1.Индикативное и директивное планирование, их отличительные осо-бенности
В современном экономическом словаре словосочетание «индикативное планирование» означает не директивное, а ориентирующее планирование на государственном уровне.
Индикативное планирование — это разновидность государственного регу-лирования, которое носит характер прогноза и представляет собой программы, ориентирующие и мобилизующие звенья экономической системы на выполне-ние этих программ.
Индикативное планирование — это процесс разработки и реализации про-гнозов, программ и бюджета, носящих рекомендательный характер и обеспечи-вающих управляемость экономических процессов посредством координации действий хозяйствующих субъектов и государства и ориентирование хозяйст-вующих субъектов на достижение целей социально-экономического развития.
В экономической литературе выделяют несколько подходов к определе-нию функции индикативного планирования:
— планирование на макроуровне при самостоятельности предприятий;
— ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формули-руемых государством;
— механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики.
Все эти определения индикативного планирования также применимы и к предприятию как к объекту, внутри которого происходят экономические про-цессы на уровне микроэкономики.
Система регуляторов социально-экономического развития представляет собой комплекс мер органов власти, направленных на выполнение индикаторов
развития всеми участвующими сторонами. В качестве регуляторов в системе индикативного планирования рассматриваются: налоговая политика, бюджет-ная политика, тарифная политика, административная меры (лицензирование, квотирование). Система регуляторов социальноэкономического развития, как правило, устанавливается соответствующими нормативно-правовыми актами государственной власти и обязательна к применению всеми уровнями власти.
Индикативный план комплексный документ, отражающий в виде кон-кретных показателей: цели социально-экономического развития региона, наме-чаемые для их достижения мероприятия или средства реализации, необходи-мые материальные и финансовые ресурсы.
Таким образом, по сути, речь идет о механизме партнерства в регионе, районе или городе, т. е. о механизме поиска стратегических ориентиров и обес-печения согласованных действий по их достижению.
Суть модели индикативного планирования может быть кратко сформули-рована следующим образом: это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны и со-ответствующих государственной социальн-экономической политике, а также установление мер государственного воздействия на протекание социальных и экономических процессов с целью достижения указанных параметров.
В современных условиях субъекты ориентируются на индикативное пла-нирование, подстраиваясь под государственные планы. Система индикативного планирования включает в себя как ориентирующие показатели (контрольные цифры), имеющие лишь информационное значение для предприятий, отраслей, так и директивные показатели государственный заказ, лимиты, экономиче-ские регуляторы (цены, налоги, процентные ставки)
Индикативное планирование выступает как механизм координации инте-ресов государства и интересов других субъектов экономик. При этом авторы, разделяющие эту позицию, ссылаются на французскую практику, где в рамках индикативного планирования правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. Экономисты отмечают, что пере-ход на индикативное планирование позволяет на демократической основе ко-ординировать позиции государства, бизнеса, делая основной упор на «демокра-тический характер» системы планирования, которая не позволяет государст-венной бюрократии задавить эффективное функционирование рыночных субъ-ектов. Таким образом индикативное планирование выступает одновременно и институтом рыночного механизма.
Резюмируя вышеизложенное, индикативное планирование можно обо-значить как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающей ее госре-гулирование с рыночным и нерыночным ее саморегулированием, основанной на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающей определение общенациональных приоритетов, прогно-зирование, бюджетирование, программирование и другие процедуры решений. Налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъек-тов, участвующих в реализации плана. Таким образом, индикативное планиро-вание выступает, по нашему мнению, как интеграционный процесс разработки программы деятельности предприятия, организации для достижения постав-ленных целей при обоснованных ресурсах и в установленные сроки.
Этапы традиционного планирования включают анализ, разработку плана реализацию с контролем. Индикативное планирование отличается, прежде все-го, его идеологией, основными функциями, определяющими его направляющий и координирующий характер, ориентацию на возможность участия и выполне-ния поставленных задач. Индикативное планирование имеет свой объект управленияпрежде всего уровень национальной и региональной экономики.
В отличие от директивного планирования индикативный план — это не чисто административный документ. Это, скорее, договор общественного согла-сия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организа-ции принимают на себя определенные обязательства в целях развития экономи-ки и согласованного уровня жизни населения. Он разрабатывается и реализует-ся всеми участниками, влияющими на развитие региона, района или города, с учетом интересов и при участии населения. План адресован всему сообществу, задает ориентиры для всех, показывает перспективы и бизнесу, и властям, и жителям, и потенциальным внешним инвесторам. Индикативный план не ди-ректива, а свод согласованных, признанных разумными требований предпри-ятий и населения к администрации. Это совместная договоренность о конкрет-ных мерах, имеющих стратегическую важность для региона, района или города, которые необходимо предпринять. Процесс индикативного планирования на-правлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие реше-ний, а значит и в их реализацию, широкого круга активных лиц.
2.Целевые комплексные программы, порядок их разработки и источ-ники финансирования
Особое значение в условиях перехода к рынку и формирования новых федеративных, прежде всего межбюджетных, отношений имеют федеральные целевые программы («Образование», «Доступное жилье», «Сельское хозяйст-во», «Здравоохранение») и региональные программы общегосударственного, федерального уровня. Такие программы отличаются от других резко выражен-ным территориальным аспектом содержания, состава участников, источников информации и т. д., особенностями же федеральных программ являются госу-дарственная значимость программных проблем с точки зрения жизнеобеспече-ния хозяйства и населения, реализации социально-экономической политики, а также их решение на федеральном уровне при всесторонней поддержке госу-дарства, в первую очередь, финансовой. Федеральные программы развития ре-гионов — наиболее распространенные, и их количество возрастает. За годы ре-форм такие программы осуществлялись примерно в половине субъектов Феде-рации.
В перечне федеральных целевых программ указываются:
— краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их вы-полнения;
— результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
— требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;
— объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
— государственные заказчики программ.
Таким образом, федеральная целевая программа представляет собой согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществле-ния комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, со-циально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприя-тий, реализуемых при активной поддержке государства и обеспечивающих эф-фективное решение задач общенационального, межтерриториального или важ-ного регионального значения в области экономического, научно-технического, социально-культурного или экологического развития региона — субъекта Рос-сийской Федерации, Экономического района, зоны, города и т. д.
В связи с работами по Комплексному научному проекту «Методологические и организационно-методические проблемы развития регионов» СО-ПСиЭС при участии Института микроэкономики провел анализ практики раз-работки десяти федеральных целевых программ и подготовил Проект «Общих методических рекомендаций по разработке федеральных Целевых программ развития регионов» .