Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Контрольная работа по экономике

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, федеральная целевая программа представляет собой согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществле-ния комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, со-циально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприя-тий, реализуемых при активной поддержке государства и обеспечивающих эф-фективное решение задач общенационального… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Индикативное и директивное планирование, их отличительные особенности
  • 2. Целевые комплексные программы, порядок их разработки и источники финансирования
  • 3. Формирование концепции социально-экономического развития. Приоритетные проблемы социально-экономического развития
  • 4. Меры по социальной защите населения и решению социальных проблем
  • 5. Лицензирование отдельных видов деятельности. Экономическая сущность лицензирования
  • 6. Прогноз социально-экономического развития и его структура
  • Нормативные акты и
  • литература

Контрольная работа по экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1.Индикативное и директивное планирование, их отличительные осо-бенности

В современном экономическом словаре словосочетание «индикативное планирование» означает не директивное, а ориентирующее планирование на государственном уровне.

Индикативное планирование — это разновидность государственного регу-лирования, которое носит характер прогноза и представляет собой программы, ориентирующие и мобилизующие звенья экономической системы на выполне-ние этих программ.

Индикативное планирование — это процесс разработки и реализации про-гнозов, программ и бюджета, носящих рекомендательный характер и обеспечи-вающих управляемость экономических процессов посредством координации действий хозяйствующих субъектов и государства и ориентирование хозяйст-вующих субъектов на достижение целей социально-экономического развития.

В экономической литературе выделяют несколько подходов к определе-нию функции индикативного планирования:

— планирование на макроуровне при самостоятельности предприятий;

— ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формули-руемых государством;

— механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики.

Все эти определения индикативного планирования также применимы и к предприятию как к объекту, внутри которого происходят экономические про-цессы на уровне микроэкономики.

Система регуляторов социально-экономического развития представляет собой комплекс мер органов власти, направленных на выполнение индикаторов

развития всеми участвующими сторонами. В качестве регуляторов в системе индикативного планирования рассматриваются: налоговая политика, бюджет-ная политика, тарифная политика, административная меры (лицензирование, квотирование). Система регуляторов социальноэкономического развития, как правило, устанавливается соответствующими нормативно-правовыми актами государственной власти и обязательна к применению всеми уровнями власти.

Индикативный план комплексный документ, отражающий в виде кон-кретных показателей: цели социально-экономического развития региона, наме-чаемые для их достижения мероприятия или средства реализации, необходи-мые материальные и финансовые ресурсы.

Таким образом, по сути, речь идет о механизме партнерства в регионе, районе или городе, т. е. о механизме поиска стратегических ориентиров и обес-печения согласованных действий по их достижению.

Суть модели индикативного планирования может быть кратко сформули-рована следующим образом: это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны и со-ответствующих государственной социальн-экономической политике, а также установление мер государственного воздействия на протекание социальных и экономических процессов с целью достижения указанных параметров.

В современных условиях субъекты ориентируются на индикативное пла-нирование, подстраиваясь под государственные планы. Система индикативного планирования включает в себя как ориентирующие показатели (контрольные цифры), имеющие лишь информационное значение для предприятий, отраслей, так и директивные показатели государственный заказ, лимиты, экономиче-ские регуляторы (цены, налоги, процентные ставки)

Индикативное планирование выступает как механизм координации инте-ресов государства и интересов других субъектов экономик. При этом авторы, разделяющие эту позицию, ссылаются на французскую практику, где в рамках индикативного планирования правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. Экономисты отмечают, что пере-ход на индикативное планирование позволяет на демократической основе ко-ординировать позиции государства, бизнеса, делая основной упор на «демокра-тический характер» системы планирования, которая не позволяет государст-венной бюрократии задавить эффективное функционирование рыночных субъ-ектов. Таким образом индикативное планирование выступает одновременно и институтом рыночного механизма.

Резюмируя вышеизложенное, индикативное планирование можно обо-значить как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающей ее госре-гулирование с рыночным и нерыночным ее саморегулированием, основанной на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающей определение общенациональных приоритетов, прогно-зирование, бюджетирование, программирование и другие процедуры решений. Налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъек-тов, участвующих в реализации плана. Таким образом, индикативное планиро-вание выступает, по нашему мнению, как интеграционный процесс разработки программы деятельности предприятия, организации для достижения постав-ленных целей при обоснованных ресурсах и в установленные сроки.

