Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста с депривацией доверия и возможности ее коррекции
![Диссертация: Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста с депривацией доверия и возможности ее коррекции](https://westud.ru/work/3344187/cover.png)
Диссертация
Работа базируется на отечественных концепциях развития ребенка, разрабатываемых в рамках культурно-исторического подхода (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович. М. И. Лисина, Л. Ф. Обухова, B.C. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.), на концепциях депривационной симптоматики у детей сирот (Дж. Боулби, Р. Шпиц, А. Фрейд, И. Лангмейер, 3. Матейчик, В. Н. Мясищев, И. А. Коробейников и др… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Доверительные отношения и психологические особенности развития детей с социальной депривацией
- Изучение проблемы депривации зарубежными и отечественными исследователями
- 1. 2. Особенности эмоционального и личностного развития детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа
- 1. 3. Доверие к миру, как условие полноценного развития личности
- 1. 4. Влияние депривации на развитие общения и доверительных отношений у дошкольников 3−5 лет
- Выводы
- ГЛАВА 2. Организация и методы эмпирического исследования
- 2. 1. Теоретическое обоснование программы экспериментально-психологического исследования
- 2. 2. Описание методов, используемых в констатирующей части исследования
- ГЛАВА 3. Интерпретация и анализ результатов констатирующей части эксперимента
- 3. 1. Изучение особенностей межличностных отношений у детей с депривацией доверия
- 3. 2. Анализ результатов исследования эмоциональной сферы у детей, воспитывающихся в разных социальных условиях
- 3. 3. Изучение личностных свойств и компенсаторных форм поведения детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома
- 3. 4. Модель формирования доверительных отношений на ранних этапах онтогенеза
- Выводы по результатам констатирующего исследования
- ГЛАВА 4. Психологическая коррекция доверительных отношений детей, с депривацией психического развития
- 4. 1. Программа и задачи коррекции доверительных отношений детей 3−5 лет в условиях детского дома
- 4. 2. Обоснование технологий коррекции деформации социально-доверительных отношений у депривированных детей
- 4. 3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы после коррекции социально-доверительных отношений у детей с депривацией доверия
- Выводы по результатам формирующего эксперимента
- Выводы
Список литературы
- Альбуханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. М., 1981.
- Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопр. психол. 1997.- № 4.
- Авдеева Н.Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения. М., 1991.
- Антоненко И.В. Социально-психологическое содержание феномена доверия. // ЧФ: Социальный психолог. 2003. № 2 (6). С.27−37.
- Барабанова В.В. Знать трудности в развитиии детей и учиться их преодолевать // Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. М., 1995. С.25−26.
- Бардышевская М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3−6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома. Дисс. на соискание уч. степени канд. психолог, наук. М., 1995.
- Басилова Т.А. Основные этиопатогенетические факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребневой. М., 1998. С. 35−48.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.
- Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общения // Общение и деятельность. -Прага, 1981.-С. 248.
- Ю.Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. -Спб., 1994.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1998.
- Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб., 2001.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. М., 1988.
- Берне Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.С. 143−147.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., 1990.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
- Велиханова А.В. Психолого-педагогическая реабилитация социально-дезадаптированных детей и младших подростков в условиях школы-интерната. Дисс. на соискание уч. степени канд. психолог, наук. Коломна, 2000.
- Веракса Н.Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. 1996. — № 3. С. 14−27.
- Выготский Л.С. Принципы социального воспитания глухонемых детей //Собр. соч.: В 6 т. -Т.5. М., 1983. С.101−114.
- Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психологя. 1991. — № 4. — С. 5−19.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М. :Педагогика, 1993. 224с.
- Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
- Габдулина Л.И., Труве Э. И. Некоторые особенности обшения и взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста, детского дома //Психолого-педагогические проблемы формирования личности Карачаевск, 1992.
- Гаек Б., Бакалараж Э. Упражнения психотерапии. Ч. 1. — Прага,
- Гарбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977. С. 272.
- Галигузова JI.H. Проблемы социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С.101−117.
- Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2002.
- Грибанова Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома // Дефектология. 1993. — № 6. — С. 13−18.
- Грибанова Г. В. Нарушения формирования привязанности у детей-сирот в раннем возрасте // Дефектология. 1994. — № 3.- С. 10−16.
- Голубь О.В. Доверие к себе как внутриличностное образование старших подростков. Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук. Ростов -на/Д., 2004.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
- Дорофеев В.А. Доверие в системе учитель-ученик при разных стилях педагогического руководства. Дисс. на соискание уч. степени канд. психолог, наук. Ростов-н/Д., 1999.
- Дьяченко О.М., Лаврентьев Т. В. Психическое развитие дошкольников. М., 1984.
- Дьяконова Т.И. Особенности характера и познавательных способностей подростков воспитанников детских домов. Дисс. на соискание уч. степени канд. психолог, наук. СПб., 2000.
- Елагина М.Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые исследования в психол. -М., 1989.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.39.3апорожец А. В. Избр. психолог, труды: В2т., М., 1986. Т. 1.
- Запорожец А.В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1986.41.3ейгарник Б. В. Психология личности: норма и патология. М., МПСИ, 1998. 352 с. 42.3инченко В. П. Психология доверия. М., 1999.
- Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2002.
- Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С. 146 151.
- Козловская Т.И. Справочник по психологии и психиатрии детского и подрасткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. СПб., С. 477−478.
- Коробейников И.А., Слуцкий В. М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефектология. 1990. — № 3. — С.19−23.
- Коробейников И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития. Автореф. дисс. доктора психолог, наук. М., 1997.
- Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный подход) // Вопр. психол. 1995. — № 1.
- Канунников Р.И. Развитие эмоциональной сферы и ее динамика у детей, воспитывающихся в детских домах. Дисс. на соискание уч. степени канд. психолог, наук. Казань, 2001.
- Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1995.51 .Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976.
- Лазарус Р. Теория стресса. Л., 1970.
- Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детскомвозрасте. Прага, 1984.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., МГУ, 1985. С. 168.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
- Лисина М.И. О механизмах смены ведущих деятельностей в первые семь лет жизни // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе: Тез. Всесоюз. симпозиума (24−26 ноября 1976, г. Тула). М., 1976. С.5−8.
- Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред Л. И. Анцыферовой. М., 1978. С.268−295.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 143с.
- Лисина М.И., Силверсту А. И. Самопознание у дошкольников. Кишенев, 1983.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь дошкольного коллектива. М., 1978. 48с.
- Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе.М., 1998.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 1999.
- Мещерякова С.Ю. Влияние общения со взрослыми на психическое развитие младенца // Мозг и поведение младенца / Под. ред. О. С. Априанова. М.: Институт психологии РАН, 1993. С. 184−220.
- Миллер С. Психология развития. Методы исследования. Питер, 2002.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1980. — № 5. — Т. 1. — С.43−53.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985. 103с.
- Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989.-№ 1. -С.32−39.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
- Мясищев В.Н. Психология отношений // Избр. психол. труды.- М.- Воронеж, 1995.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М., 1992.
- Николаева А.И., Труве Э. И. Особенности игровой деятельности детей, воспитывающихся в условиях депривации обшения с близкими взрослыми.// психологический вестник РГУ, вып.2, ч. 1., Ростов-на-Дону, 1997.
- Неверович Я.3. Роль эмоций в просоциальной мотивации поведения у детей // Тезисы научных сообщений к 21 международному психолог, конгрессу. М., 1976.
- Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: «Речь», 2002.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 173.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., Воронеж, 2000.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопросыпсихологии. 1982. — № 2. — С.80−86.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Развитие личности в условиях психической депривации // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. С 78−79, 99−104.
- Полина А.В. Особенности социально-доверительных отношений у детей с депривацией психического развития // Социальная психология XXI столетия. Т. 2 / Под. ред. В. В. Козлова, Ярославль, МАПН, 2004. С. 149−153.
- Психологическое развитие воспитанников детского дома // Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990. 264с.
- Проективная психология / Пер. С англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989.
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988.
- Репина Т.А., Антонова Т. В., Гостюхина О. М. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. М., 1987.
- Радина Н.К. Некоторые особенности формирования Я концепции у детей в условиях депривации детско-родительских отношений // Шестилетние дети. Проблемы и исследования. Нижний Новгород, 1993.
- Рутковский Б.А. Понятие доверия в марксистской этике: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Киев, 1967.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.
- Рузская А.Г. Развитие речи у детей первых семи лет в общении со взрослыми // Общение и развитие психики. М., 1986.
- Скрипкина Т.П. Доверие к себе как условие развития личности //
- Вопросы психологии. 2002. — № 1. С. 80−86.
- Скрипкина Т.П. Психология доверия. М., 2000.
- Скрипкииа Т.П. Доверие людей в процессе общения // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов- н/ Д., 1990.
- Скрипкина Т.П., Гульяни Э. К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. Ростов-н/Д., 1993.
- Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление. Автореф. дисс.. доктора психолог, наук. Ростов-н/Д., 1997.
- Сафонов B.C. О психологии доверительного общения // Проблемы общения в психологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, М., 1981. С.264−272.
- Сидоренков А.В., Психологические особенности доверия дошкольников. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001.
- Сидоренков А.В., Вишневкина М. Ю. Доверие дошкольников к незнакомым взрослым // Вопросы психологии. 2001. — № 2. — С.37−47.
- Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — С. 139−149.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем дошкольном возрасте. М.: Воронеж, 1998.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
- Соколова Е.Т., Николаева В. Н. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995.
- Соколова Е.Т. Общая психотерапия. М., 2001. С.205−239.
- Трошихина Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности. Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1997.
- Финашина Т.А. Развитие речи у детей раннего возраста, воспитывающихся в разных условиях. Дисс. на соискание уч. степени канд. психолог, наук. Калуга, 2000.
- Фурманов И.А. и др. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Минск, 1999. С.48−49.
- Фрейд А. Психопатология детства. М., 2000.
- Холмогорова А.Б. Развитие и образование особенных детей. М., 1999. С.49−53.
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — -С.61−74.
- Хорни К. Собр. соч. В 3 т., Т. З: Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. М., 1997.
- Чистякова М. И. Псхогимнастика. М., 1990.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Шипицина JI.M., Казакова Е. И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы. СПб., 2000.
- Эткинд A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Д., 1980.С. 110−114.
- Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. Питер, 2000.
- Эриксон Э. Теория личности // Психология личности. Т.1. Самара, 1996. С. 305−315.
- Эриксон Э. Детство и общество / Пер. и научный ред. А. А. Алексеев. М., 2000.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. М., 1997.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.
- Ainswort M.D. The effects of maternal deprivation. In Deprivation of Maternal WHO, Geneva, 1962.
- Bowlby J. Soins maternnilset. Sante mentall. / O.M.S. Monogr. / 1951 / № 21.
- Bowlby J. Maternal care and mental health. W.Y. 1966.
- Gewirts J.L., Baer D.M. Deprivation and satiation of social rein forcers as drive conditions. // Journal Abnormal social psychology. 1958. V 56. P. 165−172.
- Rutte M. Maternal deprivation // Child development. 1979. V.50. P. 283 305.
- Josepf R.M., Tager H. Preschool children’s understanding of the desire and knowledge constrains on intended action // Brit. J. Devel. Psychol. 1999. V. 13. N2. P. 221−243.
- Schaffer H.R. Activity Level as a constitutional determinant of infantile reaction to deprivation // Child development. 1966. V.37. P.595−602.
- Spits R.A. Hospital’s: A follow up report on investigation // Psychoanalytic study of the child. 1946. V.2. P.113−117.
- Yamagishi T. Major Theoretical Approaches in Social Dilemmas Research // Japans Psychological Review. 1989. — V. 33.
- Sears R. R. Dependency motivation. In M. R. Jones, Lincoln: University of Nebraska Press. 1963. V. 11.175