Актуальность темы
не вызывает сомнений. Конец XX начало XXI веков ознаме-нован крупномасштабным развитием демократических форм интеграционных образо-ваний. На примере Европы мы можем наблюдать процесс политической и экономиче-ской интеграции, в то же сохраняется достаточно широкая суверенность стран, кото-рые входят в состав Европейского Союза. Следуя этому примеру, другие страны мира тоже вливаются в интеграционный процесс. XXI век век интеграционных процессов, которые нуждаются в подробном юридическом исследовании. Особое внимание сле-дует уделить конфедеративной форме государственного объединения, как особо зна-чимой альтернативой другим видам межгосударственных образований, таким как со-общества, содружества, лиги, унии и т. п.
Исследование и правовой анализ теории конфедерализма является одной из пер-спективных тем в контексте развития отношений государств, появившихся на постсо-ветском пространстве. После приобретения ими статуса полной суверенности, в отно-шениях с другими государствами преемниками они стали использовать те или иные элементы конфедерализма.
Вероятно, что конфедеративное объединение государств является некой ступе-нью в выстраивании необходимых условий и надстроек союзного государства. Многие бывшие страны СССР не готовы полностью и даже частично терять государственный суверенитет, терять статус субъекта международного права, признавая верховенство международных организаций. Именно это и обусловливает необходимость и перспек-тивность развития института конфедерализма, так как эта модель объединения госу-дарств является компромиссной в дальнейшем интеграционном процессе. Следует от-метить, что несмотря на актуальность данной проблемы, остается очень много неясно-стей в юридической природе конфедеративных образований. К сожалению, в литера-туре им уделено не такое большое внимание как федеративному устройству госу-дарств. В частности отсутствует однозначное определение понятия «конфедерации», так же как на сей день отсутствует единая позиция относительно её места в теории го-сударства и права.
К вопросам связанным с институтом конфедеративного устройства обращались такие авторы как Р. В. Иванов, С. Ю. Михайлова Л.Х. Мингазова, С. И. Паньковский, А. Я. Капустин, Г. И. Курдюков, Н. А. Ушаков, С. Ю. Кашин, А. О. Четвериков, П.А. Ка-линиченко, А. В. Арбузов, Б. М. Лазарев и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с кон-федерацией как формой государственного устройства. Предмет исследования нормы законодательства и доктринальные источники. Целью исследования является ком-плексное исследование конфедеративной формы государственного устройства. Для этого поставлены задачи:
— изучить историю и развитие международных объединений, а так же юридиче-ские основы конфедеративного объединения государств
— проанализировать возникновение и развитие конфедеративного объединения государств, определив факторы, которые привели конфедерации прошлого к наиболее тесной и форме межгосударственного объединения, и выявление причин по которым такие объединения становятся невозможными (Австро-Венгрия, Сирия и Египет, Се-негал и Гамбия)
— рассмотреть структуру становления и развития конфедеративного объединения государств на примере Европейской интеграции.
— исследовать учредительные документы конфедеративных объединений, компе-тенцию конфедерации, делегированную государствами-членами такого объединения, и суверенные права самих государств-членов конфедерации
По своей структуре работа состоит из двух глав, разбитых на параграфы, введе-ния, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЕДЕРАЦИИ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1. Историко-правовой анализ возникновения и развития конфедераций
Историеских примеров конфедеративных образований, как формы союза госу-дарств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, было достаточное количество. Образовывались они на различных этапах развития истории, но, однако, после непродолжительного существования либо полностью распадались, либо обрета-ли федеративную форму государственного устройства. Смотря в глубь истории, мож-но причислить к конфедеративным образованиям следующие союзы государств: Швейцарскую конфедерацию в 1291—1798 гг. и 1815−1848 гг.; Республику Соединенных провинций в Нидерландах в 1579—1795 гг.; Германскую конфедерацию в 1815—1866 гг.; Соединенные Штаты Америки в 1781—1787 гг.; Конфедеративные Штаты Америки в 1861—1865 гг., а также некоторые другие конфедеративные образования .