Этапы традиционного планирования включают анализ, разработку плана реализацию с контролем. Индикативное планирование отличается, прежде все-го, его идеологией, основными функциями, определяющими его направляющий и координирующий характер, ориентацию на возможность участия и выполне-ния поставленных задач. Индикативное планирование имеет свой объект управленияпрежде всего уровень национальной и региональной экономики.

В отличие от директивного планирования индикативный план — это не чисто административный документ. Это, скорее, договор общественного согла-сия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организа-ции принимают на себя определенные обязательства в целях развития экономи-ки и согласованного уровня жизни населения. Он разрабатывается и реализует-ся всеми участниками, влияющими на развитие региона, района или города, с учетом интересов и при участии населения. План адресован всему сообществу, задает ориентиры для всех, показывает перспективы и бизнесу, и властям, и жителям, и потенциальным внешним инвесторам. Индикативный план не ди-ректива, а свод согласованных, признанных разумными требований предпри-ятий и населения к администрации. Это совместная договоренность о конкрет-ных мерах, имеющих стратегическую важность для региона, района или города, которые необходимо предпринять. Процесс индикативного планирования на-правлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие реше-ний, а значит и в их реализацию, широкого круга активных лиц.

2.Целевые комплексные программы, порядок их разработки и источ-ники финансирования

Особое значение в условиях перехода к рынку и формирования новых федеративных, прежде всего межбюджетных, отношений имеют федеральные целевые программы («Образование», «Доступное жилье», «Сельское хозяйст-во», «Здравоохранение») и региональные программы общегосударственного, федерального уровня. Такие программы отличаются от других резко выражен-ным территориальным аспектом содержания, состава участников, источников информации и т. д., особенностями же федеральных программ являются госу-дарственная значимость программных проблем с точки зрения жизнеобеспече-ния хозяйства и населения, реализации социально-экономической политики, а также их решение на федеральном уровне при всесторонней поддержке госу-дарства, в первую очередь, финансовой. Федеральные программы развития ре-гионов — наиболее распространенные, и их количество возрастает. За годы ре-форм такие программы осуществлялись примерно в половине субъектов Феде-рации.

В перечне федеральных целевых программ указываются:

— краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их вы-полнения;

— результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;

— требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;

— объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;

— государственные заказчики программ.

Таким образом, федеральная целевая программа представляет собой согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществле-ния комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, со-циально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприя-тий, реализуемых при активной поддержке государства и обеспечивающих эф-фективное решение задач общенационального, межтерриториального или важ-ного регионального значения в области экономического, научно-технического, социально-культурного или экологического развития региона — субъекта Рос-сийской Федерации, Экономического района, зоны, города и т. д.

В связи с работами по Комплексному научному проекту «Методологические и организационно-методические проблемы развития регионов» СО-ПСиЭС при участии Института микроэкономики провел анализ практики раз-работки десяти федеральных целевых программ и подготовил Проект «Общих методических рекомендаций по разработке федеральных Целевых программ развития регионов» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ. М.: АСТ: Астрель, 2005.
  2. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Россий-ской Федерации». Собрание законодательства РФ, 1995, № 30, ст. 2871)
  3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп. от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта, 2 июля, 31 декабря 2005 г., 27 июля 2006 г.)
  4. Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 «Об орга-низации лицензирования отдельных видов деятельности».
  5. Н.Н. Проблемы правового регулирования ответственности за нарушение лицензионно-разрешительного порядка. // Государство и право. 2000. — № 9. С.29−30.
  6. В. Целевые региональные программы //Общество и экономика. — 2000.- № 2. — с. 92.
  7. А.А. Основные аспекты государственного регулирования экономических отношений. // Юрист. 2000. — № 10. С. 34.
  8. И. Н. Региональные программы: проблемы и перспективы // Экономист. — 2004. — № 2. — с. 68
  9. А. П. Региональная экономика. М.: Инфра — М, 2004 с. 214
Заполнить форму текущей работой