», «борьбы неравной двух сердец», «поединка рокового». Любовь для поэта может быть и борьбой двух людей, ведущей к смерти:
Как в буйной слепоте страстей
О, как убийственно мы любим,
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Как и человек, природа в поэзии Тютчева находится в постоянном борении и противоречии. Вся природа одушевляется поэтом: родниковый ключ таинственно шепчет, «ночь хмурая, как зверь стойкий, глядит из каждого куста». Природа в его стихах одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
«Душу», жизнь природы поэт исследует с удивительной наблюдательностью и любовью, создавая незабываемые поэтические картины «осени первоначальной», «грозы в начале мая», летнего вечера, ночного моря, утра в горах. Образами природы Тютчев выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и вопросы: «И отчего же в общем хоре душа не то поет, что море, и ропщет мыслящий тростник». «Верный сын природы», как себя называл Тютчев, он восклицает: «Нет, моего к тебе пристрастья я скрыть не в силах, мать-земля».
Как видно из приведенных отрывков, все три темы философская, любовная, пейзажная в поэзии Тютчева теснейшим образом переплетаются.
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Все во мне, и я во всем!..
Пантеистическое мировоззрение позволяло поэту увидеть и воплотить в стихотворениях неразрывную связь всего и вся в мире, связь во Творце .
Список литературы
- Ковтунова И.И. Федор Тютчев // Ковтунова И. И. Очерки по языку русских поэтов. М.: Азбуковник, 2003
- Кузина Л. Н. Тютчев. Издательство «Правда» 1987
- www.bookland.ru
- www.rustrana.ru/article