Попытки создания конфедераций предпринимались и в XX столетии. Одним из примеров было создание конфедерации Сенегамбии, объединившей два государства — Гамбию и Сенегал в конфедеративный союз, но, образованный в 1981 году, он уже че-рез несколько лет распался. Несколько раньше попытку создания конфедеративного образования предприняли Египет и Сирия, которые в феврале 1958 года создали на конфедеративной основе Объединенную Арабскую Республику. Но и этот союз госу-дарств просуществовал недолгое время. В сентябре 1961 года в результате переворота было объявлено о выходе Сирии из союза двух государств и образовании независимой Сирийской Арабской Республики. Следует отметить, что в марте 1958 года к Объеди-ненной Арабской Республике примкнуло еще одно государство Аравийского полуост-рова — Йемен, но этот акт имел только лишь формальное значение.
Отдельные элементы конфедеративного устройства можно наблюдать в функ-ционировании государственного механизма Объединенных Арабских Эмиратов, где два султаната — Абу-Даби и Дубай — сохраняют суверенные права. Им, в частности, принадлежит право абсолютного вето на федеральное законодательство. Они имеют собственные армии и системы денежного оборота.
Уже дважды (в 1980 и 1995 гг.) в Канадской провинции Квебек проводились референ-думы, целью которых провозглашалось предоставление больших прав (вплоть до отделения от Канады) этой франкоязычной провинции. Однако проект суверенитета-ассоциации, выдви-нутый Квебекской партией и прдполагавший использование элементов конфедерализма, был оба раза отвергнут населением Квебека. Быстро к конфедеративной форме устройства идет Западная Европа, но уже сейчас она рассматривается как переходная форма к федерализму. Конфедераций классического типа ныне в мире не существует вовсе, даже Швейцария, не-смотря на то, что официальное название страны по Конституции этого государства, принятой в 1999 году, — Швейцарская Конфедерация, по форме государственного устройства является федеративным государством. Аналогичная ситуация в Канаде, — хотя официально продолжает употребляться слово «конфедерация», эта страна фактически давно уже стала федерацией.
В СССР конфедерацию считали формой государственного устройства, прису-щей только буржуазным государствам. Прежние подходы подвергли критике: «Буржу-азный ученый, даже наиболее современный, берет эти различные виды государствен-ных объединений всех исторических и даже доисторических эпох и ищет в них общие признаки, пытается свести их всех к единой абстрактной формуле. Такая работа бес-плодна и ничего дать не может, кроме более или менее удачных, остроумных, даже блестящих формул без всякого содержания». Поэтому античные союзы в качестве примера конфедераций не принимались во внимание. В новейших российских работах начинают появляться в качестве примеров конфедерации древние союзы: Морской союз греческих полисов, Делосский союз и другие. Но, если союзы Древнего Мира представляют интерес с позиции исторического уяснения сущности территориального объединения, то средневековые объединения государств, по праву считавшиеся при-оритетной формой государственного устройства, являются ценной эмпирической ба-зой для проведения исследования и выявления сути конфедерации государств.
Процесс создания конфедераций не миновал и Европу. Ещё в 1967 году B.C. Петров писал что «конфедерация вполне возможна как переходная форма на пути вос-соединения Германии». В отношении того, была ли конфедерация между ГДР и ФРГ в процессе их объединения в литературе существуют две противоположные точки зре-ния. Одни полагают, что «…оно осуществилось в 1990 г. другим путем», другие ут-верждают, что «…на очень короткий период (июль — октябрь 1990 г.) ГДР и ФРГ обра-зовали конфедерацию как экономический, валютный и социальный союз».
Исторический анализ возникновения и развития конфедеративных образований и опыт такой истории свидетельствует о том, что эта форма является, во многом, пере-ходной либо к полному распаду конфедеративного союза (Австро-Венгрия, Сирия и Египет, Сенегал и Гамбия и другие), либо к федеративной форме государственного устройства (США, Германия, Швейцария). По сути, совмещая в себе черты как между-народно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения. Решающее значение при этом имеют этнические и, прежде всего, экономические факторы: «единственным условием, обеспечивающим трансформацию конфедерации в федерацию, является на-личие экономических основ интеграции хозяйственных комплексов ее субъектов в еди-ное экономическое пространство». Фактически только такие факторы смогли бы сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое.